Исо что это такое расшифровка

Международная Организация по Стандартизации

Содержание

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ISO как правопреемник CCCР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ISO.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Состав ISO

На сегодняшний день в состав ISO входят 161 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО

КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO — Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ISO. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ISO (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца.
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ISO, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ISO/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ISO. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ISO, который публикует данный международный стандарт.

Пересмотр стандартов

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ISO, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

Источник

Что такое ISO 9001 и зачем он нужен простыми словами

В России сертификация по ГОСТ ISO 9001 не является обязательной. Но многие солидные предприятия этот норматив уже сдали. Он подтверждает, что компания соблюдает и выполняет требования, определенные международными стандартами в области системы менеджмента качества. Мы узнали, что мотивирует коммерческие организации получать ISO 9001, и как это отражается на финансовых показателях.

Что такое ISO простыми словами

Системе стандартизации уже более полувека: соглашение о координации усилий в разработке промышленных стандартов было подписано в 1946 году. Сегодня в ней действует 21000 стандартов, касающихся практически всех аспектов ведения бизнеса и технологий. Их разработкой и внедрением занимается Международная организация по стандартизации (IOS — International Organization for Standardization), куда входят партнеры из 165 стран. Она создана для упрощения международного обмена товарами и услугами и кооперации в научной, технологической и экономической сферах.

Для чего понадобились международные стандарты? Представьте, что вы путешествуете из России в Финляндию на велосипеде. В другой стране велосипед ломается. Вам нужны крепежные детали. Система ISO гарантирует, что в любом специализированном финском магазине вы сможете подобрать болты и гайки, которые подойдут для ремонта. Производители велосипедов и комплектующих договорились о единых стандартах, чтобы вам было комфортно в любой стране.

Самая известная линейка стандартов – ISO 9000. В общих чертах, это принятый участниками организации консенсус по поводу управленческих практик на производстве, которые нужны для обеспечения надлежащего качества товаров.

Стандарт ISO 9001 разработан в 1984 году и четырежды корректировался: в 1994, 2000, 2008 и 2015 годах. Сегодня экспертизу по нему прошли более миллиона организаций по всему миру. В нашей стране действуют его национальные эквиваленты: ГОСТ ISO 9001 в версиях 2011 и 2015 годов.

Компания, соответствующая стандарту, придерживается определенных норм и правил в организации технологических и бизнес-процессов, которые гарантируют установленное качество продукции или услуги. В первую очередь, это сигнал потребителю.

Да, и ISO – это не аббревиатура. Название происходит от греческого «isos», что значит – «равный».

Соревнование по странам

Большинство российских компаний, несмотря на активную рекламу стандартизации, не до конца понимают, какие преимущества дает сертификат. На сайте Международной организации по сертификации выложены данные о распределении сертификатов ISO 9001 по странам за 2015 год. В России на момент подсчета действует 9084 сертификата (в 2014 году их было 11213). Для сравнения: в Китае – 292 559, в Италии 132 870, в Германии – 52 995, в Индии – 36 305, в США – 33 103, в Румынии – 20 524. По их количеству в Европе мы идем где-то посередине, вровень с Голландией и Чехией.

Исо что это такое расшифровка. Смотреть фото Исо что это такое расшифровка. Смотреть картинку Исо что это такое расшифровка. Картинка про Исо что это такое расшифровка. Фото Исо что это такое расшифровка

Количество сертификатов ISO по странам

Но это абсолютные цифры. Если разделить ВВП страны на количество выданных сертификатов, то среди европейских стран в России этот коэффициент будет одним из самых высоких (0,95). Распределение сертификатов напрямую зависит от насыщенности рынка в целом и активности конкретно рынка сертификационных услуг.

Для примера, на Британских островах, в Дании и Исландии этот коэффициент отрицательный, сертификатов с каждым годом выдается все меньше. Система стандартизации по ISO доведена практически до совершенства. Компании уже не ощущают серьезного влияния прохождения экспертизы на повышение прибыли. Если ISO 9001 есть у всех, в чем его конкурентное преимущество?

Как понять, что вашей компании нужен сертификат ISO?

В России темпы стандартизации управленческих процессов не высоки. Из числа компаний, прошедших экспертизу по ISO 9001, более 90% относятся к промышленным предприятиям (в мире их 83%). Чаще всего это компании, которые планируют или уже работают с зарубежными партнерами.

Консалтинговые компании, рассказывая о международных стандартах, объясняют, как получить ISO 9001, сколько это стоит. Но мало кто говорит не просто о формальных выгодах (успех и уважение на рынке), а о конкретном экономическом эффекте на фоне вполне ощутимых трат.

Чтобы получить сертификат, нужно разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК). Для этого необходимо подготовить документацию, разобраться с требованиями, написать проект, нанять консультанта или отправить на обучения своего сотрудника, настроить систему, пройти экспертизу в лицензированной организации.

В обычном порядке для предприятия с персоналом в 200-300 человек срок внедрения СМК составляет от полугода до полутора лет. Стоить это может 10-20 тысяч долларов (мы встречали предложения и по 30-50 тысяч долларов за консалтинговые услуги).

Если продажи идут и без сертификата, проблема не стоит остро, получение его не является обязательным, то не понятно, зачем суетиться и изымать из оборота средства на прохождение экспертизы? Проще всего оценить необходимость ISO 9001, опираясь на опыт других компаний, на конкретные цифры.

Экономический эффект от получения ISO 9001

В разных источниках можно прочесть о конкурентных преимуществах, которые открывает сертификат в непростой экономической ситуации, но в чем конкретно они выражаются? Через сколько окупятся затраты на внедрение СМК? Как это повлияет на прибыль предприятия?

Как правило, во многих коммерческих проектах прописано требование к подрядчику о внедрении в компании системы менеджмента качества. Особенно часто оно встречается у зарубежных представительств на территории России. Сертификация по ISO 9001, согласно постановлению Правительства РФ №48 от 03.02.2010.г, является обязательным требованием к участникам СРО. Для серьезных клиентов документы, подтверждающие экспертизу компании, могут играть ключевую роль.

Мы не доверяем голословным утверждениям, что после получения сертификата ISO 9001 дела пойдут в гору. Чаще всего источником таких рекламных проспектов являются посредники. Нужны цифры, нужна статистика, нужно на что-то опереться. В 2001 году испанские экономисты проанализировали опыт работы более 400 национальных компаний, внедривших у себя СМК и 400 не внедривших, в различных отраслях за пять лет и суммировали эмпирические данные.

Исо что это такое расшифровка. Смотреть фото Исо что это такое расшифровка. Смотреть картинку Исо что это такое расшифровка. Картинка про Исо что это такое расшифровка. Фото Исо что это такое расшифровка

Выгоды от системы менеджмента ISO 9001 (по данным опроса управляющих)

Данные по обеим группам прошли обработку статистическими методами, чтобы исключить отклонения. В результате средний доход сертифицированных компаний оказался выше, чем у не сертифицированных. Разницу исследователи признали статистически значимой (в среднем 2-3%). Однако призвали относиться к интерпретации этих данных аккуратно.

В 2015 году вышла статья отечественных экономистов, посвященная эффектам от сертификации по стандарту ISO 9001 для российских промышленных предприятий. Методом псевдорандомизации они проанализировали 1004 компаний, основываясь на данных базы «СПАРК», 214 из которых к 2010 году имели сертификат ISO 9001.

Исследование по нескольким гомогенным группам показало, что в целом финансовые показатели (доходность продаж, издержки на производство) у сертифицированных компаний заметно улучшились по сравнению с не сертифицированными компаниями. Разница в 5-10%. Причина, вероятней всего, в изменениях внутренней организации на предприятии. В то же время это четкий сигнал клиентам и потребителям о новом уровне качества, достигнутом компанией.

В странах, которые стали пионерами в вопросах стандартизации (Великобритания, Дания) получения сертификата ISO 9001 больше не приносит ощутимого экономического эффекта компаниям. Динамика новых сертификатов здесь отрицательная.

В России же, где сертификаты стали популярны относительно недавно, внедрение на производстве системы менеджмента качества может дать положительный эффект. Не просто оптимизировать процессы управления, но и отразиться на увеличении прибыли компании.

Экспертизу компании можно выстроить дополнительным способом. Мы работаем с большим количеством производителей по разным направлениям. В сфере IT технологий это компания Cisco, Avaya, IBM, Lenovo, HPE и т.д. Почти у каждого производителя есть партнерская программа. Обычно, в рамках данных программ существует несколько ступеней соответствия и каждая отражает определенный статус партнера. Чем выше статус – тем большими компетенциями обладает партнер в своей предметной области. Он дает дополнительные преимущества при участии в больших коммерческих проектах: заказчик, как правило, выбирает более компетентного исполнителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *