Интервизия что это такое

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВИЗИИ (UNODC)

Определения концепций: различные формы обсуждения процесса лечения.

Интервизия (англ. – intervision) – это один из форматов обсуждения процесса лечения и социальной работы в команде.

Помимо этого существуют также: супервизия, собрания, обсуждение случая.

• (взаимной) поддержке и признанию проделанной работы.

Четкая формулировка тем и структура интервизионных сессий Участники должны четко представлять себе, чего ожидать от интервизионных сессий, не только для того, чтобы подготовиться самим, но также во избежание путаницы и неприятных сюрпризов.

Перед интервизией нужно обязательно проинформировать участников о следующих моментах:

• Максимальное количество случаев, предполагаемых для обсуждения (например, два).

• Трактование ситуации, опыт (угрозы. ).

Другие участники (включая и того, кто делал презентацию) приходят к идее, какими способами, по возможности, совместно действовать, и анализируют эти способы. Являются ли предложения полезными для более успешного разрешения этой проблемы или случая? Участники опять должны привести свои аргументы.

Ведущий спрашивает участника, который вынес проблему или случай на обсуждение, как он/она считает, подходит ли для него/нее это предложение для разрешения ситуации. Резюмируя и делая соответствующие заключения, ведущий пытается сформулировать суть соглашения, основанного на информации участников.
Настолько, насколько возможно, ведущий не должен использовать директивный подход, он должен способствовать

В итоге, для завершения обсуждения проблемы или случая ведущий проверяет вместе с участниками и особенно с тем, кто представлял проблему на обсуждение, является ли полученный результат полезным и можно ли его применить на практике.

Источник

Интервизия — инструмент для осмысления проблем

Успешность движения человека и организации несложно связать с тем, насколько его представления (карты) о действительности (территории) соответствуют ей. Одной из важных особенностей руководителей является умение обеспечить себя и сотрудников представлениями (картами), которые станут для них проводниками к достижению целей.

Существуют разные форматы\инструменты, помогающие развивать представление о ситуации, формировать соответствующие ситуации карты. Интервизия — один из таких, отличающийся высокой продуктивностью.

Знакомясь с книгами Р.Дилтса, идея интервизий осталась мной незамеченной. Но, когда с коллегами искали продуктивный способ общения\развития и пришли к интервизии [1], интересно было мнение Роберта о таком формате, т.к. он описывает интервизии с учетом работы руководителей. И теперь прочитанным делюсь с вами….

Супервизия

Понятие супервизия распространилось в обществе благодаря психологии. Дословно в перевод оно означает «надзор». В психоанализе, например, является частью образования, а в общем случае это оказание профессиональной помощи, в процессе которого опытный специалист оказывает содействие коллеге в разборе конкретной рабочей ситуации (кейса).

«Супервизия» обычно подразумевает иерархические отношения между людьми; супервизор предоставляет другому человеку «правильную карту» (Р.Дилтс)

Общение с супервизором помогает супервизируемому шире посмотреть на ситуацию, понять плюсы и минусы используемых методов, осознать причины собственных решений и увидеть новые возможности.

Супервизия возможна в группе, когда некоторые участники выступают профессиональными специалистами, а другие востребуют их опыт. Т.о. получается, что «карта» супервизора более правильна, чем супервизируемого.

Интервизия

Интервизия что это такое. Смотреть фото Интервизия что это такое. Смотреть картинку Интервизия что это такое. Картинка про Интервизия что это такое. Фото Интервизия что это такое

Насколько бы крут не был супервизор, его опыт имеет много ограничений, а представления («карта») все равно в точности не отражает объективную реальность («территорию»). Поэтому с восьмидесятых годов прошлого века специалисты начали использовать для развития формат общения «интервизия».

Интервизия представляет собой групповое общение, в процессе которого обсуждаются трудные ситуации.

«Интервизия» предполагает, что люди равны и нет единственной «правильной» карты». (Р.Дилтс)

Вспомним слова Альберта Эйнштейн, «наше мышление создает проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа». Интервизия — сильный инструмент, позволяющий «обогатить собственное восприятие ситуации» и найти новые решения.

Процесс интервизии

Формат интервизии может применяться как среди коллег, так и между руководителем и подчиненным. Для примера рассмотрим ситуацию, когда проблема возникла у подчиненного и вместе с руководителем они пытаются расширить представление о ситуации для поиска решения…

Руководителю стоит говорить в следующей коннотации:

— Мое понимание вашей ситуации таково:…
— Я находился в ситуации, подобной той, которую вы описываете. Это было…
— В этой ситуации я делал следующее:…
— Я полагаю, вам нужно…

При групповой работе в формате интервизия люди обычно сидят в кругу. Свое видение ситуации и решение в ней предлагают разные участники…

«рисует картину своего понимания ситуации клиента и потенциального решения этой ситуации. После того как возможные решения предложены клиенту, полезно обсудить допущения, лежащие в основе различных картин и интерпретаций. Сравнивая карты различных людей и их предположения о конкретном окружении, можно обогатить представление о данном перцептивном пространстве и обнаружить другие возможности.» (Р.Дилст)

По окончании интервизии человек, чью проблему обсуждали, должен дать «обратную связь» о том, как теперь он видит ситуацию и в чем усовершенствовалась его понимание.

Р.Дилтс был тем, кто не только выступил глашатаем эры коучинга, но и пропагандировал разносторонний взгляд на одну и туже ситуацию. Параллельно с ним (в те же годы) Г.Морган в управлении предлагает использовать метафоричный взгляд на организации [2]. На сегодняшний среди специалистов такое образное описание компании при решение бизнес-проблем стало стандартным методом. Развивая эти идеи, Р.Хайнце пишет, что вопрос состоит не в том насколько объективным является какое-то из представлений, а о том, насколько полезными являются они и как соотносятся у разных людей [3].

Р.Киган выделил разные уровни мышления, которые проходит руководитель от единственно правильной (навязываемой социальным окружением) до поликартинного (когда формируется навык видеть свои и другие картины) [4]. А вот Р.Хайнце с ним не соглашается и утверждает, что есть люди, которых стоит признать неспособными к восприятию других точек зрения («Есть люди, которые потому ошибочно считаются упрямыми, что не в состоянии воспринимать внешние сигналы на основе личных культурных моделей») [3].

Роберт Дилтс, предлагая менеджерам использовать формат интервизии, еще и один из зачинателей развития мышления в рамках групповой деятельности. Пару десятилетий позже Г.Минцберг для повышения управленческой компетенции, адаптивных свойств организации предложил метод «Развиваем себя» (в оригинале — CoachingOurselves), описывающий формат группового взаимодействия путем изучения управленческих концепций [5]. А Р.Кенингсвизер, М.Хиллебранд при решении сложных организационных проблем используют не проектные команды, а гетерогенные группы- участники подбираются не на основании владения конкретными навыками, необходимыми для решения задачи, а в соответствии с их заинтересованностью и возможностью внести лепту в процессе проекта развития [6].

Источник

Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства

Людмила Степанова, нарративный практик,

член МПАП (практик высшего проф. мастерства),

кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ

Что же это такое – супервизия?

Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.

Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!

Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.

Зачем нужна супервизия?

– поддержка в работе с «трудными » клиентами;

– защита интересов клиента;

– живое обсуждение гипотез;

– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;

– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;

– получить новые знания о себе и личностно вырасти;

– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;

– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;

– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;

– развитие творческого подхода к работе.

Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.

Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?

Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.

Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.

В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.

Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?

Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.

Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.

Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.

Зачем нужна интервизия?

– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;

– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;

– уточнение личных потребностей;

– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;

– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);

– развитие умения принимать другие точки зрения;

– поддержка профессиональной идентичности;

– взаимная поддержка и признание проделанной работы.

Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?

И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.

Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.

Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.

Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?

Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.

Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.

Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?

Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.

Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.

Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.

Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.

Источник

Интервизия для коллег

Интервизия что это такое. Смотреть фото Интервизия что это такое. Смотреть картинку Интервизия что это такое. Картинка про Интервизия что это такое. Фото Интервизия что это такое

Определения

Интервизия и супервизия – это такой формат обсуждений, когда специалисты обучаются с целью улучшить качество своей работы. Супервизия и интервизия во многом похожи.

Супервизия — индивидуальное обучение, проводимое супервизором. Это взаимодействие более опытного специалиста, наставника, с менее опытным супервизантом.

Интервизия – межколлегиальная работа равных по уровню специалистов. Не предполагает обучения, решает задачи профессиональной поддержки. Это профессиональный обмен информацией, что особенно важно в условиях специфики нашей темы.

Интервизорское общение представляет собой общение практикующих специалистов с одинаковым опытом работы и статусом, помогающих друг другу в работе, в целях обмена опытом.

Немного о Кафедре

На платформе международного реинкарнационного проекта «Хелен Канал Реинкарнейшен» продолжает свою деятельность супервизии и интервизии некоммерческое закрытое сообщество под названием «Кафедра». Кафедра объединяет профессионалов, владеющих методиками работы с памятью. Это психологи, реинкарнационные консультанты, регрессологи, регрессивные коучи, гипнологи, гипнотерапевты.

Кафедра-2016 продолжает свою деятельность с мая 2015г. по настоящее время в немного другом качестве и составе.

Что представляет собой интервизия на Кафедре

1 В понимании нашего проекта, интервизия — это профессиональная и человеческая поддержка коллег в их рабочих, актуальных на данный момент, задачах и возможных затруднениях. Мы создали свою гибкую форму интервизии и адаптировали под совместное творчество.

2 Каждый участник Кафедры ведет свой персональный бизнес-проект или благотворительную деятельность.

3 Кафедра состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию мы определяем как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами.

4 Доверие и конфиденциальность со стороны участников. Материалы, предоставленные на интервизию, отчеты по ним, и, конечно же, участники тоже являются анонимными.

5 Доступ на обсуждение среди коллег сообщества разрешён только практикующим специалистам, имеющим опыт работы. Мы считаем важным обязательное наличие соответствующего образования, наличие практики (сайта, проекта) консультирования.

Основные цели нашей практики интервизии — это

1 Возможность для специалиста иметь поддержку, новый взгляд на работу с клиентом, обогатиться опытом коллег, расширить свои профессиональные возможности.
Это особенно ценно, с учетом разноплановости профессиональных интересов участников, среди которых есть приверженцы самых различных психологических школ.

Как показывает практика, чем больше разница во взглядах участников группы, тем выше ее ресурс.

2 Психологи, работающие с разными клиентами, так или иначе, касаются разных состояний, и часто им самим требуется поддержка. Интервизия на группе дает такую возможность.

3 Хорошая профилактика от профессионального застоя и эмоционального выгорания практикующего специалиста.

4 Удержание профессиональной позиции, чтобы уберечь коллегу от «миссии спасательства» и связанных с этим чувств разочарования и вины.

5 Взаимопомощь коллег, сориентироваться в возможных способах обращения с клиентом.

6 Осознавание своих собственных «белых пятен» и «зажимов».

7 Позиция равенства участников, по своей сути, является обменом мнениями.
Все люди разные, и эта «разность» позволяет один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по-разному, найти разные способы «решения».

Организатор пространства Кафедры, координатор супервизии и супервизии, равноправный участник Алена Обухова.

Источник

Сравнительный анализ супервизии и интервизии

Супервизия — это некая форма профессионального консультирования для специалиста. Супервизором (тем, кто консультирует) может быть коллега с большим опытом, коллега с таким же опытом, как у того, кто консультируется (супервизант) или коллега, специализирующийся в той области психотерапии, которая имеет отношения к проблематике пациента супервизанта. Проблемы пациента в психотерапии вскрываются пластами, порой в начале терапии кажется, что главная сложность пациента связана с чем-то одним, но потом оказывается, что источник проблем скрывается в другой области. В любом случае приходится прорабатывать разные пласты психики и иметь дело с разными темами. Поэтому, невозможно со стопроцентной точностью направить пациента к терапевту, специализирующемуся строго по его теме. Строго говоря, нет единой, все определяющей темы. Патология каждого пациента имеет насколько источников и несколько уровней. Поэтому рано или поздно добросовестный терапевт понимает, что ему нужна консультация другого специалиста, чтобы более качественно выполнить свою работу. Но даже если такой проблемы в терапии не возникает, профессиональная ответственность терапевта направляет его к супервизору. Дело в том, что терапевт «работает собой» — его инструментами являются его мысли, чувства, его аффективность (помимо знаний и профессиональной подготовки). Включаясь в интенсивный контакт с пациентом, терапевт может до той или иной степени терять объективность взгляда. Это — нормальный процесс, никому не удается избежать некоторого психического захвата со стороны пациента. Исключением могут быть терапевты, не включающиеся эмоционально, работающие формально, но такая терапия не является полноценной.

Именно поэтому в серьезных учебных заведениях изучают и практикуют супервизии. Для защиты диплома на степень психотерапевта необходимо пройти от 50 супервизий у более опытного специалиста. Но и после завершения учебного процесса, серьезные психотерапевты не оставляют практику супервизирования, потому что это помогает лучше понимать своих пациентов и исправлять или не допускать ошибки в работе. Супервизии — весьма творческий процесс, это сотрудничество коллег ради супервизируемого пациента. Но, помимо этого, такая практика повышает профессиональный уровень обоих (супервизора и супервизанта).

Интервизии — групповые супервизии равных по статусу коллег, без ведущего супервизора. Один из терапевтов представляет свой рабочий случай и все участники группы высказывают свои соображения и ощущение по поводу предоставленного материала. Групповая работа позволяет получить сторонний взгляд от большего количества участников, заодно терапевт может понять-почувствовать — как он реагирует на те или иные высказывания коллег, и таким образом узнать свои уязвимые места в отношении данной терапии.

На супервизиях и интервизиях пациент не называется по имени, данные его жизни не излагаются подробно, а порой могут зашифровываться, чтобы сохранить конфеденциальность. Например, пациент, работающий, скажем, в Газпроме, может быть представлен, как сотрудник одной крупной промышленной фирмы, а пациент из Барнаула, как человек, приехавший из одного сибирского города.

Если терапевт долгое время не супервизируется, он рискует «увязнуть в своем контрпереносе», то есть, он может включиться в какую-то бессознательную игру со своим пациентом, может испытывать к своему пациенту всевозможные избыточные эмоции, а следовательно такой терапевт теряет свою рабочую терапевтическую позицию. Это всегда пагубно отражается на процессе лечения.

Тут надо сказать, что как бы не был подготовлен психотерапевт, какое бы замечательно образование он не получил и какая бы у него не была обширная практика, он все равно остается человеком со своим бессознательным, которое не может понимать в полной мере. Именно бессознательное терапевта нуждается в периодическом контроле и именно этой цели служат супервизии и интервизии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *