Исекай это что такое
Исекай — что это за жанр и откуда он взялся
Если коротенько, исекай – это специфический жанр манги, аниме, ранобэ и видеоигр, описывающий перемещение героя из одного мира в другой, сюжеты о попаданцах. Появился в Японии, но быстро распространился на всю Азию. А в последние годы набирает популярность и на условном западе.
А теперь подробнее.
Исекай и его поджанры
Слово «исекай» переводится как «другой мир» и прекрасно отображает суть жанра – это истории о попаданцах. Чаще всего из нашего реального мира в другой, фантастический, однако могут быть вариации — из реального мира в компьютерную игру, из вымышленного мира в другой вымышленный мир, из современного мира в прошлое или будущее и прочее. Исекай одновременно является фэнтези или научной фантастикой. Нередко он пересекается с другими азиатскими жанрами манги и аниме – гаремом или мехой.
Попаданцы открывают огромный простор для авторской фантазии, и исекай объединяет все её проявления. Герои этого жанра могут переместиться в другой мир физически, с помощью магии или машины времени, переродиться в другом теле или попасть в мир компьютерной игры. Они могут быть Избранными, профессиональными путешественниками по мирам, прогрессорами (применяют свои знания из реального мира для ускорения технического и научного прогресса в вымышленном мире), обычными людьми или даже злодеями. Или вовсе слизью. Пришелец может быть один или несколько, а может и целая нация попаданцев.
В общем, вариантов масса, и исекай объединяет их все.
У исекая есть два поджанра:
Исекай – специфический жанр, относящийся именно к аниме, манге и прочим видам азиатского искусства. Потому он не затрагивает истории о попаданцах, написанные за пределами Азии.
Нельзя назвать аниме диснеевскую «Принцессу и лягушку» или советский «Ну, погоди!», нельзя назвать мангой «Хранителей» или «Персеполис» и точно так же нельзя назвать исекаем «Алису в стране чудес» или «Хроники Нарнии», хотя они и описывают путешествие в другие миры.
История жанра
Корни жанра исекай уходят глубоко в историю японской литературы и фольклора. Его предками можно считать, например, «Сказание о принцессе Кагуя», где девушка с луны попала на землю, или сказку «Урасима Таро», заглавный герой которой спас принцессу морского царства, и та пригласила его погостить несколько дней в её подводном дворце.
Как самостоятельный жанр исекай сформировался относительно недавно – в 80-х годах. Его первым произведением стало японское ранобэ Харуки Такатихо «Воин из другого мира», которое дало название жанру – на японском оно звучало как «Isekai no Yūsha». Как и многие творцы послевоенного расцвета японской культуры Харуки Такатихо вдохновлялся западными книгами и фильмами и знаменательное ранобэ написал под влиянием европейского фэнтези.
В 83-84-х годах вышло аниме «Святой воин Данбайн», которое закрепило успех нового жанра. За популярными тайтлами последовали подражатели, поклонники и просто вдохновившиеся авторы, и исекаи посыпались как из рога изобилия. С каждым десятилетием их становилось всё больше и больше.
В начале 90-х взошло на пьедестал популярности ранобэ «Двенадцать королевств», рассказывающее о параллельном мире, основанном на древней Японии и Китае. Время от времени в него попадают люди из современной Японии. Одной из таких стала главная героиня, призванная туда, чтобы править одним из королевств. Попаданец, оказывающийся правителем или влиятельной фигурой в ином мире – чертовски заезженный сюжетный ход исекая. Однако в остальном «Двенадцать королевств» выглядят оригинальнее многих современных тайтлов.
В последние годы ХХ века исекай перебрался в видеоигры. Moon: Remix RPG Adventure считается первой в этом жанре – она описывает приключения попаданца в мир видеоигры и высмеивает распространённые штампы RPG того времени.
Примерно в то же время стали появляться аниме и ранобэ, совмещающие жанры исекай и лит-рпг. В 2002-м начал выходить хит будущих десятилетий «Мастера меча онлайн», определивший своеобразный канон попаданцев в игры.
А за год до него появилось полнометражное аниме «Унесённые призраками», которое долгое время было самым популярным исекаем во всём мире. Правда мир тогда ещё не знал такого слова – в те времена оно даже для тематических сообществ анимешников было редким термином.
Но произведения в жанре множились, завоёвывали интерес читателей. В 2010-х термин всё чаще мелькал на тематических сайтах и под конец десятилетия окончательно превратился в русскоязычном пространстве в узнаваемый жанр, наравне с сёненами, сёдзё и прочими анимешными выражениями.
Что такое Исекай: самые яркие аниме-попаданцы
Обычный человек внезапно попадает в прошлое, проваливается в кроличью нору, переносится в фэнтезийный мир — такие сюжеты часты не только в западной, но и в японской литературе. Например, сказка о рыбаке по имени Урасима Таро, который провел несколько дней в волшебном дворце подводного царства, — одна из историй, которые хорошо знакомы молодым авторам манги и ранобэ. Но как в России в XXI веке фантастика о попаданцах стала отдельным жанром, так и в Японии для нее же придумали термин «исекай» (дословно: другой мир).
Что такое исекай
Типичные персонажи исекая — неудачники (возможно, девственники), которые в другом мире вдруг становятся могучими героями и кумирами для небольшого гарема красоток. Их ни капли не смущает факт переноса в другой мир, они очень быстро адаптируются. При этом они прекрасно помнят о реальной Земле, используют знания и навыки из прошлой жизни (например, геймерские, как в No Game No Life), чтобы быстро добиться успеха в новой. Попаданцы часто чувствуют себя выше местных жителей — особенно если оказываются в мире MMO (привет, жанр ЛитРПГ). Они понимают, что все вокруг — не совсем настоящее, поэтому самые циничные стратегии дозволены.
Авторы этих историй, в общем-то, в курсе, что гонят коммерческий продукт, ублажающий комплексы аудитории. Это осознание часто выражается через ироничный слом четвёртой стены: в русской фантастике герои сами называют себя «попаданцами», а в аниме прямо используют слово «исекай». Аниме, впрочем, куда дальше продвинулось в деконструкции жанра. Исекай легко может издеваться над канонами и доводить фанатов до истерики (как, например, «Восхождение героя щита» в текущем сезоне), и его всё равно будут смотреть. Наши фантасты предпочитают более осторожный и серьёзный тон, чтобы не спугнуть читателей. Стоит еще заметить, что до стадии аниме-экранизации доходят только лучшие произведения. Среди манги и ранобэ столько ерунды, что некоторые японские конкурсы вообще перестали рассматривать работы в жанре исекай.
Зато чего в исекаях маловато, так это аналога российской патриотической попаданческой прозы в духе «попасть в 1941 год и помочь Советскому Союзу победить в войне побыстрее». Лучшее объяснение этому дал в 2017 году исекай-фильм (с живыми актёрами, правда) «Отель Хонно-дзи», в котором молодая японка провалилась в прошлое на несколько веков и попала в лапы к Оде Нобунаге. Этот человек объединил Японию, но сделал это очень жёстко — своего рода аналог Сталина в истории страны. Так вот, героиня фильма простодушно рассказала Нобунаге, что его ждёт через несколько дней: предательство со стороны ближайшего сторонника и сэппуку на фоне горящего храма Хоннодзи.
Мудрый лидер выслушал девушку, а потом взял у нее туристический буклетик с фотографиями страны образца 2017 года, полистал его и решил: такое будущее для Японии его вполне устраивает, а если остаться в живых — чёрт его знает, что там получится. И умер, ничего не изменив. Примерно по этой же причине японские попаданцы обычно добиваются счастья для себя лично, а о стране думают редко.
В исекаи можно задним числом записать немало классики, но это не совсем корректно. Например, в «Унесённых призраками» Миядзаки героиня тоже попадает в другой мир, но на самом деле её приключения — метафора взросления и альтернативный взгляд на современное общество, а не смакование попаданчества как такового. Аналогично, неплохие аниме Vision of Escaflowne, Fushigi Yugi и El Hazard — обычное фэнтези, лишь частично использующее приёмы исекаев. Чтобы понять, как выглядят типичные современные представители жанра, можно посмотреть восемь разноплановых произведений, список которых приведён ниже. Если зайдёт — тогда уже окунуться в японское попаданчество с головой.
