Ип с работниками и без в чем разница

Как выбрать налогообложение для ИП

Сколько налогов платят ИП на разных системах

Этот материал обновлен 04.02.2021

При регистрации индивидуальный предприниматель должен выбрать систему налогообложения.

Если не выбрать, налоговая сама назначит общую систему, а это несколько налогов и сложный бухгалтерский учет. Разбираемся, как не прогадать.

Схема для выбора системы налогообложения

Общий план по выбору системы налогообложения такой:

А теперь подробнее о каждой системе налогообложения.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

ЕНВД, или вмененка, — специальный налоговый режим, который работает для некоторых сфер деятельности. Предприниматель платит единый налог, который заменяет НДФЛ и НДС.

Сферы деятельности. В каждом муниципалитете свой перечень видов бизнеса, где можно применять ЕНВД. Вот некоторые из них:

Ограничения. На ЕНВД могут работать ИП со среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. Если ИП занимается розничной торговлей или общественным питанием, торговый зал или зона обслуживания должны быть не больше 150 м².

Этот режим постепенно отменяют. С начала 2020 года предприниматели не смогут применять ЕНВД, если продают лекарства или шубы и прочие изделия из натурального меха. Это товары, подлежащие обязательной маркировке. За них можно платить налог по общей системе или по УСН, а по остальным товарам оставить ЕНВД. С июля 2020 года то же самое начнется применительно к обуви.

Регионы могут отказываться от ЕНВД. Например, в Москве этой системы нет, а в 2021 году ЕНВД перестанет действовать вообще.

Как считают налог. Налог считают не от фактического дохода, а от вмененного — то есть предполагаемого в этой сфере. Налог зависит от условного дохода ИП, вида бизнеса, площади торгового зала и региона.

Ставка налога. От 7,5 до 15%, в зависимости от региона.

Как уменьшить налог. Можно вычесть из налога уплаченные страховые взносы.

Совмещение с другими режимами. ИП может по одним видам деятельности работать на общей системе или УСН, а по другим — на ЕНВД. Учет придется вести раздельно.

Источник

Оформление сотрудников как ИП: выгода и риски

Ип с работниками и без в чем разница. Смотреть фото Ип с работниками и без в чем разница. Смотреть картинку Ип с работниками и без в чем разница. Картинка про Ип с работниками и без в чем разница. Фото Ип с работниками и без в чем разница

Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

специально для ГАРАНТ.РУ

Расходы на оплату труда для многих организаций представляют собой весьма ощутимую статью расходов. Особенно остро этот вопрос стоит в тех компаниях, которые используют высококвалифицированный, следовательно, высокооплачиваемый труд, и доля зарплаты в себестоимости велика. Собственно, проблема даже не в самих суммах зарплат работников, а в связанной с этими зарплатами налоговой нагрузке. Естественно, что желание «сэкономить» на зарплатных налогах (употребляю этот термин вполне осознанно, поскольку взносы во внебюджетные фонды, уплачиваемые работодателями, обладают всеми признаками налогов), порождало и продолжает порождать всевозможные конструкции, призванные как-то уменьшить величину выплат с фонда оплаты труда.

Раньше, когда «теневой» оборот был сравним с легальным, задача решалась просто – работникам устанавливались минимально возможные оклады, с которых платились взносы и НДФЛ, а остальное выдавалось «в конверте». Однако, в результате усилий государства по «обелению» бизнеса, зарплату «в конвертах» становилось платить все труднее и опаснее. Поэтому сначала появились стратегия «аутсорсинга работников», когда работники числились в одной компании, а трудились, по договору о предоставлении персонала, в другой. Достоинством такой стратегии принято было считать практически полную замену расходов на оплату труда расходами за «услуги производственного характера». Это означало, помимо избавления от взносов во внебюджетные фонды, также и экономию на НДС (для тех компаний, которые применяли ОСНО), поскольку расходы на зарплату это расходы «без НДС», а за предоставление персонала платили уже с учетом НДС, принимая его к вычету. Однако в этих компаниях возникали, в общем-то, те же проблемы, от которых и пытались уйти «оптимизаторы» – зарплаты работников были минимальны, чтобы выплатить реальные зарплаты и при этом получить «зачетный» НДС, приходилось работать с «однодневками», что порождало все более значительные риски. Работники, как и прежде, фактически получали деньги «в конверте», да еще и вынуждены были переходить «гуртом» из одной компании в другую, занимающуюся тем же самым, когда компанию, из-за накопившихся проблем, приходилось менять.

И тогда, вполне закономерно, стратегия эволюционировала. Вместо какой-то сомнительной компании, предоставляющей персонал, появилось оформление «сотрудников», как ИП. На первый взгляд, достоинства очевидны – при применении предпринимателем УСН с объектом налогообложения «доходы», стоимость выплаты фактической зарплаты составит 6% (единый налог) плюс взносы на обязательное страхование: в 2018 году – 26 545 руб. на пенсионное страхование, 5840 руб. – на медицинское страхование, и еще 1% от суммы превышения, если доходы ИП превысят 300 тыс. руб. в год.

Для сравнения возьмем работника с окладом в размере 50 тыс. руб. в месяц. Ежемесячно работодатель будет платить за него 22% на обязательное пенсионное страхование, 5,1% на медицинское страхование, 2,9% на социальное страхование. Есть еще и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, размер взносов на него зависит от вида деятельности (от 0,2% до 8,5% от ФОТ), поэтому представим, что работодатель – компания, занимающаяся оптовой торговлей и ставка в этом случае 0,2%. Итак, в месяц работодатель заплатит соответственно: 11 000, 2550, 1450 руб. и 100 руб. Итого в месяц взносов наберется на 15,1 тыс. руб. НДФЛ составит 13% от оклада, т.е. 6,5 тыс. руб. Следовательно, всего налогов и взносов – 21,6 тыс. руб. в мес. или 259,2 тыс. руб. в год. На руки при этом работник получит 43,5 тыс. руб. (50 тыс. руб. – 6,5 тыс. руб.) или 522 тыс. руб. в год.

А вот если такой «работник» – уже не работник, а ИП, то для него доход составит 600 тыс. руб. в год (50 тыс. руб. х 12). Расходы при этом будут такими: единый налог (6%) – 36 тыс. руб. в год; фиксированные взносы – 32 385 руб. в год; 1% от 300 тыс. руб. (600 тыс. руб. – 300 тыс. руб.) – 3 тыс. руб. в год. Всего платежей выйдет на 71 385 руб. в год, а на руки такой ИП (при условии, что все за себя он платит сам) получит 528 615 руб. в год.

И никаких «однодневок» при этом! На таких условиях работодатели даже готовы платить указанные суммы за работников, увеличивая их вознаграждение так, чтобы после уплаты на счете ИП оставалась фактическая сумма оговоренной зарплаты.

Но, применяя такую стратегию, работодатель должен весьма взвешенно подойти к оценке рисков. Для этого нужно правильно понимать позицию государства – любые действия налогоплательщика должны иметь явную, объяснимую и понятную деловую цель, причем оптимизация налогов не может быть такой целью. Данная позиция, устанавливая фактически презумпцию виновности налогоплательщика, привела к появлению понятия необоснованной налоговой выгоды – то есть выгоды, полученной искусственно, не вследствие обычной хозяйственной деятельности (например, предприятие продавало продукцию в России, вдруг нашло клиента за рубежом, и получило право на применение ставки 0% по НДС), а благодаря ухищрениям менеджмента (для того, чтобы получить налоговые послабления, предприятие совершило какие-либо действия, не имеющие никакой иной цели, кроме снижения налогов). Соответственно, прежде чем заменить всех работников ИП – подрядчиками, неплохо было бы все же найти весомое обоснование. Зачем нужны именно подрядчики? Почему эту работу нельзя поручить штатным сотрудникам?

Одним из таких оснований может служить, например, следующее. Представим себе компанию, занимающуюся, допустим, поставкой какого-либо оборудования в регионы РФ. Оборудование требует монтажа и пусконаладочных работ, в дальнейшем понадобится обслуживание и ремонт данного оборудования, в том числе и по гарантии. Для производства этих работ необходим специалист. Предприятие заключает с клиентами договоры на монтаж, гарантийное обслуживание, ремонт и т. п. Как предприятие может выполнить свои обязательства перед клиентами? Либо бесконечно направлять сотрудников в командировки, что может привести к нарушению обязательств перед клиентом – специалист уехал на один объект, а тут возникли проблемы с оборудованием на другом объекте – специалиста нет, оборудование простаивает, клиент недоволен и может предъявить неустойку. Либо открыть обособленные подразделения в каждом месте, где работает оборудование, приняв туда работников в штат – это вызовет рост расходов, что скажется на цене и самого оборудования, и сервиса, что сделает продукцию неконкурентоспособной, поскольку платить зарплату придется независимо от загруженности специалиста. Либо, что вполне логично и объяснимо, найти на месте подрядчика – ИП, который и будет заниматься обслуживанием и ремонтом. Деловая цель очевидна.

Еще один пример – крупная торговая компания поставляет товары в розничные торговые сети в различные регионы страны. Возникают проблемы с выкладкой, необходимо взаимодействие с администрациями торговых сетей, нужен представитель хотя бы для того, чтобы присутствовать для составления актов при приемке очередной партии товара. Вполне обоснованно для этих целей привлечь ИП по договору подряда. Может быть и так – допустим, владельцы ресторана хотят нанять управляющего. При этом, желая увеличить свои доходы, принимают решение не нанимать работника, а поручить это управляющему – ИП. Вознаграждение ИП устанавливается исходя из прибыли ресторана, при этом ИП – управляющий сам определяет тактику ведения дел, принимая на себя часть рисков – ведь при отсутствии прибыли управляющий не получит вознаграждения. Или владелец парикмахерской предоставляет рабочие места ИП в аренду – владелец собирает арендную плату за помещение и оборудование, он может также рекламировать парикмахерскую, тем самым увеличивая приток клиентов, что приводит к росту доходов как мастеров – ИП, так и самого владельца. Что объединяет все эти примеры? Целью сотрудничества с ИП является не экономия на налогах, а снижение издержек, повышение качества обслуживания клиентов, увеличение прибыльности бизнеса и т.д.

Итак, если деловая цель сотрудничества с ИП определена, можно приступать к оформлению этого сотрудничества. Надо понимать, что ИП – лицо самостоятельное, работающее с организацией по договору подряда (оказания услуг). Следовательно, ИП не может брать больничный, ходить в отпуск, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, ему не может быть установлен режим рабочего времени, обеденный перерыв, заработная плата, к нему нельзя применить меры дисциплинарного взыскания, у него не может быть должностной инструкции – взаимоотношения организации и ИП не регулируются трудовым законодательством. А это означает, что включение подобных положений в договор с ИП чревато признанием такого договора фактически трудовым (ст. 19.1 Трудового кодекса) со всеми вытекающими из этого последствиями – доначислением взносов и НДФЛ (ведь налоговый агент несет те же обязанности, что и налогоплательщик), и, в случае крупного размера недоимки (а это свыше пяти миллионов рублей за три последовательно идущих финансовых года, при условии, что сумма недоимки превышает 25% от общей суммы налогов, сборов, взносов, подлежащих уплате организацией) – и уголовной ответственностью (ст. 199 Уголовного кодекса). Причем отношения будут переквалифицированы в трудовые с момента начала таких отношений.

Допустим, ничего такого в договорах нет. Означает ли это, что налоговики не смогут переквалифицировать договор подряда с ИП в трудовой? Во всяком случае, попытаются. Здесь им могут оказать помощь сами работники – ИП. К примеру, при проведении допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля, такому ИП обязательно будут заданы вопросы: «Как он стал ИП?», «Кто занимается подготовкой отчетности и расчетом сумм налогов для ИП?», «В чем именно заключаются его обязанности?», «Какая ответственность предусмотрена, скажем, за опоздание или прогул?», «У кого он отпрашивается с работы?» и еще целый ряд подобных каверзных вопросов, имеющих целью собрать доказательства фиктивности договора подряда и фактическое наличие трудовых отношений организации и ИП. Если же, например, в ходе осмотра помещения бухгалтерии организации будут обнаружены бухгалтерские базы ИП, системы «клиент-банк» по их расчетным счетам, печати ИП, а кто-то из бухгалтеров скажет, что в его обязанности входит ведение учета у этих ИП, то ситуация осложнится еще больше. Следующая неприятность – установление факта использования одного и того же IP-адреса организацией и ИП – эту информацию проверяющие могут получить как в банках, так и у операторов телекоммуникационных систем для сдачи отчетности. Также косвенным доказательством послужит и наличие доверенностей на представителя ИП, в случае, если эти доверенности выданы всеми ИП одному или нескольким лицам, работающим в организации (или ИП – бухгалтерам, к примеру, особенно при отсутствии договора оказания услуг на ведение учета между ИП – бухгалтером и другими ИП). Доказательствами могут стать и установление ежемесячного вознаграждения вне зависимости от проделанной ИП работы; и формальные, не содержащие информации о работах (услугах) первичные учетные документы (акты выполненных работ (оказанных услуг), свидетельствующие о том, что фактически оплачивается рабочее время, а не объем работ предпринимателя; и ежемесячные (или дважды в месяц) перечисления одинаковых сумм на счет ИП – в общем, все, что так или иначе позволить трактовать отношения, как трудовые.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать – отсутствие деловой цели вкупе с недостаточным пониманием как руководством организации, так и самими ИП особого статуса их взаимоотношений – залог переквалификации договоров с ИП в трудовые договоры. Однако если все же решение заменить сотрудников предпринимателями принято, рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы такой замены.

Существующие работники организации становятся ИП, трудовые договоры расторгаются, заключаются договоры подряда (оказания услуг).

Это, пожалуй, самый рискованный способ. Внятно объяснить массовую тягу работников к предпринимательству будет очень трудно. Ведь характер работы, обязанности, распорядок не меняются, иерархические отношения начальник-подчиненный сохраняются (а это недопустимо), регистрация зачастую проходит «централизованно», силами самой организации, учет ИП ложится на плечи бухгалтерии. Помимо этого, предприятие внезапно перестает платить НДФЛ и взносы, что сразу заметно налоговикам и, с большой долей вероятности, вызовет у них интерес.

При приеме на работу новых сотрудников компания предлагает им стать ИП.

Представитель организации осуществляет помощь в регистрации, затем новоиспеченный предприниматель заключает с предприятием договор. При этом способе риск меньше, но все равно велик. Факторы риска – регистрация, ведение учета, предоставление отчетности, уплата налогов ИП силами сотрудников организации. Но главное – непонимание самим работником сути происходящего и его убежденность в том, что он устроился именно на работу. Еще один немаловажный фактор – необходимость совершенно разного подхода к работникам и к ИП со стороны, к примеру, кадровой службы. На предприятии есть и работники, и ИП. Добросовестный кадровик, не понимая разницы между ними и желая правильно выполнить свою функцию, может собрать сведения, ознакомить нового человека под подпись с различными внутренними положениями компании, – в общем, сделать все то, что полагается делать при приеме на работу, а не при заключении договора подряда со сторонним лицом. И этих аккуратно подшитых в папку «Кадры» документов будет вполне достаточно для доказательства факта трудовых взаимоотношений (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 302-КГ17-382).

Заключение договора с ранее зарегистрированным ИП.

Этот способ, особенно если человек уже действительно является предпринимателем, наиболее безопасен. Отсутствует скоропалительная регистрация ИП, у самого человека есть понимание своего статуса. Однако риски, указанные выше, все же присутствуют. Это вновь ведение учета ИП, внутренние положения и инструкции и т.п

Есть и еще одна, общая для всех способов, проблема – увольнение, вернее, расторжение договора с ИП. Если фактический работник стал предпринимателем помимо своего желания, а компания, сделавшая его ИП, при расставании с ним не позаботится о «закрытии» ИП, то вполне возможна следующая ситуация – бывший работник, незнакомый со своими обязанностями, налагаемыми на него статусом предпринимателя, рано или поздно попадет в поле зрения налоговиков – хотя бы за неуплату фиксированных взносов на пенсионное и медицинское страхование. Получив требование с суммой 32 385 руб. (26 545 + 5840), такой бывший работник вряд ли обрадуется и захочет платить. Скорее, предполагая, что он сможет избежать уплаты данной суммы, он сам отправится в налоговую инспекцию и даст объяснения, что на предыдущей работе его заставили подписать «какие-то документы», а он, не понимая сути этих документов, подписал их, потому что ему сказали, что так надо, и в дальнейшем просто работал, никакой предпринимательской деятельности не вел. Что будут делать с этой информацией налоговики, вполне понятно.

В заключение хотелось бы сказать следующее – оформление фактических работников в качестве ИП – весьма рискованное противозаконное действие, направленное, по сути, на уклонение от уплаты взносов с организации. И, если настоящей деловой цели заключения договоров с ИП не существует, лучше воздержаться от этого.

Источник

Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году

Ип с работниками и без в чем разница. Смотреть фото Ип с работниками и без в чем разница. Смотреть картинку Ип с работниками и без в чем разница. Картинка про Ип с работниками и без в чем разница. Фото Ип с работниками и без в чем разница

Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?

Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.

Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.

Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.

Когда работа по найму — лучший вариант

У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:

В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.

Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.

Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.

Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.

Бизнес и самозанятость — не одно и то же

Между этими двумя понятиями есть существенная разница.

Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.

Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.

Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.

Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.

В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.

Качества самозанятого

Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.

Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.

Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:

И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.

Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.

Самодисциплина

О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.

Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.

Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.

Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.

Внимательность к себе

В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.

Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.

Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.

Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.

Ответственность за результат

Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.

Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.

Предусмотрительность

Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.

Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.

Умение учиться и быть гибким

Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.

Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.

Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.

Особенности самозанятости

Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:

Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.

Качества предпринимателя

Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:

На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.

Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.

Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.

Делегирование

Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.

Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.

Умение принимать сложные решения

Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?

Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.

Эмпатия и поддержка

Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.

Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.

Ответственность за компанию

У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.

Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.

Проактивность

Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.

Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.

Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей

Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.

Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *