Интерактивный спектакль что это
Что такое интерактивные спектакли?
Сегодня со словом «театр» ассоциаций в десяток раз больше, чем всего 5-7 лет назад: это и интерактивные спектакли, и иммерсивное шоу, испектакли-квесты, и персональный experience.
Этот тренд, в основном, известен жителям Москвы и Петербурга, где можно найти интерактивные представления на любой вкус. Что же такое интерактивные спектакли?
Современный интерактивный театр стирает границы между зрительным залом и сценой, потому что зрители сами становятся участниками действия и даже могут повлиять на сюжет. Особенность интерактивных спектаклей в том, что режиссеры создают не только определенный художественный мир с заданным сценарием, но и адаптируют его под свободу действий и перемещений, которым обладает зритель.
В классической театральной постановке ключевым героем является актер как источник эмоций зрителя. В интерактивных же спектаклях именно взаимодействие с публикой становится главной причиной получения индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него постановка.
Чаще всего такие спектакли обладают возрастной маркировкой 12+, хотя многие зрители признают, что постановки рассчитаны на более взрослый контингент – некоторые рассуждения на тему политики и религии будут сложны для юных зрителей.
Что делать, если Вы уже вдохновились идеей необычного времяпровождения, но Вашему малышу нет еще и пяти?
Детские интерактивные спектакли представляют собой чередование легкой для восприятия, доброй истории о жителях флоры и фауны с позитивным и полезным посылом, и увлекательных активностей, разработанных с учетом возраста юных зрителей. Они способствуют формированию самых важных навыков: логического мышления, восприятия, моторики, координации и др.
Еще одной особенностью является камерная обстановка. Чтобы ребятам было легко освоиться и раскрепоститься, все проходит в небольшом уютном зале, в компании до 15-20 малышей, а сидеть (как и лежать или ползать) можно прямо на полу – на мягких пледах и подушках рядом с мамой и папой.
Актерский состав владеет навыками тактичного взаимодействия с детишками, поэтому знает, как наладить контакт даже с самыми стеснительными ребятками и мягко вовлечь их в интерактивы. В штате Бэби-театра есть также профессиональные фотографы, которые присутствуют на каждом спектакле, чтобы поймать все эмоции малышей на память о необычном опыте.
Яркие фотографии, как и сувениры по мотивам спектакля, все зрители получают абсолютно бесплатно.
Интерактивные спектакли – это необычный и интересный опыт не только для деток, но и для взрослых. Возможность побыть не просто наблюдателем, но и полноценным участником игр, танцев и интересных заданий, станет для малышей запоминающимся и приятным первым знакомством с миром искусства.
Иммерсивный театр в Москве: что это и куда сходить
19 марта 2021 г.
Походы в кафе и кино уже надоели, обычные квесты в реальности уже не впечатляют, а театру чего-то не хватает? Кажется, настало время узнать больше об иммерсивном театре и попробовать этот вид развлечений 😉
Что такое иммерсивный или интерактивный театр?
Иммерсивный театр — постановки, в которых нет четкого деления на актеров и зрителей, каждый из присутствующих становится частью сюжета. Любой такой спектакль — интерактивный, так как вы можете общаться с актерами, взаимодействовать с объектами и перемещаться по локации так, как считаете нужным. Где-то вы сами проявляете инициативу и начинаете общение, а где-то взаимодействие идет со стороны актеров: они могут надеть на вас маску, завязать глаза, обнять или поманить за собой.
Иммерсивные шоу всегда подразумевают погружение или вовлечение участников в происходящее, поэтому они редко проходят в обычных зрительных залах, чаще всего для постановок выбирают бывшие заводы, огромные особняки, а иногда площадкой для спектакля становится целый город. Во многих проектах сюжетные линии разбросаны по разным локациям и вы можете перемещаться по зданию, и самостоятельно выбирать, за какой из сцен наблюдать в данный момент, в какой последовательности просмотреть их. Основной принцип, которого придерживается интерактивный театр, — свобода участника и его вовлеченность в постановку наравне с актерами, так что вы можете самостоятельно выбирать точку зрения и свой уровень участия в истории.
