Интернет магазин что это и как работает для чайников
Как работает интернет-магазин: принцип и схема работы
Понятие «интернет-магазин», как и многое другое с приставкой «интернет-», заставляет неопытных пользователей думать, что самое главное здесь — кликать мышкой, подбирая дизайн страницы, и писать продающие заголовки. Но не всё так легко.
Интернет-магазин — это в первую очередь продуманная бизнес-модель. Как и любое деловое начинание, онлайн-коммерция связана с финансовыми вложениями и рисками.
Помимо красивого сайта, правильно работающего и заполненного товарами, вы должны чётко понимать:
Бизнес-модель интернет-магазина
Открытие бизнеса
Так как процесс работы интернет-магазина целиком и полностью построен на операциях купли-продажи, владельцу необходимо:
Настоятельно рекомендуется приступать к коммерческой деятельности только после завершения или при готовности выполнения данных шагов.
Закупки, производство, порядок предоставления услуг
В интернет-магазине можно торговать не только готовыми товарами, но и товарами собственного производства, а также предоставлять услуги.
В частности, интернет-магазин может принадлежать кожевенной мастерской, изготавливающей аксессуары и самостоятельно их реализующей. Продаваться могут услуги — в формате интернет-магазина удобно запускать сервисы.
Как бы то ни было, до открытия вам должны быть понятны следующие аспекты:
Для владельцев интернет-магазинов предлагаются различные услуги «под ключ», такие как дропшиппинг и фулфилмент.
Первая предполагает полную изоляцию продавца от процесса производства, складирования и доставки. Продукция закупается непосредственно у изготовителя или оптовика, а затем всё бремя хранения и доставки берут на себя сторонние компании.
Второй способ реализуется через специальные компании, оказывающие услуги фулфилмента — хранение, упаковку и доставку заказов.
Оплата заказов
Чем шире диапазон возможных способов оплаты, тем более покупатели расположены к магазину.
Лучше пойти на дополнительные расходы, но предусмотреть максимальный перечень способов оплаты, удобный для всех:
Доставка
Также важно предложить несколько вариантов доставки:
Постпродажное обслуживание
Эта часть работы интернет-магазина не уступает по важности самому процессу покупок.
Клиенты всегда хотят гарантий и поддержки на любом этапе:
Если у них возникают трудности, в особенности после покупки, это может омрачить клиентский опыт и повлечь дурную репутацию интернет-магазина.
Всегда давайте гарантии и идите клиентам навстречу в случаях, когда необходим обмен и возврат товаров.
Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой
100 минут обратного звонка бесплатно
Скидка 20% на 1-й месяц SEO-продвижения
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Бесплатный аудит рекламных аккаунтов и расчёт окупаемости
Платформа для мониторинга отзывов и привлечение клиентов из онлайн-карт
15 дней бесплатного пользования функционалом платформы
Технический аудит вашего сайта за 50 рублей
Создание интернет-магазина
Концепция
Прежде чем перейти к техническим деталям, важно понять, что вообще должно быть на сайте. Из чего состоит хороший, удобный интернет-магазин?
Разработка
Простой интернет-магазин со статичным ассортиментом можно изготовить вручную, если у вас есть минимальные навыки веб-дизайна.
Для этого существуют конструкторы интернет-магазинов, например:
Эти недорогие инструменты содержат необходимый функционал организации e-commerce: от размещения товаров в каталоге до приёма платежей и ретаргетинга на основе фида.
Продвижение и аналитика
Качественный интернет-магазин не только продаёт товары — он также помогает выстраивать базу лояльных клиентов. Для этого используются инструменты аналитики и интеграции.
Коллтрекинг
Коллтрекинг помогает привязывать профиль клиента, совершающего звонок с сайта, к веб-сессии пользователя. Объединённые профили позволяют лучше понимать поведение клиента и делать ему релевантные предложения.
Сквозная аналитика
Этот инструмент объединяет управление контекстной рекламой в едином окне. Благодаря этому, создаётся комплексное представление эффективности каждого канала. Анализируя их вместе, вы можете отключать неэффективные каналы и стимулировать самые успешные.
