Иппт в банке что это
Про ДКБО
Я всегда очень плохо придумываю названия своих статей. Но статьи я пишу редко, а посты буду писать довольно часто (во всяком случае, собираюсь). Чтобы не ломать голову над тем, какие названия давать постам (короткие vs. развернутые, с юмором vs. строгие), я решила воспользоваться системой серии «Школа Гастронома» «Про…». Книги у них так и называются: «Про рыбу», «Про пироги», «Про салаты». Кстати, моя мечта – собрать все книги этой серии. Сдерживает одно: ставить их решительно некуда. Но о гастрономии мы поговорим как-нибудь потом, а пока позвольте представить вам свой первый пост из серии «Про»: «Про ДКБО».
ДКБО – это Договор о комплексном банковском обслуживании, основа основ во взаимоотношениях Банка с клиентами. Клиенты очень часто задают про него вопросы (даже в комментариях на мой первый пост), вот я и решила написать про ДКБО.
ДКБО был введен Альфа-Банком в 2003 году. Причем мы были первопроходцами, до нас в России договор именно о комплексном банковском обслуживании почти не использовался. Попытаюсь объяснить, в чем преимущества такого подхода.
Часто клиенты спрашивают, почему им не выдается на руки Договор в письменном виде. Причины одна: сама специфика ДКБО (он действительно комплексный!) делает это просто нерентабельным. Договор занимает около 60 страниц, в него часто вносятся изменения. Но его всегда можно скачать с нашего сайта, причем самую последнюю версию. Клиенты, для которых принципиально важно прочитать Договор, прежде чем подписаться о присоединении к нему, могут легко сделать это, заглянув на наш сайт. А клиенты, для которых этот вопрос не имеет значения, не будут читать и распечатку.
Пожалуй, наиболее часто клиенты возмущаются тем, что не имеют возможности оперативно узнавать об обновлениях ДКБО и особенно об изменении тарифов. Нет ничего проще, надо лишь оформить на сайте Альфа-Банка подписку на оповещение по электронной почте об изменениях в документах и тарифах (http://www.alfabank.ru/subscription/form/?sub_id=c-1).
Ну, вот, пожалуй, и все самое главное «про ДКБО».
Словарь банковских и экономических терминов
Аваль – вексельное поручительство, согласно которому авалист (личность, которая осуществляет аваль, в том числе и банк) берёт на себя ответственность за оплату налогового векселя перед векселедержателем и которое оформляется гарантийной подписью банка на векселе или на специальной дополнительной бумаге (алонж) отдельно для каждого отдельного экземпляра каждого векселя.. Запрещается оформление аваля одним документом больше чем на один вексель.
Авторизация – процедура получения разрешения на проведение операции при использовании платёжной карты.
Аккредитив – договор, который содержит обязательства банка-эмитента, согласно которому этот банк по поручительству клиента (заявщика аккредитива) или от своего имени против документов, которые отвечают условиям аккредитива, обязан исполнить платёж в пользу бенефициара или поручает другому (исполняющему) банку осуществить этот платёж.
Аннуитет – ежемесячная денежная сумма определённого кредитором размера, которая платится кредитору в счёт погашения полученного от него кредита, включает в себя проценты. В страховом деле аннуитет также означает причину ежемесячных выплат по страхованию ренты или пенсий.
Банк-корреспондент – банки в разных городах или странах, между которыми существует договорённость про взаимовыгодное обслуживание клиентов.
Банковская тайна – информация относительно деятельности и финансового положения клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банку, и разглашение которой может привести к моральным или материальным убыткам клиента.
Банковский чек – бумажный расчётный документ установленной формы, который содержит ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя плательщику про оплату чекодержателю указанной в нём суммы средств на протяжении установленного строка.
Банкротство – признанное хозяйственным судом отсутствие возможности должника возобновить свою платёжеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов исключительно через применение ликвидационной процедуры.
Безналичные расчёты – перерасчёт определённой суммы денег со счётов плательщиков на счета получателей денег, а также перерасчёт банками по поручению предприятий и физических лиц денег, внесённых ими наличных в кассу банка, на счета получателей денег. Эти расчёты проводятся банком на основании расчётных документов на бумажных носителях или в электронном виде.
Бенефициар – 1) лицо (физическое, юридическое), которое является получателем дохода или платежа; 2) лицо (физическое, юридическое), в пользу которого осуществляются доверительные функции и которому принадлежит доход от трастовой деятельности (если трастовые отношения осуществляют в пользу самого доверителя, то понятия «бенефициар» и «доверитель» совпадают; 3) получатель дохода по страховому полису; 4) получатель средств по платёжному поручению; 5) лицо, в пользу которого выставлен аккредитив или предоставляется гарантия; 6) юридическое или физическое лицо, в пользу которого осуществляют доверительные функции, и которое является получателем дохода или платежа по векселю.
Выписка по счёту – документ, который предоставляется Банком держателям счетов, в котором обозначены все операции по счёту за определённый период, баланс счёта, а также насчитаны проценты на остаток средств, учёт которых ведётся на счёте.
Свободно конвертируемая валюта – валюта, которая широко используется для осуществления платежей по международным операциям и продаётся на главных валютных рынках мира (I группа классификатора валют Национального банка Украины).
Гарантия – по гарантии банк, другое финансовое учреждение, страховая организация (гарант) гарантирует перед кредитором (бенефициаром) выполнение должником (принципалом) своего обязательства. Гарант отвечает перед кредитором за нарушение обязательства должником.
Дебетная карта – разновидность платёжной карты, с помощью которой можно оплатить товары и услуги или получить наличные в пределах остатка по карточному счёту.
Дневной лимит по карте – максимальная сумма расходов на протяжение одних суток, который устанавливается для каждой карты.
Депозит – обязательства банка по временно привлечённым средствам физических и юридических лиц или ценным бумагам за соответственную плату.
Депозитный сертификат – долговая ценная бумага, которая свидетельствует право клиента банка на получение внесённой ним суммы и процентов после окончания установленного срока действия депозитного сертификата.
Дефолт – отказ от обязательств.
Доверенность – письменный документ, который выдаётся одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Еврокард – вид международных кредитных карт.
Задаток – сумма, которую оплачивает покупатель с целью гарантии дальнейшего выполнения сторонами взятых на себя обязательств по договору. Если покупатель не выполняет условия договора, то он теряет эти деньги, если продавец не выполняет условия договора, то он возвращает эту сумму в двойном размере.
Залог – в силу залога кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником (залогодателем) обязательства, гарантируемого залогом, получить удовлетворение за счёт залогового имущества преимущественно перед другими кредиторами этого должника, если другое не предусмотрено законом (право залога).
Импринтер – механическое устройство, с помощью которого держатель пластиковой карты имеет возможность платить за товары, услуги или получать наличные в кассах уполномоченных банков. В результате проведённой операции, держатель карты обязательно получает слип (торговую или банковскую квитанцию).
Инкассо – расчётная операция, при помощи которой банк по поручению своего клиента и на основании расчётных документов получает положенные ему денежные суммы с последующим зачислением этих сумм на счета клиента.
Инфляция – обесценивание денег и безналичных средств, которое сопровождается ростом цен на товары и услуги.
Ипотека – вид обеспечения исполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остаётся во владении и пользовании ипотекодателя, согласно с которым ипотекодержатель имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение своих требований за счёт предмета ипотеки преимущественно перед другими кредиторами этого должника в порядке, установленном законом.
Ипотечный кредит – долгосрочный кредит (долгосрочный заем), который предоставляет ипотечный банк под залог недвижимого имущества.
Казначейство – подразделение банка, которое осуществляет оперативное управление потоками денег с целью достижения максимальной рентабельности операций при обеспечении достаточного уровня ликвидности, проведения взвешенной исковой политики.
Контрагент – одна из сторон договора.
Клиринг – система безналичных расчётов за товары, ценные бумаги и услуги, которая основывается на учитывании банками взаимных требований и обязательств сторон.
Комиссионные банка – комиссионные, которые получает банк за предоставление определённых банковских услуг (операций).
Конвертируемость (обратимость) валюты – 1) возможность законного обмена одной валюты на другую; 2) возможность в стране осуществить обмен национальной валюты на золото; 3) оборотность, свободный международный обмен валюты.
Кредитная карта – специальное платёжное средство в виде эмитированной в установленном законодательством порядке пластиковой или другого вида карты, эмитированное банковским или другим кредитно-финансовым учреждением, которое свидетельствует, что в определённом учреждении есть счёт владельца этой карты.
Кредитная линия – банковская услуга финансового кредитования, при котором клиент банка имеет восстановительное право получить кредит в пределах общего кредитного лимита.
Кредитоспособность – наличие предусловий для получения кредита и способность вернуть его. Кредитоспособность заёмщика определяется по показателям, которые характеризуют его способность своевременно рассчитываться по ранее полученным кредитам, его текущее финансовое состояние, способность в случае необходимости мобилизовать средства из разных источников и обеспечить оперативную конверсию активов в ликвидные средства.
Курсовая разница – разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах.
Маржа банковская – разница между средневзвешенной ставкой дохода, которую банковское учреждение получает от подпроцентных активов, и средневзвешенной ставкой расходов, которые банковское учреждение выплачивает по своим подпроцентным обязательствам. Кроме маржи банковской, существуют: биржевая, страховая, торговая.
Мемориальный ордер – расчётный документ, который составляется по инициативе банка для оформления операций относительно списания средств со счёта плательщика и внутрибанковских операций в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Миссия банка – декларация, которая разъясняет, с какой целью банк существует и что стремится достичь. Имеет вид документа, который формулирует роль банка на финансовом рынке, имеет определения существующих и перспективных банковских продуктов и операций, рынков, регионов, а также тех сфер деятельности, где банк достиг преимуществ над конкурентами, и тех, где рассчитывает достичь конкурентных преимуществ.
МФО – аббревиатура от «межфилиальные обороты». В современной экономике этот термин используют для идентификации банков. В международной практике используют аббревиатуру BIC (Bank Identifier Code).
Неплатежеспособность – неспособность участника платёжной системы в срок, установленный договором или определённый законодательством Украины, в полном объёме выполнить свои обязательства относительно перевода средств.
Ненадлежащий получатель – лицо, которому без законных оснований зачислена сумма перевода на её счёт или выдана ему в наличной форме.
Овердрафт – краткосрочный кредит, который предоставляется банком клиенту в случае превышения суммы операции остатка средств на его текущем/карточном счету или установленного лимита кредита.
Операционное время – часть операционного дня банка или другого учреждения – члена платёжной системы, на протяжении которой принимаются документы на перевод и документы на отзыв, которые должны быть обработаны, переданы и выполнены этим банком на протяжении этого же рабочего дня. Длительность операционного времени устанавливается банком или другим учреждением – членом платёжной системы самостоятельно и закрепляются в их внутренних нормативных актах.
Пеня – финансовая санкция за несвоевременное выполнение денежного обязательства.
Плавающая процентная ставка – процентная ставка за средне- и долгосрочными кредитами, размер которой не может изменяться банком в одностороннем порядке и в сроки, предусмотренные условиями кредитного договора.
Платёжное требование – расчётный документ, который содержит требование взыскателя или при договорном списании получателя к обслуживаемому плательщику банка осуществить без соглашения с плательщиком перевод определённой суммы средств со счёта плательщика на счёт получателя.
Платёжное поручение – расчётный документ, который содержит поручение плательщика банка или другого учреждения – члена платёжной системы, осуществить перевод определённой в нём суммы средств со своего счёта на счёт получателя.
POS-терминал – электронное устройство, с помощью которого держатель платёжной карты имеет возможность оплатить товары, услуги или получить наличные в кассах уполномоченных банков. В результате проведённой операции, держатель карты обязательно получает чек.
Поточный счёт (account current; текущий счет) – счёт, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчётно-кассовых операций при помощи платёжных инструментов соответственно к условиям договора и требований законодательства Украины.
Поручитель – физическое или юридическое лицо, которое обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение ним своего обязательства в полном объёме или частично.
Пролонгация – 1) отсрочка; 2) продолжение срока действия договора, сделки, займа и т.д.
Процентная ставка – установленная банком ставка, по которой в установленные в договоре сроки выплачиваются проценты, её размер, как правило, устанавливается в годовом исчислении соответственно с единицей использованного капитала (займа, суммы долга).
Процессинговый центр – посторонняя организация, которая осуществляет процессинг операций с платёжными картами (авторизация, клиринг, списание, техническая поддрежка платёжных карт и т.д.).
Процессинг – деятельность, которая включает в себя выполнение авторизации, мониторинг, сбор, обработку, сохранение и предоставление членам платёжной системы и расчётному банку платёжных сообщений по операциям с платёжными картами.
Сертификат сберегательный – ценная бумага, выпущенная банком, как письменное свидетельство про депонирование денежных средств, и которое свидетельствует о праве вкладчика на получение после окончания установленного срока суммы депозита и процентов по нему.
Срочный депозит – это деньги, которые сохраняются на отдельных депозитных счетах в банке на протяжении установленного срока, который определяется при открытии этих счетов.
Свободно конвертируемая валюта – валюта, которая широко используется для осуществления платежей по международным операциям и продаётся на главных валютных рынках мира (1-я группа классификатора валют Национального банка Украины).
Текущий счёт – счёт, который открывается банком клиенту на договорной основе для сохранения средств и осуществления расчётно-кассовых операций с помощью платёжных инструментов соответственно с условиями договора и требований законодательства Украины.
Транзакция – (1) информация в электронной форме про отдельную операцию с применением платёжной карточки, которая сформирована по результатам её исполнения.
(2) перевод денег, который выполняется электронными способами системы срочных переводов по инициативе участника системы срочных переводов.
FIDR – это процентная ставка по срочным депозитам физических лиц в валюте тождественной валюте кредита, что размещены в Банке на срок в 366 дней, с выплатой процентов по окончании срока действия депозитного договора. В зависимости от изменения стоимости кредитных ресурсов на финансовом рынке Украины ставка FIDR может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) в порядке предусмотренном сторонами в Кредитном договоре.
Эквайер – банк, который осуществляет эквайринг.
Эквайринг – деятельность эквайера относительно технологического, информационного обслуживания торговцев и выполнения расчётов с ними по операциям с применением платёжных карт.
Эмитент – 1) член платёжной системы, который осуществляет эмиссию платёжных карт; 2) иностранный банк, иностранная компания, которая осуществляет выпуск (эмиссию) чеков; 3) юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и выполняет обязанности, выплывающие из условий их выпуска.
План ОНиВД
План ОНиВД – совокупность мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности и/или восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Это внутренний документ банка, который определяет комплекс действий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий нарушения режима работы финансового учреждения, вызванного возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, препятствующим выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств.
Рекомендации по структуре и содержанию плана, а также по организации проверки возможности его выполнения приведены в приложении 5 к положению ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Работы банка по составлению и поддержке плана ОНиВД в актуальном состоянии можно разделить на три этапа: разработка, которая в себя также включает согласование и утверждение плана, а также пересмотр и проверка.
При разработке плана анализируются следующие факторы:
– виды и характер возможных непредвиденных обстоятельств и степень их воздействия на деятельность кредитной организации;
– перечень критически важных внутренних банковских процессов, а также автоматизированных информационных систем, обеспечивающих их осуществление;
– показатели восстановления внутренних банковских процессов, в т. ч. такие, как срок восстановления, допустимый размер материальных затрат и потерь информации.
В план рекомендуется включать:
– порядок его реализации;
– перераспределение обязанностей и полномочий между подразделениями и служащими банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
– перечень установленных в кредитной организации процедур, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, а также очередность и сроки их выполнения. Например, резервное копирование информации, заключение договоров с контрагентами на оказание услуг, обеспечивающих реализацию плана, и т. д.;
– порядок взаимодействия (в т. ч. порядок экстренного оповещения и связи) между органами управления, подразделениями и служащими кредитной организации при возникновении непредвиденных обстоятельств;
– порядок информирования заинтересованных лиц о возникновении чрезвычайных ситуаций и взаимодействия с ними (в т. ч. с Банком России);
– детальные инструкции для подразделений и служащих финансового учреждения, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного возобновления функционирования критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов и автоматизированных информационных систем;
– порядок завершения работы в чрезвычайном режиме и возврата в режим повседневного функционирования.
Для того чтобы служащие банка были готовы при возникновении непредвиденных обстоятельств действовать согласно плану ОНиВД, нужно проводить обучение, включающее в себя также проведение учений. Тестировать план следует не реже одного раза в год. Для этих целей рекомендуется определить группу наблюдателей, контролирующую выполнение предусмотренных планом ОНиВД мероприятий. По итогам проверки группа составляет протокол и отчет.
План необходимо пересматривать не реже одного раза в два года. При этом надо учитывать недостатки, обнаруженные в ходе его тестирования, а также вновь выявленные факторы, которые могут привести к нарушению повседневного функционирования кредитной организации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Как развивалась платформа поддержки развития бизнеса Сбербанка в 2018 году. Результаты разработки
Содержание
Платформа поддержки развития бизнеса (ППРБ) Сбербанка объединяет в себе процессы миддл- и бэк-офиса банка, создавая технологические компоненты и продуктовые фабрики для оказания услуг клиентам. Эта платформа является одной из ключевых и стратегических в ИТ-инфраструктуре Сбербанка.
2018: Результаты разработки
В 2018 году были обеспечены надежность и производительность платформы поддержки развития бизнеса (ППРБ), подтверждены контракты 100% приоритетных компонентов, необходимых для начала тиража продуктовых фабрик на внешних клиентов, сообщил Сбербанк отчете о своей деятельности за 2 квартал 2019 года.
Также в 2018 году были реализованы механизмы переключения платформы на работу в режиме Stand-In и Stand-In прикладных фабрик, позволяющие в случае инцидентов продолжать работу без прерывания клиентского сервиса.
Фронтальные системы всех 14 тысяч офисов банка стали работать с единым профилем клиента. Был существенно расширен перечень продуктов, подключенных к ППРБ в тестовом режиме, в том числе переводы физическим лицам, услуги эквайринга, зарплатные проекты, депозиты и конверсионные операции юридических лиц. Помимо этого, в 2018 году был начат масштабный тираж бизнес-функциональности.
Цели проекта
Старший управляющий директор Сбербанка Михаил Хасин, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказал о программе создания «Платформы поддержки развития бизнеса» (ППРБ). Она предусматривает революционную трансформацию всех приложений, входящих в контур Core Banking. В разработке применяются новейшие технологии распределенных вычислений в памяти и работы приложений с большими объемами данных в реальном времени – In-Memory Data Grid.
В традиционной ИТ-архитектуре реализовывать столь высокую клиентоцентричную функциональность стоит очень дорого и занимает много времени: «Крупнейшие банки мира осознали, что если не делать принципиально нового реинжиниринга, то очень быстро их рыночная доля будет снижаться». Совершить технологический скачок позволяют технологии in-memory computing, предназначенные для распределенных вычислений на большом количестве оборудования и позволяющие работать с данными в памяти. Они позволяют обеспечить новый уровень производительности, масштабируемости, отказоустойчивости, говорит Михаил Хасин.
Реинжиниринг собственной платформы в соответствии с новыми вызовами Сбербанк планирует завершить в 2018 году. Ее целевая архитектура включает 4 слоя. Первый – это слой универсальной мультиканальной бизнес-логики, говорит Хасин. Это окно, с которым сталкивается клиент и которое позволяет выводить новую функциональность во все каналы банка – офисы, мобильный банк, контактный центр и в партнерский канал.
Второй, ключевой слой – бизнес-хаб – содержит единый профиль клиента, его данные и всю бизнес-логику работы с клиентом, с его продуктами и пакетами тарификации. Третий слой состоит из продуктовых фабрик, которые представляют собой масштабируемые движки, обрабатывающие транзакции. В их числе – фабрики по кредитам, вкладам, переводам и др. Последний слой – фабрика данных, включающая неструктурированные данные из различных источников, которые банк анализирует и использует для более эффективного предложения клиенту.
Такая архитектура дает возможность предоставлять абсолютно новые виды и сценарии обслуживания, отметил Хасин. В качестве примера он привел случай, когда человек в Twitter рассказал о желании поехать в Мексику. Эта информация из соцсети попадает в фабрику данных, вся информация, которая есть об этом клиенте у Сбербанка, поднимается в in-memory в клиентский профиль, анализируется наличие контактных данных клиента, после чего он, например, получает СМС или e-mail о том, что может взять кредит, купить турпутевку у компании-партнера и расположение ближайшего отделения Сбербанка, где это можно сделать.
Подобные сценарии начинают все больше развиваться и усложняться, и для того, чтобы их реализовывать, в бизнес-хаб встраиваются различные механизмы машинного обучения, позволяющие ему впоследствии вырабатывать персональные предложения для клиентов.
Любая платформа нового поколения, по мнению Хасина, должна иметь открытый API, поскольку банки развивают так называемые маркетплейсы или агрегаторы, когда вместе со своими партнерами начинают продавать не только финансовые, но и смежные услуги, такие как путешествия и страховки. Это особенно актуально в связи с тем, что экосистема банков разрастается и есть много желающих писать собственные приложения, связанные с банковскими сервисами.
TAdviser SummIT, прошедший 31 мая 2016 года, посетили более 240 человек – руководителей и экспертов коммерческих и государственных организаций. В рамках мероприятия было представлено более 30 докладов. В числе докладчиков – представители Минкомсвязи, «Сбербанка», Пенсионного фонда, Федерального казначейства, «Вертолеты России» и др. В фойе саммита прошла выставка ИТ-компаний. В завершении мероприятия состоялся розыгрыш смартфона Tonino Lamborghini 88 Tauri стоимостью около 200 тыс. рублей.