Ипдл мпдл что это
Ипдл мпдл что это
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права
Выявление ИПДЛ, РПДЛ и МПДЛ и другие события.
Новое информационное письмо Росфинмониторинга касается работы организаций и предпринимателей с публичными должностными лицами и требует корректировки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
12.12.2017 г. Росфинмониторинг разместил на своем сайте Информационное письмо №53 О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами.
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ Павел Смыслов комментирует содержание нового документа.
Письмо адресовано ювелирам, агентствам недвижимости, лизинговым и факторинговым организациям, операторам связи, операторам по приему платежей, организациям игорного сектора и некоторым другим. Документ не адресован поднадзорным Банку России субъектам, но наш взгляд, будет полезен и им (для таких организаций Банк России выпускал похожие методические рекомендации №13-МР в первых числах июля 2017 года).
Ведомство в своем письме разъясняет категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению, в частности:
— Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ);
— Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО);
— Российские публичные должностные лица (РПДЛ);
— Лицо, связанное с ПДЛ.
Росфинмониторинг обратил внимание также на отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ. Так, отмечается, что выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.
Финансовая разведка в своем письме уделяет внимание и особенностям принятия ПДЛ на обслуживание. В составе правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. Ведомство подчеркнуло, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.
В методических рекомендациях был поднят вопрос и о представлении сведениях об операциях ПДЛ. Так, в случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма организации не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязану направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки.
Полный текст документа Росфинмониторинга доступен по этой ССЫЛКЕ.
В связи с выходом разъяснений Росфинмониторинга требуется корректировка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирами, агентствами недвижимости, лизинговыми и факторинговыми организациями, операторами связи, операторами по приему платежей, организациями игорного сектора и некоторыми другими категориями субъектов ФЗ №115. В новых редакциях ПВК организациям требуется предусмотреть рекомендации Росфинмониторинга.
На нашем видео канале в YOUTUBE «ПОД/ФТ 115ФЗ, Павел Смыслов, финансовый мониторинг» размещено новое видео: Регулярные и квартальные отчеты в Росфинмониторинг по 115-ФЗ.
Данное видео вышло вне графика публикации видеоматериалов по финансовому мониторингу, поскольку, как показывает практика проверок надзорными органами, в нашей стране все еще велико количество организаций, не направляющих обязательные отчеты в Росфинмониторинг.
Павел Смыслов разъясняет о подаче в Росфинмониторинг отчетов о результатах проверки клиентов. Такие отчеты относятся к категории регулярных и направляются в финансовую разведку всеми без исключения участниками ПОД/ФТ системы России, перечисленными в статье 5 Федерального закона №115 «О противодействии легализации».
12 декабря в МУКПЦФМ прошел очередной инструктаж и повышение уровня знаний (квалификации) для субъектов ФЗ №115 (очно в Москве, вебинар по всей России).
Следующее аналогичное обучение состоится 27 декабря Ждем Ваших заявок! Скачать заявку на участие можно ТУТ.
Кто такие ПДЛ и ИПДЛ?
В современном мире большое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Так, для отслеживания незаконных денежных махинаций была разработана система проверки клиентов на принадлежность к числу публичных лиц. Она используется в банках при открытии счетов, транзакциях внутри и за пределы страны и других операциях.
Международные организации по вопросам коррупции уверены, что лица, наделенные определенными финансовыми возможностями в связи с занимаемыми ими должностями, могут злоупотреблять своим положением и присваивать подведомственные средства либо оказывать те или иные услуги в обмен на взятки. Также сообществу известно, что для сокрытия правонарушений такие лица могут использовать счета подконтрольных им фирм, благотворительных фондов, счета родных и близких. Поэтому банки тщательно проверяют как самих пользователей, так и членов их семьи.
Клиентов с подобными возможностями в банковском деле стали называть публичными должностными лицами, которые, в свою очередь, могут быть разных видов. Например, иностранными или отечественными.
В рамках исполнения требований Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ на законодательном уровне установлена обязанность с особой тщательностью проверять счета всех лиц, относящихся к публичным.
Публичное должностное лицо
Публичным должностным лицом в России называют физическое лицо, которое занимает определенную высокую должность, так или иначе связанную с Правительством РФ, государственными корпорациями и организациями, функционирующими на Федеральном уровне. К ним относятся:
С полным списком лиц, подпадающих в России под определение публичных, можно ознакомиться по ссылке https://docplayer.ru/28737133-Perechen-lic-otnosyashchihsya-k-kategorii-pdl-i-ipdl.html.
Иностранное публичное должностное лица
Иностранными ПДЛ называют любые лица, которые были избраны или назначены на должность в судебном, административном, законодательном или исполнительном органе другой страны. Также к ИПДЛ относят тех, кто выполняет разного рода публичные функции для иностранного государства, в том числе для какой-то государственной компании.
Эта категория публичных лиц включает:
Полный перечень лиц также представлен по ссылке https://docplayer.ru/28737133-Perechen-lic-otnosyashchihsya-k-kategorii-pdl-i-ipdl.html.
Как банки выявляют ПДЛ и ИПДЛ?
