Интеркуллер у двигателя что это такое
Интеркулер: что это такое и зачем он нужен
Всем современным двигателям автомобилей с турбонаддувом необходимо как-то охлаждать наддувочный воздух. Эту задачу решает интеркулер — теплообменник, в котором сжатый с помощью турбонагнетателя воздух охлаждается за счет воздуха или жидкости.
Турбокомпрессор — или просто турбина, — нужен для увеличения производительности и эффективности двигателя. Вот как все это работает:
1. Потенциальная энергия выхлопных газов, которые образуются после сгорания воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя, запускает турбинное колесо турбонагнетателя (8).
2. Его вращение приводит в движение компрессорное колесо (2), установленное на том же валу.
3. Компрессорное колесо забирает воздух через воздушный фильтр (1) и сжимает его до более высокого давления и затем нагнетает в сторону впускного коллектора.
4. Интеркулер (3) предназначен для охлаждения сжатого и горячего воздуха перед его подачей во впускной коллектор, откуда он попадает цилиндры (4).
Чем ниже температура наддувочного воздуха, тем больше его плотность. Следовательно, в камеры сгорания цилиндров можно подать больше воздуха, что приведет к более эффективному сгоранию воздушно топливной смеси, а это означает большую мощность и крутящий момент. Это приводит к повышению КПД двигателя, снижению расхода топлива и количества вредных выбросов.
Интеркулеры с воздушным охлаждением
Промежуточные охладители наддувочного воздуха с воздушным охлаждением — интеркулеры «воздух-воздух». Обычно их располагают в передней части автомобиля, например, перед основным радиатором или в районе подкрылка. Также возможно горизонтальное расположение интеркулера, в данном случае их устанавливают над двигателем. Интеркулеры могут быть изготовлены целиком из алюминия, а могут иметь пластиковые бачки.
Со стороны входа и выхода стоят пластиковые или алюминиевые бачки, а между ними — паяный сердечник, который состоит из трубок и сот охлаждения. Чтобы максимально увеличить внутреннюю охлаждающую поверхность, а, следовательно, и производительность, трубки имеют внутренние разделительные стенки или ребра.
Интеркулеры с жидкостным охлаждением
На некоторых автомобилях устанавливают интеркулеры с жидкостным охлаждением, в том числе и с использованием отдельного низкотемпературного радиатора. Они стоят рядом с основным радиатором охлаждения двигателя. Поскольку этот теплообменник очень компактен, его можно разместить практически в любом месте и даже в виде единого блока со впускным модулем. Даже если используется низкотемпературный радиатор, то он намного меньше обычного интеркулера, а значит занимает меньше места. Также больше не нужны большие трубы и шланги для наддувочного воздуха.
Помимо повышения эффективности охлаждения, к охлаждению наддувочного воздуха могут предъявлять еще одно требование: регулирование температуры сгорания воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя путем управления охлаждением наддувочного воздуха. Контроль температуры необходим в связи с постоянно растущими требованиями к выбросам выхлопных газов (нормы EURO 6). Водяной насос будет работать на основе данных от электронного блока управления: датчики передают в него показания, которые влияют на интенсивность охлаждения наддувочного воздуха.
Таким образом, применение в транспортных средствах интеркулеров с жидкостным охлаждением дает большие преимущества. Производительность охлаждения выше, потери давления наддувочного воздуха — ниже.
Есть типичные повреждения интеркулеров, которые снижают их производительность или выводят их из строя:
— Последствия ДТП
— Камни, которые летят в теплообменники
— Коррозия из-за грязи, скопления химических реагентов и соли
— Высокотемпературные нагрузки
Утечка в промежуточном охладителе приводит к снижению производительности двигателя. Утечки в интеркулере характеризуются в основном свистящим звуком, вызываемым выходящим сжатым воздухом.
В случае механической поломки турбины необходимо тщательно проверить промежуточный охладитель и подсоединенные трубки или шланги на предмет загрязнения металлическими частями и маслом. Металлическая стружка, например, может вызвать закупорку трубок и внутренних каналов и снизить производительность. В худшем случае она пойдет через промежуточный охладитель, попадет в цилиндры и вызовет серьезное повреждение двигателя. При обнаружении металлической стружки необходимо срочно заменить или почистить интеркулер, а трубки и шланги промыть специальными средствами, либо заменить их. Во избежание повреждения двигателя всегда проверяйте впускной коллектор двигателя на предмет любых загрязнений перед установкой нового промежуточного охладителя.
Ассортимент промежуточных охладителей NRF
NRF предлагает более 600 качественных интеркулеров, отвечающих вашим высоким ожиданиям и требованиям. Для получения дополнительной информации обратитесь к местному поставщику или посетите сайты www.nrf.eu, webshop.nrf.eu
Преимущества интеркулеров NRF:
1. Они проходят множество внутренних испытаний и производятся на заводах NRF: вариант контрактного производства исключен.
2. Они обеспечивают превосходную охлаждающую способность благодаря алюминиевым сердечника с высокими эксплуатационными характеристиками.
3. Некоторые модели доступны в комплектации Easy Fit, то есть со всеми необходимыми шайбами, прокладками и прочим крепежом.
4. Они доступны не только для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, но и для грузовиков и автобусов.
Интеркулер
Интеркулер – это промежуточный радиатор для охлаждения наддувочного воздуха в турбированном моторе.
Что такое интеркулер и зачем он нужен?
Во время работы системы турбонаддува поступающий внутрь воздух сжимается под давлением. Вследствие этого меняется плотность воздушной смеси, а ее температура увеличивается практически до 200-т градусов (Цельсия). Способствует изменению температуры не только сжатие, но и нагревание самим турбокомпрессором, который прогревается за счет отработанных газов. Результат резкого повышения температуры – снижение плотности воздуха. Это приводит к понижению давления при наддуве.
Интеркулер используется для понижения температуры воздушной смеси на 50-60 градусов (Цельсия). За счет этого цилиндры смогут накапливать больше воздуха, что спровоцирует увеличение мощности двигателя. Специалисты утверждают, что показатель мощности мотора изменится на 3% за 10 градусов, на которые была снижена температура. Хороший интеркулер способен повысить значение мощности на 20%, но не более. Вместе с этим снижается риск детонации отходящих газов.
Цикл работы интеркулера
Разновидности интеркулеров – что заливают в интеркулер?
Воздушный интеркулер. Устройство, работающее по схеме «воздух-воздух», получило широкое распространение среди автовладельцев за счет простоты конструкции. Для охлаждения воздушной смеси используется система трубок и пластин. Трубки увеличивают путь, который должен пройти воздух, пластины – обеспечивают оптимальную теплоотдачу. Единственным минусом является потеря давления наддува, что происходит по причине смены направления трубок, а значит – возникновения препятствий на пути воздуха.
Эффективность воздушного интеркулера проявляется на скорости более чем 30 км/ч. Местом для установки устройства может быть:
Второй и третий вариант встретить можно чаще, ведь именно они обеспечивают большую интенсивность обдува теплообменника. Примером могут стать модели Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer. Кроме того воздушный тип интеркулера пользуется популярностью у владельцев грузовиков и крупногабаритных внедорожников.
Жидкостный интеркулер. В отличие от воздушного типа, жидкостный аналог считается более эффективным в работе. Он обладает сложной конструкцией, которая включает:
Полученная двухконтурная система охлаждения может использовать в качестве жидкости не только воду, но и хладагент (антифриз, тосол или жидкий азот). За счет свойств этих жидкостей происходит быстрая теплоотдача и остывание воздушной смеси.
Недостатками жидкостного интеркулера являются: время необходимое для остывания охлаждающей жидкости и стоимость устройства вместе с дополнительными приборами.
Достоинства и недостатки интеркулера
Как уже говорилось ранее, использование интеркулера позволяет добиться лучших показателей мощности двигателя. Но это еще не все. Улучшенное наполнение цилиндров экономит топливо, расходуя его более эффективно. Работа интеркулера снижает токсичность выхлопных газов, что благотворно сказывается на окружающей среде и наверняка заинтересует всех, кто заботиться о природе.
К недостаткам применения интеркулера стоит отнести:
Какой интеркулер выбрать – оптимальные технические характеристики
Интеркулер «воздух-воздух» стоит выбирать в зависимости от типа двигателя и его характеристик. Основными конструктивными параметрами при проектировании устройства являются:
Изучив конструктивные параметры, каждый автовладелец сможет понять, что же влияет на работу и сам выбрать нужный ему интеркулер из всего представленного ассортимента.
Особенности эксплуатации интеркулера
Современные интеркулеры не требуют особого ухода. Периодический осмотр устройства и знание основных признаков выхода из строя его частей позволяет своевременно обнаружить проблему и устранить ее без серьезных последствий.
Чаще всего происходит разрыв патрубка или теплообменника. Причиной этого является высокое давление. Определить проблему можно по резкому снижению мощности двигателя и увеличению количества топлива, потребляемого автомобилем.
Избежать снижения эффективности работы промежуточного охладителя можно периодически промывая его. Избавившись от мелкого мусора можно не бояться забитых сот, которые негативно сказываются на свойствах интеркулера.
Как увеличить эффективность интеркулера?
Орошение интеркулера водой
Обладатели спортивных автомобилей прибегают к орошению теплообменника водой. Такая мера позволяет увеличить эффективность работы воздушного интеркулера. Примером, модели автомобиля, где штатно используется специальный опрыскиватель, является – Subaru Impreza WRX STI и все ее модификации. Для того чтобы обеспечить дополнительное устройство необходимым количеством воды в багажник устанавливается 12-и литровый бачок. Дополнительный электромотор позволяет быстро передать воду в опрыскиватель после нажатия кнопки на приборной панели.
Модели жидкостного типа не нуждаются в модификациях. Единственное, что можно сделать для улучшения работы интеркулера – это выбрать охлаждающую жидкость, которая будет эффективнее справляться с задачей и быстрее остывать.
Стоимость интеркулеров различного типа
Модельный ряд интеркулеров достаточно большой. Для отечественных автомобилей (к примеру, ВАЗов) можно выбрать недорогие варианты фронтального интеркулера. Стоимость устройства воздушного типа окажется в пределах от 3500 до 5400 рублей. Точное значение цены может зависеть от размеров теплообменника, диаметра входного патрубка, качества материала и конструкции, а также от производителя. Средний жидкостный интеркулер выйдет в пределах 5000-7000 рублей.
Владельцам иномарок придется изрядно потратиться, чтобы купить хороший интеркулер. Его цена намного выше, чем для отечественных автомобилей. Точное значение привести трудно, ведь для каждой модели подойдет определенный вид устройства. Но для примера скажем, что установка интеркулера на Audi A3 выйдет около 50 000 рублей.
Но и это не предел цены. Самыми дорогими считаются модели интеркулера для спортивных автомобилей. К примеру, HKS Intercooler предназначенный для автомобиля Subaru Impreza GRB выйдет около 120 тыс. рублей, для модели машины Toyota Supra – 118 тыс. рублей, а для такого известного болида, как Nissan GT-R R35 – от 250 тыс. рублей и более.
Почему интеркулер в масле?
Интеркулер в масле
Масло в интеркулере – первый признак опасной проблемы. Определить насколько она серьезна можно лишь при визуальном осмотре деталей. Способствует этому и знание основных причин попадания масла в интеркулер:
При резком спаде мощности, кроме турбины, обязательно проверяют и интеркуллер, поскольку даже малейшая утечка воздуха под давлением способствует значительному ее снижению.
Очистка интеркулера
Чистить интеркуллер нужно не только изнутри но и очищать от грязи снаружи
Определить проблему и устранить причину попадания масла – это лишь первые шаги для возобновления нормальной работы интеркулера. Для того чтобы завершить ремонтные работы стоит провести чистку устройства, иначе остатки масла смешаются с воздухом и постепенно загрязнят топливную смесь. К чему это приведет? К нескольким неприятным последствиям, среди которых присутствует увеличение расхода топлива, снижение мощности мотора и перегрев двигателя (характерно для дизельных двигателей в летнее время года).
Очистка воздушного интеркулера. Проводится при помощи специальной автохимии. Перед тем, как использовать химические средства следует полностью снять устройство.
Чистка производится не только внутри но и снаружи, дабы удалит грязь или замаслености и улучшить теплоотдачу радиатора.
Очистка жидкостного интеркулера. Снять детали данного типа устройства – трудоемкий процесс. Для этого могут понадобиться специальные инструменты, о которых можно узнать в инструкции к интеркулеру.
Чем чистить интеркулер? Для того чтобы провести процедуру очистки не стоит применять бензин или другие растворители. Материалы деталей охлаждения могут серьезно повредиться под их воздействием. Именно поэтому специалисты рекомендуют автомобильную химию, специально разработанную для очистки интеркулера.
Интеркулер ― сколько мощности можно добавить?
Ломаете голову над тем как прибавить вашему железному коню мощности? Первым делом задумайтесь об установки интеркулера. Читайте, что это такое, сколько стоит и как работает.
Двигатели, оборудованные системой турбонаддува, инженеры постоянно стараются ещё более усовершенствовать. Для этого они вносят изменения в конструкцию двигателя и турбины либо используют какие-то дополнительные устройства. Одним из основных фундаментальных устройств такого типа является интеркулер.
Интеркулер — зачем он нужен?
При турбонаддуве всасываемый воздух сильно сжимается. Естественно, при сжатии увеличивается плотность, температура воздушной смеси также серьезно увеличивается (почти до 200 градусов по шкале Цельсия). Дополнительно воздух греется самим турбокомпрессором (его температура увеличивается отработанными газами). При увеличении температуры происходит обратный процесс: плотность воздуха понижается. Как следствие давление при наддуве понижается. Именно для снижения этой температуры и используется интеркулер. Он способен понизить её на 50-60 градусов. Цилиндры больше наполняются воздухом, мощность автомобиля растет. Считается, что при снижении температуры на каждые 10 градусов, — мощность растет на 3 %. Интеркулер способен увеличить мощность двигателя авто ориентировочно до 20 %. При этом снижается вероятность детонации отходящих газов.
Интеркулер: конструкция, принцип работы и виды
Интеркулер конструктивно монтируют между впускным коллектором и компрессором. Устройство представляет собой теплообменник, который состоит из сложной системы трубок и пластин, изготовленных из алюминия или меди, которые имеют большую теплопроводность и теплоотдачу. Трубки имеют витиеватую структуру, это увеличивает общую длину, по которой проходит воздух. Пластины увеличивают площадь поверхности и обеспечивают лучшую теплоотдачу. Чтобы воздух лучше распределялся в трубках, применяют конечные резервуары. Они приварены по краям.
Интеркулер с воздушным охлаждением, как правило, устанавливают под капотом автомобиля в таких местах:
Кроме этого, существуют интеркулеры с жидкостным (как правило, водяным) охлаждением. Хотя есть и уникальные конструкции с охлаждением жидким азотом или льдом. В сравнении с воздушным он имеет более сложную конструкцию. Кроме водяного теплообменника, тут имеются такие элементы: водяной насос, управляющий модуль, воздушный радиатор и система патрубков.При этом интеркулер водяного типа имеет ряд существенных преимуществ: во-первых, он более компактный (можно устанавливать где угодно под капотом, не требуются воздухозаборники), во-вторых, процессы охлаждения эффективнее и быстрее, чем при воздушном охлаждении. Правда, когда охлаждающая жидкость нагревается, эффективность падает. Вместе с системой охлаждения двигателя водяной интеркулер образует двухконтурную систему охлаждения.
Для каждого конкретного двигателя, по сути, необходим уникальный интеркулер с особой конструкцией. При его проектировании нужно определить множество конструктивных параметров:
Примерные цены интеркулеров для автомобилей
Существуют интеркулеры для различных моделей автомобилей. Например, фронтальный интеркулер для отечественных ВАЗов можно купить за 3500?5400 рублей. Цена зависит от диаметра входного патрубка, размеров рабочей области, качества изготовления и производителя. ВАЗовский интеркулер с жидкостным охлаждением стоит порядка 5000?7000 рублей.
Стоимость интеркулеров для иномарок, конечно повыше. К примеру, установка для VW Jetta или Audi A3 будет стоить порядка 50 000 рублей.
Для спортивных автомобилей интеркулеры и вовсе очень дорогие. Например, уникальный комплект HKS Intercooler для SUBARU IMPREZA GRB обойдется вам в 120 000 рублей, для MITSUBISHI EVO 8 — в 98 000 руб., TOYOTA SUPRA — 118 000 руб., NISSAN GT-R R35 — от 250 000 руб. и более!
Существуют и универсальные интеркулеры, которые могут подойти к различным моделям машин. Цена за такие устройства начинается с 4 000 рублей.
Таким образом, интеркулер — очень важный элемент двигателя с турбонаддувом. Фактически он способен увеличить мощность двигателя на 15?20 лошадиных сил.
Видео про установку фронтального интеркулера:
Назначение и принцип работы Интеркулера
В автомобилях, которые имеют турбированный двигатель, одним из основных элементов системы является интеркулер.
Назначение интеркулера
Все просто — в систему под большим давлением нагнетается воздух, что приводит к повышению его температуры практически до 200 градусов Цельсия. От выхлопных газов нагревается и турбокомпрессор.
Как следствие, плотность воздушных потоков уменьшается, чего не желательно допускать по причине снижения давления наддува и эффективности самого устройства.
В бензиновых моторах такая ситуация чревата вероятной детонацией по причине повышенного содержания окиси азота в выхлопе машины.
Для эффективной борьбы с перегревом как раз и предназначено простое, но гениальное изобретение — интеркулер.
Его основное назначение — охлаждение воздуха, который поступает в турбокомпрессор.
Слово «интеркулер» переводится как «промежуточный охладитель». Воздух проходит через устройство и охлаждается до температуры 50-60 градусов Цельсия.
При этом он становится не только холоднее, но и качественнее, что позволяет рассчитывать на увеличение мощности и производительности двигателя.
Получаемый эффект
Не секрет, что охлаждение воздуха всего на десять-пятнадцать градусов Цельсия позволяет рассчитывать на серьезную прибавку мощности (до 3-5%). При этом горючая смесь сгорает гораздо быстрее, что дает неплохую экономию топлива.
Уменьшается и объем вредных выбросов в атмосферу. Суммарная эффективность, на которую можно рассчитывать от установки интеркулера, составляет около 20%.
Но охлаждение воздуха — не единственная особенность интеркулера. Данное устройство выступает в роли некоторого препятствия на пути воздушного потока, что приводит к резкому снижению давления наддува.
Поэтому однозначно говорить о целесообразности установки интеркулера нельзя. Перед монтажом необходимо произвести точный расчет, выиграет или потеряет двигатель в мощности.
Типы устройств
На сегодня можно выделить два основных типа устройств — с водным или воздушным охлаждением.
Конструкция самого охладителя очень проста — он представляет собой систему промежуточных пластин и труб. Наибольшей популярностью (именно по причине своей простоты) пользуются воздушные охладители.
Устройство воздушного интеркулера
Разработчики с умом подошли к созданию устройства. Для повышения эффективности охлаждения конструкторами были увеличены специальные камеры устройства, толщина и направление которых может меняться.
Многочисленные «хода» интеркулера выполнены из медных или алюминиевых пластин, что увеличивает площадь и, как следствие, эффективность охлаждения.
Но не стоит и забывать об одном «но». Чем больше препятствий создается для воздуха, тем меньшим будет давление в самом турбонаддуве. Соответственно, эффективность турбонаддува также упадет.
Где устанавливается «воздушный» интеркулер
Монтаж интеркулера воздушного типа осуществляется непосредственно под капотом, в местах, где скапливаются большие потоки воздуха. Чаще всего специалисты производят установку прямо перед радиатором охлаждения.
Ранее была популярной установка интеркулера над двигателем, но сегодня данный вариант встречается все реже. Если же принимается такое решение, то без установки воздухозаборника на крыше обойтись не получится.
Кроме этого, интеркулер может получать «порцию» воздуха через дополнительные отверстия в боковой части кузова транспортного средства.
Интеркулер с водным охлаждением.
Интеркулер, имеющий водяное охлаждение, может похвастаться целым рядом преимуществ.
Во-первых, он более компактный, поэтому установку можно произвести в любом месте под капотом.
Во-вторых, эффективность данного устройства намного выше, чем у интеркулера с воздушным охлаждением.
Нельзя не отметить и некоторые недостатки водного охлаждения. В частности, устройства такого типа обладают сложной конструкцией.
Обязательным элементом системы является воздушный радиатор, электронных блок управления, система патрубков и водяная помпа.
Активно используется и штатная система охлаждения, которая в комплексе с вышеперечисленными устройствами образует эффективную систему
Также читайте — что такое система вентиляции картера двигателя, клапан EGR, устройство, принцип работы PCV, схема, как проверить, чистка.
Подводим итог
Какой можно сделать вывод? В большинстве случаев достаточно интеркулера с воздушным охлаждением, ведь данное устройство обладает простой конструкцией и доступно для каждого кошелька.
В случае, если данный тип устройства по различным причинам установить на авто не удается, тогда отдается предпочтение водяному интеркулеру. В любом случае, только автолюбителю принимать решение.