Интерактивный спектакль для детей что это
Интерактивный театр для самых маленьких: как и зачем развивать фантазию ребёнка?
Дарья и Наталья – профессиональные педагоги. Насколько полезно театральное искусство в общении и развитии детей, они заметили уже давно.
Несколько лет назад на одном из профессиональных фестивалей они впервые показали представление для широкой аудитории. Спектакль вызвал столько положительных отзывов у детей и их родителей, что девушки задумались о создании собственного проекта в родном Севастополе. И вот, уже четвёртый год существует театр «Сказки на подушках». Своё детище Дарья и Наталья обожают, и это передаётся их маленьким зрителям.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Мы видим эти икрящиеся огоньки в глазах. Мы видим, самое главное, после спектакля наполненность детей. Мы видим, что они потом дома делают – присылают нам фотографии, как они сами вырезают, экспериментируют, пробуют. Мы видим, что это находит отклик, и как зёрнышко какое-то прорастает дальше».
В отличие от традиционного театра, спектакли «Сказок на подушке» проходят в камерной атмосфере. Благодаря множеству интерактивных элементов, дети становятся непосредственными участниками представлений и будто погружаются в сказочную историю.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Нет ограничения, что это далеко: мы сидим в бархатных стульчиках и хотели бы что-то может быть потрогать… Если свои детские воспоминания вспомнить: ты сидишь, и тебе так хочется прикоснуться и хоть потрогать, как шуршит платье этой принцессы, а ты далеко».
Будучи ребёнком, Наталья сама долгое время занималась в театральной студии, так что не понаслышке знает, как многое малышу даёт причастность к творчеству. Фантазия, уверенность в себе, музыкальность, ассоциативное мышление – всё это развивается во время игр с элементами театрального искусства.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Для трёхлетнего ребёнка очень важно, чтобы всё вокруг него разговаривало: чайник, перчатка, башмачок, комбинезон. Мы даже когда работаем с детьми, бывает, что кто-то не хочет одеваться. Но как только его башмак начинает разговаривать и с ним взаимодействовать… И отчасти это театр: башмак оживает, и он уже готов одеваться».
Уже в 5-летнем возрасте ребёнок переходит к сюжетно-ролевых играм. В его воображении рождаются герои и целые истории. Тут особенно важным становится участие взрослых, уверяют девушки.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Если вы увидели, что в вашем ребёнке вдруг зажглась искра вот этой вот игры театральной, отложите разговор, какое-то дело, просто вот как есть запускайтесь к нему в игру и поддерживайте.
Главное, верить в то, делает ребёнок, верить в то, что делает сам родитель. Для ребёнка это важно. Он это пронесёт с собой через всю-всю свою жизнь. Это будет ему помогать проживать трудные ситуации, потому что он будет помнить, что его поддержали – пусть даже в игре».
Забыть о том, что ты взрослый хотя бы на время и включиться в игру бывает не просто, но в итоге это принесёт удовольствие и радость всем, говорят Дарья и Наталья. Тем более, что для «игры в театр» нужно не так много. Декорации и героев для своих спектаклей девушки создают из доступных натуральных материалов.
В общем, стоит только оглянуться вокруг, включить фантазию, и вы получите неограниченный источник идей для игр с детьми. А малыши, будьте уверены, поддержат любую вашу затею.
София Драговоз, Александр Устич, «Севинформбюро»
Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения
Ольга Ошанина
Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения
Актуальность интерактивных игр:
— помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают свою целостность с окружающими);
— показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения);
— учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; научить жить в реальном мире);
— принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения);
— учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей, различных по национальности и по культуре);
— помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования. Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели);
— развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение);
— помочь справляться детям со своими страхами и стрессом (предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать);
— показать, что можно жить без насилия (т. е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме);
— достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревнования);
— достичь внутренней гармонии и уравновешенности
— развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое иногда позволить себе просто смеяться и «почудить», показать детям, что жизнь вполне сносна);
— развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях).
Игровая терапия строится на том естественном способе познания себя и других, который есть у детей. Посредством игровой терапии дети учатся выражать свои чувства, изменять поведение, искать решения проблем, и овладевают множеством способов позитивного взаимодействия с другими людьми.
Когда у детей обнаруживается нарушение в эмоциональной сфере или недостаток социальных навыков, терапевты посредством игры могут помочь детям научиться более адаптивному поведению. Отношения взаимной симпатии, которые возникают между терапевтом и ребенком во время игрового занятия, являются условием приобретения опыта, необходимого для позитивных изменений. Игровая терапия в некоторых случаях используется и для познавательного развития детей, хотя в данном случае ее корректнее относить к развивающему обучению и коррекции в игровой форме, чем к психотерапии.
Несмотря на то, что все могут получить пользу от игровой терапии, она в большей степени подходит детям от 3 до 12 лет.
Игровые техники также используются при работе с подростками и взрослыми. А в последние годы игротерапевтическое вмешательство также стало применяться в работе с детьми младенческого и раннего возраста.
Игровая терапия реализуется в качестве основного метода в центрах медико-социально-психологической помощи, детских садах и школах, психологических и развивающих центрах, больницах. Игровая терапия может использоваться как ведущий или сопутствующий метод психологической работы при различных психологических состояниях и расстройствах. Например, агрессия, депрессия, возрастные кризисы, расстройства поведения.
Интерактивные спектакли-игры помогают детям приобрести новые навыки общения и в связи с этим уверенность в своих способностях.
Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы.
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.
Прежде всего, это синтетическая природа театра.Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т. д., вокал, хореографию и др. ; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень механизации сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.).
В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления.
Как правило, клиенты социальных учреждений, а именно дети попавшие в трудную жизненную ситуацию, отличаются от домашних детей агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать реабилитационную воспитательскую работу с привлечением театральных средств.
Занятия в театральной студии способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Театрализация воспитательского реабилитационного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия впоследствии переходят в процесс рождения спектакля.
Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
— музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
— художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
— театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры, спектакли).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно проявлять свою личность.
Педагог, ведущий спектакль – это «актер», ведь он сам становится участником пьесы, беря на себя по необходимости ту или иную роль. Он вместе со своим подопечным активно участвует в создании «игровой реальности».
Какие задачи могут быть решены с помощью таких спектаклей?
Это практически все проблемы, связанные с речью, негативными поведенческими паттернами, травмирующими семейными и социальными ситуациями, неадаптивным набором ролей и т. п. Это могут быть также и более глубокие проблемы, связанные с самоопределением личности, ее интеграцией, стремлением к творческому самовыражению.
Сложность заключается в том, что в идеале педагог, проводящий такой спектакль должен быть мастером движения, речи, режиссуры и психотерапии.
Несомненно, сам формат театрализации может вызвать сопротивление, но обычно эмоциональная насыщенность процесса столь высока, что очень скоро сопротивление участников исчезает, уступая место удовольствию и творчеству.
Что происходит с участниками в процессе работы?
При работе в игре-сказке у участников возникает состояние «потока», высокой концентрации и одновременно расслабленности. Появляется ощущение перехода на более высокий уровень энергетики, полета, свободы, счастья. Переживание этого состояния помогает раскрыть свой творческий потенциал.
В результате систематического участия в таких мероприятиях клиенты способны разрешить даже очень сложные психологические проблемы.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Игры объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем.
Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители, а декорации и костюмы создаются из простых подручных материалов. Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, воображение). Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров. Постановочные спектакли со включением зала разработаны с целью показать плюсы коллективного труда, а так же раздвинуть рамки привычного мышления ребёнка. Спектакли-сюрпризы привносят некий праздник в жизнь ребёнка, что снимает привычное волнение актёра перед выступлением.
Спектакли-игры способствуют:
•Развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
• Снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.
•Развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитию мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Методическая разработка «Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей раннего возраста» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Академия социального управления.
Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223» г. Новлкузнецк, ул. Пржевальского,18 тел. 31-03-85.
Методическая разработка «Мы друг друга сумеем понять» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Развивать диалогическую речь, смысловую сторону речи, разворачивать сюжет истории • Формировать умение устанавливать.
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.
Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле» Пояснительная записка Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности,.
Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.
Методическая разработка танца-игры «Веселые самолетики» Негосударственное образовательное учреждение дошкольного и полного среднего образования культурологическая школа индивидуального развития.
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.
Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 1 слайд Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 2 слайд Театр – искусство прекрасное.
Что такое интерактивные спектакли?
Сегодня со словом «театр» ассоциаций в десяток раз больше, чем всего 5-7 лет назад: это и интерактивные спектакли, и иммерсивное шоу, испектакли-квесты, и персональный experience.
Этот тренд, в основном, известен жителям Москвы и Петербурга, где можно найти интерактивные представления на любой вкус. Что же такое интерактивные спектакли?
Современный интерактивный театр стирает границы между зрительным залом и сценой, потому что зрители сами становятся участниками действия и даже могут повлиять на сюжет. Особенность интерактивных спектаклей в том, что режиссеры создают не только определенный художественный мир с заданным сценарием, но и адаптируют его под свободу действий и перемещений, которым обладает зритель.
В классической театральной постановке ключевым героем является актер как источник эмоций зрителя. В интерактивных же спектаклях именно взаимодействие с публикой становится главной причиной получения индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него постановка.
Чаще всего такие спектакли обладают возрастной маркировкой 12+, хотя многие зрители признают, что постановки рассчитаны на более взрослый контингент – некоторые рассуждения на тему политики и религии будут сложны для юных зрителей.
Что делать, если Вы уже вдохновились идеей необычного времяпровождения, но Вашему малышу нет еще и пяти?
Детские интерактивные спектакли представляют собой чередование легкой для восприятия, доброй истории о жителях флоры и фауны с позитивным и полезным посылом, и увлекательных активностей, разработанных с учетом возраста юных зрителей. Они способствуют формированию самых важных навыков: логического мышления, восприятия, моторики, координации и др.
Еще одной особенностью является камерная обстановка. Чтобы ребятам было легко освоиться и раскрепоститься, все проходит в небольшом уютном зале, в компании до 15-20 малышей, а сидеть (как и лежать или ползать) можно прямо на полу – на мягких пледах и подушках рядом с мамой и папой.
Актерский состав владеет навыками тактичного взаимодействия с детишками, поэтому знает, как наладить контакт даже с самыми стеснительными ребятками и мягко вовлечь их в интерактивы. В штате Бэби-театра есть также профессиональные фотографы, которые присутствуют на каждом спектакле, чтобы поймать все эмоции малышей на память о необычном опыте.
Яркие фотографии, как и сувениры по мотивам спектакля, все зрители получают абсолютно бесплатно.
Интерактивные спектакли – это необычный и интересный опыт не только для деток, но и для взрослых. Возможность побыть не просто наблюдателем, но и полноценным участником игр, танцев и интересных заданий, станет для малышей запоминающимся и приятным первым знакомством с миром искусства.
Интерактивные спектакли — что это?
Для полноценного развития ребенка родители стремятся показать ему мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с классическим театром, где за представлением юные зрители следят со своих мест, есть и возможность пойти на интерактивный спектакль, где можно и самому принять участие в действе.
Что дает ребенку такой интерактивный спектакль:
Понятные сюжеты. За основу спектаклей берутся сказки с участием животных. Часто это интересные зарисовки, которые знакомят детей с миром природы, с повадками птиц и зверей.
Знакомство с музыкой. Музыканты играют на живых инструментах. Ребенок может наблюдать, как скрипач водит смычком, какие звуки при этом возникают. Он соотносит звуки музыки и инструмент, учится понимать ее настроение. Классическая музыка часто соседствует с мелодиями народов всего мира.
Погружение в сказку. Ведь сказка происходит рядом, с героями сказки можно взаимодействовать — помогать, озвучивать и т.д. Можно вместе с ними проходить все испытания. Погружению в этот волшебный мир сказки помогут и пальчиковые и жестовые игры. Для превращения в героя сказки иногда ведь нужен всего лишь лёгкий платок или трещотка, всё остальное сделает детская фантазия.
Двигательная активность. Всем известно, как порою трудно усидеть здоровому ребенку на месте, а на интерактивном спектакле есть возможность и попрыгать, и потанцевать. И там эти действия не запрещены, а вплетены в само представление. Ну, а покружиться с красивым зонтиком нравится всем.
Семейная атмосфера. Родители присутствуют на представление, что всегда служит незримой поддержкой для ребенка в новом месте, а уж если мама с папой еще и участвуют, то для ребенка есть прекрасный пример, как себя надо вести на публике, как взаимодействовать с другими людьми. Такие представления — камерные, для небольшого количества людей, ребенок не испытает шока от толпы, а сможет влиться в компанию и получить удовольствие.
Нужен ли современным детям интерактивный театр?
Театр в представлении зрителя это сцена, освещенная софитами, зрительный зал с удобными креслами в которых зритель, принимает роль наблюдателя. В театре как правило играют пьесы известных классиков, прошлых веков. Но время не стоит на месте, и театр принимает новые формы. Одной из таких форм становится Интерактив. Так нужен ли современным детям интерактивный театр или лучше остановится на классическом. Какой театр выбрать родителям для того, чтобы приобщать к культуре своих детей? Давайте попробуем разобраться.
В классическом театре, как я уже писала выше, зритель является наблюдателем. Действие живет лишь на сцене между героями, существует так называемая в театральном мире «Четвертая стена». В таких театрах редко можно увидеть авторские актуальные для нынешнего времени постановки, как правило, это пьесы написанные в прошлых веках. Если говорить, об интерактивном театре, то здесь «четвертой стены» не существует, и зритель становится непосредственным участником сюжета, помогает героям, выполняет их задания.
Большинство современных детей гиперактивны, им необходимо постоянное движение. И что очень важно в интерактивных постановках есть небольшие танцевальные минутки, разминочные паузы. Они помогают не только удовлетворить потребность в движении, но и придать уверенности зрителям. После танца они активнее участвуют в сюжете. В классическом театре юные зрители быстро теряют интерес к происходящему на сцене или просто заинтриговано смотрят на яркие картинки. Стоит полагать, что классические постановки более подойдет для взрослых зрителей. Которые могут вовлечься в сюжет без обращения к ним со сцены, а вот интерактивные очень подходят для детей, так как дети с помощью игры активнее воспринимают информацию.
Само понятие интерактив (с англ.) переводится как взаимодействие. Во время интерактивных постановок, сюжет может видоизменятся в зависимости от характера зрителей и их ответов. К интерактиву порой подключается импровизация.
Первый интерактивный театр появился еще в 19 веке, так называемый вольный театр создал актер, режиссер Б.К. Соловьев. (Сейчас он имеет название: (АУК «Вологодский государственный ордена „Знак Почёта“ драматический театр»). Но в этом театре играли спектакли для взрослого зрителя. Для детей же интерактивный театр в России появился лишь в 2015 году. В течение 5 лет почти в каждом городе России открылся Интерактивный театр (от 3 до 12 лет) или Интерактивный Беби-театр (от 1 года до 3 лет).
Отчего интерактивный театр для детей приобрел такую популярность, мы определим на примере интерактивного театра «Книга Желаний».
21 декабря 2018 года был проведен первый тестовый спектакль для жителей ЖК. Посвящен он был новогодней тематике, с тремя героями: Дед Морозом, Снегурочкой и Колдуньей. Получив положительный отзыв и убедившись в правильности своих решений, 11 января 2019 года было проведено прослушивание среди актеров прошедших предварительное интервью по телефону, и был принят в труппу театра студент Ростовской Консерватории им. Рахманинова Будин В.В. Отзыв худ. руководителя театра А.А. Григорьевой:
За основу для создания спектаклей берутся русско-народные и зарубежные сказки. Которые переписываются на современный лад. Таким образом, постановки интерактивного театра «Книга Желаний» затрагивают актуальные проблемы и интересы детей.
Дети во время спектакля:
3. загадки разгадывают,
4. Помогают героям советами и подсказками. И герой их всегда слышит и отвечает.
Юные зрители с интересом вступают в диалог с главными героями и помогают им не совершать какие-либо ошибки. Репертуар театра многообразен: это и спектакли с русскими народными традициями: «Василиса Прекрасная», «Предания Донского края». Спектакли на пиратскую тематику и спектакли на основе зарубежных сказок: «Золушка», «Аладдин». В репертуаре каждые три-четыре месяца появляются новые спектакли. Дети с удовольствием смотрят и участвуют в постановках, ведь так интересно, когда ты спасаешь любимого героя от злой колдуньи или помогаешь великому поэту сочинить стихотворение.
Завершая эту статью, можно сделать вывод, что современным детям интерактив необходим, ведь через игры они развиваются и активность вовремя спектакля позволяет удовлетворить их любовь к постоянному движению.