Интероцептивная осознанность что это
Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности
Получите ссылку на запись
Что такое «интероцептивная осознанность»?
Это способность распознавать телесные сигналы: холод, голод или тепло и приятно, сигнализировать об изменениях во внешний мир. Для ребенка это очень важная характеристика, потому что для выживания ребенок должен сообщать о своих потребностях. Для взрослого это также важно, поскольку формирование безопасной привязанности возможно, если взрослый может распознавать сигналы ребенка. Вцелом это связано с интуицией и зависит от сформированного типа привязанности взрослого.
Во взрослом возрасте люди с безопасной привязанностью меньше сталкиваются с психологическими проблемами, могут выстраивать отношения с другими, спокойно переносить одиночество, прислушиваться к собственным потребностям, меньше болеют и легче переносят болезни, поскольку обладают чуткостью к сигналам собственного тела и готовы предпринимать соответствующие меры для поддержания здоровья.
Привязанность формируется в течение полутора лет ребенка, и в этом возрасте уже возможно определить какой тип привязанности сформировался.
Говоря о развитии интероцептивной осознанности, в рамках тревожно-цепляющейся привязанности, ее развитие тормозится. Для того, чтобы появилась возможность слышать сигналы собственного тела и реагировать на них, нужно время, чтобы этот сигнал достиг осознавания.
Если потребности ребенка удовлетворяются прежде, чем он успевает их осознать, интероцептивная осознанность будет тормозиться. Ребенок не понимает, хочет ли он есть, может, ему холодно или он устал. При такой неспособности распознать голод от сытости, возможны нарушения пищевого поведения. Есть ощущение того, что «надо есть», могут это делать «за компанию» или просто «нельзя не есть, чтобы не обидеть».
При тревожно-избегающем типе привязанности взрослый, ухаживающий за ребенком, отстранен от него. Это может происходить по ряду причин: по состоянию здоровья, из-за наличия депрессивных расстройств. Например, послеродовая депрессия может стать одним из факторов формирования тревожно-избегающей привязанности.
В западной психотерапии говорится не о «послеродовой депрессии», а о посттравматическом расстройстве, которое разворачивается на фоне неудачных или слишком болезненных родов. В таком состоянии взрослый не способен чутко и бережно откликаться на потребности младенца; он отстранен эмоционально, иногда и физически для контакта с ребенком.
В психологической практике встречаются клиентки, которые говорят о невозможности выносить тактильный контакт, поскольку ребенок требует интенсивного тактильного взаимодействия, оно ему жизненно необходимо.
Поскольку агрессия со стороны матери переживается ребенком как опасность, ведь она не будет с ним взаимодействовать таким же образом, и он останется один, а это страшно. Поэтому когда мама сердится, ребенок боится. Если это происходит часто, ребенок отстраняется.
При тревожно-избегающем типе привязанности, дети легко переносят разлуку с матерью, могут себя занимать и играть сами с собой. Когда взрослый появляется, они не подходят к нему. Это отличает их от детей с безопасной привязанностью, которые хорошо переносят разлуку и, увидев взрослого, с радостью бегут к нему, демонстрируя свои достижения или новые игрушки. Ребенок с тревожно-избегающей привязанностью этого не делает, хотя сохраняет зрительный контакт и выдерживает дистанцию, потому что ему тяжело сталкиваться с отвержением или враждебностью, и постепенно формируется тенденция к отдалению.
Во взрослом возрасте это проявляется в шизоидных чертах характера: не переносят близкий контакт, предпочитают не вступать в близкие отношения, держат дистанцию и, несмотря на глубокие переживания по поводу отношений, они не показывают этого, бессознательно переживая свою уязвимость. Работает установка: лучше я прерву отношения раньше, чем другой прервет их и травмирует меня.
Тип привязанности отражается на сексуальном поведении. При тревожно-цепляющемся типе привязанности, испытывают много эмоций при близком контакте после ссоры. Для них поддерживающим является воссоединение и слияние в контакте после ссоры. При тревожно-избегающем типе привязанности, характерны связи с малознакомыми партнерами, вплоть до компульсивного сексуального поведения, поскольку формирование привязанности перед взаимодействием не переживается как приятное.
Дезорганизованный (депривязанность или хаотичный) тип привязанности формируется у детей, находящихся в травмирующих условиях. При которых уход не осуществляется или ребенок попадает в детский дом, а не воспитывается в семье. При невозможности опереться на что-то и выживание связано с возможностью приспособиться под того человека, кто осуществляет уход. С самого раннего возраста дети учатся считывать выражение лица опекунов и пытаться ими манипулировать, потому что это для них это единственный способ выживания.
Существуют исследования, говорящие о том, что дезорганизованный тип привязанности формируется из-за развития определенных зон мозга. Например, у людей с социопатией, зоны мозга, отвечающие за получение ощущений тепла и любви к близким людям не развиваются.
В этом случае интероцептивная осознанность существенно нарушена, поскольку собственные потребности игнорируются и опираются на требование окружения «каким я должен быть».
Идея о том, что «это плохо для других людей» не несет информации для человека с дезорганизованным типом привязанности, поскольку эмпатия как правило плохо развита, и они не могут опираться на переживания других людей. Но идею «собственный выгоды» они могут воспринять. Помимо проявления жестокости, дети с этим типом привязанности, демонстрируют парадоксальные паттерны поведения. Например, ребенок, переживший разлуку, вместо демонстрации радости при виде взрослого, начинает его избивать.
Наука об ESSE
ESSE и интероцептивная осознанность
Интероцептивная осознанность (способность отслеживать ощущения собственного тела) в последние годы стала предметом исследования нейроученых всего мира. Все мы так или иначе можем чувствовать свое тело (тепло, холод, голод и тд), обычно если мы «ничего не чувствуем», это говорит о том, что у нас все в порядке. Проблемы начинаются, когда нам больно или подвижность наших суставов ограничена, только в таких ситуациях мы направленно обращаем внимание на свое тело. Тем не менее, сигналы от тела (кожи, внутренних органов, сосудов, мыщц и суставов) поступают в наш мозг постоянно, за счет чего регулируется наш гомеостаз – способность организма поддерживать оптимальную внутреннюю среду (электролитный баланс, температуру, давление, рН). При любом изменении этих параметров в мозг поступает сигнал и запускается процесс регуляции. Наши базовые интероцептивные ощущения это основа нашего аффективного состояния (настроения), эмоций, мышления и поведения. Именно эти внутренние ощущения создают первичную мотивацию, которая побуждает нас действовать.
В научном мире измеряемым параметром является сердцебиение и насколько хорошо и точно человек может его чувствовать. (Cameron, 2001; Schandry, 1981; Wiens, 2005). Показатели чувствительности сердцебиения коррелируют с общей чувствительность человека собственного тела. Чем выше интероцептивная осознанность человека, тем лучше и точнее он чувствует собственные ощущения, тем лучше он их дифференцирует и тем лучше он чувствует состояния других людей. (Whitehead and Drescher, 1980; Pollatos et al, 2007,2012). Основной зоной мозга, куда поступают сигналы от тела является островковая кора – эта зона «первичной чувственной карты себя», на которой строится наша мотивация, мышление, принятие решений и само поведение. Люди, у которых лучше развита интероцептивная осознанность принимают лучшие решения, у них лучше работает интуиция, он лучше чувствуют время и лучше строят отношения с другими людьми (Craig 2009, 2013; Werner et al, 2009; Dunn et al 2010, 2012; Meissner and Wittmann, 2011). Люди с высокой интероцептивной осознанностью оптимальнее распределяют свои энергетические ресурсы, что есть основная задача гомеостаза и означает физическое и психическое здоровье. (Herbert et al, 2007; Paulus et al, 2010, 2012). Например, чувство усталости зависит от работы эргорецепторов (сенсоры, определяющие количество метаболитов в мышцах), сигналов от эндокринной и иммунной нервной системы. Поддержание оптимального распределения энергозатрат является основной задачей любого живого организма и сенсоры внутренних систем постоянно сообщают нервной системе о своем состоянии, чтобы организм работал наиболее эффективно. (Kanosue et al, 2010; Light et al, 2008; Amman et al, 2011).
Можно ли улучшить интероцептивную осознанность? Данные визуализации мозга говорят о том, что не только можно, но и что это одно из основных условий здоровья и эффективной деятельности человека. (Schandry and Weitknaut, 1990; Caria et al, 2010; Domschke et al, 2010, Farb et al, 2013b). С раннего детства мы обучаем детей распознавать их собственные ощущения (например, мы приучаем их определять позывы к мочеиспусканию и дефекации), но на этом большинство взрослых и останавливается, несмотря на тот факт, что количесвто внутренних ощущений огромно и многообразно. С детства мы приучены к тому, что есть отдельное тело и отдельный ум – эта аксиома заложена древними фиософами, которые создали культуру «дуальности» у современного западного человека (восточная культура не так сильно пострадала от философских изысков и для восточных людей тело и разум неразделимы). С одной стороны такое разделение чем то помогло в формировании современных наук, но с другой создало искусственное разделение в ощущениях самого человека и сформировало культуру подавления и игнорирования собственных ощущений, что привело к огромному количеству заболеваний, как физических, так и психических. Сегодня концепция дуализма не укладывается в рамки современных научных исследований в области нейронаук. Мы четко видим неразрывную связь между мозгом и телом, мы видим, что сигналы от тела являются определяющими в регуляции всех жизненно важных функций организма, включая наше сознательное поведение и выбор действий в социальном мире. Можно сказать, что наше тело это и есть наше первичное «я», наши желания и мотивы, наши решения и поведение и, в итоге, наша судьба. (Craig, 2013)
ESSE позволяет не только развивать интероцептивную осознанность, но и интерпретировать собственные ощущения, то есть соединять сенсорную систему с абстрактной (система слов, обусловленная культурой и социумом), что ведёт к интеграции сетей мозга (а именно теменной зоны, отвечающей за первичные ощущения и лобной, отвечающей за когнитивную обработку этих ощущений). Все это позволяет объединить «тело с разумом» и ведёт к интегративной осознанности и целостности.
Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности
Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности
Свет в нашей жизни
Когда мы видим сознание окружающих, мы привносим в отношения качества нашего внимания: любознательность, открытость и восприимчивость. Они лежат в основе надежной привязанности. И это чувствуется, когда мы слушаем историю человека, у которого хорошая связь с самим собой.
Сочувствие к самому себе и принятие себя безошибочно угадываются у людей с надежной привязанностью. Они, обычно являясь результатом последовательных, продолжительных и заботливых отношений с родителями в раннем детстве, могут появиться и в результате приобретенной надежной привязанности, как в случае Ребекки.
Когда мы чувствуем, что находимся в сердце другого человека, теплый свет любви горит внутри нас и освещает нашу жизнь.
У большинства свет зажигают родители. Для Ребекки это сделала тетя. Тот факт, что тетя так хорошо ее чувствовала, позволил Ребекке ощущать себя настоящей и ценной, несмотря на хаос в доме, и в конце концов создать связный нарратив.
Позитивные отношения с любым взрослым: с кем-то из родственников, с учителем, психологом или другом — всё, что нужно для установления положительных отношений с самим собой.
Мыслительное восприятие позволяет нам видеть в жизни наполненную смыслом историю. Это причина, по которой я всегда призываю учителей и коллег-психотерапевтов устанавливать прочную и гармоничную связь со студентами и пациентами. Ощущение, что сознание одного человека находится в сознании другого, дает отличные результаты.
У моей подруги Ребекки теперь есть свои дети, которым повезло иметь маму, способную выстроить с ними открытые и полные любви отношения. Если бы вы увидели Ребекку с детьми, вы бы никогда не догадались, насколько болезненным было ее детство.
