Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что
Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Действительность зарегистрированных ипотек судна и очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотеками, между собой определяются законом государства, в котором зарегистрировано судно.
2. Ипотека судна, зарегистрированного в реестре иностранного государства, признается и принудительно осуществляется при условии, что:
1) она установлена и зарегистрирована в реестре в соответствии с законом государства, в котором зарегистрировано судно;
2) реестр и любые подлежащие сдаче на хранение в регистрирующий орган в соответствии с законом государства, в котором зарегистрировано судно, документы открыты для проверки и выписки из реестра и копии таких документов могут быть получены от регистрирующего органа;
3) в реестре и таких документах содержатся по крайней мере имя и адрес лица, в пользу которого установлена ипотека, или указание на то, что ипотека установлена на предъявителя, размер обязательства, обеспеченного ипотекой, дата и другая информация, которая согласно закону государства, в котором зарегистрировано судно, определяет очередность удовлетворения относительно других зарегистрированных ипотек.
3. Действительность зарегистрированных ипотек строящегося судна и очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотеками, между собой определяются законом государства, в котором судно принято к постройке или строится.
4. Все вопросы, касающиеся принудительного осуществления ипотеки судна или строящегося судна, регулируются законом государства, в котором принудительное осуществление имеет место.
Статья 24 КВВТ РФ. Ипотека судов (действующая редакция)
1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.
Комментарий к ст. 24 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья предусматривает возможность осуществления ипотеки судов.
Ипотека судна является разновидностью залога и представляет способ обеспечения исполнения обязательства между собственником судна (залогодателем) и кредитором (залогодержателем). Ипотекой называется залог недвижимости, объектом которой являются и речные суда. В соответствии с положениями п. 1 ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
Непосредственно в КВВТ вопросы ипотеки не регулируются, п. 1 комментируемой статьи является отсылочным к законодательству, определяющему порядок осуществления ипотеки. Такое законодательство составляют:
Порядок государственной регистрации ипотеки судна определен в Правилах государственной регистрации судов.
Договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации. Следует обратить внимание, что в настоящее время нотариальное удостоверение договора ипотеки судна не требуется. Соответствующие изменения были внесены в комментируемую статью Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 61-ФЗ. Высший Арбитражный Суд специально разъяснял судам в 2011 г., что залог речных судов не требует обязательной нотариальной формы (см. п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 10).
В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Таким образом, стороны договора ипотеки судна могут по собственной воле включить в договор положение о необходимости его нотариального удостоверения, хотя законом это и не требуется. В таком случае нотариальное удостоверение договора будет обязательным.
Порядок предоставления имущества на праве хозяйственного ведения урегулирован ст. 294 ГК и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об ипотеке» в договоре об ипотеке должны быть указаны:
1) предмет ипотеки, его оценка;
2) существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.
Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право.
Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.
Стороны могут предусмотреть в договоре об ипотеке:
— условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество (судно внутреннего плавания) во внесудебном порядке;
— способы, порядок реализации заложенного имущества при обращении взыскания на предмет ипотеки по решению суда.
Государственная регистрация ипотеки судна возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации (п. 19 Правил государственной регистрации судов).
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано само судно. Порядок государственной регистрации ипотеки судна определен в Правилах государственной регистрации судов.
В заявлении о государственной регистрации ипотеки судна указываются:
— данные, идентифицирующие судно;
— имя и адрес залогодателя ипотеки;
— имя и адрес залогодержателя ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя;
— максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой;
— дата или условия окончания ипотеки судна.
Вопрос о том, кто подает заявление, определяют ч. 1 и 2 ст. 20 ФЗ «Об ипотеке».
В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об ипотеке» к заявлению залогодателя прилагаются следующие документы:
— нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;
— документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложения;
— доказательства уплаты регистрационного сбора;
— документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.
Если в договоре об ипотеке указано, что права залогодержателя удостоверяются закладной, то одновременно с документами, указанными в п. 2 ст. 20 ФЗ «Об ипотеке», представляются также:
— закладная, оформленная в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ипотеке», за исключением требования в отношении даты выдачи закладной и сведений о государственной регистрации ипотеки, и ее копия;
— документы, названные в закладной в качестве приложений, и их копии.
Пример: в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 отмечается, что если залог предоставлен в обеспечение исполнения обязательства не залогодателя, а иного лица (должника по основному обязательству), то завершение конкурсного производства в отношении должника по основному обязательству и его исключение из ЕГРЮЛ не влекут прекращение залога в том случае, когда к этому моменту предъявлено требование об обращении взыскания на заложенное имущество в исковом порядке или подано заявление об установлении требований залогодержателя в деле о банкротстве залогодателя.
Таким образом, при прекращении основного обязательства путем погашения требования в рамках дела о банкротстве залог не прекращается в случае, если до исключения основного должника из ЕГРЮЛ предъявлено требование к залогодателю об обращении взыскания на предмет залога.
Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что
________________
* Российская Федерация присоединилась к Конвенции (см. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 года N 184-ФЗ)
сознавая необходимость улучшения условий для финансирования судов и развития национального торгового флота,
признавая желательность обеспечения международной унификации в области морских залогов и ипотек и поэтому
будучи убеждены в необходимости принятия международно-правового документа, регулирующего морские залоги и ипотеки,
приняли решение заключить Конвенцию с этой целью и соответственно договорились о нижеследующем:
Статья 1
Признание и принудительное осуществление ипотек и
обременений
Ипотеки («mortgages», «hypoth ques») и регистрируемые обременения того же характера, причем регистрируемые обременения того же характера далее именуются «обременения», устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и подлежат принудительному осуществлению в Государствах-участниках при условии, что:
а) такие ипотеки и обременения установлены и занесены в реестр в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно;
b) реестр и любые документы, подлежащие сдаче на хранение регистрирующему органу в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, открыты для публичной проверки, а выписки из реестра и копии таких документов могут быть получены от регистрирующего органа; и
с) в реестре или любых документах, упомянутых в пунке b), содержатся по крайней мере имя и адрес лица, в пользу которого установлены ипотека или обременение, или отметка о том, что они установлены на предъявителя, а также указана максимальная сумма обеспечения, если этого требует законодательство государства регистрации или если эта сумма указана в документе, устанавливающем ипотеку или обременение, дата и другая информация, которая в соответствии с законодательством государства регистрации определяет очередность удовлетворения относительно других зарегистрированных ипотек и обременений.
Статья 2
Очередность удовлетворения и последствия ипотек и
обременений
Очередность удовлетворения зарегистрированных ипотек или обременений относительно друг друга и, без ущерба для положений настоящей Конвенции, их последствия для третьих сторон определяются законодательством государства регистрации; однако, без ущерба для положений настоящей Конвенции, все вопросы, касающиеся процедуры принудительного осуществления, регулируются законодательством государства, где это осуществление имеет место.
Статья 3
Переход права собственности или изменение регистрации
1. За исключением случаев, предусмотренных в статьях 11 и 12, во всех других случаях, влекущих за собой исключение судна из реестра Государства-участника, такое Государство-участник не разрешает собственнику исключить судно из своего реестра до тех пор, пока из него не будут исключены все зарегистрированные ипотеки или обременения или пока не будет получено письменное согласие всех держателей таких ипотек или обременений. Однако если в соответствии с законодательством Государства-участника исключение судна из реестра производится в обязательном порядке, помимо случаев добровольной продажи, то держателям зарегистрированных ипотек или обременений направляется уведомление о предстоящем исключении судна из реестра, с тем чтобы такие держатели приняли надлежащие меры для защиты своих интересов; если только не было получено согласия этих держателей, исключение из реестра производится лишь по истечении разумного периода времени, составляющего не менее трех месяцев после соответствующего уведомления таких держателей.
2. Без ущерба для положений пункта 5 статьи 12 судно, вносимое или внесенное в реестр в Государстве-участнике, не подлежит регистрации в другом Государстве-участнике, за исключением случаев, когда:
a) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно исключено из реестра; или
b) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно будет незамедлительно исключено из реестра в тот момент, когда будет произведена новая регистрация. Дата исключения из реестра является датой новой регистрации судна.
Статья 4
Морские залоги
1. Каждый из следующих видов требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом в отношении судна:
a) требования в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;
b) требования в связи с гибелью или телесными повреждениями на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;
c) требования в отношении вознаграждения за спасение судна;
d) требования в отношении выплаты портовых сборов, сборов за пользование каналами и другими водными путями и лоцманских сборов;
е) требования, вытекающие из гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.
2. Никакой морской залог не устанавливается в отношении судна для обеспечения требований, указанных в подпунктах b) и e) пункта 1, которые вытекают из или возникают в результате:
а) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований; или
b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.
Статья 5
Очередность удовлетворения морских залогов
1. Морские залоги, указанные в статье 4, имеют приоритет перед зарегистрированными ипотеками и обременениями, и никакое другое требование не имеет приоритета перед такими морскими залогами или перед такими ипотеками или обременениями, которые соответствуют положениям статьи 1, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 12.
2. Морские залоги, указанные в статье 4, удовлетворяются в том порядке, в котором они перечислены, при том, однако, условии, что морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги.
3. Морские залоги, указанные в каждом из подпунктов a), b) d) и e) пункта 1 статьи 4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.
4. Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, удовлетворяются в порядке, обратном времени возникновения обеспеченных ими требований. Такие требования считаются возникшими с момента завершения каждой спасательной операции.
Статья 6
Другие морские залоги
Каждое Государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов для обеспечения требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, помимо требований, о которых говорится в статье 4, при условии, что такие залоги:
a) регулируются положениями статей 8, 10 и 12;
i) по истечении шести месяцев с момента возникновения обеспеченных ими требований, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу; или
ii) по истечении 60 дней после продажи судна добросовестному покупателю, при этом данный срок начинает исчисляться с даты регистрации продажи в соответствии с законодательством государства, в котором судно регистрируется после продажи;
в зависимости от того, какой срок истекает раньше; и
с) удовлетворяются после морских залогов, указанных в статье 4, а также после зарегистрированных ипотек или обременений, соответствующих положениям статьи 1.
Статья 7
Права удержания
1. Каждое Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве право удержания в отношении судна, находящегося во владении:
2. Действие такого права удержания прекращается, как только судно перестает находиться во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, за исключением случаев ареста.
Статья 8
Особенности морских залогов
С учетом положений статьи 12 морские залоги следуют за судном независимо от любого перехода права собственности или изменения регистрации или флага.
Cтатья 9
Погашение морских залогов в связи с истечением
срока давности
1. Морские залоги, указанные в статье 4, погашаются по истечении одного года, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.
2. Годичный срок, упомянутый в пункте 1, начинает исчисляться:
а) в отношении морского залога, указанного в пункте 1 а) статьи 4, с момента увольнения с судна лица, предъявляющего требования;
b) в отношении морских залогов, указанных в пункте 1 b)-e) статьи 4, с момента возникновения обеспеченных ими требований;
и не может быть приостановлен или прерван при том, однако, условии, что в него не засчитывается период, в течение которого арест судна не допускается законом.
Статья 10
Уступка и суброгация
1. Уступка или суброгация требования, обеспеченного морским залогом, влечет одновременную уступку или суброгацию такого морского залога.
2. Не может производиться суброгация предъявителей требований, обеспеченных морскими залогами, в отношении возмещения, причитающегося собственнику судна на основании договора страхования.
Статья 11
Уведомление о принудительной продаже
1. До принудительной продажи судна в Государстве-участнике компетентный орган такого Государства-участника обеспечивает, чтобы в соответствии с настоящей статьей было направлено уведомление:
a) органу, ведающему реестром в государстве регистрации;
b) всем держателям зарегистрированных ипотек или обременений, которые не были установлены на предъявителя;
c) всем держателям зарегистрированных ипотек или обременений, установленных на предъявителя, и всем держателям морских залогов, указанных в статье 4, при условии, что компетентный орган, осуществляющий принудительную продажу, получил уведомление об их соответствующих требованиях; и
d) зарегистрированному собственнику судна.
2. Такое уведомление направляется не менее чем за 30 дней до принудительной продажи и содержит:
a) информацию о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление; или,
b) если место и время принудительной продажи не могут быть точно определены, информацию о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление. Если направляется уведомление в соответствии с подпунктом b), то дополнительное уведомление о фактическом времени и месте принудительной продажи направляется после того, как они станут известны, но в любом случае не позднее чем за семь дней до принудительной продажи.
3. Уведомление, упомянутое в пункте 2 настоящей статьи, составляется в письменной форме и направляется либо заказной почтой, либо с помощью любых электронных или других соответствующих средств, предусматривающих подтверждение получения, заинтересованным лицам, указанным в пункте 1, если о них имеется информация. Кроме того, уведомление осуществляется путем объявления в печати в государстве, где производится принудительная продажа, и, по усмотрению органа, осуществляющего принудительную продажу, в других публикациях.
Статья 12
Последствия принудительной продажи
1. В случае принудительной продажи судна в Государстве-участнике все зарегистрированные ипотеки или обременения, за исключением тех, которые были приняты покупателем с согласия их держателей, и все залоги и другие обременения любого рода прекращают свое действие в отношении этого судна при условии, что:
a) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции этого государства; и
b) продажа совершена в соответствии с законодательством указанного государства и положениями статьи 11 и настоящей статьи.
2. Издержки и расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, оплачиваются из средств, полученных от продажи, в первую очередь. Такие издержки и расходы включают, в частности, расходы по содержанию судна и экипажа, а также заработную плату, другие суммы и расходы, указанные в пункте 1 а) статьи 4 и возникшие с момента ареста. Остаток полученных средств распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в пределах, необходимых для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех предъявителей возможные остающиеся средства выплачиваются собственнику и свободно переводятся.
3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, которое было удалено государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи, до удовлетворения всех других требований, обеспеченных морским залогом в отношении судна.
4. Если в момент принудительной продажи судно находится во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, которое в соответствии с законодательством Государства-участника, где осуществляется продажа, имеет право удержания, то такое судостроительное или судоремонтное предприятие должно отказаться от владения судном в пользу покупателя, но при этом оно имеет право получить удовлетворение своего требования из средств, вырученных от продажи, после удовлетворения требований держателей морских залогов, упомянутых в статье 4.
5. Если судно, зарегистрированное в Государстве-участнике, стало объектом принудительной продажи в каком-либо Государстве-участнике, то компетентный орган по просьбе покупателя выдает документ, удостоверяющий, что судно продано без каких-либо зарегистрированных ипотек или обременений, за исключением тех, которые были приняты покупателем, а также без каких-либо залогов и других обременений, при условии что были соблюдены положения пункта 1 а) и b). По предъявлении такого документа регистрирующий орган обязан исключить отметки обо всех зарегистрированных ипотеках или обременениях, за исключением тех, которые были приняты покупателем, и, в зависимости от обстоятельств, зарегистрировать судно на имя покупателя или выдать свидетельство о его исключении из реестра в связи с новой регистрацией.
Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ
об унификации некоторых правил.
относящихся к правовому регулированию
морских привилегированных требований
и ипотеки морских судов, 1993 года*
* Конвенция не вступила в силу.
Статья 1
Признание и принудительное исполнение прав
по морским залогам, ипотекам и обременениям
Морские залоги, ипотеки и регистрируемые обременения того же характера, которые далее именуются «обременениями», устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и права по ним принудительно исполняются в Государствах-участниках при условии, что:
а) такие залоги, ипотеки и обременения установлены и зарегистрированы в соответствии с законом Государства, в котором зарегистрировано судно;
б) реестр и любые документы, которые следует сдавать на хранение регистратору в соответствии с законом Государства, в котором зарегистрировано судно, должны быть открыты для всеобщего обозрения, и должна существовать возможность получения выписок из реестра и копий таких документов;
в) либо реестр, либо любые документы, упомянутые в пункте б, должны содержать, по крайней мере, имя и адрес лица, в пользу которого установлены залоги, ипотеки или обременения, или то, что он выдан на предъявителя, максимальную сумму обеспечения, если это является требованием национального законодательства Государства регистрации, или, если эта сумма указана в документе о залоге, ипотеке и обременении, дату и другую необходимую информацию, которая в соответствии с законодательством Государства регистрации определяет очередность удовлетворения других зарегистрированных залогов, ипотек и обременений.
Статья 2
Очередность удовлетворения последствия
установления залогов, ипотек и обременений
Без ущерба положениям настоящей Конвенции очередность удовлетворения зарегистрированных залогов, ипотек и обременений между собой и последствия установления их в отношении третьих сторон определяются законодательством Государства регистрации; однако без ущерба положениям настоящей Конвенции все вопросы, касающиеся процедуры принудительного исполнения прав по ним, регулируются законодательством Государства, где происходит такая процедура.
Статья 3
Изменение права собственности или регистрации
1. За исключением случаев, предусмотренных в ст.11 и 12, во всех других случаях, ведущих к перерегистрации судна и исключению его из реестра Государства-участника, такое Государство-участник должно не разрешать собственнику перерегистрировать судно до тех пор, пока все залоги, ипотеки или обременения не будут заранее исключены из реестра или если не будет получено письменное согласие на это всех держателей таких залогов, ипотек или обременений. Хотя, когда исключение судна из реестра обязательно в соответствии с законодательством Государства-участника, за исключением случая добровольной продажи, держатели зарегистрированных залогов, ипотек или обременений должны быть уведомлены о предстоящем исключении судна из реестра, с тем чтобы дать возможность таким держателям предпринять соответствующие действия для защиты своих интересов; до получения такого согласия держателей исключение судна из реестра невозможно ранее истечения разумного промежутка времени, которое будет не менее трех месяцев после соответствующего уведомления таких держателей.
2. Без ущерба положениям параграфа 5 ст.12 судно, которое внесено или было внесено в реестр в Государстве-участнике, не может быть зарегистрировано в другом Государстве-участнике до тех пор, пока:
а) предшествующее Государство не выдаст удостоверение о том, что судно исключено из реестра, или
б) предшествующее Государство не выдаст удостоверение о том, что судно будет исключено из реестра с немедленным действием в то время, когда будет произведена новая регистрация. Дата новой регистрации является датой исключения судна из реестра предшествующим Государством.
Статья 4
Морские привилегированные требования
1. Каждое из следующих требований против собственника, фрахтователя по димайз-чартеру, управляющего или оператора судна обеспечивается морским привилегированным требованием в отношении судна:
а) требования по зарплате и другим суммам, подлежащим выплате капитану, помощникам капитана и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы в связи с репатриацией и взносы социального страхования, подлежащие выплате от их имени;
б) требования в связи с гибелью или причинением личного вреда как на земле, так и на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
в) требования в связи с вознаграждением за спасание;
г) требования в отношении портовых, канальных и других водных сборов и лоцманских сборов;
д) требования, основанные на возмещении ущерба, возникающие из физической потери или ущерба, вызванного эксплуатацией судна, иных чем потеря или ущерб грузу, контейнерам или личным вещам пассажиров, перевозимых на судне.
2. Никакое морское привилегированное требование не возникает в отношении судна для обеспечения требований, перечисленных в пунктах б и д параграфа 1, возникших в результате ущерба в связи с перевозкой морем:
а) нефти или иных токсичных веществ, за который уплачивается соответствующая компенсация в соответствии с международными конвенциями и внутренним правом при условии строгой ответственности и обязательного страхования или других средств, обеспечивающих требования, или
б) радиоактивных веществ или комбинации радиоактивных веществ с токсичными, взрывчатыми и другими опасными веществами ядерного топлива, или радиоактивных продуктов, или их остатков.
Статья 5
Очередность удовлетворения морских
привилегированных требований
1. Морские привилегированные требования, изложенные в ст.4, имеют приоритет перед зарегистрированными залогами, ипотеками и обременениями, и никакое другое требование не имеет приоритета перед такими морскими привилегированными требованиями или перед такими залогами, ипотеками или обременениями, которые соответствуют требованиям ст.1, за исключением случаев, изложенных в параграфах 3 и 4 ст.12.
2. Морские привилегированные требования, изложенные в ст.4, имеют очередность удовлетворения в указанном порядке, при условии, что, однако, морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасание судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими привилегированными требованиями, которые возникают в отношении судна до момента, когда совершены действия, в результате которых возникают указанные привилегированные требования.
3. Морские привилегированные требования, изложенные в каждом из пунктов а, б, г и д параграфа 1 ст.4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.
4. Морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасание судна, имеют очередность удовлетворения в обратном порядке по времени их возникновения. Такие требования считаются возникшими с даты, на которую завершена каждая операция по спасанию.
Статья 6
Другие морские привилегированные
требования
Каждое Государство-участник может предоставлять статус морских привилегированных требований требованиям иным, чем те, которые указаны в ст.4, и возникшим против собственника, фрахтователя по димайз-чартеру, управляющего или оператора судна, при условии, что такие привилегированные требования:
а) отвечают положениям ст. 8, 10 и 12;
б) подлежат прекращению:
(i) после 6-месячного периода с даты возникновения требований, обеспеченных морским привилегированным требованием, если до истечения такого периода судно не было арестовано и такой арест не привел к принудительной продаже судна;
(ii) по окончании периода в 60 дней с даты продажи судна добросовестному покупателю такой период начинает течь с даты регистрации продажи судна в соответствии с правом Государства, в котором судно зарегистрировано после продажи;
в) будут иметь порядок их удовлетворения после морских привилегированных требований, перечисленных в ст. 4, и также после зарегистрированных залогов, ипотек или обременений, которые соответствуют положениям ст.1.
Статья 7
Права удержания
1. Каждое Государство-участник может предоставить в соответствии со своим внутренним правом право удержания в отношении судов, находящихся во владении:
а) либо судостроителя для обеспечения требований в связи со строительством судна;
б) либо судоремонтной организации для обеспечения требований в связи с ремонтом, включая реконструкцию судна, осуществленную во время такого владения.
2. Такое право удержания аннулируется, если судно перестает находиться во владении судостроителя или судоремонтной организации иначе, чем вследствие ареста.
Статья 8
Особенности морских
привилегированных требований
При условии соблюдения положений ст.12 морские привилегированные требования следуют за судном независимо от изменения права собственности, регистрации или флага.
Статья 9
Прекращение морских привилегированных
требований с течением времени
1. Морские привилегированные требования, перечисленные в ст.4, прекращаются через один год, если только до истечения такого периода судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.
2. Годичный срок, который указан в параграфе 1, начинается:
а) в отношении морских привилегированных требований, перечисленных в пункте а параграфа 1 ст.4, с момента освобождения с судна лица, у которого возникло требование;
б) в отношении морских привилегированных требований, перечисленных в пунктах б и д параграфа 1 ст.4, с момента возникновения требования и не может прерываться и приостанавливаться, даже при условии, что время не должно идти в период, когда арест не допускается законодательством.
Статья 10
Уступка и суброгация
1. Уступка требования, обеспеченного морским привилегированным требованием, или суброгация в отношении него означают одновременную уступку морского привилегированного требования или суброгацию в отношении него.
Статья 11
Уведомление о принудительной продаже
1. До принудительной продажи судна компетентный орган Государства-участника в соответствии с настоящей статьей направляет уведомление:
а) органу, ведающему реестром в Государстве, зарегистрировавшем судно;
б) всем держателям зарегистрированных залогов, ипотек или обременений, не выданных на предъявителя;
в) всем держателям зарегистрированных залогов, ипотек или обременений, выданных на предъявителя, и всем держателям морских привилегированных требований, изложенных в ст.4, при условии, что компетентный орган, осуществляющий принудительную продажу, получает уведомление об их соответствующих требованиях;
г) зарегистрированному собственнику судна.
2. Такое уведомление направляется, по крайней мере, за 30 дней до принудительной продажи и содержит либо время и место принудительной продажи, либо такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые Государство, выполняющее процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление.
Статья 12
Последствия принудительной продажи
1. В случае принудительной продажи судна в Государстве-участнике все залоги, ипотеки или обременения, за исключением тех, которые были приняты покупателем с согласия их держателей, и все привилегированные требования и другие обременения любого характера прекращают свое действие в отношении судна, при условии, что:
а) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции такого государства;
б) продажа совершена в соответствии с законом указанного Государства, положениями ст.11 и настоящей статьи.
2. Расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, выплачиваются в первую очередь из сумм, вырученных от продажи. Такие расходы включают, кроме прочего, расходы по содержанию судна и экипажа, иные суммы или расходы, перечисленные в пункте а параграфа 1 ст.4, понесенные со времени ареста. Остаток сумм распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в размере, необходимом для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения всех требований остаток сумм должен свободно переводиться в пользу собственника судна.
3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, после его удаления публичными властями в интересах безопасности судоходства или для защиты окружающей среды, расходы по такому удалению судна должны быть оплачены из сумм, полученных после продажи судна, причем такие расходы должны быть оплачены в первую очередь по сравнению с суммами, связанными с требованиями, обеспеченными морскими привилегированными требованиями.
4. Если во время принудительной продажи судна оно находится во владении судостроителя или судоремонтной организации, которые обладают правом удержания по законодательству Государства-участника, в котором происходит продажа, такой судостроитель или судоремонтная организация должны передать владение покупателю судна и имеют право на удовлетворение своего требования из сумм, полученных после его продажи и оставшихся после удовлетворения требований держателей морских привилегированных требований, закрепленных в ст.4.
5. Когда судно, зарегистрированное в Государстве-участнике, является объектом принудительной продажи в другом Государстве-участнике, компетентный орган по просьбе покупателя выдает удостоверение о том, что судно продано без каких-либо залогов, ипотек или обременений, кроме тех, которые были приняты покупателем, и без привилегированных требований и других обременений, при условии, что выполнены требования, изложенные в пунктах а и б параграфа 1. При выдаче такого удостоверения органы регистрации обязаны исключить все зарегистрированные залоги, ипотеки или обмеренения, кроме тех, которые были приняты покупателем, и зарегистрировать судно на имя покупателя или выдать удостоверение об исключении из реестра с целью перерегистрации в случае необходимости.
6. Государства-участники обеспечивают условия, при которых суммы, полученные в результате принудительной продажи, действительно доступны и свободно перечисляемы.
Статья 13
Сфера применения
1. Если иное не предусмотрено настоящей Конвенцией, ее положения применяются ко всем морским судам, зарегистрированным в Государстве-участнике или государстве, которое не является Государством-участником, при условии, что судно, зарегистрированное в последнем Государстве, становится подсудным органам Государства-участника.
2. Настоящая Конвенция не создает прав и не является источником возникновения прав, которые могут принудительно исполняться в отношении судов, принадлежащих или эксплуатирующихся Государством и используемых правительством в некоммерческих целях.
Статья 14
Связь между Государствами-участниками
Для осуществления целей, изложенных в ст.3, 11 и 12, компетентные органы Государств-участников уполномочиваются на осуществление прямой связи между собой.
Статья 15
Противоречие конвенций