Исламское окно в банке что это
Исламский банкинг: особенности и интересные факты.
Понятие исламской финансовой системы стало известно в не мусульманских странах в 80-х годах прошлого века. И за последние годы стало привычным в лексиконе финансистов во многих странах. Этот финансовый институт в современном мире играет все более важную роль. Ведь число граждан в разных странах, в том числе в США и Великобритании, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, значительно выросло. Поэтому изучение исламского банкинга является очень актуальной темой в мировой экономике. А на волне недовольства современной банковской системе, будет интересным и полезным узнать о наличии альтернативы существующему порядку.
Характеристики исламской финансовой системы
О ключевой особенности исламского банкинга — запрете взимания процента — слышали многие. Однако принципы исламских финансов являются значительно более широкими. Они соответствуют законам шариата — это правила и законы, касающиеся как управления экономикой, так и социальных, политических, культурных аспектов исламского общества.
1. Запрет ставки процента. Действительно, в исламской финансовой системе, прежде всего, запрещается «риба». Это любая заранее определенная ставка, которая зависит от сроков и величины займа. Такой запрет объясняется мусульманскими законами о социальной справедливости и равенстве. Ислам поощряет получение прибыли, но осуждает использование процента в целях получения прибыли. Ведь такая деятельность не приводит к созданию продукта и не увеличивает благосостояние общества.
2. Разделение риска. Поскольку банк не взимает процент за предоставление денег в долг, он становится, по сути, инвестором, а не кредитором. Таким образом, владелец капитала и предприниматель разделяют риски, связанные с реализацией проекта.
3. Деньги — это потенциальный капитал. Реальным капиталом они становятся тогда, когда инвестируются в производственную деятельность.
4. Запрет спекулятивного поведения. В связи с этим запрещаются любые азартные игры, а также работа с производными финансовыми инструментами (деривативами), поскольку операции с ними характеризуются значительным риском.
5. Принцип ненарушаемости договоров. По правилам исламского банкинга, исполнение договорных обязательств является самым важным для сторон сделки. Благодаря этому снижаются риски для всех участников.
Основные отличия от традиционных банков
Функции банков в исламской модели не отличаются от традиционной: они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Ключевое отличие, как мы уже выяснили, заключается в запрете получения вознаграждения в виде процентного платежа. Однако при этом ислам не осуждает получение прибыли в принципе, просто запрещает тот интерес, который не зависит от результатов деятельности. Согласно нормам исламской этики прибыль должна стать вознаграждением за риск, труд и усилия.
Основные понятия исламского банкинга
В исламском банкинге, как и в традиционном, существуют разнообразные финансовые инструменты. Рассмотрим несколько из них.
Самым распространенным является «мурабаха»— это нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В этом случае кредит выделяется под конкретную покупку. И пока клиент не погасит всю оговоренную сумму, банк является собственником товара. Таким образом, «мурабаха» — это торговая сделка, в которой банк покупает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламе не запрещена.
«Мудараба» — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора. В традиционной финансовой системе аналогом «мудараба» является венчурное финансирование.
Мусульмане также активно пользуются «мушарака», предполагающий совместное финансирование какого-то проекта группой участников. В нее могут входить как частные лица, так и компании. Прибыль делится соответственно вкладу каждого их участников.
«Такафул» — подразумевает внесение страховых взносов страховщику при условии, что в случае наступления страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают доход, который указывается в договоре.
Достаточно распространенным в исламских странах является «кардуль хасана». Это беспроцентная ссуда, которая предоставляется малому бизнесу и является жизненно важной для него. В Иране, к примеру, банки обязаны тратить на «кардуль хасана» определенную часть собственных средств. Как мы помним, требовать процент за использование денег запрещено, однако заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).
Первая исламская финансовая организация появилась в 60-е годы в Египте, а точнее в 1963 году. Тогда сберегательный банк Mit Ghamr начал проводить операции по привлечению средств физлиц, а также по инвестированию накопленных ресурсов.
В настоящее время исламский банкинг востребован, в первую очередь, в мусульманских странах. В Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африке сконцентрирована основная часть потенциальных клиентов данных банков. Кроме того, такие организации можно встретить в Европе, США и Австралии.
В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.
Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам.
В России существовал исламский банк – «Бадр-Форте Банк», в создании которого принимал участие Гейдар Джемаль. Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета. В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Однако в 2006 году зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. По словам Гейдара Джемаля, курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа США в адрес Центробанка, так как департаменту не нравились широкие связи банка в исламском мире. Тем не менее, такой опыт имел место, Адалет Джабиев сегодня возглавляет консалтинговую компанию «Аш-Шамс» и живет в Азербайджане. Также деятельность на базе исламского кредитования ведёт небольшая организация в Дагестане, под названием «Ля Риба Финанс».
Чем исламские банки отличаются от обычных
Исламские банки работают по принципам шариата: выдают деньги без процентов, но только под конкретные проекты. Чем еще исламский банкинг отличается от мировой финансовой системы, расскажем в статье.
Исламский банкинг – понятие в мире финансистов не новое. Однако среди новичков вызывает недоумение: «Может ли религия сочетаться с работой банков?» Может, и вполне успешно.
Исламские банки работают по законам шариата – как религия предписывает вести себя. В статье расскажем, как в исламских странах можно взять кредит, а также объясним, почему мусульмане считают банки инвесторами, а не кредиторами.
Принципы работы исламского банкинга
Основное отличие исламского банкинга от традиционного – запрет на проценты со вкладов.
К исламскому банкингу ближе всего проектное инвестирование: банк, как инвестор, разделяет риски компании. Для этого финансовая организация тщательнее изучает кредитную историю предпринимателя, компанию и вероятные угрозы.
Запрещены проценты
Исламский банкинг запрещает устанавливать заранее оговоренную сумму, зависящую от времени и размера долга. По законам мусульман, жить и работать необходимо на условиях общественной честности и праведности.
Мусульманам не запрещено получать прибыль, но нельзя для этого использовать проценты. В таком случае не производится товар или услуга, да и благосостояние в обществе не возрастает.
Некоторые мусульмане, даже живя в европейских странах, придерживаются норм шариата и отказываются от получения процентов за вклад. Для этого они заполняют соответствующее заявление в кредитной организации.
Риски пополам
Банк не получает проценты, поэтому он становится не кредитором, а инвестором. Соответственно, делит риски вместе с предпринимателем.
Евгений более шести лет жил и работал в филиале российской компании в Саудовской Аравии. По прошествии четырех лет он решил вместе со своим другом арабом открыть свое дело.
Друзья пришли в банк за кредитом. Они предоставили подробный бизнес-план. Специалисты кредитной организации проверили придирчивую бизнес-экспертизу проекта. Через несколько месяцев был получен положительный ответ: банк стал инвестором компании. По условиям он получил с кредита не проценты, а часть прибыли.
Деньги идут на производство
Исламский банкинг запрещает направлять деньги на что-либо, кроме реальных продуктов. Запрещены операции с фьючерсами, свопами и другими видами продукции, которая не является материальной.
В банк, работающий по принципам шариата, средства попадают только для инвестирования в реальный бизнес. Все банковские инструменты созданы так, чтобы прибыль получалась на реальных делах.
Запрещена спекуляция
Исламский банкинг выступает против азартных игр. Также запрещено взаимодействовать с деривативами (ценная бумага, стоимость которой зависит от базового актива, либо других ценных бумаг). Это объясняется тем, что работа с деривативами слишком рискованная, и клиент может потерять вложения.
Нельзя вкладывать деньги в порочный бизнес
Договор прежде всего
В исламском банкинге важнее всего выполнять принципы договора. Этого должны придерживаться все стороны контракта. Если одна из сторон будет сомневаться даже на долю процента, сделка не состоится. Исламские банкиры избегают финансовых неприятностей.
Вы работаете на себя и хотите развить собственное дело? Для таких целей можно оформить кредит для самозанятых. Вы получите деньги на развитие бизнеса быстро и без лишних формальностей. Переходите по ссылке и узнайте, сколько вам одобрят прямо сейчас.
Ведущие термины банков исламских стран
Беспроцентная ссуда, получаемая малым бизнесом от банка, называется кардуль-хасан. В арабских странах, например, в Иране, финансовые организации должны направлять часть денег на бессудную ссуду. При этом запрещено требовать проценты. У заемщика есть право внести добровольное вознаграждение, чтобы отблагодарить финансовую организацию.
Мурабаха – одна из популярных услуг. Похожа на кредит в обычном банке и лизинг. Финансовая организация выделяет деньги на определенное приобретение. До тех пор, пока должник не выплатит весь заем, товар будет принадлежать кредитной организации.
Получается, что финансовая организация приобретает продукт по одной цене, чтобы продать дороже. Продажа товаров в арабских государствах не запрещена.
Такафул — страхование по исламским принципам. Взнос на страховку направляется в страховую компанию. С этого момента действует условие, что при возникновении форс-мажора, финансы вернут. В накопительный фонд собирается часть денег. Инвестирование этого вклада приносит владельцам доход, который прописывается в контракте.
Исламские банки используют термин «мушарака». Он предполагает совместное финансирование какой-то идеи или дела несколькими инвесторами. В этом разрешено участвовать частным лицам и предприятиям.
Этот финансовый инструмент известен еще со времен караванной торговли. Тогда продукт передавал один торговец второму, до места продажи товар доставлял другой, а продавали его уже третьи купцы.
Прибыль в мушарака делится таким образом:
Убытки компания делит в зависимости от суммы, внесенной участниками сделки.
При размещении депозитов используют термин «мудараба». Собственник денег отдает свои средства банку, а тот вкладывает их в развитие бизнеса. Заранее оговариваются принципы распределения прибыли. Потребитель осведомлен о сфере инвестирования денег. В обычной финансовой системе эту схему называют венчурное финансирование.
Первый опыт
Банки в арабских странах – явление новое относительно американской и европейской денежной системы. Первая финансовая организация возникла в 1963 году в Египте. Инициатором являлся Mit Ghamr, который привлекал средства физлиц и инвестировал накопленные вложения. Просуществовал Mit Ghamr до 1967 года.
Население состояло из религиозных сельских жителей, которые следовали исламским ценностям и не размещали свои деньги на банковских вкладах. Создатели банка должны были убедить граждан в безопасности своей затеи и научить их пользоваться финансовыми услугами.
Они планировали познакомить деревенских жителей с финансовой культурой. Банк Mit Ghamr использовал сберегательные, инвестиционные и закят счета. Финансовая организация не выплачивала проценты, изначально придерживаясь норм шариата. Однако их было разрешено забирать при первой необходимости. Также жители могли взять беспроцентный займ, чтобы открыть свое дело.
Mit Ghamr стал успешным. Накопительные счета за три года выросли с 25 тысяч до 125 тысяч египетских фунтов. Депозиты выросли с 35 тысяч до 75 тысяч египетских фунтов. Хотя банк тщательно отбирал кандидатов и отказ получали 60% заявителей.
Участники эксперимента выбирались тщательнейшим образом. Однако банк Mit Ghamr пришлось закрыть в связи с неблагоприятной политической обстановкой.
Открытие банка по принципам шариата в городе
В 1971 году в Каире открыли Социальный банк Насер. Финансовая организация выдавала беспроцентные займы на производство и делила прибыль, если проект был успешен. Также компания помогала нуждающимся, выдавала кредиты студентам для учебы. Первый капитал банку выделил президент.
После Социального банка Насер открыли Dubai Islamic Bank в 1975 году. Его создали правители Дубай и Кувейта. Капитал Dubai Islamic Bank составляет 50 млн дирхам.
Несколько арабских финансовых организаций работают под руководством международных исламских холдинговых компаний АИ-Mal аль-Ислами «(DMI) Доверие и контроль» и группа Аль-Барака.
Распространение исламских банков
В Азии и Африке располагаются главные вероятные потребители услуг банков, работающих по нормам шариата. Филиалы кредитных компаний открыты в европейских странах и США.
Бизнесмены Ирана, Пакистана, Судана работают по нормам исламского банкинга. В Малайзии, ОАЭ, Брунее, Саудовской Аравии бок о бок существуют финансовые организации обоих видов.
В России исламские банки представлены слабо. В 90-е годы по такой системе работал «Бадр-Форте Банк». Его открыл доктор технических наук Адалет Джабиев. Финансовая организация входила в международную Ассоциацию Исламских Банков, представлял интересы российских компаний на Ближнем Востоке.
В 2006 году Центробанк отозвал лицензию у «Бадр-Форте Банк». Причиной было названы четыре транзакции. О них финансовая организация вовремя не уведомила Росфиннадзор.
Обычные финансовые организации работают с «исламскими окнами». В них предоставляются банковские инструменты по нормам ислама. По такому принципу работает Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии и банк Миср Египта.
«Исламские окна» могут появиться в российских банках
МОСКВА, 1 фев – РИА Новости, Антон Скрипунов. Законопроект, позволяющий российским банкам открывать «исламские окна», будет внесен на этой неделе в Госдуму; однако единого мнения относительно целесообразности введения исламского банкинга в России у экспертов нет.
«На этой неделе поправки, направленные на изменения в законодательство о счетах эскроу (счет для временного хранения денег до момента выплаты; открывается, как правило, при сделках с недвижимостью — ред.), будут внесены в Госдуму», — сообщил РИА Новости зампред комитета ГД по финансовому рынку Дмитрий Савельев, инициатор внедрения исламского банкинга в РФ на законодательном уровне.
Ранее на рассмотрение парламентариям уже были предложены поправки, позволяющие узаконить партнерский лизинг, общества взаимного страхования и так далее – изменения, направленные на создание в России законодательной базы для исламского банкинга.
«Дальнейшие планы лежат в основном в сфере налогообложения исламских продуктов, обращения ценных бумаг и паевых фондов. а также законопроектов, способствующих более справедливым отношениям между банками и потребителями финансовых услуг», — подчеркнул Савельев.
Исламский банкинг подразумевает ведение финансовых дел в соответствии с нормами ислама, которые трактуют торговую сделку как целиком основанную на справедливости и честности ее участников. В связи с этим ростовщичество – дача денег в долг под процент, ведущая, по мнению богословов, к несправедливому распределению финансовых ресурсов, — является «харамом» (запрещена).
Лакомый финансовый кусок
«По оценкам ведущих консалтинговых компаний, в 2014 году объем исламских финансов в мире составлял 2 триллиона долларов США», — сообщил РИА Новости старший научный сотрудник лаборатории международной торговли научного направления «Реальный сектор» Академии народного хозяйств и госслужбы Бекхан Чокаев. По его словам, «с учетом среднегодовых темпов роста этой отрасли — 15-20 % в год – сейчас ее объем может составлять 2,3 триллиона».
Поэтому освоение рынков, на которых действует исламская денежная система, на сегодняшний день является актуальной задачей. Особенно в условиях санкций, которые ограничили России доступ к финансовым рынкам Европы и США.
Однако главным препятствием для деятельности исламских банков в РФ, как выяснилось на прошедших в 2015 году заседаниях экспертных групп при Банке России (ЦБ) и Сбербанке, является то, что российские законы не предусматривают специфических форм финансовой деятельности.
И все-таки, несмотря на активность парламентариев, далеко не все их законодательные инициативы находят понимание у ЦБ и Министерства финансов. «Весной прошлого года был внесен законопроект, суть которого в том, чтобы разрешить банкам заниматься торговой деятельностью. На него получен отрицательный правительственный отзыв», — рассказал депутат Савельев.
Негативное отношение правительства к подобной инициативе, по словам заместителя директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергея Платонова, связано с тем, что печальный опыт 1990-х научил государство, что «банковская деятельность – отрасль, требующая отдельного регулирования, надзора и контроля». Поэтому позиция кабинета министров остается принципиальной, хотя, по словам Савельева, предлагаемые им поправки «не вносят каких-то революционных, системных изменений» в законодательство.
Но без этого законодательного допущения возникает противоречие принципам исламского финансирования. Поэтому в Минфине готовы к обсуждению этой темы.
Спрос на исламские финансы в РФ
Поднималась эта тема и на Гайдаровском форуме-2016. У ряда экспертов возникли сомнения насчет востребованности исламского банкинга в России. По результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), на которые они ссылались, лишь 12% мусульман готовы пользоваться услугами исламского банка, а 69% мусульман вообще не рассматривают такую возможность. Большинство из них мотивировали это отсутствием потребности в исламских банках (41%) и малой осведомленностью о таком виде финансовых услуг (33%).
Опасается, что у исламского банкинга в РФ не будет клиентов, и статс-секретарь — заместитель председателя ЦБ России Александр Торшин. В качестве примера он привел ситуацию в Иране, где, несмотря на то, что 98% населения страны – мусульмане, исламских банков меньше половины. «Сверху создать их искусственно можно, но будет ли это работать?» — задается вопросом Торшин, хотя и полагает, что если это все-таки «будет жизнеспособно, то пробьется».
Между тем, по словам Мадины Калимуллиной, советника по исламской экономике и финансам Совета муфтиев России (СМР), мусульманское население практически не пользуется существующими способами инвестирования: «Инструменты, куда можно сейчас вложить средства, например ПИФы (паевые инвестиционные фонды – ред.), сегодня не интересны в виду состояния фондового рынка. Благо, есть пара исламских финансовых компаний, которые, скорее как торговые дома, как инвестиционные финансовые группы, позволяют инвестировать свободные средства и зарабатывать прибыль».
Бекхан Чокаев подтвердил агентству, что исламские финансовые компании на территории РФ «уже существуют» в Татарстане, Дагестане и «как минимум одна из таких компаний открывается в Москве», и как только будут устранены все законодательные барьеры, исламские финансы «будут присутствовать на рынке».
Стоимость исламской финансовой сделки
На сегодняшний день российские компании, несмотря на имеющиеся препятствия, теоретически могут осуществлять операции с помощью исламских финансовых инструментов.
По словам специализирующегося на корпоративном праве юриста Хамзата Асабаева, 90% компаний при осуществлении сделок с исламскими банками обращаются к английскому праву, поскольку оно «позволяет снизить риски».
Но такой подход (особенно учитывая исламский принцип полного разделения рисков между участниками) неизбежно ведет к удорожанию сделки. Асабаев сообщил, что в 2000-е ряд российских компаний рассматривал возможности привлечения денег таким способом, но все они отказались от этой идеи, сравнив стоимость исламской финансовой сделки с обычной.
Поэтому сегодня, по словам эксперта, крупные сделки проводятся в комбинированном виде. «Например, при покупке (компании) Aston Martin стоимостью 500 миллионов долларов 200 миллионов были привлечены по линии исламских финансов, 300 миллионов дали американские банки», — сказал он.
Что такое исламский банкинг
По словам Мадины Калимуллиной, основное отличие исламских банков от обычных в том, «что это не финансовое посредничество на базе фиксированных процентов, а, скорее, инвестиционная, лизинговая и торговая компания в одной». Банк является полноценным партнером бизнеса, ведя, по сути, инвестиционную и торговую деятельность.
«Соответственно, инвесторам банка не гарантирован фиксированный доход, он зависит от прибыльности банка. Те компании, которые им финансируются, получают либо инвестиции в капитал, либо необходимые активы и товары», — пояснила РИА Новости Калимуллина.
По словам советника СМР, наиболее распространенным видом финансирования является «мурабаха», то есть торговое финансирование, где продавец уведомляет покупателя о понесенных им затратах на товар. Особенность в том, что товар продается в рассрочку с наценкой, которая заранее оговаривается сторонами и не может быть увеличена ни при каких обстоятельствах, даже в случае просрочки оплаты клиентом.
Также в исламском банкинге широко представлены «иджара» — аналог лизинга, «мушарака» — финансирование посредством вхождения в долю в капитале и договор «мудараба» — проектное финансирование с привлечением средств посредством доверительного управления.
На Гайдаровском форуме советник премьер-министра Республики Татарстан Линар Якупов призвал рассматривать исламские финансы «чисто с экономической точки зрения» и не «смешивать их с религией и политикой».
В свою очередь депутат Савельев предлагает вообще заменить термин «исламский» банкинг «партнерским», поскольку «традиции всех основных конфессий не допускают ростовщичества, азарта и неопределенности и приветствуют прозрачные партнерские отношения».
В свою очередь Бекхан Чокаев полагает, что можно использовать любую терминологию, о которой «все договорятся», лишь бы от смены названия не изменилась сама суть исламских финансов, которые «должны соответствовать признанным международным стандартам».
Кредит без процентов – реальность исламского банкинга
Данная система реализовывалась в России еще до революции, а сейчас уже Сбербанк предлагает банковские услуги такой модели
Можно ли представить банк, который выдаст займ, но не попросит за это проценты? В условиях российских реалий это кажется чем-то фантастическим или даже отдает мошенничеством, но такие кредиты существуют вполне легально. Их выдают халяльные кредитные организации, которые базируются на исламском банкинге. Как это работает, на чем зарабатывает банк и где получают беспроцентные кредиты, рассказывает ДОЛГ.РФ.
Что такое исламский банкинг
Мадина Калимуллина, кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково, объясняет, что представляет собой этот нестандартный для России инструмент:
Исламский банк действует на основе банковской лицензии регулятора и является посредником между инвесторами, желающими получить часть прибыли от операций банка, и клиентами, нуждающимися в финансировании.
Мадина Калимуллина уточняет, что по финансовой политике исламские банки делятся на 2 крупные группы:
инвестиционные банки, которые вкладывают в бизнес клиентов;
торговые или коммерческие банки, которые занимаются торговым финансированием.
Исламские банки также осуществляют традиционные операции – РКО, обмен валюты, предоставление гарантий. При этом соблюдается особый этический комплаенс, который осуществляется через наличие специального шариатского совета, состоящего из авторитетных экспертов отрасли. Это обособленная независимая контролирующая соблюдение правил Шариата структура.
Дополнительный этический контроль определятся международными стандартами, но в некоторых странах наличие таких советов является обязательным по закону. В исламских банках Кыргызстана и Таджикистана, относительно недавно внедривших регулирование, требования к членам шариатских советов (в Таджикистане – Комитета по исламским финансовым услугам) определены законом. Прежде чем начать операции, банк обязан получить утверждение всех финансовых продуктов у своего совета.
Исламские кредитные организации в работе отдают предпочтение исламским этическим ценностям. Например, считается, что банк и вкладчик – партнеры, а прибыль и убытки распределяются между ними. Кроме того, стандарты отрасли частично ограничивают возможность присвоения чужих активов банками и продажу долгов.
Исламские банки не имеют права применять санкции к должникам с затруднительным финансовым положением. Более того, они обязаны предоставить отсрочку должнику без штрафов и пени.
Сделки исламского финансирования также часто именуются партнерскими ввиду того, что банку при принятии решения о финансировании клиента важно, на что пойдут средства: отсутствие у бизнеса социально неблагоприятных последствий. Как правило, финансируется реальный сектор экономики: сельское хозяйство, производство, сектор торговли и услуг.
Что запрещает мусульманское право банкам
Исламская финансовая модель оказалась устойчивее классической в период финансового кризиса 2008 года. Это объясняется тем, что согласно Корану и Сунне существует харам – религиозные запреты, которые регулируют экономическую жизнь общества.
Риба (излишек). Предполагает запрет на получение процентов и занятие ростовщичеством. Сюда относятся кредиты, облигации и вклады с фиксированным доходом.
Гарар (неопределенность). Табу на чрезмерный необоснованный риск, в том числе неопределенные условия договора, которые могут принести убытки. Нельзя получать выгоду за счет большей информированности одной из сторон. К этой категории можно отнести классическое страхование, фьючерсы, форварды и т п.
На чем зарабатывают халяльные банки
Классическая и исламская модель банкинга существенно различаются, однако большинство предлагаемых клиентам продуктов аналогичны. При формировании альтернативной системы исламские экономисты использовали западный опыт, но нашли иной способ зарабатывать деньги.
Западная система ставит во главу заработка проценты, халяльные же банки зарабатывают на комиссиях. Объясним, как это происходит, на основных исламских финансовых инструментах.
Мушарака — совместное долевое предприятие кредитной компании и бизнесмена. Клиент направляет запрос банку на финансирование. Прибыль делится равнозначно долям финансирования.
Мудараба — доверительное управление инвестициями. Клиент доверяет банку свои деньги. Банк инвестирует полученные средства, выплачивает часть прибыли инвестору, а по завершении контракта возвращает вложенный капитал.
