Иррумация фрески что это
9 эротических фресок из Помпей
Традиция украшать стены дома росписями — как внутри, так и снаружи — была почерпнута римлянами от греков. Использовались различные техники: писали по сухой штукатурке и по сырой. Последний тип росписи назывался al fresco (буквально «по свежему») — отсюда название «фреска». Впрочем, сейчас принято именовать фреской любую настенную живопись, и мы вполне можем называть так изображения на стенах помпейских построек. Начиная с I века до нашей эры помимо орнаментов и архитектурных деталей фрески включали в себя фрагменты сложных живописных композиций, обычно ограниченные прямоугольной рамкой. Вероятно, они имитировали повешенную на стену картину на дереве (греки назвали ее «пинака», то есть «доска») и часто копировали произведения известных художников. Для этого использовались специальные альбомы образцов, среди которых заказчик мог выбрать понравившееся произведение искусства. Обычно для украшения дома использовались картины с мифологическими, в том числе эротическими, сценами. Качество работы зависело от художника — одни фрески написаны на высочайшем уровне, другие сделаны весьма посредственно. Эротическими сценами украшали либо публичные дома (хотя они встречаются и в одной из помпейских бань), либо приватные комнаты дома, где бывали только хозяева. Порнографические изображения из общественных зданий сделаны на низком уровне, часто очень бегло, тогда как фрески, найденные в частных домах, отличает куда более высокое качество. Ниже мы познакомимся с самыми разными произведениями эротического искусства Помпей.
1. Полифем и Галатея. Дом старой охоты. годы нашей эры
Античные живописцы часто маскировали эротическую картину, дополняя ее мифологическим сюжетом. Однако в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с копией картины греческого художника, воспроизведенной римским мастером настенной живописи. Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спокойного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом. Впрочем, эта картина показывает тот момент, когда отношения любовников еще не были ничем омрачены. Оставив стадо и пастушеский посох, на котором висит флейта сиринга, великан жарко обнимает тело нимфы.
Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия. Здесь были и другие фрески на мифологические темы, но эта сохранилась так хорошо, что ее вырезали и отправили в музей.
2. Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. годы нашей эры
В сюжетах помпейских фресок на любовную тему иногда встречается сюжет, когда женский персонаж отвергает мужского (видимо, обратное считалось почти невозможным). Тем удивительнее кажется сюжет этой картины, где козлоногий бог Пан, олицетворявший природные (в том числе сексуальные) силы, в ужасе отмахивается рукой и убегает от пытающейся его удержать белокожей красотки. На самом деле это вовсе не дама, а Гермафродит — сын бога торговли Гермеса и богини любви Афродиты, одновременно обладавший женскими и мужскими половыми признаками. По одному из преданий, он таким родился, по другому, нимфа Самокида, чью любовь Гермафродит отверг, упросила богов слить их в единое существо. Удивление и отвращение Пана, ожидавшего любви с женщиной, передано древним художником весьма выразительно. Юмор ситуации подчеркивает статуя бога Приапа с огромным фаллосом в правой части фрески, украшавшей стену дома Диоскуров (или Кастора и Поллукса). Она находилась на стене алы — одной из ниш, обращенных в сторону атриума, крытого двора, бывшего центром римского дома. Новая роспись была нанесена на стены перед самым извержением Везувия и сохранилась очень хорошо.
3. Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. годы нашей эры
Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копытами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компанию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празднества в честь бога вина Диониса. Многочисленные сатиры и менады составляли свиту этого бога, постоянно предаваясь питью вина и эротическим удовольствиям. Наверное, в большинстве античных сцен на сексуальные темы участвуют сатиры с менадами. На этой фреске голова, шея и руки менады украшены золотом, а сатир увенчан праздничным венком.
4. Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. годы нашей эры
На древнегреческом «пигмей» буквально значило «человек величиной с кулак». Считалось, что этот мифический народ жил далеко, скорее всего на юге. Греческие мастера часто изображали пигмеев сражающимися с журавлями, а римские художники полюбили делать этих карликов героями самых разных сюжетов, которые сразу же приобретали юмористический характер. На этой фреске мы видим реку Нил и пирующих на берегу под пологом из ткани пигмеев. Участники этого пикника лежат на ложах, перед которыми стоит столик и амфора с вином. Слух пирующих услаждает флейтист, а сами они с интересом наблюдают за парой, занимающейся любовью у них на глазах. Судя по тому, что любовники повернулись к зрителям лицами, это своего рода представление. Впрочем, возможно, это просто гетера Гетера — женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина. развлекает из участников пира.
Вытянутая в ширину фреска украшала небольшую стенку между колоннами перистильного двора в доме врача (или суда Соломона), расположенном недалеко от центра Помпей. Любопытно, что остальные стенки также были украшены сценами с пигмеями, причем на одной из фресок они представлены участниками знаменитой библейской притчи о суде царя Соломона. Еще один пример античного юмора.
5. Сатир, обнимающий нимфу. Дом эпиграмм. годы нашей эры
Сатиры часто становились героями эротических сюжетов. Их неуемная сексуальная энергия обращалась на нимф, женских мифологических персонажей, также обитавших в лесах и олицетворявших источники, рощи, скалы, даже отдельные крупные деревья. На картине сатир неожиданно обнял нимфу, которая обнажилась перед купанием в источнике. Рядом лежит волчок, с которым она только что играла. Мастерство художника превращает распространенный сюжет в настоящее произведение искусства, отличающееся прекрасной передачей характеров персонажей, выразительностью поз и игрой светотени. Судя по всему, фреска написана опытным мастером и может считаться выдающимся образцом эротического искусства Римской империи. Она была обнаружена на стене перистильного двора в доме эпиграмм среди других росписей на мифологические темы. Название здания объясняется тем, что в небольшой комнате, выходящей в перистиль, были найдены надписи на греческом языке.
6. Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
7. Эротическая сцена. I век нашей эры
Сексуальная сцена на ложе напоминает изображения на стенах помпейских борделей. Здесь нет ничего лишнего — только ложе и герои. Женщина сидит на мужчине верхом: эта позиция часто встречается на фресках в публичных домах — судя по всему, такая поза пользовалась популярностью. Хорошо видна высокая спинка, на которую опирается полулежащий мужчина. На груди у дамы красная лента и ожерелье, на предплечьях браслеты; у мужчины на голове венок.
8. Итифаллический Меркурий с весами. Дом Веттиев. годы нашей эры
Персонаж, изображенный на фреске, взвешивает на весах гипертрофированный фаллос: так обычно изображали Приапа — одного из богов плодородия и сына Афродиты и Диониса. Однако ученые склоняются к тому, что герой фрески не сам Приап, а один из его потенциальных отцов — бог торговли Гермес. Об этом говорит жезл в его левой руке и мешочек с деньгами на одной из чаш весов. Эта написанная незадолго до гибели Помпей картина располагалась прямо возле дверей в дом братьев Веттиев. Успешные бизнесмены, они перестроили дом и украсили его фресками весьма высокого качества. Возможно, это изображение, помимо прочего, должно было сберечь богатство хозяев от сглаза или хотя бы отвлечь посетителей от завистливых мыслей.
9. Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры
Трудно поверить, но эта фреска в древности не воспринималась как эротическая. Она находилась над дверью мастерской и служила как ее эмблемой, так и способом привлечения покупателей. Что здесь выпускалось, неизвестно, но сама эмблема не имела к этому особого отношения. На ней изображен бог торговли и путешествий Меркурий — об этом свидетельствуют крылатые сандалии, позволяющие ему быстро двигаться, а также жезл — кадуцей, обвитый двумя змеями. Мы привыкли к тому, что на античных памятниках искусства он обычно предстает в образе прекрасного юноши, но так было далеко не всегда. Первоначально Гермес-Меркурий изображался взрослым бородатым мужчиной, как и подобает божеству. Бог, символизирующий мир и безопасность, с которыми приходит торговля, держит в руке мешочек с деньгами. С древнейших времен символом Меркурия был фаллос, намекавший на внутреннюю энергию, плодородие и процветание. На этой фреске художник изобразил его гипертрофированно большим и возбужденным — вероятно, чтобы обеспечить успех бизнесу заказчика.
Что такое фреска
С итальянского языка слово фреска переводится как свежий. Этот вид настенной живописи выполняется художниками, поэтому имеет высокоэстетические характеристики. Техника предусматривает роспись по сырой штукатурке. До сегодняшнего дня сохранились фрески, которые были созданы в 40 году до нашей эры. Но точный период появления этого вида живописи неизвестен.
Сверху декоративный слой покрывается лаками, что и делает поверхность такой долговечной. А если в работе используется штукатурка на основе извести, то за долговечность отделки будет отвечать кальцитная пленка, которая образуется при полимеризации материала. Сегодня фреской называют любую настенную живопись. Таким способом украшают стены помещений любого назначения.
Внимание! Если есть желание узнать о том, что такое фреска, следует поинтересоваться еще и живописью по сухому слою штукатурки. Но классические фрески создаются с использованием известковой смеси, которая наносится в несколько слоев, нижние из которых содержат песок, а внешние — мраморную крошку.
Что такое фреска?
Фреска является особым видом живописи. Создание рисунка осуществляется по штукатурке с помощью красок. Так как техника довольно древняя, ее не стоит сравнивать с современными штукатурными работами. Раньше для этого использовалось покрытие под названием левкас. Состав готовился с использованием гашеной извести, а краски заменялись пигментами, соединенными с водой. Это и позволяло получить на поверхности фресок неповторимые эффекты и удивительные оттенки. Использующиеся раньше пигменты не вступали в реакцию с известью, что и обуславливало их использование.
Сегодня все чаще осуществляется поклейка фресок, а не их нанесение традиционным способом. Этот вариант оформления стен является современной альтернативой, которая тоже способна завораживать воображение. Использование современных вариантов фресок позволяет исключить трудозатраты и сократить время на проведение ремонта. Дополнительным преимуществом поклейки фотообоев в виде фресок выступает их более низкая стоимость. Такой подход является более практичным и не менее эффектным.
Имитацию росписи производители получают еще и методом нанесения на флизелин смеси из связующих и кварцевого песка. После этого остается лишь наклеить декоративные полотна с определенной фактурой. Дополнительным этапом производства такого вида фресок является помещение полотен в цифровой принтер, где происходит нанесение основного рисунка.
Как создаются фрески
Если есть желание отделать стену фреской, которая будет создана по классической технике, следует использовать водяные краски, которые наносятся на свежий слой штукатурки. Связующее и грунтовка — это единое целое, поэтому пигмент не будет осыпаться.
Если, начиная с XVI века фрески создавались еще и методам полирования горячим воском, то сегодня технология заключается в оформлении слоя штукатурки. Сложность может заключаться в том, что работы на одной стене нужно осуществить за один день. При необходимости поправок определенная часть декоративного слоя вырезается, чтобы нанести новый фрагмент.
Что касается обоев-фресок, то их производство осуществляется практически по такой же технологии. Отличие состоит лишь в том, что в условиях завода используются другие фактуры. Полотна предлагаются в разных размерах, поэтому их можно подобрать под габариты определенной стены. Обычно один рисунок — это отдельное полотно. Материал, как правило, имеет следующие характеристики:
Внимание! Украсить фрагментами фресок можно не только внутренние стены, но и фасады зданий. При выборе материала следует учитывать, что он должен быть предназначен для эксплуатации в агрессивных условиях.
Фресковая живопись
Прежде чем нанести фреску на стену, будь они представлены обоями или живописью, следует разобраться в основных видах техники. Это может быть:
Первый как раз является истинной фреской. Этот тип наиболее популярен и предусматривает возможность использования пигментов на водной основе. Связующего вещества здесь нет. Краски, наносимые на поверхность, ложатся на гипс или известь. Слой должен быть свежим. Вторая разновидность фресок создается по сухой штукатурке и не предполагает наличия связующего. Это является залогом скрепления цветного пигмента с сосновой.
Самые известные фрески
Рассмотрев основные виды фресок и наиболее популярные их варианты, можно определиться, какой декор для стен своего дома выбрать. Наиболее известным памятником критской архитектуры является Кносский дворец. Его создание датировано концом 18-го века. Английский археолог А. Эванс был поражен фресками дворца. По сей день они являются одними из самых известных.
Неповторимым архитектурным ансамблем является Храм Брихадишвары, где хранятся фрески южной Индии. Центром мирового искусства является Сикстинская Капелла. Ее потолок покрыт фресками Микеланджело. Свод украшен целой системой композиций, которые сменяют одна другую.
Чем современные фрески отличаются от классических
Раньше создание описываемых произведений искусства заключалось в покрытии поверхностей известковой смесью, которая до высыхания покрывалась пигментами на водной основе. От художника требовалась невероятная скорость, ведь раствор не должен был успеть высохнуть.
Сегодня фрески создаются по схожему принципу, но в работе используются современные материалы. Например, приобрести можно искусственную имитацию, которая стоит совсем недорого. Максимально приблизиться к технике классической фрески стало возможно благодаря росписи по эластичной штукатурке. В работе используются не известковые и песчаные составы, а готовые смеси, которые продлевают время застывания поверхности.
Виды современных фресок
Если есть желание оформить стены для получения классической имитации фрески, можно использовать одну из современных техник. Например, для печати фактурной поверхности используются обои на основе флизелина. Поклейка таких полотен позволяет добиться уникальных эффектов, а потребитель при этом не тратится слишком сильно.
Роспись на эластичной штукатурке
Именно это и есть современная рукотворная фреска, которая смотрится наиболее реалистично. Ее минус заключается лишь в том, что потребитель заранее не может оценить мастерство художника.
Роспись на холсте
Такие фрески являются индивидуальными. Поверхность холста грунтуется, покрывается штукатуркой, которая дополнительно оформляется и состаривается. Минусом таких фресок выступает их хрупкость.
Фабричные изделия
Это готовое изделие, которое тоже создается на базе декоративной штукатурки, укрепляемой монтажной сеткой. В качестве основы выступает жесткая поверхность, которая приклеивается к декоративному внешнему слою.
Фреска на основе флизелина
Эти современные произведения искусства обходятся дешевле остальных. Базовая поверхность — это флизелиновые полотна, по которым наносится слой штукатурки. Рисунок создается по принципу печати, а на этапе оформления стен осуществляется поклейка готовых полотен.
Самоклеящаяся фреска
Это еще более дешевый вариант, чем тот, что изготавливается на флизелиновой основе. Когда на стену наклеена такая отделка, она напоминает поверхность, облицованную фотообоями. Самоклеящееся полотно — это те же обои, с помощью которых можно оформить стену, лишь сняв защитную пленку.
Фреска на жестком основании
Базовой поверхностью выступает керамика или древесина, в некоторых случаях применяется пластик. Рисунок создается акриловыми красками.
Куда лучше всего вешать фрески
Гармоничнее всего этот вариант декора стен смотрится в гостиных. Но если оформить в соответствующем стиле интерьер ванной комнаты, то фреска может стать и ее дополнением. Довольно часто таким образом отделываются поверхности и в спальнях.
Какую роль играют фрески в интерьере
Основная их функция заключается в декорировании поверхностей. Этот прием позволяет задавать интерьеру характер и подчеркивать статус хозяина. При желании и правильном подходе с помощью фресок можно даже зонировать пространство или акцентировать внимание на одной из стен.
Дизайн и сюжет
Изображение на поверхности фресок могут быть совершенно любыми. А для выбора наиболее подходящего дизайна следует ориентироваться на стилистику комнаты и оттеночную базу помещения. Например, для классического интерьера подходят изображения античных статуй. А вот современный стиль можно дополнить абстрактными рисунками.
Возможности применения фресок при оформлении комнаты разного назначения
Если у потребителя нет представления о том, как будут выглядеть стены после художественного оформления, стоит рассмотреть каталоги с конкретными примерами. Следует ориентироваться не только на назначение помещения, но и его стилистику, а также преобладающие оттенки.
Кухня
Фреску лучше расположить в обеденной зоне. Важно выбрать не только внешний вид, но и практичное наполнение. Кухня — это место, где повышена влажность, а негативные факторы постоянно влияют на отделку. Если было решено расположить фреску около раковины, следует предпочесть моющуюся ее разновидность.
Гостиная
Наиболее уместнее фреска смотрится именно в гостиной. Если потребитель потерялся в многообразии выбора, следует воспользоваться беспроигрышными вариантами. Сюда следует отнести пейзажи, лесные мотивы или изображения тропиков.
Фреска — потрясающий по красоте вид монументальной живописи
Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.
Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.
Виды и техники фресок
Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:
Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.
Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.
Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.
На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.
В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.
История фрески
Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.
Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.
Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.
В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.
Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:
В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.
С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.
Самые известные фрески
Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:
Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.