Интуитивное рисование для детей что это
Консультация «Интуитивное рисование»
Буенкова Юлия Геннадьевна
Консультация «Интуитивное рисование»
В условиях реализации ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие творческих способностей детей. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, способной нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
«Цель моего выступления познакомить вас с методом работы по развитию творческой активности у детей в нашем детском саду. Это метод интуитивного рисования. Его еще называют методом правополушарного рисования. «
Занятия с использованием интуитивного метода проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1-2 раза в месяц. Работа проводится в условиях непосредственной образовательной деятельности и в совместной самостоятельной деятельности педагога с детьми.
«Для работы используется гуашь,кисти щетина двух размеров: большая и средняя, кисть синтетика тонкая, акварельная бумага».
На начальном этапе работы покрываем весь лист белой краской
Потом хаотично ставим пятна краской разными цветами, подбирая их в соответствии с замыслом.
«Мы растягиваем краску по всему листу слава направо, сверху вниз. Таким образом мы готовим фон будущего шедевра.
«Далее мы продолжаем работу в соответствии с темой. Цветы мы изображаем общей формой, выделяя темные, светлые места и создавая изображение целиком, а не прорисовывая каждый лепесток отдельно.
При изображении деревьев мы так же формируем крону «
«В работу по методу интуитивного рисования включаются и хорошо известные техники нетрадиционного рисования: монотипия, кляксография, тычок, набрызг, рисование пальчиками и ладошкой.
При совмещении этих техник получаются необыкновенные результаты, вдохновляющие и помогающие поверить в свои способности. «
«Открыть в себе умения рисовать может каждый с любым уровнем подготовки и в любом возрасте. Этот метод с успехом можно рекомендовать родителям. Совместное творчество с детьми поможет укрепить внутрисемейные связи. «
«Результатом работы по методу интуитивного рисования является создание каждым ребенком своего оригинального рисунка, а главным критерием оценки воспитанника является способность добиваться нужного результата, проявляя творческую активность и инициативу. Это является целевым ориентиром согласно ФГОС ДО. «
Прикреплённые файлы:
Интуитивное рисование. Интуитивное рисование или правополушарное рисование. Появилось в 60-е годы в США американская учительница Бэтти Эдвардс основала эту удивительную.
Консультация для педагогов и родителей «Сюжетное рисование с дошкольниками» Сюжетное рисование В младшей группе передача содержания носит особый сюжетно-игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают.
Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами» Уже с самого раннего детства необходимо всесторонне развивать ребенка, и конечно не обходить стороной и развитие творческого потенциала.
Консультация для родителей «Рисование с детьми 2–3 лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Рисование с детьми 2-3 лет» воспитатель группы раннего возраста Г. В. Фортуна В этом возрасте дети стремятся.
Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста» Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и.
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование в жизни каждого ребёнка» Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет детям отображать.
Нетрадиционное рисование в старшей группе (штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком) Нетрадиционное рисование в старшей группе (штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком) Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной.
Нетрадиционное рисование в старшей группе (штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком) Нетрадиционное рисование в старшей группе (штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком) Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной.
Рисование необычными материалами. Нетрадиционная техника рисования (рисование пластиковой вилкой) Оригинальная техника рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Состоялась творческая мастерская посвященная.
Мастер-класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых»
Надежда Муравьева
Мастер-класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых»
Мастер – класс «Интуитивное рисование»
Проект «Арт-терапия для детей и взрослых»
Цель проекта:
сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников и создание условий для социально-личностного развития ребенка средствами арт-терапии.
Задачи проекта:
• Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам
• Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.
• Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.
• Развитие высших психических функций, соотношение которых меняется в разные возрастные периоды (память, мышление, воображение и др.);
• Снятие страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками через реализацию принципов игры, скоростной импровизации и коллективного сотворчества;
• Моделирование атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей с проблемами здоровья;
• Формирование художественно-эстетического вкуса;
• Активизация умственной деятельности;
• Повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Тема моего мастер-класса «Интуитивное рисование как способ развития правого полушария» (слайд №1)
Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников) (слайд №2)
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.
Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом. (слайд №3)
Левое полушарие – аналитическое. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески.
У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца. (слайд №4)
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие. (слайд №5)
Вот несколько упражнений,выполнение которых стимулирует работу правого полушария: (слайды № 6,7,8,9)
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
* Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.
* Рисование на цветной бумаге.
А как же обстоят дела у взрослых? (слайд №10)
У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие. И это легко объяснить.
Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению. Каждый день становится повторением. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях. Однако с детьми все наоборот. Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора, все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает. Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. (слайд №11)
Давайте с вами остановимся на интуитивном правополушарном рисовании. И попытаемся немного востановить баланс нашего мозга (слайд №12)
В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества. (слайд №13,14)
Что нам даст интуитивное правополушарное рисование? Мы будем убирать с вами барьеры «я не могу» «у меня не получится» и начнем раскрывать наши спящие творческие способности. А также получим удовольствие от процесса и раскроем свою индивидуальность. (слайд № 15,16)
Уважаемые педагоги, предлагаю вам порисовать. (слайд №17)
— Перед началом обучения технике правополушарного рисования, предлагаю вам на листе нарисовать любой рисунок за 5 минут.
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа. Для фона сначала покрываем лист белой гуашью, потом в хаотичном порядке нанесите нужные пятна краски. Не жалейте краску. И растяните цветные пятна с белой краской размашистыми движениями. Далее дорисуйте нужные вам элементы…растительность или животных.
Мой мастер-класс подошел к концу. Оцените сами свою работу. Вы получили свои пять минут здоровья, задействовав правую половину мозга. Спасибо за внимание! (слайд №18)
5 полезных способностей, которые развивает интуитивное рисование
Вы умеете рисовать? Нет? Значит, вы просто разучились! Или не знаете, что такое интуитивное рисование. Ученые сходятся во мнении, что в детстве все мы — отличные художники. А, значит, и ваш малыш тоже. Дети рисуют без самокритики, от души, интуитивно. Сохранить и развить в них эту способность очень важно.
О ценности интуитивного рисования заговорила еще в 1970-х годах доктор наук, преподаватель искусства Бетти Эдвардс. В 1979 году она опубликовала свой правополушарный метод, который стал бестселлером. Опираясь на исследования нобелевского лауреата Роджера Сперри, Эдвардс доказала, что «П-режим» работы мозга (т. е. правополушарный) помогает нам воспринимать зрительный образ целиком, лучше чувствовать цвета, творить свободнее! Что для этого надо? Отключить «Л-режим» (левополушарный) — перестать бесконечно анализировать, придираться, высчитывать «истину».
Почему детям особенно важно рисовать интуитивно? Да потому что этот метод развивает важнейшие свойства маленькой личности!
1.Эмоциональный интеллект
Художник в «П-режиме» не уныло перерисовывает однотипные натюрморты, а смело ставит себе по-настоящему творческие, даже фантастические задачи! Предоставьте своему малышу самые разные материалы и попросите его изобразить на бумаге Радость, Любовь, Счастье, а, может, даже Обиду или Злость. Благодаря таким рисункам и проживанию непростых тем ребенок научится лучше понимать не только свои, но и чужие чувства.
2.Мелкая моторика
«Правополушарный» творец свободен в выборе материалов. Сегодня малышу хочется использовать вместо кисточки пальцы? Пожалуйста! Завтра он пожелал создать картину из пластилина? Милости просим! Все методы рисования учат ребенка лучше владеть собственными пальчиками. И недаром известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитие маленьких ручек оказывает прямое влияние на речевые центры!
3.Повышение самооценки
Почему большинство взрослых «разучилось» рисовать? Да потому что они боялись критики! Всевозможные «Все равно на натуру не похоже», «У меня не получится, как у великих» и «Другие засмеют» убили внутреннего творца, так и не дав ему возмужать. Если вы позволите ребенку рисовать то, что хочется, и так, как хочется, вы окажете неоценимую услугу его уверенности в себе. И помните, все гениальные художники не копировали натуру, а выражали свое отношение к ней!
4.Уравновешенность
Рисование, от которого человек получает удовольствие, сродни медитации. Перевозбужденный ребенок может выплеснуть свои эмоции в экспрессивной работе, обеспокоенный чем-то — расслабиться, рисуя мелкие завитушки. Кроме того, работа с красками учит концентрации внимания, которая так пригодится в школе.
5.Зрительная память
Интуитивное рисование — далеко не всегда абстракционизм. Рано или поздно ребенку захочется изобразить предметы реального мира. Тогда ему и потребуется «зрение художника». По мнению художника и психолога Кимона Николаидиса, рисовальщик должен правильно видеть края предметов, их отношение друг к другу, расположение в пространстве, игру света и тени, всю композицию целиком. Именно способность запомнить угол между двумя линиями и перенести его на бумагу делает рисование правдоподобным.
Эти качества — далеко не все подарки, которые ваш ребенок получит от интуитивного рисования. Малыши могут работать в группе, и их навыки общения друг с другом заметно улучшатся. Свобода творчества поможет крохе развить фантазию, вкус, способность прислушиваться к себе. Доставайте краски и присоединяйтесь к своему любимому чаду — обещаем, вы не пожалеете!
Правополушарное (интуитивное) рисование
Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.
Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которого изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т.д.
Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.
У взрослых восприятие мира другое. Они больше следуют логике и стереотипам, полученные с опытом. Этими качествами контролирует левое полушарие мозга. Нам становится все сложнее переключиться на правое полушарие и следовать чувствам. Со временем правое полушарие практически не используется, что может негативно повлиять на жизнь в целом. Важно, чтобы работало оба полушария головного мозга. Для этого существуют специальные упражнения, которые помогут вам переключаться не только в рисовании, но и в повседневдной жизни. Во многих проблемах, при которых сложно найти решение, важно чтобы на помощь пришло правополушарное видиние ситуации. Благодаря фантазии ответ приходит легко и быстро, в отличие от логического мышления, которое работает медленно и не всегда срабатывает. Это выход для многих жизненно важных ситуаций.
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневдную жизнь. Такое рисование прежде всего успокаивает. Мы отключаем все мысли, в том числе негативные, и полностью погружаемся в творчество. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение. И тогда рождается шедевр. Раскрывается индивидуальность.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневдного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.
Благодаря правополушарному рисованию вы сможете:
— самореализовать свои творческие способности;
— самовыражаться через рисунок;
— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
— поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.
Проект художественно-эстетического развития дошкольников 4-7 лет «Интуитивное (правополушарное) рисование»
Р.п.Переяславка района имени Лазо Хабаровского края
художественно-эстетического развития дошкольников 4-7 лет
«Интуитивное (правополушарное) рисование»
Педагог-психолог; тьютор МБДОУ№11
тип проекта — долгосрочный (2 года )
· видеть контуры вместо фигуры;
· различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон);
· видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);
· видеть работу света и тени;
· собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Основные навыки Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и двух тренировочных.
1. Восприятие краёв.
2. Восприятие пространства.
3. Восприятие соотношений.
4. Восприятие света и тени.
5. Восприятие целостного образа.
1. Рисование по памяти
2. Рисование при помощи воображения Преимущества правополушарного рисования:
1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.
2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.
3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.
4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля» 3 с использованием одного только воображения.
3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.
4. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Популярность метода Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работать без усталости, вдохновенно. Используемый метод: – позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Новизна Развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорить. Занятия для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа; это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Обоснование социальной значимости
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная система требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.
Методика – Правополушарного рисования, дает возможность раскрыть талант ребенка. Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Они отвечают за разные аспекты нашей деятельности. С помощью левого полушария мы воспринимаем окружающий мир, можем слышать, видеть, говорить и рассуждать. Слова, звуки, буквы, цифры мы воспринимаем, благодаря работе этой части мозга. Правое же полушарие помогает нам творчески мыслить, мечтать и фантазировать.
Школа ориентируется преимущественно на интеллектуально одаренных детей — другие социально значимые виды одаренности пока мало признаются в школе. Мы хотим остановиться на творческой одаренности, которая выделяется как самостоятельный вид одаренности (см., например, теорию творческой одаренности, предложенную А.М. Матюшкиным, 1988, 1990).
Развивать правое полушарие — значит развивать безграничный творческий потенциал, заложенный от природы. Одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
Задачи первого года обучения:
1. Вызвать интерес к изобразительной деятельности у ребенка и желание рисовать.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5. Развитие связной речи и интеллектуального мышления.
Задачи второго года обучения:
1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
4. Развивать описательные, комментирующие функции речи. Учить обобщать, противопоставлять и рассуждать.
Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, игры, беседы. В программу включены:
1. Задания, предполагающие знакомство и освоение навыков работы кистью, гуашью, рисования пальчиками, рисования с игнорированием границ листа, использование некоторых видов техники нетрадиционного рисования:
· оттиск печатками из овощей;
· тычок жесткой кистью;
· оттиск печатками из ластика;
· восковые мелки и акварель;
· рисунки из ладошек;
· печать по трафарету.
2. Упражнения, которые помогут дать волю правому полушарию и абстрактному мышлению, будут способствовать развитию воображения.
3. Материалы занятий подобраны таким образом, что позволяет углубить или сократить задания, данные детям и предполагающие возможность замены одних художественных приемов другими по выбору педагога и с учетом особенностей и подготовленности ребенка. 4. Создание индивидуальных и коллективных работ, подготовка творческих выставок, участие в творческих конкурсах. 6 Каждое занятие с ребенком в кружке – это маленькая игра, позволяющая детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 20-30 минут.
Принципы проведения занятий:
1) системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
4) проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5) развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
· акварельные краски, гуашь;
· палочки или старые стержни для процарапывания;
· подставки под кисти;
· фартуки и нарукавники.
Приемы и методы, используемые на занятиях :
· эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
· словесные методы и приемы – рассказы,
· наглядные методы и приемы – наблюдение,
· рассматривание, показ образца,
· показ способов выполнения и др.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Участие выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
Ожидаемые результаты освоения :
· Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой.
· Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
· Развиваются навыки дошкольников по составлению сюжетов.
· Дети учатся цветоведению и экспериментированию.
· Развивается связная речь.
· Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.
· Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
· Расширение и обогащение художественного опыта.
· Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
· Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).
Формирование навыков трудовой деятельности. Оценка результативности по критерию сформированности уровня художественно – эстетического развития детей проводится два раза в год (декабрь, май).
Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования. Провести вводный инструктаж. Просмотр видео фильма «Рисовать может каждый». Знакомство с необходимыми материалами. Учить детей создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Подвести к выводу, что разное время суток имеет разную освещенность.
Формировать умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, создавать фон в диагональном, а затем в круговом направлении гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом, светом и тенью. Формировать навык работать в технике кистью. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.
Море
Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.. Продолжать развивать умение создавать фон. Развивать видение эстетической красоты в рисунке. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.
Создавать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Формировать умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, создавать фон в диагональном направлении гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом, светом и тенью. Формировать навык работать в технике «тычок», жесткой кистью. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.
Продолжать учить детей создавать образы дерева, подбирая красивые цветосочетания, создавать фон, круговыми движениями. Познакомить с техникой «двойной мазок». Формировать композиционные умения, умение подбирать цветовую гамму наиболее подходящую для данного времени года. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства, переживания.
Божья коровка
Формировать умение создавать фон в вертикальном направлении. Продолжать учить детей рисовать несложные сюжеты. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы, дать элементарные понятия о законах линейной перспективы.
Тыква
Развивать творческие способности и воображение. Закреплять умение создавать фон, круговыми движениями.Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге. Развивать композиционные умения.
Продолжать воспитывать смелость, художественную уверенность.
Закат
Совершенствование умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка; корректировать и развивать личностные качества учащихся, умения выражать свои чувства;
— улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти.
Способствовать развитию умения создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом, светотенью, учить использовать прием активизирующий работу правого полушария «Видоискатель». Формировать навык видеть и переносить пропорции выбранного предмета. Продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства. Показать особенности натюрморта.
Пальмы
Развивать фантазию, творческие способности;
развивать мелкую моторику пальцев, точность движений рук, глазомер; развивать пространственное воображение.
Осень золотая
Формирование навыков использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи: развивать фантазию, воображение детей, аккуратность, мелкую моторику рук и творческие способности.
Материалы:
-гуашь
-белый картон
-кисть
— листья
-вода
Продолжать знакомить с техникой смешивания цветов, ориентируясь на свою интуицию. Учить использовать в одной работе несколько видов кистей. Познакомить с новым приемом рисования ели;
Продолжать знакомить с техникой «набрызга» с помощью жесткой кисти. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть прекрасное. Развивать художественно-творческие способности: воображение, фантазию, чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к природе в зимний период.
Развивать творческие способности и воображение. Закреплять умение создавать фон, круговыми движениями. Способствовать освоению детьми техники «набрызг».
Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге. Развивать композиционные умения.
Продолжать воспитывать смелость, художественную уверенность.
Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Формировать умение создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Закреплять приемы рисования сухой кистью. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своей Родине.
Побуждать передавать свои эмоции в рисунке, развивать творческое воображение.
Формировать умение передавать пропорции элементов в рисунке, создавать композицию, развивать пространственное мышление и самостоятельность в выполнении рисунка.
Продолжать знакомить с видами птиц, их повадками и особенностями.
Развивать внимательность и последовательность определенных действий.
Продолжать учить создавать фон круговыми движениями. Познакомить с техникой – монотипией. Развивать пространственное мышление, глазомер, координацию движений. Предложить детям придумать сказочную историю про героя своей картины.
Познакомить детей с подводным пейзажем, побуждать передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей. Продолжать развивать умение создавать фон. Вызвать интерес детей рисовать мятой бумагой морское дно. Закреплять навык рисования в технике «двойной мазок» и «набрызг». Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Продолжать закреплять умение создавать фон гуашевыми красками в диагональном направлении, используя разные кисти. Продолжать знакомить с формой, объемом, светотенью, продолжать знакомить со способом рисования – «набрызг», «двойной мазок». Поддерживать самостоятельность, уверенность, в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать художественный вкус.
Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить создавать сложный, поэтапный рисунок. Закрепить знания детей о теплых цветах и оттенках. Упражнять в смешивание красок на палитре. Развивать чувство цвета.
Закреплять знания об освоении космоса. Продолжать обучать детей приему «набрызга», изображать планеты, небесные светила элементами пальчикового рисования. Учить выделять главное в композиции. Развивать внимание, память, художественно-творческие способности, свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей стране. Продолжать учить смешивать различные цвета красок прямо на листе бумаги, учить рисовать кометы, планеты пальцами, звезды в технике «набрызг».
Создавать условия отражать в рисунке впечатления о празднике. Формировать композиционные умения. Познакомить детей с техникой «рисование солью». Развивать творческое воображение, фантазию. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: Формировать патриотические чувства. Упражнять в смешивание красок, вливание цвет в цвет. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её защитников.
Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни, учить изображать насекомое способом тычкования полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в рисунке. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке. Развивать навык работать в технике «тычок», жесткой кистью. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.
1. Бетти Эдвардс http :// www. drawright. Com/ 8
2. Б. Эдвартс «Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. 27. ww w naydisebya ru Студия правополушарного рисования
3. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
4. Лана Ф. «Правополушарное рисование», 14 Dec 2013, интернет-ресурс, ww w naydisebya ru 5. Ворушило Н.С. «Программа кружка «Карандашик», г. Чистополь, Республика Татарстан (материалы электронного журнала «Дошкольник»)
6. Зорькина Н. Н. «Рабочая программа кружка «Фантазия», МБДОУ»Золотой ключик» (материалы электронного журнала «Дошкольник»)
7. Дворниченко А.В. ИЗО кружок «Каляка – маляка», воспитатель МБДОУ №47 «Радость» г. Псков (материалы электронного журнала «Дошкольник»)
8. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с. 11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
13. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
14. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 15. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
17. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
18. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
19. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 20. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
21. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
22. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 9 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
24. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
25.Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
26. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
27. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006
38. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. 31. Страунинг А. «ТРИЗ в развитии изобразительной деятельности»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.