Исполнение государственных или общественных обязанностей что это

Статья 170. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Комментарий к ст. 170 TК РФ

1. На время исполнения работником в рабочее время государственных или общественных обязанностей работодатель обязан в установленных ТК и иными федеральными законами случаях освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности).

2. Поскольку работодатель не обязан сохранять работнику за этот период времени средний заработок, то государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, должны выплачивать ему соответствующую компенсацию.

Судебная практика по статье 170 TК РФ

Согласно статье 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Ссылки в кассационном представлении на противоречие указанной нормы Закона ст. ст. 128, 170 ТК РФ также являются необоснованными.
В статье 165 ТК РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых Кодексом установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей. Содержание этой нормы раскрывается в статьях 170, 171, 172 Кодекса. Так, статьей 170 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В этой связи, как правильно указал суд, не имеется оснований для вывода о противоречии федеральному законодательству (статьям 170 и 172 ТК РФ) нормы закона субъекта Российской Федерации, которой признана утратившей силу норма другого закона субъекта Российской Федерации, регулирующего правовые основы деятельности депутатов Магаданской областной Думы в части предоставления депутату ежемесячно до пяти рабочих дней для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Магаданской областной Думы (пп. «а» пункта 2 статьи 1).

Статьей 170 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом.

Судами установлено, что общество в силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации РФ освободило работников от исполнения трудовых обязанностей от работы с сохранением средней заработной платы, в связи с призывом на военную службу и прохождением амбулаторного медицинского обследования. Обществом понесены расходы по оплате страховых взносов и оплате труда работников, фактически не осуществляющего трудовую деятельность в пользу общества.

Суды, руководствуясь положениями статей 15, 129, 131, 170, 186 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пришли к выводу об отсутствии у общества правовых оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам, а также суммы выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в связи с тем, что спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

По мнению заявителя, положения части второй статьи 13 ГПК Российской Федерации и пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 32 (часть 5), 45 (часть 2), 46 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не признают во взаимосвязи со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации государственной обязанностью явку в суд гражданина, вызванного в суд повесткой в качестве представителя стороны;

При этом следует учитывать, что депутаты представительного органа, как данного муниципального образования, так и многих других муниципальных образований Российской Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Это означает, что депутаты большую часть времени исполняют свои обязанности по основному месту работы, от которых освобождаются в силу положений статьи 170 Трудового Кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования, других нормативных правовых актов органов местного самоуправления на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий. Кроме того, подпунктом 8 пункта 1 статьи 29.1 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район предусмотрено возмещение депутату Совета депутатов указанного муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, расходов, связанных с осуществлением его полномочий, в размерах и порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами.

Источник

Работника вызвали в суд: действия работодателя

Автор: Л. В. Куревина

Что относится к государственным и общественным обязанностям? Какова компенсация за их исполнение? Как оформить исполнение работником государственных обязанностей? Какие расходы необходимо возместить ему?

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей. При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул. В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

проведение и обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае мобилизации;

исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления;

исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;

исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т. п.;

участие педагогических работников в проведении ЕГЭ;

участие в тушении пожаров или несении службы (дежурстве) добровольными пожарными;

явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика и понятого;

исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя.

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей.

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Средний заработок работодатель также должен сохранять за работниками, проходящими военные сборы (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, командировочные.

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны[1].

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка.

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

стороны (истца или ответчика);

специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

стороной (административным истцом или административным ответчиком);

специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

потерпевшим (его законным представителем);

специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей.

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

наименование и адрес суда;

время и место проведения судебного заседания;

наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;

указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Так, в Апелляционном определении Московского областного суда от 12.09.2016 по делу № 33-22689/2016 причина отсутствия сотрудника на работе в связи с его вызовом в суд была признана неуважительной, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания – законным.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы.

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Пункт 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, п. 32, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 12402

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Статья 24.7 КоАП РФ, п. 2 – 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1240

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Пункт 3 ст. 131 НК РФ, п. 2, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

Части 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях феде-

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

Пункты 1, 2 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Выплата среднего заработка осуществляется только работодателем по основному месту работы, поскольку это установлено соответствующим федеральным законом, в частности, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 НК РФ. Данное правило при этом не применяется для свидетелей по арбитражному делу.

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

[1] Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.

Источник

Гарантии и компенсации работникам, выполняющим государственные и общественные обязанности

Автор: Давыдова Е. В., эксперт журнала

Вопрос:

Обязан ли работодатель освободить сотрудника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей?

Работодатель обязан освободить сотрудника от работы на время исполнения государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности).

Обоснование. Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Вопрос:

Должен ли работодатель оплачивать время, когда работник исполняет государственные или общественные обязанности?

Нет, работодатель не обязан оплачивать время, в течение которого работник исполняет государственные или общественные обязанности.

Обоснование. В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Вопрос:

Сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве арбитражного или народного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы. Все эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обоснование. В силу ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1‑ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В настоящее время порядок призвания гражданина РФ в качестве арбитражного заседателя установлен Федеральным законом от 30.05.2001 № 70‑ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70‑ФЗ), а в качестве народного заседателя – Федеральным законом от 02.01.2000 № 37‑ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 37‑ФЗ).

Согласно ст. 6 Федерального закона № 70‑ФЗ арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение (за счет средств федерального бюджета) за количество рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, в размере 1/4 части должностного оклада судьи соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, но не менее пятикратного МРОТ.

Народному заседателю за время его участия в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает (за счет средств федерального бюджета) компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда (ст. 11 Федерального закона № 37‑ФЗ). При этом указанное компенсационное вознаграждение не облагается НДФЛ.

Кроме того, таким заседателям возмещаются командировочные расходы при командировании в пределах РФ на основании Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» в следующих размерах:

оплата найма жилья по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, – 550 руб. в сутки;

оплата найма жилья при отсутствии подтверждающих документов – 12 руб. в сутки;

суточные – 100 руб. за каждый день нахождения в команди-
ровке.

Вопрос:

Сотрудник исполняет обязанности в качестве присяжного заседателя в суде. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник вызван в суд в качестве присяжного заседателя, ему выплачивается компенсационное вознаграждение, а также возмещаются командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены законодательством для данного суда. Все эти выплаты производятся за счет средств федерального бюджета.

Обоснование. В настоящее время порядок призвания гражданина РФ в качестве присяжного заседателя в суд установлен Федеральным законом от 20.08.2004 № 113‑ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113‑ФЗ). Согласно ст. 11 этого закона за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Этой же статьей установлено, что суд возмещает присяжному заседателю командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством для судей данного суда.

Поскольку в ст. 11 Федерального закона № 113‑ФЗ говорится о среднем заработке по основному месту работы, работодателю, чей работник исполняет такие обязанности, необходимо подготовить справку о среднем заработке, которую работник представляет в соответствующий суд для расчета вознаграждения.

Вопрос:

Сотрудник был вызван в суд в качестве свидетеля, эксперта или переводчика. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Работодатель должен сохранить за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, средний заработок по месту работы на время их отсутствия в связи с явкой в суд.

Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, производится после выполнения ими своих обязанностей.

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 107 АПК РФ экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Кроме того, в данной статье сказано следующее:

эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Специалисты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если они не являются советниками аппарата специализированного арбитражного суда. Размер вознаграждения эксперта определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом;

переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Размер такого вознаграждения определяется судом по соглашению с переводчиком;

за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд;

свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени. Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действует Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований КС РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (далее – Положение № 1240).

Вопрос:

Сотрудника вызвали в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего или понятого. Какие выплаты и компенсации ему положены?

В этом случае сотруднику возмещают недополученную им заработную плату, а также командировочные расходы. Все эти компенсации производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий год судам и государственным органам, наделенным полномочиями по проведению дознания и предварительного следствия.

Обоснование. Исходя из п. 32 Положения № 1240 выплата денежных сумм работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими заработной платы (денежного содержания (денежного довольствия)) за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по уголовному делу, либо участие в рассмотрении гражданского дела производится в порядке, предусмотренном п. 25 – 29 Положения № 1240, при представлении справки с места работы о среднем дневном заработке указанных лиц, а также копии трудовой книжки.

Выплаты осуществляются исходя из фактических затрат времени на исполнение указанными лицами обязанностей, их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания, а в случаях с военнослужащими и приравненными к ним лицами – исходя из фактических затрат времени на исполнение ими обязанностей и размера месячного денежного довольствия.

Неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по уголовному (гражданскому) делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Кроме того, потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалистам, переводчикам и понятым оплачиваются:

расходы на проезд к месту осуществления процессуальных действий и обратно к месту жительства, работы или месту временного пребывания (п. 2 – 5 Положения № 1240);

расходы на проживание вне места постоянного жительства и суточные (п. 6 – 9 Положения № 1240).

Вопрос:

Сотрудник вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

Если работник учреждения вызван в налоговый орган в качестве свидетеля, за время его отсутствия по месту основной работы за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Переводчикам, специалистам и экспертам выплачивается вознаграждение только в том случае, если поручаемая налоговым органом работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Обоснование. Согласно ст. 131 НК РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в осуществлении налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют Постановление Минтруда РФ от 18.02.2000 № 19, которым утверждены нормы выплаты денежного вознаграждения переводчикам, специалистам и экспертам, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля, а также Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 № 298, которым установлены порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в осуществлении налогового контроля.

Вопрос:

Педагогические работники принимают участие в проведении ЕГЭ. Какие выплаты и компенсации им положены?

Педагогическим работникам, принимающим участие в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация, размер и порядок осуществления которой устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение такого экзамена.

Обоснование. В силу п. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения такого экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Вопрос:

Работник является донором. Какие выплаты и компенсации ему полагаются?

За работником сохраняется средний заработок только за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, период же медицинского обследования не подлежит оплате работодателем.

Обоснование. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 20.07.2012 № 125‑ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» работодатели, руководители организаций и должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти обязаны предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ. Согласно ст. 186 ТК РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

Вопрос:

Сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, связанное с этими сборами. Какие выплаты и компенсации ему положены?

Если сотрудник направлен на военные сборы и медицинское освидетельствование, ему выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. При этом все они являются расходными обязательствами РФ.

Обоснование. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53‑ФЗ) гражданам в связи с исполнением ими воинской обязанности предусмотрено материальное обеспечение на время:

медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса, в частности, о призыве на военные сборы, а также исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, – освобождение от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом от места жительства (работы, учебы) и обратно, и командировочные расходы;

прохождения военных сборов – освобождение от работы или учебы с сохранением места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 53‑ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и проездом в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона № 53‑ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом положением о военных сборах и порядком компенсации расходов.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *