Интроверты и аутисты чем отличаются
Интроверты и аутисты чем отличаются
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Объяснение того, что такое интроверсия, в чем разница между аутичными людьми и интровертами и могут ли люди в спектре аутизма быть общительными экстравертами.
Бесплатные занятия с логопедом
В массовой культуре сложился образ человека с аутизмом как тихого, замкнутого человека, который любит одиночество и избегает других людей. Это может быть верно, но далеко не всегда. Хотя у аутичных людей по определению есть проблемы с социальной коммуникацией, многие из них очень ценят общение, совместные занятия и дружеские отношения. Тем не менее социальные ситуации могут вызвать сильное утомление у людей с проблемами коммуникации, поэтому очень мало людей с аутизмом можно назвать душой компании.
Что такое интроверсия?
Типология личности Майерс — Бриггс определяет всех людей как интровертов или экстравертов. Эти понятия позволяют провести грань между застенчивостью и социальной тревожностью и потребностью побыть в одиночестве.
Экстравертами называют людей, которые черпают энергию и новые идеи, в первую очередь, во время социального взаимодействия. Интроверты получают энергию в основном от обдумывания идей, образов, воспоминаний и реакций, то есть от своего внутреннего мира. Интроверты часто предпочитают делать что-то в одиночестве или с одним-двумя людьми, с которыми им комфортно. Как правило, интровертам нужно время, чтобы обдумать какую-то идею, прежде чем они решают действовать.
Другими словами, интроверты могут совершенно не страдать от застенчивости или социальной тревожности. Кроме того, интроверты могут получать большое удовольствие от общения с другими людьми. Просто они могут уставать от больших сборищ людей, и им больше нравится обдумывать идеи в одиночестве, а не обсуждать их с другими.
Почему интроверсию связывают с аутизмом
Аутизм по определению связан с трудностями в социальной коммуникации, которые могут варьироваться от неочевидных до крайне тяжелых. Людям с высокофункциональным аутизмом может быть сложно поддерживать контакт глазами, различать дружеское подтрунивание и травлю, в то время как люди с тяжелой формой аутизма могут вообще не говорить.
Поскольку у аутичных людей так много трудностей с социальной коммуникацией, общение может утомлять их и разочаровывать. Но это не значит, что они не хотят и не стремятся к общению с другими людьми, это лишь значит, что этот процесс не является для них простым или естественным.
Даже для людей с очень высокофункциональным аутизмом сложно или вовсе невозможно читать выражения лица, тон голоса и язык тела. Людям с аутизмом может быть сложно определить, шутит собеседник или нет, они могут не улавливать сарказм и не понимать, когда можно перебить собеседника. Люди с умеренно тяжелым аутизмом часто не могут поддерживать диалог или достаточно быстро отвечать на чужие реплики.
Даже аутичным людям с самым высоким интеллектом приходится осознанно учиться, с помощью прямого обучения или внимательного наблюдения, как различать выражения лиц или понимать язык тела. Им может быть необходима практика в отдельных навыках общения — рукопожатие, поддержание контакта глазами, уместные улыбки и так далее. Но даже спустя много лет практики большинство аутичных людей не могут сойти за нейротипичных (не аутичных) людей из-за отличий в интонации, движениях или контакте глазами.
Аутичные люди могут быть очень внимательными наблюдателями, но в целом им сложно имитировать других людей. Поэтому, если неаутичные люди вписываются в социальную ситуацию, когда наблюдают и подражают окружающим, аутичные люди либо не улавливают негласных социальных норм, либо им сложно определить и воспроизвести поведение, которое они наблюдают вокруг себя.
Помимо трудностей с механическими навыками социальной коммуникации, люди с аутизмом часто выбирают нестандартные темы для разговора, говорят только на свою любимую тему или задают неожиданные вопросы. Например, для увлеченного астрономией аутичного человека может быть практически невозможно сосредоточиться на разговоре на любую другую тему. Кроме того, из-за сложностей в восприятии социальных сигналов, человек в спектре аутизма может не понять, почему не следует задавать вопросы о недавнем разводе собеседника или его внешнем виде. Эти коммуникативные различия могут приводить к недоразумениям и неприятному опыту в ходе общения.
Наконец, большинство людей в спектре аутизма крайне чувствительны к шуму и громким звукам, у них может быть повышенная чувствительность к яркому свету, сильным запахам или тактильным ощущениям. Переполненный ресторан, рок-концерт, футбольный матч или ночной клуб могут вызывать у них такую сильную сенсорную перегрузку, что многие аутичные люди в принципе не смогут посещать такие места. В результате они будут избегать больших групповых мероприятий не из-за отношения к общению, а из-за сенсорных сложностей.
Все эти сложности могут затруднять общение для аутичных людей, особенно если речь идет о больших группах. В результате социальные ситуации могут их сильно утомлять и вызывать истощение. Из-за этого некоторые люди с аутизмом могут общаться очень редко и только в маленьких группах.
Другая проблема состоит в том, что нейротипичные люди могут ошибочно предполагать, что если кому-то тяжело во время общения, то он и не хочет общаться. Из-за этого нейротипичные люди могут избегать общения с аутичными людьми, но в реальности это лишает их социальных возможностей и еще больше изолирует.
Аутичные интроверты
Поведение большинства людей с аутизмом подходит под описание интровертов по типологии Майерс — Бриггс. Другими словами, большинство людей в спектре аутизма предпочитают общение наедине или в небольших группах, и им важно проводить много времени в одиночестве. Такое стремление к небольшому количеству людей и времени наедине с собой выполняет при аутизме несколько важных функций. Небольшие группы (или время в одиночестве) могут:
Все это важные и значимые причины, из-за которых люди могут предпочитать общение наедине, в маленькой группе и/или одиночество. Тем не менее ни одна из этих причин не говорит о том, что человеку не нравится общаться в принципе. И хотя социальная тревожность часто сопровождает аутизм, она не является частью аутизма или его диагностическим критерием.
Аутичные экстраверты
Есть много аутичных экстравертов. Очень часто аутичные люди, которые также являются экстравертами, испытывают гораздо больше трудностей, чем по природе интровертные люди. Тому есть несколько причин.
Важно отметить, что многие аутичные люди кажутся интровертами, потому что они избегают взгляда в глаза или держатся неловко. Но это впечатление может быть совершенно обманчивым, и люди в спектре аутизма могут не осознавать, как их воспринимают окружающие.
Как люди с аутизмом справляются с социальным взаимодействием
Очень тяжело быть общительным человеком, у которого нет навыков для успешного и спонтанного общения. Различные техники могут помогать людям в спектре аутизма преодолеть эти трудности. Вот некоторые из них.
Аутизм или не аутизм?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.
Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.
Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).
Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).
Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.
До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.
Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом «Об образовании в РФ».
Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.
Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).
Вот их общие черты:
Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).
ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.
Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.
Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).
Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у «гиперов» всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.
У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.
Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.
Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).
Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.
Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:
На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.
Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье https://www.b17.ru/article/72836/
Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:
По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.
В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:
Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.
Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?
Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.
Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.
Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.
Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!
При СССР аутизм ошибочно смешивали с расстройствами шизофренического спектра. Сейчас это считается некорректным.
Есть исследования, согласно которым причина проблем у части аутистов — гиперчувствительность к раздражителям. Например, каждый звук для него оглушителен, свет слишком яркий и так далее. При таком сетапе он учится изолироваться от мира и взаимодействий вообще — и мы получаем наблюдаемую картину аутизма.
Аутизм лёгкий — некоторые проблемы с психикой.
Аутизм тяжёлый — проблемы с психикой и отсутствие интеграции в общество.
Социофобия — это фобия (а чаще несколько).
Интроверсия — это особенности личности, связанные с лёгкостью нахождения наедине или в шумной компании продолжительное время. Экстраверту труднее наедине с собой.
Аутистические расстройства
322 поста 1.3K подписчика
Правила сообщества
Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.
Блин, ну нельзя же такое с утра пораньше. Теперь весь день буду заниматься самоанализом вместо чего-то полезного 😀
При СССР аутизм успешноно смешивали с олигофренией, не привлекая более сложных трактовок.
А как же мизантропы?
Ответ на пост «Проснись, Нео, ты. аутист»
«Как окситоцин мой аутизм лечит. (Успешно, но временно)»
В комментариях (под упомянутым в шапке постом) я уже изложил свою историю, причём очень длинно. И, всё-таки, после этого у меня осталось ощущение, что я высказал далеко не всё, что мне бы хотелось.
Итак, я тоже аутист. Хоть и с точностью не могу сказать, «высокофункциональный аутизм» у меня, или же «Синдром Аспергера». Я бы даже сказал, что у меня нечто среднее между этими двумя отклонениями, так что считаю, можно просто называть это дело РАС (Расстройство аутического спектра). С оговоркой, конечно же, что мои показатели интеллекта не затронуты. По многим тестам уровень IQ у меня на данный момент равен примерно 140 баллам, чем я, скромняжка, люблю похвастаться при любом удобном случае))
Но хоть я и аутист, однако, на данный момент мой эмоциональный интеллект в среднем выше многих нейротипичных (это те, у кого нет никакой «бе ды с ба шкой») людей. И эмоции людей я ловлю на лету, и жесты собеседника иногда говорят мне даже больше, чем сам собеседник ими хочет передать. Даже способность планировать что-то, которая очень плохо работает у аутистов (если вообще работает), пашет настолько хорошо, что я теперь не бегаю по пятьдесят раз обратно домой, потому что забыл взять что-либо перед выходом (кошелёк, ключи, телефон, часы, или даже пошёл на работу в «огородной» фуфайке и в валенках).
Вроде бы, получается, я не аутист. Не порядок? Да. Особенно если учитывать, что современная медицина ещё не нашла способ вылечить данный недуг.
Но что же не так? Неужели я обманщик? Или, может, я ошибся с самодиагностикой? Может быть я аутист-экстраверт? (Вообще я экстраверт, но для аутиста это ещё тяжелее) Не переживайте, сейчас всё расскажу. И с самого начала, чтобы полностью ввести в курс дела.
Начну со своего рождения (вот это я, конечно, отмотал плёнку), когда подвыпивший акушер помог мне родиться немного раньше срока. Благодаря ему у меня день рождения теперь 3 февраля. А ведь мог полежать у мамки в пузике ещё хотя бы недельку. В принципе, недоношенным меня это не сделало, однако вылез я всё равно через
12 часов после попытки меня выселить. Как итог ─ длинный безводный период, чуть не умер. Долго не начинал дышать, когда уже достали. Обычно при таком раскладе у ребёнка может быть аутизм, но это просто статистика, которая может оказаться и совпадением. И, всё же, острая нехватка кислорода вполне убивает неокрепшие клетки мозга. Так что лично я считаю, да и врачи со мной вполне согласятся, что это сослужило для меня и моего аутизма свою службу.
Рос я, по рассказам мамы, «вроде бы нормальным» ребёнком, но когда через 7 лет у меня появилась младшая сестрёнка, мама заметила разницу в поведении. Но не настолько, чтобы сразу повести меня к психиатру. И, наверное, это хорошо, а то нидайбоже вырос бы на транквилизаторах.
Из рассказов мамы, я рос капризным и не идущим на какие-либо компромиссы ребёнком. В любых конфликтах (даже которых не было, просто я сам их раздувал из ничего) я винил только окружающих и никогда не соглашался, что проблема может быть во мне. В юношестве я со стороны стал выглядеть откровенным тормозом, в чём меня в семье мягко подтрунивали, и с чем я уже не мог не согласиться в силу своего аналитического ума.
К 18 годам я, наконец, стал догадываться, что у меня в черепной коробке явно есть некоторые технические неполадки. И я осознавал, что у меня есть какой-то странный барьер к общению. Поэтому постоянно боролся с ним, выискивая у себя какие-либо психологические комплексы (наивный, думал, что всё вот так вот просто). И действительно находил их, избавлялся, находя причину. Но общение почему-то продолжало быть для меня чем-то сильно напрягающим извилины. Вплоть до того, что я, как мне казалось, стал артистичен. Начал использовать жесты, мимику, и даже почти догнал в этом деле остальных, хотя часто эти мои навыки выдавали негармоничный контент (эмоции и жесты частенько бывали слегка или сильно не в тему, и хоть я это и видел, то всё равно не мог исправить ситуацию).
Лет в 20 я уже начал искать у себя серьёзные заболевания. И примерял на себя признаки биполярного расстройства, и состояния, близкие к шизофрении, и много чего ещё, что хоть как-то могло объяснить мою уже заметную даже для себя ненормальность. Я видел, что я недостаточно умён для большинства других. Что другим дано намного больше, даже когда их интеллект явно ниже моего. Я даже невольно паразитировал на важных для меня людях, пытаясь перенять их поведение, чуть ли ни стать ими самими, лишь бы догнать в развитии тех, кто уже добился многого в своей жизни, по сравнению со мной.
И вдруг, чуть больше года назад, накануне моего 26-летия, я, от скуки читая про аутизм, начинаю хмуриться. Потому что хоть в описании поведения аутистов и есть много того, что у меня не наблюдалось, всё же я прямо нутром почуял ─ это моя остановочка. Перехожу на «РАС», затем попадаю на «Синдром Аспергера», где тут же упоминается «высокофункциональный аутизм», и бинго! В голове сложилось всё. В тот момент я был уверен в своём внезапном диагнозе на все 100%. Неработающая идентификация своих и чужих эмоций, неумение планировать, неспособность принимать собственные решения, барахлящие мимика и жесты, постоянное необъяснимое напряжение (тревожность), которое я хоть как-то снимал алкоголем ─ всё это наблюдается у аутистов, а также, как я сразу осознал, и у меня.
Честно скажу, когда я узнал, что у меня аутизм, я обрадовался. Обрадовался, потому что моё многолетнее исследование «Что же со мной не так» действительно сдвинулось с мёртвой точки.
Я тут же начал искать всё, что могло бы мне помочь это вылечить. И, разумеется, не нашёл ─ пока что никто в мире не способен вылечить аутиста, даже самого высокофункционального. Поэтому мне осталось надеяться на транквилизаторы и антидепрессанты, которые без рецепта, оказывается, ты не купишь. Противотревожное я, правда, один раз смог купить, но только дома обнаружил, что это рецептурный препарат. Он очень помог, от него я стал спокойно спать. И, кстати, для меня это было открытием ─ оказывается, вот что значит «выспался». Я всю жизнь на полном серьёзе не высыпался, не подозревая об этом.
Однако данный транквилизатор решил только одну единственную проблему. И хоть я и перестал напрягаться, общаясь с друзьями и близкими, взаимопонимания в мою жизнь это не принесло.
В итоге я решил сходить к мозгоправам, чтобы они, во-первых, подтвердили диагноз, а во-вторых, помогли мне подобрать такой набор фармацевтических товаров, чтобы я максимально приблизился к нейротипичным людям. Но после подтверждения диагноза меня вообще стали отговаривать что-либо делать с моей ситуацией. То есть, вообще. До сих пор вспоминаю вопрос заведующей «Ну а зачем Вам что-то пытаться менять, если это неизлечимо?» Лучше бы я, по её мнению, примирился со своим РАС и научился принимать себя таким, какой я есть.
По итогу она мне нехотя, по моей сильной просьбе, выписала рецепт на 3 покупки вышеупомянутого противотревожного транквилизатора. Всё.
Стоит ли говорить, что я со своими трудностями в контактировании с людьми, потратил на тот момент все силы, чтобы не сдаться и не уйти «в берлогу», наплевав на всё на свете и впав в депрессию? Мне не было, плохо, мне не было хорошо. Мне стало никак. Причём так «никак», как никогда ещё не было до этого. Это был не тупик. Это был конец, как мне тогда казалось, моей истории жизни. К тому же признаюсь, жизнью трудно назвать существование, при котором просто отсутствует понятие «эмоции».
Я даже перестал читать про аутизм дальше, перестал искать возможные способы исправить своё положение. Грустно, правда? Честно сказать, я и сам не ожидал, что мой рассказ из комичного перейдёт в драматичный.
Что ж, а теперь к развязке. Потому что надо заканчивать уже (сколько можно-то уже потому что).
Примерно 3/4 года назад я через мем узнал про такой интересный гормон как «окситоцин».
И только я начал про него читать, как моё недавнее исследование «Как же мне излечиться» возобновилось. Я понял, что «надо попробовать».
Без лишних слов сообщаю, что со мной это просто-напросто сработало. После недолгих разговоров с психиатром, я получил рецепт на окситоцин. И уже больше полугода каждодневно принимаю его.
Какой эффект? Почти вначале моего поста он описан. У меня нет ни одной проблемы, которые неразлучны с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера. Я общаюсь, улыбаюсь, обнимаюсь, смеюсь, подбадриваю, абсолютно не против прикосновений!
Но только на сутки. Далее снова надо принимать.
Честно признаюсь, я не понимаю, почему у нас в стране окситоцин продаётся только в ампулах для введения шприцом. Приходится дополнительно тратить деньги на средство от насморка в виде спрея, крышку которого можно откручивать и прикручивать обратно, чтобы была возможность вместо ксилометазолина брызгать в нос окситоцин. Но это намного дешевле, чем, например, капать этот окситоцин под язык по ампуле в день (потому что всё равно выветрится за сутки, если оставлять часть ампулы «на завтра»).
Радует и то, что интраназальный метод приёма окситоцина не опасен для женского организма (хотя аутисту женского пола всё же надо бы проконсультироваться со специалистом), когда как внутримышечные инъекции могут отправить женщину либо прямиком в реанимацию, либо в морг. Так что вот:
И есть оговорка. Не на всех аутистов действует окситоцин. Мне просто повезло, что у меня проблемы с выработкой гормона, а не с его рецепторами.
Весь текст, который я написал в этом посте, служит одной цели. Я не могу не помогать. Поэтому я рассказал, прежде всего, аутистам о том, что они просто обязаны знать, и чего наша медицина, почему-то, не даёт знать (В Америке, вон, даже здоровые люди принимают окситоцин, чтобы, например, освежить отношения или даже их спасти).
Так что я рассказал свою историю со счастливым для меня концом, чтобы и у других появилась возможность повернуть свой сценарий в положительную сторону.
И это, обращаюсь к тем, кто несёт тяжкое бремя ответственности за аутиста (их родитель, или друг, который хочет помочь, но только тратит свои силы зазря, или даже их здоровый ребёнок, которому некуда деваться):
Либо окситоцин, либо страдайте дальше. По-другому улучшений не будет, эти «эмоциональные вампиры» не дадут вам жизни.
И общий совет всем: либо не беритесь за аутиста, либо потратьте на него всю свою жизнь, терпя их «бесчеловечность» (но это со стороны кажется. Просто мы, аутисты, в принципе не учитываем эмоции. И никогда не заметим, что кого-то ранили словом. Даже если нам напрямую это сказать. Не поймём). Либо окситоцин.
Простите за скомканный финал. Но надеюсь, что я донёс всё, что хотел и до всех, до кого хотел.