Наш ранний опыт не приговор. Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся из поколения в поколение.
Ребекка всегда являлась для меня примером того, как, взяв ответственность за свое сознание, мы освобождаемся сами и дарим любовь и заботу детям.
Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста
По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.
Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.
По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.
Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:
Беспокойная или тревожная небезопасная привязанность
«Я часто испытываю беспокойство, меня грызет ревность, захлестывают эмоции, с которыми я не справляюсь. Я боюсь стать зависимым или показаться навязчивым. Тогда я стараюсь уйти в себя, но вскоре мне становится одиноко и тревожно, и все повторяется».
Этот стиль привязанности – следствие непредсказуемого поведения взрослого: он то груб, то нежен, то безразличен, может неожиданно уйти, бросив ребенка, и ребенок не понимает, от чего это зависит и чего ждать. Такие дети побаиваются чужих людей даже в присутствии родителя, сильно огорчаются, когда родитель уходит, но не радуются, когда он возвращается, а иногда даже сердятся на него, потому что не чувствуют себя с ним в безопасности.
Что такое привязанность и как от нее избавиться?
Вам нужно понять разницу между хорошей и плохой привязанностью. Последняя может быть весьма опасна.
1. Привязанность, от которой просто необходимо избавиться
Следует осознавать, что сама по себе привязанность – неплохое явление. Людям свойственно привязываться к родителям, друзьям, партнерам, месту работы и даже – к неодушевленным предметам.
Более того: отсутствие привязанностей свидетельствует о психических расстройствах.
Но всегда ли привязка к чему-то – это хорошо? Нет! Если привязанность больше напоминает зависимость, которая причиняет вам боль, от нее нужно избавляться.
3 признака плохой привязанности, от которой нужно избавиться:
Просто взгляните на эти два фото, как выглядит человек, страдающий от привязанности, и как – избавившийся от нее.
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
На этом фото девушка грустная и уставшая от своей привязанности. | На этом снимке изображена она же, но исцелившаяся – бодрая и веселая, готовая к новой жизни. |
2. Как избавиться от привязанности, если нет сил ее больше терпеть?
Нередко привязанность одного человека используется другим для своих целей. Расскажу вам историю одной своей подруги.
Анна встречалась с Виктором почти год. С ее стороны это была слепая любовь к настоящему подонку.
Он открыто изменял ей, прилюдно унижал, оскорблял. Хвастался дружкам, что использует ее исключительно для секса, а «эта подстилка и пикнуть в ответ не смеет».
И друзья, и родные пытались по-всякому отговорить Анну от этих отношений. Девушка и сама понимала, что ее привязанность нездоровая, но поделать ничего не могла.
А потом Витя в пьяном угаре переборщил с «ласками» во время секса, вывихнув Ане руку и украсив ее тело синяками. Девушка вынуждена была обратиться в больницу.
Симпатичный врач не только прописал Анне лекарства, но и пригласил ее на свидание, чем повысил самооценку.
Неожиданно даже для себя Аня согласилась пойти с ним. И увидела на контрасте, какими должны быть ухаживания нормального мужчины.
По мере того, как с тела исчезали синяки и ссадины, таяла Анина привязанности к Вите и росла симпатия к доктору.
Витек же не объявлялся. Он по привычке ждал, что скоро девушка сама к нему приползет, еще и извиняться будет. Так и не дождался. А когда наведался к Ане за очередной «дозой секса», был спущен с лестницы тем самым симпатичным доктором.
Фактически моей подруге избавиться от своей больной привязанности помогло стечение обстоятельств. Вам не стоит этого ждать, ведь можно и не дождаться.
Зато стоит попробовать заменить привязанность к одному человеку отношениями с другим. Клин клином хорошо вышибается!
Надежное сознание
Для начала давайте ознакомимся с частью нарратива, отличающегося высокой связностью. Это история из моей первой книги The Developing Mind.
Как и у многих, у этой женщины было не идеальное детство, но она способна объективно говорить о прошлом, упоминая положительные и отрицательные элементы, и анализировать, как ее понимание ситуации менялось со временем. Она легко переключается между воспоминаниями и своими рассуждениями о них и рассказывает достаточно подробно, чтобы я мог понять ее опыт.
Не каждый нарратив, свидетельствующий о надежной привязанности, является настолько четким. Когда мы дойдем до историй людей с менее надежной привязанностью, вы увидите, что даже у пациентов, очень хорошо выражающих свои мысли в повседневной жизни, нарратив менее связный.
Как избавиться от привязанности к женатому мужчине?
Связь з женатым мужчиной может быть достаточно крепкой и длиться годами. При этом мужчина даже не собирается уходить от жены. А зачем? Его все устраивает: заботливая супруга, обеспечивающая ему надежный тыл, и страстная любовница, что дарит острые ощущения.
В дураках оказывается именно любовница, что тратит свои лучшие годы на чужого мужа вместо того, чтобы обзавестись своим.
Привязанность к женатому мужчине болезненна и бесперспективна
При этом женщина может понимать всю тяжесть своего положения, но не знать, как избавиться от своей привязанности к женатому мужчине.
В принципе, избавляться от привязанности к женатому человеку нужно так же, как и к холостому.
Самое главное – помните о бесперспективности ваших отношений. Если он до сих пор не ушел от жены, то вряд ли это сделает когда-то. Хотите годами ходить в любовницах, пока вас не сменят на более молодую цыпочку?
А еще постарайтесь не допускать наиболее распространенных ошибок:
Беспорядочные сексуальные связи
Если вы вообще серьезно относитесь к сексу, то подобное поведение сделает только хуже. Мало того, что вас будет сжигать стыд, так еще и, не дай Бог, венерические заболевания лечить придется.
Сравнение всех мужчин со своим женатым любовником
Каждый мужчина уникален по-своему и не нужно сразу же составлять сравнительную таблицу. В каждом из своих поклонников ищите достоинства. А вот о женатом любовнике даже не вспоминайте.
Оправдания для него
Поймите: плохо – не то, что он женат, ведь многие уходят от жен и создают новые семьи, когда влюбляются в другую женщину. Проблема в том, что ваш женатый любовник использует вас для секса. И не оправдывайте его детьми, боязнью разбить сердце жене и прочим. Он – сволочь, которая не стоит потраченного на него времени!
Наслаждение своими страданиями
Да-да, вы не ослышались! Многие женщины просто любят роль вселенской страдалицы, поэтому никак не могут избавиться от привязанности. Она позволяет им легально жалеть себя. Конечно, пару деньков поплакать под мелодрамки вы имеете полное право, но на этом – все!
Да, тяжело найти способ избавиться от привязанности, но вы просто обязаны это сделать – и ради себя, и ради своих близких. Жизнь с зависимостью – это не жизнь! Позвольте себе стать свободной и счастливой.
Рекомендуемые книги
На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:
Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.
Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.
Определение
Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.
Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами. Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.
Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.
Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:
В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.
Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.
Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом, который мы получали от наших основных опекунов.
Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.
На фото Джон Боулби
Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности
Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.
В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.
Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход). В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке
В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.
Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.
На фото Джон Боулби
Почему состояние – это не главное
«Счастье – это состояние, и над состоянием у человека нет контроля.
Свобода – это понимание, к которому волей случая и желания ты можешь прийти.
Когда ты свободен – ты не можешь быть несчастлив, и тебе уже неинтересно испытывать счастье – так как это будет уже очередное ощущение на фоне твоей свободы.
Поэтому свобода куда фундаментальнее и безграничнее любого счастья.
И именно такая свобода и есть счастье».
Привязанность – это привычка получать хорошие состояние извне. Но состояние не должно быть для тебя приоритетом. Состояние всегда меняется и всегда разное. Вы не должны от него зависеть и слишком на нем зацикливаться.
Состояние приходит и уходит. Вы не должны брать его извне, берите его изнутри. Состояние не должно опираться на внешних факторах.