Интерактивная лекция что это такое
Интерактивная лекция что это такое
Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.
Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что:
• Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.
• Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны учителя
• Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации.
• Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от учителя, так и от обучающихся.
• Она регулируема. Учитель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками.
• Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.
Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя с применением следующих активных форм обучения:
В пр оцессе урока учитель может пользоваться различными методами. Такие методы, как «Инфоугадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам со риентировать обучающихся в теме, представить им основные на правления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Инфо-угадайка»
подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные мо менты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркера ми разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на мо мент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняют ся.
В конце объяснения учитель задает вопрос, действительно ли им были затрону ты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После объяснения возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Интерактивная лекция что это такое
Особенности проведения интерактивных лекций
Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных дисциплин. Особую актуальность использование мультимедийных технологий имеет для факультета информационных технологий. И если на практических и лабораторных занятиях персональный компьютер уже давно стал мощным средством образования, то лекционные занятия чаще всего проходят в традиционной форме.
К использованию инновационных подходов проведения лекций подтолкнуло резкое сокращение лекционных занятий в учебном плане, подразумевающее перераспределение этого учебного времени на самостоятельную работу обучающегося с преподавателем. Такой подход увеличивает практическую направленность дисциплины и требует совершенствования методов теоретической подготовки студентов во время лекционных занятий. Одним из способов достижения результата максимально полного овладения теоретическим материалом за ограниченное время можно считать интерактивную лекцию.
По Лоису Бауэру, «лекция – это учебная технология, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно предоставляет информацию и мысли на определенную тему определенному кругу обучающихся. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого обучающегося является получение информации» [1].
Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора. Если удается замкнуть на себя пристальное внимание всей аудитории, если создана особая атмосфера интеллектуального единения преподавателя и студентов, когда можно почувствовать каждого своего слушателя без исключения, лишь тогда можно сказать, что интерактивная лекция удалась.
Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что:
— Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.
— Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны преподавателя.
— Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации.
— Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от лектора, так и от аудитории.
— Она регулируема. Преподаватель полностью контролирует уровень взаимодействия между обучающимися.
— Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.
Традиционно интерактивная лекция представляет собой обучающее мероприятие с применением следующих активных форм обучения:
— Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
— Демонстрация слайдов или учебных фильмов
— Упражнение «в аквариуме»
Интерактивная лекция дает возможность студентам работать индивидуально, в парах или небольшими группами. Правильно организованная лекция позволяет преподавателю понять, насколько хорошо и быстро студенты усваивают предлагаемый им учебный материал.
В ходе интерактивной лекции целесообразно использовать гипер-медиатехнологии. Они имеют много общего с мультимедиа, но отличаются нелинейной организацией содержащейся информации; предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов; таких как слова, фразы, изображения, и организации перекрестных ссылок между ними; пользователь с помощью щелчка мыши может запросить уточнения терминов и определений.
Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и не синхронны.
Уровень репродуктивных умений обучаемых легко проверяется современными системами тестирования, полностью автоматизируя этот процесс. Уровень продуктивных знаний должен оцениваться разноуровневой системой практических заданий.
Интерактивные лекции позволяют преподавателю сконцентрировать внимание студентов на аудиторной деятельности, поэкспериментировать с различными обучающими технологиями, студентам – обсудить и, следовательно, закрепить в памяти полученную информацию, уточнить неясные моменты из прослушанного материала и получить удовольствие от процесса обучения.
Лектор может использовать разнообразные интерактивные виды деятельности, чтобы заинтересовать студентов. Студенты могут описывать предложенные им ситуации, интерпретировать диаграммы, производить самостоятельные вычисления, принимать совместные решения по заданной проблеме.
Вышеперечисленные виды деятельности не только вовлекают студентов в учебный процесс, они так же способствуют развитию критического мышления и умения работать в группе
В процессе использования интерактивных лекций на факультете информационных технологий возникает резонный вопрос об образовательной среде, в которой происходит обучение. На наш взгляд такая среда должна быть построена на структурировании материала (обычно в виде графа, задающего структуру логических связей между терминами), включающем как материалы для усвоения репродуктивных умений, так и для развития продуктивных умений. Учебный материал должен быть представлен пошаговыми целостными единицами, включающими весь спектр необходимых и достаточных материалов для усвоения каждой из них. И объем курса не должен превышать предписанные стандартами нормы.
Использование в учебном процессе интерактивных лекций трансформирует роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости, и, формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов в своем собственном темпе, в соответствии с графиком изучения дисциплины.
Таким образом, участие в интерактивной лекции одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенного вида аудиторной работы активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. Однако, использование интерактивной лекции предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.
Рекомендации педагогам для организации интерактивной лекции
Как правильно организовать интерактивную лекцию
Подготовка к лекции:
Выберите тему лекции.
Определите цель и задачи лекции
Подберите литературу по теме, проанализируйте ее.
Напишите развернутый план, или тезисы, или конспект, или полный текст.
К лекции надо готовиться и в том случае, когда лектору приходится читать одну и ту же тему несколько раз. Лекция — процесс творческий, и она не может читаться по шаблону и заготовленному штампу.
Следуйте структуре лекции, которая предполагает наличие введения, изложения и заключения.
Помните, что все сказанные вами термины должны быть объяснены.
Подумайте о способах активизации внимания слушателей :
Разработайте ряд вопросов.
Предложите слушателям составить вопросы.
Выберите этап, где можно применить мозговой штурм, самостоятельную работу в парах/ группах/ индивидуально с последующей обязательной проверкой.
Не забывайте о видео-/ аудиозаписях/ фото.
Постарайтесь приводить примеры, которые можно отнести к вашему личному опыту или опыту слушателей (жизненные ситуации)
Правила исполнения лекции:
Прочитайте предварительно текст лекции вслух, чтобы представить себе ее звучание, устранить «шероховатости» и избежать просчета во времени.
Вы не должны просто бездушно читать текст, любой текст должен сопровождаться вашей реакцией (мимика, жесты, чувства).
Вы должны быть убедительны, играть голосом, говорить не слишком тихо и не слишком громко.
Следите за тем, чтобы каждая ваша фраза была сказана «набело»; вы не имеете права постоянно «брать свои слова назад», не можете зачеркнуть свои ошибочные или неудачные высказывания. Лектор обязан произносить каждую фразу в окончательной редакции, а это требует от него вдумчивости и осторожности в подборе слов и построении фраз.
Сразу же оговорите ситуацию задавания вопросов: в течение лекции или в конце. Попросите ребят фиксировать возникающие вопросы, чтобы они не забыли их к концу лекции. Также можно попросить слушателей подготовить вопросы к следующему занятию. Если вам нужно узнать какие-либо данные, отложите ответ, помня, что ответить надо обязательно.
Помните, лектор не обязан знать всё (знать все нельзя), поэтому сразу же пресекайте провокационные вопросы и вопросы, которые могут увести от темы.
Помните, что лекцию нужно произносить устно, по памяти, изредка обращаясь к конспекту или тексту за справкой.
Следите за реализацией цели и задач лекции, за реализацией ее концепции.
Следите за ответной реакцией учеников: все ли им понятно или что-то вызывает недоумение. Если что-то в ходе лекции становится непонятным, старайтесь подводить их к нужной информации (переформулировать свою речь, задать им вопросы).
Обязательно проверяйте усвоение материала: в виде мини-тестирования, вопросов или на семинарских занятиях.
Внешние характеристики лектора и его настроение:
Всегда помните о своей ответственности перед аудиторией.
Входите в аудиторию с радушным настроением, будьте спокойным и собранным, дружелюбным по отношению аудитории, жизнерадостным.
Следите за своим внешним видом.
Будьте аккуратным, точным, требовательным не только кслушателям, но и к самому себе.
Вы должны обладать быстротой реакции, чтобы вовремя сгладить конфликтную ситуацию или активизировать внимание учеников, успокоить их и привести в «рабочее состояние», быть готовым ответить на возникающие вопросы.
Интерактивные формы обучения
Лекции при интерактивном обучении
В практике преподавания в вузе лекции остаются одной из стандартных форм преподавания теоретических основ любой учебной дисциплины. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой.
Интерактивные лекции – это лекции, которые объединяют в себе аспекты традиционной лекции и интерактивных форм обучения: дискуссии, беседы, разборы конкретных ситуаций, демонстрации слайдов или учебных фильмов, мозгового штурма и т.д. Выделяют следующие виды интерактивных лекций.
Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню
Академические и популярные.
По дидактическим задачам
Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
По способу изложения материала
Бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, с заранее запланированными ошибками лекции-конференции, видеолекции, мультимедиалекции.
Лекция вдвоем (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции проблемного содержания в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов.
Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения слушателей. Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для слушателей.
Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – проведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения своей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей. Возможно, проведение данного вида лекций как научно-практического занятия, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции.
Видеолекции. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Видео-лекции могут быть доставлены на видеокассетах или компакт-дисках. Видео-лекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории.
Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
Методы малых групп
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, тренинг, творческие задания, мозаика, общественные слушания, почти все виды игр и имитаций, судебный процесс и др.
Парная и групповая работа реализуется как в системе аудиторных занятий (лекции, практические и семинарские занятия), так и в условиях самостоятельной подготовки студентов. Это может происходить сразу же после изложения нового материала, в начале последующего, вместо опроса, на практическом занятии, или может быть частью обобщающего итогового занятия.
Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.
Занятия в малых группах позволяют студентам приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают студентам научиться разрешать возникающие между ними разногласия. В учебных группах, как правило, не много студентов, которые уже обладают хорошо развитыми групповыми навыками. Поэтому такие навыки требуют тщательного обучения и длительной практики.
Чем меньше времени отпущено на завершение занятия, тем меньше должен быть размер группы. Маленькие группы более эффективны, поскольку быстрее поддаются организации, быстрее работают и предоставляют каждому студенту больше возможностей внести в работу свой вклад.
Характеристика взаимодействия внутри небольшой группы
Группы из двух человек. В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения большей напряженности, эмоциональности и, очень часто потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.
Группы из трех человек. При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавит более слабого члена группы. Тем не менее, группы из трех учащихся являются наиболее стабильными групповыми структурами с периодически возникающими смещающимися коалициями. В этом случае легче уладить разногласия.
Группы с нечетным и четным количеством членов. В группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством членов. Нечетный состав способен вывести группу из тупика или уступить мнению большинства.
Группа из пяти человек. Такой размер группы представляется наиболее удовлетворительным для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для моделирования ситуаций и достаточно мала для вовлечения всех участников в работу и персонального поощрения.
Распределение студентов по группам
Существует множество способов распределения студентов по малым группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае Вы контролируете состав группы.
Еще один способ – по позиции (или желанию) студентов.
Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если Вы объедините в четверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой. Возможно до начала занятия расставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразу образовали нужные Вам группы.
На рисунке представлены способы организации учебного пространства при интерактивном обучении.
Интерактивные лекции. Обзор
Интерактивные лекции. Обзор.
Интерактивные лекции. Виды.
Вы раньше слышали когда-нибудь такие шутки? Тренеру снилось, что она читает лекцию. Она проснулась – и обнаружила, что она действительно читает лекцию! Знаете ли вы определение слова «лекция»? Это самый эффективный метод перенесения содержания конспекта преподавателя в тетради студентов – без участия в этом процессе их мозгов.
Лекции не требуют никаких особенных компетенций или подготовки. Лекцию может читать любой идиот. Большинство идиотов так и делают. Лекции обычно читают в аудиториях. Слово «аудитория» происходит от двух латинских корней: «audio – я слышу» и «taurus – бык».
Лекционный метод – наверное, самая высмеиваемая техника в тренинге. Тем не менее, я вовсе не против лекций. Оглядываясь назад на весь мой образовательный опыт, большинство действительно значимых в моей учебной жизни эпизодов включают в себя лекции. В качестве тренера я читал лекции по шесть часов подряд – и получал самые высокие рейтинги.
Преимущества лекционного метода
Причины популярности лекции как метода очевидны. Правда это или нет, люди верят, что лекции имеют следующие преимущества:
• Тренеры чувствуют, что держат ситуацию под контролем.
• Это раздувает эго тренера.
• Лекция не требует обширной подготовки.
• Лекция позволяет дать значительное количество материала в ограниченный промежуток времени.
• Лекцию можно одновременно читать большой группе людей.
• Великие лекторы вдохновляют своих слушателей.
• Вы можете точно предсказать, что произойдет во время лекции.
• Студенты не чувствуют угрозы психологической безопасности, пассивно слушая лекцию.
• Студенты знают, как слушать лекцию и делать записи.
• Студенты не тратят свое время на обсуждение своей безграмотности друг с другом.
• Студенты уверены, что лектор даст им корректную и важную информацию.
• Лекция является культурной нормой обучения взрослых.
Недостатки лекционного метода
Лекция как метод имеет следующие недостатки:
• Она часто скучна и занудна.
• Лекторы концентрируются больше на том, что они хотят сказать аудитории, нежели на том, что аудитории действительно нужно.
• Для разных слушателей в аудитории лекция может быть слишком сложной или слишком простой.
• Реальное обучение требует активной презентации, а не пассивного слушания.
• При отсутствии ответов слушателей лекторы не получают адекватной обратной связи.
• Лекция предполагает пассивную передачу информации. Они не способствуют передаче и применению навыков.
• Даже в передаче информации лекции не столь эффективны. Пассивно воспринятая информация быстро забывается.
Дело не в том, стоит ли нам вообще отказаться от лекций. Для пущей прагматичности давайте зададим себе следующие вопросы:
• Какие элементы лекции обеспечивают ее учебную эффективность?
• В каких условиях, для каких типов обучаемых и для каких учебных целей метод лекции является наиболее эффективным?
• Как мы можем усилить преимущества (плюсы) метода лекции и уменьшить (или убрать) ее недостатки?
Более двадцати лет я изучал эти вопросы в исследованиях во время корпоративных тренингов. В результате я синтезировал технику интерактивной лекции (или лекционной игры) скомбинировав элементы методы лекции с элементами тренинговой игры.
В интерактивных лекциях используется двусторонняя коммуникация. Они включают в себя мотивирующие элементы тренинговой игры, и в то же время инструктор сохраняет высокий уровень контроля за происходящим в аудитории. Из-за их гибкости вы можете легко переключаться с традиционной лекции на интерактив. Если вы эксперт в своей области и у вас есть план презентации, вы легко можете сконвертировать сессию в лекционную игру.
Типы интерактивных лекций
За последние 25 лет я экспериментировал с семью разными типами интерактивных лекций. Ниже приводится их краткое описание.
Основной идеей этого типа является использование тестовых включений. В КОМАНДНОЙ ВИКТОРИНЕ, например, вы даете лекцию, как обычно. По сигналу таймера (скажем, от 7 до 15 минут) вы останавливаете лекцию, делите участников на команды по 3-5 человек, предлагаете членам команд сравнить свои записи и придумать три вопроса, основываясь на услышанном во время последнего фрагмента лекции. По истечении некоторого времени вы выбираете одну команду и просите ее представителя зачитать вопрос, а затем выбрать представителя другой команды для ответа.
Основной идеей этого типа является периодическая деятельность участников по обработке представленной ранее информации. В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПАУЗАХ вы останавливаете презентацию и делаете 30-секундную паузу. В это время участники могут выдать идею по применению информации, выразить несогласие, проиллюстрировать сказанное реальным или вымышленным примером, перефразировать или задать вопросы.
Основной идеей этого типа является периодическое суммирование ключевых элементов вашей презентации. В ЛУЧШИХ РЕЗЮМЕ вы делаете серию 10-минутных презентаций. В конце каждого блока вы раздаете пустые карточки и просите каждого участника написать краткое резюме блока на одной стороне карточки. Затем вы делите участников на команды и собираете резюме от каждой группы. Вы даете карточки первой группе второй группе, карточки второй группы – третьей группе и т. д. Попросите членов каждой группы совместно просмотреть все резюме и выбрать лучшее из них.
Диагноз и предписание
Основной идеей этого типа является управление измерительным инструментом, позволяющим определить характеристики участников или пробелы в их знаниях. В АНАЛИЗЕ ОПРОСНИКОВ, например, участники заполняют опросники по определению типа личности Майерс – Бриггс и определяют свой тип, а вы делаете презентацию четырех дихотомий и отвечаете на вопросы участников.
Основной идеей этого типа является совместная деятельность участников. В КАРТЕ ИДЕИ, например, вы учите участников делать графические заметки. Начните презентацию и предложите участникам делать записи, пользуясь техникой карты идей. Время от времени останавливайте презентацию и просите команды участников в течение пяти минут совместно составить карту представленных до сих пор идей.
Основной идеей этого типа является то, что содержание и последовательность вашей презентации определяют сами участники. В ПРЕДМЕТНОМ СПИСКЕ, например, вы обеспечиваете участников перечнем рекомендаций, правил или принципов по теме лекции. Попросите участников независимо просмотреть этот список и отобрать несколько пунктов, требующих объяснения. Выберите любого участника и попросите его определить пункт. Дайте краткое и ясное объяснение, используя примеры. Следующие пункты для прояснения попросите определить еще нескольких участников.
Основной идеей этого типа является то, что ему предшествует некий опыт. ЛЕКЦИЮ-ВСТРЯСКУ, например, вы начинаете с краткого экспериенциального вида деятельности: вы просите команды выработать предложения по маркетингу нового продукта – и меняете характеристики продукта и сегмент рынка каждые 3 минуты. После изрядной «нервотрепки» проведите дебрифинг, обсудив стратегии работы в быстро меняющейся среде.
Существуют разные типы интерактивных лекций, но все они построены по одному базовому принципу: вы комбинируете структуру и эффективность лекционного метода с партисипаторным и мотивирующим эффектом интерактивных стратегий. Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, и гибкость достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.
Источник: PLAY FOR PERFORMANCE. Copyright © 2001 by Workshops by Thiagi, Inc.
http://www. metodmaster. ru/articles/interaktivnye-lektsii-obzor
Формат: Интерактивная Лекция
Статья отвечает на вопрос, что такое Интерактивная Лекция?
Чем этот обучающий формат так хорош для тренинга? Чем он отличается от мини-лекци традиционно используемой на бизнес-тренинге? Когда есть смысл использовать формат интерактивной лекции, а когда ее лучше заменить другим интерактивным форматом?
Что такое интерактивная лекция?
Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.
Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что:
• Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.
• Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны инструктора.
• Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации.
• Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от лектора, так и от аудитории.
• Она регулируема. Тренер полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками.
• Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.
В изучении каких тем можно использовать интерактивную лекцию?
Любых. Например:
• Информационные, например ввод в должность или будущее информационных технологий;
• Процедурные, например составление графика Парето или написание рекламного объявления;
• Концептуальные, такие как стили принятия решений или типы межличностных отношений;
• Принципы, например управление качеством или ассертивные действия;
• Интерперсональные, например общение с противоположным полом или управление жалобами клиентов;
• Аффективные, например политкорректность или национальный план здравоохранения.
Когда есть смысл использовать формат интерактивной лекции?
Этот формат есть смысл использовать в двух случаях:
• Когда носителем уникальной информации являетесь Вы (или другой предметный эксперт)
• Когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (например, обработка текстовых источников, даже в текстовой игре, займет намного больше времени, чем вы можете себе позволить, или информация в других источниках организована недостаточно эффективно для ее быстрой обработки).
Сколько времени может занимать интерактивная лекция?
Вы сами контролируете количество этого времени. Она может занимать на 10-100% больше времени, необходимого на собственно лекцию.
Сколько человек может участвовать в интерактивной лекции?
Любое количество – их можно проводить с группами в 3 человека и в 300 человек.
Как нужно готовиться к интерактивной лекции?
Так же, как и к обычной лекции-презентации.
Затем вы выбираете адекватный интерактивный формат и применяете его процедуры к содержанию.
Источник: PLAY FOR PERFORMANCE. Copyright © 2001 by Workshops by Thiagi, Inc.
Лекции с составлением вопросов.
1. Вопрос другой группе
2. Карточки с вопросами
3. Командная викторина
4. Совмести вопрос с ответом
5. Четыре вопроса
6. Предварительный тест
7. Своя игра
8. Лучший ответ
9. Скомканные вопросы
10. Открытые и закрытые вопросы
11. Пресс-конференция
12. Верно или неверно?
13. Избранные вопросы
Лекции с привлечением экспертов.
14. Два эксперта
15. Ток-шоу
Лекции с практическими заданиями.
16. Лото
17. Две правды и неправда
18. Заполни пробел
19. Построй последовательность
20. Интеллектуальные перерывы
21. Лучшее резюме
22. Что это / Где использовать / Что может пойти не так
23. Лекция с мозговым штурмом
24. Заполнение таблицы
25. Поиск примеров
26. Глоссарий
27. Короче.
28. Картирование концепций
29. С русского на русский
30. Угадай
Лекции с рефлексивными заданиями.
31. Повернись к соседу
32. Что я нахожу самым трудным
33. Полезно/бесполезно
34. Обе стороны вопроса
35. Самые-самые
36. Секретная рефлексия
37. Интеллектуальный марафон
38. Лекция с дебатами
- Интерактивная кукла что это значит
- Интерактивная лекция что это