Банки России обязаны проверять клиентов на принадлежность к публичности. Для этого они могут пользоваться несколькими методами:
Если лицо было определено как ПДЛ или ИПДЛ, вопросами его обслуживания занимается руководство банка. Любые денежные операции проводятся с разрешения директора или замдиректора организации, которые предварительно направляют полученную информацию в Росфинмониторинг. На основе предоставленной документации там решают, законны ли транзакции, не связаны ли они с отмыванием денег или спонсированием терроризма, достоверны ли бумаги, подтверждающие источник происхождения финансов и другого имущества, и т.д.
Помимо самих ПДЛ и ИПДЛ руководители банков обязаны уделять внимание счетам их близких родственников – детей, родителей, внуков, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Им также придется предоставлять доказательства законности получения денежных средств, если они обслуживаются в этой же кредитной организации.
Публичные должностные лица
Видеоролик о публичных должностных лицах
Документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.
Публичное должностное лицо: определение и виды
К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:
Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:
2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:
Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:
При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:
Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:
В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.
В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:
Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.
Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:
При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:
Добро пожаловать на сайт Мособлбанка!
Выберите в списке интересующий Вас регион.
В дальнейшем Вы всегда можете изменить выбранный регион в верхней части сайта.
Во время следующего посещения регион будет выбран автоматически.
Выберите регион из списка ниже:
8 800 200 14 15
(круглосуточно, звонок по России бесплатный)
+7 495 909 81 98
(круглосуточно для звонков из-за границы)
Памятка клиенту в целях выявления публичных должностных лиц
Уважаемый клиент!
ПАО МОСОБЛБАНК (далее – Банк) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание:
— иностранных публичных должностных лиц;
— должностных лиц публичных международных организаций;
— лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
В этой связи Банк просит представить достоверную и максимально полную информацию* о принадлежности к указанным ниже категориям лиц или к лицам, связанным с публичными должностными лицами.
1. Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность (а также в течение 1 года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия.
К ИПДЛ относятся следующие лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций:
— главы государств (в том числе члены правящих королевских семей) или правительств;
— министры, их заместители и помощники;
— высшие правительственные чиновники;
— должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
— государственный прокурор и его заместители;
— высшие военные чиновники;
— руководители и члены Советов директоров Национальных банков;
— послы;
— руководители государственных корпораций;
— члены парламента или иного законодательного органа;
— главы или влиятельные представители религиозных организаций (если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями);
— руководители политических партий.
2. Должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО) – категория физических лиц, которым доверены или были доверены важные управленческие (руководящие) функции международной организацией.
К ДЛПМО относятся руководители, заместители руководителей, члены высших органов управления, коллегиальных исполнительных органов (в том числе правления, советов), единоличный исполнительный орган (в том числе директор, президент), а также лица эквивалентных функций, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.
Международные публичные организации:
— Организация объединенных наций (ООН);
— Главные органы ООН (Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический совет, Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, секретариат ООН);
— Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
— Международный олимпийский комитет (МОК);
— Европейская комиссия;
— Всемирный Банк;
— Международный валютный фонд (МВФ);
— Европейский Центральный банк;
— Международный банк реконструкции и развития;
— Международная федерация обществ красного креста и полумесяца (МФОККиКП);
— Европарламент;
— Международная морская организация;
— Европейское космическое агентство;
— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
— Международные судебные организации, такие, как Европейский суд по правам человека, Суд европейских обществ, Международный трибунал по бывшей Югославии, Гаагский трибунал;
— Международные военные организации, такие, как Страны Североантлантического договора (НАТО);
— Международные экономические организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
— Международные региональные организации, такие, как Европейский совет (ЕС), Лига арабских государств, Содружество независимых государств (СНГ).
3. Публичные должностные лица Российской Федерации (РПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся лица, замещающие (занимающие) одну из следующих должностей:
Государственные должности Российской Федерации:
— Президент Российской Федерации;
— Председатель Правительства Российской Федерации;
— Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Министр Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Министр Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Федеральный министр;
— Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
— Торговый представитель Российской Федерации;
— Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
— Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
— Судья Конституционного Суда Российской Федерации;
— Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
— Судья Верховного Суда Российской Федерации;
— Генеральный прокурор Российской Федерации;
— Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
— Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
— Уполномоченный по правам человека;
— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
— Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— Председатель Счетной палаты;
— Заместитель Председателя Счетной палаты;
— Аудитор Счетной палаты;
— Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
— Председатель федерального суда;
— Заместитель Председателя федерального суда;
— Судья федерального суда;
— Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации:
— Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
— Первый заместитель Председателя Банка России;
— Заместитель Председателя Банка России;
— Директор Юридического департамента Банка России;
— Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России;
— Советник Председателя Банка России;
— Начальник Главного управления Банка России по Центральному Федеральному органу.
Должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, в том числе:
— Руководитель (Генеральный директор) государственной корпорации;
— Руководитель (Генеральный директор) государственной компании;
— Руководитель (Генеральный директор) публично-правовой компании.
4. Лица, связанные с публичными должностными лицами (ИПДЛ, ДЛПМО или РПДЛ):
— супруг или супруга;
— близкие родственники: родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);
— представитель – лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом от имени клиента Банка – физического лица, относящегося к одной из указанных категорий.
Информация представляется путем заполнения соответствующих форм документов Банка.
- Ипдл мпдл рпдл что это
- Ипдл пдл что это