Ирисовое стекло что это такое
Бисерные сказки: ирисовое стекло. Вся правда о производстве.
В интернете можно найти очень много интересной и забавной информации, но часть из нее не достоверна. Сегодня разберем сказки об ирисовом покрытии.
Встретилась мне вот такая статья про ирисовое стекло. Оказывается, такое стекло придумали еще в Древнем Риме, но промышленное производство стало возможно только при помощи лазеров в Америке. И что самое интересно: такое стекло называли титановым.
И все только потому, что они курили. И опять они использовали титан!
И апофеоз наступает в СССР. Им понадобился только кирпич.
В СССР не нашлось стеклодувов курильщиков? Ну-ну. 🙂
А теперь давайте разбираться.
Во всех этих кусках рассказано об иризации на основе титана. Титан открыли в 1791 году. Но только в 1910 году смогли добыть всего несколько грамм чистого вещества. А в 1925 году стали известны химические свойства титана. Промышленное применение началось только после 1940 года, когда научились добывать титан в больших объемах.
Меж тем промышленная иризация в стеклянном производстве активно применялась 1892 году. Об этом написано в книге про историю производства бисера и бусин «Zásadský ráj»
Получается, что чехи и немцы использовали технологию получения ирисовых покрытие еще до промышленного использования титана.
Как так?
В частности в Чехии сама процедура нанесения покрытия не менялась, поменялся только химических реагент. Поэтому чехам не надо было сидеть и изобретать новую технологию, они ей прекрасно владели и знали все тонкости.
Очень радует, что в сети начала появляться информация о производстве стекла. Но так же огорчает, что встречается много сказок и придумок.
#октазнает #чехия #бисер #стекло #производство #ирис #этоинтересно
Старинное Карнавальное Стекло
Карнавальное стекло или недорогая стеклянная посуда с переливающимся блеском уже много лет привлекает коллекционеров. Его привлекательное разноцветное мерцание, часто напоминающее масло на воде, кажется, меняет цвета при просмотре под разными углами. На протяжении многих лет его называли «Тафта», «Золушка» и «Тиффани для бедняков», так как это дало средней домохозяйке возможность украсить свой дом причудливыми вазами и декоративными чашами.
В 1908 году стекольная компания Гарри Нортвуда представила собственную переливающуюся посуду под названием «Золотой Ирис», которая была известна своим цветом календулы. Стекольные компании Dugan и Imperial вскоре поддержали эту идею. Миллерсбург производил карнавальное стекло всего два года, но сегодня его версия считается одной из лучших.
Поскольку радужная посуда была настолько дешевой, большинство потребителей не считали ее качественным стеклом и отказывались платить за нее большие деньги. По мере того, как его стоимость резко упала, радужная посуда вскоре стала раздаваться в качестве призов на карнавалах, где победители на полпути могли отправиться домой с мерцающими вазами, кувшинами, кубками, супницами или конфетами.
Этот новый рынок карнавального стекла стал благом для Fenton, который до конца 150-х годов производил 1920 переливающихся изделий. Карнавальное стекло продавалось за гроши по пять центов, и его можно было купить партиями по минимальной цене. По этой причине его также раздавали в виде рекламных акций в кинотеатрах и в рассказах о продуктовых магазинах. Например, Imperial заключила выгодные сделки с такими компаниями, как Woolsworth’s и Quaker Oats.
Всего существует около 2,000 различных рисунков карнавального стекла. Самые ранние узоры Фентона включали «Кувшинка и рогоз», «Винтаж», «Бабочка и ягоды», «Павлиний хвост», «Галстук из ленты», «Венок из роз», «Чертополох», «Бриллиант и ребро». Среди первых радужных стеклянных узоров Northwood были Waterlily и Cattails, Cherry and Cable и Valentine, но Grape и Cable были их самыми популярными. Коллекционеры Миллерсбург ищут Hobstar и Feather, Blackberry Wreath и Rays and Ribbons.
В условиях такой большой конкуренции стекольные компании проявили себя, разработав свои собственные уникальные карнавальные процедуры. В большинстве изделий из карнавального стекла основной цвет изделия обычно называли по основному цвету до обработки стекла. Бархатцы Нортвуда, обработанные апельсиновым оттенком на прозрачной основе, были исключением из этого правила. Нортвуд также разработал отличительные карнавальные цвета: аметист, кобальтовый синий и зеленый, а также пастельные тона, ледяной синий, ледяной зеленый и белый.
Тем временем Дуган придумал, как создать еще одну марку апельсина. Компания начала с простого спрея календулы, но затем применила цвет к стеклу, сделанному из костяной золы, создав персиковый опалесцирующий цвет. Миллерсберг отличился особенно яркой и блестящей формой переливающегося стекла, которое называется радием. Imperial произвела впечатление пурпурным и гелиосовым цветами (последний представляет собой серебристый оттенок зеленоватого стекла), а также дымом, который представлял собой серый оттенок, нанесенный на прозрачное стекло. А Фентон был известен своим ярко-красным цветом, особенно в начале 20-х годов.
Одна ранняя версия карнавального стекла, известная как вазелин или урановое стекло, была произведена путем распыления солей урана на кусок. Очевидно, это было задолго до того, как производители, не говоря уже о потребителях, узнали об опасности радиоактивности. Сегодня эти изделия можно идентифицировать по их зеленому свечению в ультрафиолетовом свете.
К 1925 году карнавальное стекло стало не в пользу американцев, и многие американские стекольные компании прекратили его производство во время Великой депрессии. Европейские производители стекла продолжали производить его до 1940-х годов. Спустя какое-то время после Второй мировой войны эта, когда-то заброшенная переливающаяся посуда была названа карнавальным стеклом и стала предметом коллекционирования.
Позже, в 20-м веке, стекольные компании снова начали производить переливающееся стекло, хотя эти изделия второго поколения не интересуют коллекционеров. Самые востребованные изделия из карнавального стекла относятся к периоду расцвета карнавального стекла 1907-1930 гг. Таким образом, коллекционерам следует опасаться этих репродукций, которые имитируют оригинальные рисунки и цвета карнавального стекла.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Хрусталь был очень популярен в советские времена. Я сам даже после института чуть не попал на завод в Гусь-Хрустальный, где производили хрусталь. Сейчас говорят там все развалилось кроме частных мелких производителей. Сейчас почему то хрусталь никому не нужен.
Так, а чем же хрусталь отличается от стекла?
Стекло представляет собой вещество, относящееся к такому агрегатному состоянию, как тело-жидкость твердой аморфной структуры. Есть множество модификаций стекла, которые определяются физическими, химическими свойствами, структурой и составом. Вещество способно переходить из стеклообразного в жидкое состояние и наоборот. При комнатной температуре стекло все еще остается вязким, но эта текучесть не заметна для
— Плотность. Зависит от химсостава. Минимальной плотностью обладает кварцевое стекло, максимальной – материал с содержанием оксидов тяжелых элементов (бария, свинца, тантала и висмута).
— Упругость. Также определяется химсоставом. Для повышения упругости стекла используются оксиды металлов.
— Твердость. Здесь все зависит от наличия примесей. Самое мягкое стекло – свинцовое. Наиболее твердое – малощелочное боросиликатное и кварцевое стекла.
— Прочность. Обычные стекла имеют предел прочности до 2000 Мпа. Закаливание делает материал прочнее в несколько раз.
— Теплопроводность. Очень низкая – максимальное значение составляет 1,339 Вт/(м-К). Коэффициент теплопроводности у обычного оконного стекла – 0,96 Вт/(м-К).
— Хрупкость. Стекло очень хрупкое и это свойство также регулируется химическими веществами.
— Температура плавления. Так как стекло является термопластичным веществом, то его можно размягчить нагревом. Температура стеклования составляет до 600 ℃. Нагрев выше этой температуры сделает его жидкостью.
К веществам, образующим стекло, относят диоксид кремния, оксид бора, пентаоксид фосфора, диоксид теллура, оксид германия, фторид алюминия и прочие. В зависимости от выбранного химического вещества, стекло может быть оксидным, сульфидным, фторидным и т.д Источник:
Хрусталь и хрустальное стекло
Хрусталь является особенным стеклом. Он содержит в себе 24% и выше окиси свинца либо бария. Оксид свинца способствует увеличению световой дисперсии, преломления. Оксид бария повышает лишь преломление. Оксид свинца делает хрусталь пластичнее, что дает широкие возможности по его дальнейшей обработке. Например, огранка в полной мере раскрывает свойства хрусталя.
Хрустальное стекло отличается от хрусталя и имеет в составе до 17% оксида калия, 23% оксида свинца. Посуда, декоративные элементы из этого материала более прозрачные, имеют повышенный блеск, преломление лучей, плотность. Термостойкость гораздо ниже, чем у других стекол.
Обработанное хрустальное стекло имеет грани, которые дают изделиям яркую и многоцветную световую «игру», характерный звон. Чешское и венецианское стекло также являются хрустальными.
Основное отличие хрусталя от обычного стекла – это прочность. Хрустальные изделия даже поцарапать довольно сложно. С течением времени стекла тускнеют, на них появляются потертости и небольшие царапины. Хрусталь сложно разбить, в отличие от стекла. Если это все же случилось, он разлетится на мелкие кусочки, а стекло – на крупные. Теплопроводность у обычного стекла гораздо выше.
Ювелирное стекло нового поколения
-Смотри, какие очаровательные серьги на этой девушке. Яркие, крупные камни сияют невероятным блеском в лучах летнего солнца…
-Подумаешь…, обычные стекляшки, ничего особенного!
Да, «стекляшки», но не обычные, а ювелирные, и чтобы стекло превратить в высокотехнологичный материал с улучшенными свойствами и способностью идеально имитировать самые разные драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, подумать пришлось изрядно…
Стекла с богатой историей
Украшения с цветными стеклами, близкими во внешнем виде драгоценным камням, были уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Драгоценности со стеклами, датированные этим временным периодом, были распространены и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Однако те стекла были обычными, и их примерные свойства выглядят следующим образом:
Твердость – 5 показателей по шкале Мооса;
Температура плавления – 600-700°C;
Такие стекла сложно было идеально отполировать из-за их невысокой твердости. Устойчивость этих стекол к нагреву также была крайне низкой. Не удивительно, что у людей появилось желание создать стеклоподобный материал с улучшенными свойствами.
Первые попытки создания сверхстекла
Так, в далеком в 1739 году француз Рене Реомюр впервые пытался получить стекло, способное выдерживать большие температурные нагрузки. И он получил это стекло, но оно было непрозрачным, из-за чего популярным не стало.
Спустя 20 лет австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления чистого и бесцветного стеклянного сплава с относительно высоким показателем преломления. Сплав на основе кремния, окиси железа, алюминия, извести и соды замечательно гранился, шлифовался и после финишной обработки сверкал, как бриллиант. Тот новый стеклянный сплав был назван «стразом» в честь ученого, подарившего новый материал миру. Стразы миру действительно приглянулись за свой многогранный блеск и возможность имитировать цветные драгоценные камни путем добавления в стеклянную шихту на этапе их производства специальных компонентов.
Стекла-стразы
О классическом материале
Одна из разновидностей высокотехнологичного стекла, получившего название ювелирного за более высокие физико-химические свойства по сравнению с обычным стеклом – алюмосиликатное стекло, именуемое в ювелирном мире «наноситаллом».
Наноситаллы
Ювелирным камнем наноситалл стал не сразу. В силу своих свойств, он активно использовался и продолжает использоваться при создании оптических приборов, подложек микросхем, в буровых установках, солнечных батареях и других серьезных отраслях промышленности. Однако его прекрасные свойства нашли применение и в отрасли, дарящей красоту тысячам людей – ювелирной.
Свойства наноситаллов
Цвет и блеск наноситаллов безупречны даже в крупных формах, которые могут сохранять свою кристальную прозрачность десятилетиями. Наноситаллы твердые, прочные, стойкие к агрессивным средам, царапинам и активной эксплуатации камни. Ко всему прочему, эти вставки термостойкие, не имеющие пористости на своей поверхности. Еще одно преимущество наноситаллов в том, что этот материал хорошо поддается полировке и любому типу огранки, поэтому такие камни смогут украсить украшение даже самого смелого дизайна. А, учитывая тот факт, что цветовая линейка наноситаллов расширяется год от года, то им вообще нет цены. Хотя, с другой стороны, цена у высокотехнологичного ювелирного стекла все-таки есть, и она более чем демократичная, что является его большим преимуществом в наши переменчивые будни.
Винтажное стекло – его история, виды и ценность
Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности мы почти больше не осознаем. Между тем для мастера-стекольщика – это результат сложного физико-химического процесса для создания живой и неповторимой формы, которое на каждое прикосновение реагирует каждый раз по-новому. Прозрачность, механическая твердость и сильный блеск стекла делают его материалом, служащим художественным и бытовым целям, делая его любимым предметом коллекционирования.
Стекло получается сплавлением кварца или двуокиси кремния, получаемой из песка с окисью кальция, что делает стекло стойким и усиливает блеск, а также различные щелочи, нужные для плавки и выделки стекла.
Среди винтажных и антикварных стеклянных предметов интерьера и кухонной утвари особенно ценны история, происхождение, ручная работа, смешение форм и цветов.
Цветное стекло получается путем добавления в бесцветную стеклянную массу окислов металлов до или во время плавки.
Стеклу уже четыре тысячи лет и открыли его, всего вероятней, случайно, в Египте. Необходимая температура плавления составляет 1450 о С, а рабочая температура 1100-1200 о С.
Существуют разные техники выработки стекла, его рафинируют, декорируют, что происходит как на стеклянном производстве, так и во вне, когда получается стекло расписное, глазурованное, гравированное или пунктированное алмазом, резное, шлифованное, травленое или обдутое песком. Все техники служат характеристиками определенных эпох и стилей, знать которые коллекционеру и любителю старины и древностей необходимо.
Гутное стеклоделие. Это наиболее древний способ работы по выработке и отделки стекла, когда форму, цвет и декор изделие получает непосредственно у плавильной печи. Результат работы зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья стеклодува. В основе эпохи муранского стекла легли такие виды отделки, как стеклянная пряжа – наматываемые на стеклянную баночку в виде спирали нити. Также используют наплавление на мантию сосуда капель, горошин и стеклянных слезинок. Известны накладные техники по созданию тонких неповторимых узоров из сеточек и пластиночек разноцветного стекла: стеклянная вить, филигрань и мильфиори (тысяч цветов, похожая на технику смальты).
В Венецианском и богемском стеклоделии с 17 века используется техника авентурин – это золотой эффект, который достигается прибавкой в стеклянную массу закиси меди и окалины, а во время плавки выпадают золотисто-желтые блестящие кристаллы меди.
Также в Венеции применяют технику льдистого, или называя по-другому – цветочного, быстроохлажденного, кракелированного или кракле стиля. Раскаленную стеклянную баночку погружают в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть трещинок (кракелюр) и стекло мутнеет:
Многослойное или внутринакладное стекло – притязательная и сложнейшая техника. Дутое стекло окунают в одну или несколько цветных стеклянных масс, которую иногда наносят и внутрь сосуда. Затем слои шлифуют, протравливают или далают ажурными, благодаря чему создаются цветочные узоры. Техника эта применяется в Евпропейском и китайском стеклоделии с 19 века.
В создании витражей используют технику глазурования, при которой наружная поверхность кроется прозрачным стеклом.
Следующим этапом обработки стекла становится его художественная доводка. Речь идет о росписи. Роспись холодным способом с помощью масляных и лаковых красок без обжига, приобрела своего апогея в Венеции. В этой технике пишутся картины на стекле. Краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности, чем при нормальной живописи – то есть сперва кладут свет, а потом тени. Такая техника комбинируется с золочением, что однако малоустойчиво. Применялось с 16-17 веках в Центральной Европе.
Роспись стекла эмалью – техника живописи по стеклу, но с помощью прижигаемых красок. По существу эмаль – это легкоплавные стекла, которые при слабом огне закрепляются обжигом. Эта техника использовалась в позднее средневековье. В 18 веке в Австрии зародилась семейная картель, затем эмаль освоили и полюбили во Франции, Богемии и бюргерских (Германия) домах.
Отделка стекла металлом, в особенности золотом, была известна еще в античности. Металл накладывали холодным путем. В 18-19 веках в богемском стеклоделии использовались золотая фольга и роспись окисью золота. В 20 веке часто встречаются изделия с декорированием оловом, мельхиором и латунью, что удешевляет стоимость предмета, но и придает дополнительной изысканности столовым стеклянным предметам.
Глазурованное стекло – это окрашивание поверхности серебром или медью с дальнейшим обжиганием. Глазури похожи на транспарантную эмаль, однако они оказываются составной частью стекла, не выступая в виде рельефа и не обнаруживая мазка кисти. Глазурь еще можно травить, резать или процарапывать алмазом, а также расписывать.
Гравирование или процарапывание стекла алмазом основана на том, что гравер рисует вглубь по поверхности стекла кончиком алмаза, который используется как карандаш. Такая техника пришла из Венеции, от мастеров муранского стекла и распространилась в центральную Европу – Чехию, Австрию и Германию. В 18 веке в Голландии появилась техника пунктирования – алмазом художник выбивал на стекле тонкие и сильные точки различной густоты.
Резное стекло делается так – резчик обрабатывает стекло медным колесиком, укрепленным на быстро вращающейся оси с наждаком. Резьба оставляется матовой или полируется. В 16 веке после долгого забвения резьба по стеклу была возвращена в Европейскую культуру и была наравне с резьбой по хрусталю и драгоценному камню. Этот метод полюбили особенно в Чехии и Германии (Богемии).
Шлифовка стекла осуществляется на тяжелых машинах (точильных колесах), вращающихся на вертикальной оси в наполненном водой ящике. К наиболее ранним видам шлифовки относится шлифование и полировка граней – огранка. Знаменитый граненый стакан и хрустальные бокалы с гранями сделаны этим методом. Позднее вышлифовка касалась круглых и оливко-образных углублений. Затем в Англии ввели новый вид декора – отшлифовка стеклянной грани наподобие алмаза, а в 19 веке – бриллиантовая шлифовка. Еще позднее ввели ромбическую и цилиндрическую шлифовку, применяемую в основном в Германии.
Травление стекла пришло из Швеции в 18 веке при использовании кислоты. Стекло покрывают шихтой, на ней процарапывают изображение иглой, и путем погружения в кислоту травят гравированное место.
Инкрустирование стекла или заплавление паст. Это совсем особая разновидность стеклодельной техники. Внутрь еще мягкой стеклянной массы заплавливаются рельефы из белой глины или бисквитного фарфора. Эта техника в 19 веке была излюблена во всей Европе, причем заплавлялись пасты с портретами известных деятелей. Техника зародилась в совместной работе французских керамистов и стеклоделов.
Механизация производства во второй половине 19 века, нацеленная на массовость и крупное потребление стекла, знаменовала в то же время упадок художественного стеклоделия. Однако прогрессивные Австрийские и Американские деятели спасли ситуацию и не коммерческие интересы не подавили все художественные стремления в производстве стекла. Изучая и копируя восточные, позднеренессансные и барочные стекла из музейных собраний, на заводах стали изготовлять стекло, следуя указаниям художников-артистов!
Хранение и забота о стекле. Прежде всего стекло надо беречь от сырости и внезапной перемены температуры, а также от яркого солнечного света. Насколько это возможно, его следует хранить в специальных витринах. В случае повреждения вещи не склеивайте ее сами, а обратитесь к специалисту.
Болезни стекла. Нередко мы можем найти тусклое стекло, поверхность которого как будто покрыта сетью волосяных трещин. Причина такого явления чисто физического свойства – шихта смешивалась в неправильной пропорции, причем взаимно не связанными оказываются прежде всего кремневая кислота и щелочи. Под действием влажности воздуха избыточные щелочи в таком случае выступают наружу и в результате на поверхности образуются тонкие чешуйки, которые со временем отщепляются. Причина подобной болезни в избытке калия или соды в шихте, превращающем стекло в водянистый силикат. Реставрировать такое стекло нельзя. В домашних условиях практически не возможно устранить эту болезнь – требуется погрузить ненадолго стеклянный предмет (но не расписанный) в ванну с пятипроцентным раствором азотной кислоты, а затем положить на поверхность метакрилатовую пленку J. Этим поверхность укрепляется, особенно при уже продвинувшемся разрушении, когда от нее отщепляются тоненькие чешуйки. Такая болезнь чаще всего поражает некоторые немецкие и богемские стекла, но также встречается и в других Европейских стекольных производствах.
Интернет-магазин винтажа из Европы 3 СОРОКИ предлагает своим покупателям и коллекционерам находки из стекла, сделанные исключительно в Европе. Мы находим эксклюзивные стеклянные предметы 20 века, в отличном качестве и известных художественных производств. У нас есть стекло цветное, резное, шлифованное и очень часто – декорированное металлом, что процветало во Франции и Скандинавии. Все стеклянные предметы вы можете купить на сайте в разделе Хрупкое – Стекло. И помните! Стекло – это изысканный и благодарный материал, который будет вас радовать своим разнообразием, яркостью, красотой и очень хорошей ценой!