Интеллект что это такое простыми словами
интеллект
Полезное
Смотреть что такое «интеллект» в других словарях:
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, напр., душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И.» представляет собой лат.… … Философская энциклопедия
ИНТЕЛЛЕКТ — [лат. intellectus] 1) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека; 2) киб. искусственный и. название кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка
интеллект — а, м. intellect m., нем. Intellekt <лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС 1. В статье самым просвещеннейшим образом доказывалась настоятельная необходимость усилить в солдате интеллект (так… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
интеллект — мыслительные способности, нус, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова Словарь русских синонимов. интеллект см. ум Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИНТЕЛЛЕКТ — (от латинского intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Современная энциклопедия
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Большой Энциклопедический словарь
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин … Психологический словарь
ИНТЕЛЛЕКТ — (лат. intellektus разумение, познание) система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в… … Новейший философский словарь
Интеллект – что это?
О таком понятии, как интеллект, слышал, пожалуй, каждый. Но способны ли вы сформулировать, что это такое? Впрочем, сразу небольшой спойлер – единого определения нет даже у ученых. В предыдущих статьях мы рассматривали социальный и эмоциональный интеллект, который можно назвать либо продолжением «традиционного», либо его противоположностью. В данном материале мы поговорим о том, что скрывается за термином «человеческий интеллект», что его составляет и можно ли его развить.
Что такое интеллект?
У интеллекта довольно много определений, и сложно дать одно – четкое и всеобъемлющее. Постараемся объединить, выделить самое важное и передать саму суть интеллекта.
Попытки определить его, изучить и измерить предпринимались и предпринимаются весьма активно. С другой стороны, научное сообщество до сих пор не может прийти к согласию относительно различных теорий и составляющих данного феномена. Это также не позволяет дать ему четкое определение и точно его измерить. Встречаются даже призывы отказаться от столь размытого термина и заменить его более конкретными и точными (чего пока так и не произошло).
Две теории по структуре интеллекта
Существует много теорий по структуре, составляющим интеллекта и т.д. Предлагаем остановиться на двух, самых известных: Чарльза Спирмена и Реймонда Кеттелла (того самого, кто является автором одноименного 16-факторного теста). Рассмотрим обе теории.
Два фактора Чарльза Спирмена
Психолог Чарльз Спирмен еще в начале прошлого века выделил два главных, на его взгляд, фактора: G-фактор (от general – общий) и S-фактор (от special – специфический). Первый характеризует общий уровень интеллекта, второй – конкретные способности человека, особенности его мышления, восприятия и т.д., которые задействуются при решении конкретных задач.
Два интеллекта Реймонда Кеттелла
В свою очередь, Реймонд Кеттелл рассматривал следующие два вида интеллекта:
Иными словами, если перед нами встает некая задача и мы понимаем, что когда-то с подобной уже сталкивались, то мы задействуем кристаллизовавшийся интеллект. Если же непосредственно такого опыта у нас нет – то подвижный.
Можно ли развить интеллект?
На уровень интеллекта влияет множество факторов: генетика, уровень жизни и культура семьи, воспитание и развитие ребенка в раннем возрасте и даже состояние здоровья матери во время беременности и то, соблюдала ли она рекомендации по здоровому образу жизни. Но все это не значит, что интеллект формируется только в утробе матери и детском возрасте. Да, в раннем детстве и в школьные годы многое закладывается, но интеллект вобрал в себя много различных составляющих, и, конечно, он поддается развитию.
Вопрос, скорее не в том, можно ли его развить, а как это сделать и сколько усилий нужно приложить, чтобы дойти до желаемого уровня. Скажем, человеку с развитым абстрактным мышлением и отличной памятью придется приложить меньше усилий, чтобы повысить ай-кью, чем тому, у кого эти способности не столь высоки.
Чтобы развить интеллект, нужно вести качественную работу по самым различным направлениям: внимательность и логическое мышление, умение анализировать, тренировка памяти и многое другое. Иными словами, если вы хотите повысить IQ, вам стоит найти те области, которые вы хотите подтянуть, и работать над ними. Самое важное – держать мозг в тонусе и давать ему разнообразную работу. Изучение иностранных языков, упражнения нейробики, игра в шахматы, освоение новых интеллектуальных навыков, решение математических задач – все это и многое другое поможет повысить уровень IQ.
Изменить свой IQ с помощью нашего теста можно здесь.
Шесть составляющих интеллекта человека. Простые и рабочие советы как стать умнее
Сегодня мы подробно разберем интеллект — что это такое простыми словами. Однако, есть плохая и хорошая новость. Плохая заключается в том, что мы уже имеем потолок в определенных областях нашего мышления. Что дано, то и есть. Этот потолок можно лишь немного приподнять. Хорошая новость в том, что у есть иные стороны нашего интеллекта, которые естественно поддаются развитию. В этих областях вопрос вполне реализуем. Для этого и нужно хорошо понимать, что такое интеллект.
Мы также будем избегать шаблонов и банальностей. И никаких приглашений на тренинг или платных консультаций. Без долгих вступлений — начнем.
Из чего состоит интеллект человека
Что такое наш интеллект согласно Википедии?
Интеллект, это качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности
Разберем это более подробно и доступным языком. Это важно и нужно для того, чтобы точно знали, чем мы ограничены с рождения, а какая часть интеллекта станет нашей сильной стороной. Далеко не все это понимают, поэтому ставят крест на себе, либо пытаются сделать невозможное тратя силы и время.
Есть и другая сторона этого вопроса.
Вроде бы умный человек от рождения, но на этом останавливается, хотя мог бы стать умнее. Часто просто не знаем самого себя.
Пока берем на заметку
Итак, наш интеллект состоит из шести частей:
Начнем с ума. Есть две главных функции ума.
Первая — это память.
Вторая функция — способность к расчетам, выведению алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации.
Вот именно вторая функция ума очень ограничена в развитии. Несомненно, можно ее приподнять, однако не существенно. В разы не получится. Кто бы что не говорил — это часть нашей природы от рождения. А вот память — вполне поддается развитию. В интернете можно найти множество ресурсов и профессионалов в этой теме.
Именно за счет развития своей памяти мы можем серьезно повысить способности нашего ума. Там, где одни будут теряться и судорожно что-то вспоминать, человек с хорошей памятью всегда выглядит в выигрышном свете. Особенно это важно, если ваша деятельность связана с клиентами, общением с людьми. Там где работа подразумевает удержания большого объема информации.
Итак, первый секрет — это развитие нашей памяти.
Соглашусь, вы наверняка это знаете, но здесь важно иное. А именно, что же такое на самом деле ум и разум, и как наш первый секрет свяжется с остальными четырьмя.
Как стать умнее — 5 секретов. Что такое разум
Разум, это вторая составляющего нашего интеллекта. Ум и разум не одно и тоже. Функция разума это анализ поступившей информации в наш ум, в плане самого оптимального и выгодного варианта решения. Ум просто получает информацию и хранит ее в своих архивах.
Ум не может отделить плохое от хорошего, приоритет от второстепенного. Зато это функция разума.
Более подробно вы можете прочитать об этом в другой моей статье «Ум и разум — в чем отличие»
Например, наверняка замечали, что человек, который, невероятно силен в математике или в другом точном предмете, порой просто не разумно поступает в житейских вопросах? А другой человек, мало смыслит в науках, но гораздо лучше решает бытовые задачи. Или же, человек с сильным умом может быть подлецом, поступать дурно. При этом, мы отлично понимаем, что для дурного поступка много ума не надо.
Видите какое есть противоречие с одной стороны. На самом деле, все четко укладывается по полочкам — с другой стороны.
Сам по себе разум сильнее ума. Если ум от природы не так силен, то теперь мы знаем, что кроме памяти можно и нужно развивать.
Да, разум — вполне себе тренируемая часть нашего интеллекта. Есть два способа тренировки и развития нашего разума.
Первый — наблюдение и анализ происходящего.
Второй — общение с разумными людьми.
Помните — учить уму-разуму? Есть отличное правило в жизни. Хочешь быть бизнесменом — общайся с бизнесменами. Есть желание быть учителем — будь в их среде.
Хочешь быть разумным — стремись к наибольшему общению с разумными людьми. В этом секрет.
Со временем будете все чаще и чаще замечать, что вас будут называть умным человеком. А кто-то, кто прозорливее — разумным человеком. Да, по-прежнему не будете блистать тем самым умом, но ваша жизнь будет основана на разумном подходе, и соответственно складываться по уму-разуму.
Интеллект — что это такое простыми словами. Эрудиция и образование
Человек может быть образован, но не эрудирован. У меня есть масса знакомых, кто имеют отличное высшее образование, великолепно разбираются в предмете своей работы. Это люди с заостренной логикой, но совершенно не эрудированы. Например, человек замечательный специалист в области высоких технологий с красным дипломом. Умен? Да! И разумен. Он практически всегда поступает по-разуму.
Вместе с тем, с таким человеком не о чем говорить кроме, как его работы, потому, что он не имеет или почти не имеет минимальных знаний в других областях. Вопрос географии, истории, искусства, литературы и так далее, что составляет наш кругозор, очень скуден.
Представим себе, что вы друг такого человека и знакомитесь с другой группой людей. Начинается беседа не связанная с работой. Вы эрудированы. Кто поддержит беседу и блеснет знаниями иного толка? У кого есть наибольшие шансы выглядеть интересным и умным человеком? Ответ очевиден.
Развитие эрудиции — прямой путь стать умнее
Эрудиция развивается до бесконечности. Вы можете стать полубогом в глазах людей уже через несколько лет. А в связке с хорошей или тренируемой памятью, результат однозначно будет еще более впечатляющим.
Самым главным источником нашей эрудиции будет служить чтение и интерес к другим любым интересующим нас областям.
Мы постепенно набираем обороты, далее будет еще интереснее. Ведь пока мы говорили о том, что лежит на поверхности.
Другие составляющие интеллекта человека. Опыт и мудрость
Опыт также составная часть интеллекта. Мы можем быть не самым умным человеком, однако, если человек накапливает опыт в той или иной сфере деятельности, этим серьезно обогащает себя. В хорошем смысле этого слова, утяжеляем себя багажом реализованных знаний — то есть опытом.
К кому обращаются за советом? К разумному и опытному человеку. Сначала за советом в части нашей профессиональной деятельности. Затем, когда мы воплощаем в себе жизненный опыт — по более широкому кругу вопросов.
Ведь, что такое мудрость?
Мудрость, это совокупность богатого опыта с сильным разумом.
Вы заметили, что здесь нет ума? Несомненно, если человек еще и умен, это большой плюс. Однако, наш вывод остается одним. И это секрет номер 4.
Умный человек далеко не обязательно разумный и тем, более — мудрый человек. Мудрый же, или разумный человек, может не иметь сильного ума.
И еще
Если разум действует по шаблону, то мудрость это учет времени, места и обстоятельств
Опыт дело наживное. Главное не бояться его приобретать в разных направлениях. Мы собираем пазлы нашей жизни постепенно. Часто бывает так, что только к 40 или 50 годам мы понимаем, что не зря нас судьба закинула в то или иное место. Если бы мы не имели данного опыта, не смогли быть целостными здесь и сейчас.
И важно не торопиться. Не торопиться жить, если Вы еще совсем молоды. Как известно — молодость не порок =)). Здесь просто следует знать, из чего складывается наш интеллект, где и как он развивается. В этом смысле, время будет работать на нас.
Ведь информирован — вооружен.
На сегодняшний день задача номер один для еще молодого человека, — стать профессионалом в той сфере, которую выбрали. Выбрали не просто, как источник доходов, но и как источник самореализации с профессиональном плане. Если станете профи в своем деле, будете оттачивать свой разум и повышать эрудицию, через 5-10 лет себя не узнаете. Вас не узнают и другие.
Стать профи в своей деятельности чрезвычайно важно, поскольку это дает уверенность и компетенции в своей сфере. Слабый ум или непрофессионализм, один из источников неуверенности с себе.
Если вы озадачены вопросом в поиске себя, можно скачать мою небольшую книгу «Как найти себя» по ссылке: https://temaved.ru/skachat-besplatno/ Скачивание полностью безопасно и сама книга бесплатна.
Как стать умнее. Пятый и особо важный секрет
Мы прошли все составные части нашего интеллекта.
В чем тогда пятый секрет?
Есть малоизвестное понятие, как эмоциональный интеллект . Отличие эмоционального интеллекта в том, что он вообще не завязан на так называемый интеллект в классическом виде. Для понимания, человек может быть умным, разумно поступать относительно времени места и обстоятельств, иметь богатую эрудицию, с большим жизненным и профессиональным опытом, но быть ханжой и брюзгой.
Грубо говоря и другими словами — неадекватный человек. То есть, не умение адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее, соразмерно ситуации или человека.
Повторюсь, такое качество, как адекватность, или эмоциональный интеллект, напрямую не завязано на наш ум, эрудицию, жизненный опыт. Это все усиливает его, но не является его основным источником. Здесь есть только разум и то с некоторыми оговорками.
А еще есть такое понятие, как набор положительных, как мы говорим, человеческих качеств индивида. И это уже говорит о большом уме человека в широком смысле этого слова. К сожалению, это понимают единицы.
На самом деле, чем шире спектр положительных качеств человека, тем больше он реализован на уровне эмоционального интеллекта.
Одно дело знать, другое — делать.
Для себя, пожалуйста, знайте — чем адекватнее человек, тем лучше у него развит эмоциональный интеллект. А значит, тем он умнее.
Сейчас это свойство интеллекта еще не так ценят. Но тенденции уже есть. Поверьте мне, уже при нашей жизни эта тенденция заметно укрепится. В конце концов, с точки зрения хорошего и умного работодателя, — профессиональный опыт вещь достаточно быстро приобретаемая. А вот наши личные качества — куда сложнее. С этим часто — беда. Большая беда.
Как говорят на Западе, IQ нам позволяет утроиться на работу. А EQ ( эмоциональный интеллект) помогает нам в карьере. В интернете много материала и книг по эмоциональному интеллекту. Замечательный инструмент по теме, как стать умнее и успешней.
Интеллект — что это такое простыми словами. Заключение
В заключении, я добавлю еще кое-что. Наверняка, об этом уже слышали, но в нашем контексте, будет уместно.
Очень важным качеством, что говорит об уме человека, это умение слушать. Развивая это качество, вы добиваетесь сразу 2-х целей.
Первое — не выдаете свою некомпетентность в каких-либо вопросах.
Второе — в разы учитесь быстрее. Глуп тот, кто не умеет слушать. Как стать умнее и насыщать свой интеллект? Научиться слушать.
Как быть умнее — 5 секретов
И мудрость это не только сильный разум обогащенный опытом. Наверное, вы уже поняли, что эмоциональный интеллект, это также часть мудрости.
Но и к этому есть кое-что еще.
Наивысшая мудрость, проявляется в понимании себя, своего духовного я, в реальных целях жизни.
В конце жизни, почти всегда люди жалеют, что ставили себе не те цели и неверные приоритеты.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.