Интеллектуальная игра что где когда в библиотеке
Интеллектуальная игра что где когда в библиотеке
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
10 декабря в Центральной районной библиотеке (пр. Ветеранов, д. 155) в рамках проекта для юношества «Молодежный портал» состоялась новогодняя интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Хороший повод посетить библиотеку – это потренировать интеллект в командной игре, которая уже не первый раз проходит в стенах Центральной районной библиотеки.
На этот раз игра была посвящена темам, связанным с традициями и обычаями празднования Нового года.
Для создания новогоднего настроения командам предложили именовать себя названиями животных, согласно восточному календарю. Таким образом, играли команды: «Дракончики», «Свинки», «Собачки», «Мышки», «Кролики». Пять команд по пять человек в каждой из Морского технического колледжа имени адмирала Д. Сенявина, гимназий №№505 и 399, лицея №395 и школы № 290.
Победила команда «Собачек» из гимназии №505, второе место заняла команда «Свинок» из гимназии №399.
Команде-победителю, традиционно, вручили ценные подарки – книги. Команде, занявшей второе место – блокноты для записей.
Следующая серия игр состоится весной 2020 года, и она будет не менее интересная, чем прошедшая.
Ведущий и автор идеи игры Шилов Федор Михайлович.
Мероприятие запланировано и проведено в рамках проекта для юношества «Молодежный портал» http://krlib.ru/molodezhi
Автор проекта заведующий сектором по работе с юношеством Гневушева Е.С.
Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» (7-11 классы)
Цель: создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы молодёжного интеллектуального досуга, выявлять интеллектуальных лидеров.
• Сформировать и развить интеллектуальное движение учащихся
• Выявить сильнейшие молодёжные команды
• Развить конкурентные качества школьников
Условия проведения игры:
• В игре принимают участие команды 5-11 классов школы (5-6, 7-8, 9-11).
• Состав команды- 6 человек.
• У команд приветствуется название, единая форма и наличие атрибутики.
Оформление: мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды ).
Добрый день! Мы рады вас приветствовать на игре « Что? Где? Когда?».Сегодня вы все выступите в роли знатоков. Помните известную телевизионную игру? Мы с вами немного упростим условия ее проведения. Сегодня у нас отборочные туры для всех параллелей. Мы выбираем самые интеллектуальные команды в 3 возрастных категориях: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы.
Напомню правила игры Чемпионата: зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты, вы даёте ответ. Первой отвечает та команда, которая первой подняла флажок. Если ответ не правильный, право ответа передаётся следующей команде. Затем я произношу правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. Всего в игре у нас 12 вопросов.
Правила вспомнили. Ну а теперь поприветствуем команды….
Вопросы для команд 5-6 классов:
Однажды журналист Ярослав Голованов предложил издательству «Детская литература» учредить приз, который будет присуждаться семье, в которой отца зовут Михаилом Ивановичем, мать – Настасьей Петровной, а их сына – Михаилом Михайловичем. По мнению Голованова, этот приз должен носить хорошо знакомое вам название.
Внимание вопрос: Какое именно?
Согласно одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба.
Внимание вопрос: А какое животное (по представлениям, конечно, африканцев), помогло ему в этом?
Вы слышали в русском языке слова «коловорот», «околица», «околесица».
Внимание вопрос: А что означает этот общий корень у славян – «коло»?
Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи?
Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.
Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба?
Ответ: нет, только сохраняет тепло.
В черном ящике находится то, чему посвящена следующая загадка. В ней описана некая технология, по которой получается то, что в черном ящике
Внимание вопрос: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень.
У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?
Ответ: у водорослей.
К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»?
Ответ: фигурное катание.
Говорят, что перед неблизким путешествием с некой компанией Эзоп взял на себя самую большую корзину. И не прогадал.
Внимание вопрос: Что в ней было?
Ответ: еда на дорогу.
Болгары во время засухи просят ИХ о дожде. А в Польше родители поучают детей: «Не убивай ЕЕ – может, это твоя покойная БАБУШКА».
Внимание вопрос: О ком идёт речь?
Мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
Внимание вопрос: Когда это бывает?
Ответ: когда смотрим на часы.
Вопросы для 7-8 классов:
Один из знаменитых подвигов Геракла очистка авгиевых конюшен.
Внимание вопрос: Сможете ли вы назвать сколько лошадей в них было?
Ответ: Ни одной (на скотном дворе царя Авгия были только быки).
В ЮАР, в окрестностях небольшого городка Апингтон, разбиты роскошные виноградники. Во время уборки созревших ягод их целыми самосвалами свозят на большие, размером с футбольное поле, площадки из бетона, да так там и оставляют.
Внимание вопрос: А зачем?
Ответ. Так делают изюм.
Однажды в Южной Америке испанские конквистадоры были поражены, увидев неподвижно зависшее в воздухе существо, окруженное облачком. Спешно позвал священника, он глянул на чудо и объявил, что это — ангел.
Внимание вопрос: А кто же это был на самом деле?
Из какого материала изготавливают керамическую посуду?
Первые, появившиеся в России около трехсот лет назад, представляли собой корпус с отверстиями в нижней части, в который закладывались угли.
Внимание вопрос: Как мы называем их сейчас?
Известный российский пианист Николай Петров в одном интервью сказал: «Я никогда не был олигархом, у меня нет ни компаний, ни приисков. Есть только мои десять. «. Закончите его мысль одним словом.
Какие «шарики из Океана» блестят и переливаются и тем так привлекают людей, что приобретают над ними власть?
Внимание вопрос: Идеальный слух здесь вообще-то не причем, а какую роль играют их уши?
Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда.
Внимание вопрос: назовите её
В черном ящике находится клетка, из которых состоит любое живое существо. Эта клетка находится в большом запасе питательных веществ.
Вопрос: что находится в черном ящике?
Вот сидит этот человек и приговаривает, и приговаривает, и приговаривает…
Внимание вопрос: Назовите профессию этого человека!
Вопросы для 9-11 классов:
В США продаются кроссовки фирмы «Рибок» оригинальной сборки: правый ботинок сделан в Тайване, а левый — в Таиланде. Тем самым фирма значительно снизила свои убытки.
Внимание вопрос: Из-за чего фирма несла убытки?
Ответ: из-за воровства обуви с фабрик готовой продукции.
В последнее время на Западе на некоторых туристических картах, для удобства пеших прогулок, изолинии пеших равноудаленности от отеля и расстояния отмечаются не в метрах или км., а в чем?
Ответ: в часах ходьбы
Экономное японское правительство призвало всех служащих выходить летом на работу без галстуков и пиджаков.
Внимание вопрос: На чём собралось экономить правительство?
Ответ: на электроэнергии, расходуемой на кондиционирование помещений
В черном ящике находится то, что называют «зеленым верблюдом»
Этой двуглавой горе посвятили свои стихи сразу три великих поэта России: Жуковский, Пушкин, Лермонтов.
Учебник иврита открывается словами: «Вы приступаете к изучению языка, на котором говорит…» Кто?
В ЮАР, в окрестностях небольшого городка Апингтон, разбиты роскошные виноградники. Во время уборки созревших ягод их целыми самосвалами свозят на большие, размером с футбольное поле, площадки из бетона, да так там и оставляют. А зачем?
Ответ. Так делают изюм.
Какое, с общебиологической точки зрения, главное различие между иволгой и таволгой?
Ответ. Иволга — животное, таволга — растение.
Внимание! Черный ящик.
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.
Внимание вопрос: А для чего его использовали?
Ответ: Полученную бумагу, естественно, использовали для письма
В географии она добрая, в футболе — последняя, в песне — помогает ориентироваться в жизни, для историков — парусное судно первой русской кругосветной экспедиции.
Внимание вопрос: Что это?
Известный баскетбольный комментатор Владимир Гомельский однажды посетовал: «Трудно с женским спортом, только привыкнешь, как уже надо переучивать».
Внимание вопрос: Что именно переучивать?
В 1926 и 1948 годах Германия была наказана за развязывание войн так же, как когда-то была наказана Спарта.
Внимание вопрос: Что это за наказание?
Ответ: Немецким спортсменам было запрещено участвовать в Олимпийских играх
Подведение итогов и награждение победителей и участников.
Интеллектуальные игры как форма игровой деятельности молодежи в библиотеке : методическое пособие
Интеллектуальные игры как форма игровой деятельности молодежи в библиотеке : методическое пособие
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. На первый план в профессиональном развитии человека выходят его интеллектуальное развитие, способность учиться, умение работать с большими объемами информации в условиях дефицита времени, готовность к постоянным изменениям, умение рисковать. В связи с этим библиотекари должны чаще использовать в образовательной и просветительской функции интерактивные технологические средства. Однако современный интеллектуальный библиотечный досуг не исключает определенной развлекательности, столь привлекательной для молодежной аудитории. Всем этим требованиям отвечают интеллектуальные игры, о которых пойдет речь в представленном издании.
Структура методического пособия включает в себя разделы:
«Интеллектуальная игра – актуальный метод работы с молодежью»,
«Интеллектуальный ринг «Знакомьтесь – юношеская библиотека»,
«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», а также список используемой и рекомендуемой литературы для успешной разработки игр.
В методическом пособии представлены авторские материалы главного библиотекаря молодежно-аналитического бюро Новосибирской областной юношеской библиотеки Галины Владимировны Покусаевой и разработчика собственной программы системного развития логического мышления, создателя и ведущего различных интеллектуальных игр Семѐна Родыгина.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – АКТУАЛЬНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
В современных условиях проблема интеллектуального развития молодежи приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни. Для того, чтобы привить молодым людям интерес к познавательному процессу, нужно их заинтересовать. В этом могут помочь интеллектуальные игры. Недаром одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития является игра. С еѐ помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры участники используют, прежде всего, свой личный опыт и накопленные знания.
Интеллектуальная игра – вид массовой игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность. 1
Интеллектуальные игры – это логические и стратегические игры, в которых успех игрока или целой команды напрямую зависит от навыков, способностей и умений совершать верные ходы согласно правилам и требованиям. 2
Игровые технологии дают возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть
– значит вступать во взаимодействие с партнерами. Игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
В процессе игровой деятельности формируются и проявляются многие качества личности, например:
организованность (следовать правилам игры, внимательно слушать ведущего),
инициативность (предлагать любые варианты ответов, что в итоге наталкивает на правильный ответ),
целеустремленность (стремиться к победе и преодолевать любые сложности),
выдержка (не выкрикивать с места, проявлять уважение ко всем участникам игры и ведущим мероприятия),
лидерство (капитан должен мотивировать членов своей команды),
стрессоустойчивость (спокойно реагировать на нестандартные ситуации и искать пути выхода из них),
расширение кругозора (получать новые знания),
любопытство (создаются условия для проявления и формирования заинтересованности к различным областям знаний),
развитие ораторских навыков (тренируется умение высказывать и аргументировать точку зрения при ответе на вопрос),
пополнение лексического запаса и многое другое.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
Для проведения качественной интеллектуальной игры, рекомендуется следовать определенным этапам подготовки.
Подготовительный этап
1. Создание рабочей группы для эффективной подготовки мероприятия.
Распределяются роли и задачи, назначаются ответственные за определенные блоки работы, выбираются ведущие игры и фотограф.
2. Определение места, времени, даты проведения и продолжительность игры.
Технологические процессы разработки интеллектуальной игры представлены в форме блок-схемы (см. Схему 1).
4. Разработка положения игры (по необходимости).
В положении прописывается название игры, цели, задачи, целевая аудитория, условия и правила проведения, наличие судейской коллегии, контактная информация организаторов мероприятия.
5. Реклама мероприятия.
Разрабатывается заставка и оформляется афиша мероприятия, размещается информация на сайте учреждения и в социальных сетях, рассылается информационное письма и/или положение об игре учебным заведениям.
6. Подготовка книжной выставки.
Подбирается название, составляется список литературы по теме игры, определяются разделы. Оформляется заголовок и разделы книжной выставки.
7. Разработка и оформление бланков/анкет обратной связи.
8. Приглашение и подготовка участников.
В зависимости от структуры мероприятия, участникам может быть поставлена задача подготовить показательное выступление (визитку) в форме театральной постановки, песни, видеоролика и т.д. на 1-3 минуты.
Схема 1. Разработка интеллектуальной игры
9. Привлечение партнеров, приглашение членов жюри (по необходимости).
В состав жюри могут входить как сотрудники библиотеки, так и представители администрации, учредители, депутаты и коллеги из других учреждений культуры, для того чтобы придать статусность мероприятию и наладить партнерские отношения с другими организациями.
Основной этап
1. Подготовка помещения.
Расставляется мебель. На каждый стол ставятся таблички с номером и названием учебного заведения. На стол жюри ставятся таблички с именами экспертов. Включается музыка для атмосферы.
2. Размещение книжной выставки на стеллаж.
3. Проведение интеллектуальной игры.
5. Оценка игры участниками мероприятия (заполнение бланков обратной связи/анкет).
Заключительный этап
1. Подготовка информационного отчета для сайта учреждения и/или прессы.
2. Размещение статьи и фотоотчета на сайте учреждения и в социальных сетях.
3. Анализ мероприятия, выявление его достоинств и недостатков.
Обработка бланков/анкет обратной связи. Обсуждение итогов мероприятия организаторами игры.
Предложенный алгоритм разработки и подготовки интеллектуальных игр позволяет организаторам четко спланировать свою деятельность и избежать ряда типичных ошибок.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РИНГ
«ЗНАКОМЬТЕСЬ – ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»
Применение игровых технологий в библиотеке способствует созданию необходимых условий для интеллектуального развития пользователей, а также для успешного и продуктивного применения информации из различных областей знаний через игровую деятельность.
Одним из интерактивных форматов, который несколько лет успешно реализовывался специалистами Новосибирской областной юношеской библиотеки, является интеллектуальный ринг.
Интеллектуальный ринг – коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Ринг развивает умственные способности, совершенствует и тренирует память, мышление, помогает закрепить и дополнить знания участников в рамках заданной темы. Такая форма мероприятия наиболее подходит для старшеклассников и студентов в возрасте от 15 до 24 лет, поскольку именно юношеская аудитория способна воспринимать большой поток информации и сохранить концентрацию в ходе игры.
Главными целями такого формата являются:
— создание ценностного, развивающего культурного пространства для молодежи на базе библиотеки;
— содействие продвижению имиджа привлекательной библиотеки в молодежной среде.
Основные задачи интеллектуального ринга:
— расширить кругозор и пробудить любознательность у молодых людей;
— повысить эрудицию и побудить молодѐжь к развитию своих интеллектуальных способностей;
— сформировать навыки работы с информацией;
— проинформировать о возможностях и ресурсах библиотеки;
— стимулировать сплоченную работу в команде.
Интеллектуальный ринг – это групповая игра, поэтому общее количество команд можно набирать любое, но самый подходящий вариант 4-5 команд, поскольку это позволяет организаторам и ведущим мероприятия полностью контролировать процесс игры и полную включенность участников в игровых моментах.
Игроков в команду рекомендуется набирать до 6 человек, от этого зависит эффективность командного взаимодействия. Если их будет больше, то некоторые участники могут утратить внимание и выключиться из общего рабочего процесса. Также рекомендуется выбрать капитана команды. Капитан вытягивает задания, совещается с командой по ответу на вопрос и дает окончательный ответ жюри.
СТРУКТУРА ИГРЫ
Интеллектуальный ринг проводится в 3 раунда. Каждый раунд включает в себя отборочный тур и игру на ринге. Две команды, набравшие наибольшее количество очков в отборочном туре, выходят играть на ринг. После присуждения победы одной из команд на ринге, обе команды возвращаются в зал, где разыгрывается следующий раунд и проходит очередной отборочный тур. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество баллов в процессе всего ринга.
Схематично процесс проведения интеллектуального ринга представлен следующим образом (см. схему 2).
Схема 2 – процесс проведения интеллектуального ринга
«Знакомьтесь – юношеская библиотека!»
Важным элементом интеллектуального ринга является книжная выставка. На выставке рекомендуется представить книги, по которым были подготовлены вопросы проводимого мероприятия. Это наглядно доказывает, что все вопросы интеллектуального ринга составлены по изданиям, которыми располагает библиотека. Участники в процессе игры могут обращаться за помощью к книгам при ответе на поставленный вопрос, однако следует помнить, что подобное решение снижает темп игры.
В конце мероприятия, пока подводятся итоги, рекомендуется еще раз обратить внимание участников на выставку, сделав привязку к вопросам интеллектуального ринга.
В первом раунде отборочный тур включает в себя 3 письменных вопроса. Все команды одновременно получают задание на карточках и отвечают на пустых бланках, которые по истечению времени передаются жюри. Далее разыгрывается второй, а затем третий вопрос. Эксперты проверяют ответы и оглашают участникам результаты. На выполнение каждого задания отводится 1 минута. За правильно выполненное задание каждая команда получает 1 балл.
Вопросы могут быть разными по форме. То же самое касается и содержания. Главная особенность интеллектуальной игры в библиотеке – это не проверка знаний участников, а расширение кругозора ребят. Поэтому специалисты юношеской библиотеки для данного интерактивного формата мероприятия составляют вопросы, касающиеся широкого спектра знаний, ответить на которые можно путем логических размышлений.
Для наглядности ниже приведены примеры заданий отборочного тура.
Пример №1: «Японцы учат своего ребенка этому с раннего детства. Он должен делать это при встрече, расставании, заключении сделки и неудаче, когда ему больно и когда ему стыдно. При каких обстоятельствах это делаем мы?»
Ответ: Когда нам весело, речь идет об улыбке
Пример №2: Данное задание составлено на основе фонда отдела отраслевой литературы Новосибирской областной юношеской библиотеки. В таблице представлены праздники, а внизу перечислены страны, которые следует вписать напротив соответствующего праздника. Для облегчения задания в скобках специально дана подсказка, которая наталкивает на правильный ответ.
День новой селедки или Праздник селедки
(По традиции в Голландии первая бочка рыбы преподносилась монархам)
(Здесь прошли XV Олимпийские игры в 1988 г.)
(Одна из самых крупных в мире, и, пожалуй, самая грандиозная в Скандинавии вечеринка)
(Празднуется в течение 2-х столетий и объявляет праздник человек в белом смокинге и черном цилиндре)
(Проводят 4 ноября в Берне)
(Празднуется народом манси, проживающим на севере)
Праздник Чистоты и Ясности
(Веер вешают на ворота в качестве оберега)
Страны: Нидерланды, Китай, Великобритания, Канада, Швеция, Россия, Мексика, Швейцария.
Во время отборочных туров жюри подсчитывает баллы и после объявления промежуточных результатов, две команды, набравшие наибольшее количество очков выходят играть на ринг. Командам задается вопрос, который может быть как устным, так и в формате видео или изображения. На обдумывание ответа на заданный вопрос дается всего 1 минута. Команда, готовая
дать ответ, поднимает руку. Если звучит неправильный ответ, то ход переходит другой команде. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если ни одна команда не справилась, то ведущие зачитывают правильный ответ.
Вопросы на ринге могут быть на рассуждение или на знание конкретных фактов.
Например, «В 2015 году было отпраздновано 100-летие известнейшего живописного полотна, созданного в России и давшего направление целому стилю в искусстве, воплотившемуся также и в дизайне. Назовите это произведение».
Ответ: Малевич К. «Черный квадрат»
Как показывает практика, не всегда подобранные вопросы к игре имеют успех у участников. Происходят ситуации, когда участники испытывают значительные трудности при ответе на поставленный вопрос.
Например, « Студенту Баухауза (первая школа художественного конструирования) Марселю Брейеру во время студенческой вечеринки пришла в голову мысль согнуть пополам только что разработанный им столик. Что получилось из этой фантазии в результате?»
Ответ: Марсель Лайош Брѐйер сконструировал и первый вариант
знаменитого трубчатого стального стула Брёйера. Одно из самых известных
его произведений — стул из металлических трубок «Василий», конструкция
которого навеяна формой велосипедного руля
Представленное задание – узкого спектра знаний. Такие вопросы участников игры заводят в тупик, если они об этом никогда не слышали и не изучали это в учебных заведениях. Рекомендуется для интеллектуального ринга подбирать вопросы с более известными фактами, иначе интерес аудитории с каждым подобным заданием будет снижаться, и в конце отзывы о мероприятии будут неудовлетворительными.
Если хочется про это сказать и данная информация хорошо вписывается в тематику ринга, то лучше всего такие вопросы не формулировать в задания, а представлять их как информационные вставки, например «А знаете ли вы, что…?» в паузах, когда жюри подводит промежуточные итоги, или происходят какие-либо заминки в процессе игры.
Во втором раунде отборочный тур включает в себя 2 задания «литературная арифметика» и 1 задание на знание героинь литературных произведений.
Как составляются задания «литературная арифметика». Первое, что следует сделать – это составить список произведений, в названиях которых присутствует цифры. Затем используя математические способности и подстановки составить пример. Суть задания может быть разная. Например, составляется упражнение, в котором в итоге получается цифра «7». Далее по условиям следует написать не менее 3-х произведений с авторами, в названиях которых содержится данная цифра.
Пример №1: «Вам необходимо решить математический пример и вспомнить
3
художественных произведения, в названиях которых содержится результат этого упражнения».
— «Любовь в седьмом вагоне» – О. Славникова
— «Семь подземных королей» – А. Волкова
— «Белоснежка и семь гномов» – братья Гримм
— «Волк и семеро козлят» – русская народная сказка
Или, составляется математический пример, в котором в итоге получается цифра «3». Дополнительно к примеру приводится аннотация на произведение. Имея цифру и внимательно изучив аннотацию, необходимо определить про какое произведение идет речь.
Пример №2: «Вам необходимо решить математический пример и внимательно прочитать аннотацию. Сопоставив результат, угадайте название произведения, о котором идет речь».
Ответ: «Три товарища» Э.М. Ремарк В отборочных турах могут быть не
только задания на местах, но и подвижные, которые также заряжают участников ринга интересом и азартом. В Новосибирской областной юношеской библиотеке имеются куклы, воплощающие известные женские образы классической отечественной и зарубежной литературы. С ними можно составить любое по содержанию задание.
Например, на отдельном столике помещается несколько кукол-героинь из литературных произведений, рядом в хаотичном порядке раскладываются карточки «рубашкой» вверх с описанием на каждую представленную куклу. Задача капитанов команды выбрать карточку и вместе с командой отгадать, про какую героиню и литературное произведение идет речь. Затем нужно выбрать подходящую под описание куклу и в отделе художественной литературы найти соответствующее произведение.
Для наглядности приводится пример задания.
Пример: Описание героини.
«Она идеал женщины, способной на глубокую и преданную любовь. Она, сопереживает любимому, который впервые увидев ее, не мог пройти мимо. И
Ответ: Маргарита, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
По истечению времени, капитаны команд по очереди защищают свой выбор. Такое задание позволяет участникам правильно распределить роли в командах. Кто-то определяет имя героини, произведение и автора. Далее другие определяют куклу по описанию, затем могут всей командой или выборочно идти в отдел художественной литературы, искать данное произведение.
При защите капитаны зачитывают описание героини, демонстрируют выбранную куклу и аргументируют свой выбор.
Ценовой расклад задания следующий:
— за верное определение художественного произведения – 2 балла;
— за правильный выбор куклы – 1 балл;
— поиск и передача книги членам судейской коллегии – 2 балла. Итого, задание оценивается в 5 баллов.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Завершается второй раунд игрой на ринге двух команд-победительниц по принципу первого раунда.
В третьем раунде отборочный тур включает в себя рулетку с вопросами. Всего выделено 7 тематических блоков, которые распределены по цветам. В каждой теме по 4 вопроса.
— Белый – «Литературная вселенная» (4 вопроса)
— Красный – «Занимательная история» (4 вопроса)
— Зеленый – «Юношеская библиотека» (4 вопроса)
— Желтый – «Непостижимая Азия» (4 вопроса)
— Фиолетовый – «Дизайн» (4 вопроса)
— Голубой – «Науки не от скуки» (4 вопроса)
— Розовый – «Интригующая Европа» (4 вопроса)
Оранжевый – «Занимательная история»
Римский философ Марк Аврелий советовал всем: «не можешь изменить обстоятельства, измени …»?
Ответ: Свое отношение
Желтый – «Непостижимая Азия»
О каких мужчинах гласит китайская мудрость: «За святость и умеренность бог награждает человека вторым лицом»?
Ответ: Об обладателях лысины
Зеленый – «Юношеская библиотека»
Назовите не менее 10 сервисных услуг, которые предоставляет интернет- зал Новосибирской областной юношеской библиотеки?
Ответ: самостоятельная работа на ПК,
запись информации на любой внешний носитель,
отправка информации по электронной почте
Капитаны команд, в порядке нумерации игровых столов крутят рулетку и выбирают карточку с вопросом того или иного цвета, на которую указывает стрелка, после чего ведущие озвучивают вопрос и команда отвечает.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На совместное обдумывание ответа отводится 1 минута.
Далее подводятся промежуточные итоги раунда и 2 команды выходят состязаться на ринг.
После подведения итогов игры озвучиваются результаты, командам вручаются дипломы победителей, а остальным благодарственные письма за участие и, по возможности, призы. Рекомендуется подвести итоги мероприятия и наградить участников игры в торжественной обстановке с музыкальным сопровождением. Этот элемент поможет мероприятию запомниться и станет кульминацией проведенного интеллектуального ринга.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В качестве ещѐ одной формы игровых технологий, использованной для развития молодѐжи и привлечения внимания к чтению, юношеской библиотекой была апробирована интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по методике Семѐна Родыгина, автора собственной программы системного развития логического мышления, создателя и ведущего различных интеллектуальных игр в форматах «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и других.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по авторской методике Семѐна Родыгина) – это командное состязание, которое учит в нестандартной ситуации проявлять свои знания, логические способности, смекалку, стимулирует интерес к чтению литературы (художественной, научно-популярной) и другим областям знаний, расширяет кругозор, тренирует внимательность. Состоит из двух этапов: разминка (набор различных конкурсных заданий) и блок вопросов на логику «Что? Где? Когда?». Подходит для участников от 12 лет и старше.
Игра может быть на общую эрудицию или тематической. В зависимости от вида мероприятия организаторами мероприятия достигаются разные цели и задачи.
Интеллектуальная игра на общую эрудицию нацелена на создание условий для формирования интереса к чтению. Задачи: проявление имеющихся знаний и обогащения новыми в разных областях науки, культуры, искусства, спорта и т.д., формирование навыков командной работы, проявление логических способностей, смекалки всеми членами команды.
Цели мероприятия тематического характера будут зависеть от его наполнения. Например, сотрудниками юношеской библиотеки была создана интеллектуальная игровая программа для подростков «Мы со сказкою растѐм». Из формата мероприятия по методике интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» были взяты идеи форм проведения заданий разминочного блока, на их основании составлены задания по фольклорной и литературной русской сказке. В рамках мероприятия дополнительно к игровому моменту ведущий совместно с командами между заданиями формулирует законы, имеющиеся в волшебной сказке. В этом случае цель мероприятия заключается в привлечении внимания к чтению и создании условий для формирования морально-нравственных качеств личности. Задачами является проявление своих знаний и обогащение новыми, формирование навыков командной работы, тренировка логических способностей и смекалки.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ
Рекомендуется проводить мероприятие с 3-5 командами, в команде по 6 человек. В сумме это оптимальное количество участников для ведущих, начинающих проводить игры подобного формата. Люди, имеющие навык проведения подобных мероприятий и умеющие владеть вниманием большого количества человек могут проводить мероприятие для большего количества
команд. Так С. Родыгин в юношеской библиотеке проводил интеллектуальные игры на общую эрудицию одновременно для 11 команд. В этом случае командам давалось больше письменных заданий в разминочном блоке игры, чтобы избежать спорных ситуаций при одновременной даче ответов в устных конкурсных заданиях.
Возможно проведение игры для команд с участниками разного возраста, но с небольшим разрывом, например 15-18 лет.
Для учета итогов игры на протяжении мероприятия ведется турнирная таблица. При участии 3-5 команд ведущий самостоятельно может вносить результаты в турнирную таблицу. При проведении интеллектуальной игры для большого количества команд, у ведущего должен быть помощник для выполнения этой задачи.
Важным условием при проведении мероприятия является поддержка команд ведущим. В начале мероприятия он настраивает их на активную работу, призывает быть энергичными и деятельными, не молчать, выдвигать в качестве ответов любые идеи, работать в команде, в этом случае вырастают шансы на
победу. В процессе игры он продолжает стимулировать у них активную интеллектуальную деятельность, подталкивать к выдвижению самых разных вариантов ответов, даже неверных. Чаще всего во время устных заданий у команд нет возможности посовещаться, поэтому ответ должен давать тот, у кого есть какой-либо вариант. Во время письменных заданий у участников игры есть возможность через выдвижение различных гипотез и сообща, работая в команде, прийти к правильному варианту ответа. Лучше дать неверный ответ, чем упустить свой шанс и не сказать ничего – эта установка проговаривается ведущим на протяжении всей игры и ею должны руководствоваться команды.
Еще одним важным моментом является то, что ведущий постоянно акцентирует внимание команд на том, кто из них является победителем в
завершившемся конкурсном задании. Таким образом, он подчеркивает сильные стороны участников этой команды, а подростки получают эмоциональную поддержку, так необходимую для их возраста. Участники из проигравших команд после игры понимают сами или обсуждают с библиотекарем/педагогом, в каких темах, заданиях им следует подтянуть свои знания и эрудицию, чтобы стать победителями в следующий раз.
Письменные задания команды проверяют сами друг у друга. Они обмениваются подписанными листами с выполненным заданием, ведущий диктует ответы, проверяющие команды помечают правильные из них. Параллельно они проверяют сами себя и узнают, где они ответили верно или неверно и фиксируют в уме те ответы на вопросы, на которые они ответили неправильно или вообще не написали никакого варианта ответа. Если у команды есть свой вариант ответа, отличный от ответа ведущего, они могут озвучить его вслух, и если он подходит по смыслу и ведущий его засчитывает, то проверяющая команда его тоже засчитывает и начисляет балл за этот ответ. После завершения озвучивания ответов ведущим команды подсчитывают количество баллов и называют их ведущему для внесения в турнирную таблицу. Таким образом, для проведения игр не нужен дополнительный человек, который бы проверял выполненные задания.
Отметим, что во время игр ведущий при необходимости дает комментарии к ответам на вопросы, тем самым расширяя кругозор участников мероприятия.
СТРУКТУРА ИГРЫ
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» состоит из двух блоков (см. Схему 3): разминка (набор различных конкурсных заданий), и вопросы на логику в формате телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Общая длительность мероприятия в классическом варианте составляет 2 часа. При необходимости ее можно варьировать, как в большую сторону (увеличивать длительность разминки), так и в меньшую (за счет уменьшения разминки и блока с логическими вопросами).
Блок разминка наполнен заданиями, которые озвучивает ведущий и на них можно отвечать устно, письменно, и заданиями, которые выдаются на бланках и выполняются письменно. В каждом из видов заданий может быть разное количество вопросов. Так задания, которые озвучивает ведущий и на них отвечают устно или письменно, состоят из порядка 10-15 вопросов, задания на бланках содержат от 15 до 30 вопросов. Вопросы рассчитаны на точное знание и логику, сообразительность, внимательность. На поиск ответа на вопросы, требующие письменного или устного ответа, дается 5 секунд. На выполнение заданий на бланках дается от 3 до 5 минут. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.