Интервенционный фонд зерна что это
Интервенционный фонд зерна что это
Статья 14. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы. Перечень иных видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, могут проводиться закупочные интервенции, товарные интервенции, залоговые операции, утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2020 N 520-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Не позднее марта текущего года (ежегодно) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, опубликовывает в средствах массовой информации установленный им уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Меры по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации и вывоза сельскохозяйственной продукции с территории Российской Федерации при проведении товарной интервенции, закупочной интервенции устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения закупочных интервенций и ее реализация осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 144-ФЗ)
Доброе утро
Что такое «зерновые интервенции»? Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.08.2016
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
В этом году рекордный урожай зерна — 110 миллионов тонн. Почти на треть больше, чем нужно всей стране. Предложение превышающее спрос обязательно отразится на ценах на зерно. «После уборки нового урожая объемы зерна увеличиваются, цены падают», — отметил Дмитрий Федюшин, заместитель директора департамента Министерства сельского хозяйства РФ.
Низкие цены — убыток для производителя. Прибыли не хватит на посев нового зерна, топлива для техники, зарплаты рабочим. Мелкие фермеры могут и вовсе разориться. Чтобы этого не случилось, государство проводит зерновые интервенции.
«Это инструмент регулирования рынка, который находится в распоряжении правительства, Минсельхоза в частности, — пояснил Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. — Закупаются излишки, чтобы избавить от рыночного давления слишком большие объемы предложения и уравнять со спросом».
Выкупленное зерно хранится в особых хранилищах. Это своего рода резервный фонд. «В 2008-2009 году он доходил до 10 миллионов тонн. Эти объемы позволили при засухе в 2010 году обеспечить внутренние потребности РФ без привлечения импорта», — подчеркнул Дмитрий Федюшин.
В конце сезона, когда основной урожай распродан, и цены начинают расти, фермеры могут выкупить свое зерно по первоначальной стоимости. Чтобы продать его с выгодой. Так должно быть. Но механизм зерновых интервенций работает со сбоями. Например, цена, по которой государство выкупает излишки, порой слишком мала. И это несмотря на то, что в начале сезона устанавливается минимальная стоимость таких сделок.
Фермеру это будет на руку, если он захочет выкупить свое зерно в конце сезона. Приобретает по старой минимальной стоимости, а продать сможет по рыночной, которая уже выросла. Проблема в том, что сделать это он сможет только после особого постановления. «Сигнал по обратному выкупу Минсельхоз обычно затягивает, когда уже неинтересно становится выкупать интервенционный фонд», — пояснил Владимир Петриченко, директор аналитического агентства.
Виной всему юридические проволочки. Постановление может выйти вовремя, но его должны одобрить и в антимонопольной службе, и в правительстве. В Минсельхозе уверяют, что решения просчитывают заранее. Эксперты уверены, решить проблему интервенций можно. Достаточно установить минимальную гарантированную цену на выкуп зерна и разрешить фермерам выкупать свои излишки в любой удобный момент. Сейчас этот вопрос решается.
Интервенционный фонд зерна в РФ нужен, но его следует отреставрировать
Государственный интервенционный фонд зерна, который был создан в РФ в начале нынешнего века, нуждается в перезагрузке и реставрации. Делать это следует с учетом новых реалий и не в ущерб рыночным механизмам, считают эксперты, опрошенные «Интерфаксом.
Как сообщалось, на совещании у президента РФ по вопросам АПК на минувшей неделе председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил на базе интервенционного фонда создать фонд продовольственного зерна для обеспечения мукомольных предприятий. Причем, поясняя президенту эту идею, он сказал о возможности продажи мукомолам зерна по нерыночным ценам для того, «чтобы они могли существовать в условиях нормирования цен на конечную продукцию».
Отказаться не надо, нужна перезагрузка
По его словам, мукомолы нередко ощущают административное давление, «работают на очень низкой марже, если, конечно, она есть, и часто испытывают нехватку оборотных средств».
По его словам, хранителями государственного зерна должны быть крупные финансово устойчивые предприятия, предназначенные для длительного хранения зерна мощностью 100-300 тыс. тонн и его быстрой отгрузки. При этом он сослался на опыт Европы, в частности Франции, где ранее применялась именно такая практика.
В общем, отметил Павенский, в этой сфере необходимо четко отладить все механизмы, чтобы оперативно и эффективно влиять на ситуацию на рынке.
Как регулировать цены
Не медлить с решением
По его словам, следует также рассмотреть возможность распространения действующих субсидий на железнодорожные перевозки не только на зерно, приобретаемое у сельхозпроизводителей, но и на закупленное в интервенционном фонде для доставки из Сибири и с Урала в центральный и северо-западный регионы.
Как сообщалось, Минсельхоз РФ планирует проработать вопрос о создании на базе интервенционного фонда стабилизационного фонда зерна для поддержки мукомолов.
Результаты проведенных за последние годы биржевых торгов показывают, что основными участниками товарных интервенций были мукомолы. В ходе интервенций 2012/2013 сельхозгода мукомольную отрасль представляли 305 участников из 501, из 3,7 млн тонн проданного зерна они закупили почти 2,9 млн тонн. В интервенциях 2018/2019 сельхозгода участвовали 168 мукомолов из 290 участников торгов, они купили 1,143 млн тонн зерна из 1,439 млн тонн. В нынешних товарных интервенциях (начались 13 апреля) также участвуют в основном мукомолы.
Интервенционный фонд существует для проведения товарных и закупочных интервенций на рынке зерна.
Госагентом по распоряжению зерном интервенционного фонда является «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).
А нужен ли интервенционный фонд зерна?
Интервенционный фонд зерна как механизм поддержки аграриев и сглаживания колебаний на рынке сыграл свою роль, теперь необходимо искать новые способы для достижения этих целей, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор Объединенной зерновой компании (ОЗК) Михаил Кийко.
«Достаточно высокая цена содержания интервенционного фонда и выход российских аграриев на качественно новый уровень позволяют сделать предположение, что в первоначальном виде интервенционный фонд сыграл свою роль и надо искать новые механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей и сглаживания рыночных колебаний», — сказал Кийко в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи.
Он напомнил, что в 2017 году закупки зерна в интервенционный фонд не проводились. Годом ранее ОЗК закупила в фонд более 1,52 миллиона тонн зерна. «Переходящий остаток зерна интервенционного фонда на 1 января 2018 составил 3,97 миллиона тонн, из которых более 86% объема приходится на урожаи 2014-2016 годов», — отметил глава компании.
«Зерно на хранение размещено более чем на 200 элеваторах в 32 регионах России. Часть зерна из интервенционного фонда была реализована в виде гуманитарной помощи, часть, 60 тысяч тонн, поставлена в зернодефицитные регионы России — Якутию, Камчатский край, Крым и Севастополь», — продолжил Кийко.
Комментируя новые способы поддержки аграриев и сглаживания колебаний, гендиректор ОЗК сказал, что одним из таких механизмов может стать продажа с открытых аукционов по публично определяемой цене избытков зерна интервенционного фонда, в том числе — и на экспорт. Такой подход, по его словам, позволит постоянно обновлять структуру фонда и поддерживать качество зерна.
«Также, при необходимости, можно гибко регулировать и виды зерна, и его классность, выдерживать оптимальные сроки хранения. Можно предположить, что в нынешнем виде интервенционный фонд станет историей, ставший катализатором развития и своего рода гарантом для производителей. На нынешнем этапе необходимы более тонкие и гибкие механизмы регулирования, снижение стоимости их обслуживания», — заключил Кийко.
Интервенционный фонд зерна что это
Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.
(495) 959-66-49 (редакция),
(495) 959-66-74 (бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru
Нужен ли интервенционный фонд зерна российскому рынку
Механизм товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда) и закупочных (закупка зерна государством) интервенций был введён в действие в России в 2001 г. Его целью была стабилизация цен на рынке зерна и поддержка сельхозпроизводителей в случае сезонных колебаний.
При этом задача обеспечения страны зерном при его дефиците перед Государственным интервенционным фондом (ГИФ) не ставилась – это прерогатива государственного резерва.
Фонд был создан постановлением Правительства РФ № 580 от 26.08. 2001г. и дополнен в новой редакции от 3.08. 2013 г. № 739.
За последующие годы ГИФ показал свою эффективность, а в некоторые неурожайные годы (2005 г., 2010 г. и 2012 г.), а также в период пандемии в 2020 г. в определённой степени оказывал стабилизирующее воздействие на внутренний рынок.
Однако в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение объёмов производства зерна, существенно превышающее потребности внутреннего рынка. В этих условиях роль основного регулятора снятия излишков сместилось от ГИФ к экспорту. Более того, закупленная на зерновых интервенциях продукция в последние годы стала годами «застаиваться» на зерноскладах и элеваторах, так как соответствующих условий (неконтролируемого роста цен) на рынке не возникало на протяжении ряда лет.
При этом в отдельных регионах наблюдалась совершенно абсурдная ситуация: сельхозтоваропроизводители выступали с просьбами к Минсельхозу РФ при сохранении ранее закупленного ГИФ дополнительно выкупить у них излишки зерна.
На ситуацию, когда в течение нескольких лет необходимости в продаже зерна из ГИФ не возникало, а соответствующей потребности в закупке не было на государство дополнительно легли затраты на содержание фонда: его хранение, страхование и т.д., которые обходятся бюджету в сотни млн руб., кроме миллиардных затрат на закупку.
Ну и возникала отдельная проблема – организация самих интервенций. Инертный и неповоротливый механизм торгов, отсутствие ясных и чётких критериев начала – окончания интервенций, внятная и равная для всех участников ценовая политика отбивала охоту у многих операторов зернового рынка вообще принимать участие в данных процедурах. В тех же случаях, когда включался административный ресурс высшего порядка и следовало указание начать процедуры без промедления (недавний пример весной 2020 г. и засуха 2010 г.), возникала спешка, неразбериха как с составом участников, так и с самим товаром. И положительный эффект нивелировался низкой организацией мероприятия.
Эти причины вкупе, видимо вызвали разочарование в эффективности работы самой системы интервенций, что привело к всё чаще звучащим высказываниям об отказе от интервенций.
Так, в феврале заместитель министра сельского хозяйства О.Н. Лут заявила, что «зерновые интервенции – это «пережиток прошлого» и о них можно забыть. Раньше они были востребованы, поскольку были ограничены возможности сбыта, а сейчас зерно нужно переработчикам и экспортёрам», – отметила она.
Однако, полный отказ от закупок в ГИФ по-прежнему чреват серьёзными проблемами, правда уже не сезонного характера, а в случае более выраженных кризисных явлений. Так, в 2017 г. отсутствие закупочных интервенций при рекордном валовом сборе вызвали рекордно низкие цены на все зерновые агрокультуры. В условиях пандемии 2020 г., даже с учётом урожая, существенно превышающего потребности внутреннего рынка, под влиянием мировых цен произошёл резкий рост цен на зерно, превысивший исторический максимум за все время существования Новой России. Тогда Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий обратился с письмом к министру сельского хозяйства РФ, в котором обратил внимание, что на фоне общего кризиса и падения курса рубля, финансовое положение большинства предприятий отрасли не позволяет им закупать зерно в необходимых объёмах и, несмотря на достаточное предложение, имеют запас сырья всего лишь на 2 –3 недели.
Более того, хлебозаводы не готовы были выкупать муку по повышенным ценам из-за несогласия торговых сетей увеличивать цены на хлеб.
Сложившаяся ситуация требовала незамедлительного принятия мер по ликвидации дисбаланса в формировании цен на пшеницу и муку.
Тогда, в конце марта – начале апреля 2020 г., Минсельхозом РФ было принято решение – начать зерновые товарные интервенции, что, наряду с введением квоты на экспорт зерна, оказало стабилизационное влияние на рынок.
До начала интервенционных торгов РСМКП направил в адрес Минсельхоза РФ свои предложения по организации торгов.
В частности, предлагалось, в целях эффективного и рационального использования зерна ГИФ к участию в интервенционных торгах допускать мукомольные предприятия, имеющие ОКВЭД 2 – код 10.61.2 – Производство муки из зерновых культур, а также отчитавшиеся в 2019 – 2020 г.г. в органах Росстата за производство пшеничной муки по данному ОКВЭД.
Во избежание спекуляций, либо иных злоупотреблений с использованием зерна ГИФ, данным предприятиям было предложено выделять квоты в объёме двухмесячного расхода зерна на основании представленных статистических данных за два последних отчётных месяца.
Кроме этого, Союз просил:
Учитывая существующие проблемы с оборотными средствами и льготным кредитованием мукомольных предприятий, задержки с расчётами за муку со стороны хлебозаводов, Союз предложил изменить сложившуюся практику оплаты купленного зерна и предоставить покупателям отсрочку оплаты на 3 мес.
В условиях пандемии в целях снижения риска заболеваний сотрудников предприятий, РСМКП просил предусмотреть дистанционное подтверждение статуса участника торгов, оформление всей товаросопроводительной, разрешительной и прочей документации с использованием электронных средств связи.
Однако на данные предложения Союза со стороны Минсельхоза РФ реакции не последовало, что привело к продаже больших объёмов продовольственной пшеницы из ГИФ трейдерским компаниям, затягиванием сроков отгрузки со стороны хранителей ГИФ, многократным завышением ими стоимости отгрузки, что потребовало вмешательство ФАС и в целом нивелировало положительный результат торгов.
Дальнейшим развитием меняющейся ситуации с зерновыми интервенциями стало подготовленное Минсельхозом РФ и озвученное на совещании Президента РФ В.В. Путина с правительством РФ, посвящённом ситуации в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности, председателем правления Союза экспортёров зерна Э. Зерниным предложение по созданию на базе ГИФ Фонда продовольственного зерна, как механизма, обеспечивающего мукомолов зерном по приемлемым ценам.
По мнению РСМКП, для достижения этой цели «городить огород» и создавать новый фонд совсем необязательно. Достаточно внести некоторые корректировки в ГИФ.
Свои предложения по данному вопросу Союз изложил в письме, направленном 4.06.2020 г. в адрес Минсельхоза РФ:
Помимо изложенных Союзом критериев необходима отладка всех механизмов, влияющая на процесс функционирования фонда.
Хранителями ГИФ должны быть крупные элеваторы, предназначенные для длительного хранения зерна с возможностью быстрой отгрузки зерна как в автотранспорт, так и по железной дороге.
Для хранителей зерна необходимо установить жесткие требования по срокам отгрузки приобретённого мукомолами зерна. Этот срок с учётом требований железной дороги максимально не должен превышать 20 сут с даты подачи заявки на отгрузку.
Также в начальном договоре на аккредитацию предприятия-хранителя зерна должны быть указаны предельно допустимые расценки на услуги по хранению и отгрузке зерна. Данные расценки должны соответствовать среднерыночным и устанавливаться на весь период хранения зерна в фонде.
Учитывая, что зерно мукомольных кондиций закупается в ГИФ для стабилизации цен на муку и хлебную продукцию, целесообразно предусмотреть выравнивание цен на зерно, закупаемое в ГИФ, через механизм счёта регулирования разницы в ценах, ведение которого целесообразно поручить ОЗК.