Интерактивное занятие что это такое

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Интерактивный урок и методика его проведения

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Интерактивный урок и методика его проведения

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. Интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

является практическим и полезным для учащихся;

связано с жизнью учащихся;

вызывает интерес у учащихся;

максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т. д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределение ролей внутри групп.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

регистратор (записывает результаты работы);

докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.

В процессе формирования групп остерегайтесь «навешивания ярлыков» на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.

1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.

Структура интерактивного урока, названная схемой Колба:

Этапы интерактивного урока

Тематика интерактивных уроков по химии, биологии, географии.

Глобальные проблема человечества: «Экологическая проблема»

Дискуссия в форме телевизионного ток-шоу

Биология – влияние веществ на живой организм (растения, животные, человек).

География – оболочки Земли.

Влияние канцерогенной активности веществ

избытке и недостатке веществ).

Пікірсайыс сабақ арқылы ұжымдық ойлау қабілетін қалыптастыру.

(3 облыс не 3 аудан арасында өткізуге болады )

Туындаған проблема: 10,11 сынып оқушыларына көркем мәтінді оқыту.

11 сынып Ж. Аймауытовтың «Ақбілек» романы бойынша.

Тапсырма: (Бұл схеманы нақты романды оқыған оқушылар ғана толтырып, жауап бере алады)

Ақбілек басында болған оқиғалар

Нақты роман мәтінінен мысал

1. Ақбілек бейнесі роман басында қалай суреттеледі?

2. Қарамұрт ермегіндегі Ақбілек психологиясы.

3. Жұртта қалған Ақбілектің хал-күйі.

4. Ауылға келгендегі өсек-аяң.

5. Ескендірдің өмірге келуі.

6. Бекболат сезімі шын махаббат па?

7. Балташ сезімін қалай түсінер едің?

8. Адам өмірін күрт өзгертетін қатыгездікке, жүрексіздікке деген өз көзқарасың?

Осы сұрақтардың төңірегінде әр оқушы өз ойын баяндау арқылы пікірталас өткізу.

Тема интерактивного урока по физике

1.Атомная энергетика и экология

урок-круглый стол с элементами ролевой игры

Темы интерактивных уроков по информатике

Использование программы Microsoft Power Point.

Урок самостоятельного поиска знаний

Темы интерактивных уроков по литературе

1. «Испытание любовью» (Образы Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети») – 9 класс

урок-займи позицию (шкала мнений)

2. «Человек и домашнее животное» (Образы домашних животных в поэзии и мифологии, устном народном творчестве) – 7 класс

При разработке уроков использовать технологию критического мышления через чтение и письмо. Для этого использовать следующие стратегии:

Для работы с лексикой использовать стратегию «пятистишье», словарный кластер. Для развития разговорной речи использовать перекрестную дискуссию, интерактивную доску, групповую работу и т. д. На стадии рефлексии использовать стратегию «открытый дневник».

Темы интерактивных уроков по немецкому языку.

Семинар для учителей английского языка.

« Интерактивные методы обучения английскому языку как способ повышения мотивации учащихся».

Раскрыть суть интерактивных форм работы: ролевые игры, мозговой штурм, дебаты, дискуссию, свод-анализ, различные формы групповых работ. Провести практические занятия по всем перечисленным формам.

Источник

Преимущества интерактивного обучения персонала

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Китайскому мыслителю Конфуцию приписывают фразу, которая хорошо описывает процесс обучения: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». В этом примере интерактивное обучение относится к «сделать». Это самый комфортный и быстрый путь к пониманию изучаемого материала.

Специалисты выделяют три основных метода в обучении взрослых людей: пассивный, активный и интерактивный. К пассивному методу относятся лекции, вебинары и другие форматы, где ведущая роль отводится лектору. Ведущий курса решает, каким будет занятие, а обучающиеся слушают и стараются запомнить информацию. Во время активного обучения тренер и обучающиеся сотрудники взаимодействуют друг с другом. Каждый может влиять на ход занятия.

Интерактивное дистанционное обучение — это разновидность активного метода. Однако если при активном обучении сотрудник сам решает, участвовать ему в уроке или молча слушать, здесь участвовать должны все. Процесс выстроен так, чтобы обучающийся не смог не принять участие в коллективной работе. Интерактивная технология обучения — это возможность сделать так, чтобы ученики действовали, а не просто слушали лектора.

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Конфуций был первым, кто рассказал о преимуществах интерактивного обучения

Что такое интерактивное обучение?

Суть интерактивного обучения в том, что слушатели остаются вовлечёнными на протяжении всего занятия. Обычно концентрация внимания начинает снижаться практически с первых минут лекции. Спустя полчаса уровень вовлечённости достигает своего минимума, после чего немного увеличивается. Специалисты по обучению называют эти колебания «кривой внимания».

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Так выглядит кривая внимания

При онлайн-обучении концентрация снижается уже спустя 4-7 минут после начала занятия. У человека появляется соблазн параллельно посмотреть ленту новостей, проверить соцсети или пообщаться в мессенджере.

Интерактивные методы и формы обучения

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которые подходят для корпоративных курсов. Их можно условно поделить на имитационные, среди которых есть игровые и неигровые, и неимитационные.

Интерактивное занятие что это такое. Смотреть фото Интерактивное занятие что это такое. Смотреть картинку Интерактивное занятие что это такое. Картинка про Интерактивное занятие что это такое. Фото Интерактивное занятие что это такое

Интерактивное обучение может состоять из чтения, просмотра видео и участия в дискуссиях

Плюсы интерактивного обучения

Самый главный плюс интерактивного обучения — высокая вовлечённость слушателей. Сотрудники не смогут параллельно заниматься другими делами, ведь им постоянно нужно отвечать на вопросы, делиться своим мнением, применять новые инструменты на практике и так далее. Максимальное погружение происходит, когда интерактивное обучение проходит в виде игры или имитации реальной ситуации.

Минусы интерактивного обучения

Интерактивный подход в обучении имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Однако мы не можем упомянуть и недостатках этого вида образования. Прежде всего, организация такого обучения требует больше времени и сил. Недостаточно просто отобрать нужную информацию и поделиться ей в виде лекции. Нужно продумать сценарии взаимодействия, вопросы для обучающихся, способы мотивации и так далее.

В офлайн интерактивная программа обучения имеет лимиты по количеству учеников. Чтобы все могли ответить на вопросы, принять участие в игре или в обсуждении, число участников должно быть ограничено. Если для обучения используется интерактивный онлайн-курс, количество обучающихся сотрудников может быть любым.

Также, возможно, интерактивные приёмы обучения подходят не всем. Некоторые сотрудники могут чувствовать себя неуверенно во время деловой игры или при ответе на вопросы теста. Как правило, это люди, которые недавно работают в компании.

Организация интерактивного обучения с помощью платформы Эквио

Чтобы в полной мере оценить плюсы интерактивной системы обучения, важно, чтобы у учителя и учеников были хорошие условия для взаимодействия. В идеале это должна быть обучающая платформа, где в одном месте собраны инструменты для удалённого общения, тестирования и мотивации. Именно такие возможности даёт своим клиентам интерактивная платформа для обучения Эквио.

В Эквио можно хранить и создавать обучающий контент в разных форматах. Тесты и задания можно вставлять в обучающие курсы. Сотрудники смогут продолжать обучение только после того, как правильно ответят на контрольные вопросы.

На платформе Эквио можно устраивать викторины в формате опросов, давать задания, для которых нужно снять фото и видеоролики с правильным выполнением. Общаться в режиме реального времени в Эквио можно через встроенный Zoom. А для мотивации сотрудников есть прозрачная система баллов и магазин подарков, в который руководитель может поместить любые бонусы. С Эквио организация интерактивного обучения превращается в простой и быстрый процесс, так как часть задач можно автоматизировать. Например, проверка тестов происходит автоматически.

Интерактивное обучение превращает слушателей в активных участников процесса. Сотрудники получают не только знания, но и возможность поделиться своим мнением, научиться командной работе и стать более самостоятельными.

1. М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2012 г.

2. Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

3. Л. Иванова «Интерактивные формы обучения»., М., 2007 г.

Источник

Интерактивные формы обучения в современном вузе.

Интерактивные формы обучения призваны обеспечивать новые возможности реализации педагогических задач, которые определяют перспективы развития образования.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

— интерактивная экскурсия,
— кейс-технологии,
— проведение видеоконференций,
— круглый стол,
— мозговой штурм,
— дебаты,
— фокус-группа,
— деловые и ролевые игры,
— сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций),
— учебные групповые дискуссии,
— тренинги,

— работа в малых группах,

— метод «Займи позицию»,

— метод «Дерево решений»,

— метод «Попс-формула» и др.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

1. пробуждение у обучающихся интереса;

2. эффективное усвоение учебного материала;

3. самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

4. установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

5. формирование у обучающихся мнения и отношения;

6. формирование жизненных и профессиональных навыков;

7. выход на уровень осознанной компетентности студента.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

ü занятие – не лекция, а общая работа;

ü все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;

ü каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

ü нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);

ü все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т. д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

ü возраст участников, их интересы, будущая специальность.

ü временные рамки проведения занятия.

ü проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

ü заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

ü должна быть четко определена цель занятия.

ü подготовлены раздаточные материалы.

ü обеспечено техническое оборудование.

ü обозначены участники.

ü определены основные вопросы, их последовательность.

ü подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

ü уточнение проблем, которые предстоит решить.

ü обозначение перспективы реализации полученных знаний.

ü определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

ü программа занятия.

ü раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

ü материал должен быть структурирован.

ü использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

ü уважать мнение участников.

ü быть доброжелательным.

ü быть пунктуальным, ответственным.

ü быть открытым для взаимодействия.

ü быть заинтересованным.

ü стремиться найти истину.

ü придерживаться регламента.

ü уважать правила работы в группе.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа:

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

ü что произвело на вас наибольшее впечатление?

ü что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

ü есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

ü чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

ü учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

ü как вы оцениваете свои действия и действия группы?

ü если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *