Интересный рассказ зощенко чему учит

Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»

Читательский дневник по рассказу «Самое главное» Михаила Зощенко

Автор: Михаил Зощенко.

Название произведения: «Самое главное».

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Андрюша Рыженький, мама мальчика.

Второстепенные герои: Сенька Палочкин.

Характеристика главных героев:

Андрюша Рыженький — маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Мама — умная и добрая. Хитрая.

Характеристика второстепенных героев:

Сенька Палочкин — такой же трусливый мальчик.

Краткое содержание рассказа «Самое главное»

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребёнком.

Он боялся всего на свете.

Мама не хотела, чтобы её сын рос таким трусом, и Андрюша решил стать храбрым.

Он вышел во двор и сказал ребятам, что больше их не боится.

Мальчишки только посмеялись и побили его.

Мама сказала, что надо быть не только храбрым, но и сильным.

Тогда Андрюша взял палку.

Но вместо ребят встретил собаку, которая порвала ему брюки.

Мама сказала, что надо ещё быть смекалистым.

Андрюша пошёл на речку, а там Сенька стал тонуть.

Мальчик влез в лодку, но не умел грести.

Его самого пришлось спасать.

Мама сказала, что надо всему научиться.

И тогда его будут уважать, а он станет храбрым.

План рассказа:

Основная мысль рассказа «Самое главное»

Главная мысль рассказа в том, что человек должен учиться.

Основная идея рассказа в том, что учёный человек всё знает, а потому ничего не боится и со всем может справиться сам.

Чему учит произведение

Рассказ учит пользе знаний и умений.

Учит тому, что каждый человек должен учиться в школе, стать умным и знающим.

Учит ничего не бояться и проявлять смекалку.

Учит слушаться мудрых советов.

Краткий отзыв о рассказе «Самое главное» для читательского дневника

Прочитав рассказ, я поняла, что главная ошибка героя была в том, что он хотел стать смелым, ничего не делая для этого.

Он не понимал, что смелый человек не просто сильный и смекалистый, но многое знает и умеет.

Рассказ получился очень интересным и поучительным.

В то же время он вызывает улыбку.

Автору удалось показать, как менялось мировоззрение мальчика, когда он понимал, что чего-то одного ему не хватить, чтобы побороть собственные недостатки.

Мне понравился главный герой рассказа не потому, что он всего боялся.

А потому что стремился стать лучше, побороть собственный страх.

И он слушал советов мамы, которая знала много больше его.

Поэтому я уверена, что мальчик действительно станет смелым и умным, как только окончит школу.

Я всем советую прочитать этот рассказ и больше времени уделять образованию.

Ведь без знаний действительно никуда не уедешь.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Чему учат произведения Зощенко?

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Произведения Зощенко учат пользе познаний, учения. Учат не страшиться трудностей, быть очень сильным и просто смелым человеком, а также проявлять смекалку и находчивость, да применять приобретенные знания на практике. С тем чтобы чего-то достигнуть, нужно упорно работать и учиться.

Например, произведение Зощенко «Интересный рассказ» поучает нас тому, что в случае неудачи очень важно первым делом понять ее причину, и тогда эта проблема будет решена. По-моему, рассказы Зощенко всегда будут интересны, потому как в них очень много простой житейской мудрости.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Произведения Михаила Зощенко читаются легко. Рассказы бодрые, смешные, веселые. В них высмеиваются мещанские привычки людей, их уродливые идеалы.

При этом, автор сам не смеется над людьми. Его задача состоит в другом: заставить людей взглянуть на себя со стороны и помочь отказаться от их мещанских привычек.

Рассказы писались для современников писателя, они были для них поддержкой в сложные, непонятные простому народу, времена.

Зощенко верил, что его рассказы сделают людей добрее и умнее. Он верил в литературу и надеялся с ее помощью сделать людей лучше.

Рассказы учат находить выход из любой, даже самой абсурдной или сложной ситуации, учат доброте и честности, а также порядочности.

Часть рассказов писателя посвящено детям.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Автор пишет в жанре женской прозы, который далеко не всем приходится по вкусу, так что стоит это учесть, если собираетесь браться за неё.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Знаменитый путешественник Афанасий Никитин совершил свою поездку в Индию еще в XV веке, оставив после себя путевой дневник, в котором можно прочитать много интересного.

Автор «Алисы» и «Охоты на Снарка» Льюис Кэрролл носил духовный сан диакона и посетил Россию по линии контакта англиканской и православной церквей.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Это совместные проект. Аяко Ито (фотограф) и Ренди Черч (фотошопер). Технология такая. Сначала фотографировалась модель, потом фотографировался тот же фон без модели. Слой с моделью обрабатывался программой Cinema 4D, создавая иллюзию, будто модель состоит из шнуров, проволоки или просто лент.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Ну, наиболее известным ее романом стал роман «Джейн Эйр», по мотивам которого снято несколько версий фильмов.

Помимо него Шарлотта Бронте в свое время порадовала читателей такими романами, как «Шерли», «Городок», «Учитель» и «Эмма» (который не успела завершить и он был завершен уже другой писательницей Констанс Сейвери).

К тому же Шарлотта являлась автором многочисленных стихотворений, написанный в разные годы ее жизни.

Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть фото Интересный рассказ зощенко чему учит. Смотреть картинку Интересный рассказ зощенко чему учит. Картинка про Интересный рассказ зощенко чему учит. Фото Интересный рассказ зощенко чему учит

Действительно, маловато информации о художнике.

Зовут его Льюис Лаво (Lavoie). Картина, которую Вы разместили первой, находится в военном музее в городе Калгари (Канада).

Та картина, которую Вы разместили второй, называется «Адам». Она была первой картиной, созданной в таком стиле. Появилась в 1997 году.

В настоящее время Лво работает над фреской, которая будет состоять из 195 портретов глав государств, королей, царей и императоров и, конечно, американских президентов.

Источник

О рассказе Михаила Зощенко «Интересный рассказ»

Рассказ Зощенко о возвращении семьи в свой деревенский дом резко отличается по настроению от рассказа Петра Проскурина. Война закончилась, и отец вернулся с войны.

Вот почему у Зощенко рассказ радостный, даже с песнями и танцами. В нем подчеркивается, что мальчик Коля за время своего пребывания на чужбине вырос, повзрослел, познал азы математики, изменился размер его шагов с того момента, как они с матерью уезжали в Казань. Уезжая, перед наступлением немцев, им пришлось закопать свои вещи в землю, чтобы они не достались врагу.

Моменты закапывания вещей при отъезде и раскапывания при возвращении показаны писателем без драматизма. Они увидены глазами ребенка как некий необычный интересный факт их жизни.

Взрослый читатель увидит в этих фактах войну с ее тяжелыми обстоятельствами и с напряженностью переживаний, когда покидали родное место, и с радостью возвращения семьи в свой дом, оставленный ими из–за вторжения оккупантов.

Михаил Зощенко

ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

Когда началась война, Коля Соколов умел считать до десяти. Конечно, это мало считать до десяти. Но бывают дети, которые и до десяти считать не умеют.

Например, я знал одну маленькую девочку Лялю, которая считала только до пяти. И то, как она считала? Она говорила: «Раз, два, четыре, пять». И «три» пропускала. Разве это счет? Это же прямо смехотворно.

Нет, вряд такая девочка будет в дальнейшем научным работником или профессором математики. Скорей всего она будет домашней работницей или младшим дворником с метлой. Раз она настолько неспособна к цифрам.

А наш Коля, я говорю, умел считать до десяти. И благодаря этому он отсчитал десять шагов от дверей своего дома. И, отсчитав эти шаги, он стал рыть яму, лопатой.

Положил он этот ящик в яму. Засыпал землей. Затоптал ногами. И вдобавок сверху набросал желтого песочку, чтобы не заметно было, что там яма и в яме что–то лежит.

Сейчас я объясню вам, зачем Коля зарыл в землю свои вещи, такие нужные для него.

Он с мамой и бабушкой уезжал в город Казань. Потому что фашисты наступали тогда.

И подошли очень близко к их деревне. И все жители стали поспешно уезжать.

И значит, Коля с мамой и с бабушкой тоже решили уехать.

А все вещи, конечно, с собой не захватишь. И по этой причине некоторые вещи мама положила в сундук и зарыла в землю, чтобы они не достались фашистам.

От дверей дома мама отсчитала тридцать шагов. И там зарыла сундук.

Она отсчитала тридцать шагов для того, чтобы знать то место, где зарыто. Не разрывать же весь двор, чтобы потом искать этот сундук. Стоит только отсчитать тридцать шагов по направлению к огороду, и сундук сразу буден найден, когда фашистов выгонят из деревни.

И вот мама зарыла сундук в тридцати шагах о дверей. А Коля, который считать умел до десяти, отсчитал десять шагов. И там зарыл свой ящик.

И в тот же день мама, бабушка и Коля уехали в город Казань. И в этом городе Казани они прожили почти что четыре года.

И там Коля подрос, стал ходить в школу. И считать научился до ста и больше.

И вот наконец стало известно, что фашистов выгнали из той деревни, где в свое время проживал Коля. И не только из той деревни, а вообще их выгнали с нашей земли. И тогда Коля с мамой и бабушкой вернулись в свои родные места.

Ах, они с волнением подъезжали к своей деревне. Коля думал: «Цел ли наш дом? Не сожгли ли его фашисты? И целы ли вещи, зарытые в земле? Или, может быть, фашисты вырыли эти вещи и взяли их себе? Ах, это будет очень жаль, если они взяли себе коньки, пилу и топорик».

Но вот наконец Коля дома. Дом цел, но, конечно, немножко разрушен. И все вещи, которые оставались в доме, исчезли. Фашисты украли их. Но мама сказала:

– Это ничего. У нас сохранилось еще много вещей, зарытых в землю.

И с этими словами мама отсчитала тридцать шагов и стала копать лопатой. И вскоре убедилась, что сундук там. И тогда Коля сказал маме:

– Вот что значить арифметика. Если бы мы зарыли сундук просто так, не отсчитали бы тридцать шагов, вот теперь и не знали бы, где копать.

Наконец мама открыла сундук. И там все было цело и исправно. И даже вещи не подмокли. Потому что поверх сундука была положена клеенка. И мама с бабушкой были так довольны, что сохранились эти вещи, что даже запели песню: «Светит месяц, светит ясный».

И тогда Коля, в свою очередь, взял лопату, отсчитал десять шагов и сказал соседским ребятам, которые собрались вокруг него.:

– Если бы я зарыл свои вещи просто так, где попало, не отсчитал бы десять шагов, вот я бы теперь и не знал, где они лежат. Но арифметика приносит людям огромную пользу. И благодаря арифметике я теперь знаю, где мне надо копать.

И с этими словами Коля стал копать.

Копает, копает, но найти своего ящика не может. Уже глубокую яму вырыл. Нет ящика. И немножко влево стал копать. И немножко вправо. Нигде нет.

Уже ребята стали смеяться над Николаем.

– Что–то, – говорят, – не помогла тебе твоя арифметика. Может быть фашисты вырыли твои вещи и взяли их себе?

– Нет, если они наш огромный сундук найти не могли, то навряд ли они нашли мои вещи. Тут что–то не так.

Коля бросил лопату. Сел на ступеньки крыльца. И сидит скучный, грустный. Думает. Потирает лоб рукой. И вдруг, засмеявшись, говорит:

– Стоп. Ребята. Я знаю, где лежат мои вещи.

И с этими словами Коля отсчитал только пять шагов и сказал:

И взяв лопату, стал копать. И действительно вскоре из земли показался ящик. И тогда все собравшиеся сказали:

– Странно. Ты зарыл свой ящик в десяти шагах от двери. А теперь он оказался в пяти шагах. Неужели же твой ящик за время войны сам подвинулся поближе к твоему дому?

– Нет, – сказал Коля, – ящики сами двигаться не могут. Тут вот что произошло. Когда я зарыл свой ящик, я был совершенно маленький малыш. Мне было всего пять лет. И у меня были тогда маленькие и даже крошечные шаги. А теперь мне девять лет, десятый год. И вон, какие у меня огромные шаги. И вот почему я вместо десяти шагов отсчитал только пять. Арифметика приносит пользу тем людям, которые умеют понимать, что происходит в жизни. А происходит то, что время движется вперед. Люди растут. Их шаги меняются. И ничто в жизни не остается без перемены.

Тут Коля открыл свой ящик. Все оказалось на месте. И даже железные вещи не заржавели, потому что Коля обмазал их салом. А такие вещи не имеют права давать ржавчину.

Вскоре приехал Колин папа. Он был сержант, награжденный медалью за храбрость. И Коля ему все рассказал. И папаша похвалил Николая за его ум и смекалку.

И все были очень довольны и счастливы. Пели, веселились и даже танцевали танцы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение к содержанию рассказа, имеет арифметика, по–нынешнему – математика?

2 Почему при возвращении домой мамин сундук нашелся сразу, а сундучок Коли пришлось долго отыскивать?

2. Как помогла делу Колина смекалка, за которую отец, вернувшийся с фронта, его похвалил?

3. Какое чувство у вас вызвал этот рассказ? Почему Михаил Зощенко назвал его «Интересный»?

Дополнительная литература:

В. Осеева В. «Кочерыжка»

Л. Воронкова «Село Городище»

А. Платонов. «Возвращение»

П. Федоренко «Компас».

Заключение

В своем решении создать методико=библиографическое пособие, адресованное всем, кто думает о поддержке детского чтения и вместе с ним о формировании исторического сознания школьников, я руководствовалась следующими соображениями:

посвятить его 70-летию Великой Победы, к встрече с которым готовится наша страна;

отдать дань поколению, которое в детском возрасте, пережило или непосредственно участвовало в Великой Отечественной войне, приближало, как могло День Победы;

поддержать проект РШБА «Читающая мама – читающая нация», снабдив родителей нынешних детей качественным материалом для семейного чтения, которое не было бы затратным по времени, и обеспечивало положительный результат;

в Год Литературы открыть детям и напомнить взрослым читателям те имена советских детских (и не только детских) писателей, кто сам непосредственно побывал на фронтах боевых действий, в партизанских отрядах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде. Кто был свидетелем участия детей и подростков в борьбе с фашистами, видел их работу в тылу и отразил это в своих произведениях;

показать, на какой литературе духовно росло мое поколение, пережившее Великую Отечественную войну в детские годы, на какой литературе нас воспитывала школа, как формировалось наше патриотическое сознание, наш характер, как укреплялась вера в Победу и мобилизовались силы на помощь фронту.

на материале достоверной литературы о войне, адресованной детям, способствовать формированию у младших школьников исторического сознания, касающегося периода Великой Отечественной войны.

Приступая к созданию пособия, я в полной мере осознавала неоднородность нынешнего российского общества по отношению к войне.

Сегодня есть немало людей, кто выступает против «навязывания» героики прошлого. Чувствуя подобное настроение людей, «уставших» от напоминания заслуг ветеранов, поэт Юрий Воронов писал:

А может, нам о них забыть?

Опять война, опять блокада.

Я слышу иногда: не надо

Не надо раны бередить!

Ставя так вопрос, поэт сам же ответил на него, и я полностью присоединяюсь к его ответу:

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

В противовес такой «правде», опровергающей героическое прошлое и идею патриотизма, в Москве в конце 2014 года состоялся молодежный конвент по этой теме. Он подтвердил: героизм – это не только тема прошлого, он – настоящее и будущее нашего Отечества.

А героизм, как показала Великая Отечественная война – не имеет возраста. Об этом свидетельствуют цифры награжденных детей и подростков военного времени: 99 из них были удостоены Золотой Звезды Героя, 7 тысяч получили звание Герой Советского Союза. Не случаен и факт установления 9 декабря в России Дня Героя, который будет отмечаться ежегодно.

В недавней своей статье, опубликованной в «Литературной газете», казахский писатель Б. Канапьянов напомнил читателям прощальную речь прославленного диктора радио Левитана, произнесенную им перед уходом его на пенсию.

Вот что он сказал: «За сорок лет работы мне было больно сообщать, что где-то люди все еще убивают друг друга, что где-то раздается плач ребенка у тела мертвой матери, пришлось слышать о многочисленных жертвах ушедшей войны, о разрушенных городах и селах. Прощаясь с вами, я говорю: берегите мир, берегите нашу планету, берегите нашу Землю. Отнеситесь к ней, как к своей матери».

Вдобавок он пожелал, чтобы тот, кто будет сообщать последние известия, никогда бы не произносил самого страшного слова на планете – война. Не потому, что ее не было в прошлом, а потому, чтобы ее не было ни в настоящем, ни в будущем.

Но даже если бы мы и не хотели произносить этого слова никогда, оно заявляет о себе то тут, то там. И не только в кино, но и в реальности, как оно заявило о себе нынче на Украине, не на словах, а на деле. Под минным обстрелом и разрушительным огнем тяжелых орудий по селам и городам Донбасса рушатся школы, трагически гибнут мирные люди – взрослые и дети.

Сегодня, когда «все меньше и меньше к Большому театру приходит участников прошлой войны», нам особенно важно поддержать у оставшихся их дух, сказать каждому в отдельности и всем вместе «Спасибо» за то, что выстояли, одолели, победили, что дали жизнь последующим и ныне здравствующему поколению.

Отдельная благодарность тем, кто был ребенком в период 1941–1945 годов, но не был безучастным к тому, что видел, слышал, испытал. Они были маленькими, но жили в унисон со своей страной и помогали взрослым приближать победу в меру своих сил.

Когда я читаю стихотворение Роберта Рождественского «Баллада о маленьком человеке», ее начальные строки: «Жил, да был человек маленький. Когда постучалась в окошко война, автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие, каску выдали маленькую и маленькую по размерам шинель…», я вижу в лице этого маленького человека не социально забитого, как понимали классики сам термин «маленький человек», а детей войны.

Я вижу мальчика Сережу из рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат», Вальку из торпедного катера Аркадия Первенцева, юного поэта Вову Лебедева из рассказа Валентина Каверина « «Русский мальчик».

Среди них в моих глазах во весь рост встает хитрая девчонка из одноименного рассказа Сергеева Ценского, самоотверженный Гриша из произведения Юрия Яковлева «Помните Гришу!».

Как живые проходят передо мной безымянный маленький разведчик из рассказа Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем» и Коля Вихров из «Большого сердца» Бориса Лавренева и многие, многие другие.

Я вижу и тех, Леночек, Васей, Танюш, что жили на оккупированных немцами территориях, детей из блокадного Ленинграда: Таню Савичеву зримо воссозданную Юрием Яковлевым, Маринку Леонида Пантелеева, Мишку Юрия Германа, девочку Маришу из рассказа Каверина «Самое необходимое».

Мне не забыть имен бесстрашных перевозчиков через Неву в блокадном Ленинграде – брата Матвея и сестру его Маньку, которые сменили на этой работе погибшего отца и которых так любовно изобразил Леонид Пантелеев в рассказе «На ялике».

Я никогда их реально не видела, но если бы и видела, я бы так ярко и так впечатляюще не узнала, не поняла, не ощутила их своей душой, как ощутила и поняла их из прочитанных произведений. Они как живые предстают передо мной.

Мою собственную память о войне обострили и преумножили писатели силой своего таланта и художественного чутья. Я надеюсь, что такими зримыми, незабываемыми, живыми они пред станут и перед нашими сегодняшними читателями, когда мы, взрослые, проникнемся сами литературными героями и прочитав детям о них, вместе поговорим о их подвигах, мысленно нарисуем их в своем воображении, отдадим им частичку своего сердца.

Я хочу, чтобы память о них и сегодняшнее стремление нашей страны к миру, вера в растущее поколение стали бы продолжением подвига, совершенного и совершаемого ради жизни на Земле.

Все названные и не названные мной имена литературных героев – это не просто имена. Это олицетворенные образы войны. Каждого в отдельности и всех вместе ведут писатели дорогой мужества, нацеленной на победу. За именами детей стоят судьбы и характеры, стоят личности, подчас более решительные, и бесстрашные, чем личности взрослых.

Литературные герои школьного возраста показывали нам пример не только как держать винтовку в руках. Они учили выносливости, способности превозмогать физическую и душевную боль, голод и холод, не гнушаться никакого труда, преодолевать усталость и невзгоды. Они готовили нас к жизни в суровых условиях, вырабатывали умение безбоязненно переносить трудности, участвовать в общем деле приближения Победы.

Не теряю надежды, что кого-то из нынешних детей – читателей или слушателей – знакомство с мужественными и стойкими сверстниками военных лет, заставит задуматься о самом себе, поверить в свои силы, кому–то подскажет выбор жизненного идеала. Герои войны не столько нужны сегодня для исполнения долга перед ветеранами, сколько для развития в самих себе человека, ответственного не только за себя, но и за других. Величие души тех, кто пережил войну, выросло из страданий, потерь, преодолений, обнаживших лучшие качества личности.

Разговор о детях войны, более чем семидесятилетней давности, способный задеть за живое сердце ребенка и сегодня – это одновременно разговор и о Литературе. Ибо задача воспитания на примерах и образцах – это ее задача.

Алесей Толстой об этой задаче писал так: «Не показ, не отражение, а осмысление происходящего и происшедшего, творческий взгляд в будущее» вот что такое, по его мнению, Литература. Причем литература это делает не путем логических построений, а силой образов, метафор, иносказаний, которые будят воображение, воскрешают и тревожат память, соединяют чужие жизни с собственным опытом читателя и с известным ему опытом других людей, дают материал до домысливания того, чего в тексте нет.

Особое значение литература имеет для эмоционального развития читателя, его способности переживать за других. Замечательно сказал об этой способности писатель Григорий Бакланов. Он считал, что литература и искусство «нащупывают в душах людей то, что должно болеть, не дает успокаиваться. И пока мы способны сопереживать, страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы – человечество».

Литература, адресованная детям, воскресила сюжеты войны, воссоздала войну через судьбы детей, через их участие в общем деле Победы. Она запечатлела и осмыслила все этапы войны, начиная с раннего утра 22 июня 1941 года и заканчивая 9 мая 1945 года, возвращением солдат с фронта. Она передала красоту и величие милосердия, проявленные нашими бойцами и санитарками.

Литература показала, как бесчинствовали фашисты на захваченных ими территориях нашей страны, как росло сопротивление, в котором участвовали и дети. Как подростки ходили в разведку, вместе с партизанами крушили немецкие поезда с боеприпасами, как провожали на фронт и встречали братьев и отцов с фронта. Как теряли многих из них безвозвратно. Как дети жили в эвакуации, в детских домах, как сиротствовали и блуждали в поисках приюта. Как становились сынами полков или морских команд. Как выживали, умирали, трудились и учились в блокадном Ленинграде.

Все эти глубоко человеческие черты и штрихи к портрету поколения военных лет, «осердечены» писателями классиками. Вера в победу, которой они заражали детей, основывалась у писателей на ощущении морального превосходства нашего народа, на правоте и справедливости возмездия. Литература становилась голосом народа.

Многие обретали свой опыт непосредственным участием в боях. В жестокие дни войны, писатели не забыли поведать и о проявлениях гуманизма наших людей по отношению к поверженному врагу. Не забыт ими и счет потерям детей, повешенных фашистами Феничках, Васеньках, Санечках, застреленных, как Гриша, или безымянный мальчик из «Рассказа об отсутствующем» Льва Кассиля.

Вместе с портретом поколения прошла перед нами плеяда самих писателей. Все, о чем они писали, пронизано их сакральными чувствами. Каждый их рассказ – это история и самих писателей, всего того, что видели их глаза, что слышали их уши, что переживало их сердце.

Годы жизни этих писателей, какие я установила, говорят о том, что все они уже покинули этот мир. Но осталась их душа, их боль, страдания за погибших на фронтах боевых действий детей, за изуродованные фашистами их судьбы.

Их произведения не просто ушедшее в небытие прошлое. Это настоящее, присвоенное нами из прошлого – это тот духовный опыт, что прочно заложен в нас и чем мы можем гордиться сегодня.

В своем пособии я рассказала и дала краткую справку о 34 писателях, авторов почти 50 произведений о детях войны. Все произведения, за редким исключением, принадлежат к жанру рассказа, рассчитанного на 15-20 минут чтения вслух. Исключения составляют такого же объема отрывки из повестей В. Закруткина, Н. Чуковского, В. Голявкина, Е.Носова, В. Пикуля, А. Фадеева, Е. Рысс.

К каждой из 17 отраженных в пособии тем, дано мной краткое введение, сделаны комментарии к текстам самих рассказов или отрывков произведений, предложены вопросы для обсуждения. В конце каждой темы дан краткий список дополнительной литературы, какую удалось разыскать.

Тем взрослым, кто возьмется прочитать детям тот или иной рассказ, будь это родитель, учитель или библиотекарь, я предоставила возможность выбора, дав по каждой теме несколько литературных текстов.

Не является жестким и перечень вопросов для обсуждения произведений. Они тоже могут варьироваться по желанию ведущего обсуждение, дополняться, по его усмотрению, другими более простыми или более сложными вопросами.

Моя задача была увести детей от простого пересказа текста, побудить их к осмыслению прочитанного, к высказыванию собственного мнения о поступках героев.

Трудности составления пособия состояли, главным образом, в поисках текстов рассказов по намеченным темам. Основной костяк добротной литературы я получила из журналов «Костер» и «Мурзилка» военных лет издания.

Надо заметить, что существующие справочники, библиографические указатели, отразившие детскую литературу военной тематики, в большинстве случаев обошли вниманием жанр рассказа и чаще всего предложили читателям повести, очерки, романы.

В сборниках, монографиях, обзорах, отразивших литературу о Великой Отечественной войне, адресованную детям и о детях, и созданную в период войны, рассказы упоминаются крайне редко. Единственной книгой, которая назвала и раскрыла несколько рассказов Вениамина Каверина о детях войны, стала для меня монография исследователя и методиста Т.И. Михалевой «Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности», изданная в 2005 году издательством «Школьная библиотека».

Остальные рассказы приходилось отыскивать, полагаясь или на собственную память военного детства или память моих сверстников. Много дали мне, как автору пособия, собрания сочинений писателей, где среди других жанров литературы, не были забыты и рассказы.

Определенную помощь оказали библиографы – сотрудники детских библиотек Санкт-Петербурга. Открытием было для меня участие «взрослых» писателей военной поры в написании рассказов для детей. В пособии отражен опыт в этом деле таких писателей, как Константин Федин, Борис Лавренев, Сергей Сергеев-Ценский, Аркадий Первенцев, Петр Проскурин. Юрий Герман и другие. Всего 11 «взрослых» советских писателей. Рассказы этих классиков – глубокое и серьезное дополнение к детской литературе военного времени, написанные о детях и адресованных им.

Выбор жанра рассказа в созданном пособии был обусловлен следующими педагогическими соображениями:

краткостью текста, ведь для нынешнего мало читающего молодого поколения, игнорирующего объемные книги, жанр рассказа не столь обременителен по времени, отданному на чтение и потому более предпочтительный;

удобством для чтения вслух, возможностью в «один присест» прочитать произведение целиком, не дробя его на части и не разрывая во времени;

возможностью по свежим впечатлениям обсуждать прочитанное, когда яркость образов еще не успела угаснуть и возникшие мысли в ходе чтения живы и вызывают желание поделиться ими;

качеством литературного материала: краткость рассказа у большого писателя обычно сочетается с емкостью содержания и смысла, с особой силой образного слова.

В силу указанных причин я выбирала рассказы, вышедшие из-под пера писателей-классиков. Подлинность изображенных ими событий войны была проверена временем, подтверждена нашим собственным опытом и рассказами фронтовиков.

Каждый рассказ это единичный факт в цепочке тысячи фактов на фронте и в тылу, в оккупации и в детских домах, на заводах и в семье, на море и на суше, в труде и в бою, составляющих единое целое, называемое «война». Они написаны так, чтобы читатели полюбили героев рассказов так, как любили их сами писатели.

Раскрывая прошлое в рассказах о войне, я все время думала о настоящем, о том, как воспримут нынешние дети произведения, любимые нами. Еще и еще раз перечитывала, порой, обливаясь слезами.

Мне было важно, чтобы наши дети испытали не только гордость подвигами своих сверстников, но и глубокую печаль от того, что тем приходилось это делать – сменить радость детства на преждевременную взрослую жизнь, полную опасностей, горя и слез и требующих от них недетской заботы жить в условиях, подчас противоречащих жизни.

Прежде чем я предлагаю прочитать тот или иной рассказ ребенку, я веду о нем разговор со взрослым человеком, с тем, кто будет чтецом, пытаясь дать для него самое главное, на мой взгляд, что может быть вынесено на обсуждение, на общий разговор с детьми, отталкиваясь от текста произведения и возможностью соединить его с сегодняшним днем и с опытом представлений нынешних детей о войне и мире.

Я не знаю, передалось ли мое волнение, счастье и слезы от воспоминания собственного военного детства, когда я работала над данным пособием, читала и перечитывала выбранные мной рассказы.

Мне казалось, что я вновь окунулась в то время, и заново пережила те четыре военных года, когда, идя из школы, падала в обморок от голода.

Я вспоминала, как, живя в то время в Горьковской области, мы принимали эвакуированных женщин и детей из Ленинграда, как жили одной семьей с теми, кого поселили в наш дом. Это была мать с двумя детьми – девочки дошкольного возраста и моего сверстника мальчика школьного возраста.

Для меня и нашей провинциальной семьи они были своего рода декабристами в Сибири. Они оставили нам культуру поведения, речи, быта и обращения с людьми. Они оставили рассказы о Ленинграде, заронили мечту побывать в нем.

Заразившись идеей книги, связанной с собственно пережитым временем войны, мне хотелось на материале литературы 1941–1945 годов, создать достоверный образ военного детства, чтобы нынешние дети наглядно представили его себе, пережили как свое, и вышли бы из этого чтения с новым ощущением счастья мирной жизни и стремлением охранять ее.

Чтобы читая, они проверили себя на прочность собственного характера и задались вопросом: «Смог ли бы я так?».

Чтобы поняли, что такое настоящая литература и чтобы им захотелось ее читать.

Чтобы разговор о литературе им воспринимался как разговор о жизни и о них самих, которого им, живущим нынче преимущественно интересами потребления, очень не хватает.

Чтобы в результате чтения предложенных рассказов они безошибочно могли ответить, кто с кем воевал в той войне, когда она началась и завершилась, кто победил, что такое фашизм и что такое человечность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *