Ионические племена что это

Ионические племена что это

Греки, Вы кто: эолийцы, ионийцы, ахейцы, дорийцы?

Расскажите нам Музы,

Живущие в сенях Олимпа.

Молву только слышим:

Кто вожди и владыки данаев…?

(ГОМЕР: «Илиада», перевод Н. Гнедича)

1. Какие народы заселяли Древнюю Греции в первом тысячелетии до н.э.

Литература, в том числе иногда научная, вольно или невольно вводит нас в заблуждение, когда, рассказывая о Древней Греции, говорит о греках, как о народе, как о нации.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

В тоже время житель Афин, например в 6 веке до нашей эры, очень сильно бы удивился, если бы ему сказали, что он и житель Спарты по сути одно племя. Он бы сказал, что спартанцы, безусловно, не варвары, но и не с какой стороны они не похожи на афинян, даже они говорят на другом языке, а нравы у спартанцев ужасны и они не чуть не лучше варваров; и вообще они живут в другом государстве.

Попробуем в этом разобраться, кто есть кто? Для начала обратимся к учебнику.

Цитирую учебное пособие для студентов – историков.

В первом тысячелетии до н.э. древнегреческие племена окончательно сложились и расселились следующим образом:

1) На севере Греции – Фессалии и в Средней Греции – Беотии и на островах в северной части Эгейского моря (в том числе остров Лесбос) и на северо-западном побережье Малой Азии жили –

3) На севере и в центре Пелопоннеса – в Ахайе и Аркадии жили –

4) В остальной части Пелопоннеса – в Лаконии, Мессении, Арголиде, Корифской области и Элиде, на островах юга Эгейского моря, на Родосе, на Крите и на южной части малоазиатского побережья жили –

2. Город-государство Микены.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

В 1450-1400 г до н.э. Критская держава прекратила своё существование вследствие извержения вулкана на острове Санторин.

Места, достаточно удаленные от места катастрофы, – это, прежде всего колонии и полуколонии, расположенные на материках в Азии, Африке и, безусловно, в Европе пострадали меньше, чем метрополия, но нас, прежде всего, интересуют государства расположенные на Балканском полуострове. Среди этих колоний, подвластных Криту, значительное место занимают Микены.

Микены занимали главенствующее положение на материковой Греции и даже ученые предпочитают говорить не о Критской цивилизации, а о крито-микенской цивилизации. Город Микены близко от перешейка соединяющего Пелопоннес с остальной частью Балканского полуострова, в центре плодородной долины, на возвышенности и недоступен противнику. После гибели островных городов Микены становились владычицей Эгейского моря, постепенно подчиняя себе другие греческие государства и активно занимаясь, участвуя в завоевании соседних государств.

Город Микены после того, как города на островах в Эгейском море были разрушены, и засыпаны, значительным слоем пепла, приступил к активному строительству. Была создана система водоснабжения города, которая поразила археологов продуманность и точностью расчетов. Микены имели мощный флот.

В Микенах в 16-15 веках до н.э. власть захватили критяне, отстранившие от управления государством местную элиту, об этом говорят появившиеся в 16 веке местные захоронения царей другой династии. Очевидно, в Микенах первоначально было двоевластие, местный царь и управляющий-наместник царя Миноса, а затем местная власть была отстранена от управления государством, и в управлении стали преимущественно критяне.

3 Нашествие дорийцев.

На севере Балканского полуострова появились племена дорян безжалостно и неудержимо уничтожавшие на пути своего следования все греческие города-государства. Это племя завоевало всю северную часть Балканского полуострова и острова в Эгейском море. Центральную часть полуострова, где господствовали Микены, дорийцам захватить не удалось, нападая с севера.

Тогда был захвачен Пелопоннес (Южная часть Балканского полуострова) с моря и двигаясь в северном направлении, они смогли разгромить государства центральной части Балканского полуострова.

Остатки наиболее активной части населения бежали в Аттику, на подступах к Аттике и захлебнулось дорийское нашествие. От цивилизованной Греции осталась только фактически Аттика с Афинами и острова у побережья Малой Азии в районе, где проживали карийцы.

Нашествие дорийцев уничтожило микенское государство, оставив ахейцам и критянам самые неудобные места на Пелопонесском полуострове.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале этой главы: греки – кто Вы?

2) АХЕЙЦЫ – собственно ахейцы, ассимилировавшие с критянами.

3) ДОРИЙЦЫ – собственно дорийцы, захватившие Грецию в конце второго тыс. до н.э.

4) ИОНИЙЦЫ – нация сформировавшиеся после нашествия дорийцев. В результате смешения различных племен, после бегства греков в Аттику от дорийцев. Бежали в Аттику ахейцы и критяне после разрушения Микен, эолийцы с севера.

Сама Аттика была заселена одним из племен пеласгов, и критянами – властвовавшими над ними. Нация родилась в процессе борьбы с дорийцами.

Первоначально Аттика, после того, после того, как наступление дорийцев захлебнулось, была поделена племенами на большое количество мини-государств, но затем объединилась под властью Афин.

Большое значение на формирование нации оказали критяне, как в самой Аттике, так и на островах в Эгейском море у берегов Малой Азии.

Общегреческая культура с единым языком стала формироваться только во второй половине 1 тыс. до н.э. после победы над персами, когда гегемоном стали Афины.

После общегреческого мирного конгресса

Общегреческий мирный конгресс.

После установления мира с Персией многие полисы не видели необходимость вносить средства в общую казну Далосского союза. Существование союза теряло, по мнению участников, смысл.

Тогда Перикл выдвинул идею, что союз должен существовать, а средства должны идти на восстановление разрушенных храмов, обеспечение свободного морского плавания и поддержания мира во всей Греции. Афины должны стать политическим и культурным центром Эллады.

Были направлены гонцы в полисы с призывом участвовать в конгрессе. Но большинство полисов не поддержали инициативу Перикла, понимая, что Афины хотят узаконить свою гегемонию в Греческом мире. Категорически против были такие полисы, как Спарта, Коринф …. Конгресс в предполагаемом формате не был проведен.

Подготовка к мирному конгрессу дала положительные для Афин результаты.

Деятельность Перикла способствовала превращение Афин в культурный центр греческого мира. Афины стремились посетить ученые, писатели, поэту, скульпторы со всей Эллады.

Источник

Ионийцы – народ-творец Древней Греции

В Древней Греции по соседству проживало немало племён, взаимоотношения между которыми были не всегда мирными и дружелюбными. Древнегреческие историки в своих трудах рассказывали о самых разных народах своей родины, а одним из самых ярких были ионийцы.

В далёком прошлом они сумели создать свои города, которые сыграли немаловажную роль в развитии всей страны. Именно на ионийском диалекте были написаны поэмы Гомера и работы Геродота, что красноречиво характеризует уровень культурного развития ионийских племён. Давайте вернёмся во времена Древней Греции и узнаем, как жил этот народ. Куда уводят нас следы ионийцев?

Появление Ионии

Об истории ионийского народа больше всего сведений имеется у древнего историка Геродота, который рассказывает, что первоначально племена ионийцев селились на северных берегах Пелопоннеса. Позднее территория их пребывания меняется по причине войн между ахейцами и дорийцами. Последние вытесняют ахейские племена, которые вынуждены были занять земли ионийцев.

Воинственным ахейским племенам предки ионийцев не могли противостоять, а потому отошли в Аттику, которая и стала центром их культуры. В XI-IX веках до нашей эры ионийцы уже занимают несколько областей Малой Азии, что говорит об успешном продвижении народа на новые земли и победоносных военных походах.

Если верить ионийским преданиям, то одно их название указывает на могущественного прародителя. Согласно древним легендам, во главе ионийских родов стоял Ион. Не менее знаменитым предком ионийцев был и Нелей, мифический царь, что приходился сыном самому Посейдону.

Именно в Малой Азии ионийцами была основана знаменитая историческая область Иония, которую учёные нередко называют «сердцем греческой культуры». Я поддерживаю это мнение, ведь именно в этих местах было найдено множество старинных памятников цивилизации, совершены открытия о жизни и искусстве в Древней Греции.

Приморские царства ионийцев

В 700 году до нашей эры двенадцать ионийских городов создают могущественный союз, названный «Панионион». В составе этого объединение находились могущественные царства, такие как Милет, Эфес, Теос.

Если вы посмотрите на карту древнего мира и найдёте указанные области, то непременно заметите общие черты всех ионийских территорий – они находились у моря. Именно поэтому в Ионии существовал культ Посейдона, бога водной стихии, которому ежегодно на масштабном празднике подносили щедрые дары. Святилище божества было расположено на мысе Микале. Нередко греческие моряки останавливались у священных мест, чтобы принести жертвы своенравному богу, воплощающему силы морей.

В Ионии ведущая роль принадлежала городу Милету, который позднее стал одним из главных полисов всей Древней Греции. Интересно, что на ионийских землях изначально была распространена Критская культура, которую позднее (после XV века до нашей эры) сменила Микенская цивилизация. Этот переход очень заметен в древних произведениях искусства, но одно несомненно – ионийцы были народом, который сумел вывести на новый уровень многие направления живописи и скульптуры, литературу, самые разные науки.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что этоКарта древней Греции, Стрелков А. В. «История древней Греции»

Сердце греческой культуры

Одной из самых известных заслуг ионийцев считаются их успехи в астрономии. Древние учёные Милета даже разработали собственный звёздный календарь. Благодаря их подсчётам был вычислен период полного обращения Земли вокруг Солнца. Через много веков, когда римляне будут разрабатывать Юлианский календарь, именно открытия ионийцев станут основой для него. Меня поразило, что уже тогда, в XVI-XV веках до нашей эры, в Ионии год составлял 365 дней с периодическим включением дополнительных суток.

Иония стала центром просвещения. Имена многих ионийцев известны нам и сегодня. Уверена, математики хорошо знают Фалеса и его теорему, а в древности он был политиком, астрономом, метеорологом и даже инженером. Именно он первым стал вычислять северное направление по положению Малой Медведицы, что точнее прочих созвездий указывает на Полярную звезду.

Иониец Анаксимандр создал солнечные часы, а также прославился благодаря своей работе «О природе», где высказал мнение относительно устройства мира. По его мнению, наша планета представляла собой некий «бассейн», окружённый сушей, которая снаружи обрамлена водой. Если вдуматься и осмыслить такую трактовку философски, то действительно заметна истина теории.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что этоМилет является важным историческим местом на побережье Западной Турции, будучи великой морской державой и центром науки и философии в Архаической Греции.

Падение Ионийской цивилизации

О культуре ионийцев можно рассказывать бесконечно. Изучая её, создаётся впечатление, что ничто в мире не могло победить столь развитый народ. Увы, время вносило свои поправки. К VII-VI векам немалую силу приобретает соседнее государство Лидия. Его правитель Крез сумел покорить Ионию, однако вскоре и сам был повержен персидским правителем Киром.

Новая власть, бунты народа и изменения культуры оказались роковыми для ионийцев. Их цивилизация начала приходить в упадок, теряя прежнюю силу. Недолгое время при Александре Македонском ионийцам удалось вновь вернуть надежду на возвращение «золотой эпохи», но этого не произошло – Иония вновь оказалась под властью чужеземных захватчиков.

Сегодня область, где некогда жили ионийцы, принадлежит Турции. Многие жители Ионии переселились в другие регионы Древней Греции. Оставшимся на родине суждено было раствориться среди новых племён. Но ионийцы оставили нам немало памяти о днях своего расцвета, настоящих сокровищ истории. Этот народ создал поистине бессмертную культуру, увековеченную в великих творениях.

Источник

Ионические племена что это

Греческий мир, созданный храбрыми мореходами на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) в период Архаической древности, обязан своим существованием грекам-ионийцам, подготовившим базу для развития Классической Греческой цивилизации.

Греки – ионийцы, ахейцы и эолийцы, основываясь на достижениях Минойской (Крит) и Кикладской (Кикладские острова) культур, создали Крито-микенскую цивилизацию, просуществовавшую с XVI по XI вв. до н. э. До наших дней дошли мифы и легенды того периода, ставшие основой для создания непревзойденных произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея». Греки в те легендарные времена достигли Ближнего Востока и Египта, покорили многовековую Хеттскую державу и подчинили себе Трою. Их развитие было стремительным и могущество бесспорным, но и оно было подорвано в ходе внутренних греческих войн.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

В XII – XI вв. до н. э. с севера Балканского полуострова, который греки называли полуостров «Эмос», на более развитый Юг хлынула волна воинственных дорийских племен. Греки-дорийцы смогли занять весь материк и, освоив навыки мореплавания, достичь острова Крит и юга Малой Азии, где ими была основана область Дорида, угрожавшая племенному союзу ионийских греков, спасшихся от нашествия и создавших на восточном побережье Эгейского моря область Иония. Севернее Ионии появилась область Эолида, в которой нашли себе убежище греки-эолийцы.

Обустройство на новом месте заняло несколько столетий. Грекам было необходимо, насколько это возможно, обеспечивать себе мирное сосуществование и отражать внешнюю агрессию. Период с 1100 по 750 гг. до н. э. в греческой истории назван темными веками. Новый виток в развитии Греческого мира начался в VIII веке до н. э. Одним из основных проявлений этого периода является Великая Греческая колонизация, охватившая практически все Средиземноморье и Причерноморье.

Союз «Панионион»

Область Иония объединяла 12 городов, образованных в ходе переселения 12 родов ионийцев из Северного Пелопоннеса, Аттики и Беотии. Период переселения захватил несколько поколений и только в 700 г. до н. э. ими был создан Союз «Панионион», в который вошли города Милет, Миунт, Приена (Кария), Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Кладомены, Фокея (Лидия); два города на островах Самос и Хиос и один на материке – Эрифры). Позже к союзу присоединилась Смирна.

Искусные мореходы – ионийцы особо почитали властителя морей – бога Посейдона. В союзе «Панионион» у них сложился общий культ Посейдона Геликонского. В общественной жизни ионийцев царила строгая дисциплина. На основные ежегодные религиозные празднества должны были в обязательном порядке собираться все мужчины, женщины и дети. В ходе проведения празднеств приносились жертвы Посейдону и решались судьбоносные для Союза вопросы. Процедура жертвоприношения выпадала на период от 12 до 20 числа месяца Посейдона, святилище которого находилось на северном склоне мыса Микале, неподалеку от Милета. Эту традицию ионийцы перенесли и в новые регионы своего расселения в Причерноморье (Синоп, Томы, Кизик и другие).

Ионийцы считали себя благороднее остальных греков. Привилегированное положение в их обществе занимали знатные роды, происходившие до переселения в основном из городов Афины (область Аттика) и Фивы (Беотия). Столицей Ионии был город Эфес, уступивший эту роль позже Милету. Город Милет и стал митрополией для основной части греческих полисов Понта Эвксинского (Черного моря).

Какими же были греки-ионийцы в период заселения Причерноморья?

Достижения греков Ионии

В период Великой Греческой колонизации ионийцы добились значительных результатов в науке, искусстве, торговле, кораблестроении, архитектуре и ремесле. Особое развитие получила астрономия. Астрономы Милета занимались созданием и позже усовершенствованием звездного календаря. Особой известностью пользовались милетские шерстяные изделия, ткани, плащи, одеяла, головные сетки, ковры. Высококачественными были гончарные изделия мастеров из Милета.

Ионийцы первыми из греков стали пользоваться чеканными монетами, которые чеканились из электра (естественной смеси золота и серебра) и первое время не имели изображений. Они организовали и применили в своем обществе древнейшую монетную систему.

Из Ионии происходили многие ученые и поэты. Они вызывают гордость как у всех греков и всего цивилизованного человечества, так у одних из потомков ионийцев, понтийских греков. Любой переселенец, в том числе и в Причерноморье, имел право по возвращению на прежнее место жительства восстановить свое гражданство.

Чтобы понять уровень развития ионийского общества, перенесшего свои знания в Причерноморье, достаточно привести в пример известного всему миру Фалеса и его друга и ученика Анаксимандра.

Фалес – ученый, политик, инженер, астроном, метеоролог, математик (624 – 547 гг. до н.э.) стал изобретателем геометрического построения (угол, вписанный в полукруг, есть угол прямой). Он же разработал метод вычисления расстояния, указал как можно ориентироваться на море по расположению звезд и обратил внимание на Малую Медведицу как на созвездие, точнее других определяющее север. Он даже предсказал солнечное затмение в 585 году до н. э. По его теории началом всех вещей является вода.

Анаксимандр стал автором сочинения «О природе», в котором изложил свое объяснение происхождения мира. Он же создал солнечные часы (πόλος), карту расположения звезд и карту мира, изображающую мир как морской бассейн, окруженный сушей, которая в свою очередь опоясана внешним водным кольцом. Последователь Анаксимандра Анаксимен основой всего в мире считал воздух, который разряжаясь становится огнем, сгущаясь ветром, затем облаком, водой, землей, камнями.

Интересным фактом является и то, что Восточное Причерноморье посетил уроженец острова Кос, «отец медицины» Гиппократ (460-377 гг. до н. э.). Будучи врачом-периодевтом он посетил многие регионы Греческого мира. Великого греческого врача за большое вознаграждение пытался пригласить к себе на службу персидский царь Артаксеркс. Ответ Гиппократа был кратким: «…пищей, одеждой, жилищем и всем необходимым для жизни имуществом мы пользуемся. Богатством же персов мне не приличествует наслаждаться, так же как прекращать болезни варваров – врагов эллинов».

Понт Эвксинский посетил и афинский ученый, уроженец также Малой Азии – «отец истории» Геродот. Из Синопа на Южном побережье Черного моря происходил великий философ-циник Диоген. В понтийском городе Амасия родился «отец географии» Страбон.

Такими были греки, заселившие Причерноморье практически 3000 лет назад. Их потомки продолжают и в наше время проживать в его отдельных регионах. Основная часть понтийских греков после многих катаклизмов в истории ХХ века проживают вне своей родины.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Василий Ченкелидис, историк, Афины (Греция).

Специально для Московского общества греков.

Фотографии – Василий Ченкелидис:

1) Театр древнего Милета, Иония Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Источник

Иония

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Содержание

Легенды об основании ионийских городов

По общегреческой легенде города Ионии основали выходцы с противоположного, западного берега Эгейского моря, чья история связана с легендарной историей ионийского племени Аттики. Утверждалось, что переселенцев с запада вели Нелей и Андрокл, сыновья последнего афинского царя Кодра. «Ионическое переселение», по легендам, произошло 140 годами позже окончания Троянской войны, что соответствует 60 годам после возвращения Гераклидов на Пелопоннес — дорийское завоевание, то есть конец второго тысячелетия до н. э..

Результаты последних исследований так же подтверждают версию о том, что греки заселили Ионию достаточно поздно — после прихода дорийцев, и, следовательно, по прошествии эгейского периода. Единственными предметами эгейского времени, найденными в 1910 году на территории Ионии, в Милете, стали черепки, относящиеся к поздней минойской эпохе. Не менее значимо и то, что не все греческие переселенцы принадлежали к ионийскому племени. По свидетельству Геродота поселенцы не только происходили из различных эллинских племён и городов, но и смешивались с местным населением.

Название территории

В Азии греков именовали дериватами от «ионийский», например «йона» на пали или «йавана» на санскрите. Иосиф Флавий говорит о связи имени ионийцев с именем библейского Иавана, сына Иафета: «но от Иавана Иония и все греки происходят» (Древности иудейские I:6). В греческой мифологии Ион, считавший родоначальником ионийцев, был сыном Креусы (дочери Эрехтея); его отцом же был или муж Креусы Ксуф (по «Ээиям» (Каталогу женщин) Гесиода) или Аполлон (у Еврипида).

География

В древности существовало двенадцать ионийских городов; по предположению Геродота (I.145) это устройство было заимствовано у ионийских городов, расположенных ранее в северной части Пелопоннеса, впоследствии который заняли ахейцы. В состав ионийских городов входили: (перечисляя с юга на север): Милет, Миунт, Приена, Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Эритрея, Клазомены и Фокея. К Ионии относились острова Самос и Хиос. Смирна — колония, основаннная эолийцами, была позже захвачена Колофоном, став ионийским городом, что произошло ещё до рождения Геродота (484 год до н. э.), хотя неизвестно, когда именно.

Ионийские города были связаны религиозно-культурным (не военно-политическим) союзом (ионийская лига); каждый год союзники участвовали в совместном празднестве, проходившем на северном склоне горы Микале в Панионийском святилище. Кроме того, раз в четыре года летом ионийцы и европейского и азиатского берегов собирались на острове Делос для поклонения в храме Аполлона Делосского.

Каждый город был практически полностью автономен, и хотя их объединяли общие политические интересы, они не составляли конфедерации как, например, ахейцы или беотийцы. Предложение Фалеса Милетского объединиться в политический союз было отвергнуто (VI век до н. э.).

Источник

Народ потомков Ареса

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Фракийцы были одним из первых варварских народов, с которым пришлось столкнуться грекам на самом раннем этапе их истории. Образ рослых и воинственных, жадных до вина и чувственных наслаждений дикарей, облачённых в длинные плащи и лисьи шапки, оказал сильнейшее влияние на греческие представления о варварах. Однако, как и другие стереотипы, этот образ на поверку не выдерживает критики. В действительности правители царства одрисов были амбициозными и умелыми политиками, а фракийский фактор играл важную роль в греческой истории VIV веков до н.э.

Фракия

В древности Фракией называли обширную территорию в северо-восточной части Балканского полуострова. Её пределы простирались на севере до Карпатских гор, на востоке и юге — до побережья Чёрного и Эгейского морей, а на юго-западе — до границ с Македонией и Иллирией по реке Аксий (современный Вардар). Территория Фракии была покрыта густым лесом и горами, разделявшими её на несколько изолированных территорий. Населяли эти земли многочисленные воинственные племена, говорившие на собственном языке индоевропейского происхождения. Родственные им народы проживали в северо-западной части Малой Азии.

Относительно происхождения фракийцев большинство исследователей склоняется к тому, что они стали результатом смешения автохтонных народов и явившихся позже индоевропейцев, которые в III–II тысячелетиях до н.э. несколькими волнами проникали за Дунай из Причерноморских степей. Греки считали прародителем фракийцев бога Ареса, от которого те унаследовали силу и воинственность. Фракийцы имели репутацию опытных бойцов, закалённых в непрерывных войнах, которые они постоянно вели друг против друга и против соседей. Античные авторы описывали фракийцев как высоких, очень сильных людей с рыжеватыми волосами и голубыми глазами.

Первые контакты греков с Фракией установились ещё в Бронзовом веке. В греческих мифах упоминаются фракийские цари Тирей и Диомед. Последний, в частности, владел конями-людоедами, которых у него похитил Геракл. В «Илиаде» фракийцы названы среди других троянских союзников. Фракийский царь Рес явился под Трою на помощь Приаму, облачённый в золотой доспех и верхом на колеснице, запряжённой чудесными конями, однако пал здесь от руки греческого героя Диомеда. В «Одиссее» говорится о нападении на фракийцев-киконов и разрушении их главного города Исмара, которое совершили греки на обратном пути из-под стен Трои.

Ионические племена что это. Смотреть фото Ионические племена что это. Смотреть картинку Ионические племена что это. Картинка про Ионические племена что это. Фото Ионические племена что это

Настоящее же знакомство с Фракией и её обитателями относится к эпохе Великой греческой колонизации VIII–VI веков до н.э. В это время греки основали около 30 колоний на островах северной части Эгеиды, на полуострове Херсонес Фракийский, вокруг Мраморного моря и в области проливов, а также в эгейской части Фракии и на западном берегу Чёрного моря. Взаимоотношения местного населения и пришельцев редко бывали добрососедскими. Фракийцы постоянно совершали грабительские набеги на их поселения и нередко промышляли пиратством в прибрежных водах.

Под властью персов

В 512 году до н.э. персидский царь Дарий I решил отправиться в поход против причерноморских скифов. По его приказу греческий инженер Мандрокл в самом узком месте Босфора соорудил мост из судов. Огромная персидская армия переправилась по нему на европейское побережье и через Фракию двинулась на север к Дунаю. Большинство фракийских племён, через земли которых шли персы, подчинилось им без боя — за исключением гетов, которых пришлось усмирять силой. На обратном пути Дарий оставил во Фракии полководца Мегабаза с большим войском, и тот покорил приморскую часть страны и захватил греческий город Перинф. Племя пеонов, живших в долине Аксия, персы в наказание за сопротивление переселили в Азию.

Готовясь к походу против Греции, военачальник Мардоний в 492 году до н.э. с большой армией переправился через Геллеспонт и в сопровождении флота из 300 кораблей двинулся вдоль побережья на юг. По пути он создавал опорные пункты с гарнизонами и запасами продовольствия. Когда персидский флот огибал полуостров Халкидику, на море разразилась страшная буря, разметавшая корабли. Ночью на лагерь войска напали фракийцы-бриги, которые перебили многих персов. После этой неудачи Мардоний решил вернуться в Азию.

В надписи на могиле Дария I в Накше-Рустаме, сделанной около 486 года до н.э., среди других персидских сатрапий, входивших в состав державы Ахеменидов, упоминается Скудра. По мысли историков, это название обозначало подчинённые царю земли Эгейской части Фракии и Македонии. Геродот указывает, что персы взимали дань не только со своих азиатских подданных, но и с народов Европы, живших к северу от греков-фессалийцев. У современных историков нет других сведений об административных центрах этих территорий.

Персидская власть здесь преимущественно основывалась на военных гарнизонах, наиболее важными из которых являлись Дориск в устье реки Гебр и Эйон в устье реки Стримон. Во время похода Ксеркса на Грецию в 480 году до н.э. фракийцы и македоняне в качестве подданных царя должны были выставить ему в помощь свои отряды. Однако после поражения и гибели Мардония в битве при Платеях в 479 году до н.э. персидский плацдарм в Европе оказался обречён. В следующем году греки захватили Сест и Византий, отрезав персидские гарнизоны от Азии. После долгой осады в 477 году до н.э. афиняне взяли Эйон — это удалось сделать лишь после того, как у его защитников кончились запасы продовольствия. Последний оплот персов в Европе — Дориск — начальник его гарнизона Маскам удерживал до 465 года до н.э.

Афиняне после 478 года до н.э. прилагали немалые усилия, чтобы утвердиться в Эгейской части Фракии. С этой целью в 476 году до н.э. афинянин Ликург вывел колонию в ранее захваченный у персов Эйон, однако вскоре фракийцы перебили всех колонистов. В том же году Кимон включил в Афинский морской союз греческие города на полуострове Херсонес Фракийский, вокруг Мраморного моря и в Троаде. В 466 году до н.э. афиняне потребовали у Фасоса, владевшего богатыми рудниками на лежащем против острова фракийском побережье, предоставить им долю в своих торговых и экономических предприятиях. Получив отказ, они разбили на море флот фасосцев и приступили к осаде острова. Одновременно афиняне послали 10 000 колонистов во Фракию к устью Стримона, и те основали колонию в местности, называвшейся Девять путей. Жившие здесь фракийцы встретили пришельцев недоброжелательно. Началась война, в ходе которой в 465 году до н.э. колонисты попали во фракийскую засаду у Драбеска и все погибли. Только в 437 году до н.э. афинские колонисты под предводительством Гагнона изгнали фракийцев и вновь основали здесь город Амфиполь.

Одрисское царство

Хотя персидское присутствие во Фракии оказалось недолгим, оно, вероятно, послужило важным стимулом для становления государственности у фракийцев. После отступления персов образовался вакуум власти, который попыталось заполнить Одрисское царство, появление которого относится к 480–460 годам до н.э. Ядром принадлежавшей одрисам территории являлась плодородная долина реки Гебр и его притока Атриска в восточной и юго-восточной части Фракии.

Знаковой фигурой стал царь Терес (около 475–445 год до н.э.), который прожил долгую жизнь и постоянно совершал походы во всех направлениях. В конечном счёте ему удалось подчинить своей власти огромную территорию от устья Дуная до побережья Чёрного и Эгейского морей. Дань одрисам должны были платить греческие города Аполлония, Мессембрия и Абдеры. Терес завязал также отношения со скифами, кочевавшими в землях к северу от Дуная, и отдал за их царя Ариапеита свою дочь. Погиб Терес в 445 году до н.э. во время похода против трибаллов, живших между Дунаем и Родопскими горами.

Преемником стал его сын Спарадок (448–440 годы до н. э.), которого после нескольких лет правления сверг брат Ситалк (431–424 годы до н.э.). Спарадок бежал и нашёл убежище у кочевых скифов. Вскоре скифский царь Скил также оказался свергнут с престола своим братом Октамасадом и бежал под защиту Ситалка. Этот Октамасад был сыном дочери Тереса и приходился Ситалку племянником. Как рассказывает Геродот, когда фракийское и скифское войска встретились на Дунае, Ситалк, прежде чем вступить в сражение, направил царю скифов следующее послание:

«Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, а у тебя в руках находится мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!».

На том и порешили. Октамасад велел тотчас отрубить Скилу голову, а Ситалк, получив брата, удалился с ним в глубину своего царства.

Другие греческие авторы рассказывают о войнах, которые Ситалк успешно вёл против племен гетов, трибаллов и тинов. Одрисское царство в его правление достигло максимальных размеров и могущества. Согласно Фукидиду, по доходам и общему благосостоянию с ним не могло сравниться ни одно из государств Европы, лежащих между Ионическим морем и Эвксинским, и только скифам одрисы уступали в военной мощи и численности войска.

Афиняне в 431 году до н.э. заключили с одрисами договор о дружбе. Ситалк при этом взял в жёны сестру афинского проксена Нимфодора Абдерского, а его сын Садок получил права афинского гражданства. Вскоре к его двору прибыла спартанская делегация с предложением аналогичного союза, но Ситалк арестовал послов и в цепях выдал афинянам.

В 429 году до н.э. Ситалк по просьбе афинян вторгся в Македонию, царь которой Пердикка II тайно оказывал содействие поднявшим против них восстание городам на Халкидике. Во главе 150-тысячного войска, набранного из всех подчинённых ему племён, Ситалк на протяжении 30 дней безнаказанно грабил нижнюю часть страны. Пердикка избегал сражения и отсиживался за стенами городов, осаждать которые фракийцы не умели. Удовлетворившись разорением страны, Ситалк повёл свою армию на Халкидику. Здесь он ещё восемь дней ожидал прибытия афинской эскадры. Корабли не пришли, и фракийцы с богатой добычей вернулись домой.

В 424 году до н.э. Ситалк погиб во время очередного похода на трибаллов. В том же году спартанец Брасид отбил у афинян Амфиполь.

Период столкновений и междоусобиц

Преемником Ситалка стал его племянник Севт I (424–410 годы до н.э.), который продолжил дружественную Афинам политику. Эта дружба сопровождалась практикой использования наёмных фракийских легковооружённых воинов пельтастов в сражениях Пелопоннесской войны. Привыкшие действовать в разомкнутом строю и на пересечённой местности, пельтасты неизменно доказывали свою высокую эффективность в сравнении с тяжёлой и неповоротливой гоплитской фалангой.

К концу войны афиняне утратили значительную часть своего политического влияния в северной части Эгеиды. В 411 году до н.э. Севт I нанял большое войско гетов, с которыми пытался захватить греческие города на Херсонесе Фракийском, но не преуспел. Годом позже он умер от тяжёлой болезни. После этого царство досталось его сыну Амадоку I (408–389 годы до н.э.), который сохранял верность союзу с Афинами и поддерживал дружественные отношения с Алкивиадом. Былое могущество одрисов в это время постепенно стало клониться к упадку под натиском соседей.

Одним из проявлений кризиса в царстве одрисов стало усиление распрей внутри правящей династии. Родственником Амадока I — возможно, его племянником — был Севт II (405–385 годы до н.э.), сын его соправителя Месада. Он воспитывался при дворе Амадока, а затем правил в собственных владениях в Эгейской части Фракии. В 400 году до н.э. Севт подрядил греческих наёмников Ксенофонта, чтобы расширить свои владения за счёт соседнего правителя Тереса. Однако средства его были ограничены, и солдаты покинули нанимателя уже через два месяца. Отношения между Амадоком и Севтом постепенно ухудшались, пока дело не дошло до открытого конфликта. Лишь в 390 году до н.э. при посредничестве афинянина Фрасибула они примирились.

Вскоре после этого Амадок умер. Его преемником стал Гебризельм (387–383 годы до н.э.), который, как и его предшественник, старался заручиться дружбой Афин и их поддержкой в борьбе против Севта. Афиняне отстранились от непосредственного участия в конфликте, но Гебризельм сумел своими силами одержать победу и изгнать противника из его владений. Перед самой смертью Севту удалось вновь вернуть себе власть с помощью афинского военачальника Ификрата. Наследовал ему сын Котис I (384–359 годы до н.э.).

Правление Котиса

Котис был одной из самых ярких и неоднозначных фигур на троне одрисов. Своё правление он начал, подстроив в 383 году до н.э. убийство царя Гебризельма. Большим подспорьем для него была дружба с Ификратом, которого он даже женил на своей дочери. Ификрат не только помог Котису удержаться у власти, но и в 382 году до н.э. наладил его отношения с Афинами, нуждавшимися в это время в поддержке, чтобы обеспечить своё влияние на севере Эгеиды. Одновременно Котис завязал дружбу с македонским царём Аминтой III. Приблизительно в 382–379 годах до н.э. Ификрат во главе армии наёмников помог Аминте вернуть македонские территории, некогда захваченные могущественным Олинфом. Другим союзником Котиса стал царь трибаллов Гал, которому в 376–375 годах до н.э. царь оказал содействие при попытке подчинить Абдеры. От гибели абдеритов спас афинский стратег Хабрий, и город в конце концов вошёл в состав Афинского морского союза. Поскольку ходили слухи, что Котис на самом деле действовал в согласии с афинянами, Гал в 375 году до н.э. разорвал с ним дружбу, и в дальнейшем трибаллы и одрисы считались врагами.

Главной целью Котиса стала имевшая стратегическое значение область Черноморских проливов. В 371 году до н.э. он под надуманным предлогом развязал войну против Перинфа, однако потерпел поражение от нанятого горожанами афинского полководца Тимофея. Новая возможность представилась ему в 367 году до н.э., когда полуостров Херсонес Фракийский захватил мятежный сатрап Фригии Ариобарзан. Надеясь получить Херсонес и проливы в своё распоряжение, афиняне заключили союз с Ариобарзаном, а Котис тем временем примкнул к противоположной партии. В 365 году до н.э. он при поддержке лидийского сатрапа Автофрадата и карийского правителя Мавсола напал на Херсонес, однако был снова отбит Тимофеем. В 363 году до н.э. Котис предпринял новую попытку: его военачальник Мильтокит покорил весь полуостров, кроме Сеста. В 362 году до н.э. Мильтокит неожиданно перешёл на сторону врагов Котиса. Из Афин ему на помощь прибыл Харидем, но Ификрат убедил его перейти на службу к Котису. В 361 году до н.э. Харидему удалось захватить и казнить Мильтокита, а затем помирить Котиса и афинян.

В 360 году до н.э. Харидем вернулся в Афины и был избран стратегом. Отправившись с кораблями на Херсонес, он вновь перешёл на службу Котису и передал ему полуостров. За это Котис отдал Харидему в жёны свою дочь. Однако радость по поводу Херсонеса оказалась недолговременной, поскольку в 359 году до н.э. Котиса убили двое его бывших приближённых — уроженцы Эйона, которым обманом удалось проникнуть во дворец. Убийцы бежали в Афины, где их встретили как героев, щедро наградили и наделили гражданскими правами.

Конец Одрисского царства

После смерти Котиса Харидем возвёл на царский престол его сына Керсоблепта (359–341 годы до н.э.), которым он управлял, как марионеткой. Командуя царскими войсками, Харидем сражался с афинянами за Херсонес, одержал победу и сумел навязать афинскому военачальнику Кефисодоту выгодные для себя условия мира. Афиняне отвергли условия этого договора как позорные, отозвали Кефисодота, подвергнув его при этом крупному штрафу, и отправили на Херсонес другого военачальника — Хареса, который вернул афинянам контроль над всем полуостровом. В 357 году до н.э. Харидему пришлось согласиться на заключение мирного соглашения, санкционировавшего передачу Херсонеса афинянам.

По условиям соглашения царство Котиса было разделено между тремя претендентами: Керсоблепту досталась восточная его часть, его брат Берисад (359–356 годы до н.э.) должен был править в западной до самой границы с Македонией, а Амадок II (359–351 годы до н. э.) получил Центральную Фракию. Все трое принесли клятву, обязуясь оказать Афинам военную поддержку в случае восстания их союзников. Харидем, творец этого договора, получил амнистию и возможность вновь вернуться в Афины.

В 357–356 годах до н.э. македонский царь Филипп II воспользовался вовлечением Афин в Союзническую войну и захватил Амфиполь. У наследника умершего тем временем Берисада, его сына Кетрипора (356–351 годы до н. э.), он отобрал Кениды, которые переименовал в свою честь в Филиппы. Обиженный Кетрипор вступил в антимакедонский союз с пеонийским династом Липеем и иллирийским Грабом. Филипп, однако, победил союзников, разгромив их одного за другим. Кетрипор удержался на троне, но вынужден был признать свою зависимость от Македонии. После его смерти Филипп аннексировал западную часть Фракии.

Тем временем Керсоблепт заключил союз с Афинами против своего брата Амадока. Последний обратился за помощью к Филиппу. В 351 году до н.э. македонский царь напал на Керсоблепта, нанёс ему поражение, осадил в укреплённой резиденции и отступил только после того, как получил его сына в заложники. Примерно в то же время Филипп низложил Амадока в пользу его сына Тереса II (351–341 годы до н.э.). В 347 году до н.э. Керсоблепт вновь обратился к Афинам за помощью и тем самым спровоцировал вторжение македонского военачальника Антипатра. После серии новых македонских вторжений в 342–340 годах до н.э. Керсоблепт и Терес были низложены, а их владения аннексированы. Для контроля над покорённой территорией Филипп основал в долине Гебра македонские военные колонии Филиппополь и Кабила.

Таким образом, царство одрисов перестало существовать, а значительная часть Фракии оказалась под македонской властью. После смерти Филиппа в 336 году до н.э. трибаллы и их союзники геты подняли восстание, но их усмирил Александр. В 331 году до н.э. македонский наместник Мемнон, сблизившись с фракийскими вождями, задумал отложиться от Александра, но был побеждён его военачальником Антипатром. После того, как его преемник Зопирион в 325 году до н.э. погиб во время похода против скифов, один из потомков правящей династии одрисов провозгласил себя царём Севтом III (325–300 годы до н. э.). Собрав 8000 всадников и 20 000 пехотинцев, он в 322 году до н.э. сражался против македонского наместника Лисимаха, однако без определённого результата. Вероятно, обе стороны достигли соглашения, в результате которого Севт удовлетворился властью над внутренними районами страны, а Лисимах правил в прибрежной части Фракии. Около 320 года до н.э. Севт построил свою резиденцию в Севтополе (близ Казанлыка в Болгарии), которую он в подражание македонской практике назвал в свою честь. В 313 году до н.э. Севт поднял новое восстание, однако снова не добился успеха. Сведения о нём пропадают из источников, однако продолжавшиеся монетные выпуски говорят о том, что он правил вплоть до 300 года до н.э.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *