Исн в гпд что это расшифровка
Организация работы воспитателя группы продленного дня
Организация работы воспитателя ГПД
Документы и планирование
Группа продленного дня в школе (методические рекомендации)
ПРИЁМ ГРУППЫ
1. Проверка санитарного состояния помещения и воздушно-теплового режима.
2. Уточнение информации об отсутствующих учащихся.
3. Индивидуальное собеседование с учителями о самочувствии, поведении и успехах детей в первую половину дня.
4. Ознакомление с просьбами детей и родителей.
5. Сообщение учащимся плана работы на день (корректировка его при необходимости).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
1. Организация дежурства в столовой.
2. Проведение этических бесед.
3. Создание условий для выполнения учащимися гигиенических правил при посещении столовой.
4. Привитие учащимся правил культурного поведения в столовой при приёме пищи и после его окончания.
ПРОГУЛКА НА ВОЗДУХЕ
1. Организация проветривания помещений во время прогулки детей.
2. Привитие учащимся навыков самообслуживания при подготовке к прогулке и после её завершения. При необходимости организация сушки одежды и обуви.
3. Знакомство учащихся с планом отдыха на свежем воздухе.
4. Распределение заданий и обязанностей детей во время прогулки.
5. Повторение правил безопасного поведения на улице.
6. Организация активного отдыха учащихся.
7. Наблюдение за самочувствием детей.
8. Подведение итогов прогулки на свежем воздухе.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ, СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
1. Сообщение темы, цели и плана занятия.
2. Повторение правил безопасного поведения во время занятия.
3. Организация активного участия детей в проводимом мероприятии.
4. Рефлексия проведённого занятия. Анализ деятельности учащихся в ходе проведения мероприятия. Оценка их активности.
САМОПОДГОТОВКА
1. Обеспечение проветривания помещения до самоподготовки.
2. Осуществление контроля за освещением помещения.
3. Обеспечение выполнения образовательных и воспитательных функций самоподготовки.
4. Организация размещения учащихся с учётом их уровней обучаемости и работоспособности, подготовка рабочих мест.
5. Обеспечение группы продлённого дня наглядными пособиями и дидактическим материалом, необходимыми для организации самоподготовки.
6. Подготовка на доске информации о домашнем задании для учащихся каждого класса.
7. Установление последовательности выполнения домашнего задания.
8. Формирование у учащихся мотивации на самостоятельный труд, обеспечение самостоятельного, серьёзного и делового отношения учащихся к выполнению домашнего задания.
9. Актуализация изученного на уроке материала, необходимого для выполнения домашнего задания.
10. Привитие учащимся навыков самоконтроля, умений чётко и аккуратно выполнять задания.
11. Привитие учащимся умений поддерживать порядок на рабочем месте.
12. Формирование правильной осанки учащихся при выполнении письменных и устных заданий.
13. Организация контроля за деятельностью учащихся (контроль воспитателя, взаимопомощь).
14. Своевременное оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
15. Своевременное проведение физкультминуток.
16. Формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль, взаимопроверку и самооценку.
17. Подведение итогов самоподготовки.
18. Осуществление проверки качества выполнения домашних заданий учениками, качественная оценка (оценочное суждение) работ каждого ученика.
19. Информирование учителей класса, родителей о ходе и результатах самоподготовки.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ
1. Организация наведения порядка в группе продлённого дня.
2. Назначение дежурных на следующий день.
3. Сообщение плана работы на следующий день.
4. Осуществление контроля за состоянием сменной одежды учащихся и принятие мер по её своевременной смене.
5. Привитие учащимся бережного отношения к одежде, привычки содержать одежду в порядке.
6. Проследить в гардеробе за одеванием детей. Обеспечить бережное отношение к верхней одежде во время переодевания.
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения
Работая в школе в группе продленного дня уже 6 лет решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберемся в понятиях: школа, продленный день, воспитательная работа.
Задачи продленного дня:
Как видите, основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах группы продленного дня. В условиях продленного дня педагог-воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу. Научить детей использовать материальной базы школы (посещение библиотеки, атласы, словари и тп.). Создание благоприятных условий для построения режима дня.
Но нельзя, пройти мимо и не заметить, что как достоинства есть и недостатки:
Помня о недостатках, нужно планировать и организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия, разных направлений) в классе, таким образом, чтобы исключить эти минусы.
В каждом классе в зависимости от учебной нагрузки, есть свой режим дня. Расскажу, о том, как в моей школе организуется режим дня.
Примерный режим группы продленного дня для 1 класса
Группа продленного дня. Календарно-тематическое планирование.
Содержимое разработки
Занятия в помещении/Воспитательные задачи/Виды деятельности
Занятия на свежем воздухе/Воспитательные задачи/Виды деятельности
Работа с родителями
Целевая прогулка «Адрес школы»
Консультации для родителей
Конкурс рисунков «Мое лето»
Родительская встреча «Давайте познакомимся»
Беседа «Правила поведения в школе»
Индивидуальные беседы с родителями
Рисунок для школьной выставки «Слава освободителям Донбасса»
Беседа «Правила дорожные знать каждому положено!»
«Организация и содержание работы ГПД»
Беседа «День освобождения Донбасса»
Подвижные игры на свежем воздухе
Оформление уголка «Для Вас, родители»
«Школьнику на память»
Игра «Фейерверк красок»
Информационная прогулка «Правила поведения в природе»
Консультации для родителей
Закладка для книг в технике оригами
Дискуссия «Твой внешний вид»
Беседа «Безопасный путь от дома до школы»
Беседа «Режим дня школьника»
Прогулка-игра «Найди клад»
Индивидуальные беседы с родителями
Школа вежливых наук «Вежливые слова»
Прогулка-беседа ПДД «От дома до школы»
Памятка для родителей школьника
Оформление уголка ГПД
Викторина «Съедобные и несъедобные грибы»
Консультации для родителей
«Есть в осени первоначальной…»
Конкурс «Задачи в стихах»
Прогулка – размышление «Что такое лес?»
Консультации для родителей
Аппликация «Сова» из природного материала
Прогулка – творчество «Букеты из осенних листьев»
Беседа «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Беседа «Если хочешь быть здоров»
Игра на местности «Следопыт»
Индивидуальные беседы с родителями
Викторина ПТБ «Не играй с огнем!»
Беседа «Сохраняя природу, мы сохраняем жизнь»
Презентация уголка ГПД для родителей
Конкурс рисунков «Золотые краски осени»
Подвижные игры «Салки», «Коршун»
Консультации для родителей
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
Информационная прогулка «Веселая планета друзей»
Консультации для родителей
Оригами «Кленовый лист»
Творческая прогулка «Красавица осень!» Чтение стихотворений об осени
«Трудовое воспитание детей в семье»
Разучивание песни о дружбе
Эстафеты «Веселые состязания»
Индивидуальные беседы с родителями
Рассказ о лучшем друге «Мой друг»
Практикум «Воспитанный ли я человек?»
«Дети и телевидение»
Оформление уголка «Дружба»
Игровая прогулка. Разучивание новой игры
Консультации для родителей
«Все профессии нужны, все профессии важны!»
Открытка ко дню пожилого человека
Путешествие в мир профессий. Информационная прогулка
Консультации для родителей
Оформление стенгазеты на день учителя
Прогулка с заданием. Трудовая атака
Беседа «Следите за культурой поведения вашего ребенка»
Индивидуальные беседы с родителями
Обществоведческая экскурсия «Труд работников школы»
Рисование цветов «Сказочный букет»
Подвижные игры на свежем воздухе
Консультации для родителей
Прогулка-поиск «С какого дерева упал листок?»
Консультации для родителей
Оригами «Осенний букет»
Сбор природного материала для поделок
«Здоровье и учебная нагрузка»
Беседа «Как не заболеть ОРЗ и ОРВИ»
Спортивная прогулка. Командная эстафета по бегу.
Индивидуальные беседы с родителями
Викторина «Природа вокруг нас»
Практическое занятие «Мой внешний вид-залог здоровья»
Анкетирование «Недостатки превратим в преимущества»
«Осень-волшебница» работа с природным материалом
Разучивание новой игры
Консультации для родителей
«Все обо всем». Знакомство с энциклопедией
Беседа «Мой родной Донбасс!»
Консультации для родителей
Совместная поделка «Донбасс в розах»
Прогулка-творчество. Зарисовка с натуры деревьев
Беседа «О профилактике мелких краж детей»
Интересные факты о родном крае. Разгадывание кроссвордов
Эстафеты «От старта до финиша»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа-викторина «Я люблю свой город»
Экскурсия «Достопримечательности моего города»
Лекция «Человечность формируется с детства»
Телемост «В мастерской народных умельцев»
Прогулка по изучению окрестностей
Консультации для родителей
Конкурс сочинений и рассказов о маме «Моя любимая мамочка!»
Прогулка поиск. «Найди по описанию.
Консультации для родителей
Оригами «Цветы для мамы»
Поэтическая прогулка. Чтение стихов о маме
Беседа «О внешнем виде учащихся»
Беседа «Как я помогаю маме»
Конкурсная программа «Полезные советы»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа «Легко ли быть мамой?»
Обществоведческая экскурсия «По профессиям наших мам»
Беседа «Роль работы ГПД в развитии младших школьников»
Конкурс рисунков «Мамин портрет»
Конкурс для мам «Узнай себя»
Беседа «Птицам нужна наша забота!»
Прогулка-наблюдение: «Школьные клумбы»
Консультации для родителей
Работа с природным материалом «Лесная сказка»
Фабрика по изготовлению кормушек для птиц
Участие родителей в акции «Спешите творить добро!»
Викторина «Природа вокруг нас»
Индивидуальные беседы с родителями
Путешествие «По страницам Красной книги»
Природоведческая экскурсия «По следам пернатых»
«Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности»
Мир птиц в рисунках
Консультации для родителей
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу»
Разгадывание ребусов, головоломок.
Прогулка-наблюдение: «Живая и неживая природа осенью»
Консультации для родителей
Квиллинг «Красочные узоры»
Отдых детей на свежем воздухе.
Физическое развитие младшего школьника в школе и дома”
Школа здоровья «Мои друзья Вода и Мыло»
Викторина по видам спорта «Спорт-залог здоровья»
Индивидуальные беседы с родителями
Викторина «Вредные привычки»
Беседа «Вредные привычки ваших детей»
Оформление книжки-передвижки «Осень»
Игра «Когда это бывает?»
Консультации для родителей
Викторина «Ум, смекалка, быстрота»
Прогулка – наблюдение. «Лужа»
Консультации для родителей
Игра-занятие «Больница для книжек»
Интеллектуально-спортивный турнир. Шашки (внутри класса)
“Кто много читает, тот много знает”
Викторина «Как сохранить и укрепить зрение»
Игровая прогулка. Игры по желанию детей.
Индивидуальные беседы с родителями
«Мир книг» беседа-путешествие
Прогулка – экскурсия. «Знакомство с сезонными изменениями в природе»
Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей»
Конкурс рисунков «Любимые герои сказок»
Подвижные игры. Разучивание новой игры
Консультации для родителей
Викторина «Пожарная безопасность»
Беседа «Как древние люди научились добывать огонь?»
Консультации для родителей
«Сказочная птица». Аппликация из бумаги путем отрывания
Анкетирование родителей «Мой ребенок»
Викторина «Польза овощей и фруктов»
Эстафеты «Веселые состязания»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа «Если я один дома»
Экскурсия «Наблюдение за природой»
«Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой»
Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг»
Консультации для родителей
Конкурс «Веселые загадки»
Информационная прогулка «Поэтические названия декабря»
Консультации для родителей
Трудовая акция «Моя помощь птицам»
Беседа «Почему дети не выполняют своих обещаний»
Прогулка с заданием: «Добрый снег, ты подумал обо всех!»
Индивидуальные беседы с родителями
Викторина «Любимые сказки»
Природоведческая экскурсия «Снежная сказка»
«Родителям о толерантности»
«Волшебные точки» рисование ватными палочками
Подвижные игры на свежем воздухе
Консультации для родителей
Разгадывание ребусов, головоломок о зиме.
Консультации для родителей
Новогодняя игрушка. Поделка из дисков
Прогулка «В поисках волшебной палочки»
«Мамы, папы и школьные отметки»
Школа здоровья «Сон – лучшее лекарство»
Игровая прогулка. Подвижные игры по желанию детей.
Индивидуальные беседы с родителями
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о зиме
Прогулка – экскурсия. «Знакомство с сезонными изменениями в природе»
Ознакомление родителей с памяткой «Как развивать самостоятельность у детей»
Литературная гостиная. Читаем вместе
Игровая прогулка. Разучивание новой игры
Консультации для родителей
Мастерская Деда Мороза
Конкурс загадок, задач-шуток «В царстве смекалки»
Правила поведения на улице.
Консультации для родителей
Модульное оригами «Елка»
Трудовая акция «Моя помощь птицам»
«Любовь как фактор психического здоровья ребёнка»
Школа здоровья «Надежная защита организма»
Спортивная прогулка. Командная эстафета по бегу.
Индивидуальные беседы с родителями
ОБЖ «Конкурс загадок» (на противопожарную тему)
Прогулка – практикум «Следы на снегу»
Ознакомление родителей с памяткой «Как развивать творческие способности у детей»
Оформление новогодней стенгазеты
Разучивание игры «Команды! Смирно!»
Консультации для родителей
«Скоро, скоро Новый год!»
Информационная беседа. «Откуда к нам пришел Новый год?»
Консультации для родителей
Подарок своими руками для Деда Мороза
Прогулка-поиск «Сюрприз от Деда Мороза»
Отчет «Наши успехи, наши победы»
«Осторожно, мороз!» Беседа о переохлаждении и обморожении
Игровая прогулка. Разучивание новой игры
Индивидуальные беседы с родителями
«На пороге Новый год» (беседа об осторожном поведении при использовании пиротехнических средств)
Игры на снеговой площадке
Мониторинг степени удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса в ГПД
Праздник «Новогодняя сказка»
«Вокруг Новогодней елки»
Консультации для родителей
праздники: Рождество, Крещение»
Консультации для родителей
«Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся» Викторина-знакомство с народными традициями
Трудовая акция «Расчистим участок от снега»
Лекция «Как воспитать у детей интерес к чтению»
Беседа «Лесная аптека на службе человека»
Спортивная прогулка: «Катание на санках»
Индивидуальные беседы с родителями
ОБЖ «Осторожно гололед!»
Экскурсия «Наблюдение за природой»
Беседа «О трудностях общения с одногодками»
Конкурс рисунков «Зимние забавы»
Игровая прогулка. Разучивание новой игры
Консультации для родителей
Беседа-практикум «Как хорошо уметь читать»
Поисковая прогулка «Неизвестный зверь ходил»
Консультации для родителей
Конкурс «Пластилиновая фантазия»
Акция «Поможем птицам!»
Анкетирование «Творческие способности моего ребенка»
«Танцуют все!» Разучивание танца
Прогулка-развлечение. Вспомним любимые подвижные игры.
Индивидуальные беседы с родителями
Конкурсная программа «Угадай мелодию»
Прогулка-практикум «Осторожно! Скользкие дороги!»
Памятка для родителей по воспитанию у детей уважения к людям
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»
Консультации для родителей
Конкурс «Веселая перемена»
Информационная прогулка «Почему существуют четыре времени года?»
Консультации для родителей
Прогулка-творчество «Конкурс на лучшего снеговика»
«Значение труда в воспитании детей»
Викторина «Дружи с водой»
Экскурсия в зимний лес
Индивидуальные беседы с родителями
Целевая прогулка: «Наблюдение за птицами
Конкурс рисунков на цветной бумаге «Зимний сон!»
Прогулка-развлечение. Любимые подвижные игры
Консультации для родителей
«Не позволяй себе лениться!»
«Вечер веселых задач»
Информационная прогулка: «Февраль – сухой,лютый»
Консультации для родителей
Бумажные фантазии. Работа с бумагой
Прогулка-творчество: «Лучшая снежная фигура»
Беседа «Становление самостоятельности и трудолюбия»
Школа здоровья «Я – ученик»
Спортивная прогулка: «Катание на санках»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа «Труд человека кормит, а лень — портит»
Прогулка-поиск «Сокровища пиратов»
«Трудовое участие ребенка в жизни семьи»
Конкурс рисунков «Труд и я»
Консультации для родителей
Умные раскраски. Раскраски с заданиями
Информационная прогулка «Жизнь в старину»
Консультации для родителей
Игра-викторина «Древнейшие изобретения человека»
Творческая прогулка « На что похожи снежинки?»
Наказание. «За» и «против»
Разучивание старинной детской подвижной игры «Платок»
Индивидуальные беседы с родителями
Чтение былин и легенд
Прогулка-практикум. Малые жанры устного народного творчества. Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок. Разгадывание загадок
«Детская ложь и ее истоки»
«Хохлома – русское искусство росписи»
Любимые подвижные игры
Консультации для родителей
Викторина «Словарь вежливых слов»
Поисковая прогулка по ППБ на тему: «Подручные средства пожаротушения»
Консультации для родителей
Аппликация «Подарок папе (дедушке, брату)»
Прогулка-творчество « Лепим снежную крепость»
Конкурс рисунков « 23 февраля»
Спортивная эстафета, посвященная дню защитника Отечества. «Смелые, сильные, ловкие»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа о защитниках Отечества
Обществоведческая экскурсия «Путешествие по профессиям наших пап»
«Чему надо учить своего ребенка»
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»
Спортивная прогулка «Катание на санках с горы»
Консультации для родителей
Конкурс на развитие памяти «Волшебный сундучок!»
Информационная прогулка «Надо ли прислушиваться к советам родителей?»
Консультации для родителей
Оформление книжки-передвижки «Зима»
«О чем может рассказать дневник. »
Школа здоровья «Вредные привычки»
Игра «Торопись, да не ошибись!»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседа «Старших надо уважать».
Ролевая игра «Мое поведение в общественных местах»
«Способности и прилежание – звенья одной цепи»
Воспитателю в помощь
Интернет-ресурсы системы образования
Наименование организации,
учреждения или интернет-ресурса
Сайт управления специального образования Министерства образования
Республики Беларусь
Национальный образовательный портал,
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь
Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
ГУО «Академия последипломного образования»
УО «Республиканский институт контроля знаний»
Республиканский портал «Профессиональное образование»,
УО «Республиканский институт профессионального образования»
ГУО «Минский городской институт развития образования»
Минский городской методический портал
ГУО «Брестский областной институт развития образования»
ГУО «Витебский областной институт развития образования»
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
ГУО «Минский областной институт развития образования»
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Клуб «Хрустальный журавль»
Научно-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
Сайт методической поддержки профессионального образования
Методические рекомендации
по планированию работы воспитателя группы продленного дня
В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) план; примерный план работы с родителями младших школьников.
Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.
Деятельность группы регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции:
Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование.
У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.
Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.
Требования к календарно-тематическому плану работы:
Разделы плана:
Предлагаем примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2).
Примерный календарно-тематический план работы
воспитателя группы продленного дня на год
Месяц
Основная тема периода
Неделя
Виды деятельности
Познава-
тельная
Физкультурно-оздоровительная
Ценностно-ориентированная
Трудовая
Творческая
Коммуникативная, коллективно-творческая
сентябрь
Игра-путешествие «Здравствуй, школа!»
«Светочи земли белорусской»,
Прогулка с заданием
Мир вокруг нас (политинформация)
Это интересно знать (события в мире спорта)
Эстафетные игры на стадионе
Игры на свежем воздухе
Волшебный сундучок (правила этикета)
«Праздник рождения группы»
Операция «Чистый двор»
Сезонные работы на пришкольном участке
Акция «Помоги книге»
Экскурсия на выставку детского творчества
Давайте познакомимся. Игра «Снежный ком». Заполнение анкеты «Моя группа»
Коллективное планирование «Корзинка Красной Шапочки»
октябрь
Золотая осень
Прогулка-наблюдение «Интересные явления природы»
Игра-путешествие по станциям «Овощная, Фруктовая, Лесная»
Агентство полезных советов
Прогулка-поход «Осенний лес»
Спортивные игры на воздухе
Праздник «Я пришел в этот день в этот мир»
Акция «Теплое письмо»
Операция «Осенний лист»
Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Золотая осень»
Конкурс рисунков «Осень наступила»
Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»
КТД «Золотая осень» (вместе с родителями)
И так далее составляется календарно-тематическое планирование
на весь учебный год
Примерный календарно-тематический план воспитательной работы
в группе продленного дня на год
№ учебной недели. Основная тема недели.
День недели, дата
Занятия на воздухе
Организаторы и исполнители
Занятия
в помещении
Организаторы и исполнители
1. «Здравствуй, школа!»
Природоведческая экскурсия по пришкольному участку «Здравствуйте, деревья, кусты, цветы»
ИСН «Фотокамера смотрит в мир: «День знаний»
Трудовая атака «Школьный двор» (уборка игровой площадки)
Устный журнал «История возникновения и развития белорусской письменности»
Библиотекарь школы, инициативная группа детей
ФОЗ «Весёлые старты» (участвуют дети и их родители)
Этическое занятие «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Прогулка-практикум «Осторожно: улица»
Воспитатель, инспектор ГАИ
Конкурс рисунков на тему «Я и мои друзья»
Час игры «Давайте познакомимся»
Воспитатель, инициативная группа детей
Сбор «Рождение коллектива»
2. «Правила для всех»
Обществоведческая экскурсия «Роль правил в жизни человека»
Пресс-конференция «Наши права и обязанности»
Воспитатель, инициативная группа детей
Рейд по заготовке корма для зимующих птиц (сбор семян, ягод, плодов и т.д.)
Путешествие по страницам сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель
ФОЗ «Весёлая спартакиада»
Воспитатель, инициативная группа детей
Круговая беседа «Если бы я был волшебником…»
Прогулка-практикум «Красный, жёлтый, зелёный»
Воспитатель, инициативная группа детей
Воспитатель, инициативная группа детей
«Эстафета белорусских народных игр»
Воспитатель, инициативная группа детей
Сбор коллектива «Правила жизни нашей группы» (выработка правил жизни группы)
Воспитатель, инициативная группа детей
Природоведческая экскурсия «В садах опять колдует листопад»
Радиопередача «Осенние зарисовки»
Воспитатель, инициативная группа детей
Трудовая операция «Листья жёлтые, скажите, что вам снится?» (уборка листьев)
Литературная гостиная «Осень, осень, в гости просим»
Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель
ФОЗ «Осенний марафон»
Устный журнал «Мир вокруг нас»
Воспитатель, инициативная группа детей
Прогулка-творчество «Есть в осени первоначальной…» (зарисовки осенней природы)
Выставка творческих работ детей «Есть в осени первоначальной…»
Воспитатель, инициативная группа детей
КТД «Разведка дел и друзей»
Создание книги-летописи «Жизнь нашей группы»
Воспитатель, инициативная группа детей
4. « Вместе весело шагать по просторам»
Природоведческая экскурсия «Интересные явления природы»
Интеллектуально-познавательная игра «Жизнь замечательных детей»
Воспитатель, инициативная группа детей
Рейд «Сбор природного материала для изготовления подарков учителям ко Дню учителя»
Сказочный вернисаж (сочинение и презентация сказок, сказочных инсценировок)
Воспитатель, инициативная группа детей
ФОЗ «Весёлые старты»
Нравственный час «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Прогулка-поход «Осенний лес»
Мастерская «Сюрприз» (изготовление подарков педагогам ко Дню учителя)
Конкурс на лучший комплекс упражнений утренней гимнастики
Воспитатель, инициативная группа детей
Праздник «День рождения группы»
Воспитатель, инициативная группа детей
Воспитатель, другие работники школы
Воспитатель, инициативная группа детей
Трудовой десант «Акт добровольцев» (эстетическое оформление и благоустройство школы и пришкольной территории ко Дню учителя)
Конкурс чтецов «Вам, дорогие учителя, посвящаем!»
Спортивный праздник «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья»
Воспитатель, инициативная группа детей, родители
Игра «Защита фантастического проекта «Школа будущего»
Прогулка-поход «Всё хочу на свете знать»
Концерт ко Дню учителя «Музыкальная мозаика»
Воспитатель, инициативная группа детей
«Час весёлых игр и эстафет»
Сбор коллектива «Деловой разговор»
Воспитатель, инициативная группа детей
И так далее составляется календарно-тематическое планирование
на весь учебный год
На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3).
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты
Основные воспитательные задачи и
направления деятельности
Прием детей в группу
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Отдых и деятельность на воздухе
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
Переключение на умственную деятельность
Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
Подведение итогов дня
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении (Таблица 4)
Примерные виды занятий на неделю
недели
Занятия
на воздухе
Занятия
в помещении
Информационная служба новостей (ИСН)
Занятия по пропаганде чтения
Физкультурно-оздоровительное занятие (ФОЗ)
День коллектива, тимуровская и шефская работа
В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.
В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.
Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5).
Примерная форма ежедневного (рабочего) плана
Режимные моменты, время их проведения
Дополнительные задачи
Содержание работы
Ответственные за выполнение
Индивидуальная работа с детьми
Примечания
Приём детей в группу
1) приход детей в группу;
3) ознакомление воспитателя с просьбами родителей;
4) ознакомление с домашним заданием;
5) подготовка к спортчасу.
В плане записываются цели спортчаса: оздоровительные; воспитательные; обучающие
В плане отражаются:
2) подготовительная работа;
3) структура спортивного часа:
4) психолого-педагогические условия достижения цели.
Примечание: описание игр, эстафет должно быть зафиксировано на карточках или в плане.
Подготовка к обеду, обед
Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед обедом, в план записываются её тема и цель
В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы
щие занятия (ОРЗ) на воздухе
В плане записываются цели ОРЗ: оздоровительные; воспитательные; обучающие
В плане фиксируются:
1) форма ОРЗ (например, прогулка);
2) вид ОРЗ (например, поисковая);
3) план проведения ОРЗ и его содержание.
Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.
Если проводится санитарно-гигиеническая беседа, в план записываются её тема и цель
В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.
В плане записываются цели самоподготовок по всем предметам
В плане отмечаются:
1) порядок выполнения уроков и время, отведённое на них;
2) домашнее задание по каждому предмету с ответами;
3) игры на внимание; физкультминутки; физкультпаузы.
Подготовка к полднику, полдник
Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед полдником, в план записываются её тема и цель
В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.
Общеразвиывающие занятия (ОРЗ) в помещении
В плане записываются тема, цели ОРЗ: воспитательные; обучающие; развивающие
В плане записываются:
1) форма ОРЗ (например, КВН);
2) вид (например, математический);
4) содержание занятия.
Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.
Игры, занятия по интересам
В плане фиксируется содержание работы
Подведение итогов дня. Индивидуальная работа с дежурными
В плане описывается содержание работы
Работа с родителями воспитанников
В плане раскрывается содержание работы
Оценка результатов проделанной работы. Педагогические наблюдения и выводы.
В плане отражаются наблюдения воспитателя и его выводы.
Примерный план работы с родителями младших школьников
Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:
Предлагаем примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год.
Примерный план работы с родителями младших школьников
месяц
Организация работы с родителями
Изучение семей и условий семейного воспитания
Работа с коллективом родителей
Групповое взаимодействие с родителями
Индивидуальная работа с родителями
Наглядно-информационное просвещение родителей
сентябрь
1.Родительская встреча «Давай познакомимся».
2.День открытых дверей «День рождения группы».
Заседание родительского комитета группы (ежемесячно в течение года)
Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы
Оформление уголка для родителей на тему «Родителям на заметку»
1.Посещение семей на дому (в течение года).
2.Анкетирование родителей «Мой ребёнок».
октябрь
1.Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей».
2. Детско-родительское совместное занятие «Тренинг конструктивного взаимодействия»
Групповая консультация «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка»
Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Детство без слез»
Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все»
Рисунок семьи «Моя семья»
ноябрь
Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»
Групповая консультация с привлечением психолога «Учебные трудности ребёнка»
Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения»
Оформление папки передвижки «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
декабрь
Школа для родителей «Как помочь детям хорошо учиться»
Практикум «Как привить младшему школьнику любовь к книге»
Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Поддержка и развитие одарённости ребёнка в семье»; «Развитие памяти, внимания, мышления, речи ребёнка»; «Формирование волевых качеств личности».
Оформление памятки для родителей по вопросам рациональной организации режима дня младших школьников «Режим дня младшего школьника»
Круговая беседа «Вечер в моей семье»
январь
Родительская встреча «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка»
Практикум для родителей «Эффективная родительская педагогика»
Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств»
Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь без границ»
Мини-сочинение «Выходной день в моей семье»
февраль
Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье»
Практикум «Искусство родительского запрета»
Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Мужское воспитание в семье»
Организация в группе постоянно действующей библиотеки для родителей по вопросам семейного воспитания
Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях.
март
Круглый стол по обмену опытом семейного воспитания «Воспитание культуры поведения у младших школьников»
Дискуссионный клуб «Участие ребёнка в жизни семьи»
Индивидуальные консультации «Единые педагогические требования к ребёнку как необходимое условие правильного воспитания»
Оформление папки-передвижки «Дети-деньги-родители»
Методика «Загадывание желаний»
апрель
Родительская встреча «Роль семьи в воспитании здорового поколения»
Диспут «Телевидение: за и против»
Обсуждение индивидуального «паспорта» здоровья ребёнка
Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке»
Круговая беседа «Вечер в моей семье»
1.Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря».
2. День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей»
Школа для родителей «Летний отдых детей»
Организация экскурсий для детей на предприятия, где работают родители
Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы»
Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа»
Требования к кабинету группы продленного дня:
Литература
1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64.
3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня //Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69.
4. Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования: зборнік нарматыўных дакументаў/Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.-2005.-№1 (563).- С.27-52.
ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ГПД
1. Общие требования
1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:
2. Наличие средств обучения и воспитания:
— Паспорт кабинета.
— Классификация и систематизация дидактического и раздаточного материала.
— Наличие ТСО.
— Учебно-наглядные пособия.
— Эстетическое оформление кабинета.
— Творческие разработки воспитателя.
— Творческие работы учащихся.
— Наличие методической литературы.
2. Требования к оформлению кабинета ГПД
1. Уголок по идеологии (национальная символика, материалы по изучению истории Республики Беларусь своего региона).
2. Уголок родной природы.
3. Уголок здоровья.
4. Игровой уголок.
5. Уголок для родителей.
6. Режим дня, утвержденный директором.
7. График проветривания.
8. Игротека (сюжетно-ролевые игры).
9. Календарно-тематический план.
10. Личный план воспитателя.
11. Тетрадь учета посещаемости
12. Журнал ГПД.
13. Выставка творческих работ учащихся.
14. Библиотека детских книг.
15. Документы по кружковой работе.
16. Методические разработки, сценарии праздников, утренников, классных часов.
17. Кабинет должен быть оформлен в едином стиле, с учетом современных требований (компьютерный набор информационных сведений, распределение материала по соответствующим областям).
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
· Соблюдайте единый стиль оформления
· Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
· Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
· На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
· Для фона и текста используйте контрастные цвета.
· Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты
· Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
· Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации
· Используйте короткие слова и предложения.
· Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
· Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
· Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
· Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
· Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
· Для заголовков – не менее 24.
· Для информации не менее 18.
· Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
· Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
· Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
· Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
o рамки; границы, заливку;
o штриховку, стрелки;
o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
· Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
· Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: