Инвариативная часть это что такое
Консультация для воспитателей «Инвариативное и вариативное планирование в течении дня»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ВАРИАТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕЖИМЕ ДНЯ»
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ №12 «Юный строитель»
Черникова Наталья Геннадьевна
¢ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Начал действовать с 1 сентября 2013 года.
¢ ФГОС дошкольного образования
Плавный переход от ФГТ к ФГОС ДО.
¢ Основная образовательная программа дошкольного образования, психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №12 «Юный строитель» на основе ФГОС дошкольного образования.
И НВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ – 60 %
¢ Все программы и пособия по программе «От рождения до школы»:
— Познавательное развитие: Помораева И.А., Соломенникова О.А., Дыбина О.В., Веракса Н.Е.
— Речевое развитие: Гербова В.В.
— Художественно-эстетическое развитие: Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Куцакова Л.В.
— Физическое развитие: Пензулаева Л.И.
В АРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ – 40%
¢ Авторские программы (Алешина Н.В. и т.д.)
¢ Парциальные программы (Лыкова И.А.,
Колесникова Е.В. И т.д.)
¢ Но вариативность касается не только образовательной деятельности, но и планирования всей деятельности в течении дня.
¢ Совместная с детьми (родителями) проектная деятельность
¢ Опытно-экспериментальная и познавательноисследовательская деятельность
¢ Лэпбук, интерактивные книги и т.п.
¢ Нетрадиционные формы художественного творчества: кляксография, монотипия, граттаж, айрис-фолдинг и т.д.
¢ Дары Фребеля, игры Воскобовича, бизиборд, бусоград, моделирование, правополушарная живопись
¢ Экология: эко-макеты, флорариумы, мини-сады
¢ Утро: опыты, работа в экспериментариуме
(эксперименты), проекты, мастерская по …,
¢ Прогулка: экскурсии, трудовой десант, опыты, эксперименты, воображариум «На что похожи…», «Чевостик» (наблюдения), сравнительное наблюдение, мастерская по изготовлению цветных льдинок…, экспедиция к …
¢ Вечер: проекты, опыты, эксперименты, создание коллекций и макетов, все виды нетрадиционного творчества и моделирования, театрализация, мастерская…, викторины, концерты, фестиваль загадок, создание экспозиций и мини-музеев
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Пустомержская средняя общеобразовательная школа»
Главная > Образовательная программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
4. 4 Учебный план, его инвариантная и вариативная части
Количество учебных часов
Алгебра и начала анализа
«Экология и природопользование Ленинградской области»
«Экономика и законодательство Ленинградской области»
Стилистика в курсе русского языка
Решение уравнений и неравенств
Трудные дискуссионные вопросы изучения истории России XX века
Максимальная недельная учебная нагрузка
Настоящий учебный план разработан с учетом основных положений Закона РФ «Об образовании», », федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждеий РФ, реализующих программы общего образования с последующими изменениями; федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008г. № 164; от 19.10.2009г. № 427), СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Базисный УП РФ и настоящий учебный план определяет максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся, распределяют время, отводимое на освоение федерального, регионального и индивидуального компонентов.
.Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе образования учитывались следующие принципы:
оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов
непрерывности и поступательности
Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение
Базисный учебный план состоит из двух основных частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части УП полностью реализуется Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства на территории РФ и гарантирует овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни выпускниками школы III ступени, а также:
интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников
становлению их субъективности и индивидуальности
формированию умений и навыков познания
познание самих себя и окружающей действительности
Образовательная область «Филология» представлена учебными курсами «Русский язык» и «литературное чтение», «Иностранный язык». Русский язык способствует формированию лингвистического мышления, обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи. Образовательная область «Математика» представлена учебными курсами «Математика» и «Информатика». Цели обучения математике определяются только данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета.
Образовательная область «Естествознание» представлена учебными курсами «Биология», «Физика», «Химия».
Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность.
Образовательная область «Физкультура» представлена учебными курсами «Физкультура»,
Образовательная область «Обществознание» включает предметы «История» и «Обществознание», «География экономическая». Курс «История России» способствует формированию у учащихся целостного представления об историческом пути страны и судьбы народов, ее населяющих, об основных этапах отечественной истории. Некоторой особенностью действующих программ по предмету является обращение к вопросам истории быта, Православной церкви, российской ментальности.
Вариативная часть УП обеспечивает реализацию регионального компонента образовательного стандарта. Часы регионального компонента «Экология и природопользование Ленинградской области» в 10 классе реализуются отдельным предметом- 35 часов (1 час в неделю).
Часы регионального компонента «Экономика и законодательство Ленинградской области» в 10 классе реализуются отдельным предметом-35 часов (1 час в неделю).
В 10 классе за счет часов школьного компонента увеличено время на расширение содержания учебных предметов федерального компонента «математика» 35 часов в год ( 1 час в неделю) в соответствии с рабочей программой; «русский язык» 35 часов в год ( 1 час в неделю) в соответствии с рабочей программой.
За счет часов школьного компонента введены отдельные элективные курсы:
— по учебному курсу «История»- «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века» 35 часов в год (1 час в неделю).
4.6 Ожидаемый результат
успешное освоение дисциплин учебного плана;
достижение оптимального для каждого учащегося уровня функциональной грамотности, соответствующего региональному
сформированность потребностей к продолжению образования по индивидуальному маршруту для личностного и
формирование исследовательских способностей учащихся как условий получения образования на уровне общекультурной
формирование культуры умственного труда:
умение разного вида обобщения;
получение навыков самообразования;
формирование экономической грамотности уважения к закону, правопорядку;
готовность к адаптации в современном обществе;
диагностирование развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора
дальнейшего профессионального образовательного маршрута;
свободное владение обще учебными умениями и навыками для последующего формирования системы знаний.
использование в образовательном процессе педагогических технологий, ориентированных на формирование общей
культуры личности, самостоятельности и креативности мышления, исследовательской и коммуникативной культуры.
4.7 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
контрольные работы (вводные, текущие, итоговые)
4.8 Технологии, используемые в образовательном процессе формы, методы и приемы.
Технологический арсенал педагогической деятельности учителей составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:
устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося;
предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:
приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
методы диалога и полилога;
приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
методы диагностики и самодиагностики.
Основные формы организации уроков:
На III ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Интеллектуальные игры и конкурсы, предметы олимпиады, недели, вечера – основные формы организации процесса воспитания учащихся 11 класса. Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 11 класса в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Ориентация на создание в школе творческой атмосферы развития всех участников образовательного процесса, их особенностей внутреннего мира, для сотрудничества педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей определили цели и задачи воспитательной системы школы:
Цель воспитательной системы школы:
Создание условий для максимального развития личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на такие ценностные ориентиры как физическое и психическое ЗДОРОВЬЕ, ОТЕЧЕСТВО, КУЛЬТУРА, СЕМЬЯ.
Объединить все звенья воспитательной работы в воспитательную систему школы.
Обновить и расширить формы, приемы и методы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанника, способствующей формированию личности обучающегося, а именно:
повышение культуры личности школьника;
воспитание уважения к закону и порядку;
развитие способности к творческому выражению в образовательной и досуговой деятельности;
развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания, компьютерной грамотности.
Расширить образовательное пространство школы за счет взаимодействия с родителями обучающихся, социальными партнерами, общественными организациями, культурными учреждениями.
Совершенствовать работу по организации качественного дополнительного образования обучающихся.
В результате целенаправленной работы по реализации поставленных задач педагогическим коллективом были внедрены и разработаны следующие программы:
«Мы – граждане России»
Личностно-ориентированная организация воспитательного процесса опирается на ведущие принципы воспитания:
Основные виды деятельности, обеспечивающие условия для развивающейся личности:
В школе создана система работы органов ученического самоуправления :
Совет старшеклассников, Совет активистов. Работают шесть творческих объединений: ТО «Красочный мир», ТО «Ученье-свет», ТО«Образцовый порядок», ТО«Массовая культура», ТО«Поиск», ТО«Детская улыбка». Каждое творческое объединение имеет свои цели, задачи, план работы.
Основные формы работы- КТД. Цель- пропустить каждого ученика школы через все виды деятельности. Проходя через них, обучающийся развивается как бы по спирали:
-обучающиеся 1-4 классов выступают в роли исполнителей и частично творцов;
Организация дополнительного образования осуществляется через работу кружков и секций следующих направленностей:
Воспитательная система сильна своими традициями :
Линейка ко Дню знаний
Выборы нового состава органов ученического самоуправления.
Конкурс «Осенние посиделки».
День пожилых людей.
Проведение театрализованных новогодних праздников.
Проведение школьных предметных недель. Олимпиад.
Парад больших и малых звезд.
День защитника Отечества.
Осенний кросс памяти Тихонова П.Т., комиссара 2-ой дивизии народного ополчения.
Совместные коллективные праздники: Масленица», «Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя – мать».
Участие в фольклорном фестивале «Хороводы народных традиций».
Экологические акции: «Чистые воды Балтики», «Уют», благоустройство школьной территории).
Неделя памяти в годовщину освобождения г.Кингисеппа.
Сбор макулатуры каждую четверть.
Участие в спортивной спартакиаде.
Традиционное шествие к братским захоронениям д.Мануйлово в День Победы.
Праздник «Прощай, начальная школа».
День профилактики (работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости и пропусков занятий).
Летние кампании: трудоустройство старшеклассников на летние работы, походы, экскурсии.
Воспитательное пространство, создаваемое школой, органично входит в мир деревни. В школе создаются условия для появления субъективной позиции каждого ребенка, педагога, сельского жителя. Пустомержкое воспитательное пространство – живой развивающийся организм, основанный на открытости сельскому социуму.
У школы есть свой гимн и заповедь.
Формирование жизнеспособной и конкурентно способной личности, готовой к самостоятельному самоопределению, к трудовой деятельности.
Совершенствование системы дополнительного образования.
Повышение престижа школы на основе разнообразия качества образовательных услуг.
Создание условий для творческого самовыражения обучающихся.
Создание единого образовательного пространства на территории Пустомержского поселения.
Служба психолого-педагогического сопровождения классов 1, II и III ступени
создана для обеспечения благоприятного микроклимата, выявления индивидуальных особенностей личности каждого учащегося, помощи в решении учебных проблем, в выборе индивидуального образовательного материала.
Служба психолого-педагогического сопровождения осуществляет:
— социальную диагностику (1 раз в год)
— медицинскую диагностику (1 раз в год)
— психологическую диагностику (1 раз в год):
личностно-мотивационной сферы учащихся;
личностных достижений учащихся (развития внимания, уровень сформированности навыков построения варианта плана действий и т.д.);
социальной активности подростка;
динамики развития личностных качеств;
изучение психологического климата в классном коллективе;
степень сформированности навыков построения алгоритмов действии в учебном процессе на новом качественном уровне
навыков обобщения, систематизации, классификации, установления причинно-следственных связей и т.д.;
— педагогическую диагностику (2 раза в год):
сформированности показателей системы качества знаний;
уровня усвоения учебного материала (распознания, репродукции, умений трансформации);
актуальных достижений учащихся в рамках образовательного стандарта;
— психологическое и социально-психологическое просвещение педагогов и родителей.
Диагностическое отслеживание носит комплексный характер и проводится на уровне всего класса 1 раз в год с согласия родителей. Результаты достижений за время обучения в основной школе отражают динамику продвижения учащегося по реализуемой образовательной программе и является основанием выбора образовательной программы на третьей ступени обучения.
Статья » Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления рефлексии.»
Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления рефлексии.
«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».
Совершенствование работы учителей неразрывно связано с изучением опыта коллег посредством посещения и анализа уроков. На уроке видны и неудачи педагога, его просчеты и ошибки, раскрываются мастерство, эрудиция.
Важнейшим качеством эффективного педагогического анализа урока является его комплексный характер: оценка организации и методики проведения урока; оценки знаний, умений и навыков учащихся, которые они приобрели на уроке; способностей применять эти знания для решения разнообразных учебных, жизненных ситуаций. Большое значение имеет программа, схема анализа урока; она зависит от цели посещения, опыта проверяющего, организационных условий и других моментов.
В практике внутришкольного контроля преобладает общий, всесторонний анализ:
— анализ структуры и организации урока;
— анализ методики проведения урока (деятельность учителя);
— анализ работы учащихся на уроке;
— анализ домашнего задания;
— психологический анализ урока;
— общие выводы по уроку.
При анализе урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо обратить внимание на их реализацию.
· Новые смыслы современного урока.
· Инвариантное и вариативное в современном уроке.
· Неиспользованные резервы современного урока.
Цель урока — это программирование результата конкретного учебного занятия, она является системообразующей частью структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы урока в единое целое.
Цели урока включают в себя: образовательные (формирование понятий), развивающие (формирование умений и навыков), воспитательные (формирование мировоззренческой позиции) и практические.
Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет сложную структуру. Макроструктура урока состоит из ряда этапов, которые вводятся в учебное занятие, в зависимости от выбранной учителем типологии урока. Целесообразность выбора типа урока, соответствует ли структура данному типу урока, как обеспечивается целостность урока, как подводятся итоги. Структура урока, в соответствие с запланированной учителем деятельностью, включает инвариантный и вариативный компоненты. Соответствует ли содержание программе предмета, целям и задачам урока, как отобранный материал связан с жизнью, современностью, с опытом самих учащихся, как решает воспитательные задачи, устанавливает межпредметные связи.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Какая система методов применяется, соответствуют ли методы и приемы обучения целям и задачам урока, содержанию материала, возрастным особенностям учащихся, уровню знаний учащихся. Как осуществляются на уроке дидактические принципы. Насколько целесообразно используются ТСО, наглядные пособия, приемы повышения творческой активности школьников, индивидуализация и дифференцирование заданий учащихся. Оценка знаний учащихся. Умение владеть классом; стиль и тон в работе; педагогический такт; наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, культура речи; внешний вид; пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
Анализ работы учащихся на уроке.
Проявление учащимися познавательной активности и самостоятельности, заинтересованности. прилежания, внимания. Отношение учащихся к учителю.
Анализ домашнего задания.
Объем и характер домашнего задания, дифференциация домашнего задания.
Общие выводы по уроку.
Достижение цели. Выполнение плана урока. Объем и качество знаний учащихся. Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.).
Формы предъявления рефлексии.
Понятие рефлексии (от лат. обращение назад, отражение) рассматривается в философии, психологии, педагогике. Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии. Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:
Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе. Именно этот компонент делает целесообразным рефлексию деятельности педагога, рефлексию взаимодействия.
Что такое вариативная и инвариантная часть?
Что такое вариативная часть в учебном плане?
Вариативная часть ОП – это часть учебного плана, отражающая перечень дисциплин, характерных для отдельных специализаций в рамках образовательной программы, и/или возможности для индивидуального выбора обучающихся и состоящая из дисциплин по выбору.
Что означает вариативная часть?
Вариативная часть — это часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися) в соответствии с требованиями работодателей и рынка образовательных услуг.
Что такое Ян вариативная часть?
Вариативная часть БУП должна учитывать национальные, региональные и местные социокультурные особенности и традиции, склонности и интересы детей. К этой части относятся часы на обязательные занятия по выбору, а также факультативные, групповые и индивидуальные занятия.
Что такое вариативная часть базисного учебного плана?
Вариативная часть состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия, занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и и групповые занятия».
Что входит в вариативную часть плана?
В состав вариативной части в числе других входят дисциплины, выбираемые студентом из нескольких предложенных. … Вариативную часть составляют только дисциплины профессионального блока.
Что такое вариативная часть рабочей программы?
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их …
Что такое вариативный?
Какие части содержит Опоп спо?
Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит: циклы: общепрофессиональный, профессиональный; разделы: физическая культура, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). обучение.
Как определяется инвариантный компонент?
2) Инвариантный компонент типового учебного плана — совокупность предметов, включенных в государственный общеобязательный стандарт среднего образования и обязательных для изучения в общеобразовательных организациях.
Что такое инвариантная часть деятельности классного руководителя?
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.