Интеллектуальный труд что это

Интеллектуальный труд

Смотреть что такое «Интеллектуальный труд» в других словарях:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД — (intellectual labour) (особенно в марксизме) все формы труда, в которых труд является скорее умственным, чем ручным. Утверждалось, что в современных капиталистических обществах (и возможно, во всех современных обществах) существует тенденция к… … Большой толковый социологический словарь

Интеллектуальный капитал — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитал (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Труд — I гигиеническая характеристика. С гигиенических позиций Т. характеризуется по форме и содержанию (при этом оцениваются энерготраты и степень эмоционального напряжения), а также по его условиям с особым вниманием к вредным факторам… … Медицинская энциклопедия

Труд (картина) — Форд Мэдокс Браун Труд, 1852 … Википедия

Труд — Целесообразная деятельность человека, направленная на создание общественно или лично значимого продукта. Выделяют 2 основных вида Т. – преимущественно интеллектуальный (умственный) и преимущественно физический. Эффективность (производительность)… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД — (manual and non manual labour) различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального… … Большой толковый социологический словарь

УМСТВЕННЫЙ ТРУД — (mental labour) см. Интеллектуальный труд; Ручной и неручной труд … Большой толковый социологический словарь

Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия

Товарный знак — (Trademark) Поянтие торговый знак, регистрация и использование торгового знака Информация о понятии товарный знак, регистрация и использование товарного знака, защита торгового знака Содержание Содержание История тест типо тут тест товарный знак… … Энциклопедия инвестора

Источник

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД

Полезное

Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД» в других словарях:

Интеллектуальный труд — творческий нестандартный труд, связанный с созданием новых технологий, новых образцов продукции, совершенствованием производства. Создает интеллектуальную ренту добавочный продукт от использования научного опыта, особого умения добывать и… … Геоэкономический словарь-справочник

Интеллектуальный капитал — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитал (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Труд — I гигиеническая характеристика. С гигиенических позиций Т. характеризуется по форме и содержанию (при этом оцениваются энерготраты и степень эмоционального напряжения), а также по его условиям с особым вниманием к вредным факторам… … Медицинская энциклопедия

Труд (картина) — Форд Мэдокс Браун Труд, 1852 … Википедия

Труд — Целесообразная деятельность человека, направленная на создание общественно или лично значимого продукта. Выделяют 2 основных вида Т. – преимущественно интеллектуальный (умственный) и преимущественно физический. Эффективность (производительность)… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД — (manual and non manual labour) различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального… … Большой толковый социологический словарь

УМСТВЕННЫЙ ТРУД — (mental labour) см. Интеллектуальный труд; Ручной и неручной труд … Большой толковый социологический словарь

Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия

Товарный знак — (Trademark) Поянтие торговый знак, регистрация и использование торгового знака Информация о понятии товарный знак, регистрация и использование товарного знака, защита торгового знака Содержание Содержание История тест типо тут тест товарный знак… … Энциклопедия инвестора

Источник

Интеллектуальный труд: понятие, основы, формы, правила организация и особенности управления

Современное общество характеризуется постоянным ростом значимости интеллектуального труда. Можно сказать, он является основой экономического роста и развития. В связи с этим повышается актуальность изучения данного вопроса.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Определение понятия

Определение интеллектуального труда (ИТ) может быть сформулировано, как вид деятельности, при которой главным ресурсом достижения полученного результата являются затраты умственной энергии. Выделяют такие основные предметы деятельности:

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это Вам будет интересно: Гравировка на оргстекле: преимущества и недостатки, технология, оборудование

В современных условиях к работникам интеллектуального труда выдвигаются новые повышенные требования. Помимо способности к обработке информации, уделяется внимание творческому потенциалу и нестандартным методам мышления. Работников умственного труда все чаще причисляют к креативному классу (то есть они должны генерировать новые идеи).

Современный подход к определению

На сегодняшний день понятие интеллектуального труда достаточно широко и рассматривается с нескольких позиций. Вот основные моменты, которые характеризуют данный термин:

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это Вам будет интересно: Бизнес-план: образец, титульный лист, структура.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Сравнительная характеристика физического и умственного труда

Помимо явных признаков, есть еще некоторые факторы, определяющие различия между физическим и умственным трудом. Сравнительная характеристика приведена в таблице:

Качественные параметры результатов труда, а также их влияние на количественные показатели организации.

Количество продукции, произведенной в единицу времени или за определенный период.

Можно расценивать как вклад в основной капитал.

Издержки производства и обращения.

Особенности ИТ

В обществе интеллектуальный труд занимает особое место и характеризуется рядом специфических особенностей. Вот основные из них:

Значительная нервная нагрузка. Как правило, именно у представителей ИТ наиболее часто отмечаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, что связано с высокой степенью ответственности. Интересно, что данный риск существенно снижается посредством регулярных физических нагрузок.

Необходимость длительного обучения. Как правило, речь идет о получении высшего или средне-специального образования. Также требуется постоянное повышение квалификации для соответствия изменяющимся требованиям времени.

Отсутствие вещественного результата. Даже если интеллектуальный труд имеет материальное выражение, оно появляется не сразу, а через определенное время.

Ограниченность подвижности. Как правило, умственная работа осуществляется в статичном положении, что со временем ведет к нарушению работы опорно-двигательного аппарата.

Значительная роль творчества. В ИТ ценится нестандартный подход к решению стандартных задач.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Основные формы ИТ

Можно условно выделить несколько форм интеллектуального труда. А именно:

Операторский труд. Подразумевает управление и контроль за всевозможными процессами на предприятии (производство товаров и услуг, товародвижение, работа с покупателями и так далее). В условиях многофакторного производства такой труд связан с переработкой большого количества данных в сжатые сроки, что сопровождается повышенной эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд. Подразумевает руководство предприятиями, учреждениями или их подразделениями. Деятельность характеризуется не только огромными объемами перерабатываемой информации, но также высокой степенью ответственности. Работа дополнительно усложняется периодической необходимостью в урегулировании конфликтных ситуаций.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это Вам будет интересно: Как заработать на госзакупках: советы

Творческий труд. Считается наиболее сложной формой интеллектуального труда. Это обусловлено тем, что данная деятельность связана с большими объемами информации, которую нужно держать в памяти, дефицитом времени и данных, а также с высокой степенью эмоционального напряжения.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, а также сотрудников сферы услуг. Подразумевает постоянные контакты с большим количеством людей, повышенную степень ответственности и нервную напряженность.

Труд учащихся и студентов. Подразумевает напряжение таких психических функций, как внимание, восприятие и память.

Основные виды ИТ

Люди интеллектуального труда работают в неодинаковых условиях. Исходя из этого можно выделить такие основные виды ИТ:

Выполняемый по заранее оговоренному плану или стандартной схеме с преимущественным напряжением мыслительных механизмов. В качестве примера можно привести работу бухгалтера, экономиста или инженера.

С неравномерной нагрузкой и необходимостью принятия нестандартных решений. Как правило, таким видом ИТ заняты руководители предприятий или их структурных подразделений.

С ненормированным и нерегламентированным графиком труда, а также с периодическим эмоциональным напряжением. Речь идет о труде людей искусства, а также научных работников, задействованных в создании новых разработок.

С повышенным уровнем ответственности и частым эмоциональным напряжением, что связано с необходимостью постоянного контроля за изменяющейся ситуацией. К данному виду можно отнести труд диспетчеров, операторов и так далее.

С потребностью в повышенной концентрации внимания. В качестве примера можно привести работу контролеров (например, на конвейерном производстве).

С необходимостью быстрого реагирования при дефиците информации. Речь, как правило, идет о медицинских работниках или диспетчерах.

С необходимостью тесных межличностных контактов и с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций. Например, педагоги или офисный персонал.

Подразумевающий освоение новых знаний. Это люди, проходящие обучение.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Компоненты ИТ

Умственно-интеллектуальный труд включает в себя несколько ключевых компонентов. А именно:

Факторы интеллектуализации труда

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Специфика результатов ИТ

Результатом интеллектуального труда является продукт, выраженный в объективной форме, в зависимости от характера. Он может называться произведением, изобретением, образцом и так далее. У каждого из этих продуктов интеллектуального труда имеются свои специфические особенности, но также есть и общие признаки. А именно:

Идеальная природа. Даже если продукт имеет конкретное материальное выражение (изображение, текст и так далее), это не отменяет его идеалистичности. В связи с этим он не подвергается материальному износу. Лишь моральному.

Система права не оказывает непосредственного воздействия на мыслительный процесс. Тем не менее право существенно влияет на конечный продукт интеллектуальной деятельности путем ограничений.

При всей важности результатов ИТ они не являются полноценным экономическим ресурсом.

Напряженность ИТ

Изучая основы интеллектуального труда, следует уделить внимание фактору напряженности. Он характеризуется повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой. В связи с этим можно выделить четыре уровня напряженности: оптимальный (легкий), допустимый (средняя напряженность), напряженный первой степени, напряженный второй степени.

Наиболее легким считается такой умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решений с вытекающей ответственностью.

К допустимой напряженности труда можно отнести ситуацию, когда работник обязан принимать решения в рамках одной четко определенной инструкции.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это Вам будет интересно: Как назвать строительный магазин

Творческая работа без четких алгоритмов и инструкций, требующая принятия ответственных решений, характеризуется как напряженная второй степени.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Вредность ИТ

Что такое интеллектуальный труд? Многие люди ошибочно считают данный вид деятельности спокойным и благоприятным. Тем не менее ИТ достаточно часто относят к категории вредных. Причины вреда для здоровья описаны в таблице.

Гигиена ИТ

Физиолог Введенский, занимавшийся изучением основ интеллектуального труда, выделил такие основные положения гигиены данного вида деятельности:

Постепенное втягивание в труд. Поток информации и нагрузка должны увеличиваться постепенно. В противном случае возможна эмоциональная перегрузка, а также низкая производительность работы.

Строгая ритмичность труда. Имеется в виду грамотное соотношение рабочей активности и перерывов. Данная мера направлена на то, чтобы исключить переутомление, а также простои в рабочем процессе.

Последовательность и систематичность. Работа должна быть четко спланирована и детализирована, чтобы исключить временные и информационные потери.

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Рекомендации по повышению качества ИТ

Работники интеллектуального труда нередко сталкиваются с кризисами и застоями в деятельности. Для их преодоления или предотвращения стоит руководствоваться такими рекомендациями:

Источник

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества

Переработка и анализ большого объема разнообразной информации, мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Сущность и формы умственного труда. Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления03.11.2013
Размер файла50,2 K

Интеллектуальный труд что это. Смотреть фото Интеллектуальный труд что это. Смотреть картинку Интеллектуальный труд что это. Картинка про Интеллектуальный труд что это. Фото Интеллектуальный труд что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«Пермский институт экономики и финансов»

Факультет дистанционных образовательных технологий

по курсу: «Культура интеллектуального труда»

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества

1. Понятие интеллектуального труда

2. Значение интеллектуального труда в жизни общества

3. Производительность интеллектуального труда и для чего её необходимо повышать

Каждый сотрудник в современной организации является работником «умственного труда», если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результата. Например, это может быть способность производственного предприятия выпускать новую продукцию или увеличивать свою долю на данном рынке или способность больницы предоставлять лучший уход за пациентами и т.д. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться к исполнению приказов. Он должен нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен, но если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за достижения своей организации.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по производственным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам.

Работниками интеллектуального труда можно назвать тех руководителей и отдельных специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы своей организации. Однако среди работников умственного труда таких немного. Как и во всех других областях, в интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и неквалифицированный труд. Тем не менее, такие работники составляют весьма значительную долю занятых умственным трудом. Вряд ли для кого-нибудь теперь является секретом тот факт, что специалисты, способные принимать теоретические решения, так же важны для процветания организации, как и знающие свое дело управляющие. Однако далеко не все сознают, сколько людей, работающих в самой обычной современной организации, будь то промышленное предприятие, правительственное учреждение, лаборатория или больница, наделены ответственностью выносить решения, имеющие важное значение и необратимый характер. Ведь авторитет знаний также важен, как и авторитет занимаемого положения. Более того, эти решения являются разновидностью решений высшего руководства. Даже самый мелкий администратор способен выполнять функции президента компании или руководителя правительственного учреждения, иными словами, может планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Горизонты его деятельности могут быть весьма ограниченными, но в пределах своей сферы он выступает как настоящий работник умственного труда.

1. Понятие интеллектуального труда

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность.

Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания. Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.

Во-вторых, право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие в головном мозге человека. Процессы мыслительной деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Тем не менее, не имея возможности непосредственно влиять на создание результатов интеллектуальной деятельности, право в состоянии позитивно воздействовать на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в дефинитивных нормах условий охраноспособности ее результатов.

При всей важности знаний как общечеловеческого ресурса, они никогда ранее не имели столь приоритетного значения, не могли стать полноценным экономическим ресурсом. Знание уникально по своей сути, обладает безграничностью в своем воспроизводстве и предопределяет особенности труда и форм его проявления. Все это, в свою очередь, предполагает теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития, ее принципов, к числу которых следует отнести интеллектуализацию труда.

Понятие «интеллект» тесно связано с понятием «знание», поскольку глубина знания определяет уровень интеллекта, а интеллект является средством познания. Следовательно, знание можно рассматривать как одну из характеристик интеллекта. С понятием «знание» связано понятие «опыт», который отражает сумму накопленных знаний за предшествующие периоды развития интеллектуальной деятельности. Величина этой суммы знаний прямо пропорциональна интеллекту и степени информационной насыщенности. Информацию следует рассматривать в качестве составляющей интеллекта. При этом информация сама по себе, не обработанная человеческим интеллектом, не является фактором экономического развития.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается.

Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

2. Значение интеллектуального труда в жизни общества

Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в него непосредственно элементов труда умственного.

Следствием развития науки явилось значительное сокращение интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением. Так, В. Леонтьев в работе «Экономическое эссе» сформулировал положение о том, что экономическую динамику можно рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса и «онаучивания» рабочей силы и труда.

Исторически экономическое развитие стало происходить более быстрыми темпами вследствие технологических изменений, порожденных, в первую очередь, научными открытиями. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества через прогрессивные средства производства и квалифицированную рабочую силу привело к значительному сокращению интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением.

Рост производства в настоящее время носит экспоненциальный характер. Прирост знаний пропорционален объему ранее накопленных знаний.

Экспоненциальный рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой наукоемкости продукции подтверждается на практике деятельностью высокотехнологичных компаний Microsoft, Google, Nokia и т.д.

В последнее время интеллектуальный труд делят на креативный и эвристический.

В концепции А. Турена историчность человеческой деятельности тоже связывается с познанием, культурной моделью. Знание, по его мнению, образует исходную составляющую историчности, ее наиболее прямое и наименее социально организованное выражение. Эта модель неотделима от труда, посредством которого общество воспроизводит себя, она свидетельствует о материальной стороне этого воспроизводства.

В качестве критерия здесь должна выступать общественная полезность блага, которой может являться и инновационный фактор производства. Именно с этих позиций можно правильно оценить социальное значение инновационной интеллектуальной деятельности, роль научных знаний, их место в обществе, а также то, как результаты производства, полученные посредством инноваций и имеющие характер потребительной стоимости, приходят в противоречие с затратами, измеряемыми стоимостью, иначе говоря, многократно их превосходят.

Идеальная природа результатов интеллектуальной деятельности отнюдь не свидетельствует о ее малозначительности или оторванности от производства необходимых людям вещей и иных ценностей человеческого общества. Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах человека. Литература, искусство, дизайн играют большую роль в формировании его духовного мира и эстетического уровня.

В условиях рынка своевременное и широкое использование результатов умственного труда способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности, качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Исключительные права, прежде всего, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие виды обозначений товаров являются важной составной частью нематериальных активов предприятий. Наряду с другими ценностями эти права могут инвестироваться в предпринимательскую и другие виды деятельности. Имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности могут также служить вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества.

3. Производительность интеллектуального труда и для чего её необходимо повышать

ПИТ = Количество выполненных задач/Количество работников (человеко-часов)

К затратам ресурсов можно отнести количество человек, количество трудозатрат в человеко-часах и т.д. Тогда производительностью интеллектуального труда будет, например:

количество выполненных задач на одного работника;

количество выполненных задач на человеко-час

Производительность интеллектуального труда может быть вычислена для отдельного работника, подразделения или для всей организации.

Но почему именно выполненная задача взята за выход интеллектуального труда? Почему количество выполненных задач берётся в числитель формулы расчёта производительности интеллектуального труда? Почему бы не взять за выходы результаты выполнения задач? Или что-то ещё?

Нам легче будет понять, что надо делать для повышения производительности интеллектуального труда, если мы будем понимать что такое труд вообще, и интеллектуальный труд, в частности.

решение человеком осознанных проблемных ситуаций, путём выполнения ряда действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах, направленных на преобразование среды (коротко: решение задач).

в соответствии с предвосхищаемыми последствиями действий, выраженными качественно или количественно (кратко: в соответствии с целями)

Соответственно, эти две категории неразрывны, как две стороны одной медали. Не зная что, нужно достигнуть, мы не можем определить, какими действиями это можно сделать, как решить задачу.

Но, всякая ли активность человека есть труд?

Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще (т.е. нет проблем), не нужен труд, так как НЕ надо формулировать и решать задачи. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу сопротивления (наличия проблем), возникает необходимость в активности, то есть в труде.

Любой труд связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма.

Самыми простыми действиями являются предметные. Человек учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем.

Овладение умственным трудом приводит к тому, что прежде, чем приступить к внешним действиям, направленным на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.

Формирование разнообразных умственных действий образует умственный труд на достигнутом человеком уровне опыта:

— Внешняя активность направляется умственными действиями. Происходит реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

— Внешняя активность контролируется внутренним планом действий. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий есть механизм, который позволяет сравнить реальный результат с желаемым и внести коррективы, направленные на достижение окончательной цели. Это аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

Данный процесс и представляет собой интеллектуальный (умственный) труд.

Рост объёма перерабатываемой информации (он удваивается в мире каждые 10-12 лет) ведет к увеличению интенсивности и значимости интеллектуального труда, так как уплотняется информация, которую человек должен усвоить в единицу времени.

Не сегодня, умственный труд охватывает широкий диапазон различных по характеру и содержанию активностей. К их числу относятся: труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; труд руководителей и специалистов и т.д.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

умственный труд интеллектуализация

2. Скоблякова И.В. Инновационные системы и венчурное финансирование. М., 2006.

3. Ельмеев В.Я. Социальная экономия труда. СПб., 2007.

4. Савина М.В. Креативный класс в российской экономике // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Интеллектуальный капитал современной организации: сущность, функциональные формы и эффективность использования». М.: РГСУ; Дашков и К, 2007. 276 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *