Инвалидная коляска не входит в лифт что делать
Взгляд из инвалидной коляски
Лестница, лифт, подъезд
Не все инвалидные коляски подходят для перевозки в стандартных лифтах. Порой коляска не влезает в лифт всего на пару миллиметров. Но почему не согласовать стандартные размеры колясок и лифтов?
Улица
К нашим дорогам приспособлена не каждая отечественная коляска. А импортные вообще рассчитаны исключительно на ровные покрытия. Государством инвалидная коляска выдается раз в четыре года, но моя «Майра» ломается уже второй раз за год.
Школа
Для инвалидов есть услуга социального такси, хотя это далеко не всем по карману. Для этого надо предварительно купить талоны. И прозвониться диспетчеру, что очень сложно. Получается, если о мероприятии стало известно менее чем за двое суток, шанс попасть туда минимальный. Сейчас правительство Москвы выделило социальное такси как важное направление, призванное решить проблемы передвижения инвалидов по городу. Не хотелось бы, чтобы это означало, что «автобусы с низкой посадкой» больше не будут появляться на маршрутах, а эскалатор и лифт не станут атрибутом новых станций метрополитена.
Магазины, театры, музеи
Вперед многих ушел американский «Макдоналдс». Если даже присутствует лестница в зал, то в теплое время года можно остаться на улице. Крупные рестораны оборудованы туалетом для инвалидов с поручнями и широкими дверями. Намного полезнее было бы не ругать вредность предлагаемой там пищи, а перенять западный опыт. Хотя бы двери пошире в кафе сделать.
В театрах для нас часто находится служебный вход, а иногда даже и лифт для декораций. Тут все зависит от персонала, а в интеллигентных местах персонал соответствующий.
Инвалиды годами добиваются новых колясок. А потом не могут выехать на них даже из комнаты
Хамида Мухамедова — инвалид-колясочник, живет в маленьком городе Карпинске. Ее сыну 33 года, он не работает — ухаживает за матерью. Семье приходится существовать на пенсию женщины и пособие в 1440 рублей по уходу за инвалидом I группы. Без сына пожилая женщина не может добраться даже до туалета, потому что инвалидная коляска не проходит в стандартный дверной проем.
Женщине обещали обустроить ванную специальным оборудованием, чтобы она могла принимать душ, но этого так и не случилось. Поэтому за прошлый год Хамида Мухамедова смогла попасть в ванну всего 4 раза.
Хамида Мухамедова, инвалид-колясочник:
С получением коляски у пожилой женщины также возникли сложности — когда она обратилась в Фонд соцстрахования Свердловской области, закупки были уже завершены — колясок не было. Тогда Хамида Мухамедова приобрела необходимое оборудование самостоятельно, но коляска за 9 тыс. руб. была неудобная и громоздкая. В итоге вопрос решил депутат Госдумы по Серовскому округу Сергей Бидонько, он купил ей новую коляску — комфортную и не такую большую.
Пресс-служба депутата Госдумы Сергея Бидонько:
С корреспондентом 66.RU Хамида Мухамедова разговаривает из больницы. Чтобы попасть туда, ей пришлось самостоятельно нанять «грузчика», потому что у скорой не хватает санитаров, и они не смогли поднять ее и коляску в машину.
Другая история происходит в Екатеринбурге. С августа прошлого года Екатерина Ичетовкина не может получить коляску для своего сына. В конце ноября 2017 года мать подала заявление в Фонд соцстрахования во второй раз по новой программе реабилитации. Но коляски у ребенка нет до сих пор. Возможности оплатить необходимую технику у Екатерины Ичетовкиной нет — дорого (порядка 50 тыс. руб.). Ребенок не может самостоятельно сидеть, поэтому ему нужна технологичная, зарубежная коляска.
Екатерина Ичетовкина, мать ребенка-инвалида:
Руководитель общественной организации «Доступная среда всем» Ольга Небесная уже три года не может добиться замены своей коляски. По словам активистки, ее средство передвижения разваливается, приходится подклеивать его изолентой.
Ольга Небесная, руководитель общественной организации «Доступная среда всем»:
— Я — сапожник без сапог. Помогаю другим получать коляски, а сама не могу. Свою коляску я получила в 2011 году, сейчас она уже старая, сыпется, вся перемотанная. Уже была комиссия, которая подтвердила, что ездить на такой невозможно.
Ольга Небесная рассказала, что только в Екатеринбурге проживают порядка 2 тыс. инвалидов-колясочников. В Министерстве соцполитики Свердловской области подтвердить эти данные не смогли — официально такой учет не ведется.
Кроме того, новая коляска может оказаться хуже той, которой она владеет сейчас. По словам Ольги Небесной, сейчас выдают китайские, непрочные коляски, «в которых можно ездить только по торговым центрам».
Ольга Небесная подтвердила, что дома, построенные в советское время, не были ориентированы на потребности колясочников. Но настоящая проблема заключается в том, что после сноса старых аварийных домов, непригодных для жизни инвалида-колясочника, на их местах вновь строят пятиэтажки — дома без лифтов.
В Свердловской области существует разветвленная система помощи инвалидам-колясочникам, потому что финансирует эту услугу федеральный бюджет.
Из ответа Министерства социальной политики Свердловской области:
Дополнительно к федеральной программе инвалидам помогают территориальные управления соцполитики. Они обеспечивают инвалидов-колясочников средствами для оборудования их домов (подъемники, поручни, пандусы).
Кроме того, региональным Министерством соцполитики созданы социальные пункты проката, которые, в частности, выдают коляски для инвалидов, но не навсегда. На срок до 6 месяцев оборудование предоставляется бесплатно, о том, что происходит после — областное Министерство соцполитики не уточнило. На балансовом учете в социальных пунктах проката состоит более 26 тыс. единиц технических средств — это не только коляски, но и средства опоры (костыли, ходунки и т.д.), спецсредства для самообслуживания и ухода, средства реабилитации и т.д.
За закрытыми дверями. Как жить в городе, если ты в инвалидной коляске
«Это осталось от советских времен»
В 13 лет Евгений попал в аварию, его сбил мотоцикл. Евгений нажимает на кнопку вызова лифта, рассказывает:
«До этого у меня были проблемы со здоровьем, но незаметные: было тяжело бегать. После аварии самочувствие ухудшалось постепенно».
Евгений продолжал учиться в обычной школе, потом в строительном училище и в 25 лет стал пользоваться коляской. Все это время он жил с родителями, которые ему помогали.
Сейчас Евгению 45, родители умерли, и мужчина живет один. В квартире он передвигается на корточках, а коляску использует только на улице.
Коляска небольшая, но полностью занимает пространство.
Евгений объясняет: «Это осталось от советских времен: старые дома с маленькими лифтами и узкими подъездами. Тогда делали вид, что инвалидов нет».
Мы спускаемся на первый этаж и оказываемся у лестницы, Евгений предупреждает:
«Сразу мы выйти не сможем. Пандус меня выручает, конечно, но мне нужен человек, который помогает его открыть, съехать-заехать. Однажды мне пришлось здесь ночевать, потому что я не мог попасть домой с улицы. Хорошо, что лето было».
Евгений считает, что решить эту проблему можно, если установить пологий съезд. Он обращался в управляющую компанию, но там сказали, «что не положено, что нужны подписи жильцов». Организовали собрание. Инициативу по созданию полого съезда не поддержали. На мой вопрос «Почему?» Евгений отвечает:
«Не все еще понимают, что пологий съезд помогает не только колясочникам, но и пожилым, и беременным женщинам, и людям с детскими колясками».
Ждать помощи долго не приходится. Двери подъезда открываются, входит мужчина с пакетом. Евгений кивает ему приветственно, спрашивает: «Поможешь?» Мужчина ставит пакет в сторону и спускает коляску.
После пандуса в подъезде следует спуск с крыльца. Его установила управляющая компания, но пользоваться им Евгений не мог из-за высокого угла подъема. Исправить ситуацию помогли рабочие, которые укладывали асфальт неподалеку — они принесли несколько ведер асфальта и сделали спуск пологим.
«Переходи как хочешь, хоть летай»
Мы спускаемся на тротуар, Евгений аккуратно объезжает лужи, управляя коляской с помощью небольшого рычажка.
«У меня коляска электрическая, объясняет он, — работает от аккумулятора, поэтому зависит от погодных условий. В такую прохладную погоду и в дождь она быстро разряжается. Чтобы ездить на большие расстояния, нужно постоянно подзаряжаться. На то, чтобы полностью зарядить коляску, уходит ночь. Поэтому о том, чтобы выехать зимой, и речи не идет».
Мы проезжаем мимо здания Управления ГИБДД. Раньше напротив него была зебра, но из-за большого количества аварий ее убрали. Теперь здесь находится парковка. Рядом есть подземный переход. Но пандусом, который там установлен, не могут воспользоваться ни инвалиды, ни мамы с детскими колясками.
«Нам говорят: «Пользуйтесь этим переходом», а как им воспользуешься? возмущается Евгений. — Да, там есть пандус, но такой крутой, что по нему спуститься невозможно. Вот и переходи как хочешь, хоть летай».
Чтобы доехать до следующей зебры, у коляски не хватит заряда. Поэтому он переезжает дорогу поперек потоку машин.
«Есть люди, которых это пугает, они не могут перейти дорогу. Но для меня это не в новинку. Ладно дорогу перейти, а если нет тротуара, где мне ехать? Только среди машин. Меня и ГАИ останавливают иногда. Я им говорю: «Давайте, я вам дам коляску, вы сами попробуете проехать». Вопросы на этом заканчиваются».
В этот раз служебный автомобиль проезжает мимо, не обращая на коляску внимания. А Евгений выезжает на дорогу, дождавшись, когда на первой полосе притормозит машина. Следующие уже сами выстраиваются в ряд.
На другой стороне практически все оборудовано пологими пандусами. Евгению нужно в магазин, чтобы сделать ксерокопии. Мы движемся по аллее, от нее к магазинам ведут многочисленные дорожки, но все они заканчиваются слишком высоким для коляски бордюром. В конце аллеи бордюр чуть ниже, здесь можно проехать. Евгений приподнимает передние колеса, перескакивая ими через бордюр. Мимо проходит молодая мама с детской коляской, она проделывает ту же операцию. Евгений отмечает:
«Будь бордюр выше, у нее бы уже не хватило сил, чтобы самостоятельно затащить на него коляску с ребенком».
На подъезде к магазинам тротуар покрыт трещинами и выбоинами, полными дождевой воды. Евгений объезжает их и заезжает по пандусу в торговый центр. Внутри перемещаться на коляске можно только по первому этажу, на второй ведет лестница. Нужный Евгению «Копия-центр» находится на втором этаже, поэтому он просит меня подняться наверх и сделать копии.
Проблем немало, но Евгений говорит, что в городе происходят положительные изменения.
«Лет пять назад было невозможно куда-либо попасть. Сейчас почти во все банки, аптеки и другие подобные учреждения можно спокойно заехать. В основном не оборудованы обычные дома. Я не смогу попасть к своим друзьям, если захочу».
Когда я возвращаюсь, Евгений разговаривает по телефону со своей подругой Натальей Картушиной. Ей тоже нужно было сегодня на эту сторону дороги.
«Сейчас мне нужно забрать Наташку с той стороны улицы, говорит мужчина. — Она не может самостоятельно преодолеть подземный переход. В три года у нее обнаружили проблемы с суставами, болезнь прогрессировала. Наташа может ходить самостоятельно, но боль при ходьбе ограничивает движения, поэтому лестницы и пороги без пандусов, бордюры без понижения становятся препятствиями на пути».
Евгений еще раз переезжает через дорогу, мимо проносятся КАМАЗы и автобусы, я жмусь поближе к коляске, спрашиваю:
— И не страшно так каждый раз?
— Мне самому это не нравится. Но это вынужденные меры.
Дом Натальи расположен рядом с дорогой, у подъезда нас встречает ее сын Никита — семнадцатилетний юноша на электросамокате. Евгений подъезжает к самокату, осматривает его, спрашивает:
— Наташа вставала на него хоть раз? Ей руль подходит по росту?
— Мама руки вверх поднимает и достает.
Самому Никите самокат чуть ниже пояса. Он катается вокруг нас, по парковке среди машин. Этот самокат Наталья купила, чтобы самостоятельно перемещаться на небольшие расстояния. Когда она выходит, Никита пытается уговорить ее прокатиться на самокате, но Наталья пока боится его осваивать:
«Я лучше по старинке».
Она встает на подножку позади коляски, Никита едет следом — он с маминым самокатом уже освоился.
«Через дорогу ты с нами не поедешь. Это опасно», говорит Наталья сыну.
Тот соглашается доехать до зебры. А мы стоим у дороги еще около пяти минут — машины не тормозят.
На другой стороне, пока Наталья ходит по магазинам, Евгений показывает мне пример неправильного пандуса в одном из маленьких магазинчиков.
«Вот, посмотрите, я не понимаю, для чего это делают. Это не для доступности, а для галочки».
Он поясняет: чтобы добраться до этого пандуса, нужно преодолеть крыльцо высотой сантиметров в десять. Потом забраться на крутой пандус, который оторван от крыльца сантиметра на два, поэтому, если коляска все-таки сможет на него заехать, она тут же перевернется.
Рядом слышится шуршание шин по асфальту — Никита, наконец, добрался до этой стороны дороги. Он едет встречать маму, чтобы все-таки уговорить ее научиться управлять самокатом. Наталья соглашается встать на него, но ехать боится. Тогда Евгений объезжает самокат и подталкивает его колесами коляски:
«Если ты сама боишься, то будем так».
Наталья смеется и все же нажимает на газ.
«Вот, вот, молодец, поддерживает ее Евгений, — а теперь тормози. И снова вперед, потихонечку. Сильно не надо газовать».
Наталья проезжает несколько метров, улыбается, сжимает руль, переднее колесо виляет по разбитой дороге, навстречу идет поток людей, женщина останавливается — пока ей сложно лавировать. Никита встает позади матери, берет управление на себя. Он обещает быть осторожным и уезжает под испуганные крики Натальи — она кричит, и смеется, и жмурится от ветра в лицо. Евгений едет следом — кто-то должен следить за безопасностью.
В Кирове в домах меняют старые лифты на новые. Люди на инвалидных колясках не могут в них заехать
Почему новое оборудование не соответствует ГОСТам — неизвестно
В двух домах на улице Конева в Кирове старые лифты, установленные еще в советское время, поменяли на новые. Но жители этих домов, передвигающиеся на инвалидных колясках, недовольны: конструкция просто не позволяет им заехать в лифт — двери слишком узкие. Но менять лифты фонд капитального ремонта не собирается, людям предлагают «модернизировать» коляски. Что из этого выходит — в материале «7×7».
Что случилось
В соцсети «ВКонтакте» подписчик паблика «ЗлойКировчанин» Геннадий Ершов опубликовал пост с фотографиями нового лифта, в который с трудом проезжает инвалидная коляска одной из жительниц дома на улице Конева.
В комментарии «7×7» Геннадий предположил, что новые лифты устанавливают, не ориентируясь на ГОСТы.
— Они ставят обычный пассажирский лифт, который должен идти в паре с грузовым. Видимо, когда объявляли конкурс, заказчик ни о чем не думал, просто взял самый дешевый лифт. При этом монтажники признались мне, что есть лифты шириной 70 и 75 сантиметров. Когда лифт старого образца был, то мы могли створки пододвинуть, а сейчас они железные — не получится. Сама рамка только 65 сантиметров, а если бы двери раздвигались на 70 сантиметров, то коляска бы легко входила. Я разговаривал с заместителем директора фонда капремонта, там об этой проблеме вообще не слышали. И они вроде озадачились, но при этом сказали, что лифты, конечно, которые сейчас закуплены, поставят. Они даже не знают ГОСТов. Не знают, что инвалидная взрослая коляска идет шириной 70 сантиметров и больше, детские — 50–60 сантиметров. Я читал, есть технический регламент по лифтам, который предусматривает лифты такие, чтобы инвалидная коляска могла свободно выехать и въехать в лифт, чтобы к пульту управления был свободный доступ и к поручням, чтобы инвалид мог подвинуться и выехать. Вот они ставят новые современные лифты, но при этом они не удовлетворяют нормальных требований.
Как отреагировали власти
В комментариях под постом Геннадию Ершову от имени правительства Кировской области ответили, что поменять двери лифта уже невозможно.
«Замена лифтов в многоквартирных домах проводится на основании проектной документации. Учитывая, что лифты устанавливаются в существующие шахты, увеличение проемов не везде можно выполнить. Проблемы, влияющие на комфортное проживание людей с ограниченными возможностями, решаются в индивидуальном порядке. В данном случае подрядная организация за свой счет проведет модернизацию инвалидной коляски, что позволит пользоваться лифтом без применения специальных устройств», — говорилось в ответе.
В ГОСТе 5746-2015 указывается, что ширина дверного проема пассажирских лифтов, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках, должна быть не менее 800 мм. В ГОСТе Р 53770-2010 о пассажирских лифтах говорится, что «ширина дверного проема пассажирских лифтов, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках, должна быть достаточной для их безопасного въезда в кабину и выезда из нее».
«7×7» отправил запрос в жилинспекцию, чтобы выяснить, каким образом составлялась проектная документация при замене лифтов. Ответ на запрос в редакцию не поступил. Связаться с представителями жилинспекции не удалось.
Что стало с коляской
Инвалидную коляску жительницы дома на Конева, 7/2 отдали на переделку в Пермь.
— Нам пообещали, что посадочное место не уменьшат. Есть у нас вторая коляска, но она электрическая и весит 70 килограммов, ее без пандусов и лифта не перенести. Когда коляску отдавали, то было даже интересно, что с ней станет. Я знаю конструкцию коляски, и непонятно, как они это сделают, не заузив посадочное место, — сказал «7×7» Геннадий.
После изменения конструкции коляска стала проходить в двери лифта, но сложить ее и, например, положить в багажник машины теперь нельзя. Наглядное видео в ответ правительству области опубликовал родственник Геннадия Вячеслав Ершов.
Еще один случай
Председатель Ленинской районной организации «Всероссийского общество инвалидов» Иван Глинчиков рассказал «7×7», что это не единичный случай, когда люди с инвалидностью не могут воспользоваться новым лифтом. К нему обратилась Лариса Чарушина, жительница дома №7/3 по улице Конева — соседнего с домом Геннадия Ершова.
— Мы узнали о смене лифта, когда появились рабочие. Никакого общего собрания не было, просто по факту повесили объявление о замене лифта. Нас просто никто не учитывает. Меня это не устраивает. Из [фонда] капремонта мне все время звонят и предлагают подпилить мою коляску. Это не выход в данной ситуации. Заменой коляски добьются только того, что мы замолчим. А если завтра у меня будет другая коляска, а если я не помещусь в ту коляску, которая может проходить в лифт? Коляска — это не просто колеса, это продолжение человека, мы же не можем отпилить человеку руку или ногу. Раньше моя коляска в 60 сантиметров проходила в проем лифта, но там была другая конструкция. Двери лифта были подвижны, когда руками подожмешь, а сейчас поставили железные и тяжелые, их поджать нельзя. Капремонт приезжал, был инженер, потом начальник, сначала обещали, что все расширят. Инженер мне говорил, что шахта нашего лифта на самом деле позволяет поставить лифт 70–80 сантиметров шириной. Мы с этим инженером смотрели, прикидывали, и он согласился, что коляска не проходит. При этом моя коляска даже меньше стандартной, с колесами она 64 сантиметров в ширину. Потом стали говорить, что мужчина со второго корпуса [имеется в виду Геннадий Ершов] согласился коляску пилить. Я отказалась, потому что моя коляска стоит 340 тысяч, она не от государства куплена, и я понимаю, что с ней может случиться. Одна уже в городе развалилась. Это я сейчас одна такая в подъезде на коляске, а кто знает, что завтра произойдет? — рассказала она.
Лариса Чарушина сделала фотографии, где видно, что коляска не может проехать в лифт.
Подъемники для инвалидов. Лифты для инвалидов. Особенности, отличия
Отличие лифта обычного от специального
Территории с перепадами высоты должны быть удобны для инвалидов-колясочников. Обычно для передвижения по таким площадкам люди с ограниченными возможностями применяют специальные лифты и подъемные платформы.
Лифт для инвалидов представляет собой специализированный механизм, который делает перемещение в инвалидных креслах очень удобным, помогая преодолеть переходы разных уровней высоты. Для этого применяется вместительная кабина, движение которой происходит по жёстким направляющим. Вертикально. Строгое техническое требование к подобному типу лифта — шахта.
Особенностью, отличающей устройство стандартного лифта от тех, что предназначены для инвалидов, — более широкий вход. Это помогает беспрепятственно заехать на коляске в кабину. Ширина входа не должна быть меньше 0,9 метра. Второе требование — более просторная кабина. Минимальные параметры по стандарту — 1,1 х 1,4 метра. К тому же панель управления должна быть несколько ниже обычного.
Тип лифта утверждается еще на этапе проектирования. Монтаж специальной кабины лифта для инвалидов в уже возведенном строении чреват трудностями юридического и технического плана. Вначале требуется понять, как установить лифт в здании предложенного типа, затем потребуется документальное обоснование и согласование. Сложность в том, что специальный лифт для инвалидов имеет сложную конструкцию. Его установка выйдет дороже, чем платформа.
Всё о подъемной платформе
Подъемная платформа — более дешевое устройство для передвижения людей с ограниченными возможностями. Такая площадка многофункциональна: она также идеально подходит для перевозки стоящих пассажиров, больших грузов. Главное отличие платформы от лифта — отсутствие кабины. Однако у платформы в некотором смысле больше возможностей. Есть варианты подъемных платформ с наклонной траекторией движения. Конструктивные особенности лифта не позволяют ему делать таких маневров: кабинка может двигаться только по направлению вверх-вниз.
Разновидности подъемных платформ
Платформы подъемного типа размещают в открытом пространстве. Часто их устанавливают на внешней стороне здания. Если это касается помещения, то вдоль лестницы или в атриуме. Сложность в том, что устройство в подобных обстоятельствах должно быть защищено от негативного воздействия природных осадков, высоких/низких температур, а также пыли.
Есть два вида платформ: вертикальные, наклонные. Первая может перемещаться исключительно вверх и вниз. Движение происходит до площадки, куда необходимо пассажиру. Выходит, что функционал вертикальной площадки идентичен лифту. Наклонные платформы устроены немного сложнее: они устанавливаются вдоль лестниц. Здесь тоже есть свои разновидности — прямые, передвигающиеся по траектории от одного лестничного пролета до другого; более сложные платформы, которые одновременно могут преодолевать несколько пролетов, имеют изогнутые направляющие.
В свою очередь вертикальные наклонные платформы могут иметь открытый и закрытый вид. Последний, в отличие от первого, имеет ограждение (шахту). Оно защищает пассажиров. По стандарту, вертикальная платформа любого типа с высотой более двух метров должна иметь ограждение по типу шахты. Максимальная высота подъема — 4 метра. Бывает, что подъемные платформы располагают внутри строения, с возможностью прохождения сквозь перекрытия между этажами.
Платформа закрытого типа для перемещения инвалидов-колясочников по функциональным пользовательским возможностям не уступает лифту. А те устройства, которые установлены на улице, имеют надежные антивандальные шахтовые ограждения.
Применение лифтов
Есть случаи, когда обстоятельства сами определяют необходимый для перемещения пассажиров вид устройства. Когда нужно организовать перемещение инвалидов-колясочников внутри строения во много этажей при невозможности установить наклонную платформу вдоль лестниц (крутые лестницы, узкие проходы), остается один вариант — лифт для инвалидов.
Использование подъемных платформ
Этот вариант более разумен, когда речь идет о передвижении человека в инвалидной коляске с территории тротуара на крыльцо. Такие варианты актуальны для магазинов, торговых центров, аптек и являются прекрасной альтернативой пандусам.
Как определиться?
Если стоит вопрос выбора, остановитесь на подъемной платформе. Лифт выйдет для вас дороже ввиду технических сложностей. Но иногда этот вариант — единственный возможный.
Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер: