Интердевочка в чем смысл концовки
“Интердевочка”: что на самом деле погубило героиню 90-х
“Интердевочка” — это экранизация повести Владимира Кунина, которая вышла при сотрудничестве СССР и Швеции.
Лента стала лидером проката в 1989 году и является одной из самых популярных картин того времени.
В этой статье мы рассмотрим основной сюжет и также определим, что на самом деле погубило героиню фильма “Интердевочка”.
Сюжет
История фильма “Интердевочка” разворачивается в тяжелый для жителей СССР период — Перестройку.
Главная героиня Таня Зайцева медсестра, но зарабатывает в свободное время на занятии валютной проституцией. Один из ее клиентов неожиданно зовет ее замуж и советская девушка соглашается на предложение.
Однако чтобы выйти замуж за шведа и переехать за границу ей приходится преодолеть множество бюрократических трудностей. Помимо этого, Таня продолжает заниматься проституцией, чтобы накопить необходимое количество денег для своего отца. Он не согласен подписывать документы на выезд без серьезной материальной помощи со стороны дочери.
Несмотря на то, что Зайцевой удается уехать из Советского Союза и стать женой успешного иностранца, жизнь у нее не складывается хорошо.
“Интердевочка” встречает на своем пути несчастную влюбленность, презрение со стороны иностранцев, холодность супруга… Помимо этого одна из бывших коллег по интимным услугам на родине подставила девушку и возвращаться ей домой нельзя.
Фильм заканчивается трагедией — самоубийством матери главной героини. Женщина узнала о том, чем занималась ее дочь и не смогла справиться с позором, обрушившимся на семью.
В конце фильма Таня чувствуя что-то неладное и прыгает в машину до аэропорта и едет на встречу своей жизни.
Актерский состав
Главную роль исполнила Елена Яковлева, которая через 10 лет после выхода фильма “Интердевочка” прославилась сериалом “Каменская”.
Роль ее иностранного супруга выпала Томасу Лаустиола.
Есть в фильме и прибалтка Ингеборга Дапкунайте, а также известные советские и российские знаменитости: Лариса Малеванная, Анастасия Немоляева, Любовь Полищук и другие.
История создания
Написанная Куниным повесть про советских проституток имела огромный резонанс, а поэтому и экранизация должна была получиться успешной.
Писатель дал адаптированный сценарий для прочтения Мире Тодоровской, которая впечатлилась и уговорила своего супруга Петра снять фильм про проституток.
Режиссер какое-то время отказывался, но все же поддался на уговоры жены и воплотил картину в жизнь.
Что на самом деле погубило Таню Зайцеву
В течение всего фильма зрителю раскрывается характер главной героини. “Интердевочка” работает день и ночь, не жалея собственного тела. И все для того, чтобы обеспечить себе красивую жизнь, которая немного попадает в ее быт из-за границы.
Стремясь устроить себе беззаботную и прекрасную жизнь за пределами СССР, она старается не замечать, каким грязным путем она идет к цели.
И именно такой начальный расклад показывает главную проблему Тани — она глупа. Да, у нее есть цепкий характер и она хорошо умеет рассчитать выгоду. Но лишь весьма недалекий человек может считать, что человеческое счастье единственно зависит от одежды, машин и денег.
Дальнейшее развитие событий только это подтверждает. “Интердевочка” получает желаемое — покидает ненавистный “совок”. Перед ней теперь находится новый мир и счастливая жизнь впереди.
Однако в современной и обустроенной Швеции ей скучно — обходив все бары и магазины она начинает тосковать. Женщина пьет и пытается вернуться к тому, что было в ее жизни дома.
Если бы главная героиня была более сообразительной, она смогла бы воспользоваться сложившейся ситуацией и пересмотреть ценности. Однако этого не происходит и поэтому наступает кризис личности.
В конечном итоге, Татьяна приходит к саморазрушению и фильм заканчивается трагедией. А все из-за банальной глупости и стремления получить материальные блага, которые оказались не такими уж и ценными.
Критика
Фильм “Интердевочка” стал одним из первых произведений, которое подняло в советском обществе ранее строго запрещенные темы.
Однако обозреватели отмечали тогда и сходятся на этом мнении и сейчас — российский кинематограф не умел и не научился использовать эротику, как самостоятельный жанр. У всего происходящего на экране всегда есть серьезный идеологический подтекст.
Но несмотря на это, лента пользовалась огромной популярностью у зрителей, была отмечена как на советских так и на международных кинофестивалях.
Призы и награды
За свою главную роль “Интердевочка” Яковлева была награждена титулом “Лучшая актриса 1989 года” по версии журнала “Советский экран”.
Также она получила премию “Ника” и награду на Токийском кинофестивале. Там же специальную награду получил и режиссер Тодоровский.
А вам нравится фильм “Интердевочка”? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Новое в блогах
Сообщество «Intervision»
Глупая Таня. Что на самом деле погубило «Интердевочку»?
Пару месяцев назад я уже делал видео-обзор фильма «Интердевочка«, в котором выразил свое отношение к этому знаковому творению Петра Тодоровского. Но все это время мне не давала покоя одна мысль: что не так с этой Таней Зайцевой? Почему кинокартина заканчивается трагедией?
На протяжении всего фильма нам постепенно раскрывают характер главной героини. А характер, скажу я вам, такой, что Пашка Корчагин позавидует: она работает днем и ночью, на ногах и на «спине», подвергаясь постоянному риску «уехать» в тюрьму. И ради чего? Ради красивой жизни, которая тонкой струйкой просачивается из-за границы.
И вот тут уже можно сделать первый вывод: наша Интердевочка глупа. Конечно, Таня практичная и жесткая женщина, этого у нее не отнять, но только глупый человек, не прочитавшей в жизни ни одной книжки, может наивно верить, что счастье в шмотках, деньгах, машинах. А Таня верит и готова пойти на все, ради своей мечты.
Наконец, всеми правдами и неправдами Таня победила, она вырывалась на свободу, позади обрыдлый совок, впереди долгая и счастливая жизнь. Боже, какая наивность! Это пиррова победа, цена, которую заплатила главная героиня несопоставима с теми жалкими трофеями, которые она обрела.
Она оборвала все контакты с Родиной, а взамен получила ветчину в банках, супермаркеты и пасторально-стерильную Швецию, от которой Таню начало тошнить через пару месяцев «счастливой жизни». Наша Интердевочка облазила все бары в округе, обошла все магазины и внезапно поняла, что ей скучно!
Будь Таня поумнее, она бы пересмотрела свои жизненные ценности, учла те обстоятельства, в которых оказалась, и попыталась бы воспользоваться появившимися перспективами. Но в силу своей недалекости, Таня загнала себя в экзистенциальный кризис, выход из которого она видит в алкоголе и попытках «откатить» ситуацию, вернувшись к тому, с чего все началось.
Финальные кадры четко обозначают нам, что Таня включила режим самоуничтожения: она потеряла все жизненные ориентиры, а быстро переключиться на что-то новое уже не может, не хватает ей мозгов для этого. В итоге мы наблюдаем finita la commedia под песню «По диким степям Забайкалья». Как по мне, виной гибели Тани Зайцевой стала ее банальная глупость.
А как вы думаете, уважаемые читатели, что на самом деле погубило «Интердевочку»?
Чем закончился фильм «Интердевочка»
Известный во всем мире фильм «Интердевочка», снятый по мотивам повести Владимира Кунина, имел широкий резонанс. Что вполне объяснимо: в данном фильме практически впервые вынесены на обозрение темы, которые до того времени находились фактически под запретом. «Интердевочка» интересна развитием сюжета, незабываемой игрой главной героини, однако по мере осмысления зритель задумывается о множество и других, более глубоких вопросов.
Сюжетная линия
Таня Зайцева, неглупая и целеустремленная девушка, всеми силами стремится выбраться из ужасающей серости бытия в совке и суметь получить возможность наслаждаться прелестями жизни. Характеру ее позавидует и самый стойкий мужчина: безостановочно работая на ногах и «на спине», она постоянно рискует оказаться в тюрьме. Однако мечта ее поддерживает при любых обстоятельствах!
Таня безоговорочно верит, что ее усилия не пропадут даром. Красивая жизнь с баночным пивом и красивыми вещами поддерживают девушку во всех перипетиях ее нынешней жизни. В фильме достаточно подробно представлены рабочие будни Тани, все животное начало и «некрасивость»текущего момента. Но героиня не сдается и в итоге побеждает: вырвавшись из обрыдлого совка, девушка рвет все связи с друзьями и Родиной и уезжает.
Однако героиня получает взамен баночную ветчину, стерильно-пасторальную Швецию с ее супермаркетами, которая уже через несколько месяцев становится ей по-настоящему противной. Тщательно изучив бары и кафе в округе, Таня осознает, что походы по близлежащим магазинам ей уже надоели. Как ни странно на первый взгляд, тут, в стране своей мечты, ей становится просто скучно! Мечта разбивается вдребезги…
Окончание фильма: почему он так закончился?
Столкнувшись с подобным крушением своей мечты, Таня решает найти выход в привычном ей стиле поведения: она вновь обращается к выпивке и к тому, с чего все начиналось. Так главная героиня скатывается в классический экзистенциальный кризис.
О чем тут можно задуматься? Всё просто: недостаточный интеллектуальный уровень и недостаточная образованность не позволили девушке посмотреть на проблему под иным углом. Ведь она имела возможность проанализировать сложившиеся обстоятельства, попробовать по-другому вести себя и извлечь уроки. Ведь она имела реальную возможность при сложившихся обстоятельствах сделать свою жизнь гораздо более приятной, если б попыталась воспользоваться ситуацией.
Финальная картина четко показывает несостоятельность решения Тани вернуться к тому, с чего всё и началось: она практически включила программу самоуничтожения и не смогла переключиться на что-либо новое. Песня «По диким степям Забайкалья» сопровождает последние кадры фильма, когда Таня Зайцева разбивается в автокатастрофе.
Была ли альтернатива у героини фильма «Интердевочка»? Безусловно! Многие зрители оценили поведение Тани как глупое и недальновидное, и результат не заставил себя ждать. Что интересно, другая концовка, при которой главная героиня всё же добирается до аэропорта и улетает в закат. И даже при таком раскладе концовка может считаться открытой. Такое решение дает возможность зрителю самостоятельно обдумать, вследствие чего существует вероятность трагедии и есть ли возможность более позитивной концовки.
«Интердевочка». Фильм, разрушающий нравственность
Взрывная, социально табуированная на протяжении последних 70 лет проблематика была освещена лучшими советскими киноталантами и оказала влияние на людей значительно более губительное, чем трансляция московского путча двумя годами позже.
Морозный январь 1989 года. В московские кинотеатры вьются километровые очереди – советская публика в небывалых для этого десятилетия масштабах спешит попасть на премьеру «пикантной» киноленты. С афиши вполоборота игриво смотрит главная героиня фильма и будущий образец для подражания целого поколения юных советских девушек – интердевочка.
«В нашем государстве проституция как социальное явление отсутствует полностью»
Впервые для 286-миллионного советского народа, воспитанного на отечественном кинопрокате и доверяющего ему больше, чем себе, была показана «запретная» тема о сексе, которого «в стране нет», и о тех, кто им торгует. Взрывная, социально табуированная на протяжении последних 70 лет проблематика была освещена лучшими советскими киноталантами и оказала влияние на людей значительно более губительное, чем трансляция московского путча двумя годами позже. Как и почему это произошло, помогает понять Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Интердевочка – это продукт!
Этот опыт лег в основу повести «Фрекен Танька», быстро распространившейся среди советского читателя после публикации в популярнейшем литературном журнале «Аврора». Сам Кунин считал эту повесть весьма посредственной, но заявленная тема вызвала небывалый ажиотаж, разделив читающую аудиторию (а она в СССР была максимальной по сравнению с другими странами) наполовину: одни были в восторге от новой «перестроечной темы», другие же хотели отдать автора под суд.
Сам себе Тодоровский, обладатель анально-звуковой связки векторов, объяснял свою работу так: «Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те, советские времена!» Действительно ли это было так? Ведь показанный в фильме типаж кожно-зрительной женщины в состоянии война Тани Зайцевой имел на самом деле массу возможностей для реализации в советские времена.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, именно они, свободные кожно-зрительные женщины, вдохновляли на революционные достижения, за несколько лет реализовали программу ликвидации безграмотности населения, первыми вышли на общие рабочие рубежи с мужчинами. Санитарками бесстрашно спасали раненых во время войны, а потом создавали ту самую, неповторимую элитарную советскую культуру. О них и снимал Тодоровский.
Интердевочка: «Кисуль, а я вот у тебя хочу спросить: тебе твой диплом Института культуры в постели с партнёром помогает?»
Поначалу презирающий Таню зритель с усмешкой «подсматривает» необычный для советского настоящего быт представительницы «древнейшей профессии». Номера гостиниц, обслуживание иностранных делегаций и регулярные обыски милицией – лишь мелочи жизни в сравнении с суммами, которые может получить за ночь интердевочка. В отличие от «товарок по цеху», Таня не покупает себе автомобили и дипломы вузов. Она покупает шубу маме и старается обеспечить ее будущее, изредка балуя себя обновками гардероба.
Таня Зайцева помогает тем, кому хуже, чем ей, участвуя в жизни соседки, заботясь о тех, кто все-таки угодил в милицию после очередного налета. Она – добрая и заботливая медсестра, знающая свое дело. Таня не наживается на ближнем, как окружающие ее архетипичные кожные женщины.
Таня Зайцева – не путана, она просто мечтает о хорошей жизни, она нашла свой «хороший способ», чтобы стать фрау Ларссон и ярко жить за границей. И кажется, она в этом не виновата. Так будут думать, вспоминая ее образ, сотни тысяч российских студенток, учительниц, молодых матерей, решивших вследствие материальных трудностей в 1990-е годы продавать свое тело, как новая «героиня труда», показанная лидером кинопроката.
«Испытание сытостью иногда труднее испытания бедностью»
Петр Тодоровский
С этого времени девочки все чаще не выбирали себе профессию медика или воспитателя детского сада. Зачем тратить годы на учебу, если потом не получать и прожиточный минимум? Ведь можно, как Таня Зайцева, неплохо зарабатывая, попасть, наконец, в сытую и счастливую «заграницу». И как ни старался режиссер показать всю невозможность жить счастливо в чуждой русскому человеку стране, где по меркам западного кожного менталитета он всегда будет «второго сорта», в голове молодого поколения на долгие годы закрепился образ нового авто, полной тележки в супермаркете и «звездной» устроенности. На самом же деле жизнь в Швеции превратилась в беспросветную тоску по Родине, переносимую только благодаря надежде хоть на время вернуться домой. Надежде, которая обернулась гибелью…
В течение двух серий фильма интердевочка Таня становится очень близка зрителю: вместе с ней мы чувствуем горечь от предательства отца и его двуличия. С ней больно за мать, которая как многие советские женщины согласна на все, лишь бы ребенку было хорошо. С ней стыдно за меркантильного жениха-шведа, пересчитывающего счет в ресторане. Напряженная кульминация фильма, наполненная зрительными предчувствиями, слезами и тревогой передается с экрана так явно, что Таня, валютная «питерская потаскуха» вызывает очень сильное сочувствие. Как же можно не понять отчаяние женщины, в слезах мчащейся домой и закрывающейся руками от надвигающейся катастрофы? Это острое сострадание, вызванное умелым режиссерским замыслом Тодоровского, резко сократило расстояние между советским человеком и презираемой в обществе «древнейшей профессией».
Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе. Также как и ее всплеск при сильных социальных деформациях, таких как война, распад политического строя и т.п. Но возведение этого в красочный миф для огромного народа – отнюдь не естественный процесс.
«В Гамбург что ль податься? Говорят, там нынче русские девки в моде»
Подмена образа драматической героини банальной проституткой не прошла для советского зрителя даром. «Интердевочка» стала «классикой нового кино», в котором уделом женского счастья становилась исключительно проституция. Эта тема культивировалась с экрана настолько грубо и прямо, что за очень короткий срок нравственность, носительницей которой является женщина, обернулась в свою противоположность.
Это было время, когда многие женщины легко и рано вступали в отношения с целью «пользы-выгоды», соглашались на любую форму эксплуатации с целью выехать за границу («Америкэн бой, уеду с тобой…»). Культурные ценности стали считаться уделом «убогого совка», а мерилом всего стали денежные отношения. Так общество с наибольшим процентом невинных девушек, вступающих в брак за последние двадцать лет, за считанные годы приобрело популярность «дешевой сексуальной силы», поставляющей девочек в публичные дома десятка стран.
При этом женщины шли на это сознательно, не столько из-за социальных ограничений дома, сколько из-за романтизации жизни «за бугром», даже не утруждая себя поисками других путей реализации. Кожно-зрительные женщины, роль которых заключалась в развитии культуры и искусства, вместо этого жили подобно интердевочкам, часто приходя и к финалу, показанному в фильме.
Интердевочка: «Заграница нам поможет»
Как и любой скандальный фильм, так или иначе порочащий ценности коммунистического государства, фильм «Интердевочка» был проспонсирован из-за границы. Средства для финансирования фильма, на который «Москино» не планировало ни копейки, Мире Тодоровской удалось найти в Швеции через случайно встреченного знакомого.
«Интердевочка»: в погоне за недостижимым счастьем
Фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», который выйдет на телеканале «МИР» 16 февраля в 10.45, был снят 30 лет назад. Сегодня кажется, что речь идет о другой эпохе, знакомой кому-то только по учебникам – но удивительным образом чаяния «перестроечных голддиггерш» не просто не утратили актуальности, но и превратились в одну из доминант общественного сознания. В последующие годы философия «интердевочек» активно продвигалась в массы чуть ли не из каждого утюга, в духе рекламных слоганов «где наслаждение, там я», «я этого достойна», и прочих, ставших мемами. Другой вопрос, что относительно честные способы обеспечить себе все эти радости оставались за кадром, а потому сегодня, как и 30 лет назад, многие вкладывают в понятие «успех» то же, что и героини фильма: удачный транзит в лучшую жизнь на чужом горбу.
Недостижимая мечта
Сам муж далек от образа сказочного принца, зато к нему максимально близок дальнобойщик Виктор, с которым Татьяна знакомится в Швеции и который, как выясняется, был ее соседом по Питеру. Так стоило ли покидать родину, если счастье было там, под боком? И почему то, что выглядело счастьем, по мере достижения оказалось совсем не тем?
Идя напролом к заветной цели, человек часто не обращает внимания на детали, но дьявол, как известно, кроется в них. Героиня фильма была уверена, что любовь – не главное, на недостатки будущего мужа можно закрыть глаза, а слезы матери – не более чем блажь. Но все эти заблуждения в итоге приводят к трагическому финалу.
К тому же, удовлетворив базовые запросы – получив колбасу, машину и домик в деревне, героиня сталкивается с феноменом, описанным американским психологом Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Именно он впервые проанализировал иерархическую модель потребностей человека (или «пирамиду потребностей»), распределив их от базовых до высокодуховных.
Иными словами, пока интердевочка Таня мечтает об условной «колбасе», ей не до идеалов. Но насытившись и оказавшись в относительной безопасности, она вспоминает про высокие материи, включая любовь и долг.
Получается, что субъективное представление о счастье – вещь ненадежная: по мере достижения желаемого возникают все новые пазлы и задачи, а достигнутое утрачивает былую сверхценность. Именно поэтому шведский Эдик, казавшийся идеальным «транспортом» и инструментом миграции в лучшую жизнь, оказывается неидеальным мужем. Он уже сделал все, что от него требовалось, вывез девку из «совка», но на героя грез не тянет.
И это тоже типичная история: если человек воспринимается как инструмент достижения и реализации какой-то мечты, совсем не факт, что в дальнейшем в этой мечте найдется место ему самому. В качестве «транспорта» шведу прощали и жадность, и неидеальную внешность, но потом душа героини запросила большего. «Инсталлироваться» в эту фантазию, стать ее частью использованный муж не может физически, особенно на фоне внезапно ворвавшегося в их жизнь красавца-соседа из Питера.
В то же время, стадия «принятия окружающими» у героини терпит закономерный крах, который и толкает ее в прошлое, к тем, кто ее любил и поддерживал – в отличие от респектабельных шведов, которые не могут воспринимать «девку с панели» как равную. Собственно, в этом трагедия и многих современных «голддиггерш»: проникая сомнительным путем на чужбине в «высшее общество», они наивно рассчитывают сорвать джекпот и терпят множество разочарований. Как говорится, слесарю слесарево, но мало кто готов учиться на чужих ошибках.
Корень зла
С другой стороны, вся эта история – не о продаже души и тела за колбасу, а о детской травме, без которой жизнь героини сложилась бы иначе, уверен психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.
Того, что о героине фильма заботится мама, недостаточно. «Мама все равно несчастна, и это несчастье она передает своей дочери. Это фильм о боли ребенка, который уже во взрослом возрасте видит пьющего, когда-то бросившего их отца, брошенную мать, и это не делает ее счастливой. Она ищет любви и таким вот образом пытается убежать от детской травмы. В том числе, выходя замуж за человека, в котором пытается обрести заботливого отца», – считает Фомин.
В итоге интердевочка погибает, как и ее мать, не вынесшая ужасной правды о профессии своей дочери. Татьяне Зайцевой так и не удалось убежать от прошлого, выбиться «в люди» и обрести подлинную любовь. Возможно, в конечном счете, вся эта история о том, что в безудержной погоне за мифическим счастьем человеку иногда стоит остановиться и задуматься не о том, куда он бежит, а от чего – но ответить самому себе на этот вопрос максимально честно. И, главное, не забывать о том, что цель не всегда оправдывает средства.