Это все напоминает кат-сцены из компьютерных игр или квест в реальности — вы перемещаетесь в новый мир, стараетесь прочувствовать его атмосферу, изучаете локации и персонажей, можете даже пообщаться с другими героями и получить задания.
Откуда он взялся?
Такой необычный формат появился довольно недавно — в начале XXI века. Первый иммерсивный спектакль поставила британская команда Punchdrunk в 2000 году. Но принесло популярность этому формату шоу «Sleep no more» 2009 года, где зрители надевали маски и бродили по заброшенному складу, оформленному в стилистике фильмов Хичкока. Столь странным способом режиссеры перенесли в реальность пьесу Шекспира «Макбет».
Иммерсивный театр в России
Первые иммерсивные спектакли в России появились в 2014 году, когда Юрий Квятковский поставил в Москве «Норманск» по роману «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. В проекте объединились нуар-шоу, мюзикл, RPG-игра и квест — билеты на шоу разлетались со скоростью света и купить их можно было только очень заранее.
Все это — смесь спектакля, кино и ПК-игр, но только события будут происходить не на сцене или экране и с какими-то персонажами, а с вами и в реальной жизни!
Что важно в иммерсивном спектакле?
Так как это шоу с полным погружением в атмосферу, его качество зависит от того, как сильно участники вовлекаются в происходящее и как сильно задействуются их органы чувств. Поэтому при выборе иммерсивного театра в Москве стоит обращать внимание на эти параметры:
1. Визуальная составляющая — то, как выглядит пространство, где проходит постановка; актеры, есть ли перевоплощение для игроков. Почти все известные проекты оформлены максимально красиво и атмосферно. Узнать, какая визуальная составляющая у шоу можно по фото и отзывам. Этого фактора нет только у театра «Морфеус», так как во время спектакля вам завязывают глаза, чтобы активизировать другие органы чувств.
2. Аудиальная составляющая — уровень звукового сопровождения, чем больше отзывов о том, что во время постановки были слышны даже малейшие шорохи, которые еще больше помогали поверить в происходящее, тем лучше. Например, в «Пиковой даме» на протяжении всего спектакля играет оркестр, который словно переносит вас во времена Пушкина.
4. Влияние на сюжет — как сильно вы можете повлиять на происходящее. Несмотря на интерактивность большинства спектаклей, не во всех вы можете на самом деле что-то делать и взаимодействовать с другими персонажами. Например, в «Remote Moscow» все происходит в вашем сознании во время прогулки с «аудиогидом», никаких взаимодействий с реальностью не будет, а в «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» вы можете перекинуться парой фраз с актерами, если они сами к вам обратятся, или они могут «убить» одного из зрителей, но на сам сюжет мюзикла это никак не повлияет.
А вот в шоу «Морфеус», «Картель» и «Москва 2048» каждое ваше действие влияет на сюжет.
5. Взаимодействие с актерами — чем больше у вас точек соприкосновения с актерами, общения, тактильности, тем больше вы погружаетесь в происходящее. Много общения с актерами у вас будет на шоу «Москва 2048», «Картель» и «Морфеус». Для взаимодействия по ходу сюжета вас могут выбрать актеры спектаклей «Дом 1097» или «Безликие» в постановке Мигеля.
6. Взаимодействие зрителей между собой — не во всех проектах это доступно, вы не можете обсуждать что-либо с другими участниками на спектаклях «Вернувшиеся» и «Пиковая дама», но вполне можете на «Неявных воздействиях». Совещаться и действовать сообща, чтобы продвигаться по сюжету вы сможете в проектах «Морфеус» и «Москва 2048».
7. Перемещение по локации — вы можете гулять по Москве как в «Remote Moscow» или находится в одном помещении на шоу «Совместные переживания», «Морфеус». Проходить заранее прописанный путь в постановках «На трубе», «Декалог на Сретенке». Путешествовать по всей локации в театрах «Москва 2048», «Безликие», «Вернувшиеся».
Интерактивные спектакли — что это?
Для полноценного развития ребенка родители стремятся показать ему мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с классическим театром, где за представлением юные зрители следят со своих мест, есть и возможность пойти на интерактивный спектакль, где можно и самому принять участие в действе.
Что дает ребенку такой интерактивный спектакль:
Понятные сюжеты. За основу спектаклей берутся сказки с участием животных. Часто это интересные зарисовки, которые знакомят детей с миром природы, с повадками птиц и зверей.
Знакомство с музыкой. Музыканты играют на живых инструментах. Ребенок может наблюдать, как скрипач водит смычком, какие звуки при этом возникают. Он соотносит звуки музыки и инструмент, учится понимать ее настроение. Классическая музыка часто соседствует с мелодиями народов всего мира.
Погружение в сказку. Ведь сказка происходит рядом, с героями сказки можно взаимодействовать — помогать, озвучивать и т.д. Можно вместе с ними проходить все испытания. Погружению в этот волшебный мир сказки помогут и пальчиковые и жестовые игры. Для превращения в героя сказки иногда ведь нужен всего лишь лёгкий платок или трещотка, всё остальное сделает детская фантазия.
Двигательная активность. Всем известно, как порою трудно усидеть здоровому ребенку на месте, а на интерактивном спектакле есть возможность и попрыгать, и потанцевать. И там эти действия не запрещены, а вплетены в само представление. Ну, а покружиться с красивым зонтиком нравится всем.
Семейная атмосфера. Родители присутствуют на представление, что всегда служит незримой поддержкой для ребенка в новом месте, а уж если мама с папой еще и участвуют, то для ребенка есть прекрасный пример, как себя надо вести на публике, как взаимодействовать с другими людьми. Такие представления — камерные, для небольшого количества людей, ребенок не испытает шока от толпы, а сможет влиться в компанию и получить удовольствие.
Интерактивный спектакль что это
За последние три года мода на спектакли в особняках и городские бродилки в наушниках распространилась по всей стране. Проводим ревизию самых любопытных и неожиданных проявлений тенденции от Петербурга до Хабаровска.
Текст: Алексей Киселев, Оксана Ефременко, Максим Чуклинов, Inner Emigrant, Антон Хитров
5.12.18
Кто придумал: хореограф Мигель и продюсерские компании Journey Lab (Нью-Йорк, США) и YesBWork (Москва)
Место: особняк в Дашковом переулке, дом 5
Как это работает: классический образец иммерсивного спектакля, передающий привет знаменитому шоу «Sleep No More» команды Punchdrunk. На входе в особняк зрителям раздают маски и объясняют правила: актеров не трогать, не разговаривать, не снимать маску, не пользоваться телефонами; перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно. Актеры бегают всюду, мистически танцуют и периодически разыгрывают драматические сцены по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Особая отрада — само пространство: в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведен европейский быт конца XIX века.
«Анна Каренина» (Казань)
Кто придумал: актриса и продюсер Диана Сафарова и фонд «Живой город»
Место: особняк Демидова (бывший ЗАГС), улица Мусы Джалиля, 7
Как это работает: почти так же, как в «Вернувшихся»: вы надеваете маску и принимаетесь шастать по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал. В какой-то момент туда, дымясь, буквально въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку занимаются своими делами согласно сюжету, много беседуют, играют в карты, едят и занимаются любовью (понарошку). Из ноу-хау — каждому герою соответствует свой запах.
«Другой город» (Петербург)
Кто придумал: режиссер Семен Александровский, Pop-up театр
Место: набережные рек и каналов Петербурга
Как это работает: на набережной Фонтанки вы надеваете наушники, предварительно выбрав маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. Включаете плеер и следуете выданной в бумажном виде инструкции: куда идти, где притормозить, на что обратить внимание. В наушниках тем временем — звуки набережных того города, на который пал ваш выбор в начале. Поскольку звуки эти записаны на специальный бинауральный микрофон, неминуемо создается эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите. А они, знаете ли, поразительным образом совпадают.
«Зеркало Карлоса Сантоса» (Москва)
Кто придумал: режиссер Талгат Баталов, драматург Максим Курочкин, продюсеры Евгений Кадомский и Павел Гизатулин
Место: мансардный этаж дома на Большой Дмитровке, дом 32, строение 1
Как это работает: на входе с вас возьмут расписку, что вы даете добровольное согласие примерно на все. Затем вы с другими зрителями соберетесь в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настроит» вас на дальнейшее путешествие. Вы наденете маски и плащи и станете свидетелем ссоры родителей. Окажетесь за школьной партой. Или погрузитесь в офисный угар. Возможно, вас даже переедет поезд и ваше тело привезут в морг. Никто точно не скажет, что именно вы увидите в «Зеркале». Во многом потому, что спойлеры запрещены все той же распиской. Но гарантированно на выходе вас будет ждать роскошный ужин с хорошим вином, где вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями все, что пережили на этом «спектакле». И не только.
«Мария и я» (Хабаровск)
Кто придумал: режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко
Место: Хабаровский театр юного зрителя
Как это работает: специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания. Например, надо выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт — контакт с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.
«Неявные воздействия» (Москва)
Кто придумал: режиссер Всеволод Лисовский
Место: заранее неизвестно
Как это работает: зрители встречаются с артистами в условленном месте и отправляются бродить по городу. На пути могут попадаться любые локации: улица, метро, заброшенный дом, торговый центр и так далее; все это — трибуны для актеров, исполняющих самые разные тексты от стихов Серебряного века до философских трактатов. Группу возглавляет режиссер Лисовский с флагом, на котором изображен африканский зверь трубкозуб — герб проекта. Спектакль импровизационный, маршрут не известен ни зрителям, ни артистам и ни с какими инстанциями заранее не согласован, так что охранники или полицейские могут вмешаться в любой момент.
«Remote Moscow» (Москва)
Кто придумал: театральная компания Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и продюсер Федор Елютин (Москва)
Место: московские улицы
Как это работает: пятьдесят зрителей собираются на Миусском кладбище, каждый получает наушники. В них приятный синтезированный голос говорит, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чем думать. Таким образом вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая благодаря дополненной аудиореальности преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа «Так я личность или часть стада?», «Куда искусственный интеллект заведет человечество?» и «Какого черта, собственно, я все это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?». Спектакль играется в теплое время года.
«Слушай Тобольск» (Тобольск)
Кто придумал: фестиваль «Территория», режиссер Галина Зальцман и драматург Екатерина Бондаренко
Место: улицы старого Тобольска
Как это работает: это тоже прогулка по городу в наушниках, только на этот раз главным объектом внимания становится не пространство, а время. Участники будто бы подслушивают телефонный разговор мужчины и женщины: они оба живут в Тобольске, но никак не могут встретиться. Дело в том, что они живут в разные времена. Пока они, меняя на ходу имена и даты, рассказывают свои истории, участники успевают неочевидными тропами обойти весь исторический центр города.
Кто придумал: театральная компания Ontroerend Goed (Антверпен, Бельгия), продюсерская компания «Импресарио» (Москва)
Место: универмаг «Цветной»
Как это работает: вы приходите к назначенному времени в назначенное место. В одиночестве. Вас деликатно встречают и провожают в секретную комнату, а точнее лабиринт с красными занавесами вместо стен. Там вы сами не заметите, как окажетесь в центре удивительного спектакля про вас (подробности рассказывать нельзя). В финале получасового трипа вам вручат компакт-диск; обязательно найдите возможность познакомиться с его содержимым: это самая главная часть спектакля.
«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (Москва)
Кто придумал: журналист Михаил Зыгарь и продюсер Карен Шаинян
Место: окрестности Пречистенки и Остоженки
Как это работает: фактически это экскурсия в наушниках. Другое дело, что виртуальный экскурсовод — находящийся под домашним арестом режиссер Кирилл Серебренников. Он живет в этом районе города, и два часа в день ему разрешено прогуливаться по окрестностям. На время прогулок ему надевают на ногу отслеживающий перемещения браслет, поэтому участникам тура надевают на ноги нечто подобное. Прогулка длится полтора познавательных часа: вам рассказывают про замечательных людей от Булгакова и Есенина до Кропоткина и Шехтеля, живших в разное время на этих улицах, — едва ли не все они были судимы, арестованы, изгнаны из страны или убиты. Весной 2019 года создатели спектакля намерены запустить мобильное приложение — уже для индивидуальных туров.
Интерактивный театр для самых маленьких: как и зачем развивать фантазию ребёнка?
Дарья и Наталья – профессиональные педагоги. Насколько полезно театральное искусство в общении и развитии детей, они заметили уже давно.
Несколько лет назад на одном из профессиональных фестивалей они впервые показали представление для широкой аудитории. Спектакль вызвал столько положительных отзывов у детей и их родителей, что девушки задумались о создании собственного проекта в родном Севастополе. И вот, уже четвёртый год существует театр «Сказки на подушках». Своё детище Дарья и Наталья обожают, и это передаётся их маленьким зрителям.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Мы видим эти икрящиеся огоньки в глазах. Мы видим, самое главное, после спектакля наполненность детей. Мы видим, что они потом дома делают – присылают нам фотографии, как они сами вырезают, экспериментируют, пробуют. Мы видим, что это находит отклик, и как зёрнышко какое-то прорастает дальше».
В отличие от традиционного театра, спектакли «Сказок на подушке» проходят в камерной атмосфере. Благодаря множеству интерактивных элементов, дети становятся непосредственными участниками представлений и будто погружаются в сказочную историю.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Нет ограничения, что это далеко: мы сидим в бархатных стульчиках и хотели бы что-то может быть потрогать… Если свои детские воспоминания вспомнить: ты сидишь, и тебе так хочется прикоснуться и хоть потрогать, как шуршит платье этой принцессы, а ты далеко».
Будучи ребёнком, Наталья сама долгое время занималась в театральной студии, так что не понаслышке знает, как многое малышу даёт причастность к творчеству. Фантазия, уверенность в себе, музыкальность, ассоциативное мышление – всё это развивается во время игр с элементами театрального искусства.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Для трёхлетнего ребёнка очень важно, чтобы всё вокруг него разговаривало: чайник, перчатка, башмачок, комбинезон. Мы даже когда работаем с детьми, бывает, что кто-то не хочет одеваться. Но как только его башмак начинает разговаривать и с ним взаимодействовать… И отчасти это театр: башмак оживает, и он уже готов одеваться».
Уже в 5-летнем возрасте ребёнок переходит к сюжетно-ролевых играм. В его воображении рождаются герои и целые истории. Тут особенно важным становится участие взрослых, уверяют девушки.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Если вы увидели, что в вашем ребёнке вдруг зажглась искра вот этой вот игры театральной, отложите разговор, какое-то дело, просто вот как есть запускайтесь к нему в игру и поддерживайте.
Главное, верить в то, делает ребёнок, верить в то, что делает сам родитель. Для ребёнка это важно. Он это пронесёт с собой через всю-всю свою жизнь. Это будет ему помогать проживать трудные ситуации, потому что он будет помнить, что его поддержали – пусть даже в игре».
Забыть о том, что ты взрослый хотя бы на время и включиться в игру бывает не просто, но в итоге это принесёт удовольствие и радость всем, говорят Дарья и Наталья. Тем более, что для «игры в театр» нужно не так много. Декорации и героев для своих спектаклей девушки создают из доступных натуральных материалов.
В общем, стоит только оглянуться вокруг, включить фантазию, и вы получите неограниченный источник идей для игр с детьми. А малыши, будьте уверены, поддержат любую вашу затею.
София Драговоз, Александр Устич, «Севинформбюро»