Виджеты удержания
Как только клиент собирается уходить с сайта, может сработать триггер, и клиент увидеть всплывающее окно с персональной скидкой.
Могут быть настроены и другие сценарии, а сами предложения ограничиваются только фантазией маркетологов.
Рассылки
Лояльность пользователей растёт, если вы сами снабжаете их ценной информацией и актуальными предложениями. Ещё лучше, если предложения привязаны к профилю клиента и формируются на основе его предпочтений.
Особенности работы интернет-магазинов
В организации работы интернет-магазинов есть свои особенности. Продавец может создать отдельный склад, откуда будут поступать все товары или договориться с поставщиком напрямую. Для каждой ниши можно подобрать наиболее подходящие алгоритмы построения магазина в интернете.
Принцип работы интернет-магазина без склада
Чтобы продавать онлайн, вовсе не обязательно иметь складское помещение. Но как же работают интернет-магазины без склада? Продавец может договориться с поставщиком и выполнять роль посредника. Иногда поставщики соглашаются отправлять заказ непосредственно покупателю, тогда сайт отвечает только за коммуникацию. Такая схема интернет-магазина без склада чаще всего не требует стартового капитала и может быть осуществлена без каких-либо вложений.
Алгоритм интернет-магазина со складом
Алгоритм такой — магазин закупает определенное количество товара у поставщика, помещает его на своем складе, а затем отправляет заказчику. Как правило, такие продавцы арендуют складские помещения. После того, как договор на аренду оформлен, товар доставляют на склад своими силами или с помощью курьера. К выбору склада нужно подойти внимательно: рассмотреть подходящие условия хранения товара, территорию с охраной и доступным местоположением.
Растущий бизнес всегда требует расширения склада: чем больше склад, тем больше ассортимент в самом магазине. Если сформировать товарный запас, то компания не будет терять клиентов из-за отсутствия каких-то позиций.
Как устроен интернет-магазин по дропшиппингу
Дропшиппинг упрощает процесс продаж. Продавец выбирает поставщика или непосредственно производителя и заключает с ним договор. На выбранные единицы товара устанавливают завышенную цену, и когда покупатель оформляет заказ, магазин перенаправляет его непосредственно поставщику. Он доводит товар до покупателя, а продавец забирает себе разницу между ценами.
Суть интернет-магазина на совместных закупках
Принцип основывается на осуществлении закупки совместно с другими магазинами. Владельцы объединяются, чтобы закупить у поставщика товары по оптовым ценам, а не в розницу. Закупку проводит специальный организатор, который получает небольшой процент. Он выкупает товар, а затем доставляет в магазины-партнеры.
У этого способа есть минус — большой риск получения брака, особенно в крупных поставках. Но если найти надежного поставщика, то совместные покупки могут оказаться очень выгодными.
Как привлечь покупателей в интернет-магазин
Чтобы повысить число посещений на сайтах, маркетологи разработали множество стратегий. Можно использовать такие классические способы продвижения как таргетированная и контекстная реклама, но для интернет-магазина стоит учитывать и некоторые хитрости:
Заключение
Схемы работы интернет-магазинов устроены несложно: клиент покупает товар, а магазин доставляет ему покупки. Но за этим стоят синхронизация поставок, создание отдельного склада и договоры с поставщиками. Кроме того, сайт нужно оптимизировать и постоянно привлекать новых клиентов. При внимательном отношении к ЦА магазин станет успешным.
Принцип работы интернет магазина
ИдиВперед.ру продолжает рассказывать про основы самостоятельного создания интернет-магазина и сегодня мы расскажем про основные принципы работы интернет магазина. Под заголовком понимается то как работает интернет-магазин, как в нем взаимосвязаны бизнес-процессы и какие основные этапы с точки зрения интернет-магазина с момента прихода покупателя до оформления заказа.
Структура работы интернет-магазина довольно-таки проста и при определенном подходе не вызывает никаких затруднений. Мы изобразили все графически для облегчения понимания. А в конце статьи вы найдете наиболее подробную схему работы интернет-магазина.
Вкратце схема работы следующая:
Если покупатель делает предоплату, то в этой схеме достаточно просто поменять между собой пункты доставки и оплаты.
Графически описанная выше схема выглядит следующим образом:
Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно:
Как привлечь покупателей в интернет-магазин?
Структура работы интернет магазина подразумевает большое количество каналов, с помощью которых можно привлечь покупателя в интернет-магазин очень большое. Рассмотрим лишь самые основные:
Поисковая оптимизация.
Под этим термином подразумевается внутренняя и внешняя оптимизация сайта. Страницы товаров оптимизируются под ключевые запросы, главная страница оптимизируется под тип товаров, который продается в интернет-магазине. Под внешней оптимизацией понимается раскрутка сайта в поисковых системах с помощью закупки ссылок, статей, а также других способов.
Реклама в социальных сетях.
Таргетированная (нацеленная на определенный сегмент аудитории) реклама в Одноклассниках, В Контакте, Facebook, Twitter и прочих известных сервисах. Также грамотная раскрутка групп и набор целевой аудитории всегда будут способствовать хорошим продажам.
Сарафанное радио.
Способ, который начинает работать далеко не сразу, но потом может существенно поднять ваши продажи. При условии хорошего обслуживания, а также высокой лояльности клиента к вашему интернет-магазину, покупатели будут самостоятельно делиться своими отзывами с друзьями и знакомыми, которые, в свою очередь, будут приходить и покупать. Сарафанное радио хорошо вписывается в термин “Social proof” (пер.с англ.: социальное доверие). Так как ваш интернет-магазин порекомендовал близкий человек, то доверия к такому отзыву куда больше, чем просто к отзывам с сайта, оставленными неизвестными пользователями.
Сайты-аггрегаторы товаров.
Подобные сайты занимаются тем, что размещают вашу продукцию на своих площадях. Зарабатывают на процентах с продажи, рекламы ваших товаров, а также иных способах. Размещая продукцию на подобных сайтах, вы привлекаете к себе новую аудиторию, увеличиваете её охват. Выделившись или разместив рекламу в этих каталогах товаров, вы сможете привлечь еще большую аудиторию.
Реклама на тематических блогах и форумах.
Как известно, целевые посетители это наше всё. Если вы продаете товары для автомобилистов, то не стоит рекламироваться на форумах о новорожденных или еще где-то, где не обитают ваши целевые покупатели.
Если же реклама целенаправленно размещена на тематических сайтах, ожидайте увеличения продаж даже при невысокой посещаемости. Ведь если к вам приходит ежедневно хоть 1000 пользователей, но не целевых, то толку от этого будет меньше, чем от 200 пользователей, но пришедших именно с целью поиска товара, который вы и продаете.
Контекстная реклама.
Яндекс.Директ, Google.AdWords помогут вам еще до старта прочувствовать нишу, которую вы выбрали. Зачастую достаточно создать одну страницу с товаром и пустить траффик из верно настроенного контекста, чтобы сразу понять отклик аудитории. Если есть звонки или заказы и вы понимаете, что будете работать в плюс – продолжайте.
Помните, что правильно подобранное объявление может снизить стоимость привлечения покупателя в разы. Но об этом мы еще расскажем.
Естественные ссылки.
Они станут появляться со временем, когда пользователи начнут обсуждать ваш ИМ на форумах, в блогах и в социальных сетях.Подобные ссылки очень любят поисковые машины и это способствует лучшему продвижению вашего сайта по ключевым запросам.
Оффлайн реклама.
Кто бы что ни говорил, оффлайн реклама была, есть и будет. Она в первую очередь эффективна с точки зрения построения бренда, но так же она сильно поможет при точечных ударах. Например, вкладывайте во все ваши заказы брошюры с рекламными предложениями и промо-кодами, чтобы отслеживать эффективность кампании. Если ваш сайт не имеет функционал промо-кодов, предложите покупателям назвать определенный код из брошюры при заказе через интернет или по телефону (кстати, здесь подробная статья как выбрать номер телефона для интернет-магазина). Реклама или спонсорство на профильных мероприятиях, где находится ваша целевая аудитория тоже способствует повышению продаж.
Процесс покупки товара в интернет-магазине.
Графически его можно представить следующим образом:
Принцип работы интернет магазина сводится к тому, чтобы пользователь, попав на целевую страницу (товара/категории/статьи) как можно скорее принял решение о покупке товара в вашем интернет-магазине.
Распишем по шагам покупку товара:
Как видите, графически процесс выглядит довольно-таки просто. Главное на каждом шаге не дать пользователю уйти с вашего сайта. Все шаги должны быть простые, понятные и не требующие особых усилий у пользователя.
Следующий шаг – обработка заказа самим интернет-магазином.
Подтверждение заказа интернет-магазином.
Условия работы хорошего интернет-магазина подразумевают это обязательное действие, так как сделав заказ в вашем интернет-магазине покупатель ожидает звонка и подтверждения, что товар есть в наличии, а также окончательного согласования даты и времени доставки.
Графически схема выглядит следующим образом:
Когда вы получаете заказ из интернет-магазина, следует обязательно его подтвердить и согласовать!
В идеале следует использовать подтверждение по email + звонок по телефону. Опционально можете добавить и sms уведомления.
Далее, согласовав с покупателем время и дату доставки, переходим к отправке заказа и получению оплаты (в случае с предоплатой мы должны получить деньги перед оплатой).
Доставка и оплата заказа.
С одной стороны простой, а с другой очень ответственный шаг на пути к получению оплаты за заказ. И мы уже рассказывали как выбрать курьерскую службу для доставки заказов интернет-магазина.
Графически этот процесс выглядит следующим образом:
Распишем правильную последовательность шагов:
Далее НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не забываем клиента и продолжаем с ним работать.
Постпродажная работа с покупателем.
Принцип работы интернет магазина заключается не только в одиночной продаже, но и в увеличении количества заказов от одного покупателя. Поэтому ни в коем случае не стоит забрасывать покупателя после совершения заказа, так как:
Поэтому продолжаем с ним работать с помощью инструментов email-маркетинга. Мы более подробно остановимся на этом в будущем, так как это очень объемная тема для обсуждения.
Суть её сводится к разделению аудитории на неограниченное количество сегментов и работа с каждым сегментом в отдельности. Вы можете отправлять покупателям и подписчикам информацию о нынешних акциях, обзоры новых и популярных товаров, а также всё то, что может заинтересовать покупателей.
Помните, что их не особо интересуют просто письма о новых товарах и акциях. Пишите интересно, решайте проблемы покупателей (ведь это главное!) и мыслите нестандартно.
Мы обязательно вернемся к этой теме, но позже.
Общая схема работы интернет-магазина.
Чтобы закрепить материал, мы соединили все схемы выше в одну, чтобы вы на одном изображении сразу поняли как работает интернет-магазин.
Напишите мне в личные сообщения ВК или в директ и уже через 2 недели у вас будет как минимум 3 ниши для интернет-магазина/маркетплейса, поставщики в РФ и Китае, анализ конкурентов и профессионально подготовленная финансовая модель.
А если не все просто и у вас есть вопросы, то смело обращайтесь и я помогу. Просто оставьте ваше сообщение в комментариях и мы ответим на него.
Что такое интернет магазин и как он работает?
Здравствуйте, дорогие читатели.
Я, как и многие представители поколения Z, ищу возможность работать из дома. Подъемы в 6 утра, работа в офисе по 8 часов, всё это скучно и трудно. Пересматривая все варианты заработка, нашла информацию о том, как открыть интернет-магазин с нуля. Меня эта тема заинтересовала, и я решила основательно разобраться, что такое интернет-магазин и как он работает.
Что такое интернет-магазин?
Интернет магазин — это сайт с представленными на нем продуктами, где покупатель может выбрать и оплатить товар. Такой вид сайта считается сложным по своей конструкции, т.к. имеет разветвленную структуру с множеством переходов. Главное преимущество такого вида торговли в отсутствии необходимости нанимать большое количество персонала, арендовать здание и иметь склад с запасами. Для покупателя безусловным плюсом становится шопинг не выходя из дома.
Как работает интернет-магазин?
