Исполнительный сбор спи что это такое

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?

Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть фото Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть картинку Исполнительный сбор спи что это такое. Картинка про Исполнительный сбор спи что это такое. Фото Исполнительный сбор спи что это такое

Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, отказывающимся от добровольной уплаты долга. Если деньги списываются со счетов, приставом самостоятельно в результате мероприятий по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается, исходя из характера дела и временных затрат сотрудника ФССП.

Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть фото Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть картинку Исполнительный сбор спи что это такое. Картинка про Исполнительный сбор спи что это такое. Фото Исполнительный сбор спи что это такое

Данная мера предназначена для того, чтобы стимулировать должников, на которых возложено судебное предписание о взыскании долга, к добровольному возврату денежных средств с целью снижения собственных расходов. Она позволяет ускорить процессы получения взыскателем (кредитором) компенсации за понесенный ущерб. Если же должник не выполняет требований добровольно, то сумма, взысканная в качестве исполнительского сбора, идет на оплату расходов судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением мер по взысканию основной задолженности.

Как начисляется исполнительский сбор у судебных приставов?

При обнаружении должника, уклоняющегося от выплаты взысканной с него суммы в пользу кредитора, или же скрывающегося от оплаты штрафов, к нему может быть применено дополнительное взыскание. Его размер равняется семи процентам от общей суммы исполнительного листа, но при этом не может быть ниже 1000 российских рублей для физического лица и 10000 для должника-организации.

Таким образом, если сумма задолженности не превышает 14285 рублей, то будет взыскан минимальный исполнительский сбор, иначе он будет рассчитан по формуле.
В судебном порядке его размер может быть обжалован, и при предъявлении доказательств, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств, размер сбора может быть снижен.
Если же дело касается неимущественного типа обязательств, при их неисполнении должнику грозит исполнительский сбор в размере 5000 российских рублей, если он является физическим лицом, и 50 000 российских рублей, если должником является юридическое лицо.

При каких условиях не подлежит взысканию

Условия, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию, четко регламентируются статьей 112 федерального закона, согласно которой исполнительский сбор не может быть взыскан, если:

Размер исполнительского сбора в 2021 году

В 2021 году не принималось изменений, которые могли бы повлиять на размер исполнительского сбора. Поэтому все стандартные принципы начисления, действовавшие за прошлые годы, сохранились.
Если на основании судебного решения не было оговорено иное, должник будет обязан оплатить дополнительно 7 процентов от общей суммы иска, если пристав будет самостоятельно проводить перечисление денег с его счета на счета пострадавшей стороны. Минимальная сумма сбора составит 1000 рублей для физического лица и 10000 рублей для юридического лица.

Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть фото Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть картинку Исполнительный сбор спи что это такое. Картинка про Исполнительный сбор спи что это такое. Фото Исполнительный сбор спи что это такое

Способы оплаты

Для оплаты исполнительского сбора тот, на чье имя он выписан, может воспользоваться одним из удобных для него методов:

Как уменьшить сумму выплаты по исполнительскому сбору – алгоритм действий

Для того, чтобы попытаться уменьшить сумму исполнительского сбора, должнику достаточно лишь обратиться с верно заполненным иском в суд. Это послужит причиной для приостановления взыскания до момента вынесения судебного решения.

При рассмотрении такого заявления учитываются следующие факторы:

Рассмотрев все детали дела, судья может принять решение о снижении ставки штрафного начисления. При этом максимальный порог снижения составляет четвертую часть от общей изначальной суммы.
Если исполнительский сбор был взыскан в полном объеме еще до того, как прошло заседание, и судьей было принято решение о снижении его размера, разница в сумме будет возвращена на счет должника на основании судебных документов в автоматическом режиме.

Можно ли не платить исполнительный сбор судебных приставов

При соблюдении ряда условий существует возможность избежать уплаты исполнительского сбора. В таком случае, если штраф все же был назначен приставом, его можно будет обжаловать, чтобы получить возможность не платить дополнительные деньги. Для этого необходимо вовремя предпринять ряд действий.

Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть фото Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть картинку Исполнительный сбор спи что это такое. Картинка про Исполнительный сбор спи что это такое. Фото Исполнительный сбор спи что это такое

Главное условие — исполнительский сбор может быть назначен лишь в том случае, если должник злостно уклоняется от исполнения своих обязательств. Поэтому, если хотя бы часть предусмотренной суммы долга была выплачена строго в срок, данная мера уже не может применяться, поскольку лицо старается сделать все, что от него зависит, чтобы выполнить решение суда, вынесенное по поводу взыскания с него денежных средств.

Также можно попытаться добиться рассрочки на всю сумму долга, подтвержденной в судебном порядке. Чтобы это сделать, необходимо подать заявление установленного образца, в котором будут перечислены все причины, позволяющие воспользоваться такой возможностью. В перечне таких причин находится неблагополучное финансовое положение, невозможность существования при выплате всей суммы одномоментно, наличие на иждивении детей или пожилых людей, а также инвалидов.

На основании предоставленной информации судом может быть вынесено решение о распределении выплаты всей суммы задолженности на какой-то определенный срок. В таком случае должник полностью освобождается от любых форм преследования со стороны приставов, если вносит регулярно сумму, установленную в судебном порядке.

При соблюдении условий к нему не может применяться исполнительский сбор как рассчитанный в зависимости от общей суммы задолженности, так и от ежемесячного платежа.
Любые причины, которые могут послужить поводом для отмены решения о взыскании штрафного сбора, должны иметь документальное подтверждение. В крайнем случае суд может принять во внимание свидетельские показания.

Заключение

Исполнительский сбор является вынужденной мерой, позволяющей компенсировать затраты приставов на выполнение дополнительной работы, а также побуждающей должников к своевременному исполнению обязательств.
Если же он был взыскан по ошибке, или же есть повод для его отмены, можно попытаться избавиться от этой финансовой нагрузки. Это может сделать как физическое, так и юридическое лицо, предоставив документальное подтверждение фактов, дающих право на отмену штрафных санкций.

Кроме того, если исполнительский сбор уже был взыскан, но данное взыскание оказалось незаконным и впоследствии было отменено судом, вся сумма сбора должна быть возвращена должнику в полном объеме в автоматическом режиме.
Исходя из этого, следует внимательно изучать обстоятельства любого дела, ведь это может помочь сэкономить на отмене несправедливых или ошибочных решений в судебном порядке, причем для этого потребуется лишь подать соответствующее заявление или иск.

Источник

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 112. Исполнительский сбор

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 112 настоящего Федерального закона

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ часть 3 статьи 112 изложена в новой редакции

Информация об изменениях:

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

Информация об изменениях:

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Информация об изменениях:

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

Информация об изменениях:

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

ГАРАНТ:

Определением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N 654-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод заявителя положениями части 7 статьи 112 настоящего Федерального закона как не предусматривающими возможности снижения исполнительского сбора более чем на одну четверть, поскольку cогласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя, при этом размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности

См. также разъяснения названных актов, данные в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

Информация об изменениях:

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?

ФССП — орган власти, основной функцией которого выступает исполнение принятых судом решений. Когда должник не выполняет постановление суда по доброй воле и в срок, в дополнение к сумме основного долга производится взыскание исполнительского сбора. Рассмотрим базовые вопросы, которые касаются оснований для вынесения постановления о взыскании сбора, вариантов уплаты, причины и основания для отмены, уменьшения или отсрочки выплаты.

Получить план списания долгов

Правовое регулирование вопроса

Базовый Федеральный закон, который регламентирует деятельность ФССП — это №229-ФЗ от 02 октября 2007 года. Актуальная сегодня редакция принята 8 июня 2020 года.

Определение исполнительского сбора у судебных приставов, основания и причины взыскания, другие правила практического использования описаны в главе 15 №229-ФЗ.

Положения Федерального закона дополняются законодательными и нормативными актами разного уровня — федерального, ведомственного, регионального. Их полный список здесь.

Какие долги можно списать в вашем случае?

Определение и величина сбора в 2021 году

Ст. 112 №229-ФЗ определяет: под исполнительным сбором понимается взыскание денег с должника при невыполнении судебного постановления добровольно и в определенный срок.

Говоря проще, это штраф за несвоевременное выполнение финансовых обязательств разного формата — от задолженности по кредиту до неоплаченного штрафа ГИБДД.

Величина сбора вычисляется с помощью следующих правил:

Важно. Для обоих случаев определен минимальный размер сбора: 1 000 руб. для физических и 10 000 руб. для юридических лиц.

Для решений неимущественной правовой природы, то есть не связанных с взысканием денег или имущества — в фиксированном размере 5 000 для граждан и 50 000 рублей для фирмы.

Пример неимущественного исполнительного производства: дать возможность видеться с ребенком или исполнить обязательство по сносу постройки. То есть должник обязан произвести определенные действия.

Узнать, какое имущество может
забрать пристав

Основания для взыскания и процедура принятия решения

Постановление о взыскании сбора выносится в процессе исполнительного производства. Производство открывается сотрудником ФССП, когда судебный акт или постановление вступило в силу.

Исполнительными документами считаются:

Полный список приведен в статье 12 закона №229-ФЗ.

Исполнительный лист — наиболее частый исполнительный документ, он является документом строгой отчетности, а потому оформляется на государственном бланке Гознака с гербовой печатью.

Срок предоставления исполнительной документации для возбуждения дела — три года с момента выдачи судом. Время, которое отводится сотруднику ФССП на открытие дела — трое суток. Информация в обязательном порядке сообщается взыскателю и должнику в формате постановления.

Его текст содержит детальные требования исполнительного документа и следующие обязательные сведения:

Если я не могу заплатить долг
в указанные приставом сроки, что мне делать?
Спросите юриста

Срок добровольного исполнения определяется статьей 30 №229-ФЗ. Обычно он равняется 5 дням. Для дел немедленного исполнения — 1 сутки. Для взысканий по делам уголовной направленности — в пределах 60 суток. Немедленному исполнению подлежат акты суда, которые вынесены в делах по выплате зарплаты, алиментов, восстановлению в должности и включению в список избирателей.

После вынесения постановления документ высылается сторонам одним из трех возможных способов:

Подтверждение вручения документа — обязательное условие для последующего взыскания штрафа. Если должник отказывается получать постановление — пристав или курьер составляет акт.

В почтовом извещении не написано, что письмо от приставов. Это сделано намеренно, чтобы получатель не избегал «неприятных» писем.

По трек-номеру (под штрихкодом) приставы смотрят на сайте почты России, когда письмо вручено или не вручено адресату.

Если до меня письма приставов
не дошли, то кто будет виноват?
Спросите юриста

Проверить эти даты можно здесь.

Если письмо пришло в почтовое отделение, о чем адресату доставлено извещение, но человек за письмом не является — считается, что корреспонденция получена.

Срок добровольного исполнения запускается с момента вручения постановления, составления акта или с момента, когда человеку в почтовый ящик закинули извещение о письме, которое ждет на почте. То есть когда он узнал или должен был узнать о вынесении постановления.

Нечем платить приставам?

Пример процедуры взыскания долга в виде штрафа ГИБДД

Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.

Последовательность исполнительных действий:

Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.

Когда сбор не подлежит взысканию?

Законодательство устанавливает несколько ситуаций, при которых сбор не взимается:

Как не платить банкам и коллекторам?

Отмена постановления

Самый простой способ не платить исполнительский сбор — добровольно выполнить предписание суда в срок, который предоставляется приставом. Подтверждением выполнения обязательств становится документ о совершении платежа.

Статья 112 №-229-ФЗ предусматривает еще несколько ситуаций, когда можно не платить деньги сверх основного долга:

В случае несогласия с действиями и решениями сотрудника ФССП, постановление обжалуется в порядке, установленном законодательством. Подача жалобы автоматически означает приостановку наложенных санкций до рассмотрения судом обстоятельств дела. Законные основания для обжалования предпринятых приставом действий:

Помимо перечисленных, основанием для подачи жалобы становятся любые другие нарушения закона, которые допущены в рамках исполнительного производства.

Сколько стоит признать свое банкротство?

Пошаговая инструкция по уменьшению сбора или получению отсрочки/рассрочки на уплату

Альтернативные обжалованию варианты снижения финансовой нагрузки на должника — снижение величины сбора или получение отсрочки/рассрочки на уплату. Для этого нужно решение суда.

Как получить отсрочку или снизить исполнительский сбор.

№1. Получение постановления

Обратиться в суд с ходатайством об уменьшении размера или отсрочке на выплату можно только после вынесения сотрудником службы постановления о взыскании. Допускается получение документа во время личного визита в региональное подразделение ФССП, по почте или после направления запроса с помощью интернет-приемной, которая размещена на официальном сайте службы.

Еще один способ получить нужную информацию — интернет-портал Госуслуги. Его функционал позволяет подать жалобу на действия приставов или получить сведения о наличии и ходе конкретного исполнительного производства.

№2. Собрать доказательства

Должнику нужно подтвердить свою позицию письменными доказательствами, которые объяснят причины просрочки в выплате.

Например, судья посчитает серьезным основанием и предоставит отсрочку при задержках заработной платы. Рассрочку можно получить, если доход лишь немногим превышает прожиточный минимум.

№3. Заявление в суд

Есть ли еще способы
опротестовать решение приставов?
Спросите юриста

Заявление о сокращении размера платежа подается в суд, решение которого стало базой для открытия дела. В текст в обязательном порядке включаются следующие сведения:

Заявление отправляется по почте или передается в канцелярию суда для регистрации.

После принятия заявления любые мероприятия по взысканию сбора автоматически приостанавливаются.

№4. Участие в судебном разбирательстве

Заявитель принимает участие в заседаниях суда самостоятельное или направляет представителя. Задача судебного разбирательства — рассмотреть обоснованность вашего заявления и вынести решение.

№5. Получение решения суда

Суд имеет право снизить размер сбора либо утвердить отсрочку. Максимальное сокращение — 25% от законной величины штрафа.

Еще один возможный вариант развития событий — полное освобождение от необходимости платить. Оно принимается в случае незаконного вынесения постановления или отсутствия оснований для таких действий со стороны пристава.

Возврат выплаченных денег

Законодательство устанавливает несколько оснований для возврата денег после уплаты:

Процедура возврата денег регламентируется ПП №550, которое принято Правительством РФ 21 июля 2008 года. Нужно подать заявление о возврате сбора в подразделение ФССП. К нему прилагается документальное основание, например, в виде судебного решения. В заявлении указываются реквизиты, по которым перечисляются средства.

Спросите юриста,
законно ли действует пристав

Способы уплаты

Допускается несколько вариантов оплаты исполнительского сбора. Первый и самый простой — через квитанционную книжку СПИ непосредственно у судебного пристава.

Квитанция оформляется в двух экземплярах. Деньги принимаются приставом, затем документ передается должнику в качестве подтверждения платежа.

Обязательное условие — наличие «синей» печати подразделения ФССП. Квитанцию сохраняйте.

Если вы не хотите посещать отделение ФССП, можно оплатить исполсбор Онлайн через Госуслуги или в банке. Просто выберите удобный способ оплаты на сайте приставов.

Спишут ли штрафы из ГИБДД и ФССП
при банкротстве?

Вывод

Действующая в России правовая база, которая регламентирует деятельность ФССП и взимание исполнительского сбора, справедливо считается сложной. Испол сбор — это штраф за несвоевременное выполнение требований приставов, он составляет 7% от суммы долга, но может быть отменен или оспорен при ошибках или обжаловании судебного акта.

В случае проблем с судебными приставами лучше обратиться к профессионалам. Потраченные средства компенсируются уменьшением или полным освобождением от необходимости платить что-то сверх суммы основного долга.

Источник

Григорьев и партнеры

Возможность отнесения исполнительского сбора к текущим платежам в деле о банкротстве

Утверждая это, автор исходит из направленности Закона о банкротстве на пропорциональное погашение реестровых требований кредиторов и экстраординарности приоритетного погашения текущих платежей. В противном случае, как в рассматриваемой в данной статье ситуации, может произойти удовлетворение требований единственного кредитора, которые основаны на обязательстве, формально возникшем позднее обязательств должника перед реестровыми кредиторами, но фактически являющимся производным от основных обязательств должника.

Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть фото Исполнительный сбор спи что это такое. Смотреть картинку Исполнительный сбор спи что это такое. Картинка про Исполнительный сбор спи что это такое. Фото Исполнительный сбор спи что это такое

Взыскание исполнительского сбора в исполнительном производстве

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Так характеризует исполнительский сбор Верховный Суд в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Взыскание исполнительского сбора, в соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, осуществляется службой судебных приставов без возбуждения отдельного исполнительного производства, то есть в рамках основного исполнительского производства, в ходе которого вынесено соответствующее постановление о взыскании. Постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может являться самостоятельным основанием для возбуждения отдельного исполнительного производства, например после окончания основного исполнительного производства, если в ходе производства не было исполнено постановление о взыскании исполнительского сбора (ч. 16 указанной статьи).

Очередность распределения сумм, взысканных с должника в рамках исполнительского производства, установлена п. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве:

1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;

2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.

Такая очередность существовала не всегда, поскольку старый Федеральный закон N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве» позволял осуществлять взыскание исполнительского сбора до погашения основного долга. В соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Закона из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала погашались исполнительский сбор, штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий. И только после этого удовлетворялись требования взыскателя.

Данная норма в 2001 г. стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал такой порядок погашения неконституционным. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П по делу «Разрез Изыхский» (далее — Постановление КС РФ) установило, что «взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации».

Статус исполнительского сбора в деле о банкротстве

Исполнительский сбор, не взысканный с должника до возбуждения дела о банкротстве, в деле о банкротстве приобретает статус обязательных платежей, несмотря на то что он не перечислен в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в силу следующего.

Существенное расширение понятия «обязательные платежи» путем включения в указанную статью мер ответственности произошло в 2008 г. с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

При внимательном рассмотрении действующей редакции абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве исполнительский сбор можно отнести к двум из перечисленных там видов обязательных платежей и классифицировать его:

— как сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации,

— или как административные штрафы.

Отнесение исполнительского сбора к первому виду обязательных платежей согласуется с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Более спорный вопрос стоит при отнесении исполнительского сбора к административным штрафам. Теоретическую основу для этого заложил Конституционный Суд РФ. В упомянутом выше Постановлении КС РФ, как мы уже отметили, Конституционный Суд увидел в исполнительском сборе признаки административной штрафной санкции.

В последующем эта позиция была развита в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50): «По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства». Более того, Верховный Суд делает прямую отсылку к нормам Кодекса об административных правонарушениях: «Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ».

Трансформация исполнительского сбора в текущие платежи

На это указывают ряд авторов, см., например, Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 240: «…признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия» или Заутренников К.С. Проблема оспаривания платежей третьих лиц как сделок с предпочтением, совершенных за счет имущества должника-банкрота // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2019. N 3. С. 85: «…принцип равенства кредиторов является одним из главных принципов конкурсного права».

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П.

Исключением из этого принципа являются текущие платежи, приоритет погашения которых перед требованиями кредиторов, включенными в реестр требований кредиторов, установлен ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 213.27 Закона о банкротстве. Текущие платежи, согласно указанным статьям Закона, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. О нарушении таким порядком погашения интересов конкурсных кредиторов и самого принципа справедливого распределения конкурсной массы писал, в частности, Попондопуло В.Ф.

Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 44 — 52.

Теоретическую возможность отнесения к текущим платежам исполнительского сбора открывает ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, поскольку перечисляет в перечне текущих платежей в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Соответствующие тенденции были заложены при рассмотрении статуса административных штрафов, налагаемых на должника в период после принятия судом к производству заявления о банкротстве.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.

То же самое было подтверждено позднее в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее — Обзор судебной практики): «Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения — выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве».

Логика, заложенная Конституционным Судом в 2001 г., последующие изменения ст. 2 Закона о банкротстве в 2008 г. в части понятия «обязательные платежи» и указанные позиции Верховного Суда в отношении административных штрафов не могли не привести к развитию ситуации и отнесению исполнительского сбора к текущим платежам. Обоснование такого вывода содержится как минимум в трех судебных актах, вынесенных на уровне судов кассационной инстанции.

В случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения не устанавливается.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается по истечении срока для добровольного исполнения в случае отсутствия исполнения со стороны должника.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2017 N Ф09-12073/16 по делу N А60-27760/2016.

Поскольку Закон об исполнительном производстве связывает момент возникновения ответственности за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа с истечением срока, установленного для его добровольного исполнения, а не с датой вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постольку именно последний день для добровольного исполнения должен являться определяющим с точки зрения возможности формального применения ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве при классификации обязательных платежей (в виде исполнительского сбора) как возникших до или после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Отрицательная судебная практика

См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-22091/2015 по делу N А03-12621/2013.