Sword Art Online
В Sword Art Online попадание в другой мир — это не весёлый турпоход с голыми красотками, а череда довольно грустных зарисовок о дружбе, любви, верности и предательстве. Конечно, узнаваемые по MMO ситуации и комические сцены разряжают обстановку, но сюжет первого сезона на удивление хорош и серьёзен. Продолжение и спин-оффы попроще.
Re:Zero — Starting Life in Another World
Это аниме посложнее и изучает взгляд на мир с точки зрения персонажа видеоигры, которого после смерти отбрасывает к точке возрождения. Раз за разом. Конечно, это опять история о попаданце, но его фэнтезийный мир населен довольно странными персонажами, побудительные мотивы которых и вообще роль в сюжете с первого взгляда неочевидны. Когда же герой раз за разом умирает, возвращается назад во времени, а потом перепроходит уже знакомые куски сюжета, он вдруг начинает понимать, как этот чёртов исекай на самом деле устроен.
Welcome to the Gate — Thus the JSDF Fought There!
Силы самообороны Японии (страна по конституции не может иметь армию, вместо нее — «силы самообороны» с танками, истребителями и вертолётоносцами) в аниме обычно выступают как мальчики для битья. Они ничего не могут противопоставить ни ангелам из Neon Genesis Evangelion, ни даже Годзилле. В Gate японская военщина внезапно пригодилась: когда в Токио открылся портал в фэнтезийный мир, и из него повалили монстры, то оказалось, что пули и снаряды прекрасно разрывают их на маленькие кусочки. А потом спецназ при поддержке танков и авиации перенёс войну на территорию противника.
С одной стороны, Gate — отличная реализация самых примитивных фантазий (современная армия очевидно сильнее любых королевств и чудовищ, а в гареме японского спецназовца есть и эльфиечка, и готическая лоли, и девочка-волшебница). С другой стороны, второй слой Gate — это насмешки над политикой страны (нерешительный парламент, несамостоятельная внешняя политика, пресмыкание перед США) и рассуждения о вреде и пользе колониализма. Ведь японские солдаты не только косят рыцарей в сияющей броне из пулемёта, но лечат зверодевочек-проституток от сифилиса. Поэтому выходит так, что Gate — злободневное высказывание для современной Японии, которая пытается вернуть себе право на настоящую армию и напомнить, что в Корее времен оккупации строились не только бордели, но и больницы с заводами.
Rising of the Shield Hero
Популярный в аниме приём: маги призывают людей из нашего мира, чтобы заставить их что-то сделать. В Rising of the Shield Hero четыре таких попаданца (герои меча, лука, копья и щита) должны спасти королевство от нашествия монстров. Формально это не онлайновая игра, но жизнь здесь работает по механикам ЛитРПГ: классы, скиллы, уровни и вот это все. Всё, казалось бы, понятно, но в первой же серии героя щита резко опускают на дно: он не кумир и не надежда, а нищий и жалкий насильник.
Заметно, что американские левые, критикующие игры и кино за сексизм, еще не добрались до аниме, Rising of the Shield Hero — это как раз жирная пощечина всему #metoo-дискурсу. Здесь ложным обвинением можно легко испортить жизнь невинному человеку, а освобожденная из рабства женщина тут же по собственной воле снова заковывает себя в кандалы — и это явно показано как правильный поступок!
С другой стороны, мужчина никак не пользуется статусом хозяина, а вместо этого принимает на себя все удары и смиренно терпит боль, защищая и собственных женщин (их больше одной), и случайных мирных жителей. Спутницы же — тоже вовсе не слабый пол, а карающий меч и волшебный пинок, без промедления уничтожающие врагов любимого. Получается довольно типичный для аниме сдвиг гендерных ролей, но показанный очень ярко, выпукло и провокационно.
That Time I Got Reincarnated as a Slime
Обычно при переносе в другой мир герой становится человеком — только очень красивым и умным. Здесь взрослый мужик превращается в слайма (самый слабый монстр из игры Dragon Quest — эдакая лужа слизи) и поначалу даже ничего не видит и не слышит, только чувствует окружение кожей. Но есть и компенсация: при переносе в другой мир ему достался не только образ жалкого слизняка, но и невероятные магические способности — в теле самого слабого на вид монстра. Отсюда и типичный сюжетный ход: местные фэнтезийные дурачки задирают слайма первого уровня (как им кажется) и тут же получают ответочку примерно как от дракона восьмидесятого.
К счастью, герой в этом аниме не просто коллекционирует победы и способности, не только строит посреди леса идеальный японский городок с горячими источниками и полуголыми красотками, но и делает всё это очень абсурдно и иронично. Например, встретив женщину мечты, он внезапно съедает её и превращается в её же копию, только помоложе и бесполую. Это аниме, здесь это нормально.
Saga of Tanya the Evil
Обычный японский менеджер перерождается в теле маленькой девочки-волшебницы — так тоже бывает. Попаданец вовсю использует земные навыки офисной крысы, чтобы грамотно построить карьеру в альтернативном мире и побыстрее завоевать себе место под солнцем. Однако стать боевым магом по прозвищу «Дьявол Рейна», одним из самых яростных солдат большой европейской войны в альтернативном мире, — никакая не реализация его фантазий. Просто злой всемогущий бог решил так пошутить над атеистом, и с этим надо было что-то сделать.
Мрачная история Saga of Tanya The Evil ломает шаблоны сразу двух жанров (исекай и «девочки-волшебницы»). Контраст между милой внешностью и расчётливым социал-дарвинистом внутри, — это всегда интересно. А ещё Saga of Tanya The Evil напоминает, что даже в волшебном другом мире жизнь проще не станет — просто будет делать больно человеку иначе.
Isekai Izakaya: Japanese Food From Another World
Сюжет очень прост: обычная идзакая (нечто вроде гастропаба: пиво, саке и много-много блюд, хорошо сочетающихся с выпивкой) служебным ходом открыта в Японию, а гостей принимает из другого мира — типичного европейского средневекового фэнтези. Конечно, всё это метафора ситуации, когда дикие иностранцы (хоть русские, хоть американцы) приехали в Токио и открыли для себя настоящую локальную кухню. Но для усиления эффекта сценаристы еще и учитывают временную разницу: например, в средневековье куриц на мясо не разводили, и поесть нормального жареного цыпленка было нереально. Пиво тогдашнее тоже было дрянь дрянью. И сырую рыбу, конечно, никому в голову не приходило есть.
И всё же самый мощный эффект Isekai Izakaya вызывает, когда капризная гостья ресторана просит дать ей блюдо, которого не может существовать в природе, а шеф отвечает, что легко, и приносит тофу с фирменным соусом. Сразу хочется бросить все и купить билет до Токио. Ну, или посмотреть Restaurant to Another World — еще одну историю на ту же тему.
No Game No Life
Обычно герои исекаев после переноса в другой мир получают какие-то сверхспособности, но в No Game No Life им не нужно ничего, кроме собственного мозга. Парень и его младшая сестра — гениальные геймеры, а попадают они во вселенную, где любые решения принимаются через игру. Так можно и королём стать, и кусочек соседней страны откусить. Магия, волшебные существа, зверолюди и даже боги — это только фигуры на шахматной доске, а чтобы ими двигать — достаточно уметь думать головой и строить хитрые планы.
No Game No Life немного перекликается с Kakegurui (аниме о болезненной, вплоть до эротизма страсти к азартным играм) в том смысле, что игры здесь очень странные. Ну, например: скажешь слово — и то, что ты назвал, исчезнет из мира. Или появится, если такого в нём нет. Кто первым умрёт — тот и проиграл. Пока в голове прокрутишь варианты, герои уже обмениваются выпадами: «Атмосфера», «Воздух!», «Кислород!», «Кулонова сила!». Сложно. Тот случай, когда одну и ту же серию иногда хочется пересматривать раза три, чтобы понять логику победы. И, конечно, потом пофантазировать на тему «как бы победил я».
Что такое исекай (Isekai)? О популярном жанре аниме
Среди разнообразных произведений японской анимации встречается всё больше дополнительных категорий, непонятных обывателю. Изучим, что такое исекай аниме (Isekai) и чем этот жанр кардинальным образом выделяется на фоне других проектов.
Если перевести слово на русский, получаем «иной мир». Фактически это может быть параллельное измерение, виртуальная реальность, классические образцы качественного фэнтези, иные реалии и прочие попаданцы. Вспомните «Алису в стране чудес» и её аналоги, где героиня (или герой) попадает в неизвестный и уникальный сеттинг.
Среди аниме первым образцом является Aura Battler Dunbine, вышедшее более 35 лет назад. Типичный ОЯШ (обыкновенный японский школьник) попадает в чудный новый мир, размещённый где-то в параллельной реальности. Сочетание элементов научной фантастики и фэнтези мгновенно сделали произведение популярнейшим.
Что такое исекай? О жанре манги и аниме
Наибольшей популярностью продолжает пользоваться InuYasha, которую многие если не слышали, то наверняка видели в Сети.
Что же посмотреть новичку? Среди американских зрителей проводился глобальный опрос в Интернете. Первое место уверенно заняло «Восхождение Героя Щита». В английском варианте название звучит как The Rising of the Shield Hero.
Вторую позицию получил «Повелитель» (Overlord), где сочетание экшена и драмы подаётся в равных пропорциях. Качественная рисовка, интересно развивающийся сюжет и обилие колоритных персонажей – вот чем удивляет проект. Третья позиция – «Этот замечательный мир» (Konosuba).
Что из списка смотрели? Дополните его собственными рекомендациями Isekai.
Выбор редакции
Топ-30 лучших аниме 2021 года.
Топ-30 лучших фильмов 2021.
Топ-20 лучших сериалов ноября.
5 родоначальников исекая, которые не являлись исекаем как таковым
Ранее были меха аниме, потом обилие сёнэнов, повседневность, моэ – все это жанры, которые являлись трендовыми на протяжении разных периодов развития аниме. Сегодня же, к сожалению [хотя для кого-то к счастью] настала эпоха исекаев. Для меня всегда было забавным, что жанр стал столь популярным именно последние несколько лет, несмотря на то, что он имеет долгую историю и корни, уходящие еще в 90-е года. Вопреки распространенному мнению, основу исекая заложили не Re:Zero и даже не SAO. И как недавно оказалось, даже не «Реинкарнация Безработного». Я собрал 5 первых исекаев, которые по сути не являлись исекаями в привычном для нас сегодня понимании. По моему мнению, это родоначальники жанра перемещения в другой мир, заложившие фундамент для него сегодня
Now and Then, Here and There
Возвращаясь со школы Сю видит девушку, которая сидит на дымовой трубе промышленного парка. Он не раз пытался заговорить с ней, но любые попытки войти в контакт заканчивались ничем. Он знает только то, что ее зовут Лала-Ру и она постоянно любуется закатами. Неожиданно время останавливается, и на девочку нападают странные, управляемые людьми механизмы. Ими командует женщина, которая пришла забрать Лала-Ру. Сю не может оставить ее в беде и пытается спасти. В результате сражения он и девочка попадают в ее родной мир, который находится в руинах и лишен воды. Люди в этом мире бедны и выживают за счет захудалого сельского хозяйства.
Несмотря на то, что в сериале есть юмор, а общая стилистика напоминает фильмы Миядзаки – это довольно взрослый сериал, который не скупится на кадры насилия и жестокости. А среди критиков его принято называть шедевром жанра.
The Vision of Escaflowne
Данное аниме появилось в период возвращения популярности к меха аниме, поэтому содержит достаточно много его элементов. Действие разворачивается в двух мирах – на Земле и в другом мире известном как Гайя. Он напоминает Средневековое фэнтези, однако в нем люди научились создавать огромных пилотируемых роботов. Одним из основных источников энергии в это мире является летучий камень, который можно добыть только из сердца дракона.
Сюжет же начинается на Земле, и следует за старшеклассницей Хитоми, которая увлекается гаданием на картах Таро, а также обладает необычным медальоном. В один из дней она спорит с парнем, который ей нравится на то, что если она пробежит стометровку быстрее чем за 13 секунд, то сможет поцеловать его.
Во время забега перед ней из воздуха появляется рыцарь, который сражается с драконом. По какой-то причине Хитоми на мгновение видит будущее, где рыцаря убьют и она предупреждает его об этом. Ему удается уклониться от смертельной атаки, победить и вырвать дракону сердце. Юношу зовут Ван, и он отказывается признавать, что ему кто-то помог. После этого невиданная сила забирает его и Хитоми обратно в другой мир, и так героиня попадает в Гайю.
Оказывается, что Ван – король одного из государств, который в рамках священной традиции сражался с драконом, чтобы использовать полученный из сердца летучий камень для активации своего меха работа и взойти на престол.
В итоге сюжет будет рассказывать как Хитоми, Ван и группа героев будут противостоять императору другой страны, который хочет построить рай ценной жизнь жителей других стран.
Во многом The Vision of Escaflowne чуть ли не первое произведение вместе с Now and Then, Here and There, которые показали сюжет, завязанный на попадании в другой мир. Однако The Vision of Escaflowne сегодня не так известен, так как сериал вышел незадолго до Evangelion, который оставил его в тени.
InuYasha
Известная история Румико Такахаси рассказывает о девушке Кагомэ Хигураси, которая живет в синтоистском храме, находящимся во владении ее семьи. Однажды по пути из школы ее брат сообщает, что их кот упал в колодец около стройки. Кагомэ подходит к колодцу и из него появляется демон, требующий отдать ему Камень четырех душ. Девушка отбивается от него, но обнаруживает, что попала в средневековую Японию. Она видит дерево, а под ним спит парень с собачьими ушками.
В последующем окажется, что она реинкарнация девушки Кикё, которая погибла защищая Камень четырех душ от демона по имени Инуяша. Именно его девушка видела спящим под деревом. Перед смертью Кекё смогла усыпить Инуяшу, но теперь, когда героиню преследует другой демон, она вынуждена пробудить Инуяшу при помощи волшебных чёток, подчинить себе и использовать его силу.
Сегодня InuYasha считается одним из культовых классических аниме, лучшей работой Румико Такахаси, а также еще одним родоначальником исекая..
hack//SIGN
Действие сериала разворачивается в мире 2029 года, где после распространения опасного компьютерного вируса мир чуть не пал жертвой ядерной атаки. Вирус поражает все операционные системы в мире кроме одной, Altimit OS, единственной невосприимчивой ко всем компьютерным вирусам.
Спустя несколько лет, когда сеть была восстановлена, выходит компьютерная игра The World, разработанная специально под Altimit OS. Игру можно описать как полноценную RPG, которая переносит человека в средневековый мир с полным погружением. Однако разработчик этой игры разработал ее как виртуальную утробу, чтобы создать совершенный искусственный интеллект на основе эмоциональных и психологических данных игроков.
Сюжет начинается с того, что Цукаса оказывается в подземелье этой игры и не помнит кто он такой. Он избегает общения с другими игроками и в отличие от них не может выйти из The World. Позднее он все же встречает Субару, лидера ордена «Багровых Рыцарей», который решает помочь ему разобраться в том, почему он не может выйти из игры.
Zero no Tsukaima
Сюжет рассказывает как обычный школьник Хирага Сайто был призван волшебницей Луизой, в фэнтезийный мир, чтобы стать ее прислужником и выполнять поручения. Поначалу оказалось, что призыв Сайто – это одна сплошная ошибка, но по правде он является легендарным героем по имени Гандальв, прислужник мага Пустоты.
Я упоминал это отдельно в материале про «Реинкарнацию безработного», но повторюсь. Сюжет Zero no Tsukaima больше похож на типичный исекай, но как раз по той причине, что именно этим произведением вдохновлялись авторы Re: Zero и Mushoku Tensei, еще во времена, когда они просто писали фанфики по нему о том, как кто-то попадает в другой мир по призыву Луизы.
По сути, именно данное произведение вобрало в себя идеи перечисленных выше тайтлов и придумало основу, которую и по сегодняшний день пережевывают и используют во всех знакомых вам исекай произведениях. Также Zero no Tsukaima одна из самых продаваемых лайт-новелл.