Принцип работы коммерческой структуры заключается в том, что продавец или человек, который управляет сайтом, заполняет его необходимой информацией: каталог продуктов, информация о фирме, контактные данные и способы доставки. Покупатель в свою очередь выбирает из представленного ассортимента нужную позицию, кладет её в корзину и оплачивает товар.
Кому нужны Интернет-магазины?
Если ваш товар можно внести в каталог и у вас есть способ доставить его клиенту, то стоит рассмотреть возможность открытия интернет-магазина. Многие офлайн-магазины создают сайт с продукцией для большего охвата аудитории, которая может заинтересоваться и совершить покупку. Для предпринимателей, которые хотят работать во всемирной сети, проще продавать продукцию, которая не портится долгое время; которую не надо примерять; с небольшими габаритами, чтобы облегчить доставку к клиенту.
Виды интернет-магазинов
Перед тем как запустить электронную площадку для продажи вещей и услуг нужно определиться, какая она должна быть. Существуют разные виды интернет-магазинов:
— по модели бизнеса
По модели бизнеса интернет магазины бывают следующие:
— по объемам продаж
По объемам продаж интернет магазины бывают следующие:
— по видам продаж
По видам продаж интернет магазины бывают следующие:
— по способам получения дохода
По способам получения дохода интернет магазины бывают следующие:
— по товарному ассортименту
По товарному ассортименту интернет магазины бывают следующие:
— по отношению с поставщиками
По отношению с поставщиками интернет магазины бывают следующие:
— по предоставляемым товарам в каталоге
По предоставляемым товарам в каталоге интернет магазины бывают следующие:
Сколько стоит создать
Ответ на вопрос «Сколько стоит создать интернет-магазин?» достаточно сложный. У каждого сайта в зависимости от его вида и сложности своя цена. Можно создать его самостоятельно на «условно бесплатных» конструкторах сайтов. Но это не значит, что вы ничего не заплатите. Необходимо купить домен, оплатить сервисы для поднятия сайта в поисковых системах. Если вы не готовы заниматься еще и постоянным пополнением и обновлением своей страницы, за эту услугу придется заплатить специалисту (найти его можно например на биржах фриланса).
— на заказ
Если владелец бизнеса не хочет разбираться в технических нюансах запуска сайта и словосочетание «семантическое ядро для интернет-магазина» вызывает у него панику, то лучшим выходом станет заказать услугу по разработке сайта. Простейший вариант будет стоить от 1000 долларов и до бесконечности.
Самый простой способ найти разработчика для вашего интернет магазина это обратиться в специализированное агентство или сделать заказ на биржах фриланса
— на движке
Специальные автоматизированные системы для размещения коммерческих страниц называют движками для интернет-магазина. С их помощью можно вносить правки, обновления и в целом управлять своей торговой площадкой. Сейчас таких платформ представлено в сети большое количество, отличаются они функционалом и стоимостью.
Вот несколько хороших движков для создания интернет магазина:
Каждый предприниматель сам решает, кому и какой именно платформой пользоваться. Информацию о других движках можно почитать в нашей статье про популярные движки для интернет магазинов.
Плюсы и минусы
Торговля во всемирной сети имеет как свои положительные отличия, так и недостатки. Давайте рассмотрим те на которые я обратила свое внимание при изучение этой темы.
Создание интернет магазина. Часть 1
Введение
Сегодня интернет-магазины очень популярны, их рассматривают и в качестве площадки для увеличения объемов продаж, и для создания бизнеса с нуля. При этом действительно полезной информации о том, что такое интернет-магазин, зачем он нужен, из чего он состоит, как организовать его работу и о многих других важных нюансах, найти на просторах Интернета практически невозможно.
Вот такой парадокс: с одной стороны – об интернет-магазинах написано огромное число статей, с другой – реально полезной информации в них содержится очень и очень мало. Я сейчас не говорю о технических текстах, рассчитанных на профессионалов, здесь, как раз, информации довольно много. А вопросы, которые задают будущие владельцы интернет-магазинов, преимущественно остаются без ответа.
По роду моей деятельности я также очень часто сталкиваюсь с интернет- магазинами. Очень много вопросов задают мне клиенты, руководители среднего и малого бизнеса, которые пытаются понять, стоит ли им открывать интернет-магазин, и если стоит, то как это лучше сделать. Также и знакомые довольно часто обращаются ко мне за советами, как открыть интернет-магазин, что для этого нужно и т.д.
В этой статье я решил максимально простым и понятным языком пояснить, что такое интернет-магазин, зачем он нужен и даже почему он может быть не нужен, а также как его создать и как организовать работу.
Статья предназначена для широкого круга читателей, здесь не будет сложных терминов и каких-то технических нюансов, интересных опытным специалистам. Здесь я расскажу о базовых понятиях, связанных с работой интернет-магазина, а также рассмотрю основные принципы его работы. Этот текст будет интересен тем, кто задумался о создании интернет-магазина или просто стремится понять, что это такое и как это работает.
Интернет магазин: а нужен ли он вам?
Когда ко мне обращаются с вопросом, что нужно сделать, чтобы открыть магазин, я стараюсь сначала выяснить, а нужен ли этим людям интернет-магазин в принципе?
Дело в том, что сегодня интернет-магазин – это модное понятие, такое же, как, например, стартап. Все слышали, что это очень нужно и очень выгодно, но что это такое, кому и зачем это надо, большинство даже не задумывается.
В результате очень часто оказывается, что интернет-магазин этому человеку на самом деле ни к чему, в его случае прекрасно справится с продажами обычный сайт-визитка, который уже давно функционирует.
Еще хуже, если решение открыть интернет-магазин принимается на пустом месте, просто как вложение капитала: без товарной базы, без знаний рынка, без умения продавать. В этом случае подобный проект с первого дня обречен на провал.
Попробую систематизировать самые распространенные ситуации, при которых создание интернет-магазина оказывается пустой тратой средств и времени.
Не нужно открывать интернет магазин, если:
1. Вы являетесь хорошим потребителем товара, но не продавцом.
Подобные ситуации я наблюдал много раз. Например, многодетные родители решают открыть магазин детской одежды просто на том основании, что уж в одежде для детей они разбираются прекрасно. Да, они знают, где купить хорошую одежду для своих детей. Они общаются с такими же родителями, и видят, что спрос в этой сфере достаточно высок. Но всего этого недостаточно, чтобы добиться результата в продажах. Надо, как минимум, знать этот рынок с точки зрения продавца, разбираться в ценообразовании, знать своих конкурентов, иметь надежный и выгодный канал поставок товара.
Историй, когда люди пытались начать торговлю в интернете с нуля без какого-либо опыта и знаний, я знаю достаточно много. И они, как правило, оканчиваются печально. А потому в подобных случаях я всегда отговариваю от ненужных затрат. Я считаю, что свободные средства можно потратить с большей пользой.
Потому я считаю, что просто как вложение средств интернет магазин – это бессмысленно. Инвестировать нужно туда, где будет реальная прибыль.
И, раз уж пошла речь об инвестициях, я хочу пояснить один момент. Здесь и далее я не планирую вообще поднимать тему стартапов. Просто потому что я с работал мало. А потому, и писать о них я не собираюсь.
Создание магазина: с чего начать?
Здесь я буду говорить о создании интернет-магазина с нуля, именно такой вариант чаще всего встречается мне в работе с малым и средним бизнесом. Кроме того, этот подход позволит рассмотреть все необходимые понятия, все этапы и действия. Возможно, что вы уже имеете некоторый опыт, и какие-то шаги для вас – пройденный этап. В этом случае, просто пропускайте то, что для вас уже не актуально.
Здесь я хочу сделать еще одну ремарку. Я – бизнес-консультант, а не программист. Кроме того, я с самого начала обещал писать простым языком для широкого круга читателей. А потому очень многие технические нюансы в моей статье не будут рассматриваться. Специалисты и без моей помощи найдут нужную информацию. В моей статье будут именно базовые понятия, основные этапы, организация работы. А по вопросам технических нюансов всегда можно получить консультацию у программистов.
Первые шаги и принципиальные решения
Как торговать товаром, которого нет в наличии?
Этот вопрос очень часто задают бизнесмены, которые открывают интернет-магазин. С одной стороны, хочется показать весь возможный ассортимент, с другой – не очень понятно, что делать, если придет заказ на товар, которого в данный момент нет на складе.
Создаем фронт-офис
Выбор и подключение CRM системы
Я рекомендую всегда подключать телефон, который выделен для работы с клиентами, к CRM-системе. Вообще, для эффективной работы интернет-магазина необходимо применение той или иной CRM-системы, особенно если у вас планируется достаточно большое число продаж. Пока что такую схему работы используют недостаточно активно, многие компании не ведут учета продаж и контроля качества работы с клиентами, но я считаю, что этот путь – тупиковый, и реальный рост показателей моих клиентов после внедрения CRM-системы демонстрирует мою правоту. Подробно о том, что такое CRM-системы, как их выбрать и внедрять, я писал в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Email и SMS-рассылка
И еще один очень важный метод взаимодействия с клиентами – это SMS-рассылка. Сегодня считается хорошим тоном уведомить покупателя при помощи SMS об отправке его товара, о доставке на почту или по адресу и т.д. Для этого при оформлении покупки обычно предлагают оставить также номер телефона. В дальнейшем вы сможете использовать базу этих телефонных номеров для решения маркетинговых вопросов: например, оповещать покупателей об акциях и скидках, о появлении новых товаров и т.д.
Предупреждаю: SMS-рассылки следует использовать крайне осторожно, чтобы не попасть под действие закона о запрете SMS-спама. На самом деле, вероятность того, что у вас из-за SMS-рассылок будут какие-то неприятности крайне низка. Но лучше изучите закон и создавайте рассылки правильно.
Также очень важным маркетинговым инструментом может стать база email-адресов ваших покупателей. Хорошим тоном считается также уведомлять покупателя о получении оплаты, об отправке заказа по электронной почте. В письме можно указать номер посылки или примерное время курьерской доставки, другие необходимые подробности. А в будущем вы можете также использовать эти электронные адреса для создания почтовой рассылки.
Многие из опытных пользователей и специалистов сейчас, скорей всего, вспомнили также о различных вариантах рекламы сайта, в том числе использование контекстной рекламы или других методов продвижения. Поэтому я решил сразу уточнить: эти методы относятся, скорее, к привлечению новых покупателей, а не к работе с имеющимися. И о них я планирую поговорить отдельно в будущих статьях.
Выбор CMS
После того, как вы решите для себя все перечисленные выше вопросы, придет время переходить к следующему этапу – к выбору CMS.
Очень важно понимать, что CMS (движок), дизайн и контент – это разные составляющие интернет-магазина. Почему я на этом делаю акцент? Очень многие путаются в понятиях, и считают, что дизайн – это и есть интернет-магазин или что CMS – это весь сайт от и до. Давайте не будем путать понятия.
Я сталкивался на практике с проектами, которые готовились к выходу годами. Дорабатывался до совершенства дизайн, прорабатывалась программная часть, добавлялось множество дополнительных возможностей: калькуляторы, сервисы сравнения и пр. В результате продажи либо не увеличивались совсем, либо увеличивались незначительно.
Потому что, повторюсь, покупателю это все не важно. Конечно, приятно находиться на красивом сайте, приятно пользоваться дополнительными возможностями. Но если у вас нет нужного товара, если покупателя не устроила цена или если в описании товара отсутствуют важные для человека параметры, то он развернется и уйдет без покупки с самого красивого сайта.
Но все же CMS выбирать надо. На чем будет работать ваш сайт?
Выбор CMS – это тема достаточно обширная, различных систем управления сайтом на сегодняшний день придумали очень много. Я планирую со временем посвятить теме сравнения и выбора CMS отдельную статью. А пока будет достаточно сказать, что принцип выбора CMS мало чем отличается от методов выбора CRM-систем. Об этом я писал подробно в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Т.е. примерно все также. Есть Stand-Alone решения, есть Saas-решения. Каждый из вариантов имеет свои особенности, в основе которых лежит сам принцип: использовать собственную копию программного продукта или работать в «облаках» с ежемесячной оплатой за пользование системой.
Но для успеха работы интернет-магазина, на самом деле, вид CMS не так важен. Я лично видел успешно работающие решения на самописных движках, а также очень плохо работающие системы на широко разрекламированных CMS. Т.е. здесь практически все зависит от того специалиста или той компании, которая вас обслуживает.
Интеграция с 1С
Очень многие мои клиенты при создании интернет-магазина сразу поднимали вопрос интеграции этого ресурса с имебщимся у них программным продуктом 1С. Я считаю, что такая интеграция сразу — это лишние затраты средств и времени, в результате чего открытие интернет-магазина откладывается на довольно долгий срок, работа по интеграции требует привлечения дополнительных специалистов, в том числе, программистов 1С, а в результате очень часто оказывается, что решения, которые были реализованы частично или даже полностью не соответсвуют потребностям интернет-торговли конкретного бизнеса или требуют значительной доработки.
Я считаю, что на первом этапе работы интернет-магазина интеграция с 1С может вообще не понадобиться. Особенно если речь идет об загрузке заказов с сайта, которая достаточно сложно реализуется, но очень многие владельцы интернет-магазинов, тем не менее, стремятся ее получить.
Так, если у вас в ассортименте 100-200 товаров, выложить их можно вручную, таким образом, на самом деле, вопрос первичного наполнения интернет-магазина решают очень часто.
С другой стороны, как-то необходимо забирать заказы с сайта. На первом этапе работы магазина заказов, на самом деле, всегда очень мало, буквально, единицы. И забирать их можно также вручную. Потом уже, когда вы какое-то время поработаете, вы поймете, в каком виде вам удобнее всего забирать заказы, и какая именно интеграция вам на самом деле нужна.
Таким образом, при выборе CMS возможность интеграции с 1С – это далеко не самая важная вещь, этот вопрос можно будет решить позже.
Дизайн интернет-магазина
Когда возникает вопрос о выборе дизайна, первое, что нужно сделать, это установить готовый шаблонный дизайн или разработать собственный дизайн с нуля. Я рекомендую, если позволяют средства, сразу заказать специалисту разработку уникального дизайна. Но если сроки или финансы не позволяют провести полноценную работу по созданию дизайна, нет ничего страшного в том, чтобы выбрать и скачать подходящий готовый дизайн.
Плюсы и минусы этих решений:
Если вы просто используете идею, а при реализации будете применять другую цветовую гамму, немного другие кнопки, свой логотип, то и внешне ваш магазин будет выглядеть иначе, и никаких претензий от владельца понравившегося вам магазина не появится. Создать дизайн, похожий на тот или иной интернет-магазин, это гораздо проще и быстрее, чем придумывать все с нуля. Таким образом, вы получите тот дизайн, который вам идеально подойдет за минимальное время.
В принципе, при запуске интернет-магазина дизайн как таковой играет далеко не самую главную роль. Очень важен функционал и аккуратность, а дизайн может быть, в принципе, любым.
Эпилог
Итак, я постарался рассказать, на что нужно обратить внимание для принятия решения: нужен ли вам интернет-магазин, рассказал, что нужно подготовить до того, как начинать непосредственно работу над программным решением.
Также я постарался максимально просто и подробно рассказать о работе над фронт-офисом. Напомню, что при работе над фронт-офисом самое главное – это функциональность и аккуратный, привлекательный и достаточно информативный контент, а дизайн играет вспомогательную роль. Выбор CMS мало чем отличается от выбора программного обеспечения для других нужд, и здесь вы можете воспользоваться информацией из моих прошлых статей, например, из статьи Выбор программного продукта для клиента. Сбор требований
Также для успешной реализации интернет-магазина очень важно, чтобы ваши подрядчики работали качественно, чтобы вы с ними понимали друг друга. Для того, чтобы избежать ошибок, рекомендую прочитать мою статью Посредники или почему в России всегда «виноват» исполнитель на примере IT проекта.
В следующей статье я подробно расскажу об организации работы бэк-офиса, о том, как организовать работу сотрудников, и что нужно, чтобы интернет-магазин работал действительно эффективно.
Также в отдельных статьях я планирую подробно рассмотреть вопросы продвижения интернет-магазина, привлечения новых покупателей, в том числе при помощи использования контекстной рекламы Яндекс.Директ.