Интерактивная беседа что это такое

Интерактивная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

Интерактивная беседа что это такое. Смотреть фото Интерактивная беседа что это такое. Смотреть картинку Интерактивная беседа что это такое. Картинка про Интерактивная беседа что это такое. Фото Интерактивная беседа что это такое

С точки зрения психологии, общение — это сложный процесс, в рамках которого можно выделить 3 аспекта, или, как их называют, 3 стороны общения:

Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой интерактивная сторона общения. Мы рассмотрим её структуру и основные принципы, выясним, какие разновидности взаимодействия к ней относятся, а также рассмотрим основные факторы, которые оказывают на неё влияние.

Что такое интерактивная сторона общения?

Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.

Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:

Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.

Герберт Мид считал, что лучше всего реализовать свой потенциал к развитию человек может только при активном взаимодействии с теми, у кого можно чему-то научиться. Обычное же наблюдение за успешными людьми и попытки подражать им принесут гораздо меньше пользы.

Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.

Примеры из жизни

Чтобы полностью разобраться с интерактивной стороной общения, рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в обычной жизни, и выделим в них интерактивную сторону общения.

В качестве примера рассмотрим общение с продавцом в магазине. Сначала вы здороваетесь и улыбаетесь друг другу – это перцептивная сторона, во время которой вы настраиваетесь на общение, обмениваясь эмоциями. Далее вы перечисляете товары, а продавец называет итоговую стоимость – это коммуникативная часть. После этого вы расплачиваетесь, а продавец отдаёт вам товары и помогает сложить их в пакет – это интерактивная сторона вашего взаимодействия.

Возьмём и другой пример — мужчина собирается на свидание. Когда он встречается с девушкой, улыбается ей при встрече — это перцептивная сторона. Когда мужчина с женщиной обсуждают, в какое место они сегодня пойдут — это коммуникативная сторона. Когда они катаются на каруселях, едят мороженое и стреляют в тире с пневматической винтовки — это интерактивная сторона общения.

Разновидности взаимодействий

Рассмотрим, какие виды взаимодействий могут складываться между участниками в рамках интерактивной стороны общения. Все возможные варианты взаимодействия можно разбить на две категории:

Кроме того, психологи выделяют несколько стратегий взаимодействия:

Принципы интерактивного общения

Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать. В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.

Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:

Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.

Основные стили поведения

Американский психолог Эрик Берн, создатель транзактного анализа, выделил три основных модели поведения в интерактивном взаимодействии:

Каждый человек может оказаться в любой из перечисленных ролей, что бы он ни думал сам про себя. Очевидно, что лучшим вариантом в любой ситуации является модель «взрослого», однако далеко не всем под силу всегда вести себя рационально и рассудительно. Поэтому все иногда становятся «детьми», подчиняясь сиюминутным желаниям, или «родителями», которым кажется, что именно они в этой ситуации являются самыми «взрослыми».

Роли участников в интерактивном общении

В зависимости от типа отношений можно рассматривать социальные и межличностные роли. Социальная роль – это модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Межличностная роль – это модель поведения в личных отношениях (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир и прочее).

Социальные роли определяются такими факторами как:

Межличностные роли формируются при взаимодействии с другими личностями за счёт эмоционального и интерактивного общения.

Как социальная, так и межличностная роль состоит из двух составляющих:

Для оптимального интерактивного взаимодействия важно, чтобы обе эти составляющих были максимально согласованы между собой. Иначе взаимодействие может перейти в конфликт, который будет очень сложно прекратить.

Конфликт

Конфликт – это отдельная и очень обширная форма интерактивного взаимодействия между людьми. Определяется он наличием противоположных стремлений и целей у участников. С точки зрения психологии, конфликт состоит из таких элементов как:

Все варианты поведения, которые может избрать каждая из сторон конфликта, можно отнести к одной из пяти моделей:

Источник

Интерактивная беседа с использованием информационно-комуникационных технологий в воспитательной работе со студентами

Интерактивная беседа с использованием информационно-комуникационных технологий в воспитательной работе со студентами

ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж», г. Нижнекамск

Interactive conversation using information and communication technologies in educational work with students

GFOU SPO «Nizhnekamsk pedagogical College», Nizhnekamsk

Аннотация: Статья посвящена осмыслению активного использования информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм организации занятий во внеурочное время, применение которых вносит в учебно-воспитательный процесс наглядность, красочность, информативность, интерактивность, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу реализовать дифференцированный подход, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что в свою очередь, способствует формированию профессиональных компетенций будущего учителя.

Abstract: The article is devoted to the active use of information and communication technologies and interactive forms of training outside normal working hours, the use of which contributes to the educational process visibility, colorful, informative, interactive, saves time, and teacher training allows training to work at their own pace, allows the teacher to implement a differentiated approach enables to monitor and evaluate the learning outcomes, which in turn, promotes the formation of professional competence of future teachers.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; интерактивное обучение; интерактивные методы; интерактивное беседа; компетенции.

Keywords: information and communication technology; interactive learning; interactive methods; interactive discussion; competence.

Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, более остро выдвигают на первый план проблемы развития педагогики, как науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего. Целью изменения содержания образования посредством внедрения новых подходов обучения является обретение студентами когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих компетенций, которые призваны обеспечить формирование таких качеств будущих учителей, как проактивность (умение найти выход из любой сложной ситуации с помощью творческого подхода, изменяя себя и окружающий мир), поликультурность, толерантность, гражданственность, этичность, способность к принятию самостоятельных решений, умение применять полученные знания на практике, коммуникативность, инициативность, желание и умение профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию процесса обучения и качество исследовательской работы в системе образования.

В условиях массового внедрения вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности умение использовать персональный компьютер, современные информационные технологии в своей будущей профессиональной и научной деятельности является в настоящее время обязательным условием подготовки любого специалиста.

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона являются информационно-коммуникационные технологии и интерактивные формы. Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог должен уметь подготовить и провести занятие как по предмету, так и в рамках внеурочной деятельности с использованием ИКТ, потому что это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Современный процесс получения образования невозможен без применения информационных, коммуникационных технологий. Применение данных технологий в процессе обучения ускоряет передачу знаний, накопленного опыта от одного человека к другому, повышает качество образования, дает возможность быстрее адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей среде, а также способствует развитию и совершенствованию процесса обучения.

В настоящее время информационные технологии применяются не только при получении основного образования, но происходит внедрение ИКТ в дополнительное образование.

Применение информационно-коммуникационных технологий в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует тщательной и глубокой разработки.

Информационные технологии обучения следует понимать как приложение информационно-коммуникационные технологии для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии, подчеркивающие новаторский, то есть принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития [10]. Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений. Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организации учебно-воспитательного процесса.

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.

Таким образом, под информационно-коммуникационными технологиями обучения в профессиональной подготовке специалистов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, частнометодических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста.

Интерактивное обучение – это активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения и текущий контроль самостоятельной работы обучающихся.

Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод блиц-опроса, метод анкетирования и др.

В нашей педагогической деятельности одной из форм интерактивного обучения является беседа, используемая на практике в проведении интегрированных классных часов (разработка классного часа прилагается ниже). Привлечение студентов с ограниченными возможностями к такой форме работы также возможно посредством разнообразных технических, программных средств и телекоммуникационной среды, которые не имеют ограничений по состоянию здоровья.

Отличительными признаками интерактивной беседы являются активность, инициатива, обратная связь, решение проблем, приобретение навыков коммуникации.

Интерактивная беседа предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. И поэтому, от того, насколько каждый студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова.

Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы.

Компьютерные и Интернет-технологии способствуют активному внедрению интерактивных методов для решения задачи мотивации студентов и повышения интереса к учебно-воспитательному процессу. Таким образом, происходит ценностное взаимообогащение опыта обучающихся.

Интерактивная коммуникация является стимулом к духовному осмыслению и выбору экзистенциальных ориентиров.

При использовании ИКТ в образовании появляется возможность применения новых средств в процессе обучения: электронных учебников; библиотек; средств мультимедиа; аудио и видео технологий; информационно-поисковых и информационно-справочных систем и других. Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет учащимся переносить свои исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Разработанные проекты позволяют лучше усвоить и понять, как применить полученные практические и теоретические знания на практике. Это в свою очередь позволяет учащимся выработать необходимые в жизни качества: инициативность, самостоятельность, собранность.

Таким образом, средства ИКТ способствуют повышению познавательного процесса интереса учащихся, развитию индивидуальных особенностей личности, получению самообразования, развитию критического мышления. Также применение информационных технологий в образовательном процессе порождает новые методы обучения.

Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2010. – 384с.

Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / О. Л. Соболева [и др.]. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.

Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.– мет.пособие для пед. ВУЗов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова, под ред. И.В. Роберт. – ИИО РАО. – М., 2006. – 150 с.

Хохлов, Ю.Е., Шапошник С.Б. ИКТ – компетенции как фактор социально-экономического развития России / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника – М.: Институт развития информационного общества, 2012.

Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Доклад на круглом столе «ИКТ в образовании». – М.: МИА, 2009.

Источник

Возможности интерактивного общения в обучении

Возможности интерактивного общения в обучении

Роль педагога и учащегося меняется в интерактивном общении:

учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

источниками информации для обучающихся являются книги, словари, сборники.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

Структура интерактивного урока (схема Колба)

Изучение нового материала – 50%

Подведение итогов (дебрифинг)– 10%

При проведении интерактивного урока акцент делается на изучение и понимание нового материала, видения, мнения, факта и т.д., а формой организации интерактивной деятельности является работа в малой группе, обучение в сотрудничестве. Внутри группы учащиеся могут выполнять, например, следующие роли:

фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

регистратор (записывает результаты работы);

докладчик (докладывает результаты работы группы);

журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание;

активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

наблюдатель (анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Пространственное расположение группы: «круг», «два круга (большой и маленький)», «елочка», «живая линия», «дебаты», «четверка».

Организация межгруппового общения:

Совместно – индивидуальная. Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная. Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая. Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»).

Технологии, методы, приемы, используемые в интерактивном общении:

Метод обучения в сотрудничестве;

«Шесть шляп мышления»

Эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения:

Обучающийся становится субъектом образовательного процесса;

Происходит процесс формирования УУД (универсальных учебных действий): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;

Интерактивное обучение с применением техники соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.

Положительные моменты интерактивных методов по Е.Л. Марковой.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.

Положительные моменты интерактивных методов по Л.Н.Куликовой.

пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

В заключение вспомним Притчу о Хадже Насреддине. Найдите фразу, отображающую суть интерактивного общения.

Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающейдеятельностной технологии усвоения. / Коллектив авторов: Талызина Н.Ф. и др. – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2007.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: Сфера, 2000.

Крупенин А. Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

Источник

Интерактивная беседа «Учимся общаться»

Цель: Формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

Формирование стремления руководствоваться в своём общении общепринятыми человеческими ценностями.

— Формирование правил общежития, направленных на благоприятное самочувствие каждого ребёнка .

— Развивать познавательные процессы детей.

— Развивать коммуникативные умения и навыки.

1.Карточка со сказкой « Мудрецы и слон»

3.Карточка с зашифрованным словом « конфликт».

4. Фломастеры, листочки.

6. Конверты с карточками- ситуациями.

7. Карточки с альтернативными правилами общения.

Игра – упражнение « Приветствие».

Коммуникативное упражнение « Мы вместе».

Обсуждение сказки « Мудрецы и слон».

Вступительное слово воспитателя.

Задание «Собери рассыпавшееся слово».

Практикум «Цветы примирения»

Тренинг « Выражение чувств»

Памятка «Правила, предупреждающие конфликт»

Ритуал прощания «Передай улыбку по кругу».

— создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

— формирование доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

1.Игра- упражнение « Приветствие» (проводится в кругу, держа друг друга за руки)

-Ребята, по очереди тихо пожимайте руку соседа и говорите слова приветствия: «Здравствуй, ….. (называйте имя ), я очень рад(а) тебя видеть!

2.Коммуникативное упражнение « Мы вместе»

Чтение и обсуждение сказки « Мудрецы и слон».

Были ли мудрецы действительно мудрыми?

— Как можно разрешить этот конфликт?

— Почему мудрецы не смогли согласовать свои действия?

— Мотивация, введение в тему

— Нацеливание воспитанников на поиск возможных альтернатив поведения

— Поиск путей устранения последствий

-Развитие способности выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов.

-Формирование оценки ценностей

Вступительное слово воспитателя

-Ребята, наше занятие сегодня будет посвящено общению. Умение общаться так же важно, как изучать математику, покорять горные вершины исследовать морские глубины. И если хотите прожить полноценную жизнь, то без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

В процессе общения часто возникают(………)

Задание: Собери рассыпавшееся слово :

— А приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

-Чем это заканчивалось? (Ответы детей).

-Сейчас вам предлагается занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать ситуации:

1) Девочка смотрит по телевизору любимую передачу. Мама велит ей немедленно убрать со стола грязную посуду. Девочка просит немного подождать, но мама не выдерживает и начинает её ругать.

2)Владик с парты сбросил ручку соседа. Тот попросил поднять её. Владик не поднял. Тогда сосед скинул все вещи Владика (пенал, карандаш, тетрадь). Начались взаимные оскорбления.

Кто виноват в конфликте?

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Игра « Спустить пар» (по кругу)

— Я хочу предложить вам игру, а играют в неё так. Каждый из вас может сказать друг другу, что ему мешает или на что он сердится, или какая обида у него осталась. Например: «Маша, у меня остался в душе осадок после того случая, ты наверно догадываешься, о чём я говорю… Вы не должны оправдываться, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте, что Вам хотят сказать

— Расскажите, что вы чувствовали, когда Вас обидели?

— Как можно помочь человеку справиться с обидой?

Дети предлагают варианты выхода из сложившейся ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Давай помиримся», «Я был не прав, прости».

— Легко ли было или трудно признать себя виноватым перед обиженным?

— Какое чувство возникало в этот момент и после?

— Что помогло преодолеть трудности?

— Я думаю, некоторые наверно задумались над тем, что вам сказали и постараются изменить в себе то, что мешает другим. Теперь, ребята, когда вы поняли, что даже лёгкие обиды надолго омрачают наши сердца и способны рассорить даже близких друзей, я надеюсь, вы будете сдержанней и доброжелательнее просто подать руку в знак примирения.

-Именно поэтому я предлагаю вам взять свои листочки, фломастеры и попытаться нарисовать цветы. Но это будут необычные цветы. Назовём их «цветы примирения». Пусть они изгоняя из ваших душ остатки обид, очистят вас и порадуют, ведь нет на нашей Земле ничего прекраснее « цветов прощения», ибо человек рождён для любви, а не для ненависти.

( Дети рисуют. Звучит музыка)

-Молодцы! А теперь подарите свой цветок тому, кого вы простили. А вы посмотрите на цветок прощения, нарисованный вашим товарищем и улыбнитесь ему.

-Ребята, традиционно все средства общения делятся на вербальные и невербальные. К вербальным относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным – жесты, мимика, движения.

Сейчас я хочу предложить вам задание:

Изобрази при помощи мимики, жестов, движений состояния людей:

— мальчик заблудился в лесу;

– больному удалили зуб;

– мама устала от домашних дел;

— девочка упала и разбила ногу;

— именинник получил подарок.

-Трудно ли было выполнять задание?

— Какие чувства вам пришлось испытать?

( Страх, боль, усталость, радость).

Развитие умения описывать своё настроение

— Мир, в котором мы живём – это сложный мир взаимоотношений людей. И тема конфликтов, которую мы с вами сегодня затронули, необъятна, как сама жизнь, и раскрыть её в течение занятия практически невозможно. Но я думаю, что некоторые полезные вещи вы всё-таки для себя почерпнули. Мне хочется, чтобы сейчас мы коллективно составили правила, которые могли бы предупредить конфликт. Из предложенных правил выберете те, которые, на ваш взгляд, помогут предотвратить конфликты или найти выход из них.

( Выбирают правила и наклеивают их на лучи макета солнца)

— Дорогие мои, наше занятие подошло к концу и я желаю, чтобы лучики этого солнца освещали дорогу вашей жизни.

Спасибо вам за сотрудничество, очень приятно было с вами пообщаться.

— Мне хотелось бы услышать ваши впечатления о занятии:

— Что интересного ты узнал?

— Что тебе может пригодиться в жизни?

— Как менялось твоё настроение в течение занятия?

Участникам группы предлагается рассказать об испытанных на занятии чувствах.

« Передай улыбку по кругу»

Е. Д. Худенко, Г.Ф.Гаврилечева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: М.: АРКТИ, 2005.

Е.В. Котова. В мире друзей. Программа эмоционально- личностного развития детей. – Москва: Творческий центр, 2008.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, «Академия развития»,1997.

Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным

Интерактивная беседа что это такое. Смотреть фото Интерактивная беседа что это такое. Смотреть картинку Интерактивная беседа что это такое. Картинка про Интерактивная беседа что это такое. Фото Интерактивная беседа что это такое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Интерактивная беседа что это такое. Смотреть фото Интерактивная беседа что это такое. Смотреть картинку Интерактивная беседа что это такое. Картинка про Интерактивная беседа что это такое. Фото Интерактивная беседа что это такое

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Интерактивная беседа что это такое. Смотреть фото Интерактивная беседа что это такое. Смотреть картинку Интерактивная беседа что это такое. Картинка про Интерактивная беседа что это такое. Фото Интерактивная беседа что это такое

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интерактивная беседа что это такое. Смотреть фото Интерактивная беседа что это такое. Смотреть картинку Интерактивная беседа что это такое. Картинка про Интерактивная беседа что это такое. Фото Интерактивная беседа что это такое

Цель: Формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

Задачи:

Формирование стремления руководствоваться в своём общении общепринятыми человеческими ценностями.

— Формирование правил общежития, направленных на благоприятное самочувствие каждого ребёнка.

— Развивать познавательные процессы детей.

— Развивать коммуникативные умения и навыки.

Оборудование:

1.Карточка со сказкой « Мудрецы и слон»

3.Карточка с зашифрованным словом « конфликт».

4. Фломастеры, листочки.

6. Конверты с карточками- ситуациями.

7. Карточки с альтернативными правилами общения.

План занятия:

Организационный этап.

Игра – упражнение « Приветствие».

Коммуникативное упражнение « Мы вместе».

Обсуждение сказки « Мудрецы и слон».

2.Основной этап.

Вступительное слово воспитателя.

Задание «Собери рассыпавшееся слово».

Практикум «Цветы примирения»

Тренинг « Выражение чувств»

3.Заключительный этап.

Памятка «Правила, предупреждающие конфликт»

Ритуал прощания «Передай улыбку по кругу».

Организационный этап

— создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

— формирование доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

1.Игра- упражнение « Приветствие» (проводится в кругу, держа друг друга за руки)

-Ребята, по очереди тихо пожимайте руку соседа и говорите слова приветствия: «Здравствуй, ….. (называйте имя ), я очень рад(а) тебя видеть!

2.Коммуникативное упражнение « Мы вместе»

Чтение и обсуждение сказки « Мудрецы и слон».

Обсуждение.

Были ли мудрецы действительно мудрыми?

— Как можно разрешить этот конфликт?

— Почему мудрецы не смогли согласовать свои действия?

Каждый мудрец мог представить лишь то, что он открыл, и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Основной этап.

— Мотивация, введение в тему

— Нацеливание воспитанников на поиск возможных альтернатив поведения

— Поиск путей устранения последствий

-Развитие способности выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов.

-Формирование оценки ценностей

Вступительное слово воспитателя

-Ребята, наше занятие сегодня будет посвящено общению. Умение общаться так же важно, как изучать математику, покорять горные вершины исследовать морские глубины. И если хотите прожить полноценную жизнь, то без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

В процессе общения часто возникают(………)

Задание: Собери рассыпавшееся слово :

Практический тренинг

— А приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

-Чем это заканчивалось? (Ответы детей).

-Сейчас вам предлагается занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать ситуации:

1) Девочка смотрит по телевизору любимую передачу. Мама велит ей немедленно убрать со стола грязную посуду. Девочка просит немного подождать, но мама не выдерживает и начинает её ругать.

2)Владик с парты сбросил ручку соседа. Тот попросил поднять её. Владик не поднял. Тогда сосед скинул все вещи Владика (пенал, карандаш, тетрадь). Начались взаимные оскорбления.

Кто виноват в конфликте?

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Игра « Спустить пар» (по кругу)

— Я хочу предложить вам игру, а играют в неё так. Каждый из вас может сказать друг другу, что ему мешает или на что он сердится, или какая обида у него осталась. Например: «Маша, у меня остался в душе осадок после того случая, ты наверно догадываешься, о чём я говорю… Вы не должны оправдываться, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте, что Вам хотят сказать

— Расскажите, что вы чувствовали, когда Вас обидели?

— Как можно помочь человеку справиться с обидой?

Дети предлагают варианты выхода из сложившейся ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Давай помиримся», «Я был не прав, прости».

— Легко ли было или трудно признать себя виноватым перед обиженным?

— Какое чувство возникало в этот момент и после?

— Что помогло преодолеть трудности?

— Я думаю, некоторые наверно задумались над тем, что вам сказали и постараются изменить в себе то, что мешает другим. Теперь, ребята, когда вы поняли, что даже лёгкие обиды надолго омрачают наши сердца и способны рассорить даже близких друзей, я надеюсь, вы будете сдержанней и доброжелательнее просто подать руку в знак примирения.

«Цветы примирения»

-Именно поэтому я предлагаю вам взять свои листочки, фломастеры и попытаться нарисовать цветы. Но это будут необычные цветы. Назовём их «цветы примирения». Пусть они изгоняя из ваших душ остатки обид, очистят вас и порадуют, ведь нет на нашей Земле ничего прекраснее « цветов прощения», ибо человек рождён для любви, а не для ненависти.

( Дети рисуют. Звучит музыка)

-Молодцы! А теперь подарите свой цветок тому, кого вы простили. А вы посмотрите на цветок прощения, нарисованный вашим товарищем и улыбнитесь ему.

-Ребята, традиционно все средства общения делятся на вербальные и невербальные. К вербальным относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным – жесты, мимика, движения.

Сейчас я хочу предложить вам задание:

Изобрази при помощи мимики, жестов, движений состояния людей:

— мальчик заблудился в лесу;

– больному удалили зуб;

– мама устала от домашних дел;

— девочка упала и разбила ногу;

— именинник получил подарок.

-Трудно ли было выполнять задание?

— Какие чувства вам пришлось испытать?

( Страх, боль, усталость, радость).

Заключительный этап.

Развитие умения описывать своё настроение

— Мир, в котором мы живём – это сложный мир взаимоотношений людей. И тема конфликтов, которую мы с вами сегодня затронули, необъятна, как сама жизнь, и раскрыть её в течение занятия практически невозможно. Но я думаю, что некоторые полезные вещи вы всё-таки для себя почерпнули. Мне хочется, чтобы сейчас мы коллективно составили правила, которые могли бы предупредить конфликт. Из предложенных правил выберете те, которые, на ваш взгляд, помогут предотвратить конфликты или найти выход из них.

( Выбирают правила и наклеивают их на лучи макета солнца)

— Дорогие мои, наше занятие подошло к концу и я желаю, чтобы лучики этого солнца освещали дорогу вашей жизни.

Спасибо вам за сотрудничество, очень приятно было с вами пообщаться.

Рефлексия

— Мне хотелось бы услышать ваши впечатления о занятии:

— Что интересного ты узнал?

— Что тебе может пригодиться в жизни?

— Как менялось твоё настроение в течение занятия?

Участникам группы предлагается рассказать об испытанных на занятии чувствах.

Ритуал прощания

« Передай улыбку по кругу»

2.Е. Д. Худенко, Г.Ф.Гаврилечева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: М.: АРКТИ, 2005.

3.Е.В. Котова. В мире друзей. Программа эмоционально- личностного развития детей. – Москва: Творческий центр, 2008.

4.Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, «Академия развития»,1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *