Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере что это за профессия
Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере — бакалавриат (45.03.04)
Укрупненная группа: Языкознание и литературоведение
Профили
Описание
Молодые люди, выбравшие специальность «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», изучают переводческие общелингвистические дисциплины, предметы из области программирования и информационных технологий и блок математических дисциплин. Студенты за годы обучения должны научиться использовать, разрабатывать и совершенствовать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.Будущие бакалавры проходят базы данных, теорию вероятностей, дискретную математику, логическое программирование, математическую логику, вычислительную математику, автоматическую обработку текста, теорию текста, компьютерную лингвистику, матанализ, интеллектуальные и информационные системы, а также углубленный курс английского языка и другие предметы.
Кем работать
Выпускники этого направления могут работать в разных отраслях: в переводческой сфере (в том числе осуществлять научные и технические переводы), в области лингвистического и программного обеспечения интеллектуальных и информационных систем (программирование, разработка новых программ и баз данных), а также в любой организации, которая имеет отдел по автоматизированной обработке. Сегодня активно развиваются электронные системы перевода, поэтому специалисты по интеллектуальным системам в практической лингвистике стали очень востребованы, равно как оптимизаторы сайтов и специалисты по базам данных. Именно в этой сфере могут трудоустроиться бакалавры с дипломом «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».Кроме этого первым местом работы для них могут стать должности:• переводчика,• редактора интернет-ресурсов,• программиста,• конструктора сайта,• руководителя интернет-проектов, • интернет-разработчика экспертных программ, сервисов и систем.В квалифицированных выпускниках заинтересованы бизнес-структуры, банки, торговые компании, учреждения образования, правоохранительные органы, информационные и аналитические отделы различных организаций и фирм.
Елена Ерофеева: Современные профессионалы обязаны быть «междисциплинарными»
Заведующая кафедрой общего и славянского языкознания классического университета пояснила «Новому компаньону», кто и чему будет учиться на новой специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»
— Елена Валентиновна, «инженер по знаниям» (он же — инженер-интерпретатор, он же — когнитолог) — не самая известная специальность на отечественном рынке труда. Что побудило вуз заняться этим направлением?
— На самом деле в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) это направление появилось лет 15 назад и долгое время только там и существовало.
Но именно вакансия «инженер по знаниям» в ближайшее время будет одной из самых перспективных. Специалистов таких пока ещё мало, а потребность в них уже достаточно высока.
— Что представляет собой специальность «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (ИСГС)?
— Прежде надо уточнить, что такое интеллектуальные системы. Это разновидность программного обеспечения, которая на основе баз данных и баз знаний решает различные задачи, в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователя. По сути, это программы, моделирующие разумное поведение человека. Сюда входят и создание самих массивов данных для анализа, и алгоритмы анализа, принятия решений, и алгоритмы извлечения информации.
Сфера применения компьютерных технологий для структурирования информации и принятия решений очень широка. Выпускникам будет выдаваться диплом бакалавра по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».
— Но ведь сегодня есть большое количество программистов, которые, собственно, уже решают подобные задачи. Почему в гуманитарной сфере надо учить этому особо?
— Для чистого «технаря» гуманитарная сфера очень специфична. Ему зачастую просто не объяснить, что вы хотите получить на выходе, поскольку он не понимает ни методы подхода к этой категории информации, ни методы её анализа. Для того, чтобы подобные задачи решать, необходимо объединить усилия начитанного программиста и лингвиста (социолога, психолога, криминалиста и т. д.), который хоть что-то понимает в программировании. А это невероятно сложная задача.
Люди, которые получают специальное образование, будут совмещать эти знания в одном лице.
Три гуманитарные науки — лингвистика, психология и социология — это три «кита», три составляющих гуманитарного образования специалиста ИСГС.
Гуманитарная сфера включает в себя все формы социальной жизни, которые имеют отношение к человеку, к его обслуживанию, к его включению в социум. Это здравоохранение, социология, психология, экономика, криминалистика, лингвистика (наверное, в самую последнюю очередь, как обслуживающая дисциплина).
Специалист, который работает с информацией, должен с лингвистической точки зрения воспринимать текст, а с социологической и психологической позиций должен понимать создателя этого текста.
— Ко всему, что вы перечислили, надо подключить и знание информационных технологий?
— Безусловно. И, что очень важно, знание иностранного языка. Мы делаем упор на английский, потому что это современный язык технологий. Он нужен специалисту и как способ знакомства с техническими новинками, и для обработки текстов, которых на английском огромное количество. То есть как предмет получения знаний и как предмет исследования.
— Но обычный человек, как правило, тяготеет либо к гуманитарным, либо к точным наукам. Наверное, будет непросто найти абитуриента, сочетающего в себе способности «физика» и «лирика»?
— Сейчас во всех сферах человеческой деятельности очень много междисциплинарных связей. Это очевидный тренд. Кроме того, давно замечено, что люди, которые хорошо обучаются иностранным языкам, прекрасно овладевают и математикой. Это сопряженные когнитивные процессы.
В науке особенно развиты междисциплинарные направления. К примеру, генетика совмещает в себе биологию, химию, инженерию, информационные технологии. Современные профессионалы обязаны быть «междисциплинарными». И наша специальность — одна из таких.
— Где и кем сможет работать бакалавр такой специализации?
— По статистике, в Пермском крае чуть не половина населения имеет отношение к гуманитарным, социальным сферам деятельности. И все эти сферы деятельности постепенно вводятся в интеллектуальное информационное пространство.
Активными потребителями услуг такого специалиста могут стать средний и крупный бизнес (разработка программных продуктов, повышающих конкурентоспособность), банки (разработка систем интеллектуального анализа данных), торговля, включая интернет-магазины, образование, аналитические и информационные отделы фирм и государственных предприятий.
Специалист по ИСГС может быть администратором баз данных и знаний, разработчиком обучающих компьютерных игр, программистом-аналитиком и программистом-разработчиком компьютерных и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Он может разрабатывать прикладные программы для социологических исследований, экспертные системы в криминалистике, продвигать и оптимизировать сайты компаний. Кроме того, выпускник, умеющий анализировать информацию и управлять ею, может найти себя в рекламе и PR-технологиях.
— Какие предметы будут изучать студенты?
— Есть три основных блока. Это гуманитарные науки, где делается упор на лингвистику в её социально-психологических аспектах, потому что человек должен уметь грамотно анализировать текстовую информацию. Это математические дисциплины, в основном базовые, которые нужны для программирования на разных типах языков, и собственно само программирование плюс архитектура интеллектуальных систем. Это большой блок английского языка — делового, научного, технического, ну и, естественно, базового.
Эти три блока дополняются спецкурсами, научными практиками, которые направлены на исследование текстовых характеристик и на создание баз данных и интеллектуальных систем уже на основе этих исследований.
Со студентами будут работать преподаватели не одной кафедры и даже не одного факультета.
В учебном процессе тесно взаимодействуют физики, математики, филологи. Привлекаются также социологи и психологи. Мы будем сотрудничать с кафедрой компьютерных систем и телекоммуникаций (завкафедрой — профессор Михаил Марценюк), которая имеет большой опыт работы в сфере интеллектуальных систем и баз данных для негуманитарных областей.
У нас есть контакты и с ведущими вузами — СПбГУ, МГУ, РГГУ и другими, с методиками которых мы уже познакомились.
— А кто, на ваш взгляд, отважится поступить на этот факультет?
— Молодые люди, которые думают о своём будущем и при поступлении в вуз смотрят на вакансии рынка труда. Сайты крупнейших IT-компаний, работающих в сфере прикладной лингвистики и финансирующих исследования в области информационного поиска, пестрят заявками на таких специалистов. Им требуются специалисты от низшего уровня до топ-менеджеров. Причём зарплата даже на низшем уровне очень приличная.
Полученные знания можно применять в огромном количестве популярных областей. Сегодня правительство РФ требует установки тесного информационного контакта государственных структур с населением, чтобы люди с помощью компьютера могли получить в госорганах различные справки и услуги. Решение этой задачи потребует огромного количества соответствующих специалистов во всех регионах. А в крупных индустриальных центрах — в первую очередь.
— Чем обусловлен выбор такого направления для вуза?
— Открытие специальности, ориентированной на самые современные технологии, естественно для ПГНИУ, который стремится находиться на переднем крае науки и образования. Тем более что развитие информационно-телекоммуникационных систем признано приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в России, а технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации — критическими технологиями. Университет не может стоять в стороне.
— Всегда страшно, когда берёшься за новое. Но говорят же: «глаза боятся, а руки делают». Зато интересно, у людей появляется вдохновение.
Новое направление — в тренде научных исследований. Междисцип-линарные исследования предполагают совсем другие объёмы финансирования со стороны государства и выводят вуз на совершенно другой уровень — международный. Это фронт, передовая.
Все лингвисты, которые слышали о новой специальности, вне зависимости от возраста говорят: «Я бы поучился». В общем, в отличие от фундаментальной лингвистики, это прикладная специальность. И мы намеренно делаем шаг в этом направлении.
Я изучала математическую лингвистику в университете Санкт-Петербурга в середине 1980-х годов. Мы работали на огромных ЭВМ, где о быстродействии можно было только мечтать. По-этому, когда речь заходила о программах перевода с одного языка на другой, о программах анализа звучащей речи, нам говорили: «Вы до этого не доживёте». Сегодня всё это уже существует, и мы ещё живы. Технологии развиваются стремительно.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.
Новая специальность – «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»
При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!
Программа «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» направлена на подготовку специалистов, владеющих современными компьютерными технологиями и знаниями в области гуманитарных наук, прежде всего лингвистики, обеспечивающих эффективное применение современных технологий к гуманитарным задачам.
Сфера применения методов искусственного интеллекта практически не ограничена. Во всех областях, где используется компьютер, высший уровень программного обеспечения – создание интеллектуальных систем, имитирующих познавательную активность человека. Их уже сегодня используют в управлении, медицине и химии. Применяются новейшие разработки и в робототехнике, и нанотехнологиях. Гуманитарные дисциплины (экономика, юриспруденция, психология и др.), биология и медицина ожидают широкого применения современных компьютерных технологий и, соответственно, остро нуждаются в специалистах, владеющих этими методами.
Гуманитарные науки крайне сложно формализовать и подчинить законам логики. Как раз на это и направлены усилия специалистов по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере, выстраивающих «мост» между миром идей и компьютерными технологиями. Чем выше успехи искусственного интеллекта, тем навязчивее вопрос: может ли интеллектуальная система создать креативную идею? Оказывается, доверять создание творческих идей компьютеру пока рано. С другой стороны, на основании анализа результатов всегда возникают полезные соображения.
Для того чтобы компьютер «обдумывал» поставленную задачу, интеллектуальная система должна состоять из расширяющейся базы фактов, базы знаний, решателя задач и комфортного пользовательского интерфейса. Более того, в современные интеллектуальные системы человек всегда может вмешаться, выбрать стратегию, проанализировать результаты. Такая система имеет открытое множество фактов и гипотез, порождаемую и расширяемую базы знаний, а значит, постоянно эволюционирует как разумный живой организм. Специалисты по искусственному интеллекту наделяют этими человеческими качествами наших электронных помощников: от программы-переводчика до сложных подводных роботов.
Программа подготовки специалистов по искусственному интеллекту состоит из нескольких циклов. В математическом цикле студенты осваивают математический анализ, алгебру, теорию вероятностей и математическую статистику, а также вычислительную математику, математическую лингвистику, алгебру баз данных и дискретную математику. Поскольку основная задача этого цикла – автоматизация рассуждений, – им преподается мощный логический цикл: математическая логика (на первом курсе), теория алгоритмов и логическое программирование (на втором и третьем), общий курс интеллектуальных систем (на третьем), аксиоматические системы и элементы теории моделей (на четвертом). Помимо этого дается большой лингвистический цикл: морфология, синтаксис, лексикография, семантика, лингвистика текста, компьютерная лингвистика, автоматическая обработка текста. Интеллектуальные системы «понимают» тексты и ведут диалог с пользователем на естественном языке, а специалист, в свою очередь, должен в совершенстве владеть методами обработки лингвистической информации.
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» включает:
Студентов специальности научат:
Будущие профессии:
Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Конкурсная группа: 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа направлена на подготовку специалистов широкого профиля, владеющих способами сбора и обработки больших объемов данных, построения математических моделей, анализа и интерпретации полученных результатов, и способных проводить теоретические и прикладные исследования по анализу и поддержке решений в конкретных областях экономики, информатики, логистики, управления и социальной сфере. Обучение предполагает активную самостоятельную, научно-исследовательскую и проектную работу бакалавров под руководством опытных педагогов Университета ИТМО и специалистов предприятий-партнеров.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Подготовка бакалавров направлена на обеспечение IT-сектора экономики Российской Федерации специалистами в области проектирования, разработки и внедрения интеллектуальных систем, т.е. систем, основанных на знаниях и предназначенных для осуществления поддержки деятельности лиц, принимающих решения. Как показывает анализ агентств по трудоустройству, в России и Санкт-Петербурге недостаточно подготовлено таких IT-специалистов.
При этом в гуманитарной сфере, как в слабоформализованной области, востребованы интеллектуальные системы и технологии, ориентированные на автоматизацию методов извлечения новых знаний посредством методов и алгоритмов машинного обучения, направленных на обработку и анализ данных, процессов, документов. Это является особенностью представляемой образовательной программы, по которой выпускники способны работать в таких направлениях трудоустройства, как разработка комплексов программ для анализа текстов, архитектуры баз данных и баз знаний, методов автоматического извлечения знаний и анализа данных, и готовы принимать участие в коллективном производстве междисциплинарных интеллектуальных систем.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Подготовка квалифицированных специалистов, обладающих креативным мышлением и навыками в области проектирования и разработки интеллектуальных систем. Компетенции, выработанные преподавателями Университета ИТМО совместно с работодателями, определяют содержание образовательной программы, освоив которую, выпускники будут готовы к профессиональной деятельности в области анализа, разработки и внедрения интеллектуальных систем для гуманитарной сферы: экономики, социологии, образования, биоинформатики, лингвистики.
ДИСЦИПЛИНЫ
Программирование
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением парадигмы программирования; современных технологий разработки программного обеспечения (ПО); процесса разработки ПО; возможностей современных языков программирования и стандартных библиотек. Рассматриваются следующие вопросы: основы работы с переменными; работу с математическими операторами, условных операторов, встроенных функций для работы с числами; базовый интерфейс Python; основы документирования программ на основе базовых конструкций языка; обработки со строковыми данными; работы с регулярными выражениями; списков и кортежей; базовый интерфейс Python по обработке данных; основы документирования программ для обработки данных; словарей и множеств; основные методы для получения и обработки даты и времени; базовый интерфейс Python по обработке даты и времени; основы документирования программ для обработки даты и времени; пользовательских функций, лямбда-функций; использования пакетов; базовый интерфейс Python по написанию пользовательских функций; основы документирования программ с пользовательскими функциями.
Алгоритмы и структуры данных
Дисциплина «Алгоритмы и структуры данных» является вводным курсом в алгоритмы программирования и структуры данных. В нем подробно даются наиболее известные алгоритмы, что позволяет разобраться в их анализе студентам с начальными знаниями в математике и программировании. В курсе описаны одни из самых популярных постановок задач, которые часто являются составной частью более сложных практических задач и предложены стандартные пути их решения. Все представленные в курсе алгоритмы сопровождаются описаниями методов для анализа их производительности, что дает достаточную теоретическую и практическую подготовку для самостоятельной разработки и последующего анализа алгоритмов завершившими курс студентами.
Базы данных
Дисциплина познакомит слушателей с концепцией баз данных, этапами и методологиями проектирования систем и баз данных, современными Case-средствами проектирования информационных систем и баз данных. Будут получены навыки обследования предметной области, построения функциональной модели АИС, инфологической и логической моделей БД, начальные навыки работы с декларативным языком SQL для описания и манипулирования реляционными данными.
Компьютерная лингвистика
В курсе будут рассмотрены основные понятия компьютерной лингвистики на уровне математического моделирования и решения прикладных задач. Представлены примеры математического моделирования лингвистических данных, а также примеры решения практических задач.
Web-программирование
В рамках изучения дисциплины будут изучены основы построения Server-Side Rendering и REST-сервисов.
Математические методы машинного обучения
В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с алгоритмами машинного обучения. Изучаются библиотеки языка программирования python для анализа данных.
Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной среде» – 45.04.04
Интеллектуальные системы в гуманитарной среде (магистратура)
45.04.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной среде
Чем занимаются выпускники
Будущая профессия относится к сфере связи, информационных и коммуникационных технологий, науки и образования. Выпускники курса – это специалисты, совмещающие навыки программирования с гуманитарными знаниями. Магистры нужны компаниям, занимающимся нейросетями, обучением машин, проектированием и построением искусственного интеллекта. Выпускники становятся аналитиками, программистами, гейм-райтерами – проектировщиками обучающих компьютерных игр. Специалисты могут заниматься созданием виртуальных музеев, роботов, распознающих речь, электронных словарей.
Навыки
В соответствии с паспортом компетенций после выпуска магистры могут:
Дисциплины
Рабочая программа состоит из обязательной и вариативной частей. К первой относятся общие для всех студентов направления модули. Магистранты изучают иностранный язык, обработку и анализ данных, технологии искусственного интеллекта, методологию, математическое моделирование. К вариативной части плана относятся дисциплины, которые соответствуют профилю образовательной программы. Что могут изучать студенты:
Практика
ФГОС предусматривает обязательное прохождение учебной и производственной практик. Студенты отрабатывают прикладные навыки на базе университета или направляются в IT-компании, которые занимаются обработкой различных видов информации и построением интеллектуальных систем. За время стажировки магистранты осуществляют проектно-технологическую, научно-исследовательскую, эксплуатационную деятельность. Результатом практики помимо отчетов становятся самостоятельные НИР.
Куда пойти учиться
Получить степень магистра интеллектуальных систем можно в гуманитарном или техническом вузе страны. Примеры учебных заведений:
Стоимость одного года обучения: 100–250 тысяч рублей.
Программы
Образовательные программы связывают лингвистические и инженерные науки. Студенты учатся проектировать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.
Примеры профилей описаны ниже.
Визуал и майнинг данных в анализе медико-социологической информации (МГМУ им. И. М. Сеченова)
По этому профилю вуз готовит специалистов, способных проектировать информационные системы управления, внедрять их в гуманитарную сферу, производить диагностику, совершенствовать методики разработки программного обеспечения. Выпускники работают в медицинских учреждениях и фармацевтических компаниях на позициях аналитика, оператора, маркетолога, специалиста по связям с общественностью.
Когнитивное и программное обеспечение интеллектуальных роботов и программирование интеллектуальных систем (РГГУ)
Профиль связан с робототехникой. Студенты изучают когнитивный подход в проектировании искусственного интеллекта, создают информационные процессы, системы, анализируют данные. Стажируются магистранты в исследовательских институтах.
Какие экзамены нужны для поступления
Междисциплинарный вступительный экзамен проходит письменно в виде компьютерного теста или устно в форме собеседования (зависит от политики вуза). Проверяются знания по математике и программированию. В конкурсе учитывается портфолио достижений абитуриента, в которое можно включать сведения о наградах, отраслевых публикациях, сертификаты о дополнительных курсах. Порядок поступления узнавайте в выбранном университете.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает три формы обучения. За два года студенты могут пройти курс очно или за два с половиной – очно-заочно и заочно. В срок включены все модули учебного плана, каникулы, сдача экзаменов и защита ВКР.
Кем работать
После выпуска молодые специалисты устраиваются в сферу лингвистического обеспечения информационных и интеллектуальных систем. Магистры находят работу в IT-компаниях, организациях, связанных с текстовой, числовой, графической обработкой данных. Выпускники могут претендовать на должность разработчиков, администраторов, программистов, аналитиков, специалистов по искусственному интеллекту. Некоторые становятся преподавателями в вузах.