Интерстеллар что это такое
Пятое измерение и альтернативная история Земли: разбираемся в идее фильма «Интерстеллар»
«Интерстеллар» — высококачественная фантастика. Это не просто калейдоскоп вселенских тайн, парадокса Эйнштейна, временных петель, инопланетных миров и глобальных катаклизмов.
В центре картины человек и его поведение в экстремальных обстоятельствах. А смысл фильма “Интерстеллар” в следующем: любовь — это притяжение, а сила любви — гравитация.
Актеры и роли
Актеры “Интерстеллара” не просто играли свои роли — они жили ими. Главную роль фильма сыграл Мэттью Макконахи. Актер, до этого сыгравший немало кинокрасавчиков, и часто мелькающий в ролях романтических героев, прекрасно изобразил сильный образ. Его герой — мужественный, умный человек, не побоявшийся принять участие в экспедиции, несмотря на ее сложность и странность.
Метью Макконахи в роли Купера. Кадр из фильма.
Прекрасную пару Макконахи составила Энн Хэтэуэй. Можно сказать, что вечный конфликт “человека науки” и “человека веры” заключается только в ней одной: доктор Бранд является ученым, но в один момент она понимает, что самым важным в этом мире является любовь.
Энн Хэтэуэй в роли доктора Брэнд. Кадр из фильма.
Сюжет фильма
Краткое содержание картины: главный герой, бывший летчик-космонавт Купер, в прошлом столкнувшийся с необъяснимой гравитационной аномалией, живет спокойной жизнью и воспитывает двоих детей.
Согласно сюжету, Земля находится в самом эпицентре экологической катастрофы. Массовое заражение культивированных растений неизвестным патогеном привело к глобальному голоду. Миру больше не нужны космонавты: в тренде фермеры.
Но однажды дом Купера оказывается в центре другой гравитационной аномалии, которая воспринимается его дочерью исключительно как полтергейст. Купер не верит в потусторонние силы, но при этом отправляется по найденным координатам, и находит секретную базу NASA.
Здесь он узнает две вещи: во-первых, через 40 лет человечество должно будет погибнуть, а во-вторых, 50 лет назад ученые обнаружили рядом с Сатурном кротовую нору (червоточину).
Куперу рассказывают, что через кротовую нору уже было отправлено 12 астронавтов с целью найти “с той стороны” планету, куда человечество может переехать на ПМЖ.
Ему предлагают принять участие в экспедиции. Герой сталкивается с первым серьезным выбором: спасти человечество и бросить при этом своих детей, или остаться с семьей, доверив спасение человечества тому, кто с этой миссией едва ли способен справиться.
Кадр из фильма.
Что означает название “Интерстеллар”
Слово “интерстеллар” состоит из приставки “интер” и корня “стеллар”. Приставка “интер” значит то же самое, что и русское слово “меж”. На латыни слово “стеллар” означает “звезды”. Дословно название фильма переводится как “Межзвездный”.
Но по-русски это название совершенно “не звучит”. Именно поэтому фильм и в отечественном прокате называется так же — “Интерстеллар”.
Когда происходят события
Вероятно, действие фильма разворачивается в 21 веке. Но это только теория. Точно известно только то, что на создание картины Ноланов вдохновил “Пыльный котел”: так называли мощные пыльные бури, которые в 30-40 гг 20 века прокатились по американским и канадским прериям.
Мифология
Мир, показанный в этом фильме, имеет структуру классического мифа. Здесь есть вневременное пятое измерение (включает высокоразвитых существ и тессеракт, являющийся посредником между временным и вневременным) и историческое бытие, которое включает в себя Общество и Природу.
Скрытый смысл заключается в том, что все в этой вселенной несет свою идею: даже самое незначительное событие является частью чего-то большого.
Особое значение в кинокартине имеет мотив времени и вечности, небесного и земного. Время и Земля являются песком, и изображаются желто-коричневым цветом. Вечность является Небом: его символизирует яркий синий оттенок.
Чтобы понять идею фильма, следует понаблюдать за сменой гардероба главных героев. В самом начале картины Купер относится к Небу, а Мерф — к Земле. Повзрослевшая Мерф носит куртку коричневого цвета. Объяснение этому выглядит так: она потеряла надежду на то, что проблема будет решена. Но решение все-таки находится, и она снимает с себя эту куртку.
Согласно мифологии фильма, мощной внешней силой является любовь, которая действует помимо нашей воли. Когда человек влюбляется, он словно приобщается к какой-то “сверхсиле”. Действие этого удивительного чувства распространяется сквозь время и пространство: по силе оно становится равным гравитации.
Кадр из фильма.
А еще в фильме говорится, что человек не одинок в этой Вселенной: существуют некие силы, которые присматривают за ним. Но это совсем даже не Бог в общепризнанном (традиционном, религиозном — как угодно) понятии…
Мерф в черной дыре
Куперу удается выяснить, что именно благодаря библиотеке, которая ведет в комнату его дочери, Мерф, он сможет оказать воздействие на всевозможные точки времени и пространства. Для этого придется воспользоваться гравитацией для перемещения предметов.
Герой понимает, что при помощи гравитации он должен передать сообщение назад во времени. Еще он понимает, что получателем этого сообщения должна стать именно Мерф, которая в итоге сыграет главную роль в спасении человечества.
Кадр из фильма.
Куда попадает Купер из черной дыры
По сюжету Купера заносит в кротовую нору. Там он продолжает делать наблюдения, и отправляет все, что видит, TARS. Он ждет гибели, но все-таки выживает.
После этого его непостижимым образом переносит в многомерную библиотеку. Там, имея возможность оглянуться на вчерашний день, он в итоге понимает смысл своей миссии.
Что такое червоточина
За объяснением этого термина следует обратиться к Эйнштейну. Однажды он задался вопросом: а что, если массивные тела способны искривлять вокруг себя время?
В 1976 г NASA это доказала, отправив на 10000 км от Земли в космос атомные часы. При этом к Земле (к точно таким же часам) был спущен радиосигнал. Было установлено, что на Земле время течет на 30 микросекунд в день медленнее.
Еще Эйнштейн предположил, что массивные тела могут искривлять вокруг себя не только время, но и пространство. И это спустя время также было доказано. Главный вопрос, на который современная физика до сих пор не может найти ответ, звучит так: куда искривляется пространство?
Словно в ответ на этот вопрос и была обнаружена червоточина (кротовая нора). Она представляет собой гравитационную аномалию, при помощи которой астронавты могут переместиться из Солнечной системы в какое-нибудь отдаленное место.
Ход времени на разных планетах
1 час на планете Миллер равняется 7 земным годам. По мнению героев, время на планете идет быстрее по той причине, что она находится рядом с черной дырой, которая называется “Гаргантюа”.
За пояснением следует обратиться к теории относительности Эйнштейна. Было доказано, что Гаргантюа намного массивнее, чем земля. По этой причине искривление времени и пространства вокруг нее гораздо больше. Именно поэтому время на планете Миллер идет гораздо быстрее.
Смысл концовки
Концовка дает объяснение того, кем являются загадочные “они”, которые, как считалось, помогали героям в их миссии. В конце выясняется, что это люди будущего, которым удалось покорить пять измерений при помощи гравитации.
Призраком, с которым общалась Мерф, был сам Купер, который пытался достучаться не только до дочери, но и до себя самого.
Заключение: смысл фильма
Интерстеллар создан на основе теоретических трудов ученого-астрофизика. Согласно расшифровке полученных им данных, если что и спасет человечество от возможного конца света — так это высокие технологии.
Купер проходит путь от человека, не доверяющего роботу, управляющему его рейнджером, до человека, единственным близким существом которого оказывается именно робот.
Главной ценностью Купера была его дочь, которую тот, несмотря на хэппи энд, спасти так и не смог. Но в самом конце его поведение демонстрирует, что главной ценностью для него является спасение человечества при помощи обретенных знаний.
Сам фильм очень понравился астрофизикам. По их мнению, эта кинокартина представляет собой версию альтернативной истории: она о том, что могло бы быть и что еще может быть.
Тайны фильма «Интерстеллар», о которых вы даже не догадывались
Легендарный художественный фильм «Интерстеллар» — это фантастический эпос про задыхающуюся планету Земля, межгалактические полеты и парадоксы времени. Каждый, кто любит и ценит жанр научной фантастики, считает это произведение одним из выдающихся не только в своей нише, но и среди представителей шедевров мирового кинематографа в целом.
Этот фильм снимался с использованием передовых технологий, а в составе съемочной группы трудились выдающиеся специалисты. У картины за всю историю её разработки дважды сменились режиссер и исполнитель главной роли. И также нельзя не отметить огромное количество тайн и секретов, которые хранил в себе непосредственно съемочный процесс.
Редакция портала Aussiedlerbote Zeitung предлагает вам вспомнить все интереснейшие моменты, которые остались за кадром киношедевра. Как развивались отношения Нолана и МакКонахи? Какая актриса отказалась от съемок, о чем в будущем сильно пожалела? Какие технические решения внедрила в съемки команда проекта? Об этом и многом другом в нашем сегодняшнем материале.
Идея родом из научного мира
Метод космических путешествий в «Интерстелларе» был основан на работах физика Кипа Торна, американского астронома, одного из главных мировых экспертов по Общей теории относительности. Торн — главный адепт теорий о машинах времени и кротовых норах («туннелей» в пространстве). Понятие кротовой норы, кстати, включая её название, ввёл в физику американский ученый Джон Арчибальд Уилер, главный вдохновитель Кипа Торна.
Идея фильма «Интерстеллар» была рождена именно господином Торном на съемках фильма «Контакт» 1997 года выпуска, где физик выступал в роли консультирующего сценариста. Позже известный кинорежиссер Кристофер Нолан смог форсировать наброски Торна до уровня полноценного киносценария. К слову, в своё время наброски Торна заметил культовый американский кинорежиссер Стивен Спилберг.
А мог же быть очередной Аватар
Стивен Спилберг не просто заметил наброски американского астронома, он почитал Кипа Торна как выдающегося ученого и был его близким товарищем. И именно за Стивеном Спилбергом проект кинокартины «Интерстеллар» был закреплен аж с 2006 года.
В те времена Спилберг нанял молодого Джонатана Нолана, перспективного сценариста и начинающего режиссера. Джонатан должен был написать полноценный сценарий к фильму, так как сам Спилберг был крайне занят другими проектами.
И, как вы уже догадались, в 2012 году, сразу после выхода Спилберга из «Интерстеллара», Джонатан Нолан предложил инвесторам и продюсерам пригласить на пост режиссера своего старшего брата Кристофера.
Изучив версию сценария Джонатана, Кристофер Нолан внес последовательные корректировки, что в итоге и создало именно ту версию сценария, которую и знают поклонники фильма. К слову, сам Кристофер говорил тогда, что его цель — снова влюбить широкую публику в космические путешествия и призвать их поддерживать постоянные государственные инвестиции в науку.
На Comic-Con 2014, прошедшем в Сан-Диего в 2014 году, Кристофер Нолан отметил:
«Я вырос в то время, когда желание быть космонавтом было высочайшим стремлением любого ребенка. Я чувствую, что за последнюю пару десятилетий оно резко снизилось».
Звездный состав и личные отношения МакКонахи и Нолана
В актерском составе «Межзвёздного» числятся сразу шесть лауреатов премии «Оскар»: Мэттью МакКонахи, Мэтт Дэймон, Кейси Аффлек, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн и Эллен Бёрстин. Занятный факт — Стивен Спилберг изначально собирался отдать главную роль Уиллу Смиту, однако с приходом в проект Кристофера Нолана роль овдовевшего инженера и бывшего пилота НАСА Джозефа Купера отошла именно Мэттью МакКонахи.
Нельзя не упомянуть причину такого решения со стороны Кристофера Нолана. В 2012 году Мэттью МакКонахи снялся в криминальной драме «Мад», именно этот фильм является одним из любимейших у Нолана. Отсюда и ответ — актерская игра МакКонахи так сильно впечатлила Кристофера, что режиссер чуть ли не сразу после просмотра фильма позвонил актёру и пригласил его в проект.
Впервые, когда они встретились, коллеги по фильму более 3 часов общались о личной жизни, о своих хобби, о семье и друзьях. Как позже выяснилось, эта встреча нужна была режиссеру для понимания, сработаются ли они с Мэттью МакКонахи. Смогут ли найти общий язык и будет ли плодотворной их работа над проектом.
Секреты и тайны актерского состава
Крепкая дружба режиссера и исполнителя главной роли «Межзвёздного» дошла до того, что именно Мэттью МакКонахи настаивал на участии Джессики Лэнг в съемках фильма. Американская актриса должна была сыграть пожилую версию Мёрфи, однако в связи со своим участием в последнем для неё полном сезоне телесериала «Американская история ужасов» она отказалась.
Роль отошла несравненной Эллен Бёрстин, которой на момент съемок фильма было уже более 80 лет. Кстати, стоит обратить внимание, что первые и последние слова в фильме произносит именно пожилая Мёрф.
Мэтт Деймон, в свою очередь, с радостью присоединился к команде «Интерстеллара», подвинув в своем графике все проекты. Он не был включен ни в одну промо-акцию «Межзвёздного», его имя нигде не упоминалось и он не присутствовал ни на одной из кинопремьер в 2014 году. Роль Мэтта Деймона хранилась в секрете до самого момента выхода фильма в прокат.
А ведь именно Мэтт Деймон убедил Кристофера Нолана организовать для актерской команды просмотр фильма «Парни что надо» 1983 года. Как отмечал тогда Нолан, просмотр этого произведения действительно помог понять актерам свои роли в фильме.
К слову, не только актеры хранили секреты. Всё время своей работы команда «Интерстеллара» создавала проект под именем «Письмо Флоры»: именно так назывался «Межзвёздный» во время съёмок. Такую традицию соблюдают многие режиссеры, дабы уберечь картину от излишнего внимания со стороны прессы и предотвратить возможные утечки подробностей сценария в массы. Кстати, название «Письмо Флоры» было выбрано в честь дочери Кристофера Нолана, Флоры Нолан.
Собственные разработки: костюмы с охлаждением и обдувом
У дизайнеров было лишь несколько месяцев для того, чтобы полностью спроектировать и изготовить костюмы для членов экипажа «Эндюранс» (именно так назывался космический корабль, на котором команда Купера отправилась в другую галактику). Как ни странно, поставленная задача была выполнена.
Из-за того, что актеры долго носили костюмы, в них должны были функционировать кислородные блоки, чтобы они смогли свободно дышать во время длительных съёмок в шлемах. В костюмах также была предусмотрена система из трубок с циркулирующей холодной водой, как можно догадаться, для охлаждения актеров во время долгого ношения тяжелых скафандров.
Более того, часть этой системы из трубок включала в себя также воздушное охлаждение: были изготовлены специальные рюкзаки, в которых и была размещена эта система. Назначение у неё было не менее важное, ведь именно благодаря воздушному охлаждению костюмы актеров не перегревались, а стеклянные шлемы не запотевали изнутри. Каждый такой костюм весил примерно 15 килограмм.
Энн Хэтэуэй признавалась прессе, что эти костюмы были ужасно неудобные, но, по её мнению, их громоздкость и большой вес всё-таки помогли актерской игре.
Мы заходим слишком далеко: 3D-принтер и роботы
Вышеупомянутые стеклянные шлемы космонавтов были созданы с помощью технологии 3D-печати и были подогнаны по индивидуальному заказу для актеров и их дублеров. Внутри этих шлемов была установлена специальная звуковая радиосистема, чтобы режиссер и актерская команда могли беспроблемно общаться.
Однако шлемы — это не самая технически сложная разработка. Координатор спецэффектов Скотт Фишер и его команда создали специально для фильма 8 высокотехнологичных роботов. Перед началом съемок Фишер подсчитал, что более 80% видеоматериалов о роботах в «Межзвёздном» представят собой именно практические эффекты, а не компьютерную графику.
Большинство кадров робота TARS не были сгенерированы компьютером, он был, по факту, марионеткой, которой управлял и озвучивал на съемочной площадке Билл Ирвин, который впоследствии был удален из кадра с помощью монтажа. Однако же в ценах, где в кадре требовалось больше резких движений, 90-киллограмовая установка управлялась Марком Фичера.
«Временной символизм» Нолана и Циммера
Если присмотреться к форме космической станции Эндюранс, становится ясно, что она напоминает циферблат. Символизм, связанный с циферблатом, часами и временем, в принципе играет важнейшую роль в фильме. Приведем пример.
На планете Миллер, показанной в фильме, 7 земных лет были равны одному часу, проведенному на ней. Следовательно, обычный земной день истекает там каждую 1,25 секунды. В начале пятиминутной сцены, снятой в декорациях планеты Миллер, начинается композиция, написанная легендарным композитором Хансом Циммером. В ней каждые 1,25 секунды отчетливо слышен «тикающий» звук истекающего у героев времени.
По итогам сцены, персонажи фильма, Купер и Доктор Бренд, вернулись на Эндюренс спустя 23 года 4 месяца и 8 дней. Это означает, что вся их миссия на планете Миллер заняла около 3 часов 17 минут.
Снайфедльсйёкюдль или Керкюбайаклёйстер?
Кстати, про декорации. Для кадров с кораблем были использованы реальные модели и миниатюры. И даже легендарная сцена, когда Купер буквально левитирует в пятимерном пространстве, чтобы вернуться во времени, общаясь с дочерью в её спальне, была снята без использования хромакея.
Здесь был частично применен «Slit-Scan эффект», когда фотография кладется на сканер, а далее, при сканировании со скоростью считывания сканера, двигается рукой сама фотография. После чего изображения получаются вытянутыми в ту сторону, куда их направляли рукой. Из них и создавался видеоряд вышеупомянутой сцены в «Интерстелларе».
К помощи компьютерной графики в фильме прибегали настолько редко, что даже сцены, снятые на Планете Манна (персонажа Мэтта Деймона), были сняты в реальных местах планеты Земля. Для этого съемочная команда посетила ледник Снайфедльсйёкюдль и деревню Керкюбайаклёйстер в Исландии.
Суть в том, чтобы актеры находились в настоящих суровых условиях и проживали реальные эмоции, то есть, если по сюжету должно быть, к примеру, холодно, то группа уезжала именно в те места, где в тот момент было действительно холодно. Занятный факт: на леднике Снайфедльсйёкюдль ранее снимались сцены фильма «Бетмен: Начало» 2005 года, а также некоторые сцены сериала «Игра Престолов» (очевидно, с белыми ходоками), ведь эта локация идеальна для мира фантастики и научного фэнтези.
Мы вырастим и продадим целое кукурузное поле!
Кукурузные поля, где по сюжету располагалась ферма Купера, были выращены с нуля съемочной командой проекта специально для фильма. На этот процесс было потрачено более полугода, а специалисты, работающие над фермой, посадили более 200 гектаров кукурузы. Как сообщалось, по окончании съемок урожай был продан, на чем команда проекта неплохо заработала.
Учитывая, что средняя урожайность кукурузы с одного гектара земли — 5 тонн (с учетом грамотного удобрения и постоянного полива), при участке в 200 гектаров съемочная команда «Интерстеллара» смогла продать не менее 1 000 тонн урожая. В реалиях 2014–2015 годов это чуть менее 500 000 долларов.
Но вернемся к кукурузе. Также фермерский дом, в котором проживала семья главного героя-астронавта, был построен для съемок всего за пару месяцев. Он не был простой декорацией: дом был полностью пригоден для жизни и обладал набором необходимых коммуникаций.
Так что в итоге?
При бюджете в 165 миллионов долларов фильм «Интерстеллар» смог собрать в прокате 677 миллионов долларов. Картина взяла такие престижные награды, как Оскар (номинация «Лучшие визуальные эффекты»), премию Британской академии (номинация «Лучшие визуальные эффекты»), а также пять наград (из пяти номинаций) от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
«Интерстеллар» создан на основе теоретических трудов выдающегося ученого-астрофизика. Согласно расшифровке полученных им данных, если что и спасет человечество от возможного конца света, так это высокие технологии.
Наилучшим заключением нашего материала будет процитированное в фильме стихотворение.
Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.
И не разжечь уж тлеющий костёр.
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир.
Дилан Томас (1914−1953)
Интерстеллар что это такое
Писать рецензию на столь ожидаемые фильмы – неблагодарное дело, потому что естественным желанием заждавшегося фаната будет пристрелить гонца с такими вестями. Многие критики уже получили свою долю негодования из-за того, что посмели поставить «самому ожидаемому фильму года» всего лишь 4, а то и 4 с минусом. Но, как ни тяжело признавать это, «Интерстеллар» – далеко не лучший фильм года. И даже не лучший фильм Нолана.
Для сомневающихся скажу сразу, на него стоит сходить в кино
Я вижу очень много восторженных отзывов, поэтому вполне возможно, что вы окажетесь в числе тех, кто выйдет из зала в слезах радости.
В любом случае, это не провальный фильм с кучей несуразных топоров и стремянок вроде «Прометея» или третьей части трилогии «Темного рыцаря». Дело не в том, что фильм где-то разваливается или скатывается в маразм, нет, он просто куда более посредственный, чем мы ждали. Вся эта секретность, реклама, сравнение с «Одиссеей 2001», Кип Тор в качестве научного консультанта… После такого ажиотажа не ждешь картины, которая ничем не может тебя впечатлить.
Это, сынок, море
Несмотря на то, что я пришел к той же итоговой оценке, как и многие критики, взгляд на сильные и слабые стороны фильма у нас, к моему удивлению, разошелся. Я уже перечислял впечатления из ранних рецензий в статье «Интерстеллар: в ожидании чуда». Некоторым зрителям, к примеру, показалось, что эмоциональная часть фильма вышла слишком простой, а научная – переусложненной.
На мой взгляд, история отношений отца и дочери, будучи и впрямь простоватой, сработала на удивление хорошо. Научная же часть мне показалась не переусложненной, а, наоборот, упрощенной до детсадовского уровня. Было очевидно, что фильм настолько боится произносить слова длиннее трех слогов, что пытается вообще ничего не объяснять, а если и решается, то делает это на пальцах и с обещаниями конфетки за правильный ответ.
Пилоту, которые знает теорию на зубок, объясняют концепт червоточины – на листе бумаги, как объясняли еще в детской книжке «Изумрудный дождь», причем объясняют не перед миссией, а уже в полете. Он не разобрался заранее в принципе работы краеугольного камня всей экспедиции? Или коллега просто держит его за идиота?
И это был не единственный раз, когда одинаково образованные люди объясняли друг другу то, что обязаны знать, причем знать на куда более сложном уровне, чем то детское объяснение, что они дают. Ясно, что эти объяснения предназначены для зрителя, но почему не показать, как Купер показывает это дочери? Маленькой девочке такое объяснение бы прекрасно подошло.
«Теория большого взрыва» дала зрителям вполне неплохое представление о нескольких сложных концептах современной теоретической физики, а это несчастный комедийный ситком. Тут же мы имеем научную фантастику на серьезных щах, не способную внятно объяснить базовые концепты, занятые в сюжете. Зато мы дважды одними и теми же словами, как сыну-дебилу, объясняем третий закон Ньютона, он же закон Матроскина: чтобы что-то получить (скорость), надо от чего-то избавиться (балласт). Спасибо, пригодится в пятом классе.
Я понимаю, что это художественный фильм, а не программа «Cosmos» с Нилом ДеГрассом Тайсоном, Нолан не обязан устраивать урок астрофизики, но я ожидал куда большего от фильма по работам Кипа Торна. Неужели они настолько не верят в свою аудиторию, что даже не пытаются с ней разговаривать? Там ведь не такие сложные вещи, но зритель лучше понимал бы, что происходит и почему. Но вместо этого: «Туда не ходи, снег башка попадет…»
Он улетел, но обещал вернуться
Основная сюжетная линия, основанная на взаимоотношениях Купера и Мерфи, действительно несет на себе весь фильм и не выглядит столь нелепой и ненужной, как история с дочерью в «Гравитации».
Но при этом она перетягивает на себя фокус фильма, превращая космос, полет, жертвы и спасение человечества – в фон. Да, мы хотели заземлить и очеловечить историю, чтобы рядовому зрителю легче было воспринимать фильм, но при этом мы затупили научную часть до такой степени, что она перестает быть и научной, а миссию спасения человечества низвели до вторичной сюжетной линии. Вы жалели человечество, чувствовали ужас по поводу конца света и гибели всего, что мы создали? Нет, вы думали о бедной брошенной дочке и папе, который опаздывает.
Простите за поминание черта, но это похоже на ситуацию с «After Earth» — изначально это была история отца и сына, заблудившихся в лесу и вынужденных выживать, затем ее решили переместить в космос. Интерстеллар похож на семейную драму про отца, который обещал приехать на день рождения дочери и подарить медвежонка, но какие-то дела постоянно задерживали его, он позвонил и извинился, но дочь все равно обиделась.
Человеческие истории, драма, эмоциональный контакт – все это важно, но зачем делать кино о космосе, науке, важности исследований, и отодвигать все это на задний план ради истории папы и дочки, которую мы видели уже сотни раз.
Представьте, что в начале «Гравитации» был бы дополнительный час, посвященный исключительно жизни главной героини и ее дочери на Земле. Преимущество фильма Куарона в концентрации на цели, он не распыляется, сосредотачиваясь на передаче ощущений, создании тактильного переживания. Лента Нолана же, несмотря на свои три часа хронометража, создает ощущение спешки, пытаясь показать проблемы и Земли, и семьи Купера, и конкретной экспедиции.
В итоге, я даже не могу предположить, что Нолан хотел сказать этим фильмом, что было для него важнее всего. Раскрыть персонажей? Показать семейную драму? Нарисовать иные миры? Проиллюстрировать работы Торна или все-таки напомнить людям, что нам нужно изучать космос, пока мы не оказались заперты на планете без «плана Б»?
Малые «Оскары»
Я ожидал гениального саундтрека, спец.эффектов и съемки космоса, от которой у меня отпадет челюсть – к этому меня готовили отзывы. Ничего из этого я не получил. Саундтрек выполнял свою прямую обязанность – помогал фильму создавать эмоциональное напряжение, но когда я пытаюсь вспомнить его, возвращаются лишь тревожные аккорды, которые память быстро заменяет крайне похожим саундом фильма-побратима – «Гравитации». Я не могу назвать гениальной музыку, которую не могу вспомнить уже через час после просмотра, и вместо которой вспоминаю саундтрек прошлогодней картины.
Спецэффекты действительно совершенны – они не лезут в глаза, но и не поражают. Да, световые водопады вокруг черной дыры – это прекрасно и ново, отражение галактики в зрачке червоточины –загадочно и величественно. Но опять же, я ждал куда большего.
Многие из вас сейчас сделают еще одну зарубку на топоре, потому что считают «Гравитацию» переоцененной, но да – и космос там был снят куда более впечатляюще. И это при том, что у Куарона был лишь задний двор нашей планеты, только Земля, Солнце и космические железки – все. У Нолана были звезды чужих миров, новые планеты, черная дыра и червоточины. И он не смог выжать из этого больше, чем Куарон.
Возможно, в предыдущей статье я поторопился хвалить нового оператора и говорить, что уход Пфистера ничего у фильма не отнял. Можно лишь гадать, смог бы он привнести в фильм более впечатляющие кадры и ракурсы. Сменивший его Хойте Ван Хойтем дал много красивой съемки «от корпуса» космических аппаратов, хорошо передающей вращение и переливы жесткого холодного света, но и все на этом. То, что Любецки сделал для «Гравитации», и за что получил «Оскар», было не просто красиво, это была своя история, рассказанная исключительно через постановку камеры и ее хищное кружение вокруг персонажей. Здесь не видно ничего подобного.
Из-за упоминания Ноланом его желания снять нечто подобное «Одиссее», я постоянно отвлекался на мысли вроде «Кубрик бы сейчас…». На первой сцене в космическом корабле я подумал, что Стэнли обязательно начал бы ее с медленного пролета камеры по кораблю, показывая, как оживают системы, нагоняя атмосферу безжизненного одиночества. Нолан же словно не в силах оторвать камеру от героев, мы ощущаем себя не в корабле, не в космосе, а внутри головы Купера, который все страдает по поводу дочери. Из-за этого фильм не оставляет ощущения масштабности истории. Ни в плане «судьба человечества на кону», ни в физическом плане.
Мы видим безграничный космос и ледяные равнины, безбрежные океаны, но почему-то не чувствуем простора. Фильм не дает по-настоящему прочувствовать иные миры. Ридли Скотт снял ту же Исландию в роли другой планеты гораздо более красиво и убедительно. Здесь же мы словно путешествуем по ряду крохотных комнат, и то, что некоторые из них простираются до горизонта или вообще не имеют такового, не отменяет этого ощущения маленькой комнаты, студийной площадки, на которой мы задержимся на одну сцену и полетим дальше…
Спойлеры!
Я не советую читать дальше тем, кто еще не смотрел фильм. Обычно я не слишком настаиваю на этом, но в этом случае неожиданности действительно сильно влияют на удовольствие от просмотра, поэтому сделайте волевое усилие, закройте статью до поры до времени. Секции комментариев я бы тоже на вашем месте избегал.