Инвентаризация сбербанка что это
Как проходит инвентаризация в сбербанке
Процесс инвентаризации в Сбербанке, как и в любой крупной организации, процесс очень трудоемкий и ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ затратный. Да, в настоящее время, в ряде ТБ введена система штрих-кодов. Но в то же самое время, сколько ресурсов требуется для того, чтобы пройти ежегодную инвентаризацию. Целый месяц квалифицированный персонал занимается тем, что заглядывает под столы и тумбы в поиске нужные штрих-коды. Во многих магазинах мы ежедневно проходим через магнитные считыватели, которые фиксирует момент переноса товара за пределы магазина. Так почему не установить аналог и в Сбербанке (система будет полностью отслеживать нахождение и перенос оборудования из зданий). Тем самым отслеживание необходимого оборудования и техники сводится к минимуму.. Давайте внедрять прогресс в жизнь.. Да это дорого, но если посчитать трудозатраты, которые ежегодны, экономия сил, средств, а главное умственных способностей сотрудников, станет колоссальной.
Поддерживаю, ежегодная инвентаризация многих напрягает, много рабочего времени в конце года уходит, особенно у членов инвентаризационной комиссии.
Да и самим работникам головной боли боли добавляет. А как это «красиво» выглядит, если инвентаризация в ВСП, а в зале клиенты.
Поддерживаю. При правильной реализации экономия сил и времени будет большая.
Учет перемещений может быть вплоть до помещений. Список перемещений за день ответвенному за помещение, с возможностью сразу оформить постоянную передачу или поставить статус «временное» — для ремонтов.
идея хорошая. особенно если ещё устаревшие компьютеры, на которых может вырасти целое поколение раздать по приютам. а не копить и не засорять склады. а быть полезными кому-то!
Согласна, идея хорошая!
Идея хорошая, я бы не сказал, что дорогостоящая, при правильном
подходе обойдется по всей стране не дороже одного супер-маркета.
Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит — задачи, виды, требования и порядок ее оформления при инвентаризации
В бухгалтерском учете нет сослагательного наклонения, поэтому важно точно знать все его особенности и требования законодательства. Например, кто входит в состав рабочей инвентаризационной комиссии на предприятии по закону, какие виды есть, включаются ли туда материально ответственные лица или нет, нужно ли в приказе писать о создании постоянно действующей или временной группы проверяющих. Все это актуальные вопросы, необходимые для ведения прозрачного бухучета и контроля целевого использования активов компании.
Состав группы рабочих для инвентаризации
На каждом предприятии руководитель волен самостоятельно выбирать людей, которые будут принимать участие в процессе. Это могут быть не только занимающие административные должности люди, непосредственно относящиеся к сфере учета и аудита, но и любые технические специалисты: инженеры, техники, слесари, уборщики, дворники и другие.
Критерием отбора может стать компетентность того или иного работника в определенной сфере и необходимость создания отдельных групп для проверки различной собственности организации:
Из вышеизложенного становится понятно, что посчитать количество столов, техники и калькуляторов в административном здании могут даже неквалифицированные кадры. А чтобы провести профессиональный учет финансовых вложений, нужны квалифицированные работники, компетентные в данной области.
Законодательные требования к составу инвентаризационной комиссии (кроме минимального участия 2 человек без МОЛ) и ее количеству отсутствуют. Поэтому каждый руководитель самостоятельно определяет, сколько людей будет принимать участие в процессе. Это зависит от объемов работы, а также численности штата. Нет смысла на небольшом производстве задействовать весь персонал, достаточно будет 2-3 рабочих. Для крупных фирм целесообразно увеличивать это число.
Начинать формирование лучше с утверждения председателя. Обычно им выступает главный бухгалтер, заместитель руководителя, аудитор или другой административный персонал, сведущий в экономической части работы.
Далее по необходимости проводится разделение групп на участки, для каждого выбирается 2-3 человека из штата, которые будут организовывать проверку. Если сотрудников числится немного, то отрывать их от производственного процесса нет необходимости, а состав комиссии можно уменьшить.
Стоит помнить, что в соответствии с п. 2.3 Методических указаний утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, если один из членов не явился в указанное время, отказался самостоятельно нести бремя ответственности, то результаты могут быть оспорены в суде, а сама инвентаризация не считается легитимной.
Входят ли материально ответственные лица
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Инвентаризация имущества и обязательств банка: документирование и учет
«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2011, N 9
Особое внимание проведению обязательной инвентаризации уделяется перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Рассмотрим наиболее важные вопросы организации инвентаризации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете банка. В том числе положения нормативных документов, документальное оформление и порядок проведения инвентаризации, отражение в бухучете выявленных в ходе инвентаризации излишков и недостачи материальных ценностей, влияние результатов инвентаризации на налогообложение.
Перед каждой кредитной организацией как минимум ежегодно встает вопрос о проведении инвентаризации своего имущества и обязательств. Он актуален и для собственников банка, и для должностных лиц, ответственных за сохранность и учет имущества на балансе кредитной организации, и для внешних аудиторов при проведении проверки, подтверждающей достоверность данных отчетности банка.
При правильной организации учета основных средств, материальных ценностей в кассе банка и на складе, взятого в аренду имущества обеспечивается их полная сохранность и повышается эффективность затрат на их приобретение. Наличие документального подтверждения финансовых операций исключает возможность несанкционированного использования средств банка.
Нормативное регулирование инвентаризации
Организовывая инвентаризацию и оформляя ее результаты, необходимо руководствоваться положениями следующих нормативных документов:
Эти нормативные документы всесторонне раскрывают вопросы подготовки, организации процесса инвентаризации, документального оформления действий должностных лиц, оформления и отражения результатов инвентаризации.
В соответствии с Законом о бухучете целью проведения инвентаризации имущества и обязательств является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно:
Наиболее актуальным для кредитных организаций является проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, тем более что материалы инвентаризации в обязательном порядке подлежат внешнему аудиту в процессе подтверждения данных баланса кредитной организации на отчетную дату.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности установлены Указанием N 2089-У.
Внутренним распорядительным документом о проведении инвентаризации имущества и обязательств является приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации унифицированной формы N ИНВ-22, утвержденной Постановлением N 88. Приказ о проведении инвентаризации издается в целом по организации и является основанием для издания аналогичных приказов в обособленных структурных подразделениях, имеющих отдельный баланс. В приказе указывается причина инвентаризации, которая определяет перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в такой перечень войдут имущество и обязательства в соответствии с Указанием N 2089-У.
Приказом о проведении инвентаризации назначаются инвентаризационные комиссии в головной организации и в каждом обособленном структурном подразделении. В их состав не должны входить должностные лица: руководитель, главный бухгалтер и материально ответственные лица, обеспечивающие сохранность и учет ценностей в банке.
Сроки проведения инвентаризации зависят от объема имущества и обязательств, подлежащих проверке, поэтому для оперативности целесообразно наметить ряд мероприятий, предшествующих инвентаризации. Например, выдать материально ответственным лицам и исполнителям документы по бухгалтерскому учету ценностей на дату, предшествующую плановой инвентаризации, для предварительной оценки наличия имущества, документации и т.д. Тогда при сверке фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета не будет потерь времени на сверку инвентарных номеров, документов и т.д. Сроки инвентаризации должны обеспечивать достаточное время для проведения фактической сверки наличия ценностей и документального подтверждения финансовых активов и обязательств. Все поля формы N ИНВ-22 должны быть правильно заполнены, Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» не разрешается удалять отдельные реквизиты из унифицированной формы.
Приказ о проведении инвентаризации подписывается руководителем организации (обособленного подразделения) и регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации формы N ИНВ-23. Должностные лица, поименованные в приказе, под роспись знакомятся с его содержанием.
