Ирата промальп что это
IRATA — английские стандарты в нашем промальпе
Торговая ассоциация промышленных альпинистов IRATA, образованная ещё в конце 1980-х годов в Англии по инициативе частных компаний, работающих на развивающемся рынке промышленного альпинизма, уже давно известна во всём мире как образец эффективной саморегуляции отрасли и сотрудничества с официальными властями.
Главной целью этой организации, чьи традиции восходят к истокам профессиональных европейских ремесленных сообществ-гильдий, было обеспечение безопасных условий работы в промальпе и выработка стандартов качества профессии.
Сейчас IRATA активно работает и с сообществом промышленного альпинизма постсоветских государств. PROMALPBLOG.RU писал о прошедшем в начале июня в литовском городе Клайпеда семинаре «ROPE ACCESS SAFETY PRINCIPLES», который стал первой в своём роде на постсоветском пространстве площадкой встречи промальпов стран СНГ, Балтии и Восточной Европы.
В ходе семинара прошла презентация системы стандартов IRATA, методов и ступеней обучения по данной системе. На практической части участники смогли увидеть, как работают специалисты, аттестованные по системе IRATA и поучаствовать в испытании снаряжения и тестах.
Для понимания работы системы IRATA в Европе и России, PROMALPBLOG.RU попросил прокомментировать свои впечатления от сотрудничества с данной ассоциацией промышленного альпиниста Владислава Мельникова, работающего в Ирландии, и российского промышленного альпиниста Владислава Еремеева.
Расскажите, как началось Ваше сотрудничество с ИРАТА, что побудило Вас обратиться к этой организации?
Владислав Мельников (Ирландия): Я живу и работаю в Ирландии 10 лет. По национальному законодательству Ирландии, что бы работать на веревках нет необходимости в членстве IRATA, но техник, который работает на веревках, должен быть компетентным и использовать технику двух веревок (рабочей и страховочной). На веревках мы тут работали с 2002 года, и все было хорошо, пока не пошли серьезные объекты в 2005 году, где представители от заказчика требовали более компетентных работников. Тут и всплыла IRATA. С годами в Ирландии IRATA вошла в обмен веществ инженеров по технике безопасности, и сейчас любой объект требует сертификации техников по системе IRATA. Но справедливости ради, надо отметить, это никак не отражено в законодательном поле, это просто хорошая рабочая практика. В законе все та же строчка «При проведении высотных работ с использованием веревочной техники, компетентный специалист веревочного доступа, должен иметь две независимо закрепленных веревки, и иметь две независимые точки (основное и страховочное устройство) крепления к ним».
Владислав Еремеев (Россия): Давно меня угнетало отсутствие каких бы то ни было правил работы на веревке у нас в стране. Каждый работник работал сообразно своему пониманию техники и тактики, и даже в каждом учебном центре разные инструктора учили так, как сами считают нужным. Как их научил их инструктор, когда-то давно. Одного — альпинист, другого — горный турист, третьего — спелеолог.
На примере одного известного и считающегося ведущим московского учебного центра, где я некоторое время работал, несколько лет приходилось наблюдать изнутри результат отсутствия таких Правил или Инструкций, помноженный на отсутствие заинтересованности в действительно хорошем обучении…
А про ИРАТА впервые рассказал мне мой друг, владеющий информацией по вопросу. Узнав побольше об этой ассоциации, я заинтересовался, в первую очередь, системностью знаний и чёткость правил, опирающейся на серьезные и статистически проверенные исследовательские работы.
Есть ли на сегодняшний день в Европе ассоциации, альтернативные ИРАТА?
Владислав Мельников (Ирландия): Ассоциации есть, конечно, и не только в Европе. Главный их плюс в том, что в Европе люди умеют договариваться, и, как правило, все они взаимно признают друг друга. То есть, это не значит, что ты можешь поменять один сертификат на другой, это означает, что при наличии сертификата SPRAT или SOFT техника 3 уровня, вы можете сдать экзамен сразу на 3 уровень IRATA, без дополнительного движения через уровни. Так же многие компании в Европе и мире, когда ищут специалистов, в условиях указывают, например уровень 2 SPRAT/IRATA, или уровень 3 SOFT/IRATA. Различия не очень большие, те же 2 веревки, техника та же, есть некоторые предпочтения в снаряжении, но это все не принципиально. Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день IRATA — самая распространенная в мире и самая универсальная. То есть если вы работаете только в Норвегии, Вас вполне устроит сертификация и членство в SOFT. Но глобализация вносит свои коррективы, и я живу в открытой Европе. Мне удобнее быть с IRATA.
Владислав Еремеев (Россия): В Европе есть свои ассоциации во многих странах. Это и FISAT в Германии, и SOFT в Норвегии, свои ассоциации есть и во Франции, и других странах. Однако практически во всех случаях эти ассоциации признают ИРАТА, тогда как в законодательном пространстве ИРАТА-сертификация по правилам таких местных ассоциаций является недостаточной.
Насколько нормы ИРАТА отличаются от норм промышленного альпинизма, отраженных в национальном законодательстве?
Владислав Мельников (Ирландия): Национальное законодательство описывает какие-то основные догмы, и правила, IRATA же пишет, рекомендации, своды правил, разрабатывает систему обучения и аттестации, технические исполнения тех или иных отдельных приемов или маневров. И естественно никаких отличий быть не может, так как это является дополнением к национальному законодательству более низкого уровня. И если в Вашей стране национальным законодательством описано использовать конкретное спусковое устройство, конкретного стандарта/ГОСТа, Вы обязаны его использовать, и IRATA об этом предупреждает.
Владислав Еремеев (Россия): В Российском законодательстве вообще НЕТ НИКАКИХ норм, правил и общепринятых инструкций промышленного альпинизма, о чем я уже говорил.
В чем, по Вашему мнению, основной плюс системы сертификации промышленных альпинистов и норм, разработанных ИРАТА?
Владислав Мельников (Ирландия): Плюсов на самом деле очень много. Первый — это конечно единая система обучения. Другими словами, на каких-то работах стекаются специалисты с разных стран, говорящие на разных языках, и им всем вместе надо договориться и сделать безопасно работу, единая техника и система обучения IRATA, является тем самым объединяющим звеном в системе безопасности.
Второй плюс, это независимая система аттестации — тренируют одни, а проводят экзамен, и присваивают уровни другие, очень часто незнакомые абсолютно люди, это действительно работает и очень справедливо.
Третий плюс, это достаточно простая, проверенная и понятная техника, и система обучения. В Британии есть система реинтеграции бывших военных, при увольнении в запас. Человек фактически с улицы пройдя 6 недельные курсы, выходит специалистом начального уровня в очень прибыльном секторе рынка. За 6 недель он проходит общий курс системы безопасности, курсы IRATA, курс выживания в море, курс борьбы с пожаром, несколько курсов по дефектоскопии, курс оказания первой медицинской помощи, медицинскую комиссию и имеет возможность устроится работать за приличные деньги. Работая конечно под присмотром более опытных специалистов и в плане безопасности и в плане специальности.
Список можно продолжать, плюсов действительно много, очень важный момент, что систему разрабатывали не чиновники в кабинетах, а профи очень высокого уровня, в команде со специалистами из охраны труда Великобритании.
Владислав Еремеев (Россия): Если сказать кратко, то плюсы: в безопасности и надежности; в системности и чётко известном объёме знаний и навыков для работника определенного разряда (уровня).
Какие недостатки Вы видите в этой системе?
Владислав Мельников (Ирландия): Недостаток один, из-за разницы менталитетов и особенностей законодательства, многие относятся к системе IRATA догматически, это большой недостаток. Предела для самосовершенствания нет, и если вы освоили все, это не значит, что это верхний предел IRATA. Вам никто не мешает повышать свой уровень навыков и знаний в достаточно широких рамках
Владислав Еремеев (Россия): Недостатки, конечно, есть, но на общем фоне они являются явно не существенными. Например, одним из недостатков я бы назвал инертность, можно сказать закостенелость системы. Но с другой стороны это же является и «плюсом», так как позволяет оперировать хорошо статистически подтвержденными данными, позволяет «набрать» большую статистику.
Каковы перспективы глобального развития ИРАТА и распространения норм и стандартов ассоциации?
Владислав Мельников (Ирландия): Мне не известны планы и перспективы ассоциации, но то, что я наблюдаю за последние годы, это конечно впечатляет. Более 70 000 участников из 69 стран, это говорит многое об уровне и подходе.
Владислав Еремеев (Россия): Это два разных вопроса. По глобальному развитию на территории бывшего Союза, я полагаю, перспективы небольшие. Скорее всего, серьезного развития здесь Ассоциация не получит. А вот что касается распространения норм и стандартов ассоциации-то тут, по моему мнению, перспектива очевидна, это распространение уже идёт полным ходом и, я уверен, принесет свои плоды — сокращение на порядок количества несчастных случаев при работе на высоте.
Насколько важно обучение по системе ИРАТА для промышленных альпинистов развивающихся рынков (Восточная Европа), или всё же эта система больше рассчитана на западные страны?
Владислав Мельников (Ирландия): Такой приход должен быть взаимно выгодным. То с чем я могу сравнивать, на сегодняшний день — это очень большая разница между уровнем компаний, видами работ/заказчиков, ну и уровнем подхода к безопасности. Пока весь мир объединяется и борется за уровень снижения несчастных случаев, связанных с работой на высоте, работая вместе над этой проблемой, в России все разделяются и подсчитывают, сколько на них IRATA заработает. Подход такой «мы сами с усами», но статистика упорная штука и говорит сама за себя.
Владислав Еремеев (Россия): Я считаю, что важны в первую очередь нормы и стандарты системы ИРАТА. А важны они настолько, насколько можно оценить десятки и сотни прервавшихся жизней и исковерканных судеб.
Особенности работы по системе IRATA
За последние несколько лет сертификат международной ассоциации IRATA превратился для российского специалиста в желанное документальное подтверждение собственной квалификации и профессионализма и существенный аргумент для работодателя.
За последние несколько лет сертификат международной ассоциации IRATA превратился для российского специалиста в желанное документальное подтверждение собственной квалификации и профессионализма и существенный аргумент для работодателя.
Международная Ассоциация Промышленного канатного доступа IRATA, созданная в 1989 г в Великобритании по инициативе ряда ведущих компаний, применяющих системы канатного доступа, за пару десятилетий достигла абсолютного авторитета в отрасли.
Сертификация IRATA признается работодателями по всему миру, а в некоторых компаниях наличие подобного сертификата и вовсе считается необходимым для приема на работу. Кроме того, документ дает специалисту широкие возможности для международной карьеры.
Что важно, статистика подтверждает грамотность подхода: за 20 лет мониторинга к концу 2008 г членами IRATA было отработано более 30 миллионов часов в канатном доступе, а средний уровень несчастных случаев составил 2,34 на 100 000 рабочих часов.
Положительную статистику подтверждает и спрос на стандарты: IRATA получила распространение более чем в 50 странах по всему миру и насчитывает более 99000 специалистов (техников), прошедших обучение и сертификацию.
При их «однокоренной» природе, между ними множество принципиальных отличий.
К примеру, SPRAT нет строгих требований к опыту и квалификации инструктора, IRATA же рассматривает опыт и подготовку инструктора как одни из важнейших моментов системы обучения, строго регулируя вопрос.
Немаловажен и языковой аспект, ведь документы FISAT, к примеру, издаются и публикуются на немецком языке. В целом, IRATA, SPRAT и FISAT признают и с уважением относятся друг к другу, и давно получили признание профессионального сообщества по всему миру.
По итогам собрания одним из решений стало создание нового Восточно-европейского блока IRATA, куда вошла Россия. Это позволяет предположить, что в ближайшей перспективе популярность использования систем канатного доступа IRATA только продолжит расти.
Международные стандарты в России: IRATA International. Часть 1.
IRATA (Industrial Rope Access Trade Association) это международная ассоциация, целью которой является развитие и внедрение безопасных методов использования систем канатного доступа. Была создана в Великобритании в конце 1980-х годов для решения задач технического обслуживания в морской нефтегазовой отрасли. В этой публикации (из двух частей) Алексей Семакин рассказывает об истории развития ассоциации, принципах построения структуры, целях и миссии IRATA.
Для начала немного истории
1988 год, платформа Piper Alpha в северном море, техногенная катастрофа мирового масштаба, в которой погибло 167 человек. Считается, что именно с этого несчастного случая начинается пересмотр принципов работы в нефтегазовой промышленности, появляются все те вещи, которые впоследствии превратятся в такое понятие как «нулевой травматизм» или стратегия «0». Несмотря на то что платформа принадлежала американской компании, добыча велась в северном море, в 177 километрах от берегов Шотландии. И большинство персонала, и компаний, пострадавших в результате катастрофы относилось к британским подданным.
В этом же году несколько человек, которые проводили работы с применением верёвочных техник собрались и договорились о разработке стандарта, который помог бы унифицировать: во-первых, обучение работников, а во-вторых методы и способы самой работы и перемещения на верёвках на морских нефтедобывающих платформах северного моря.
Что это такое
Если говорить о структуре ассоциации и о способах управления, ограничимся общим описанием, объясняющим принципы, которыми стандарт регулируется, вносятся изменения, причины и инициаторы этих изменений.
Административный офис ассоциации находится в городе Эшфорд в Великобритании. Компании-члены ассоциации разбросаны по всему миру. Если в каком-то регионе появляется большое количество компаний, получивших сертификацию IRATA, создаются международные региональные консультативные комитеты (RAC), которые упрощают коммуникацию между членами ассоциации и администрацией. Это уменьшает время отклика на потребность в изменениях, либо в нововведениях. Очень верная структура так как позволяет экономить время, которое проходит от выявления проблемы до того момента, когда решение этой проблемы вступает в силу. Фактическое управление ассоциацией происходит её членами, состоящими в исполнительных комитетах ассоциации.
Существует несколько типов членства:
Самый простой, это ассоциированные члены – компании, которые сотрудничают с ассоциацией в смежном направлении. Такие члены проходят упрощённый аудит и их членство продлевается автоматически. Но они и не могут влиять на развитие и изменение стандарта. Например, в производстве снаряжения или СИЗ, или это могут быть архитектурные бюро, которые консультируются с ассоциацией по вопросу размещения анкерных устройств на фасадах зданий либо наоборот, дают консультации. Это могут быть компании, которые предоставляют страховые услуги компаниям членам ассоциации, или любые другие компании, работающие в смежных с верёвочным доступом областях.
Третий тип и самый сложный, это компании-операторы. Это юридические лица, которые взяли на себя обязательства, в своих процессах соблюдать требования стандарта ассоциации, у них самый сложный и самый серьёзный путь при вступлении в ассоциацию, при этом следующий после первого аудит проходит уже через год, а впоследствии каждые три года они должны подтверждать свою приверженность высоким стандартам безопасности, и принимать у себя эксперта ассоциации, который контролирует соответствие требованиям. Во время аудитов контролируется строгое соответствие стандартам безопасности IRATA не только в практическом производстве работ, но и в процессах управления компанией, в эксплуатации и закупке применяемых СИЗ, в подготовке и компетенциях техников.
Как это выглядит «в полях»
Что касается самих техников, существует три уровня компетенции, в зависимости от этого каждый техник выполняет определённую роль на площадке:
Первый уровень самый элементарный и простой. Человек обучен базовым способам перемещения по верёвкам вверх, вниз и в сторону и простым спасательным операциям.
Второй уровень намного сложнее. Большинство техников, прошедших все три уровня считают переход с уровня один на уровень два самым сложным, так как количество знаний и умений увеличивается примерно вдвое, а экзамен на второй уровень сдать сложнее и физически, и психоэмоционально.
Третий уровень компетенции самый высокий, к приёмам спасения и манёвров на верёвках добавляется теоретическая база знаний: местных (внутри страны) и британских (общих для ассоциации) законов, стандартов IRATA, стандартов СИЗ, умение проводить инспекцию снаряжения, умение проводить оценку рисков, разрабатывать планы производства работ и планы спасения, и конечно умение руководить работами.
Курс IRATA, «Sakhalin Rope Access Services» 6028/OT, при участии ООО «Альпика-Спецтехнологии»
Как видите если переход с первого на второй уровень является сложным в части практического применения правильных способов работы и спасения на верёвках, то переход со второго на третий уровень больше связан с ростом техника в теоретической подготовке. Позаимствую аналогию у Влада Мельникова и приведу его цитату: «Если сравнить обучение по курсу IRATA с математикой, то первый уровень — это знакомство с цифрами и простые функции, сложение и вычитание, на втором уровне добавляется умножение и деление, а на третьем мы ко всему прочему вводим ещё и формулы, интегралы и уравнения» (цитата не точная, но смысл передан).
Переход с одного уровня на другой возможен только после определённого количества наработанных часов, проведённых на верёвках (1000 часов и минимум год по времени). Часы должны быть записаны в Log Book (книжка учёта часов), и подтверждены 3-им уровнем с которым вы работаете. Только после этого вы можете сдавать на следующий уровень.
Почему курсы занимают всего 5 дней?
На самом деле, в ответе на этот вопрос кроется основная суть стандарта IRATA International в плане обучения техников и передачи знаний от одного уровня к другому. Важно понимать, что за пять дней с нуля, обучают только кандидатов на 1-й уровень, это самые базовые вещи – почему карабин должен быть обязательно замуфтован, а узел затянут, зачем две верёвки а не одна, что такое предустановленная система, что такое ИТО и как по нему перемещаться. И для первого уровня вполне достаточно, объём знаний минимальный, чтобы человек мог спуститься и подняться по верёвке, а в случае необходимости спасти своего зависшего на спусковом устройстве напарника. После этого техник 1-го уровня отправляется в рабочее «плавание», но не свободное, а под присмотром. Стандартом подразумевается, что он работает в команде с руководителем, который имеет уровень 3, и все работы, которые выполняет техник первого уровня, происходят под полным контролем руководителя работ (3-го уровня). Соответственно, находясь на рабочем месте в такой команде, работая на более сложных навесках (организацией которых занимаются более высокие уровни), техник первого уровня учится непосредственно у своего руководителя. Что позволяет ему, во-первых, полноценно закрепить то, что он получил на курсах, а во-вторых получить новые практические знания, а при хорошем 3-ем уровне ещё и теорию подтянуть.
Когда у техника первого уровня появляется потребность и необходимость перейти на уровень выше, подразумевается, что знания и манёвры своего уровня у него записаны на уровне рефлексов. В таком случае, когда техник приезжает на курсы, у инструктора нет необходимости доучивать его до первого уровня, и только после этого давать знания второго. Кандидат на второй уровень, уже действующий первый, это значит, что за эти пять дней которые длятся курсы, он дополняет свои знания до второго уровня. И выходит на экзамен с большим багажом новых умений, которыми раньше не владел. Но, все эти умения основаны на той базе, которую заложили в него ещё когда он учился и работал как уровень 1.
С переходом техника со второго на третий уровень происходит тоже самое, только добавляются знания необходимые для корректного руководства действиями техников на площадке планировании работ, и навыки оценки рисков. Появляется общее видение ситуации.
В России появилась компания оператор IRATA
Событие неординарное, о котором стоит написать, так как не каждый день в России происходят подобные события. Не смотря на то, что мнение общественности разделено на два лагеря, это все же произошло как в Персидской поговорке, “Собака лает; а караван идет”.
Еще лет пять назад такая новость была бы скорее похожа на первоапрельскую шутку, но это не шутка, а факт уже случившийся!
Означает это следующее: компания Сахалинский Высотный Сервис добровольно взяла на себя обязательства отвечать всем требованиям ассоциации IRATA по структуре предприятия, организации работ, ведению документации, качеству управления компанией, ну и непосредственно выполнению работ на высоте с использованием техники веревочного доступа. СВС прошла два аудита с независимым аудитором IRATA, в процессе которых ребята доказали, что полностью соответствуют всем требованиям и международным стандартам. Более того, все документы, формы, процедуры, снаряжение, система управления и контроля, составы команд, и т.д. – полностью соответствуют одновременно Российскому законодательству и требованиям ассоциации IRATA.
Краткая история компании:
СВС, как команда единомышленников образовалась в 2008 году, в городе Южно-Сахалинске. Основной костяк компании состоял из спортсменов местного альпинистского клуба. Как и все промышленные альпинисты большой страны, изначально ребята выполняли муниципальные заказы регионального уровня. Но с 2010 года серьезно задумались о профессиональном росте, и начали инвестировать небольшие прибыли в развитие персонала и материальной базы компании.
И вот сейчас, в 2017 году компания, обладая штатом из тридцати пяти сотрудников всех уровней, обученными по системе IRATA, одновременно являющихся специалистами в области неразрушающего контроля, подготовки и окраски поверхности, сварочных работ, механических работ, электротехнических и других работ в нефтегазовом секторе, Сахалинский Высотный Сервис стал компанией-оператором (т.е. производственной компанией) членом ассоциации IRATA.
Цели и задачи компании:
Развитие на рынке высотных работ России современного и безопасного подхода с использованием регламента признанного мирового лидера в профессиональном веревочном доступе – ассоциации IRATA; предоставление высококачественного сервиса своим клиентам с постоянным ростом и развитием, как в количественном плане, так и в расширении видов оказываемых услуг в нефтегазовом секторе и энергетике.
Сахалинский Высотный Сервис, всегда ищет талантливых специалистов, само мотивированных, готовых учиться и динамично развиваться с компанией в одном темпе. Граждане Таможенного союза ЕАЭС, сертифицированные IRATA специалисты, желающие присоединиться к команде Сахалинский Высотный Сервис, могут отправлять свои резюме, короткое письмо о том, кто вы и чем занимались, а также копии сертификатов и дипломов на email: query@abseilers.ru
Кандидаты, должны минимально соответствовать следующим критериям:
Уровни 1 IRATA: минимальная оценка на экзамене – очень хорошо (Very Good); наличие хотя бы еще одной из рабочих специальностей в области неразрушающего контроля, покрасочных работ, сварочных работ, механических работ, электрических работ, и т.д.
Уровни 2 IRATA: минимальная оценка на экзамене – хорошо (Good); предыдущий экзамен на уровень 1 IRATA – с минимальной оценкой на экзамене – очень хорошо (Very Good); наличие хотя бы еще одной из рабочих специальностей в области неразрушающего контроля, покрасочных работ, сварочных работ, механических работ, электрических работ, и т.д.
Сахалинский Высотный Сервис не заинтересован в наборе быстрорастущих специалистов IRATA, которые получали сразу уровень 2 или 3 (Direct Entry). Компания ищет таланты и потенциал, желание работать и учиться новому, постоянно развивать себя и свои навыки. Пожалуйста, перед отправкой своих документов, убедитесь, что ваши навыки соответствуют вышеперечисленным критериям.
Хорошо зная и руководителей, и многих рядовых сотрудников компании, могу предвидеть их большой потенциал дальнейшего развития, так как они “кладут рельсы“ прочно и как следует, на тщательно отсыпанный и утрамбованный балласт. В приоритетах: безопасность, компетентность, качество управления и выполняемых работ и порядочность в отношениях на всех уровнях. Надеюсь, что затраченная энергия возвратиться сторицей и Сахалинский Высотный Сервис станет одной из лидирующих мировых компаний в обслуживании нефтегазового добывающего сектора, абсолютным авторитетом в области работ на высоте, оставаясь такой же открытой, честной и современной компанией, какими они сейчас являются.