Иридиевые свечи в чем преимущество
Иридиевые свечи зажигания — реальная польза для бензинового мотора
Холода и снег, как известно, у нас всегда наступают совершенно неожиданно. Причем, не только для городских служб, но и для автолюбителей тоже. Владельцы бензиновых автомобилей хорошо знают о важности такой маленькой детали, как свеча зажигания. Особенно зимой. Единственная искорка между ее электродами влияет на то, заведется автомобиль в мороз, или нет.
Сегодня мы расскажем о достаточно новом товаре на рынке автомобильных запчастей — иридиевых свечах зажигания, попробуем разобраться, что же это такое — последний писк свечной моды или реальная польза для бензинового мотора?
Современные свечи зажигания по своей идеологии и конструкции мало чем отличаются от тех, что были полвека назад. Отличия кроются в деталях. Конструкторы свечей зажигания работают в рамках технологического треугольника: увеличения срока службы свечей зажигания, повышения надежности зажигания и более полного сгорания топливо — воздушной смеси. Следствием является экономия топлива, чистота выхлопных газов и увеличение интервала замены свечей.
Способность свечи стабильно и надёжно воспламенять топливо — воздушную смесь можно повысить, увеличив искровой промежуток (расстояние между электродами), либо уменьшив диаметр центрального электрода за счёт применения при его изготовлении тугоплавких и химически стойких благородных металлов. Но большой искровой промежуток приводит к увеличению требуемого напряжения для возникновения искры, а применение тугоплавких металлов — к увеличению стоимости свечи. Разработчики свечей зажигания идут двумя путями для удовлетворения спроса различных категорий покупателей.
Так, в стандартных свечах зажигания из никелевого сплава ведущих производителей свечей компаний DENSO и NGK появились U-образный паз на боковом электроде (DENSO) и V-образный пропил на центральном электроде (NGK). Обе технологии позволяют добиться общей цели — увеличить зазор между электродами и сместить искру и ядро воспламенения к открытому пространству камеры сгорания без применения драгоценных металлов.
Применение сплава иридия для изготовления электродов свечей позволяет уменьшить диаметр центрального электрода до 0,7-0,4мм в разных моделях по сравнению с 2,5мм в никелевых свечах, благодаря высокой температуре плавления, механической прочности и химической стойкости иридия.
Малый диаметр центрального электрода и скошенные края бокового электрода позволяют получить мощную искру, так как требуется меньшее напряжение для пробоя межэлектродного промежутка, и также значительно улучшается процесс воспламенения, поскольку снижается подавляющее влияние самих электродов на распространение фронта пламени в камере сгорания.
Отсюда ряд преимуществ:
Повышенная мощность двигателя;
Сокращение расхода топлива;
Снижение токсичности «выхлопа»;
Мягкий старт двигателя даже в сильный мороз.
Кроме того, тугоплавкость иридия значительно увеличивает ресурс такой свечи.
При сравнении работы стандартных, платиновых и иридиевых свечей зажигания на испытательном стенде было выявлено следующее: На обычной свече все как обычно. Искры мечутся по всему зазору, причем цвет их разный — от розового до ярко — синего. При работе платиновой свечи отдельных искр не видно, все они слились. Свечи с тонким иридиевым электродом при работе дают четкий стабильный белый конус. Цвет искры, кстати, сам по себе говорит о многом. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. Все иридиевые свечи с тонкими электродами дают именно такую искру. Это говорит об их надежности в усложненных условиях эксплуатации, которых в реальной жизни может быть масса. Это и холодный пуск двигателя, и разряженный аккумулятор, и одновременно включенные мощные источники энергопотребления в автомобиле, «сажающие» напряжение в бортовой сети.
Расход топлива на двигателе с впрыском иридиевые свечи с тонким центральным электродом способны сократить на 6-7% по сравнению со стандартными свечами. Не так заметно влияние иридиевых свечей на расход бензина на карбюраторных моторах: не более 2-х %. В целом же существует закономерность: чем тоньше центральный электрод, тем меньше топлива потребляет мотор.
Хотя и ненамного, на 3-4 %, но подрастает мощность двигателя на иридиевых свечах по сравнению со стандартными.
Так стоят ли «драгоценные» свечи своих денег? Давайте посчитаем.
Стандартная свеча NGK на автомобиль Carina, двигатель 5A-FE, BKR5EYA-11 стоит 139 рублей. Иридиевая свеча BKR5EIX-11 стоит 599 рублей. Разница в стоимости комплекта свечей составляет 1840 рублей. Пусть расход 95 бензина в неделю составляет 50 литров. Это примерно 1350 рублей. Снижение расхода топлива на иридиевых свечах составляет 6-7%. Это 95 рублей в неделю. Итого, чтобы свечи окупились, нужно проездить 5 месяцев. Живут же эти свечи практически весь срок жизни автомобиля у одного хозяина. Улучшенная динамика, повышенная надежность работы, снижение токсичности выхлопных газов и длительный срок службы катализатора выхлопных газов — это уже так, дополнительные бонусы.
Как же быть владельцам автомобилей с карбюраторными двигателями? Безусловно, выбирая свечи, нужно руководствоваться не только требуемыми характеристиками, но и здравым смыслом. Да, «рублевая» выгода в данном случае будет менее заметна, хотя все остальные «плюсы» «драгоценных» свечей никуда не денутся.
И вот еще один аргумент: Применение иридиевых свечей однозначно оправдано на моторах, у которых затруднен доступ к свечам и у которых одна только замена свечей будет обходиться едва ли не дороже их стоимости.
Безусловно, выбор иридиевых свечей зажигания — это выбор в пользу комфортного вождения и щадящей эксплуатации автомобиля.
Кстати, работать иридиевые свечи могут на любом бензине (имеется ввиду его качество), так как они достаточно инертны по отношению к присадкам. Но для того, чтобы уменьшить влияние некачественного бензина на срок службы свечей, рекомендуем Вам заправлять автомобиль топливом только на проверенных заправках, где вам гарантированно не зальют дизельное топливо вместо 95-го бензина!
Иридиевые свечи… Стоит ли переплачивать?
Как только дело касается замены свечей, автолюбители сталкиваются с настоящей дилеммой. Можно отдать предпочтение простым и дешевым медным устройствам или же «побаловать» авто более продвинутыми изделиями. К примеру, Сегодня все более востребованы иридиевые свечи зажигания. Считается, что они продлевают ресурс двигателю, способствуют повышению его мощности, имеют больший ресурс и так далее. С другой стороны, ребром становится вопрос цены. Стоимость таких изделий в разы выше, чем у обычных устройств. Так стоит ли платить больше?
В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Немногим более двадцати лет назад автолюбители имели более скудный выбор. Конечно, уже продавались платиновые свечи, которые отличались своей повышенной надежностью и качеством, но мировые разработчики не оставляли попыток сделать еще более совершенное устройство. Так, в 1994 году производитель NGK представил рынку совершенно новые иридиевые свечи зажигания.
В качестве основного материала иридий был выбран не просто так. Он обладает максимальной температурой плавления (даже выше, чем у платины), может похвастаться отличными антикоррозийными свойствами и качеством. Разработчикам удалось создать максимально тонкую проволоку-электрод, наконечник которой и был выполнен из редкого металла.
ИРИДИЙ
Как мы упоминали, иридий в качестве ключевого элемента был выбран неслучайно. Данный металл является одним из наиболее твердых на планете. Есть мнение, что он образовался на базе структуры метеорита еще несколько миллионов лет назад. Но твердость – не единственный плюс металла. Его особенность — температура плавления, которая составляет около 2,5 тысяч градусов Цельсия.
Свойства и возможности иридия хорошо известны промышленности, где активное применение металла началось раньше – еще с начала 20-го века. Как правило, иридий применялся в виде сплава. Что касается металла в чистом виде, то работать с ним почти невозможно. Без специальных добавок иридий слишком хрупок и не может похвастаться большой электропроводности. В связи с этим используются исключительно сплавы с металлом.
ЦЕНА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Один из главных вопросов для автолюбителей – стоимость. В этом отношении иридиевые свечи зажигания много дешевле изделий из платины. Многие считаются, что при определении цены производитель отталкивается от редкости металла, его цены и популярности на рынке. К примеру, тот же иридий много реже встречается в природе, чем платина или золото. Но здесь принцип ценообразования иной.
Стоимость свечей зажигания формируется на основании спроса на тот или иной вид продукции и изменчивости самого рынка. Сегодня цена иридиевых изделий ниже, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться. По статистике почти 20% всего добываемого иридия идет на изготовление свечей. В то время как основная доля платины идет на изготовление украшений и прочих изделий. Производство платиновых свечей занимает лишь совсем небольшой процент.
Немаловажный аспект – объем металла, необходимый при изготовлении свечи. В обоих случаях (как с иридиевыми, так и с платиновыми свечами) дорогостоящего материала применяется минимум – из него выполнен только наконечник и заземляющий электрод. Но если спрос на иридиевые свечи возрастет, то в сумме придется затрачивать больше редкого металла. Как следствие, вырастет и цена.
СВОЙСТВА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Главная особенность таких изделий – лазерная сварка электродов. При этом сплав металла с иридием является лучшим проводником. Благодаря такому свойству, производители могут использовать наконечники минимальной толщины (намного меньше, чем в изделиях из металла или платины). При этом ресурс изделия остается на высоком уровне.
Применение тонкого электрода позволяет сконцентрировать электрический заряд на меньшей площади, что способствует более эффективной работе искрового промежутка. В итоге сгорание топлива во всех режимах становится максимально полным. Двигатель получает дополнительную динамику и работает ровнее. Кроме этого, фиксированное расстояние между электродами исключает снижение качества икры.
К дополнительным свойствам иридиевых свечей можно отнести:
— высокую прочность наконечников из иридиевого металла и стабильно качественную искру;
длительный ресурс и высокую надежность работы, благодаря уникальной температуре плавления металла. Вот почему иридиевые свечи – это неизменный элемент для новых и модернизированных двигателей, обладающих уникальной технологичностью и эффективностью;
— разность потенциала концентрируется на наконечнике меньшей толщины, что требует более низкого напряжения для четкого срабатывания изделия.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Большинство автолюбителей при выборе свечей ориентируются исключительно на цену. Такой подход ошибочен. Сегодня вы экономите какую-то сумму на покупке свечей, а уже через некоторое время тратите средства на их замену или что еще хуже – ремонт двигателя. Чтобы не допустить лишних затрат важно ориентироваться не на стоимость, а на преимущества и недостатки интересующего изделия. В случае с иридиевыми свечами они следующие:
1. ПЛЮСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— лучшая эффективность. Разработчики максимально снизили площадь контакта между двумя элементами – ядром пламени и электродом. Этого удалось добиться, благодаря применению тонкой проволочной конструкции, диаметр которой составляет около 0,4 мм. Для сравнения искровой промежуток в обычных свечах с медными электродами составляет около 1 мм, что в 2,5 раза больше. Кроме этого, как уже упоминалось, небольшой объем иридия на кончике свече обеспечивает более мощную искру и как следствие, повышение качества запуска. При этом искра появляется при много меньшем напряжении;
— четкую работу на холостом ходу. Не секрет, что проблемы с воспламенением свечи, как правило, возникают на ХХ. Но и здесь иридиевые свечи зажигания проявили свои лучшие качества. Их минимальные требования к уровню напряжения и хорошая воспламеняемость способствуют стабильной работе силового узла на холостом ходу. Более того, благодаря эффективному сгоранию топлива, возрастает и число оборотов;
повышение производительности. Уже доказано, что применение иридиевых свечей позволяет повысить производительность силового узла почти на 7-8%. В ряде случаев такие изменения хорошо заметны;
уменьшение расхода топлива. Снова-таки исследования и опыт эксплуатации показывает, что применение иридиевых свечей позволяет экономить на топливе. Общий расход снижается почти на 6-7% в сравнении с обычными изделиями из меди;
— снижение токсичности топлива. Лучшее сгорание топливовоздушной смеси несет дополнительное преимущество и для атмосферы — выхлоп становится менее вредным и имеет меньшие объемы СО и СН;
легкость завода двигателя. Высокая эффективность иридиевых свечей позволяет без проблем завести мотор в любую погоду – даже в сильный мороз;
— повышение ресурса. Большинство производителей гарантирует качественную работу устройства на протяжении 150-160 тысяч километров. Хотя, на практике замену приходится делать чаще – где-то через 100-120 тысяч. Причины – вероятные проблемы двигателя, низкое качество топлива и так далее. В любом случае это намного больше, чем у обычных свечей, способных прослужить всего 15-20 тысяч километров.
2. МИНУСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— высокая цена. Основной «камень преткновения» для большинства автолюбителей – это стоимость устройства, которая сильно бьет по карману. Но здесь важно смотреть на перспективу. Качественные иридиевые свечи прослужат намного дольше. За этот период можно успеть заменить несколько комплектов обычных изделий;
— направленность на современные двигатели. К сожалению, на большей части авто заметить изменения весьма сложно. При производстве иридиевых свечей упор делался на высокотехнологичные и наиболее мощные двигатели. Вот почему для стандартных моделей будет достаточно и стандартных свечей зажигания. Что касается применения иридиевых свечей, то оно будет оправдано только в ресурсе.
ВЫВОД
Таким образом, ставить иридиевые свечи зажигания на свое авто или нет, решать только вам. Если есть деньги и вы заботитесь о своем авто, то выбор очевиден. С другой стороны, установка иридиевых свечей на обычные авто (к примеру, ВАЗ) не всегда оправдана.
В чем преимущество иридиевых свечей зажигания?
В бензиновом двигателе свечи зажигания остаются одним из самых консервативных узлов – по сути их конструкция мало менялась с самого момента изобретения: варьировались материалы, технологии изготовления, но скрученная с автомобиля 30-х годов свеча похожа внешне на современные.
Однако требования к свечам зажигания растут по экспоненте, причина — требования экологии. Во времена, когда использовались низкофорсированные карбюраторные моторы, даже большой разброс параметров свечей мало влиял на токсичность выхлопа или экономичность – и состав смеси, и процесс ее сгорания были неоптимизированными. Ресурс же в первую очередь определяло нагарообразование – и вновь даже простейшей конструкции было достаточно, ибо проникновение масла в камеру сгорания и нагар от низкооктанового бензина «убивали» свечи быстрее, чем искровая эрозия контактов. (В отечественных реалиях их умудрялись и чистить, и прокаливать).
По мере развития двигателей внутреннего сгорания в них росла степень сжатия, карбюраторы уступили место системе впрыска, а подстегиваемые экологами инженеры усложняли систему питания, доходя до многопорционного непосредственного впрыска бензина в камеру сгорания. И тут стали «вылезать» наружу те недостатки классических свечей, о которых ранее мало кто задумывался.
Видео: Какие свечи зажигания лучше
Попробуй поджечь
Чтобы двигатель на конкретном рабочем режиме выдавал требуемые параметры по мощности и токсичности выхлопа, нужно обеспечить воспламенение смеси в строго определенный момент. Для равномерности распределения смеси по камере сгорания в ней организуются завихрения (на двигателях BMW, например, для этого используются вихревые заслонки, асимметрично перекрывающие парные впускные каналы в головке – в камеру сгорания входят два потока с разной скоростью, закручивая смесь в момент впуска).
В классической свече зажигания площадь центрального электрода и «ответной» части бокового электрода сравнительно велика. Это уменьшает напряженность электростатического поля между электродами, затрудняя искрообразование, завихрения смеси пытаются «сдуть» искру. В результате в свечах классического типа искра начинает «плясать» между электродами, возникая в разных местах и с разной силой. Отсюда – ухудшение работы двигателя, заметное не только мощностному стенду, но и на глаз.
В иридиевых же свечах, созданных компанией Denso в 1997 году, диаметр центрального электрода крайне мал (менее миллиметра!). Напротив него на боковом электроде напаивается аналогичный короткий штырек. Разницу можно объяснить наглядно – если над полем во время грозы молния будет бить хаотично в разные места и с разной силой, то над шпилем она ударит точно в него. Этим «шпилем» и работает тонкий центральный электрод, который стабилизирует мощность искры и точку ее возникновения – воспламенение смеси в цилиндре происходит именно так, как это требуется. В двигателях с высокой степенью сжатия или наддувом высокого давления это особо актуально – чем выше давление в конце такта сжатия, тем труднее пробить искровой промежуток.
Достоинства — гореть и не сгорать
От современной свечи зажигания требуется и большой ресурс. Причем на современных двигателях до свечей даже добраться проблематично – их закрывают коллектора, так что знакомая владельцам «Жигулей» практика «вывернул-почистил-завернул» давно потеряла актуальность. И ресурс стала определять степень эрозии, ранее не стоявшая на первом месте в числе причин замены свечей.
Здесь традиционная конструкция снова оказалась в проигрыше – по мере выгорания электродов искра дестабилизируется, теряет энергию, приводя к пропускам воспламенения. Многоэлектродные свечи, появившиеся еще во Вторую мировую войну на авиационных моторах, решали проблему ресурса «в лоб» — по мере износа одной стороны центрального электрода и одного из боковых искра «переезжала» на другую сторону. Однако более логичным стало бороться с эрозией, а не оттягивать ее последствия.
И в этом плане иридий снова показал свои лучшие стороны: этот металл отличается тугоплавкостью (температура плавления – 2450 градусов!), стоек к окислению. Поэтому по ресурсу иридиевые свечи превосходят даже платиновые (температура плавления платины на 700 градусов ниже), а их центральный электрод можно делать тоньше. В итоге мы получаем и мощную искру, и больший ресурс – при нормальной работе мотора иридиевые свечи будут самыми «долгоиграющими», причем, чем выше форсирован мотор, тем это заметнее. В момент анонса компания Denso шокировала автомобильную прессу – заявленный ресурс свечей составлял 200 тысяч километров, хотя и с длинным списком требований, обязательных к выполнению.
Видео: Иридиевая свеча зажигания Denso ik20TT
Собственно говоря, ресурс и стабильное искрообразование в жестких условиях – вот два преимущества иридиеых свеч зажигания. Где-то это станет способом «влезть с запасом» в требования эконорм (современные малолитражные моторы с наддувом), где-то обеспечит максимальную отдачу (многие модели спортбайков, кроссовые моторы). Где-то позволит разбирать половину подкапотного пространства не раз в 15-30, а хотя бы в 60 тысяч километров (в идеальных условиях достижим и пробег в 100 тысяч на одном комплекте).
Ложка дегтя: недостатки иридия
Увы, ничего идеального человек еще не изобрел. Это относится и к иридиевым свечам – обеспечивая ряд серьезных достоинств, которые нельзя обойти вниманием, они имеют и свои недостатки.
Иридиевые свечи зажигания — достоинства и недостатки
Статья про иридиевые свечи зажигания — их особенности, достоинства и недостатки, свойства иридия. В конце статьи — видео о том, стоит ли ставить иридиевые свечи зажигания. Статья про иридиевые свечи зажигания — их особенности, достоинства и недостатки, свойства иридия. В конце статьи — видео о том, стоит ли ставить иридиевые свечи зажигания.
Инженеры автомобильных концернов продолжают модернизировать и улучшать технические характеристики узлов и агрегатов авто. Для таких комплектующих, как свечи зажигания, основным элементом стал иридий. Использование иридиевых свечей может увеличить производительность машины и в разы продлить ресурс двигателя.
Отличительная особенность иридиевых наборов: качество запала, долговечность и высокая цена.
Характеристики иридия
Иридий считается первым конкурентом платине благодаря высокой температуре плавления почти 2500 градусов и более высоким антикоррозийным свойствам. Эксперименты с металлом, который в чистом виде практически не встречается, ведутся более 50 лет, и в 1994 году компания NGK представила свою разработку: иридиевый электродный наконечник для свечи зажигания.
Особенности иридиевой свечи
Сплав, в котором не менее 50% занимает иридий — это отличный проводник. Электроды из металла благодаря лазерной сварке имеют диаметр от 0,4 мм. Такой диаметр позволяет концентрировать наибольший заряд для получения искрового промежутка при минимальном напряжении, исключается потеря искры в процессе работы двигателя.
Благодаря прочности иридия наконечник электрода не выгорает, что позволяет использовать иридиевые свечи в зависимости от толщины центрального электрода, а также конструкции бокового в пределах от 70 до 120 тыс. км (по некоторым данным — до 150 тыс. км) пробега. Наблюдается экономия топлива и стабильная работа современных двигателей.
Преимущества иридиевых свечей
Наборы из иридия разрабатывались для высокопродуктивных современных моторов, которые используются на спортивных версиях авто. Для среднестатистического и бюджетного сегмента установка иридиевых свечей может принести небольшое увеличение продуктивности двигателя и экономию топлива, что не всегда окупит стоимость свечей. Каковы бесспорные достоинства иридиевого аналога?
Улучшение характеристик запала
Характеристики запала искры зависят от расстояния между наконечником электрода и основой пламени. Чем площадь меньше, тем более стабильной будет искра. Иридиевая проволока имеет наконечник менее 0,4 мм. Для сравнения: аналогичный показатель у свечей с медным электродом — от 0,8 мм.
Иридиевый электрод позволяет увеличить предел воспламеняемости свечи, что уменьшает требования к напряжению. Благодаря этому двигатель начинает работу быстро и плавно.
Стабильная работа мотора на холостых оборотах
Благодаря тому, что для начала зажигания не требуется большого выходного напряжения, иридиевые свечи имеют быструю воспламеняемость и поддерживают стабильную работу двигателя на низких оборотах. Практически не наблюдается снижения и скачков оборотов за счет лучшего сгорания. Увеличивается производительность мотора в среднем на 7-8%. Расход топлива уменьшается в среднем на 5-7%
К недостаткам свечей зажигания с иридиевым электродом относят их стоимость. Средняя цена набора — не менее 3 000 руб. Если используется двигатель средней мощности, стоимость покупки достаточно высока и не оправдывает ожиданий.
Производители иридиевых свечей
Японская компания NGK первой выпустила на мировой рынок свечи с иридиевым наконечником для всех моделей автомобилей. Технические характеристики оригинальных свечей от NGK:
Наиболее популярные модели компании:
Корпорация Denso — лидер среди компаний-разработчиков свечей зажигания с 1959 года. Технические разработки используются как штатные свечи зажигания у таких производителей, как: Citroen, Nissan, Volvo, Vauxhall/Opel и др.
В ассортименте продукции компании представлено более 6600 видов свечей зажигания, как стандартных, так и с иридиевым компонентом. Линейка свечей зажигания Iridium Power имеют следующие характеристики:
В ассортименте компании представлены свечи Iridium Tough, где вместе с иридиевым центральным электродом используется заземляющий элемент из сплава платины (68%) 0,7 мм. Данная комплектация позволяет быстро формировать пламенное ядро, одновременно охлаждая искру. Технические характеристики свечей с двойным электродом:
Для спортивных версий авто, болидов, участвующих в ралли, компания разработала отдельную линейку свечей зажигания с иридиевым наконечником и двойной платиновой пластиной.
Особенности эксплуатации
Мнение отечественных водителей о том, что иридиевые свечи ничем не лучше стандартных с медными наконечниками, вполне оправдано. Причина — в низком качестве топлива и в том, что автомобили используются не для гонок, а для повседневной жизни. Приобретать иридиевые аналоги при всей их технической привлекательности — недешевое удовольствие.
Проведенные испытания в полевых условиях показали, что обычные свечи зажигания показывают первые признаки износа после 160 моточасов, еще через 60 детали выходили из строя, увеличивался расход топлива на 7-9%.
Иридиевые аналоги начали показывать незначительные признаки износа только к 300 моточасу, т. е. к окончанию рабочего цикла.
Какие свечи использовать для своего автомобиля, каждый водитель выбирает индивидуально. Преимущества иридиевых свечей неоспоримы, но и стандартные наборы стабильно обслуживают двигатель в свой ресурсный период.
Видео о том, стоит ли ставить иридиевые свечи зажигания: