Интересно что получится как написать
Интересно что получится как написать
Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.
Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.
Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»
Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.
Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.
Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.
Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?
Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.
Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).
В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.
Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.
Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.
Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.
Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.
Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».
Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.
Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».
Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.
Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.
Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.
Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.
Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:
Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.
Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).
Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.
Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.
7 удивительно простых советов, как научиться писать потрясающие тексты с нуля
Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.
Читайте советы о том, как научиться писать тексты!
Курсы копирайтеров в Санкт-Петербурге
1. Визуализируйте все, о чем пишите
80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.
Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.
Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.
2. Вступайте в диалог с читателем
Распространенная ошибка начинающих авторов – намеренное усложнение текста.
Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.
В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.
— Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением
Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета
А как надо правильно писать?
Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:
Приятно ли ему будет вас слушать?
Сделает ли правильные выводы?
Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.
—В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное
Олег Кашин, журналист и автор личного блога
В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.
3. Не тяните, скрывая главное
В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.
Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.
Какая сборная? Юношеская – это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.
А что если ваш читатель – новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог – вы потеряете читателя. Это плохо.
Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.
4. Откладывайте текст в «долгий ящик»
После того, как написанный материал приведен к оптимальному виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное – к уже написанному больше не прикасайтесь.
На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.
Помните: лучшее – враг хорошего, а автору почти всегда не нравится его творение.
Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.
5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!
Банальные ошибки в написании слов или постановки запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.
Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.
В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн – сервисы или в Microsoft Word.
Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:
Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!
6. Пишите как можно больше
Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.
С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.
Пишите каждый день, набивайте руку.
7. Читайте как можно больше
Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.
Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.
— Надо много читать, я бы даже сказал – читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны
В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).
Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.
Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.
На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.
Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.
7 правил, которые научат вас хорошо писать:
1) Визуализируйте то, о чем пишите
2) Вступайте в диалог с читателем
3) В самом начале раскрывайте основную мысль
4) Редактируйте текст спустя сутки после написания
5) Всегда проверяйте текст на грамотность
6) Как можно больше пишите
7) Как можно больше читайте
16 советов по написанию «цепляющих» текстов от американского писателя Статьи редакции
Писатель Том Айлинг опубликовал в своём блоге на Medium колонку о том, как любой человек может улучшить свои писательские навыки. На заметку обратил внимание российский инвестор Аркадий Морейнис, упомянув, что написание хороших текстов — один из важных навыков для предпринимателя.
Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.
По словам Айлинга, сам он был очень плохим писателем, пока не занялся развитием собственных навыков. Для этого он использовал несколько методов, которые помогли ему улучшить собственные тексты. Айлинг собрал все приемы, которые он применял, в один список. Каждая из представленных техник, говорит автор материала, помогла заметно улучшить его способности: «По крайней мере, меня перестали спрашивать, является ли английский моим основным языком общения», — пишет он.
1. Станьте убийцей
2. Привлеките внимание читателя
Любую историю, пишет автор материала, стоит начинать с самой интересной её части, вне зависимости от того, к какой части сюжета или повествования она относится. Это правило, отмечает Айлинг, работает для любых рассказов — оно поможет сделать интереснее и книгу, и историю, рассказанную в кругу друзей.
3. Чем короче, тем лучше
Для оценки читаемости текстов в 1975 году был разработан специальный тест — индекс Флеша–Кинкейда. Он помогает определить, какой уровень образования нужно иметь читателю, чтобы легко воспринять написанный текст. Один из параметров оценивания текста по методу Флеша–Кинкейда — длина предложений и слов, используемых при его составлении.
4. Теория «Давида»
«Август 1504 года, толпа восхищается скульптурой Давида, созданной Микеланджело. Маленький мальчик интересуется у скульптора, как ему удалось создать такой шедевр. На что Микеланджело отвечает: «Это очень просто. Я просто избавился от всего, что не было похоже на Давида»», — пишет Айлинг.
Для того, чтобы было, что редактировать, отмечает автор материала, нужно написать хоть что-то. «Напишите всё, что можете, а потом начните отбрасывать ненужное — как поступил Микеланджело со статуей Давида».
5. Озвучивайте то, что пишете
Том Айлинг рекомендует произносить всё написанное, чтобы убедиться, что текст звучит естественно.
6. Каждое предложение должно быть ценно
Как отмечает писатель, каждое предложение должно добавлять к тексту что-то новое и «двигать» историю вперёд. От предложений, которые не несут никакой смысловой нагрузки, можно избавиться.
7. Последовательность в своих занятиях
«Хороший знак, что мне нужно сесть и заставить себя написать хоть что-то, — состояние, когда мне совсем не хочется ничего писать. Это поможет войти в поток. Приучайте себя много писать».
8. Читайте каждый день
«Я слушаю различные подкасты несколько раз в неделю. Один из самых популярных вопросов к их гостям — о том, что они читают. И я ни разу не слышал, чтобы кто-то говорил: «Ничего». Потому что эти люди всегда что-то читают», — пишет Айлинг.
9. Нон-фикшн или фикшн
Автор материала советует читать литературу всех жанров — научная литература помогает человеку расширить свой кругозор, а художественная — раскрыть свой творческий потенциал и улучшить писательские навыки. «Но помните, что просто читать книги недостаточно — это должны быть хорошие книги».
10. Делайте заметки
Айлинг рекомендует записывать все идеи, которые приходят в голову. В качестве примера он приводит успешных людей, которые всегда носят или носили с собой блокнот для записей — среди них предприниматель Ричард Брэнсон, писатели Марк Твен и Эрнест Хэмингуэй, а также композитор Людвиг ван Бетховен.
11. Не упускайте возможности
«Упущенную возможность не вернуть. Хватайтесь за любую».
12. Получайте и обрабатывайте обратную связь
Полвека назад, чтобы узнать мнение читателей о своей книге, писателю приходилось тратить годы на её написание и публикацию, отмечает автор заметки. Сегодня, пишет он, небольшую статью можно написать за полчаса, отредактировать её, и сразу опубликовать в сети. «Время отклика читателей: мгновенно».
13. Делитесь эмоциями
Айлинг призывает писателей не бояться делиться с читателями собственными мыслями и эмоциями — они помогают сделать текст эмоционально «цепляющим».
14. Не бойтесь показаться дилетантом
«Я не эксперт в этой области. Мой коллега знает об этом гораздо больше, так что мне не стоит и браться за такой текст», — такие мысли, отмечает автор материала, «душат» творчество.
15. Позаботьтесь о читателе
В эпоху информационной перегрузки, пишет Том Айлинг, задержать внимание читателя как никогда сложно. Чтобы ему было проще воспринять информацию, текст нужно делить на главы и подглавы, отделять тему каждого из таких отрывков в его заголовке и так далее.
16. Начните с конца
Автор заметки отмечает, что писатель всегда должен держать в голове, к какому выводу он хочет подвести читателя — с того самого момента, как только начал писать текст.
Ремесло писателя. Как научиться писать?
Писатель мало чем отличается от плотника: один тешет доски, другой – слова. Постараюсь это доказать. За все время моей трудовой деятельности, моя работа так или иначе была связанна с написанием текстов. Нужно было учиться писать. Постараюсь поделиться своим опытом в получении навыка в данном деле.
На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? — я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.
«Это не всем дано…»
Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.
«Ну, это ж искусство…»
Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?
«Ну почитай что-нибудь для примера…»
Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» — как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.
По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.
С чего начинается мастерство?
С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» — сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.
Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:
1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.
2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» — сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» — эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.
3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениями – высший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.
4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» — ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.
Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.
Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…
5. «Любая драка начинается с первого удара» — как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.
Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму — «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.
6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.
7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.
8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.
Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.
Упражнения для мозга
Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.
Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.
Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.
Какие ошибки у начинающих писателей?
Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.
Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.
Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.
Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:
Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка
UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов. Лекция про идеи
Он же. КАК ДОСТОВЕРНО ОПИСЫВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
Владимир Маяковский. Как делать стихи
Стивен Кинг. Как писать книги