Иоч что это такое в образовании
Положение об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования
образования и науки
об Именном образовательном чеке на повышение
квалификации работника образования
1.2. Размер гарантированной оплаты образовательных услуг, предоставляемых Учреждениями на основе Чека, устанавливается Министерством.
1.3. Гарантированное Министерством финансирование повышения квалификации работников образования на основе Чека осуществляется ежегодно из расчета не более 20-ти процентов от общей численности работников образования.
1.4. Чек изготавливает Министерство, по единой форме для всех категорий работников образования, имеющих право повышать квалификацию по Чеку, и действителен только в случае соблюдения всех требований по его заполнению.
1.5. Чек действителен для предъявления в Учреждение в течение 5-ти лет с момента его выдачи.
1.6. Испорченные Чеки могут быть заменены Министерством только в случае их возвращения до представления в Учреждение.
1.7. Неиспользованные Чеки подлежат возврату в Министерство.
1.8. Утерянные Чеки не восстанавливаются.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ЧЕКА
2.1. Образовательные услуги по повышению квалификации на основе Чека (далее – образовательные услуги) предоставляются руководящим и педагогическим работникам государственных, находящихся в ведении Самарской области, и муниципальных образовательных учреждений.
2.2. Учебные планы и программы повышения квалификации работников образования должны иметь заключение экспертного совета Министерства. Перечень программ повышения квалификации, формы и сроки обучения определяются Учреждением на каждый календарный год.
2.3. Полный курс повышения квалификации работников образования в объеме не менее 144,5 часа предусматривает инвариантную и вариативную части Чека, состоящие из двух учебных блоков каждая, и итоговую аттестацию.
2.4. Министерство формирует задание на инвариантную часть Чека в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и доводит его до сведения Учреждений.
2.5. Учебные планы и программы повышения квалификации двух инвариантных учебных блоков в объеме не менее 36 часов каждый Учреждения разрабатывают в соответствии с заданием Министерства и требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (приказ Минобразования России от 10.06.97 № 000).
Учебные планы и программы повышения квалификации двух вариативных учебных блоков в объеме не менее 36 часов каждый Учреждения разрабатывают в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
2.6. Учреждения предоставляют образовательные услуги по всем учебным блокам.
2.8. Владелец Чека самостоятельно избирает Учреждение, программы, формы и сроки повышения квалификации в соответствии с предложенными информационными материалами и определяет очередность прохождения учебных блоков.
2.9. Оценка уровня освоения работниками образования программ отдельных учебных блоков проводится по результатам текущего контроля.
2.10. Освоение программ повышения квалификации в полном объеме (144,5 часа) завершается итоговой аттестацией работников образования.
2.11. Проведение итоговой аттестации осуществляется специально создаваемой комиссией, в состав которой входит председатель, два члена и секретарь. Персональный состав комиссии утверждается руководителем Учреждения.
В обязанности членов комиссии входит подготовка и проведение итоговой аттестации, разработка аттестационных материалов.
Председатель комиссии несет ответственность за соблюдение прав и интересов аттестуемых работников образования.
2.12. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, собеседования, реферата, научно-обоснованного педагогического проекта, презентации обновленного методического портфолио и других формах по выбору работника образования.
2.13. Итоговая аттестация работников образования проводится на основе оценки уровня качества их теоретических и практических знаний, освоения современных технологий решения задач по профилю профессиональной деятельности в рамках программ повышения квалификации.
Работникам образования, успешно завершившим курс обучения и получившим в ходе итоговой аттестации высокую оценку уровня их профессиональной компетентности по профилю деятельности, комиссия может выдать положительные рекомендации на первую или высшую квалификационные категории.
2.14. Владелец Чека имеет право использовать его для повышения квалификации в составе педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором он работает.
2.15. Образовательное учреждение имеет право использовать Чеки, полученные его специалистами, для целенаправленного повышения квалификации педагогического коллектива.
2.16. Использование Чека для повышения квалификации педагогического коллектива возможно при условии письменного согласия владельца Чека.
2.17. Руководитель образовательного учреждения имеет право обратиться в орган управления образованием по подчиненности с просьбой об одновременной выдаче Чеков членам педагогического коллектива.
2.18. Члены педагогического коллектива имеют право вложить в коллективное обучение все или определенную часть отрывных талонов.
2.19. Образовательное учреждение заключает с Учреждением договор на оказание услуг по повышению квалификации педагогического коллектива. К договору прилагаются учебный план и программа обучения педагогического коллектива, утвержденные на педагогическом совете образовательного учреждения и получившие положительную оценку экспертного совета Министерства.
3. ОПИСАНИЕ ИМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧЕКА
3.1. Чек состоит из семи листов (Приложение).
3.1.1. На лицевой стороне первого листа Чека указано: «Именной образовательный чек на повышение квалификации работника образования Самарской области».
На оборотной стороне первого листа содержится «Памятка по использованию Чека на повышение квалификации работника образования».
3.1.2. Второй лист Чека содержит подтверждение повышения квалификации работника образования по всем учебным блокам. Лицевая сторона состоит из двух частей. Первая (левая) часть листа содержит: записи «Министерство образования и науки Самарской области», «Именной образовательный чек № ____», информацию о владельце Чека (фамилия, имя, отчество, место работы и должность), дате выдачи и общем объеме часов, подлежащих гарантированной оплате, место для подписи министра образования и науки Самарской области и печати Министерства, а также место для подписи руководителя и печати ТУМ, ГО или ОУ, выдавшего Чек.
Оборотная сторона второго листа содержит информацию о владельце Чека (фамилия, имя, отчество), общем объеме курса повышения квалификации, а также Учреждении, сроках обучения, объемах учебных часов, наименовании программ повышения квалификации, результатах текущего контроля, теме итоговой работы, результате итоговой аттестации и места для подписей ответственных за учебные блоки, руководителя и печатей Учреждения по каждому учебному блоку.
3.1.3. Четыре листа Чека представляют собой отрывные талоны, состоящие из двух частей – «А», «Б», заполняемые с обеих сторон.
Лицевая сторона части «А» отрывного талона содержит: запись «Для министерства образования и науки Самарской области»; регистрационный номер Чека, идентичный регистрационному номеру, указанному в Свидетельстве; статус учебного блока (инвариантный или вариативный блок); сведения об Учреждении; объеме учебных часов и наименовании программы повышения квалификации; фамилии, имени, отчестве, месте работы и должности владельца Чека, а также место для его подписи, место для печати ТУМ, ГО или ОУ, выдавшего Чек, и подписи его руководителя.
Лицевая сторона части «Б» отрывного талона содержит: запись «Для учреждения повышения квалификации»; регистрационный номер Чека, идентичный регистрационному номеру, указанному в Свидетельстве; статус учебного блока, указанного в части «А» на лицевой стороне этого же листа Чека; сведения об Учреждении; объемах учебных часов и наименовании программы повышения квалификации; фамилии, имени, отчестве, месте работы, должности владельца Чека и место для его подписи, а также место для печати ТУМ, ГО или ОУ, выдавшего Чек, и подписи его руководителя.
Оборотные стороны каждой части «А» и «Б» отрывного талона имеют одинаковое содержание: сведения об объеме программы, форме, стоимости и сроках обучения, а также место для печати Учреждения, подписей его руководителя и ответственного за учебный блок.
3.1.4. Последний лист Чека также представляет собой отрывной талон «Итоговая аттестация», состоящий из двух частей – «А», «Б», заполняемых с обеих сторон.
Лицевая сторона части «А» отрывного талона содержит запись: «Для министерства образования и науки Самарской области»; регистрационный номер данного Чека, идентичный регистрационному номеру, указанному в Свидетельстве; сведения об Учреждении; профиле профессиональной деятельности, квалификационной категории, фамилии, имени, отчестве, месте работы и должности владельца Чека, а также места для его подписи, печати ТУМ, ГО или ОУ, выдавшего Чек, и подписи его руководителя.
Лицевая сторона «Б» отрывного талона содержит: запись «Для учреждения повышения квалификации»; регистрационный номер Чека, идентичный регистрационному номеру, указанному в Свидетельстве; сведения об Учреждении; профиле профессиональной деятельности, квалификационной категории, фамилии, имени, отчестве, месте работы, должности владельца Чека, а также места для его подписи, печати ТУМ, ГО или ОУ, выдавшего Чек, и подписи его руководителя.
Оборотные стороны частей «А» и «Б» отрывного талона имеют одинаковое содержание: сведения о количестве часов, стоимости, форме и сроках проведения аттестации, а также место для печати Учреждения, подписей его руководителя и председателя аттестационной комиссии.
4. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ, ВЫДАЧИ, ОФОРМЛЕНИЯ
И ДЕЙСТВИЯ ИМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧЕКА
4.1. Министерство регистрирует Чеки в «Книге регистрации выдачи Именных образовательных чеков» и выдает их ТУМ, ГО, ОУ на основании заявок и доверенностей.
4.2. ТУМ, ГО, ОУ оформляют заявки на бланках с указанием даты и исходящего номера. Заявки подписываются руководителями ТУМ, ГО, ОУ.
4.3. Чек выдается работникам образования, не повышавшим квалификацию свыше пяти лет. Другие условия выдачи Чека определяют соответствующие ТУМ, ГО, ОУ по согласованию с Министерством.
4.4. ТУМ, ГО, ОУ регистрируют Чеки в «Книге регистрации выдачи Именных образовательных чеков», предварительно заполнив лицевую сторону отрывных талонов и заверив подписью руководителя и печатью, на основании заявления работника образования.
4.5. В установленные Учреждением сроки работник образования информирует его о выборе программы, формы и сроков повышения квалификации.
4.6. Владелец Чека передает Чек в избранное Учреждение.
4.7. Чек действителен для предъявления в Учреждение при условии его заполнения и оформления согласно пункту 4.4 настоящего Положения.
4.8. Учреждение регистрирует владельцев Чеков, прибывших для повышения квалификации, оформляет соответствующий раздел Свидетельства и заверяет подписями ответственного за учебный блок и руководителя, а также печатью Учреждения.
Оформленное Свидетельство остается у владельца Чека и служит документом, подтверждающим его повышение квалификации.
Иоч что это такое в образовании
от 5 октября 2006 года N 52-од
Об утверждении Положения об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования
(с изменениями на 12 февраля 2019 года)
В соответствии с решением коллегии министерства образования и науки Самарской области от 31.05.2006 N 3/2 и в целях оптимизации системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных, находящихся в ведении Самарской области, и муниципальных образовательных учреждений приказываю:
2. Признать утратившим силу пункт 1 приказа департамента науки и образования Администрации Самарской области от 28.09.2001 N 283-од «О внесении изменений и дополнений в Положение об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования».
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя управления профессионального образования, науки и кадрового обеспечения отрасли министерства образования и науки Самарской области (Мочалова).
5. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2007 года.
Министр
образования и науки Самарской области
В.Ф.ПУТЬКО
Утверждено
Приказом
министерства образования и науки
Самарской области
от 5 октября 2006 г. N 52-од
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЧЕКЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказов министерства образования и науки Самарской области от от 25.01.2016 N 10-од, от 27.12.2016 N 418-од, от 12.02.2019 N 26-од)
1.4. Гарантированное Министерством финансирование повышения квалификации работников образования на основе Чека осуществляется ежегодно из расчета не более 33,3 процента от общей численности работников образования.
2. Образовательные услуги на основе Чека
2.2. Полный курс повышения квалификации работников образования на основе Чека состоит из трех блоков и предусматривает один инвариантный блок и два вариативных блока. В соответствии с пунктом 2.2.2 настоящего Положения для отдельных категорий работников образования один вариативный блок Чека предусматривает стажировку.
2.2.1. Для работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, организаций дополнительного образования, организаций, осуществляющих обучение, преподавателей общеобразовательных дисциплин профессиональных образовательных организаций предусматривается инвариантный блок Чека в объеме 18 часов и два вариативных блока по 36 часов. Общий объем Чека для данных категорий работников образования составляет 90 часов. Один из вариативных блоков предусматривает повышение квалификации по программам, соответствующим преподаваемому предмету или профилю работы.
2.2.1.1. Для руководящих и педагогических работников, реализующих основную общеобразовательную программу основного общего и среднего общего образования, предусматривается инвариантный блок Чека в объеме 54 часов и два вариативных блока по 36 часов. Общий объем Чека для данных категорий работников образования составляет 126 часов. Один из вариативных блоков предусматривает повышение квалификации по программам, соответствующим преподаваемому предмету или профилю работы.
2.2.2. Для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин профессиональных образовательных организаций предусматривается инвариантный блок Чека в объеме 18 часов и два вариативных блока: один блок в объеме 36 часов и один блок в форме стажировки в объеме 54 часов. Общий объем Чека для данной категории работников образования составляет 108 часов.
2.2.3. Каждый блок Чека завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, предусмотренной программой повышения квалификации.
В случае успешного прохождения итоговой аттестации работнику образования выдается формируемое в АИС удостоверение о повышении квалификации по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Положению.
Организации распечатывают удостоверения о повышении квалификации из АИС на плотной бумаге светло-зеленого цвета размером 210 x 297 мм (формат A4).
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из Организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Организацией (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.06.2013 N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).
2.3. Министерство формирует задание на инвариантную часть Чека в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и доводит его до сведения Организаций.
2.4. Владелец Чека по согласованию с руководителем образовательной организации выбирает Организацию, программы, формы и сроки повышения квалификации в соответствии с предложениями Организаций, размещенными в АИС, и определяет очередность прохождения учебных блоков.
3.1. Чек с уникальным идентификационным номером формируется в АИС и содержит информацию о работнике образования (фамилия, имя, отчество, место работы, должность), о дате выдачи, памятку по использованию Чека, информацию о пройденных курсах повышения квалификации (название Организации, название и объем программы, сроки обучения) и выданных по итогам прохождения курсов повышения квалификации документах об образовании.
4. Порядок выдачи, учета, финансирования и действия Чека
4.1. Заявка на Чек подается работником образования или ответственным сотрудником образовательной организации в АИС и одобряется Оператором АИС.
4.3. Учет выданных Чеков осуществляется в АИС в соответствии с их уникальным идентификационным номером.
4.6. Чеки, выданные до 31.12.2015 и действующие для предъявления в Организацию, автоматически подлежат замене на Чеки, формируемые в АИС, с учетом пройденных блоков.
4.7. Заявка на предоставление образовательных услуг на основе Чека подается владельцем Чека в Организацию посредством АИС и согласовывается руководителем образовательной организации, направляющим работника образования на обучение.
4.8. Организации посредством АИС информируют владельца Чека об одобрении или отклонении заявки на предоставление образовательных услуг на основе Чека.
4.9. По окончании обучения Организация вносит в АИС информацию о прохождении работником образования выбранного курса и о выданном документе об образовании. На основе указанных Организацией в АИС данных об итогах прохождения курсов повышения квалификации работником образования формируется реестр обученных.
Финансовое обеспечение предоставляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств на повышение квалификации работников образовательных учреждений на основе Чека.
4.12. Для заключения договора Организация представляет в Министерство копию лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также заявку с указанием программ повышения квалификации, реализуемых Организацией и рекомендованных экспертным советом, и количества слушателей, которых Организация имеет возможность обучить в текущем году.
4.13. Организации в срок до 15 декабря текущего года представляют в Министерство реестры обученных, заверенные подписью руководителя Организации и печатью, два экземпляра акта сдачи-приема услуг и счет на оплату указанных услуг.
4.14. Оплаченные реестры обученных хранятся в Министерстве в течение трех лет, затем подлежат уничтожению.
prosvpress
Интернет-издание «Просвещение»
Система повышения квалификации работников образования, созданная на рубеже веков в Самарской области, является образцом для подражания: идея лишения монополии регионального ИПК и предоставления учителю права выбора места повышения квалификации вошла в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и реализована в той или иной степени во многих регионах. О том, как эта система развивается сегодня, рассказывает руководитель Управления проектно-аналитической деятельности Министерства образования и науки Самарской области Сергей Еремин. |
— Сергей Владимирович, как возникла идея ваучера на повышение квалификации? С чего все начиналось?
— Система повышения квалификации, в основе которой — именной образовательный чек, действует в Самарской области с 1999 года. В тот период Главное управление образования Самарской области во главе с Ефимом Коганом проанализировало проблемы системы повышения квалификации, и был сделан вывод, что едва ли не главная из них — монополия регионального ИПК, отсутствие конкуренции, ставшее тормозом развития образования.
Скорость изменений системы повышения квалификации отставала от темпов реформирования образования, несмотря на то, что в 1990-е годы эти темпы были намного ниже, чем сейчас. Новые подходы были необходимы для того, чтобы просто соответствовать требованиям времени. И на рынок повышения квалификации были допущены новые игроки. Это было сделано посредством ваучеров — именных чеков на повышение квалификации в объеме 144 часа раз в 5 лет. Такой чек получает каждый педагог. Сейчас в связи с тем, что новый закон «Об образовании в РФ» предусматривает повышение квалификации раз в 3 года, мы готовим областной нормативно-правовой акт о соответствующем изменении сроков действии именных чеков.
— Как регулируется рынок программ повышения квалификации? Как отбираются программы, предложенные учебными заведениями – участниками рынка?
— Именной образовательный чек дает возможность выбрать две разновидности программ.
Первая разновидность — это инвариантная часть, 72 часа, которая задается регионом и является базой, необходимой любому педагогу. Например, сейчас это переход на новые ФГОСы. С инвариантной частью работают учреждения, входящие в региональную систему повышения квалификации, в том числе СИПКРО.
Вторая разновидность — вариативная часть, с которой работает большинство игроков на этом рынке. Это те же 72 часа, но разделённые на блоки по 36 часов, и каждый игрок — вуз или учреждение повышения квалификации — вправе подготовить соответствующую образовательную программу и вынести ее на экспертный совет при Министерстве образования и науки Самарской области. Совет может отклонить программу или рекомендовать к использованию. Формально его возглавляет один из заместителей регионального министра, но решающую роль в нем играют привлеченные эксперты из разных организаций, причем не только наших подведомственных. И даже если в совет входит эксперт из вуза, чьи программы представляются на экспертизу, он один не может повлиять на результат, потому что учитываются разные мнения.
Образовательные учреждения готовят программы, изучая спрос со стороны педагогов, а после утверждения выставляют свои программы на рынке. Им приходится проводить рекламную компанию, чтобы привлечь слушателей.
— Вешать рекламные растяжки перед школами?
— До этого не доходит, используются другие методы, но одобрение программы экспертным советом не гарантирует набор слушателей. В 2012 году были одобрены программы 15 образовательных учреждений, но одному вузу свою программу не удалось реализовать — он просто не набрал слушателей. В результате осталось 14 игроков. И затраты этого вуза — временные и, возможно, финансовые — на разработку программы в этом году, что называется, не окупились. То есть в системе есть элемент риска.
— В какой момент учреждения, чьи программы прошли экспертизу, получают деньги? Оплата производится по окончании обучения заявленного числа слушателей или авансом?
— Если игрок обязуется обучить, например, 100 человек, мы определяем ему эту квоту, но деньги не переводим. По итогам полугодия он должен нам представить именные чеки учителей, которых обучил, и тогда он получит деньги в точном соответствии с количеством чеков. Если к нему приехало меньше слушателей, он получит меньше, а средства, которые он не освоил, будут перераспределены между теми, кто превысил установленные квоты — например, обещал обучить 100 человек, а по факту обучил 120.
— СИПКРО — это государственное учреждение, учредителем которого является ваше министерство. Там большой штат постоянных сотрудников. Предположим, ему не удалось набрать должное количество слушателей — и как платить людям зарплату? Не получится ли так, что такие учреждения в результате введения именных чеков оказываются на грани закрытия?
— Нет. Во-первых, доля учителей, обучающихся в СИПКРО, сокращалась постепенно (в 2000 году на этом рынке было три игрока, в 2005 году — 7, в 2010 — 10) и никогда не опускалась ниже 55 процентов. У него все-таки больше возможностей еще с прежних времен, но, конечно, ему приходится прикладывать усилия, чтобы свою долю удержать. Если и приходилось закрывать программы, то, как правило, те, которые на самом деле не были нужны. Это балласт, от которого институт должен был избавиться и благодаря этому работать лучше.
Во-вторых, именные чеки — лишь часть финансирования таких учреждений, как СИПКРО. Есть и другая часть — средства государственного задания, которые выделяются всем подведомственным учреждениям ДПО на решение задач, поставленных нашим министерством, — например, проведение исследований, организация конкурсов, слетов, фестивалей, профориентационная работа. Бывает и «точечное» повышение квалификации, когда срочно нужно подготовить группу узких специалистов.
Объем этих средств может изменяться в случае неисполнения или некачественного исполнения государственного задания, но перечень адресатов строго определен — всего их в области около 20. Помимо СИПКРО, это Центр профессионального образования (подготовка педагогов НПО-СПО), Центр специального образования (подготовка педагогов для коррекционных образовательных учреждений), Социопсихологический центр (подготовка педагогов-психологов, социальных педагогов) и другие. Есть еще ресурсные центры, которые располагаются в малых городах и районах. Они организуют работу по повышению квалификации педагогов и являются правой рукой территориальных управлений нашего министерства.
— Аналог муниципальных методических служб?
— Муниципальные методические службы в Самарской области были преобразованы в межмуниципальные ресурсные центры (всего их по области 12), на сегодня некоторые из них имеют лицензию на образовательную деятельность — те, у кого мощная база, в том числе педагогическая, которые в состоянии организовать курсы повышения квалификации. В Городском округе Самара функции ресурсного центра выполняет Центр развития образования, который тоже является игроком на рынке именных чеков. Государственное задание мы ему дать не можем, поскольку он является муниципальным учреждением, но работников этого центра мы привлекаем для преподавания в наших подведомственных учреждениях — например, они являются одними из лучших специалистов в губернии в вопросах введения ФГОСов.
Роль ресурсных центров заключается еще и в том, чтобы изучать спрос педагогов на повышение квалификации, выявлять, каких знаний не хватает, консультировать и в значительной степени формировать у педагогов потребности в повышении квалификации. Чтобы учителя приходили на консультации в ресурсный центр, обладая полной информацией обо всем спектре программ, на региональном уровне создан интернет-ресурс, где собрана вся информация о курсах повышении квалификации, которые проводятся в области, с краткими аннотациями, с информацией о преподавателях. В зависимости от своей должности и от муниципалитета, где он живет, слушатель может сразу увидеть все возможности повышения квалификации.
Еще одна задача — контроль качества выполнения заказа. Понятно, что программа может быть самой замечательной, но ее реализуют люди. И если какой-то преподаватель, приехав в территорию, грубо говоря, схалтурил, центр отслеживает ситуацию, и по поводу этого преподавателя могут быть сделаны соответствующие выводы.
Ресурсные центры зачастую организуют повышение квалификации на своей базе — приглашают преподавателей из Самары, чтобы учителям не ездить за сто верст, и далее программа реализуется в дистанционном режиме: преподаватель взаимодействует со слушателями по Интернету. Это делается для удобства потребителей, хотя, наверное, иногда учителя из районов предпочитают сами съездить в областной центр, чтобы не только на курсах поучиться, но и в театр сходить. И это уже вопрос наличия транспорта, гостиницы, денег на командировку.
— В именном чеке эти деньги не заложены? Есть ли вообще у чека конкретное денежное выражение?
— Чек имеет свою стоимость – порядка 4 тыс. рублей. Это средства только на образовательные услуги, все остальные расходы несет работодатель. Он может выделить машину, чтобы отвезти учителей в город, а может оплатить командировочные расходы.
— 4 тыс. на одного человека — это те деньги, за которые стоит бороться? Есть мнение, что для федеральных вузов они слишком малы, и этим объясняется их низкая активность в реализации программ повышения квалификации учителей в целом по России.
— Если бы эти деньги вузам были не нужны, то в нашем регионе число игроков на этом рынке не росло бы.
Чуть больше половины учреждений, участвующих в конкурсе, — наши подведомственные, остальные — федеральные и муниципальные. Программы для учителей предлагают ведущие вузы региона — Поволжская социально-гуманитарная академия (бывший педагогический университет), Самарский и Тольяттинский государственные университеты, Кинельская сельскохозяйственная академия, Самарский экономический государственный университет. Не могу сказать, насколько сопоставимы эти деньги с теми, что они получают на одного студента, но лишними они точно не бывают. К тому же для вузов это способ заявить о себе, сделать рекламу, и имиджевые приобретения здесь не менее важны, чем финансовые. Учителя, возможно, заинтересуются программами вуза настолько, что в дальнейшем обратятся к нему с предложением провести обучение на хозрасчетной основе.
— Что вузы и другие учреждения могут дать учителям такого, чего не может дать ИПК? И наоборот — в чем преимущества ИПК?
— Могу предположить, что уровень преподавания иностранных языков в классическом университете, а профильных дисциплин для мастеров сельскохозяйственных колледжей в Сельскохозяйственной академии гораздо выше, чем в ИПК. В Социопсихологическом центре вопросы практической психологии преподают лучше, чем в вузах или в СИПКРО. В Социально-гуманитарной академии есть дефектологический факультет — один из самых сильных в Поволжье и хорошо известный по всей России, и учителям-логопедам гораздо интереснее повышать квалификацию там. Возможны и такие ситуации, когда в одном учреждении работал яркий преподаватель, к которому шли учителя, а потом он перешел в другое учреждение, но учителя по-прежнему хотят заниматься у него по его программе.
Что касается СИПКРО, то там, очевидно, лучше преподают вопросы методики. Все-таки вуз, каким бы замечательным он ни был, не может заменить ИПК в полной мере. Его задача — учить студентов, а ИПК работает со взрослыми людьми. Они взаимодополняют друг друга. Даже если отказаться от услуг конкретного ИПК, то ему на смену придет другое учреждение, которое также будет специализироваться на обучении взрослых.
— Как оценить эффективность самарской модели повышения квалификации? Можно ли утверждать, что благодаря именным чекам качество образования стало выше?
— Вряд ли здесь уместны количественные оценки или сравнения — с другими регионами или же с нашим опытом двадцатилетней давности. Но о востребованности модели свидетельствует рост числа заинтересованных юридических лиц, реальная конкуренция между ними и возможности выбора, которые учителя активно используют, голосуя ногами.