Примечательно, что суд кассационной инстанции помимо ссылок на ст. 2 и 5 Закона о банкротстве в поддержку своего решения упоминает п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее — Постановление Пленума ВАС N 59), выдергивая из контекста лишь фразу о том, что «исполнительский сбор относится к обязательным платежам». При этом полный текст данного пункта относит исполнительский сбор исключительно к реестровым требованиям, удовлетворяемым в порядке п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. При этом Высший Арбитражный Суд вообще не указал время возникновения обязанности по уплате исполнительского сбора (до или после возбуждения дела о банкротстве).

В рассматриваемом деле Арбитражный суд Западно-Сибирского округа делает важный вывод о том, что действующее законодательство предусматривает необходимость деления суммы исполнительского сбора на текущую и реестровую. И в рамках логики «исполнительский сбор приравнивается к административному штрафу» подкрепляет возможность квалификации требований об уплате штрафов в качестве текущих платежей правовым подходом, изложенным в уже упомянутом нами Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 N Ф07-6217/2018 по делу N А26-3063/2017.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2019 N Ф09-522/19 по делу N А76-18177/2016.

Положительная судебная практика

В деле N А40-88506/18 суды трех инстанций заняли позицию, согласно которой такой исполнительский сбор не может предъявляться в качестве текущих платежей в деле о банкротстве. В указанном деле должник оспаривал постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, вынесенные по исполнительным производствам, начатым после возбуждения дела о банкротстве.

Удовлетворяя требования должника, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 7 ноября 2018 г. N Ф05-17523/2018 приводит следующую аргументацию.

Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-341 от 04.03.2019 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В п. 78 Постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 59 разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в ст. 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является ФНС. В силу того что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.

В абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики изложена правовая позиция, согласно которой требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

По смыслу приведенных норм и разъяснений судов высших инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, а отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, при этом не выплаченная должником сумма исполнительского сбора, при наличии к тому оснований, подлежит включению в реестр требований кредиторов независимо от факта погашения задолженности в рамках исполнительного производства и от того, включен ли кредитор по основному требованию (не исполненному в рамках исполнительного производства) в реестр требований кредиторов. Требование уполномоченного органа по исполнительскому сбору не может быть погашено ранее удовлетворения требования по основному обязательству.

Аргументация суда, хотя и содержит главный для нас вывод о недопустимости приоритета исполнительского сбора над реестровыми требованиями (требованиями по основному обязательству), на наш взгляд, не является достаточно убедительной и не опирается на подробный анализ правовых норм, устанавливающих природу исполнительского сбора и порядок и его взыскания. Более того, в данном деле суд сослался на те же правовые позиции суда высшей инстанции, которыми была обоснована противоположная позиция в рассмотренной выше отрицательной судебной практике: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59, Постановление Пленума ВС РФ N 50, Обзор судебной практики.

В связи с этим позволим себе привести здесь более подробную, разработанную нами, аргументацию в защиту позиции о невозможности отнесения к текущим платежам в деле о банкротстве исполнительского сбора, установленного за неисполнение должником основного обязательства, возникшего до принятия судом к рассмотрению заявления о банкротстве.

Правовой анализ

Отправной точкой в рассматриваемом вопросе является упоминавшееся выше Постановление КС РФ.

Однако Постановление КС РФ рассматривало нормы Федерального закона, который является не действующим в настоящий момент, в связи с принятием нового Закона «Об исполнительном производстве» в 2007 г. Кроме того, в рассмотренном Конституционным Судом деле не шла речь о статусе исполнительского сбора в деле о банкротстве.

Таким образом, указанное Постановление КС РФ может использоваться лишь в качестве ссылки на конституционно-правовой смысл и природу исполнительского сбора, выявленные Конституционным Судом. Для обоснования нашей позиции важны два вывода данного Постановления, которые мы уже приводили. Первый вывод заключается в том, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке (в случае недостаточности денежных средств) нарушает права взыскателя и противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Второй вывод касается классификации исполнительского сбора в качестве штрафной санкции.

Нормы Закона об исполнительном производстве на первый взгляд определяют судьбу исполнительского сбора при банкротстве должника. Однако при их детальном рассмотрении мы увидим несогласованность и отсутствие правовой определенности.

Так, согласно ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Здесь же установлено исключение из этого правила — отдельное исполнительное производство не возбуждается в случае окончания исполнительного производства при банкротстве должника по основаниям, установленным п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Обращение к указанной норме тоже не вносит ясности, поскольку п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в свою очередь, тоже устанавливает изъятие из общего правила об окончании исполнительного производства при банкротстве должника. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 настоящего Федерального закона. В перечне исполнительных документов, производство по которым не оканчивается, содержащихся в обеих нормах, нет прямого указания на постановления о взыскании исполнительского сбора, однако названы исполнительные документы о взыскании задолженности по текущим платежам. Очевидно, что между этими видами исполнительных документов нельзя ставить знак равенства.

Тем не менее при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам постановление о его взыскании можно классифицировать как исполнительный документ о взыскании задолженности по текущим платежам.

Таким образом, следуя логике Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство по основному долгу подлежит окончанию в связи с банкротством должника и одновременно с этим возбуждается отдельное исполнительное производство по исполнительским сборам, не взысканным к дате вынесения решения о признании должника банкротом.

Попытка разъяснить взыскание исполнительского сбора была предпринята в письме ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», п. 5.3 которого содержит следующее указание: «В случае возникновения оснований для взыскания исполнительского сбора после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном частью 4 статьи 96 Закона. В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

На первый взгляд указанное разъяснение четко разграничивает исполнительский сбор по основанию, возникшему до и после возбуждения дела о банкротстве должника. Однако первая часть рассматриваемого пункта содержит следующее внутреннее противоречие. С одной стороны, в разъяснении говорится о том, что исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа. Вместе с тем тут же дается отсылка на ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, в которой, как мы рассмотрели ранее, нет указания на исполнительский сбор, но говориться об исполнительных документах по текущим платежам, производство по которым не следует оканчивать после признания должника банкротом. Получается, что указанное письмо прямым текстом не относит исполнительский сбор к текущим платежам, однако предлагает его взыскивать в том же порядке, что и текущие платежи.

Вместе с тем есть еще одно более раннее разъяснение службы судебных приставов. В п. 2.8.1 Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП РФ 30.06.2010 N 02-1) прямым текстом указано, что требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к требованиям о взыскании текущих платежей и исполняются в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. Там же говорится, что аналогичные требования, возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом, должны быть включены в реестр требований кредиторов.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу N А33-15324/2014к22.

Впрочем, вопрос юридического статуса рассмотренных выше Методических рекомендаций службы судебных приставов остается открытым, поскольку данные документы не были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Как видим, анализ Закона об исполнительном производстве и официальных разъяснений к нему заводит нас в тупик, поскольку не позволяет точно и недвусмысленно определить статус исполнительского сбора и порядок его взыскания в случае банкротства должника. Поэтому следует обратиться к нормам Закона о банкротстве.

Выше мы видели, что исполнительский сбор квалифицирован судами как финансовая санкция за неисполнение основного обязательства.

Очередность погашения финансовых санкций в деле о банкротстве регулируется п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

В 2009 году на это в своих разъяснениях дважды указывал Высший Арбитражный Суд. Первое указание касается непосредственно исполнительского сбора и содержится в п. 17 Постановления Пленума ВАС N 59. Этот пункт Постановления Пленума, как мы уже отмечали, использовался судами в рассмотренных нами судебных решениях при обосновании обеих противоречивых позиций, как при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам, так и при отнесении его в реестр требований кредиторов. Данное указание, впрочем, не содержит дифференцированного подхода и по умолчанию определяет исполнительский сбор к взысканию только в порядке п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.

Второе указание содержит дифференциацию финансовых санкций в зависимости от основного долга и содержится в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»: «При решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами».

Учитывая, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, является денежным обязательством должника и относится к обязательным платежам, мы считаем, что данное указание Высшего Арбитражного Суда РФ распространяется на порядок определения очередности погашения исполнительского сбора в деле о банкротстве. Во всяком случае, когда основное обязательство должника является реестровым, а не текущим платежом, то и исполнительский сбор как финансовая санкция за неисполнение такого обязательства не должен становиться текущим платежом.

Отчасти данный вывод подтверждается и более поздним разъяснением Верховного Суда РФ, который в абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики указал, что требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами, в соответствие с п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве учитываются отдельно в реестре требований кредиторов. В рассматриваемой нами ситуации исполнительский сбор, так же как и пени, начисляемые за неуплату налогов, является санкцией и должен следовать «реестровой судьбе» основного неисполненного обязательства должника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *