Интеллектуализация и рационализация в чем разница

Интеллектуализация/Рационализация

— психологические защиты высшего порядка. Обе защиты, если можно так выразиться, одобряются обществом. Поведение людей, использующих эти защиты считается зрелым и взрослым, поскольку является предсказуемым и логически понятным (в меру).

Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть картинку Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Картинка про Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница

Рационализация. При рационализации человек даёт объяснения и причины для испытываемых чувств. К сожалению, мы не привыкли делать что-то, просто потому что это нам нравится или мы считаем, что нам от этого будет хорошо. Поэтому часто придумываем конструкты из объяснений и причин, почему нам следует и нужно это сделать. Рационализация может служить блоком от внутренних чувств вины и стыда и тогда она является большей частью неосознанной. Но может и использоваться сознательно как внешняя защита от окружающих. Защита помогает выйти с минимумом разочарований из трудных жизненных ситуаций, но на самом деле всё может быть рационализировано. Тщеславие при стремлении к идеальной фигуре, может быть объяснено следованию здоровому образу жизни, а жестокость к детям – желанием научить их справляться с трудностями во взрослом возрасте.

Вам также может понравиться

Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть картинку Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Картинка про Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница

Изоляция

Продолжая тему психологических защит: изоляция – уход от напряжения в другое психическое состояние. Школьник, которого ругают за двойку, начинает витать в облаках […]

Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть картинку Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Картинка про Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница

Примитивное обесценивание

Примитивное обесценивание – защитный процесс, идущий рука об руку с примитивной идеализацией, которая неизбежно приводит к разочарованию. Как только дальнейшая идеализация человека […]

Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Смотреть картинку Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Картинка про Интеллектуализация и рационализация в чем разница. Фото Интеллектуализация и рационализация в чем разница

Диссоциация

Диссоциация – психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто […]

Источник

Разница между интеллектуализацией и рационализацией

Интеллектуализация и рационализация относятся к двум механизмам защиты, между которыми можно различить ключевое различие. Прежде чем понять эти два защитных механизма, давайте сначала разберемся, что

Содержание:

Что такое интеллектуализация?

Давайте рассмотрим пример, чтобы понять это. Человек, который узнает, что у него неизлечимая болезнь, может попытаться найти как можно больше информации о болезни и прочитать как можно больше о ее прогнозе. Это защитный механизм, потому что, прячась за научным жаргоном и технической терминологией, человек может лучше справляться с ситуацией, не имея необходимости иметь дело со своими эмоциями боли и страдания.

Что такое рационализация?

Обратите внимание, как в обеих ситуациях рационализация помогает человеку чувствовать себя лучше. Психологи считают, что рационализация работает на благо человека, когда он скорее обвинит обстоятельства или найдет положительную связь, чтобы уменьшить беспокойство.

В чем разница между интеллектуализацией и рационализацией?

Определения интеллектуализации и рационализации:

Характеристики интеллектуализации и рационализации:

Защитный механизм:

Специальность:

Интеллектуализация: Интеллектуализация полагается на интеллектуальные компоненты для уменьшения беспокойства.

Рационализация: Рационализация опирается на логику для уменьшения беспокойства.

Функция:

Интеллектуализация: Интеллектуализация дистанцирует болезненные эмоции, связанные со стрессовым событием.

Рационализация: Рационализация помогает человеку не чувствовать себя виноватым и не осуждать себя.

Источник

Интеллектуализация (рационализация и морализация)

3. Интеллектуализация (рационализация и морализация).

Определение: Интеллектуализация это процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Интеллектуализация встречается в основном в различного рода проповедях, учениях, сектантских направлениях, где люди именующие себя учителями интеллектуализируют свои реальные мотивы или стараются скрыть свои эмоции, выглядеть бесстрастным. Подобная изоляция чувств создает впечатление контроля за чувствами, что автоматически увеличивает значимость такого гуру, переводит его в позицию бога-отца. С интеллектуализацией сходны по своему принципу действия защиты рационализация и морализация.

4. Рационализация. Определение: Процесс посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

Любая проповедь включает в себя элементы рационализации часто очень логической построенной на сомнительных посылках и спорных фактах. Особенно сильна рационализация если религиозная доктрина является единственной опорой в жизни человека и величина в общую систему защит. То есть в этих случаях Супер-Эго усиливает защиты Эго.

Рационализация перекладывает то, что человек хочет. На язык разума.

Определение: бессознательная попытка субъекта уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.

Модное понятие “работа с кармой” у современных оккультистов как система действий, направленных на недопущение нежелательных событий тоже включает в себя аннулирование.

Определение: стремление субъекта походить на значимый для себя объект.

Примером “идентификаций с агрессором” может служить деятельность сатанинских сект и организаций профашистского толка. В них идентифицируясь с разрушительным, негативным, отрицательным образом человек перенимает их силу и сам защищает себя от этих чувств со стороны окружающих.

Религиозная идентификация позволяет верующему рассчитывать на те блага, которые гарантирует та или иная конфессия. Сами по себе эти блага могут служить защитами против различных страхов и тревог.

Источник

Рационализация и интеллектуализация

Поскольку рационализация теснейшим образом связана с т. н. интеллектуализацией, то для того, чтобы при обсуждении различных аспектов работы рационализации иметь в виду эти связи, лучше представить механизм интеллектуализации уже сейчас.

Еще Анна Фрейд подробно изучила те интеллектуализации, которые используются подростками и юношами в пубертатном периоде их развития. ПО ее мнению, подросток и юноша используют подобную умственную работу для того, чтобы справиться со своими конфликтами. Когда конфликты влечений описываются с помощью представлений и суждений, индивид получает возможность их осознания и установления контроля над ними.

Для успешного осуществления процесса интеллектуализации необходимо уже иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. В свою очередь, систематические интеллектуализации способствуют дальнейшему умственному развитию личности.

Однако возникает вопрос, который мы могли бы задать при рассмотрении каждого из защитных механизмов, а именно: почему личность выбирает именно этот механизм и посему пользуется им именно в такой мере? Эта проблема пока не решена окончательно. Пытаясь ответить на данный вопрос, как справедливо отмечал еще Гайнц Гартманн, следует учесть, что способность к научению и мышлению являются независимыми от инстинктов и защитных процессов функциями. (Правда, можно говорить только об относительной независимости интеллектуальных функций от инстинктов и защитных процессов).

Согласно Анне Фрейд, интеллектуализация инстинктивной жизни является одним из самых ранних достижений человеческого Я. Интеллектуализацию эта исследовательница считала не просто активностью Я, но и его неотъемлемой частью.

Интеллектуализация и эмпатия

Подавление эмпатии с помощью интеллектуализации является способом психологической самозащиты.

Одним из способов интеллектуализации в тех случаях, когда человеку удается выйти безвредным из опасной ситуации, является следующая словесная формула: «Удачно вышел из положения, могло быть и хуже».

Разновидности интеллектуализации

Подобные примеры показывают, что механизм изоляции проявляет свою работу различными образом. Изолируются друг от друга не только эмоциональные и когнитивные компоненты впечатления; такая форма психической самозащиты сочетается с изоляцией воспоминания от цепи других событий, т. е. в психике человека имеет место распад ассоциативных связей. По-существу изоляция приводит также к ретроградной и проградиентной амнезии, в результате чего воспоминания травмирующих чувств максимально ухудшаются. Воспроизводимое содержание выглядит «бесцветным» и не вызывает беспокойства и индивида. Крайние формы такой изоляции встречаются у невротиков (например, при неврозе навязчивости).

Бывает также, что воспроизводится только эмоциональное переживание, в то время связанное с ним содержание или проникает в сознание с опозданием, или же вообще не осознается. Примером такой изоляции является следующее явление, которое встречается у всех людей: после пробуждения со сна со сновидениями, человек имеет специфическое переживание (например, что соприкасался с чем-то таинственным), но никак не может сказать, каково было содержание сновидения.

Последствия работы механизма изоляции наблюдаются также в поведении людей, которые приговорены к смерти. Некоторые из них могут внешне как бы безразлично рассуждать о своей предстоящей казни. На самом деле их переживания, как мы полагаем, сложны и мучительны. Но в таких ситуациях у некоторых из них появляется своеобразное переживание, как будто все, что имеет место. происходит не с ними, а с другим человеком, а сами являются безразличными внешними наблюдателями. Это уже другой патологический механизм, известный под названием деперсонализации. Можно считать, что в состав этого комплексного механизма входит также изоляция.

Наличие в психике человека таких «островков» мысли оказывает влияние и на поведение: оно становится непоследовательным. Например, когда много раз человек разочаровывается из-за своей доброты, то он стремится вытеснить это свое качество и стремится действовать как строгий и недобрый человек. Но когда ку него ослабляется самоконтроль, он спонтанно совершает добрые дела. Поведение становится непоследовательным.

Данный механизм можно иллюстрировать следующим примером, который мы заимствуем у Отто Феничела. Семнадцатилетний юноша переживает суровый конфликт из-за того, что практикует мастурбацию. Беседу с ним его пастор осуждает эту привычку и дает совет никогда не общаться с другим мальчиком, который мастурбирует. Пациент знал другого мальчика, который занимался этим и считал, что отказаться от этой привычки очень трудно. При встрече с ним он переживал неловкость. Вскоре он начал избегать встречи с ним, а встречаясь на дороге, сворачивал в сторону.

Этот маленький ритуал является примером отрицания (undoing). Этим способом пациент отвергает мастурбацию и очищает себя сразу после запрещенного контакта с другим мальчиком.

Источник

Защитные механизмы «срабатывания» интеллектуализации и рационализации, их функции

Человек использует различные психологические механизмы защиты, чтобы снизить уровень внутреннего напряжения, оправдать свое поведение, успокоить самого себя. Одним из таких психологических защит является интеллектуализация – способ ограждения себя от чувств путем их рационального объяснения и рассуждения о них. Примеры часто встречаются в подростковом возрасте и более позднем периоде, когда человек различными способами пытается оградиться от собственных чувств.

Почему многие люди терпят поражения? Многие сталкиваются с проблемами в своей жизни, даже не понимая, что послужило причиной такого положения дел. В действительности многое зависит от самого человека, который не ведает, что творит, и не смотрит на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом.

Представьте себе невесту, которая мечтает выйти замуж за своего любимого. Она воображает в своей голове множество прекрасных картин общего семейного будущего. Ей кажется, будто после свадьбы все в ее жизни поменяется в лучшую сторону: мужчина будет носить ее на руках, любить, лелеять, хотя, к примеру, он этого сейчас не делает. Она, как и многие другие невесты, думает, что после свадьбы ее любовные отношения с мужчиной улучшатся, как по мановению волшебной палочки. Но что происходит потом?

Если бы невеста была из мира сказок, тогда все ее мечты стали бы явью. Но если речь идет о настоящей женщине, тогда все ее представления о замужней жизни разобьются о «скалы» суровой реальности. В реальном мире после свадьбы люди не меняются в лучшую сторону, не начинают любить или носить кого-то на руках, если этого не делали до свадьбы. Бракосочетание лишь позволяет партнерам расслабиться и стать такими, какие они есть на самом деле, и не быть такими, какими они хотели казаться.

Жизнь людей учит-учит, а они все не поддаются. Они верят в сказки, пока не сталкиваются с той реальностью, которую упорно не замечают. Поэтому если вы хотите понимать причины того, почему с вами происходят те или иные ситуации, посмотрите на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом. Смотрите на происходящее без заблуждений, без эмоций, без догадок, трезво и холодно. Ничего не надо придумывать, додумывать и фантазировать, просто смотрите на мир таким, каким он является в реальности. Не надейтесь, не сомневайтесь. Просто задавайте четкие вопросы, чтобы выяснить обстановку и потом действовать.

Ложь дана для ушей, которые готовы ее слушать. Если вы не хотите обманываться, тогда смотрите на поступки, реакции людей, на что, что происходит в реальной жизни. Вам может показаться все что угодно, вы можете услышать все, что только можно придумать. Но вы не поддавайтесь «сказкам». Будьте спокойны, трезво смотрите на мир и не позволяйте фантазии вводить вас в заблуждение.

Холодно, рассудительно, безэмоционально наблюдайте за миром и видьте его таким, каков он есть. Лучше привыкнуть к той реальности, в которой вы живете, чем постоянно тешиться иллюзиями, а потом натыкаться на то, что в жизни не может существовать того, о чем вы думаете. Проблема – это несоответствие ваших представлений о мире с тем, каким на самом деле является мир. И чтобы иметь меньше проблем в своей жизни, лучше посмотреть на мир трезвым взглядом, увидеть его таким, каков он есть, чтобы не тешиться иллюзиями, которые лишь разочаровывают, когда не оказываются правдой.

Однако каждый читатель интернет-журнала psytheater.com по-своему расценивает то, как он должен себя вести, когда проявляется рассудительность и безоценочность. Здесь нередко люди впадают в другую крайность, когда от эмоциональности переходят к рассуждениям об эмоциях, таким образом пытаясь от них отгородиться.

Чтобы жить реальной жизнью, нужно не отгораживаться от эмоций, а понимать их, чувствовать, но не позволять влиять на свои решения и поступки. Когда же происходит интеллектуализация, то человек в состоянии стресса обычно становится циничным, неспособным принять решение. Хотя в обычном состоянии он проявляет порядок во всем, дисциплинированность, ответственность, старания.

Что такое интеллектуализация?

Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.

Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.

С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.

Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.

Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.

Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.

Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.

Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.

Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.

Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).

Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.

Расщепление.

Истоки этого механизма находятся в довербальном периоде, когда младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что заботящиеся о нем люди могут обладать как “хорошими”, так и “плохими” качествами, что с ними связаны как “хорошие”, так и “плохие” переживания. Если понаблюдать за двухлетними детьми, то можно заметить, что они склонны приписывать “плохие” и “хорошие” валентности всему, с чем они встречаются в своей жизни. Тем самым это самый первый, примитивный способ структурировать свое восприятие. Когда ребенок удовлетворен, присутствие матери для него связано с глобальным ощущением “хорошей” матери, а когда он расстроен – все та же мать переживается им как “плохая”. Пока он не достигнет этапа в своем психологическом развитии (константности), когда он сможет признать, что перед ним в обеих ситуациях один и тот же человек, в присутствии которого ему иногда бывает хорошо, а иногда плохо, каждое его переживание будет оставаться тотальным, дискретным, определенным. Это будет переживание или/или, или “плохой”, или “хороший”. Вместо более зрелого способа видеть свою мать, как человека, обладающего одновременно и “хорошими”, и “плохими” качествами. То есть переживание и/и.

У взрослых расщепление можно наблюдать, когда они занимают чрезмерно категоричную, неамбивалентную позицию. А противоположную точку зрения переживают – как нечто совершенно отдельное. Например, пациентка может воспринимать своего терапевта, как абсолютно хорошего, а остальных сотрудников, работающих в этом учреждении – как равнодушных, злых, враждебно настроенных бюрократов. Или терапевт может внезапно подвергнуться ожесточенным нападкам со стороны пациента, хотя еще неделю назад он мог считать его самым лучшим, понимающим специалистом в мире.

Интеллектуализация в психологии

В психологии под интеллектуализацией понимается использование интеллекта с целью избегания чувств. Человек пытается думать о своих эмоциях, а не просто их испытывать. Интеллектуализация свойственна замкнутым, интеллектуальным, основательным, педантичным людям со склонностью к самоанализу, единоличному принятию решений. В результате интеллектуализации человек может просто рассуждать о ситуации, но не предпринимать никаких действий, отстраняться от общества, обманывать самого себя с целью самооправдания.

Интеллектуализация полезна в экстремальных ситуациях, когда нужно собраться с мыслями и заниматься действиями. Однако данный вид защиты мешает межличностным отношениям, когда вместо того чтобы проявлять свои эмоции, человек логически о них рассуждает, объясняет свою любовь, аргументирует свой выбор партнера.

Замещение

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В случае возникновения конфликта с более сильным, старшим или значимым субъектом высвобождение своих эмоций агрессии, гнева на него становится опасным, поскольку это может привести к ответной агрессии или отвержению. Для сдерживания упомянутых эмоций гнева и агрессивности развивается специальный механизм защиты, который позволяет высвободить скрытые эмоции и направить их на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции. Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу «вот, кто во всем виноват».

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.

Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.

Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.

Рационализация

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Проекция, интроекция.

В нормальном младенчестве прежде, чем у ребенка разовьется возможность разделять ощущения, идущие извне и изнутри, у него имеется генерализованное ощущение самого себя, тождественное переживанию всего мира. Скорей всего, младенец, которого мучают колики, переживает это как “Боль!”, а не как «что-то внутри меня болит». Ему еще трудно различить, болит ли его живот из-за туго застегнутого памперса (боль извне), или из-за колик (боль изнутри). На этом этапе недифференцированности начинают работать процессы, которые позже станут проекцией и идентификацией.

Проекция

– это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается, как внешнее, приходящее извне. Благоприятные формы проекции служат основой для эмпатии – способности понимать, что может чувствовать другой человек. Так как мы лишены возможности получить “объективную информацию” о чувствах другого человека, мы вынуждены опираться на собственные переживания, которые могли бы испытывать в подобной ситуации. Пагубные формы проекции могут приводить к серьезному непониманию другого, искажению представления о нем и в результате наносить серьезный ущерб межличностным отношениям. Например, человек может отрицать собственную зависть, проецируя, приписывая ее другому. Личности, в основном опирающееся на проекцию, называются параноидными.

Примитивная изоляция.

Когда младенец перевозбужден или расстроен, он засыпает. Психологический уход в другое состояние сознания – это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у самых маленьких детей.

У взрослых проявление этой защиты можно наблюдать, когда они изолируются от социальных и межличностных ситуаций, замещая напряжение, возникающее от взаимодействия с другими, уходом в фантазийный мир. У людей, в основном полагающихся на примитивную изоляцию, нередко развивается богатая фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают, как слишком проблематичный. Очевидный недостаток этой защиты заключается в том, что она исключает человека из активного решения межличностных проблем. Люди, находящиеся в близких отношениях с подобными личностями часто предъявляют им претензии, что не знают, как получить от них какие-либо эмоционально окрашенные реакции. Это, безусловно, может серьезно осложнять отношения. Достоинством примитивной изоляции является то, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Люди, полагающиеся на эту защиту, находят успокоение не в непонимании мира, а в бегстве от него.

Морализация.

Когда некто морализирует, это означает, что он ищет пути, почему он обязан следовать в данном направлении. То есть морализация направляет желания в область оправданий или моральных обязательств. Примером морализации может служить вера колонистов в то, что они несли высшую цивилизацию тем народам, чье богатство они расхищали. Гитлер, когда утверждал, что уничтожение цыган, евреев и гомосексуалистов, необходимо для этического и духовного процветания нации, морализировал свои агрессивные и садистические желания.

Но есть и менее катастрофические проявления действия этого механизма. Мы часто можем наблюдать, как кто-то морализирует свой критицизм, говоря, что лучше критиковать, нежели хвалить. Некоторые люди могут морализировать свое тщеславное желание дорого одеваться, объясняя, это необходимостью или обязанностью производить хорошее впечатление.

Примитивное обесценивание

– оборотная сторона потребности в примитивной идеализации. Поскольку в нашей жизни нет ничего идеального, то рано или поздно нарциссическая личность сталкивается с разочарованием. Чем сильнее идеализируется объект, тем более сильное обесценивание его ожидает. В повседневной жизни это проявляется в том гневе, который обрушивается на человека, не оправдавшего возлагавшихся на него надежд. Нарциссические личности всю жизнь занимаются тем, что, сменяя партнеров, проходят по кругу идеализации и обесценивания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *