Взаимное признание Ичкерии и талибского правительства.
— 7 октября 2001
Начало операции «Несокрушимая свобода» — вторжение войск США и НАТО
— осень 2001
Падение режима талибов. Провозглашение Республики Афганистан
Гильзейское — 1709—1737 гг.
Исламский Эмират Афганистан — 1996—2001 гг.
Исламский Эмират Афганистан (пушту د افغانستان اسلامي امارات ) — самопровозглашённое частично признанное государство на территории Афганистана. Название дано «Талибаном» во время их правления в период с 1996 до 2001 гг. Даже на пике своего влияния в Афганистане «Талибан» никогда не управлял всей территорией страны, поскольку приблизительно 15 % страны на северо-востоке и в центре(провинции Бадахшан, Панджшер Тахар и Нуристан)были подконтрольны Объединенному Исламскому Фронту Спасения Афганистана.
Содержание
История
Движение «Талибан» возникло во время Гражданской войны в Афганистане 1979—1989 гг. Первоначально, членами этого движения были исламские фундаменталисты — студенты медресе в провинциях Гильменд и Кандагар. В подавляющем большинстве талибы были этническими пуштунами. Их идеология базировалась на исламском фундаментализме, неприятии всего западного и современного.
После падения ДРА талибы [1] захватили Кабул в 1996 году, в 1997 г. — Герат и Мазари-Шариф. К концу 2000 года движение «Талибан» контролировало около 90 % территории страны. Оппозиция («Северный альянс») была вытеснена в северо-восточную провинцию Бадахшан. Во время правления «Талибана» в стране были установлены законы шариата в самой строгой интерпретации. Позднее, талибы укрывали Усаму бен Ладена из «Аль-Каиды», и потому были объявлены международным сообществом пособниками террористов.
В течение пяти лет истории Исламского Эмирата, на значительную часть населения были наложены ограничения их свободы и нарушения прав человека. Женщинам было запрещено работать, девочкам было запрещено посещать школы или университеты. Все сопротивляющиеся наказывались по законам Шариата. Воров наказывали отсечением одной из своих рук или ног.
«Талибы облагали всех данью, но при них был порядок, было безопасно. Не было коррупции. Не было воровства», — цитирует местных жителей «Foreign Policy» (30/04/2010), — «У талибов была справедливая, беспристрастная система правосудия. Проблемы людей решались быстрее. Талибы помогали нуждающимся. Они не допускали преступлений».
Дипломатическое признание
Одна из причин отсутствия полного международного признания «Талибана» являлось полное пренебрежение к международному праву. Одним из первых актов Исламского Эмирата стала казнь бывшего президента Афганистана Мухаммеда Наджибуллы. Прежде чем «Талибан» взял под свой контроль столицу Афганистана — Кабул, талибы казнили Наджибуллу и его брата, повесив их недалеко от Президентского дворца на автокране. Поскольку Наджибулла являлся признанным Организацией Объединенных Наций главой Афганистана, его казнь является нарушением норм международного права. Режим талибов также критиковали за убийство иранских дипломатов в Афганистане в 1998 году.
Исламский Эмират Афганистан: тоталитарный режим рубежа XXI века.
Первый реальный шаг по пути формирования власти талибы предприняли задол- го до взятия ими Кабула. 3 апреля 1996 года в Кандагаре их лидер Омар был провоз-глашен амир уль-мулшнином (повелителем правоверных) [2]. Спустя 6 месяцев они ов- ладели столицей и объявили, что отныне страна будет официально именоваться Ис- ламским Эмиратом Афганистан (ИЭА). Хотя на этом этапе руководители талибов, когда шла речь о будущем государственном устройстве предпочитали отделываться общими декларациями (учредить в стране «подлинно исламское государство»; установить «справедливый ис- ламский строй», в котором воплотилось бы, наконец, идеальное единство между госу-дарством и мечетью; «вернуться к временам праведных халифов» и т.д.), все свиде-тельствовало об их намерениях ликвидировать светские, республиканские порядка[3].
Это Совет министров, состоявший из 23 министров. Он официально назывался Шурайе сарпарасти (Попечительский совет исламского государства), т.е. все его члены считались всего лишь «исполняющими обязанности» (сарпараст). Тем самым тали бы демонстрировали свою приверженность кораническому принципу, согласно ко- торому вся власть принадлежит Аллаху, а они, осуществляя его волю и поручение, только временно исполняют функции управления Эмиратом.
Естественно, подобный подход к обустройству государства не требовал полного разрушения существовавшего при прежних режимах аппарата управления [6]. Талибы лишь привели его в соответствие со своими представлениями: заполнили штат прак-тически на всех уровнях исключительно лицами духовного звания (муллами, маула ви, кари, ахундами и др.) [Сикоев, 2002, с. 72-74]. Так был реализован на практике тезис о неразделимости религиозной и политической власти.
Данное высказывание министра не следует считать риторическим. Высшее талиб ское духовенство постоянно заявляло о своей особой миссии в деле «исламской рево- люции» и судьбах Афганистана: «Сословие улемов всегда несло высокую ответствен- ность за претворение в жизнь принципа «следовать добру и избегать зла» и отвечало за сохранность идеологических и теоретических основ страны» (Шариат, 1997, 9 янва- ря). Таким образом, муллы, всегда мечтавшие перебраться из иллюзорного мира ре- лигии в мир реальности, получив, наконец, такую возможность, не собирались выпус-кать ее из своих рук.
— частная собственность дается человеку по воле Аллаха, поэтому она «священна и неприкосновенна»;
Анализ практической деятельности правительства талибов в области экономики представляет определенную трудность из-за ее противоречивости. Прежде всего от- метим, что власти Эмирата, прибегавшие в ходе исламизации всей общественной жизни, как мы увидим далее, к самым жестоким мерам, в сфере хозяйства повели се- бя в некотором смысле «либерально». Они, например, несмотря на гиперинфляцию, не пытались директивно, как случалось в период правления НДПА, регулировать экономические отношения, предоставив это рыночной стихии. Причем курс на «ры ночную» экономику был обоснован талибским улемам и подкреплен ссылками на Коран и хадисы [8].
До предела острой в ИЭА была и ситуация с продовольствием, порожденная непрекращавшимися боевыми действиями, разрушением структуры сельского хозяй- ства, бегством из родных мест десятков тысяч людей и усугубляемая обрушившими- ся на страну стихийными бедствиями. Вначале талибы пытались решить данную проблему в свойственном им духе, приняв «продовольственную программу». Суть ее заключалась в том, что правительство страны, якобы не располагавшее необхо- димыми средствами, обратилось к купечеству и «договорилось» с ним о поставках продовольствия в кредит из Пакистана, Малайзии, Киргизии и Туркмении. Однако вскоре ответственный за обеспечение населения продуктами питания маулави. Захед разъяснил, что эта программа в первую очередь была рассчитана на удовлетво- рение «нужд армии и госчиновников» (Гиндукуш, 1996, 17 декабря) [11].
Шариатские юстиция и порядок
Талибские борцы за «чистоту ислама» в своем рвении порой доходили до крайнос- ти. Зимой 1997 года в провинции Нанграхар было издано распоряжение, согласно которому ни один человек не имел права хранить у себя дома иллюстрированные книги, журналы и газеты. Вся подобная печатная продукция под угрозой наказания подлежала немедленному уничтожению (Вафа, 1997, 31 октября).
Разумеется, женщина в афганском обществе всегда находилась в бесправном по- ложении, чему есть немало доказательств в афганской истории. Так, по свидетель- ству афганского историка М. Губара, женщинам при эмире Хабибулле даже запре-щалось носить «белую чадру с блестящими украшениями», но только серого или темного цвета; им не позволялось выходить «без разрешения» из дома и появляться «без надобности» во всех общественных местах. Нарушительниц указов эмира и за-конов ислама сурово наказывали [Губар, 1987, с. 21-23].
За хищение чужого имущества талибские суды применяли в основном наказание в виде отсечения различных частей рук и ног, в зависимости от стоимости украден-ного и рецидивов совершения преступления. Обычное право пуштунов также преду-сматривает целый ряд наказания за воровство, но они не столь жестоки, как в исла- ме. Так, согласно «Пуштунвали», человек, совершивший кражу, обязан вернуть по- терпевшему стоимость украденного или выплатить штраф, во много раз ее превышающий. В некоторых пуштунских племенах самым суровым наказанием для вора было разрушение его дома и изгнание из общины.
И, наконец, наказание за убийство (умышленное и неумышленное). И в шариате, и в пуштунском адате в отношении данного преступления действует принцип возмез- дия, называемый, соответственно, кисас и бадаль. Но если обычное право пушту-нов оставляет больше простора для улаживания конфликтных ситуаций мирным пу-тем (выплата компенсации за убийство; прощание убийцы ближайшими родственни- ками погибшего; изгнание убийцы из племени), то талибы предпочли наиболее жестокий вариант. Несмотря на то, что шариат в принципе предусматривает выпла- ту выкупа за убийство и помилование преступника родителями убитого (дийа), тем не менее, шариатские суды ИЭА применяли в отношении убийц исключительно ки-сас, отправляя их на виселицу или устраивая публичные расстрелы.
Насильственное насаждение пуританских норм шариата, сопровождавшееся мас-совым нарушением прав человека и ломкой традиций и привычек не только этниче-ских и конфессиональных меньшинств, но и пуштунского большинства, вызывало недовольство людей, поскольку вошло в противоречие с привычным укладом жизни и морально-психологической атмосферой в Афганистане, сложившейся за послед- ние десятилетия, и испытавшей на себе влияние определенных демократических тенденций. Показательно, что даже сторонники талибов в афганской диаспоре в конце концов осудили их (Аинейи Афганистан, 1999, август, » 78, с. 28). В результа те такой политики талибы постепенно лишились поддержки большей части пуштун-ского населения, интересы которого, согласно их декларациям, они отстаивали и за- щищали. В основном, именно поэтому многие пуштунские племена, вопреки прогно-зам, так и не выступали «единым фронтом» в поддержку своих «благодетелей», когда США и их союзники начали военные действия на территории Афганистана.
2. В истории Афганистана это был второй случай присвоения такого титула. Впервые афганское духовен- ство удостоило этим званием в 1834 году эмира Дост Мухаммад-хана, собиравшегося начать войну с сикхами.
5. Одно время в афганском обществе циркулировала информация, что в скором времени талибы якобы представят народу новую конституцию, над проектом которой работают улемы из Саудовской Аравии и Пакистана. Однако никакого проекта так и не было обнародовано, и разговоры на эту тему мало-помалу прекратились (Аинейи Афганистан, 2001, март, » 84, с. 65).
6. Вся предпринятая талибами структурная реформа государственного аппарата свелась к созданию двух новых министерств: по «поощрению нравственности и искоренению порока» и «по делам погибших и беженцев]
7. В контексте этого положения власти ИЭА усиленно призывали к = благотворительности, к добро- вольным пожертвованиям и взносам в виде известных исламских налогов (закат, садака, утр, сарсайа и т.п.), которые якобы должны были нивелировать социальное неравенство в обществе, уменьшить разни- цу между богатыми и бедными.
8. Бесконтрольный разгул цен, беспокоивший население, был, например, объяснен таким хадисом: «Рассказывают, что однажды во времена Пророка цены на базаре резко выросли. Сподвижники Пророка обратились к нему с просьбой воздействовать на торговцев и установить приемлемые цены, на что Му- хаммад ответил им: «Предопределение и определение цен находился в руках Бога»» (Тулуйи афган, 1997, 21 мая).
10. Очевидцы одновременно отмечали, что в Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе магазины были за- полнены всевозможным товаром, включая категорию «люкс». «Простой народ, который голодает, не мо- жет их покупать, поскольку не имеет денег. Только талибы, имеющие деньги, покупают все, что хотят» (Аинейу Афганистан, 1999, апрель, » 76, с. 5).
12. Речь идет о возрождении талибами бесчеловечных и жестоких средневековых наказаний, применя- емых к нарушителям законов: побивания камнями уличенных в прелюбодеянии (весьма сомнительная мера даже с точки зрения Корана, требовавшего подтверждения этого факта четырьмя свидетелями); отсечения рук и ног ворам и грабителям или битья их кнутом до смерти; казни убийц через повешение и т.п. Причем приговоры приводились в исполнение при стечении народа, насильно сгоняемого к месту экзекуции.
13. Более того, наблюдалось явное стремление представить женщину «низшим существом», которому, кроме занятий в доме, нет необходимости в получении иных знаний. Маулави А. Заферани, председатель управления по изданию фетв Верховного суда ИЭА, прямо заявил, что «такие науки, как география, ис- тория, математика и другие женщинам вообще не нужны» (Шариат, 1997, 26 ноября).
15. Под эту категорию наказаний подпадали такие правонарушения, как оскорбление личности, хули-ганство, нарушение общественного порядка, азартные игры, легкие телесные повреждения и т.п., караемые лишением права носить чалму, насильственным бритьем волос на голове и бороды, стрижкой кос и т.п. [Сагадар, 1968, с. 124].
Арунова М.Р. Война и наркобизнес // Афганистан: проблемы войны и мира. М., 1996.
Бартольд В.И. Ислам. Пг., 1918.
Бовуар С. де. Второй пол. СПб., 1997.
Гамильтон А. Афганистан. Спб., 1908.
Губар М.Г. Афганистан на пути истории. М., 1987.
Давыдов А.Д. Режим талибов: жесткая исламизация // Афганистан: проблемы войны и ми- ра. М., 1996.
Малек А. Шариат и обычное право в имущественных отношениях // Афганистан: проблемы войны и мира. М., 1998.
Массэ А. Ислам. М., 1982.
СикоевP.P. Талибы: религиозно-политический портрет. М., 2002.
Спальников В.Н. Афганистан: исламская контрреволюция. М., 1987.
Сагадар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
Аргандави А.А. Жванди хатири. Пешавар, 1997.
Нумйалай М.А. Ды паштана ды толаниз тарих мобади. М., 1997.
В МИД Ирана впервые назвали «Талибан» «Исламским эмиратом», а не террористической организацией
Президент Ирана Ибрагим Раиси отметил, что Тегеран готов сотрудничать со всеми политическими силами Афганистана, которые нацелены на мир и развитие в своей стране. По словам Раиси, для Ирана очень важна политическая стабильность в Афганистане и прогнозируемость развития обстановки в этом государстве.
На этом фоне резонансно прозвучало заявление бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который сегодня превратился в своего рода «непримиримого» оппозиционера. По словам Ахмадинежада, служба безопасности Ирана на днях обратилась к нему с призывом отказаться от критических высказываний в адрес террористического движения «Талибан» (*запрещено в РФ). Экс-президент Ирана заявил, что ему «пытаются не позволить высказывать своё мнение о том, что «Талибан» представляет угрозу для Ирана и всего центрально-азиатского региона».
Для справки: граница Ирана с Афганистаном одна из наиболее протяжённых границ этой страны. Её длина составляет 936 км. При этом приграничные районы частично относятся к весьма неспокойному Белуджистану (историческая область, находящаяся на территории Ирана, Афганистана и Пакистана), где фиксировались сепаратистские настроения. В этой связи в Иране ряд политических деятелей опасаются того, что активность «Талибана»* в Афганистане способна привести к «реанимации» сепаратизма на границах с этой страной уже в самом Иране.
В то же время обратило на себя внимание заявление официального представителя МИД Ирана, в котором тот назвал террористическую группировку «Талибан» «Исламским эмиратом». Такую трактовку в своём отношении используют сами талибы*. При этом до недавнего времени официальный Тегеран именовал «Талибан» террористической организацией. В этой связи можно предположить, что позиция властей Ирана по отношению к талибам существенным образом изменилась.
эмират — сущ., кол во синонимов: 8 • абу даби (3) • аджман (1) • государство (36) • … Словарь синонимов
Эмират — в странах мусульманского Востока владение, государство, возглавляемое эмиром. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
эмират — а, м. émirat <араб. amir. 1. Система государственного управления в феодальных мусульманских странах. Гнет эмирата. БАС 1. 2. Феодальное государство, во главе которого стоит эмир. БАС 1. На память приходят истории крохотных пустынных эмиратов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭМИРАТ — в мусульманских странах владение, государство, возглавляемое эмиром … Юридическая энциклопедия
эмират — а; м. В мусульманских странах: государство или владение, возглавляемое эмиром, руководимое Советом эмиров. * * * эмират 1) в странах мусульманского Востока владение, государство, возглавляемое эмиром. 2) См. Бухарский эмират. * * * ЭМИРАТ ЭМИРАТ … Энциклопедический словарь