Организация инвентаризации
При малом объеме работ в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, на которую возлагается проведение инвентаризации. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав инвентаризационной комиссии могут включаться представители администрации кредитной организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), работники службы внутреннего аудита банка, независимых аудиторских организаций (при наличии оформленных на них доверенностей). В состав инвентаризационной комиссии может быть включен собственник (или его представитель) арендуемого банком имущества.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
До проведения инвентаризации комиссия должна проверить наличие договоров материальной ответственности с лицами, на которых возложено хранение ценностей, а также даты заключения и срок действия этих договоров, содержащиеся в них наименования видов имущества, за которые несет ответственность материально ответственное лицо. Наименование отдельных видов и объектов имущества должно закрепляться за материально ответственным лицом приказами руководителя с ознакомлением под роспись. Расторжение трудового договора с материально ответственным лицом не влечет за собой его освобождения от материальной ответственности (ст. 232 ТК РФ), поэтому при его увольнении необходимо расторгнуть с ним трудовой договор и (или) договор материальной ответственности с формулировкой, что стороны не имеют взаимных материальных претензий по договору.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на дату», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации, наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение, наличие свидетельств на объекты недвижимости, подтверждающих право собственности на объект и информацию об их стоимости.
До начала инвентаризации нематериальных активов также необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права кредитной организации на их обладание.
До начала инвентаризации товарно-материальных ценностей обеспечивается порядок определения их фактического наличия в данном месте либо последовательно по нескольким местам хранения.
До начала инвентаризации расчетов по требованиям и обязательствам по банковским операциям и сделкам, по требованиям и обязательствам по срочным сделкам обеспечивается наличие документации, подтверждающей их возникновение (договоры, акты, постановления уполномоченных органов и пр.).
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета при наличии договоров по привлечению и размещению денежных средств.
Таким образом, в ходе инвентаризации будет использоваться либо способ фактического подтверждения наличия материальных ценностей, либо способ документального подтверждения обоснованности требований и обязательств на балансе банка (обособленного подразделения).
Документальное оформление и порядок проведения инвентаризации
Целью составления документации по инвентаризации имущества и обязательств является сверка фактического наличия (документального подтверждения) с данными бухгалтерского учета. Поэтому инвентаризационные описи заполняются с учетом всех фактически выявленных объектов учета и документации, а затем при сопоставлении с данными бухгалтерского учета выявляются излишки или недостачи ценностей и несоответствие документального подтверждения сделок наличию записей в балансе банка.
Наименования инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Все графы инвентаризационных описей должны быть заполнены в соответствии с указаниями по применению и заполнению форм Госкомстата России. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Если при проведении инвентаризации инвентаризационная комиссия делает перерыв в работе, она опечатывает материальные ценности и описи к ним в закрытом помещении, чтобы исключить несанкционированный доступ к ним.
Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1)
Инвентаризационная опись по основным средствам оформляется отдельно на объекты, находящиеся в собственности организации и арендованные. По находящимся в собственности основным средствам описи составляются отдельно по каждому месту нахождения имущества и материально ответственного лица. По арендованным основным средствам описи составляются отдельно по каждому арендодателю (с указанием срока аренды по договору), месту нахождения имущества и материально ответственного лица.
При этом документально должны быть подтверждены следующие факты:
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах по имуществу, находящемуся в собственности (для банка и материально ответственного лица), и в трех экземплярах по имуществу, принятому в аренду (для банка, материально ответственного лица и арендодателя). Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3)
Инвентаризационная опись составляется на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности.
Инвентаризационная опись может составляться отдельно по товарно-материальным ценностям, находящимся в собственности организации и арендованным, по видам материальных запасов, по предметам ниже установленного лимита стоимости, по предметам, находящимся на внесистемном учете после их списания с баланса и выданным в индивидуальное пользование работникам.
При инвентаризации материальных ценностей, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти ценности лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах по имуществу, находящемуся в собственности (для банка и материально ответственного лица).
Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15) и Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16)
Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные, на предъявителя, привилегированные, обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.
Опись формы N ИНВ-16 составляется в двух экземплярах (для банка и материально ответственного лица).
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17)
Применяется для оформления результатов инвентаризации с дебиторами и кредиторами. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена Справка (Приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления акта по форме N ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
Сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, N ИНВ-19)
Применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.
В сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными инвентаризационных описей и учетными данными баланса. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные), составляются отдельные сличительные ведомости.
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24) и Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25)
Руководитель организации может назначить проведение контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей, либо такая проверка может проводиться по инициативе службы внутреннего контроля банка. Проводится инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственного лица. Результаты должны быть зарегистрированы в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26)
Форма фиксирует результаты инвентаризации на основании сличительных ведомостей и их отражение в бухгалтерском учете. Все изменения в учете вносятся на основании принятия решений руководителя организации и инвентаризационной комиссии о признании излишков и недостач и выявлении виновных лиц. По каждому случаю составляется акт, подписанный комиссией и руководителем организации, с приложением подтверждающих документов для принятия решения. Акт служит основанием для проведения бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации в учете.
По результатам проведения инвентаризации в обособленных подразделениях информация о завершении и выявленных недостатках должна быть направлена в головную организацию вместе с документами (инвентарными описями, сличительными ведомостями и т.д.) для принятия решения руководством банка о мерах по устранению расхождений фактического наличия и бухгалтерского учета инвентаризируемых объектов.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
Все операции и результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете выявленные в ходе инвентаризации излишки и недостачи материальных ценностей отражаются на дату проведения инвентаризации не позднее 31 декабря отчетного года. Основанием для проведения бухгалтерских записей являются материалы инвентаризации и решения (акты), утвержденные руководителем организации по результатам инвентаризации.
Дт 60401 «Основные средства (кроме земли)», 60901 «Нематериальные активы», 610 «Материальные запасы»
Следует учесть, что оприходование материальных ценностей в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется по рыночной цене. Амортизация объектов основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начинается с месяца, следующего за месяцем принятия этих объектов к учету. Амортизационная премия к таким объектам не применяется ввиду отсутствия капитальных вложений в его создание и приобретение в соответствии с Письмом Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/829.
Кт 60401 «Основные средства (кроме земли)», 60901 «Нематериальные активы», 610 «Материальные запасы».
При отражении в балансе результатов инвентаризации используются счета доходов и расходов, относимые к прочим. К прочим доходам и расходам относятся доходы и расходы, не связанные с банковской деятельностью либо возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности, а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, в том числе от оприходования излишков и списания недостач материальных ценностей.
Примечание. Результаты инвентаризации (оприходование излишков и списание недостач материальных ценностей) относятся на счета прочих доходов и расходов.
Вышеперечисленные доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в фактических суммах на дату их выявления по следующим символам отчетности:
При установлении виновных лиц в недостаче материальных ценностей недостачи могут относиться не на счета расходов, а на счета по расчетам 60308, 60323.
По дебету счета 60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам» учитываются суммы допущенных работниками кредитной организации недостач денежных средств и других материальных ценностей, выявленных по результатам инвентаризации, в корреспонденции с соответствующими счетами в случае, если виновные лица установлены. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому работнику кредитной организации, допустившему недостачу денежных средств и других ценностей.
По дебету счета 60323 «Расчеты с прочими дебиторами» ведется учет расчетов с прочими дебиторами по хозяйственным операциям кредитной организации, в том числе отражаются суммы недостач денежных средств, выявленных в кассах кредитных организаций, если виновные лица не установлены. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому случаю недостачи денежных средств.
По кредиту счета 60308 отражается погашение сумм недостач денежных средств и других ценностей, возникших в результате кассовых просчетов, хищений и других злоупотреблений, в корреспонденции с соответствующими счетами.
По кредиту счета 60323 отражаются суммы, перечисленные в погашение долга в корреспонденции с соответствующими счетами.
Налоговый учет результатов инвентаризации
В налоговом учете суммы излишков и недостач относятся к внереализационным доходам и расходам соответственно.
При отнесении на внереализационные расходы сумм недостач нужно иметь в виду, что они принимаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль организации, в двух случаях:
Если виновные лица установлены, недостачи материальных ценностей в налоговом учете относятся на внереализационные расходы только в случае возмещения недостачи виновным лицом, сумма возмещения недостачи относится к внереализационным доходам. Если же возмещения ущерба не происходит, сумма недостачи не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации.
Выводы. Инвентаризация является важной составляющей частью подтверждения достоверности учета активов и пассивов в организации, позволяет обеспечить сохранность вверенного должностным лицам имущества, выполняет контрольные функции по расчетам с контрагентами банка во избежание ошибок предъявляемых требований и исполнения обязательств. Инвентаризация является инструментом, подтверждающим своевременный и полный учет, наличие и принадлежность активов и обязательств баланса кредитной организации. Грамотная организация и оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств являются одной из главных задач банка при подготовке годовой бухгалтерской отчетности.