Интеллектуальная продуктивность что это
Продуктивность и квалификация интеллектуального работника
Продуктивность и квалификация интеллектуального работника
Индекс Хирша недостаточно корректно отражает продуктивность работника, занятого умственным трудом. Для повышения корректности представления результативности интеллектуального работника необходимо учитывать число соавторов публикаций, язык публикаций, закрытость работ и ряд других факторов.
В ст. 179 ТК РФ говорится о том, что преимущественное право оставления на работе имеют более производительные (продуктивные), квалифицированные сотрудники.
Как определить квалификацию работника,
Занятого умственным трудом?
Согласно п. 3 Положения о порядке присуждения ученых степеней Высшая аттестационная комиссия РФ и советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы) «осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяют соответствие представленных ими на соискание ученой степени диссертаций критериям, установленным настоящим Положением».
Оценка квалификации подтверждается в первую очередь соответствующим дипломом о среднем, высшем образовании, кандидата наук, доктора наук.
Определение же продуктивности интеллектуального работника
Всегда вызывает больше споров, чем взаимопонимания
Тем не менее мировая практика выработала ряд критериев оценки продуктивности интеллектуальных работников, среди таких критериев одно из ведущих мест занимают число публикаций и индекс цитируемости работ интеллектуальных работников; в частности индекс Хирша.
Публикационная активность характеризует не только продуктивность интеллектуального работника, но и его высокую квалификацию, если речь идет о размещении статей в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Достаточно ли такого количества работ? По нашему мнению, рекомендуемый минимум публикаций в ВАКовских журналах необходимо существенно увеличить, а также установить предельный минимум работ, опубликованных без соавторства, единолично.
Сегодня Всероссийская интернет-библиотека дает возможность в любое время определить как общее число публикаций любого работника РФ, так и публикации за последние 5 лет, индекс Хирша и другие характеристики. Все эти показатели публикационной активности в настоящее время широко используются для определения результативности и квалификации интеллектуального работника. А наибольшую популярность получили такие показатели активности ученых и даже организаций, как количество публикаций, индекс цитирования, в частности индекс Хирша (Хирш-фактор).
Факторы, влияющие на оценку эффективности
— Существующее интеллектуальное право как международное, так и российское фактически не охраняет научные произведения.
Из текста ст. 2 международного Договора ВОИС: «Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые»; из положений п. 5 ст. 1259 ГК РФ: «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования».
От чего еще зависит индекс цитирования?
Индекс цитирования ученого, организации, характеризующий их популярность, известность, зависит от величины вложенных ресурсов.
Западный индекс цитируемости (ISI Web of knowledge) не учитывает научные публикации на русском языке. В России же подавляющее количество публикаций именно на русском языке. Поэтому рейтинг отечественных ученых низок по сравнению с англоязычными учеными.
Чтобы объективно сравнивать российских и зарубежных ученых (даже без учета обеспечения ресурсами), необходимо либо перевести все работы российских ученых на английский язык, либо ввести поправочный (языковый) коэффициент.
Можно привести пример не в пользу уважаемого Хирша. Так, индекс Хирша ученого, имеющего одну статью с цитируемостью 100 и 99 статей с цитируемостью 1, равен единице. С другой стороны, индекс Хирша второго ученого, имеющего всего 2 публикации с цитируемостью по 2, равен двум. Значимость работ первого работника незаслуженно занижена. Представляется более логичным отдать предпочтение, причем с большим перевесом, первому работнику, имеющему почти в 50 раз больше цитирований (199 : 4) и в 50 раз (100 : 2) больше публикаций.
Учитывая положение дел в сфере охраны интеллектуальной собственности, цитируют только аспиранты, докторанты, соискатели, активные ученые и инженеры из сферы открытых разработок. Остальные научно-технические работники абсолютно не заинтересованы в публикации результатов своих разработок в силу отсутствия их действенной охраны законодательством по интеллектуальной собственности, отсутствия материального и морального стимулирования, отсутствия мотивов по передаче собственного опыта.
Ссылки могут быть как положительные (от единомышленников), так и отрицательные (от оппонентов). Какое угодно большое количество цитирований говорит только о том, что автора читают активные интеллектуальные работники, но не дает информации о качестве работ автора.
Из истории известно: если ты шагаешь в ногу со временем, то тебя не заметят; если опережаешь на шаг, то можешь стать героем (или злодеем); если опережаешь на два шага, то про тебя будут говорить только за спиной и шепотом.
Высокая цитируемость может быть результатом «продуманной политики» единомышленников.
На что еще хотелось бы обратить внимание, так это число соавторов как при учете числа публикаций, так и при указании количества цитирований. Имеются организации, в которых число соавторов доходит практически до 1000 (точнее, 963 на 28.05.2010). Без учета числа соавторов участники таких организованных групп увеличивают число публикаций сразу на 1000 при публикации одной статьи «на душу».
Выходит, что число публикаций, полученное путем сложения работ всех соавторов, во много раз больше, чем общее число всех опубликованных ими статей. С нашей точки зрения, первое и второе число должны совпадать, то есть после публикации работы с 1000 соавторами количество статей у каждого ученого должно вырасти на одну тысячную статьи (распределение по долям может быть и другое, но в сумме равняться единице).
Как же корректно определить производительность
И квалификацию интеллектуального работника?
С учетом высказанных замечаний можно сформулировать следующие предложения по повышению корректности учета производительности и квалификации интеллектуальных работников при реализации права первоочередного оставления на работе в соответствии с положениями ст. 179 ТК РФ:
— в качестве основного критерия продуктивности интеллектуального работника следует использовать суммарное количество как ВАКовских, так и закрытых работ, а другие публикации как второстепенный показатель;
— количество публикаций, цитирований работника необходимо относить к числу соавторов;
— для сопоставления цитируемости англоязычных и русскоязычных работ следует брать во внимание языковый коэффициент, который можно приравнять к четырем для русскоязычных статей по отношению к англоязычным;
— необходимо понимать, что индекс Хирша вносит существенные искажения в действительный вклад интеллектуального работника, не учитывает единичные публикации со сколь угодно высоким количеством цитирований, а большое количество работ с малым числом цитирований игнорирует;
— эффективность интеллектуального работника, занятого решением организационно-технических вопросов, необходимо также оценивать по отношению результативности его работы к использованным ресурсам.
Три главных врага интеллектуальной продуктивности
Казалось бы, сейчас все помешаны на продуктивности. Ведь вот три очевидных «тренда» нашего времени:
24/7 на связи. Телефон, интернет не отключаются практически никогда. Звонки, сообщения, оповещения приходят почти ежеминутно.
Вроде бы все это действительно должно способствовать высокой продуктивности и личной эффективности. Верно? Нет, не верно. На самом деле, эти привычки не только многократно снижают эффективность умственного труда, но и ведут к интеллектуальной деградации.
Но, давайте не будем спешить с выводами и разберемся во всем по порядку.
Во-первых, если уж говорим об интеллектуальной продуктивности, то надо бы разобраться, чем отличается интеллектуальный труд.
Затем, поговорим о трех режимах мышления, которые определяют нашу интеллектуальную продуктивность.
Ну, и наконец, сделаем уже более взвешенные выводы.
Рутинная
+ Звонок-сообщение. Вам нужно просто позвонить, и сказать абоненту, например, когда, куда надо прийти. Или сообщить какие-то данные, которые он просил
+ Звонок по скрипту. Т.е., есть четкий алгоритм разговора, который вами хорошо освоен
+ Занести данные в таблицу
Рутинной она становится потому, что она нами очень хорошо освоена. Это не значит, что это простая, легкая задача. Когда-то она могла быть для нас вовсе не простой. Например, когда вы осваиваете работу с новой компьютерной программой, вам требуются серьезные сознательные усилия. Но, со временем, вы так хорошо осваиваете эту работу, например, с таблицами, что вам больше не нужно особо задумываться, чтобы перенести разрозненные данные в единую таблицу. Вы можете это делать практически автоматически.
Опытный хирург может делать простую, типичную операцию, разговаривая на отвлеченные темы. Потому, что он делает это уже практически на автопилоте.
Интеллектуальная работа
+ Выработка новых стратегий
+ Поиск решения сложных проблем и задач
+ Подготовка сложных отчетов
+ Все виды творчества
Иными словами, когда вы создаете что-то новое, работаете не по готовому заученному шаблону, алгоритму или когда находитесь в непредсказуемой среде.
О продуктивности именно такой интеллектуальной работы и пойдет речь в этой статье.
Недавно я читал занятную статью, в которой, в частности, говорилось, что во многих компаниях уже нет больших сервисных кол-центров. Большую часть звонков обслуживает нейросеть. При этом, менее 1% клиентов понимают, что разговаривают с роботом.
Искусственный интеллект действительно стремительно отбирает у человека рутинную работу. И все вроде бы здорово: «Вкалывают роботы, счастлив человек…» Мы можем наконец-то бросить заниматься всей этой тягомотиной и сосредоточится на действительно «человеческой», интеллектуальной, творческой деятельности. Но, проблема в том, что мы сами создаем себе такие условия, в которых нам все труднее проявить эти самые творческие способности. Продолжайте читать и поймете, почему так происходит.
Три режима работы мышления
Можно выделить три режима мыслительной деятельности:
1. Быстрое, рефлекторное мышление
Эволюционно досталось нам от животных, т.е. изначально служило для выживания в дикой природе. А в таких условиях, как понимаете, долго раздумывать нет возможности, поэтому, это весьма быстрое мышление.
2. Медленное, сознательное мышление
Точнее, с участием сознания, т.к. большая часть мыслительных процессов все равно не осознаются, но мы можем сознательно направлять процесс этого мышления.
В полной мере развито только у человека. Именно поэтому наш вид так успешно расселился по всей планете. Другим видам требуются тысячелетия, чтобы с помощью механизма естественного отбора и генных мутаций приспосабливаться к новым условиям, а человек может для этого использовать силу своего аналитического мышления.
Сознательное мышление не способно фунционировать в многозадачном режиме. Не способно, и точка…
Если пытаемся это делать, то в реальности происходит переключение. При этом каждый раз мозгу требуется использовать временную память, чтобы переложить туда задачу, над которой он работал и взяться за другую. Объем временной памяти очень ограничен, поэтому, при таком режиме работы часть информации может теряться.
Кроме того, такие переключения быстрее утомляют наше сознательное мышление
Медленному мышлению требуется сравнительно много времени, чтобы включиться активно в работу. Порядка 15-20 минут. Многозадачный режим работы для медленного мозга, как мы уже поняли, на самом деле означает режим частого переключения между задачами. Следовательно, при такой работе медленное мышление не успевает включиться на полную мощность. Поэтому, такая работа априори будет неэффективной.
3. Архиваця информации
Вспомните, многие открытия совершались во время отдыха или не связанных с ними дел. Почему? Потому, что для решения сложных, творческих задач обычно не достаточно одного «наскока» и только сознательных умственных усилий. Мы собираем информацию, размышляем, анализируем, а потом, нашему сознательному мышлению нужен отдых, во время которого, наш мозг продолжает работать. Он сортирует и систематизирует всю полученную информацию. Поэтому, часто после такого отдыха мы все видим «в новом свете».
Причем, процесс творческой работы не совместим с процессом архивации. Поэтому, большая часть этой работы выполняется во время сна. Отсюда и выражение «Утро вечера мудренее»
А теперь, внимание, мы подходим к главным выводам!
Для умственного труда нам надо эффективно использовать творческое мышление и процесс архивации данных. А как вы уже наверное поняли, для этого надо создать определенные условия:
+ Возможность сосредоточенно, без отвлечений работать над одной задачей достаточно долгое время (как вы помните, только чтобы «выйти на полную мощность» нашему медленному мышлению требуется минут 15)
+ Выполнять задачи последовательно, избегать многозадачности
+ Делать перерывы и достаточно отдыхать, при этом не перегружая себя лишней информацией
И… барабанный бой… все это прямо противоположно тем трем «трендам», с которых мы начали эту статью!
Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.