Искусство как форма культуры характеризуется тем что оно
ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Понятие искусства и его специфика. Виды искусства и их
взаимодействие. Социальные функции искусства.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
— изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (то есть с помощью пластических и колористических материалов);
— литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
— музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов;
— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
Искусство как форма культуры.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства как способа общественного производства,
от доминирующих в данной культуре духовных ценностей и др., то есть необходимо говорить об определенной самостоятельности развития искусства, о возможности его прорыва в сферу нового, неизвестного, в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит в конечном итоге к расширенному воспроизводству всей культуры.
В-третьих, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются полнокровно и динамично, а другие уходят в тень.
Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированы по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются:
— природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
— некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии (надо сказать, что именно эти представления подвергаются наиболее жесткой корректировке со стороны конкретной культуры);
— художественные традиции данного исторического типа культуры;
— национальное представление об идеале прекрасного;
— социально-классовое понятия прекрасного;
— субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет все эти представления о прекрасном сквозь призму своего индивидуального творчества, предлагая собственный взгляд на идеал.
51 знавательного отношения. Особенно актуальным такого рода понимание роли реципиента в бытии художественного произведения становится для современного искусства, когда размываются критерии художественности и готовность хотя бы одного (кроме самого автора) человека воспринять данное культурное событие как произведение искусства может служить единственным доводом для утверждения статуса произведения искусства.
Важнейшей и достаточно автономной частью культуры является искусство. В далекие времена на острове Кипр жил царь Пигмалион. Ему претило безнравственное поведение женщин, и он решил никогда не жениться, жить уединенно и посвятить себя искусству. Однако и в своем одиночестве он мечтал об идеальной женщине, воплотив свою грезу в статуе из слоновой кости. Ни одна женщина не могла сравниться красотой с нею. Пигмалион часто любовался своим творением и наконец влюбился в запечатленный в статуе образ женщины. Он дал ей имя Галатея, приносил ей дары, украшал ее драгоценностями, одевал, словно она была живой. Однажды в праздник богини Афродиты Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма, высказав робкую просьбу: «Если это возможно, сделай прекрасную статую моей супругой». И тут произошло чудо: когда Пигмалион вернулся домой, его Галатея ожила.
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Он молился богине, и она вняла его страсти. Любовь раскрыла в куске мрамора пленительное очарование. Она оживила статую.
Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром.
Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть, понимать красоту и наслаждаться ею.
Не столько разум, сколько способность к художественному творчеству отличает человека от окружающих его живых существ. Без искусства существование людей было бы просто невозможным.
Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, как религия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки.
И все же в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки:
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
— практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн);
— художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды);
— восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические
идеалы и др.
Искусство как форма культуры
Искусство как сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира, история и этапы его развития в человеческом обществе. Искусство Древнего Востока, Античности, Средневековья и Возрождения.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.12.2011 |
Размер файла | 24,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. История происхождения искусства
1.1 Первобытное искусство
За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать связь времен, смысл жизни. К таким феноменам относятся ритуалы и обряды, театральное и прикладное искусства, живопись, танцы, сказки, мифы. В этом перечне мифы занимают особое место.
а) мифы тесно связаны с магией и обрядом и вносят порядок в жизнь сообщества;
б) природные силы выступают в мифах в антропоморфном виде, иными слова, природа очеловечивается;
К числу наиболее ранних форм верований относятся:
Изготовление примитивных каменных орудий восходит к древним временам нижнего и среднего палеолита. Благодаря этой «школе», длившейся тысячелетия, вырабатывалась мыслительная способность к обобщению опыта. И только в пору позднего палеолита появляются первые следы первобытного искусства. Это означает, что, овладев созданием утилитарных форм, человек поднялся до создания формы художественной. Оно носило синкретический характер, т.е. представляло собой сплав искусства, мифологии, религии. Одной из причин этого была тесная связь культуры с трудовой деятельностью.
Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же, как и их древние предки, народы Древнего Востока считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.
1.3 Античное искусство
Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к героическому прошлому. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами единственно достойными римлянина признавались политика, война, законотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности.
1.4 Европейское искусство Средневековья
Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее античного. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи, скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в художественной системе средневекового искусства была заложена определенная заданность, оказывающаяся в условности, в символике, аллегоризме образного языка, в жертву которому приносилась правдивая передача красоты физического облика человека.
искусство античность средневековье духовный
2.1 Функции искусства
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность и преобразование реальности:
— через идейно-художественное воздействие на людей;
— через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность;
— через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности;
— через обработку мастером природного материала в процессе творчества.
2. Компенсаторная функция (искусство даёт возможность человеку пережить такие чувства и мысли, такие состояния, которые он не может пережить в реальной действительности:
— через воссоздание такого рода ситуаций, чувс 646f56cg; тв и отношений, которые составляют основу диалога человека с действительностью;
— через восполнение для человека состояний, противопоставленных его отчуждению в мире и производстве;
— через представление человеку его родовых возможностей;
— через приобщение человека к внутреннему миру гения, каковым являются авторы великих произведений;
— через наличие гедонистически-игровых и развлекательных моментов).
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и создание художественной концепции).
5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание и прогнозирование будущего.
6. Коммуникативная функция (искусство как средство художественного общения, знаково-семиотическая система).
7. Воспитательная функция (искусство как средство формирования личностных качеств человека; как выражение идей в наиболее яркой эмоциональной форме).
8. Суггестивная функция (искусство как внушение определённого строя мыслей, чувств, средство воздействия на подсознание и человеческую психику).
9. Эстетическая функция (искусство как средство формирования художественного отношения, вкуса, ценностной оценки, чувства прекрасного).
10. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение).
2.2 Теории искусства
Искусство наряду с мифологией и религией является древнейшей формой культуры. Относительно его происхождения существуют различные теории. Например, считается, что искусство возникло как необходимость в процессе взаимодействия человека с природой. Человеку было необходимо запечатлевать в различной форме всё, что воспринималось как условие его существования, всё, что оказывало на него сильное воздействие. Существует предположение, что искусство имело много общего с магией: считалось, что, к примеру, изобразив животное, люди и в реальности овладеют им полностью.
Кроме того, от Платона берёт начало теория, которую можно назвать креативной (творческой). Суть её заключается в том, что человеку присуще творческое начало, которое может актуализироваться в художественной деятельности. Платон, например, считал, что поэт творит в состоянии аффекта, отрешившись от всего земного. Он творит потому, что его устами говорят музы.
Существовали также и другие теории: религиозная теория происхождения искусства, представление об искусстве как о подражании природе и другие. Каждая из этих теорий имеет право на существование, поскольку каждая выражает какой-либо аспект художественного творчества.
Искусство за длительный период своего развития сформировало множество видов, каждый из которых обладает специфическими особенностями создания художественного образа и функционирования в действительности. Все виды искусства традиционно подразделяются на пространственные (художественный образ существует в пространстве, но не меняется во времени: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) и временные (художественный образ изменяется во времени, но не обладает пространственными характеристиками: литература, музыка). Существуют также и пространственно-временные виды искусства (театр, кино, танец, а также цирковое искусство и телевидение). Есть также деление искусств на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и выразительные (архитектура, музыка, литература).
искусство античность средневековье духовный
Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относятся жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и другие. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи.
Музыкальный образ лишён непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создаёт зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно её сердцевины и духа.
На протяжении истории каждый вид искусства вырабатывал различные жанры, определяющие произведение с точки зрения отбора материала, тематики, композиции, выразительных средств.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Список использованной литературы
Искусство как форма культуры
Искусство, по определению, является формой или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.
Сущность и формы искусства
Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:
Художественное творчество является «механизмом»:
Образ в искусстве — виды и формы
Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:
всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.
Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.
В отличие от научного способа познания, который расчленяет для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, — тому, что разобщает и разрушает).
Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли.
«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»
Типы и функции искусства
К формам существования искусства относят:
Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:
Изучением искусства занимаются:
Основные ракурсы изучения искусства:
Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:
История возникновения искусства и художественной деятельности
Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).
Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.
Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:
Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.
Механизмы существования искусства
Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:
Его также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем. Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.
Социальная стратификация искусства
Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид — разделение на:
– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.
Презентация темы:
Современность художественной культуры
Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.
В целом современную художественную культуру отличает:
Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.