Интеллектуальные потребности это что
Интеллектуальные потребности
Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.
Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае – это муляж человека.
Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.
Интеллектуальная потребность у человека только одна – это вдохновение. Вдохновение – это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.
Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний – в желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.
Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.
У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.
Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя – тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 7 Интеллектуальные потребности
Глава 7 Интеллектуальные потребности – Винни, Винни, дай булочку! – Это не булочка, это пончик. – Дай пончик! – Это не пончик, это пирожок. – Ну, дай пирожок! – Отстань, Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь! Интеллектуальные потребности связаны с интеллектуальным
51. Интеллектуальные особенности личности
51. Интеллектуальные особенности личности Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта оказываются различными возможности людей увидеть задачу и
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
Интеллектуальные эталоны
Интеллектуальные эталоны Ежедневно мы выполняем самые разные задачи, требующие активации нашей рабочей памяти. Но нам сложно самим оценивать свои возможности, мы не можем измерить показатели рабочей памяти и уровень устойчивости внимания. Разумеется, вряд ли кто-нибудь
Интеллектуальные предшественники
Интеллектуальные предшественники Теоретические обобщения Роджерса возникали прежде всего из его собственного клинического опыта. Он полагает, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой–либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не
2. Интеллектуальные истоки
2. Интеллектуальные истоки Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм —
Другие интеллектуальные влияния
Другие интеллектуальные влияния Еще живя в Германии, Хорни изучала различные этнографические и антропологические труды, а также работы философа и социолога Георга Зиммеля, с которым у нее установились дружеские отношения. Почувствовав после переезда в Соединенные
Интеллектуальные приоритеты
Интеллектуальные приоритеты Теория личности Роджерса родилась из его собственного клинического опыта. Он чувствовал, что, избегая отождествления с какой-либо определенной школой или традицией, он сохранит объективность.«Я никогда по-настоящему не принадлежал к
Наши интеллектуальные возможности
Наши интеллектуальные возможности Продолжая проводить аналогии между ЭВМ и мозгом человека, следует заметить, что обе эти системы обладают двумя очень важными параметрами: тактовой скоростью (количеством операций в секунду) и объемом памяти. Про механизм и виды памяти я
Интеллектуальные понятия
Интеллектуальные понятия Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял. Гегель Развитие автоматических понятий приводит к более эффективному поведению. Но автоматические понятия приводят к цели только в стабильных повторяющихся условиях.
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Z-мир. 36. Интеллектуальная потребность
36. Интеллектуальная потребность
Суть этой потребности состоит в том, что человеку нравится соображать, мыслить. Истинного интеллектуала интересует не столько прагматический результат размышлений, сколько САМ процесс мышления – не важно о чем, лишь бы думать, соображать, находить новые решения. Однако важно, КАК думать. Поскольку в определении интеллекта этот момент никак не отражается, то мы должны его рассмотреть.
Интеллект (по определению) есть способность мыслить. Однако трудно себе представить, чтобы кому-то нравилось мыслить без желания получить хоть какой-то новый результат – например, часами складывать и умножать многозначные числа. Удовольствие может доставлять только мышление с получением хоть в чем-то нового результата, т.е. мышление творческое, изобретательное. Поэтому ниже под интеллектуальной потребностью мы будем понимать потребность мыслить творчески, изобретательно (или потребность в соображении).
Вообще-то удовольствие от процесса соображения двойное – одно от того, что в голове постоянно (почти ежеминутно!) рождается новая информация, другое – от любования удивительной способностью мозга рождать новую информацию.
Надо сказать, что интеллектуальная потребность в чистом виде – явление исключительно редкое: почти всегда мышление, размышление, является средством в системе средств для достижения самых разных целей и, прежде всего, психофизиологических (ПФП): дай человеку готовый продукт для удовлетворения ПФП – и он ни о чем думать уже не будет. Поначалу человек как биологический вид обрел способность мыслить только в качестве средства, и лишь гораздо позже эта способность у некоторых людей превратилась в самоцель.
Одним из признаков наличия у человека интеллектуальной потребности является игра с самим собой в умственные игры (например, шахматы, головоломки). Действительно, в этом занятии трудно узреть какие-либо иные мотивы и цели, за исключением, может, получения удовлетворения от победы над загадочным (а все-таки – над каким?) интеллектуальным противником.
Невозможно себе представить, чтобы человеку доставляло удовольствие выполнение однотипных умственных операций с неизменным набором логических алгоритмов (например, выполнение бесконечного числа арифметических действий). Мышление способно доставлять радость лишь тогда, когда оно содержит элементы новизны (с точки зрения мыслителя). Эта новизна может быть разной величины и разного логического уровня. (Мне представляется, что наибольшая величина новизны содержится в моделях Z-человека и Z-цивилизации – здесь ново по существу всё!)
Крайний случай, когда человек целиком поглощен удовлетворением своей интеллектуальной потребности, забывая про все остальные. Другой случай – отсуствие интеллектуальной потребности. Осознать величину ущерба от ее отсутствия человеку, пожалуй, не дано: это гораздо труднее, чем слепому понять, что это такое зрячие видят своими глазами, а он нет. Для понимания явления интеллекта нужно пообщаться с интеллектуалами – непосредственно или хотя бы через средства информации.
Следовательно, наилучшая ситуация – это обладание интеллектуальной потребностью с использованием ее преимущественно как средства. (Кстати, этот подход можно распространить вообще на любые, за исключениям некоторых духовных, потребности: не отказываться от них и не жить только ими, но использовать их в основном в качестве средства. Но для чего. )
Конечно, имея интеллектуальную потребность, можно загрузить свой аппарат мышления бесконечным множеством задач, но задач либо примитивных, либо никчемных. Можно, например, все свободное время тратить на отгадывание кроссвордов или игру в подкидного дурака. Но не равносильно ли это незаметному самоубийству. Да и сколько в мире помешанных на шахматах (не профессионалов!)… Со стороны – это чистое убийство времени, но. сверхстрасть отключает самокритику. (Я очень обрадовался, убедившись, что спектр интересов Гарри Каспарова выходит далеко за пределы шахмат.)
А теперь попытаемся понять, что есть интеллект и в чем он измеряется.
Думаю, под интеллектом следует понимать способность к решению нестандартных (заведомо творческих, то есть не решаемых по известным алгоритмам) задач. Если разные люди на решение одной и той же нестандартной задачи (из новой для обоих области) тратят разное время, то совершенно очевидно, что они обладают разным интеллектом. Аналогично, и различные творческие задачи обладают различной интеллектуальной трудностью. Попытаемся установить (классифицировать) уровни этой трудности.
Прежде всего, отметим, что создаваемая интеллектом ценность не находится в пропорциональной зависимости от величины затраченных интеллектуальных усилий. Многие крупные открытия были сделаны по существу случайно, без усилий. И наоборот: труднейшая интеллектуальная задача (например, собрать кубик-рубик) может не иметь никакой практической значимости (не считая некоторого развития интеллектуальной способности или удовлетворения тщеславия).
Решить нестандартную (или в широком смысле изобретательскую) задачу – значит найти неизвестный алгоритм ее решения. Трудность решения зависит как от задачи, так и от способностей того, кто ищет решение. Обычно, решение любой изобретательской задачи можно разбить на какое-то число «элементарных» изобретательских подзадач. Объективная трудность решения подзадачи определяется числом обнадеживающих инструментов. Если подходящего инструмента нет, то его надо создать. Это является одной из элементарных подзадач, но уже более высокого уровня абстракции (напомню: создание инструмента требует более абстрактного мышления, чем пользование инструментом). Если метод создания новых инструментов отсутствует, то его тоже надо создать, и это уже будет третий уровень абстракции. И т.д. Следовательно, помимо числа подходящих инструментов (для решения главной задачи), характеристикой трудности задачи является число разных уровней абстракции, необходимых для нахождения решения.
Очевидно также, что трудность решения задачи зависит от подготовки решателя. Если он уже имел опыт работы на разных уровнях абстракции, то при решении конкретной задачи решатель может легко переходить с одного уровня абстракции на другой.
Второй фактор, от которого зависит работоспособность решателя, – степень его косности мышления. Чем человек более самоуверен и чем жестче он полагается только на непогрешимость своего знания, тем выше его косность мышления, тем труднее ему преодолевать ее. Напротив, человек с вероятностной истинностью своего знания легко заходит в область, казалось бы, абсурдных утверждений, где нередко находит подсказку и для верного решения. Прекрасным тестом косности мышления является задача: из 6 спичек составить 4 равносторонних треугольника со сторонами, равной спичке. Если вы, не зная готового решения, найдете решение за 3 минуты, то косность вашего мышления незначительна.
Думаю, что к интеллекту относится также способность восходить на все более высокие уровни абстракции. Подозреваю, что эта способность у большинства людей либо отсутствует вообще, либо находится в самом зачаточном состоянии. Возможно, это происходит потому, что им никто ясно и наглядно не показывал различие между уровнями абстракции. Обычно, когда человеку говорят, например, про стол, в его сознании возникает образ (как первый уровень абстракции) какого-то вполне конкретного стола. А вот что такое стол вообще? Это уже абстракция (второго уровня) – «стола вообще» в природе не существует; стол вообще – это максимально широкая система необходимых признаков любого из конкретных столов (кстати, попробуйте указать все эти признаки и сравните ваш ответ с определением стола в каком-нибудь толковом словаре; проделайте это со многими другими вещами – и вы откроете для себя поразительное нечто).
Так вот, стол вообще – это определенное (не буду уточнять какое) отношение между всеми конкретными столами. Подобное определенное отношение существует и между всеми конкретными стульями (как и любыми другими конкретными вещами одного класса). Но, кроме того, можно рРассмотреть можно и отношение между всеми определенными отношениями. И это явление (отношение) будет относиться уже к третьему уровню абстракции, «прочувствовать», проинтуичить которое несравненно труднее, нежели какой-либо конкретный стол.
Теперь поразмыслим над самым простым примером иерархии абстракции. Явление скорости известно и понятно всем. Оно наглядно. Но скорость может меняться. Это изменение называется ускорением. Явление ускорение сложнее явления скорости, и для его понимания и грамотного учета требуется уже более высокий уровень сознания, более высокий уровень абстрагирования. Однако и само ускорение может быть меняющимся, и тогда мы имеем дело с явлением ускорения ускорения. Чтобы «прочувствовать» его, требуется уже значительно более высокий уровень абстрагирования. (И, казалось бы, так далее. Ан нет: все ускорения более высокого уровня уже похожи друг на друга и отличаются в некотором смысле только количественно.)
(Волей-неволей я был вынужден заинтересоваться разными уровнями абстракции во время поступлении на физфак МГУ: на вступительном экзамене по математике меня попросили определить «примитивное» понятие длина. Я вертелся, как уж на сковороде, но правильного ответа так и не дал, за что и получил тройку. А теперь попробуйте и вы моего лиха и проверьте свой ответ на этот же вопрос с ответом в учебнике – кажется, его можно найти в геометрии Киселева за 6-й класс.)
Потребности человека
Дерево потребностей
Потребности человека вытекают из его природы, поэтому потребности — это те условия существования человека, которые соблюдаются у всех народов. Мотивы же поведения меняются от культуры к культуре. Повседневное поведение человека определяется мотивами, но целью поведения должно быть обеспечение потребностей. Если потребности не удовлетворяются, то жизнь становится все более и более ужасной.
Разделить потребности и мотивы легко на следующем примере. Мотивом поведения модницы является приобретение нового платья. Но какую потребность удовлетворяет этот мотив? Если предложить моднице самый лучший наряд, но при условии, что она не может его надевать при других людях, то она сразу откажется. Но почему? А потому, что модная одежда удовлетворяет потребность в социальном статусе. Без этой потребности мотив покупать новую одежду, когда шкаф и так забит нарядами, лишен смысла.
Потребности человека нужно хорошо знать, потому что на них и опираются мотивы. Если мы попытаемся навязать человеку мотивы, которые не связаны с удовлетворением потребностей, то такие мотивы скоро развалятся. Человеку будет лень их достигать. Поэтому множество призывов, лозунгов, увещеваний, нотаций пропадает впустую. Они пытаются создать мотив на пустом месте. Такой мотив не трогает человека.
Потребности дают человеку энергию действия.
Если перед вами стоит энергоемкая цель, то вы должны сначала определить, какую потребность эта цель удовлетворяет. Если никакую, то скоро вы будете физически не в состоянии ее достичь. Сначала вам станет скучно, и вы заметите, что постоянно отвлекаетесь. Потом пропадет всякий интерес, и вы будете искать любой предлог, чтобы этим не заниматься. А потом вам станет трудно даже пошевелить пальцем, чтобы достичь поставленной цели.
И наоборот, если цель удовлетворяет важную потребность, то каждый успех дает вам прилив энергии, и вы готовы к еще большему успеху. А трудности не страшат, а только увеличивают ваш энтузиазм.
Базовые потребности
Природа тщательно отобрала базовые потребности для человека. Их всего три:
Почему природа так поступила, трудно сказать. Видимо, у нее были какие-то соображения. Но человек — это единственное животное, которое может произвольно дышать, есть и заниматься сексом. А следовательно, задерживать дыхание, голодать и воздерживаться от секса.
Произвольное управление этими потребностями порождает самые различные варианты их удовлетворения.
Но на всякий случай ограничители этого поведения заложены в лимбической системе. Проще всего действие ограничителей проследить на примере чувства голода. При снижении в крови питательных веществ латеральные ядра гипоталамуса, которые часто называют «центром голода», начинают возбуждаться. Это возбуждение передается коре головного мозга. Если возбуждение коры в данный момент высокое, то голод не осознается. Но постепенно лимбическая система переключает внимание на центр голода все более широкие слои коры, пока все внимание человека не сосредоточится на чувстве голода.
В обычных условиях базовые потребности легко удовлетворяются, поэтому практически не влияют на поведение.
Иногда эти потребности называют потребностями выживания. Попытки объяснить все поведение человека только этими потребностями делаются постоянно. Самым известным примером является теория Фрейда о сведении всех побуждений человека к половому влечению.
Но проявления человеческой деятельности настолько разнообразны, что свести их к одному или двум биологическим факторам невозможно. Такая примитивизация человека лишена практического смысла.
Любопытно, что во время сновидений все базовые функции мозга достигают такой же интенсивности, как и во время бодрствования. Дыхание вместо глубокого и сонного вновь становится учащенным и неравномерным. Выделяется желудочный сок. И у мужчин, и у женщин наступают генитальные эрекции.
Неудивительно, что многие люди считают сон второй реальностью. Иногда во второй реальности человек чувствует себя даже лучше, чем в первой. Генитальные эрекции регистрировались даже у девяностолетних.
Базовые потребности влияют на мотивацию только в случае их неудовлетворения, тогда их сила возрастает колоссально. Но как только они удовлетворены, их мотивирующая сила исчезает.
Социальные потребности
В основе социальных потребностей все так же лежат биологические причины. Человек — животное стадное. Поэтому у него хорошо развиты чувства сопереживания и сострадания.
Насколько человек нуждается в других людях, показали эксперименты по добровольной изоляции. Испытуемые жили в полностью комфортных условиях, но при одном ограничении. Они не могли общаться с другими людьми. Через несколько месяцев они начинали испытывать серьезные эмоциональные трудности.
Поэтому общение необходимо человеку так же, как пища, но с важным отличием: общение не всякое, а в рамках культурных традиций. Если окружающие люди не вписываются в рамки социальных ожиданий человека, то возникает потребность избежать общения. Изолироваться от общества. Но тут же появляется желание найти лучшее общество, найти тех, кто тебя понимает, потому что социальные потребности требуют своего удовлетворения.
Социальных потребностей всего две:
Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества. На статус влияют как не зависящие от личности факторы — пол, возраст, национальность, — так и достигаемые факторы: образование, профессионализм, духовные качества. Статус — это достаточно динамичная величина, которая во многом зависит от состояния общества в целом. В разное время более высокий статус могут получать военные, политики, ученые, бизнесмены. Все это вынуждает человека менять свое поведение, должность, профессию. Человеку хочется занять определенное место в социальной иерархии. И чем это место будет выше, тем лучше.
В каждой социальной группе человек должен ощущать свою полезность всему коллективу, испытывать чувство сопричастности к общему делу. Иначе он чувствует себя изгоем и по возможности покидает эту группу.
Человек входит во множество групп. В каждой он имеет свой статус. Число этих групп все время меняется, но существует самая важная группа, где человек прикладывает максимальные усилия для продвижения наверх, — профессиональная.
Главное в социальном статусе — это профессиональная состоятельность. Человек хочет выглядеть в глазах других людей мастером своего дела. И не просто мастером, а мастером, которому нет равных. Эта потребность вызывает стремление к овладению самыми тонкими приемами профессиональной деятельности.
Человеку нужно, чтобы его называли не просто генералом, а великим полководцем, не политиком, а лидером страны, не художником, а гениальным живописцем, не писателем, а духовным учителем.
Из этой потребности вытекает сильная мотивация быть лучше других: побеждать в соревнованиях, получать грамоты, ставить рекорды, быть в центре внимания. Но нередко мотивация становится ложной. Человек подменяет одно другим. Вместо того чтобы профессионально стать выше других, он пытается любыми путями получить знаки отличия: престижные вещи, красиво звучащие должности, интерес прессы. В этом случае получается эффект «голого короля». Дутая слава быстро проходит, а себя не обманешь. Поэтому этот путь приводит в тупик. Главная потребность не удовлетворяется, а энергия уже израсходована.
Тогда человек чувствует себя ничтожеством и неудачником. Как правило, такие люди опускаются и в быту. Перестают за собой следить, живут как придется и нередко спиваются.
Другая ошибка состоит в том, что человек начинает смешивать социальный статус и самооценку. В этом случае он начинает пилить сук, на котором сидит. Он мысленно говорит себе: «Я буду себя уважать в том случае, если буду считаться уважаемым человеком». Это приводит к тому, что человек становится рабом общественного мнения. Он постоянно оглядывается и прислушивается к тому, что о нем говорят другие. А потом пытается угадать, что они могут еще сказать или даже подумать о нем. Все это вызывает страх любой публичной оценки. Человек страшится выступать, показаться неполноценным, боится вызова к начальнику, экзамена. Но такое поведение быстро приводит к тому, что социальный статус снижается. А следом за ним снижается самооценка. И человек все больше боится людей и все меньше уважает себя.
Для выхода из порочного круга следует научиться отличать самооценку от внешней оценки. Это легко, если на этом сосредоточить свое внимание и сказать себе: «Какую бы ошибку я ни допустил, я все равно достойный член общества».
Потребность в социальном статусе — это обезличенная потребность. Сам человек здесь не участвует — участвует только его имя, и это имя должны знать миллионы.
А вот потребность в душевной близости прямо противоположна —человек хочет, чтобы его ценили независимо от его профессиональных заслуг. Чтобы ценили его самого. Отсюда идет потребность в любви, дружбе, семье, детях.
Удовлетворение этих потребностей требует от человека умения устанавливать и поддерживать душевные отношения с людьми. Если он не умеет этого делать, то очень скоро чувствует свое одиночество. Очень часто люди, взлетевшие по карьерной лестнице, замечают, что вокруг, включая собственную семью, остались только полезные люди. И не с кем поделиться своими мыслями, сомнениями, душевными переживаниями. В этом случае даже высокий социальный статус перестает приносить радость. Что это за радость, если ею нельзя ни с кем поделиться?
Удовлетворение социальных потребностей очень сложно по своей структуре. Достижение высокого социального статуса и успешное строительство личной жизни требуют очень больших усилий. Проблемы у человека возникают в том случае, если он считает, что все это ему кто-то должен обеспечить. В таком случае возникает комплекс «непризнанного гения». Человек думает, что его незаслуженно игнорируют, строят против него козни. В окружающих он видит ничтожных завистников и интриганов. Он запутывается в отношениях с другими людьми. Ему хочется, чтобы его уважали, но сам он не уважает никого. Эти противоречивые желания порождают многочисленные варианты душевных расстройств.
Выход в такой ситуации только один. Человек должен признать, что он не выше и не ниже других. И добиться уважения и любви можно только одним способом: сделать свою жизнь полезной и радостной для других людей.
Интеллектуальные потребности
Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.
Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае — это муляж человека.
Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.
Интеллектуальная потребность у человека только одна — это вдохновение. Вдохновение — это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.
Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний — в желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.
Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.
У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.
Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя — тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.