Инженерный класс в школе что это
Не только дополнительные баллы к ЕГЭ: зачем учиться в инженерном классе
Проект «Инженерный класс в московской школе» существует третий учебный год. Старшеклассники, которые решили стать инженерами, могут изучать профильные предметы более углублённо и знакомиться с профессией уже в школе. Заместитель директора Романовской школы Анна Андриянова рассказывает, как устроены такие классы.
Сегодня инженерные классы есть в 60 столичных школах. Проект объединяет усилия учителей, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов 18 университетов, участвующих в проекте. Обучение в инженерных классах бесплатное, инициатива приветствуется — школьников ждут регулярные конкурсы, где они могут продемонстрировать теоретические и практические знания.
Особенности школьной программы в предпрофильных и профильных классах
«Инженерный класс в московской школе» — это предпрофильные и профильные классы. Предпрофиль — 8 и 9 классы, где увеличено количество часов по математике, физике, химии и информатике. С восьмого класса у ребят начинается программирование и занятия по робототехнике. По инициативе школы знакомство с инженерным направлением может начинаться и раньше — у нас в 5-6-х классах можно научиться программированию в Scratch, а в 7-х и 8-х классах — в Python.
Профильные классы — десятый и одиннадцатый. У десятиклассников по шесть уроков математики еженедельно, четыре физики и четыре информатики. У выпускников по четыре урока физики и информатики и семь уроков математики в неделю. Во второй половине дня каждую неделю есть три часа программирования, два часа курс администрирования сетей, два часа физики от преподавателей физфака МГУ и еще два часа занятий от преподавателей Института прикладной математики имени Келдыша. Также после окончания основной части уроков дети дополнительно учат математику и занимаются робототехникой.
У каждой школы-участника проекта «Инженерный класс» есть курирующий вуз. К примеру, в Романовской школе это МИСиС. В течение учебного года он проводит для педагогов занятия и курсы повышения квалификации.
Как оцениваются знания
Каждый апрель десятиклассники проходят независимое тестирование по математике, информатике, физике; в этом году добавили ещё один предмет — химию. Проверку проводит Московский центр качества образования, тесты дети сдают вне школьных стен.
Выпускников весной ждёт сдача предпрофессионального экзамена, состоящего из двух частей. Первая — проверка теоретических знаний, в ходе которой проводится тестирование по профильным предметам, вторая часть — это защита проекта на территории вуза, в который хочет поступить выпускник.
Что профильный класс даёт при поступлении
Успешная сдача экзамена в выпускном классе даёт абитуриенту от 5 до 10 дополнительных баллов в общем зачёте. Ребёнок получает их весной, затем сдаёт ЕГЭ, а при поступлении баллы суммируются.
Также дополнительные баллы можно получить благодаря участию в ежегодной научно-практической конференции «Инженеры будущего», в которой можно участвовать с седьмого класса. По итогам мероприятия определяются по одному победителю и по три призёра индивидуальных работ учащихся 7-9-х классов, коллективных работ в 7-9-х классах и работ учащихся 10-11-х классов.
Школьники регулярно принимают участие в различных проектах и конкурсах. Один из них — вузовские Олимпиады. В 2017-2018 учебном году проводится 97 Олимпиад по 23 предметам. Есть шанс не только получить льготы при поступлении, но и быть зачисленным вне конкурса.
«Нас не учат знанию о себе ни в школе, ни дома»: проблемы профориентации подростков
Ежегодная конференция «От атома до галактики» проводится физфаком МГУ на базе Романовской школы и приурочена к годовщинам первого полёта человека в космос. Школьники со всей России представляют свои проекты, технические наработки и теории.
Ещё одно мероприятие, в котором участвуют ученики профильных классов, — Школа реальных дел, где школьники и студенты решают реальные задачи от работодателей. Ученики выбирают кейс, с которым они будут работать, сотрудничают с конкретной компанией, которая может предоставить возможность работы на высокотехнологичном оборудовании. Проект готовится в течение нескольких месяцев, за это время дети показывают, на что способны. И могут настолько зацепить работодателей, что те подписывают с ними отложенные контракты — оплачивают обучение, берут студентов на практику, а после окончания вуза специалист устраивается туда уже на работу.
Как стать участником проекта «Инженерный класс в московской школе»
Для поступления в предпрофильный 8-й или 9-й класс достаточно написать заявление и пройти собеседование. Поступление в 10-й класс происходит после предъявления аттестата за 9-й класс, заявления и собеседования. Некоторые школы дополнительно проводят тестирование по профильным предметам с целью оценки знаний будущих инженеров.
Инженерный класс глазами директора, учителя и 9-классника
Куда пойти учиться. Профильные классы – что дают для поступления в вуз
Профильные классы сегодня есть почти во всех школах Москвы — но, конечно, разного уровня. Профильное обучение — где-то лишь красивое название, а где-то на самом деле помогает старшеклассникам лучше узнать выбранную профессию и легче поступить в вуз. Директор, педагог и ученик гимназии № 1505 рассказывают о проекте «Инженерный класс».
Количество и качество профильных классов зависит от традиций школы и от того, работают ли в ней заинтересованные педагоги, способные «потянуть» реальный, не для галочки, профиль. Тогда и государственная поддержка оказывается очень кстати.
Московский департамент образования пока поддерживает инженерные, медицинские и кадетские классы. Программы так и называются «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе». В медицинском классе дети учатся оказывать первую помощь, выполняют лабораторные работы, занимаются исследовательской деятельностью, проходят практикумы. Инженерные направления — машиностроение, транспорт, приборостроение, робототехника, энергетика, радиотехника. Кадетский класс основан на патриотическом воспитании, главные предметы здесь — история и физкультура. В восьмом классе начинаются подготовительные занятия по выбранной специальности, а само разделение на профили происходит в девятом.
Классическая профилизация началась в нашей школе четверть века назад. Подготовка старшеклассников идет по разным направлениям: гуманитарное, социально-экономическое, физико-математическое, биолого-химическое. Теперь мы активно участвуем в проекте «Инженерный класс».
Основная организационная форма профильных программ последние 10 лет — индивидуальные планы. Старшеклассники расходятся по 8-10 направлениям (на каждое — от 15 до 20 человек). Математику выбирает 55-60%, обществознание и историю — 40-50%, иностранный язык — 30-40%, физику —20%. Выпускники поступают в МГУ, ВШЭ, МВТУ, РГГУ, МЭИ, МАИ.
Михаил Михайлович Голодняк, учитель физики гимназии № 1505 и куратор проекта «Инженерный класс»
Я учился в советской школе, далекой от сегодняшней по всем параметрам. Однажды на уроке столкнулся с двумя совершенно одинаковыми задачами. Спросил у педагога, в чем здесь подвох, но тот мне не помог. Позже выяснилось, что учебник предложил решить одну и ту же задачу двумя разными формулами.
Я преподаю олимпиадную физику и курирую проект «Инженерный класс». И там, и там необходимо мыслить творчески, чему я и учу своих ребят. Иначе задачки не поддадутся решению.
Наша школа присоединилась к проекту в этом году. Для меня инженерный класс — это, с одной стороны, госзаказ. Но с другой, он говорит о необходимости очевидного — стране нужны грамотные инженеры. Чтобы был приток в вузы, обучение начинаем в школе.
Для поступления в вуз на инженерное направление нужны физика и математика, но этого недостаточно. Нужно иметь навыки в робототехнике и управлении компьютером. Тогда школьник увидит, с чем собирается связать жизнь.
Основная «фишка» инженерного класса — проектно-исследовательская деятельность. Она индивидуальна и обязательна. Мы уже запускали ракету (с помощью давления в баллоне она поднялась до 10-го этажа), соорудили аппарат для автоматической подачи корма домашним животным. Еще разработали рукавицу на замену компьютерной мышки. Преимущество в том, что мышью можно выполнить одно действие, а рукавицей — до пяти. Наивно полагать, что школьник сделает самолет шестого поколения, но ему стоит попытаться. Все проекты ребята придумывают, конструируют и защищают сами — это, поверьте, немало.
На осенних каникулах мы ездили на подмосковную базу отдыха. Организаторы проводили игру, в которой смешались середина XX века и мир средневековья Толкиена. Каждый решал инженерные задачи. Например, нужно было запустить ракету. На простых устройствах ребята решали комплекс проблем, с которыми сталкиваются настоящие ракетостроители.
Конечно, есть и сложности. Зачастую непонятно, интересен ребенку проект или просто нужна оценка. Кажется: убери кнут и пряник, и они ничего не будут делать, — но с таким методом далеко не уедешь. Эта зависимость от оценки — непростой момент в обучении. Идеально, чтобы не было отметок, и все при этом работали. Но пока это утопия.
Николай Чусовитин, ученик 9 «А» класса гимназии № 1505
Чтобы попасть в инженерный класс, нужно сдать от 1 до 3 экзаменов. Если хорошо учился — сдаешь только обязательный английский. Два других — это физика с информатикой и математика с информатикой. Я сдавал только английский.
Моя мечта с детства — строить ракеты, поэтому мне очень интересно учиться. Хотя и не понимаю, почему у литературы и физики по три равных часа в неделю. Я бы отдал часть инженерным специальностям.
Через лет 15 надеюсь стать продвинутым инженером. Я участвую в проектной деятельности: занимаюсь ионными двигателями у космических аппаратов. В дальнейшем свою работу хочу отправить на конкурс.
Учиться трудно — не хватает свободного времени, некогда отдохнуть. Но я понимаю, ради чего все это, и мне нравится. Родители рады, что я иду к мечте, и мотивируют меня. За плохие оценки не ругают: они знают, что я способен сам решить все трудности, подтянуть отстающие темы, и не переживают.
Фото со страницы Николая Чусовитина в ВК
Николай уже определился, в какой вуз поступать. Такая ситуация неудивительна для «профильника». Выпускаясь из школы, они не получают официального подтверждения знаний по профилю — ни сертификата, ни грамоты. Но в этом году дополнительно к единому госэкзамену пройдет предпрофильный. Результаты добавят от 1 до 10 баллов к ЕГЭ. Экзамен включает два этапа: онлайн-тест и проверочная работа от вуза. Это может быть сдача инженерного проекта, защита мини-проекта или выполнение определенных задач.
Инженерный класс в московской школе. Особенности, программа и задачи проекта
Проект «Инженерный класс в московской школе» стартовал в 2015 году в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы. Такие классы организованы в 110 школах Москвы на базе 10-11 классов В проекте участвует около 25 Федеральных ВУЗов Москвы и области и большое количество предприятий Москвы, работающих в индустрии высоких технологий (например, технопарки, РОСАТОМ и т.д.) (данные актуальны на 20.04.2020 года).
Что такое «Инженерный класс»
Задачи проекта «Инженерный класс в московской школе»
Отличие образовательной программы в «Инженерных классах»
Профильные экзамены, олимпиады и мероприятия для учеников инженерных классов
Выпускники инженерных классов обязательно сдают предпрофессиональный экзамен. Что очень важно, такой экзамен даёт возможность получить дополнительные баллы для поступления в технический ВУЗ. Учащиеся инженерных классов готовят проекты, которые могут быть представлены на конференции «Инженеры будущего», предпрофессиональной олимпиаде, соревнованиях по робототехнике, конкурсе проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей: проекты будущего», и многих других. Победа в таких конкурсах также дает возможность заработать баллы для поступления в ВУЗ.
Для учеников инженерных классов в НИУ МИЭТ организованы практические занятия и лекции в рамках проектов Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», «Учебный день в технопарке».
Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Кроме того, сейчас есть прекрасные возможности для демонстрации своих предпрофессиональных навыков и умений на чемпионате JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы».
* Фото взято на сайте ГБОУ «Школа «Свиблово»
Почитать обо всех инновационных образовательных проектах в московской школе:
«Инженер – это не профессия, это образ мысли»
Информация об открытии 1 сентября инженерных классов в 15 школах вызвала неоднозначные комментарии. Неопределенность шла от незнания: что это за классы, в чем их особенность, как будет проходить отбор и чем они лучше занятий в Клубе юных техников. За ответами на эти и другие вопросы мы отправились в Гимназию №6 «Горностай», где также будут организованы инженерные классы, и побеседовали с учителем высшей квалификационной категории Марией МАЗУР, заведующей кафедрой математики и информатики, кандидатом педагогических наук, руководителем проекта «Спецклассы» и просто очень хорошим и добрым человеком.
Будущий кабинет для инженерного класса еще в стадии ремонта: интерактивную доску повесят на стену, к новенькой раковине подключат воду, скоро все заблестит в ожидании учеников.
Открытие инженерного класса – новый опыт для гимназии. Идеология такова: с годами инженерный потенциал страны теряется, а востребованность в профессионалах есть.
” Разумеется, нужны не те инженеры, которые были много лет назад, сейчас это – другой уровень; скажем, те же чертежи выполняются уже не вручную, а с применением компьютерной графики.
Мария Мазур поясняет:
— Мы задумали создать нестандартный курс для школьной программы – дискретная математика. В чем ее преимущество? Она состоит из различных разделов и дает инженеру общее представление, возможность видеть проблему в целом. Будем преподавать популярную сейчас робототехнику, хотя это не единственное направление для концентрации. Инженерный класс нужен, чтобы как можно раньше дать ребенку начертательную геометрию, и тем самым развить пространственное воображение. А проектная деятельность? Нельзя забывать и о ней, все очень важно.
В инженерном 9-м классе гимназии «Горностай» первые три дня не будет уроков. К детям придут программисты, действующие инженеры, имеющие опыт преподавания, группа робототехников из НЭТИ, тренеры ТЮФ (турнира юных физиков) и выполнят «полное погружение». Сотрудники Технопарка, организующие школы будущих компьютерщиков, тоже проведут мастер-класс.
На вопрос, не пострадают ли ученики-инженеры в плане гармоничности учебной программы, Мария Ивановна с сожалением отвечает:
— Мы не ущемляем иностранные языки, просто убираем второй. Химия – в полном объеме. Биология, география – по минимуму, в пределах базовых объемов, которые никто не имеет права трогать. Больше будет математики, физики, программирования. Ну и три новых предмета, которые я уже называла: ТРИЗ, робототехника, ТОС. А в рамках дополнительного образования ребята смогут заниматься тем, что им нравится, например, изучать второй и третий иностранные языки, экономику, историю и так далее.
Отбор в девятый инженерный класс – вопрос, скорее, социальный, нежели стратегический, интеллектуального тестирования, как выяснилось, никто устраивать не будет.
” Еще один инженерный класс в гимназии «Горностай» появится на параллели седьмых классов, считается, что это оптимальный момент для того, чтобы определить специализацию ребенка.
На прощание Мария Ивановна обратилась к читателям сайта «Сибмама»:
-Я знаю, вас читают много мамочек, сама изредка захожу на ваш сайт. Пожелайте нам успеха в новом деле. Лично я уверена в результате, потому, что мы в него вкладываемся. Хороший толчок всегда даст качество.
Автор: Анна Сызранова, фото автора
Как работает инженерный класс в школе?
В рамках новейших федеральных образовательных стандартов, для обеспечения оптимальных условий качественной подготовки одаренных школьников в области инженерного образования по инженерно-технической специализации в общеобразовательных школах создаются инженерно-технические классы.
Основные принципы организации инженерно-технического класса в школе
Внедрение учебой деятельности в специализированных инженерных классах помогает выявить одаренных детей, способствовать развитию и самореализации школьников с интересом и способностями к инженерному творчеству.
Занятия в инженерно-техническом классе позволяет сформировать и усовершенствовать самостоятельность, мотивировать к исследовательской и проектной деятельности. Посещение занятий по робототехнике поможет школьникам понять, как действуют реальные производственные и социально значимые процессы.
Педагоги разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника и способствуют созданию условий для свободного выбора ребенком интересного учебного направления.
В открытом инженерном пространстве должны действовать четкие научные принципы:
Основой материально-технической базы в классе инженерного направления становятся конструкторы и наборы по робототехнике отечественных и европейских брендов. Готовые робототехнические комплекты Gigo отлично подходят для организации занятий для детей в возрасте до 10 лет.
Наборы по робототехнике и конструкторы для оснащения инженерно-технического класса позволяют открыть для школьников удивительный мир физических процессов и явлений. Комплекты рассчитаны на изучение отдельных тематических циклов: простые машины и механизмы, оптические явления, жидкости и гидравлические процессы, мощность и движение.
Производитель не ограничивается только учебными комплектами для инженерных классов в школах. В линейке Gigo представлены робототехнические наборы для обучения на занятиях и организации соревновательной активности.
Хотите скомплектовать класс?
Подберем всё оборудование или мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.