Мурабаха — перепродажа с отложенным платежом и наценкой. По соглашению с покупателем банк приобретает оговоренный предмет у брокера и перепродает его клиенту с наценкой на условиях рассрочки. Причем последний знает изначальную стоимость приобретаемого объекта.
Кард-аль-Хасан — кредит без процентов. Банк предоставляет клиенту обычный беспроцентный займ. Когда приходит срок возврата, заемщик может заплатить банку «хибу» — добровольную комиссию.
Иджара — аналог договора аренды или лизинга. Кредитная компания на основании договора с клиентом покупает определенный объект (недвижимость или оборудование), а затем отдает этот объект в аренду по требованию последнего.
Сукук — аналог облигаций с обеспечением дополнительными активами. Такая ценная бумага предоставляет негарантированную прибыль от участия в финансировании какого-либо проекта, который определяет эмитент. При этом прибыль, как и риски, делятся между инвесторами и эмитентом пропорционально долям участия. Сукук отличается от облигации тем, что предоставляет ставку собственности в существующем или чётко определённом активе.
Закят — налог с богатства, который устанавливается шариатом. Его уплата для мусульманина равна акту поклонения.
Помимо этого, законы Шариата не запрещают зарабатывать банкам на оказании услуг по выпуску и обслуживанию карт, на штрафах и пенях при просрочке исполнения обязательств со стороны клиента, доходах от реализации ценных бумаг и других финансовых инструментах.
Исламский банкинг в России
Мадина Калимуллина рассказала, что Российская Империя была одной из первых стран, где впервые была опробована на практике модель исламского банка. Так в 1908 – 1913 гг. именно в России выпускали первое в мире издание, посвящённое исламской экономике — журнал «Иктисад».
По словам эксперта, российские банковские организации могут реализовывать лишь ограниченный перечень продуктов исламского финансирования, испытывая при этом дополнительные правовые и финансовые издержки.
Эксперт также отметила, что в РФ действует около 10 компаний, которые предоставляет финансовые услуги по исламским принципам. В основном это небольшие компании, использующие кооперативную или схожую модель, которые занимаются торговым финансированием и разделяют прибыль с инвесторами, но есть и банки, тестирующие отдельные сделки в пилотном режиме
По словам руководителя направления исламского банкинга Ак Барс Банк Искандера Исхакова, отдельные продукты и инструменты могут внедряться на территории всей России. Вот что кредитная компания реализует в России уже сейчас:
исламскую ипотеку в формате пилотного проекта в Казани, которая позволяет получить жилье с фиксированной стоимостью в рассрочку равными платежами;
халяльный ПИФ, активы которого могут быть представлены только акциями компаний, чья бизнес-модель соответствует требованиям исламских стандартов к компаниям-эмитентам;
сделки по привлечению капитала от международных исламских банков.
С другой стороны, представитель Ак Барс Банка подтвердил, что в РФ могут быть использованы далеко не все исламские продукты. Например, инвестиционные счета, исламский лизинг и страхование не подойдут, потому что отечественное законодательство не адаптировано под специфику исламских финансов.
Что нужно для внедрения продуктов исламского банкинга
Эксперт предложила и другой вариант – внедрение лицензии отдельной финансовой компании. Для иностранных партнеров и инвесторов из стран Ближнего Востока, которые уже анонсировали готовность вложить в Россию свыше 20 млрд долл., шаг России в сторону признания исламского банкинга – важный политический знак доверия и открытости.
Не менее важна активность предпринимательского сообщества и потребителей.
Мадина Калимуллина отметила, что сегодня в России потенциальные потребители не предъявляют активный спрос на исламские финансовые услуги. Однако с ростом религиозного самосознания и осведомленности о специфике тех или иных операций, потребитель становится более активным. Поэтому из года в год объем исламских финансовых активов в России растет. Возможно, через несколько лет мы вернемся к тому уровню, который был в Российской империи в понимании и практике исламского банкинга.
Одним из перспективных направлений применения инструментов исламского финансирования для России является экспорт продукции АПК: страны исламского мира – основные покупатели российского зерна, и наличие подобных инструментов выгодно как российским производителям и поставщикам, так и покупателям.