Интегрированный класс что это
Интегрированное обучение: форма инклюзивного образования
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
Конечно же, интегрированная форма обучения, как и любое другое новшество, имеет как сторонников, так и тех, кто ее не принимает. И обсуждают ее как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте и мы присоединимся к активным участникам обсуждения системы современного образования, и рассмотрим все особенности интегрированного обучения, которое сегодня активно развивается в Томской, Новгородской, Нижегородской, Владимирской, Московской и других областях.
Интегрированные классы: что это такое и как в них попасть?
В современном обществе много говорится о предотвращении дискриминации инвалидов здоровыми детьми. Одним из способов достижения равноправия детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников является создание интегрированных классов. Многие считают, что дети с особыми возможностями развития при данной форме обучения получат более качественное образование, нежели в специальных учреждениях. Что такое интегрированные классы? Это такие классы, где созданы условия для обучения детей-инвалидов. При этом обучение в них ведется как по программам, соответствующим нарушению детей, так и по программам для массовых школ.
В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники. Основание для приема детей в интегрированные или специальные классы является подача заявления родителей, которое оформляется по приказу руководителя учреждения. Для детей, имеющих проблемы с опорнодвигательным аппаратом, такая форма обучения может быть выбрана как приоритетная, если нет нарушений слуха, зрения, психического развития и поведенческих реакций.
Преимущества интегрированного обучения
В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.
Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.
Недостатки интегрированного обучения
Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.
Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.
Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.
Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.
Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.
Интегрированное обучение: быть или не быть?
Исходя их всего выше сказанного, можно сделать однозначный вывод, что создание интегрированных классов в нашей стране сопряжено с целым рядом сложностей, из-за которых своевременность и эффективность такой формы обучения вызывает серьезные сомнения.
Так может быть, лучше оставаясь в старой системе, дополнять ее некоторыми элементами инклюзивного образования? Например, заниматься развитием ребенка с раннего детства, пользуясь советами педагогов-коррекционистов. Или создавать дошкольные учреждения для особенной категории детей. Ведь чем раньше они овладеют специальными навыками, тем быстрее они смогут интегрироваться в общество.
Понятно только одно, что в любом вопросе должна быть золотая середина: нельзя игнорировать все новшества, как нельзя рушить все старое до основания.
И при достижении такой «золотой середины» (например, если дети будут обучаться вместе где-то со старшего звена общеобразовательных школ) инклюзивное образование может быть качественным.
Интегрированный класс что это
В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники.
Бесплатные занятия с логопедом
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
Конечно же, интегрированная форма обучения, как и любое другое новшество, имеет как сторонников, так и тех, кто ее не принимает. И обсуждают ее как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте и мы присоединимся к активным участникам обсуждения системы современного образования, и рассмотрим все особенности интегрированного обучения, которое сегодня активно развивается в Томской, Новгородской, Нижегородской, Владимирской, Московской и других областях.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КЛАССЫ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК В НИХ ПОПАСТЬ?
В современном обществе много говорится о предотвращении дискриминации инвалидов здоровыми детьми. Одним из способов достижения равноправия детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников является создание интегрированных классов. Многие считают, что дети с особыми возможностями развития при данной форме обучения получат более качественное образование, нежели в специальных учреждениях. Что такое интегрированные классы? Это такие классы, где созданы условия для обучения детей-инвалидов. При этом обучение в них ведется как по программам, соответствующим нарушению детей, так и по программам для массовых школ.
В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники. Основание для приема детей в интегрированные или специальные классы является подача заявления родителей, которое оформляется по приказу руководителя учреждения. Для детей, имеющих проблемы с опорнодвигательным аппаратом, такая форма обучения может быть выбрана как приоритетная, если нет нарушений слуха, зрения, психического развития и поведенческих реакций.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.
Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.
НЕДОСТАТКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.
Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.
Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.
Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.
Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Исходя их всего выше сказанного, можно сделать однозначный вывод, что создание интегрированных классов в нашей стране сопряжено с целым рядом сложностей, из-за которых своевременность и эффективность такой формы обучения вызывает серьезные сомнения.
Так может быть, лучше оставаясь в старой системе, дополнять ее некоторыми элементами инклюзивного образования? Например, заниматься развитием ребенка с раннего детства, пользуясь советами педагогов-коррекционистов. Или создавать дошкольные учреждения для особенной категории детей. Ведь чем раньше они овладеют специальными навыками, тем быстрее они смогут интегрироваться в общество.
Понятно только одно, что в любом вопросе должна быть золотая середина: нельзя игнорировать все новшества, как нельзя рушить все старое до основания.
И при достижении такой «золотой середины» (например, если дети будут обучаться вместе где-то со старшего звена общеобразовательных школ) инклюзивное образование может быть качественным.
Классы с интегрированным обучением: уйти нельзя остаться
На днях услышала от знакомой рассуждения на тему интегрированного обучения. Она решила не отдавать пока малышку в школу (благо возраст девочки позволяет), но не потому, что мама хочет, чтобы ребенок лучше подготовился к школе, а потому, что место ей предложили только в классе с интегрированным обучением. А в другую школу вести девочку знакомая не хочет. Вот и приняли решение на домашнем педсовете подождать еще годик.
Я задалась вопросом: а чего собственно знакомая боится? И, как выяснилось, не только она. Почитав форумы мамочек, я увидела, что оказывается, проблема есть. У родителей возникают вопросы: «А если мы не хотим? А почему нас не предупредили? А как это отразится на моем ребенке?»
Давайте разбираться – что же такое классы с интегрированным обучением и чем они отличаются от обычных.
Уже давно в нашей стране не употребляют такие термины, как ребенок с дефектами, ребенок с умственной отсталостью. Медицинскими терминами оперируют врачи, а психологи и педагоги употребляют термин «дети с особенностями психофизического развития». Каждый ребенок по сути особенный, и эти дети тоже особенны в своих каких-то личных характеристиках. Собственно и создаются интегрированные классы для того, чтобы дети не чувствовали, что они в чем-то ущемлены или ограничены. Современная система образования идет в направлении признания права каждого ребенка на обучение, не бывает неперспективных и отсталых детей, успеха может достигнуть каждый.
Зачислять ребенка с ОПФР в интегрированный класс решает ЦКРОиР района, где проживает ребенок. Для начала нужно пройти обследование медико-психолого-педагогической комиссией. Родители получают заключение с рекомендациями о дальнейшем обучении. Если такого класса в школе нет, то опять же в ЦКРОиР объяснят процедуру его открытия.
В интегрированных классах дети с ОПФР получают квалифицированную помощь учителя-дефектолога и могут обучаться по специальным программам отдельно, если на то есть показания. А на таких уроках, как музыка, физическая культура, все дети находятся вместе и участвуют в общей деятельности. В классах должно быть не более 20 человек, из них 1-6 человек – ребята с ОПФР.
Фото с сайта www.1tv.ru
В таких классах детишки учатся быть терпимыми, заботиться о ближнем, адекватно относиться к людям, которые чем-то на нас не похожи. Все это, несомненно, плюс. Но родители не спешат отдавать своих чад в интегрированные классы, мотивируя это тем, что не за кем будет тянуться, и общий уровень подготовки детей будет страдать. На форумах мамочки часто обсуждают то, что не были поставлены в известность о том, что их ребенок будет обучаться в интегрированном классе. Конечно, это недопустимо, и администрация школы обязана поставить в известность всех родителей. А есть и проблемы посерьезнее: родители жалуются на неадекватное поведение ребят с ОПФР, на агрессию с их стороны.
Все это, несомненно, может оттолкнуть родителей от обучения в таком классе. Но нужно помнить, что особенности у детишек бывают разные. Это могут быть проблемы со слухом, зрением, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а рядом с вашим малышом за партой может сидеть ребенок без особенностей, при этом поведение его будет желать лучшего.
Думаю, у каждого в классе или школе были хулиганы, драчуны, задиры, в общем, ребята, с которыми было сложно сладить не только сверстникам, они были головной болью всего педагогического состава учреждения образования. Во времена моей учебы в школе таких ребят было много. Их жестокость и невоспитанность иногда просто поражала.
В вопросах организации обучения в интегрированных классах многое зависит от администрации школы и адекватного подхода к родителям и детям со стороны учителей. Нужно грамотно и корректно информировать родителей, рассказывать все нюансы обучения в таких классах, ведь нет ничего более пугающего, чем недостаток информации. Когда ее не хватает, или от тебя что-то скрывают, то закрадывается подозрение: значит что-то не так, и я не хочу чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе.
Фото с сайта omsk.net
Недавно общественность всколыхнула бесчеловечная история младшей сестренки известной модели Натальи Водяновой. Девочка-аутист с няней пришли в кафе в Нижнем Новгороде, и их выгнал хозяин заведения, при этом сказав, что девушка отпугивает посетителей. Разгорелся скандал, приехала милиция. Повезло, что сестрой девочки оказалась всемирно известная модель, которая к тому же занимается благотворительностью. Конечно, Наталья не стала молчать. А сколько таких случаев происходит каждый день с детьми, которых некому защитить?
Фото с сайта belapdi.org
Наверное, задав себе вопрос, хочу ли я, чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе, нужно задать себе еще пару вопросов.
Почему в странах Европы дети с особенностями беспрепятственно могут посещать кафе и рестораны, и на них не будут показывать пальцем.
Почему, к примеру, в Израиле бабушки и дедушки в инвалидных колясках проводят время не дома в четырех стенах, а в парках, возле моря, на улице?
Почему не так давно наша девочка из Беларуси с ДЦП Ангелина Уэльская заявила о себе на весь мир как модель и принимает участие в модных проектах в Европе, а девушка-модель с синдромом Дауна Маделин Стюарт участвует в Неделе моды в Нью-Йорке? Возможно ли такое у нас? К таким вопросам, безусловно, добавляются другие вопросы материального характера. А создана ли у нас безбарьерная среда для таких людей? Может ли наше государство обеспечить людям с ОПФР достаточную психологическую и педагогическую поддержку, реабилитацию, помочь им реализоваться, привить в особых случаях нужные социальные навыки? Пока я вижу только вопросы, ответов очень мало. Нужно, прежде всего, что-то менять в себе, чтобы эти ответы появились.
Фото с сайта angelvalentina.livejournal.com
Фото с сайта gorodskoyportal.ru
И напоследок добрая история от одной мамы с просторов интернета: «Моя дочь ходит в садик, где есть один слепой мальчик. Дочка не знала, что значит «слепой», и я объяснила ей. Когда на следующий день я пришла забирать ее из садика, она сидела напротив этого мальчика с закрытыми глазами и рассказывала ему, как выглядят деревья. Улыбка у мальчика была до ушей. »
Интегрированное обучение
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
• интегративной деятельности: вместе, взаимозависимо;
• взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
• взаимного согласия и договоренности о наиболее полном участии в общем деле.
Ресурсный класс/кабинет — отдельный кабинет для специальных занятий, в котором учащиеся общеобразовательных классов могут получить дополнительную поддержку специалистов. Ученики с особенностями развития проводят часть дня вместе со своими одноклассниками в регулярном классе, а часть — в ресурсном классе.
Четыре функциональные зоны классной комнаты
Зона для групповых занятий
Зона для отдыха и сенсорной разгрузки
Зона для индивидуальных занятий
Рабочая зона учителя
Интегрированное обучение и воспитание
Интегрированное обучение и воспитание– организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
Задачи интегрированного обучения:
Классы интегрированного обучения и воспитания:
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
Задачи интегрированного обучения:
Классы интегрированного обучения и воспитания:
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Ко 2-му апреля, всемирному дню распространения информации об аутизме,
в нашей школе прошла акция «Зажги синим» и выставка работ, сделанных учениками, обучающимися по инклюзивной программе. Ребята из разных классов нашей школы, узнав о мероприятии, пришли поддержать детей из инклюзивного класса. В акции приняли участие и сотрудники школы. Синий ребята зажигали отпечатками ладошек, оставленными на плакате. Мы очень благодарны всем за поддержку и понимание и участие!
Хочется сказать отдельное спасибо директору школы Белоусовой Зое Петровне и классному руководителю Павленко Наталье Константиновне за поддержку, создание комфортных условий для учебы и социализации наших детей.
Мультфильмы моими глазами
Это выставка Кости, он учится в 2 «А» классе. Косте нравится смотреть мультфильмы, если сюжет его увлекает или нравятся какие-то персонажи, то он старается отобразить все это в пластилине. Очень часто вместе с пластилином Костя использует детали конструктора «Лего», цветную бумагу или другие подходящие предметы. Когда какие-то детали его не устраивают по форме, то он старается их подточить. Если Костю не устраивает цвет используемых деталей, то он раскрашивает их красками в нужный ему цвет. Увлекшись, Костя может провести за лепкой долгое время. Он любит играть со слепленными пластилиновыми фигурками персонажей, разыгрывая с ними сюжеты из мультфильмов. А в последнее время Костя старается нарисовать интересные ему сюжеты. Смотрите и радуйтесь вместе с нами.