Американский писатель и драматург Ирвин Шоу обладал поистине уникальной способностью соединять в произведениях глубину и напряженную интригу. Он умело выстраивал сюжет, отшлифовывал до совершенства диалоги, рисовал яркие образы персонажей. Шоу – один из немногих писателей, способных облекать высокий смысл в простую и увлекательную форму. За свою жизнь он написал множество захватывающих рассказов и романов, которые не теряют популярности до сих пор.
Детство и юность
Настоящее имя Ирвина Шоу – Ирвин Гилберт Шамфорофф, родился в Нью-Йорке, в Южном Бронксе. Рос в семье евреев-эмигрантов из России. Через короткое время после рождения Ирвина семья переезжает в Бруклин. Именно в этом городе прошло детство и юношеские годы будущего писателя.
Ирвин Шоу в молодости
Родители соблюдали еврейские традиции, но стремились к ассимиляции. Поэтому они сменили фамилию на Шоу, когда Ирвину исполнилось 10 лет. Мальчик гордился еврейскими корнями, поэтому отказывался менять фамилию до окончания школы. Больше того, Ирвин настоял на проведении ритуала бар-мицвы, хотя и не отличался особенной религиозностью.
Отец Уилл стал жертвой Великой депрессии и разорился. По достижении 14 лет юноша подрабатывал на фабрике и в магазинах, Ирвин и его мама Роуз вынуждены были содержать семью. Юноша закончил колледж Бруклина и получил степень бакалавра. В возрасте 21 года Шоу начинает писать сценарии для популярных радиошоу, к примеру, «Дик Трейси». Именно так началась его литературная карьера.
Литература
В 1936 году поставлена первая пьеса Ирвина Шоу – «Предайте мёртвых земле», представление проходило в Нью-Йорке. В произведении рассказывается о группе солдат, которые пали в бою, защищая Родину. Оглушительный успех спектакля принес Ирвину возможность подписать выгодный контракт.
Писатель Ирвин Шоу
Благодаря этому Шоу непродолжительный период времени работал сценаристом в Голливуде. Он продолжал писать сценарии, но проза привлекала его значительно больше. Писатель буквально сразу осознал, что коммерческий кинематограф противоречит его личным литературным устремлениям. Тем не менее, продолжал писать сценарии для кино, чтобы заниматься серьёзной литературной работой.
После этого произведения Шоу считали радикалом и пацифистом, однако в его последующих книгах и рассказах проглядывается идея о том, что необходимо сопротивляться злу.
Ирвин Шоу и его книга «Богач, бедняк»
Когда писатель вернулся в Нью-Йорк, его рассказы на социальную тематику публиковали во влиятельных изданиях: «Нью-Йоркер» и «Эсквайр». В 1940 году Шоу написал сценарии к нескольким фильмам, известной комедией стала «Город говорит». Произведение посвящено теме гражданской свободы.
В сборниках рассказов «Матрос с Бремена» и «Добро пожаловать в наш город» отражены социальные конфликты и этническая разнородность Нью-Йорка того времени. Еврейские иммигранты описаны с остроумной наблюдательностью и юмором. Эти книги освещают тему антисемитизма, показанного как высшая степень зла и несправедливости.
Ирвин Шоу
Что касается рассказа «Жители иных городов», в нём действия разворачиваются в 1918 году в городе Киеве. Произведение написано от лица молодого художника-еврея. После погрома он понимает, что творчество – это не самое главное в жизни. Художник отвергает покорность отца и начинает беспощадно мстить.
Критики выделяли в первых сборниках Ирвина Шоу гениально построенный сюжет и стилистическую насыщенность. Автора называли талантливым писателем молодого поколения.
Марлон Брандо и Ирвин Шоу
Первый роман Ирвина «Молодые львы» был опубликован в 1949 году. Основан он на реальных событиях, произошедших с писателем в военные годы. Произведение оказалось удачным и в будущем было экранизировано. Сюжет получившейся экранизации сильно отличался от оригинала, поэтому работа Шоу не понравилась.
Второй по счету роман Ирвина под названием «Растревоженный эфир», где описывается рост маккартизма, опубликован в 1951 году.
Экранизация книги Ирвина Шоу «Молодые львы»
После ложных обвинений в коммунистических взглядах в антикоммунистической публикации «Красные каналы» Шоу занесен главами кинокомпаний в чёрный список Голливуда. В 1951 году писатель покинул США и переехал в Европу, где проживал около 25 лет. В эмиграции Шоу создал несколько сценариев для кино и романов, они буквально сразу превратились в бестселлеры. Среди них:
Книга Ирвина Шоу «Люси Краун»
«Две недели в другом городе», произведение написано в 1960 году. Книга заставляет задуматься и переосмыслить жизнь. Писатель размышляет о том, что настало время что-то изменить и попытаться исправить прошлые неудачи, но одновременно сомневается по поводу перемен.
«Богач, бедняк», созданное в 1970 году, к которому позднее написано неудачное, по словам критиков, продолжение — «Нищий, вор». По этому роману в 1976 году был снят сериал, заслуживший исключительную успешность. В 1982 году Литовская киностудия СССР также экранизировала «Богача, бедняка».
Экранизация книги Ирвина Шоу «Богач, бедняк»
Ирвин Шоу – обладатель ряда весомых наград. Писатель получил две премии О. Генри, которые выдаются за лучший рассказ. Шоу удостоен награды «Американской академии искусств и литературы». Получил также 3 премии Плейбой. В 1943 году был номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
Личная жизнь
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, писатель ушел на фронт и служил в армии Америки, был уорент-офицером. Служил в специальном подразделении, которое состояло из творческих личностей, рассказывающих о событиях на фронте. Шоу воевал в Северной Африке и Европе, являлся одним из освободителей Парижа.
Ирвин Шоу и его жена Мэриан Эдвардс
Смерть
Ирвин Шоу в зрелом возрасте
Шоу пользовался большой популярностью: тираж книг писателя превысил 14 млн. Его произведения переведены на 25 языков, множество из них экранизировано. Тем не менее, с 50-х годов критики относились к Ирвину пренебрежительно. К примеру, Л. Фидлер назвал его книги «полуискусством». И только после смерти писателя биография и творчество Шоу начали серьезно изучаться.
Ирвин Шоу (Irwin Shaw) — американский писатель-романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.
Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.
В юности он испытал сильное воздействие духовного климата «красных тридцатых»; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»». В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.
С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его дебютного романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев.
Второй роман «Взбаламученный воздух» содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.
В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с «Бремена»», последовали « Добро пожаловать в город!» (1942), «Акт веры» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Бог здесь был, но долго не задержался» (1973). Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Допустимые потери» (1982).
Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».
Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) — семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России. К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975). «Нищий, вор» — вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как «богач» Рудольф, и бунтарскую, как «бедняк» Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.
После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей. В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.
В сборнике «Short Stories: Five Decades» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. Ирвин Шоу — автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств — все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики. В романе «Хлеба по водам» (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии — вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.
Скончался писатель 16 мая 1984 года в Давосе (Швейцария).
Рассказ «Раствор Мэнникона» повествует о Колиере Мэнниконе, сотруднике «Исследовательских лабораторий Фогеля-Паулсона», работающем в лаборатории моющих средств, обнаруживающем необычные свойства у раствора, способного со временем полностью разлагаться в воде. Рассказ входил в профильные отечественные антологии (Нинель Евдокимова «Судьбы наших детей» («Лавка миров») и Владимир Баканов «Жизнь коротка» ).
Действие пьесы «Предайте павших земле» разворачивается в ближайшем будущем («Второй год войны, которая может начаться завтра вечером»). В пьесе шесть солдат пробудились из могил, чтобы осудить войну.
Ирвин Шоу – известный американский писатель и киносценарист, родившийся 27 февраля 1913 года. Воспитывался в семье еврейских эмигрантов из России. Юношеские годы Ирвина Шоу прошли в Ирвине. Учится в колледже и в 1934 году оканчивает его, получив степень бакалавра.
В 1935 году, тогда Шоу исполнилось 21 год, он продуктивно работает над написаниями сценариев. Спустя год, был поставлен первый его спектакль «Предайте мёртвых земле». В спектакле рассказывается про солдат, которые погибли в бою. В 1940-х годах Шоу продолжает трудиться над сценарием к фильму: «Город говорит». Однако первую известность ему принес роман «Молодые львы».
Отправившись на службу в армию США, Шоу стал уорэнт-офицером. Первый роман «Молодые львы» увидел мир в 1949 году, который основан на реальных событиях. Главный герой наделен опытом, который Шоу получил во время войны. Роман принес огромный успех писателю и вскоре был экранизирован. Самого писателя она не впечатлила, потому что то, что было изображено на экране – абсолютно не соответствовало тексту.
Второй роман Шоу «Растревоженный эфир», в котором речь идет о развитии маккартизма, в мир вышел в 1951 году. После необоснованных обвинений, Шоу попадает в черный список Голливуда. После данного инцидента, Шоу отправляется в Европу, где и прожил целых 25 лет. В этот период он еще пишет несколько сценариев, а также ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Богач, бедняк» (1970) и прочие.
Ирвин Шоу прожил 71 год, умер в Швейцарии 16 мая 1984 года.
Ирвин Шоу (Irwin Shaw) — американский писатель-романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.
Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.
В юности он испытал сильное воздействие духовного климата «красных тридцатых»; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»». В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.
С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его дебютного романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев.
Второй роман «Взбаламученный воздух» содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.
В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с «Бремена»», последовали « Добро пожаловать в город!» (1942), «Акт веры» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Бог здесь был, но долго не задержался» (1973). Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Допустимые потери» (1982).
Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».
Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) — семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России. К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975). «Нищий, вор» — вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как «богач» Рудольф, и бунтарскую, как «бедняк» Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.
После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей. В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.
В сборнике «Short Stories: Five Decades» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. Ирвин Шоу — автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств — все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики. В романе «Хлеба по водам» (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии — вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.
Скончался писатель 16 мая 1984 года в Давосе (Швейцария).
Рассказ «Раствор Мэнникона» повествует о Колиере Мэнниконе, сотруднике «Исследовательских лабораторий Фогеля-Паулсона», работающем в лаборатории моющих средств, обнаруживающем необычные свойства у раствора, способного со временем полностью разлагаться в воде. Рассказ входил в профильные отечественные антологии (Нинель Евдокимова «Судьбы наших детей» («Лавка миров») и Владимир Баканов «Жизнь коротка» ).
Действие пьесы «Предайте павших земле» разворачивается в ближайшем будущем («Второй год войны, которая может начаться завтра вечером»). В пьесе шесть солдат пробудились из могил, чтобы осудить войну.