Инженерная школа это что
«Инженер – это не профессия, это образ мысли»
Информация об открытии 1 сентября инженерных классов в 15 школах вызвала неоднозначные комментарии. Неопределенность шла от незнания: что это за классы, в чем их особенность, как будет проходить отбор и чем они лучше занятий в Клубе юных техников. За ответами на эти и другие вопросы мы отправились в Гимназию №6 «Горностай», где также будут организованы инженерные классы, и побеседовали с учителем высшей квалификационной категории Марией МАЗУР, заведующей кафедрой математики и информатики, кандидатом педагогических наук, руководителем проекта «Спецклассы» и просто очень хорошим и добрым человеком.
Будущий кабинет для инженерного класса еще в стадии ремонта: интерактивную доску повесят на стену, к новенькой раковине подключат воду, скоро все заблестит в ожидании учеников.
Открытие инженерного класса – новый опыт для гимназии. Идеология такова: с годами инженерный потенциал страны теряется, а востребованность в профессионалах есть.
” Разумеется, нужны не те инженеры, которые были много лет назад, сейчас это – другой уровень; скажем, те же чертежи выполняются уже не вручную, а с применением компьютерной графики.
Мария Мазур поясняет:
— Мы задумали создать нестандартный курс для школьной программы – дискретная математика. В чем ее преимущество? Она состоит из различных разделов и дает инженеру общее представление, возможность видеть проблему в целом. Будем преподавать популярную сейчас робототехнику, хотя это не единственное направление для концентрации. Инженерный класс нужен, чтобы как можно раньше дать ребенку начертательную геометрию, и тем самым развить пространственное воображение. А проектная деятельность? Нельзя забывать и о ней, все очень важно.
В инженерном 9-м классе гимназии «Горностай» первые три дня не будет уроков. К детям придут программисты, действующие инженеры, имеющие опыт преподавания, группа робототехников из НЭТИ, тренеры ТЮФ (турнира юных физиков) и выполнят «полное погружение». Сотрудники Технопарка, организующие школы будущих компьютерщиков, тоже проведут мастер-класс.
На вопрос, не пострадают ли ученики-инженеры в плане гармоничности учебной программы, Мария Ивановна с сожалением отвечает:
— Мы не ущемляем иностранные языки, просто убираем второй. Химия – в полном объеме. Биология, география – по минимуму, в пределах базовых объемов, которые никто не имеет права трогать. Больше будет математики, физики, программирования. Ну и три новых предмета, которые я уже называла: ТРИЗ, робототехника, ТОС. А в рамках дополнительного образования ребята смогут заниматься тем, что им нравится, например, изучать второй и третий иностранные языки, экономику, историю и так далее.
Отбор в девятый инженерный класс – вопрос, скорее, социальный, нежели стратегический, интеллектуального тестирования, как выяснилось, никто устраивать не будет.
” Еще один инженерный класс в гимназии «Горностай» появится на параллели седьмых классов, считается, что это оптимальный момент для того, чтобы определить специализацию ребенка.
На прощание Мария Ивановна обратилась к читателям сайта «Сибмама»:
-Я знаю, вас читают много мамочек, сама изредка захожу на ваш сайт. Пожелайте нам успеха в новом деле. Лично я уверена в результате, потому, что мы в него вкладываемся. Хороший толчок всегда даст качество.
Автор: Анна Сызранова, фото автора
Инженерные школы и технологическое предпринимательство вошли в список стратегических инициатив, утвержденных Правительством
Правительство РФ завершило работу над 42 стратегическими инициативами ― проектами, призванными повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Среди них создание передовых инженерных школ и технологическое предпринимательство, разработку и реализацию которых курирует Минобрнауки России.
Запланировано создание 30 инженерных школ на базе вузов. Они будут созданы в партнерстве с крупными компаниями, которые реализуют высокотехнологичные программы и проекты — РЖД, Росатом, Ростех, «Корпорация «Иркут» и др. Таким образом выпускники университетов будут понимать предмет не только с технической стороны, но и со стороны экономики производств и рыночных перспектив.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что в последние 30 лет инженерия сделала принципиальный шаг вперед. Процессы моделирования, конструирования и дизайна стали полностью цифровыми.
«Ядром подготовки современных инженеров являются цифровые компетенции. Помимо этого, инженеры должны владеть так называемыми мягкими навыками, такими как лидерство и умение работать в команде. Важно, что инженерные школы будут создаваться в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Мы планируем привлекать к преподаванию в вузах наиболее компетентных инженеров-практиков и одновременно создавать в инженерных школах пространства для технологического творчества и прототипирования», ― рассказал Валерий Фальков.
Приоритетными для передовых инженерных школ станут отрасли, в которых «кадровые разрывы» наиболее очевидны, где человеческий капитал и новые компетенции имеют жизненно важное значение: IT и связь, энергетика, транспорт, биотехнологии, электроника, космос, считает ректор Российского университета транспорта (РУТ) Александр Климов. По его словам, отличие таких школ от уже сложившихся практик инженерной подготовки именно в смене модели.
«Традиционно в российском образовании делается сильный акцент на теорию и фундаментальную научно-исследовательскую подготовку, и это очень важно. Однако при этом часто прикладные компетенции уходят на второй план, что в условиях быстрых технологических изменений делает нас менее конкурентоспособными. Новая модель предполагает формирование у выпускников компетенций для участия в полном цикле создания высокотехнологичных инженерных продуктов», — отметил Александр Климов.
По мнению эксперта, на данный момент происходят критические изменения технологического уклада и рынка труда: исчезают традиционные профессии, исчезают целые рынки, и появляются новые, обостряется конкуренция при поиске квалифицированных кадров, способных сделать «шаг развития» компании или отрасли, за лидеров изменений — носителей новых компетенций.
«Это значит, что технические вузы должны последовательно и продуманно перестраивать свои образовательные модели под новую реальность. В этих условиях государственная поддержка проектов, связанных с переосмыслением инженерного образования, крайне важна. В экспертной среде уже несколько лет обсуждалась необходимость программы развития инженерных вузов, но именно сейчас Минобрнауки России сделало конкретный шаг в этом направлении. Это очень своевременно, и, надеюсь, в ближайшее время министерство объявит соответствующий конкурс», — говорит ректор РУТ.
Еще одна инициатива, курируемая Минобрнауки России, — создание Платформы университетского технологического предпринимательства. Она позволит поддержать не менее 30 тысяч новых университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
«До 2024 года 4,5 тыс. студентов смогут получить гранты в размере 1 млн руб. на запуск своего первого технологического стартапа. Студентам даже будет предоставляться годовой академический отпуск на его создание. Мы запустим программу привлечения венчурных компаний и фондов из более поздних технологический стадий в ранние. Студент, придумавший стартап в период обучения, сможет привлекать инвестиции и продолжать строить компанию после выпуска из университета», — сообщил Министр.
Технологический предприниматель, сооснователь стартап-студии «Техноспарк» Денис Ковалевич также считает, что необходимо организовать сеть университетских стартап-студий.
«Для роста экономики нужны десятки тысяч новых технологических стартапов, и появиться они смогут, только если появятся сотни тысяч новых предпринимателей. При этом сегодня предпринимателей в нашей стране катастрофически мало. Что же делать? Как ответ на подобную проблему и возникла инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на широкомасштабное стимулирование технологического предпринимательства уже на уровне студенчества. Эта программа направлена на трансформирование университетской среды и превращения ее в место запуска новых стартапов», — отмечает Денис Ковалевич.
Инициатива по университетскому технологическому предпринимательству состоит из четырех направлений. Это вовлечение студентов в работу через современные игровые assessment-технологии, интенсивы, деловые игры, бизнес-тренинги, проводимые в вузах. Также при поддержке предпринимательского сообщества планируется открыть университетские стартап-студии.
«Нужен массовый тренинг предпринимательских компетенций студентов, который позволит вовлечь широкий слой активных ребят в технологическое предпринимательство. Он даст возможность в безопасном для учащихся формате примерить на себя роль предпринимателя и прокачать свои навыки. Создаваемая сеть университетских стартап-студий даст студентам на выбор сотни верифицированных технологических идей и гипотез о новых бизнесах. Студии вместе со студентами соберут стартапы с нуля и вложат в них первые инвестиции», — уверен Денис Ковалевич.
На пилотном этапе, с 2022 по 2024 год, будет запущена сеть из 15 таких студий. В них будут обучены команды и сформированы механизмы оказания помощи в бизнес-процессах. Основная их задача — помочь командам технологических энтузиастов вывести свои продукты на рынок.
«По моему мнению, весь спектр инструментов, сосредоточенный в инициативе «Платформа университетского технологического предпринимательства», позволит экспоненциально увеличивать количество предпринимателей, вовлекая все большее число студентов и выпускников в эту важнейшую для экономики деятельность», — подчеркнул эксперт.
Напомним, проекты инициатив подготовлены по поручения Президента России Владимира Путина. Для их подготовки было сформировано пять рабочих групп. В них вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, региональных и федеральных органов власти. Участники групп проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы.