Исполнительский сбор судебных приставов что это
Исполнительский сбор судебных приставов что это
Статья 112. Исполнительский сбор
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 112
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.
(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
(п. 6 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;
(п. 7 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).
(п. 8 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 24-ФЗ)
(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
2) исполнительного документа;
3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 48-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Процедура отмены исполнительского сбора
Что такое Исполнительский сбор.
Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В какой суд обращаться с Заявлением об оспаривании Постановления о взыскании Исполнительского сбора?
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (далее – «Постановление») следует оспаривать либо через арбитражный суд, либо через суд общей юрисдикции – выбор подсудности зависит от того, каким судом выдан Исполнительный документ, на основании которого было возбуждено Исполнительное производство.
К такому заключению я пришел, исходя из следующих положений законодательства:
— ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
Важно:
1. Если Исполнительный документ выдал Арбитражный суд, то Заявление об оспаривании Постановления подается в Арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя конкретного ОСП.
К такому заключению я пришел, исходя из следующих положений законодательства:
— п. 1 ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
2. Если Исполнительный документ выдан судом общей юрисдикции, то следует обращаться в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя конкретного ОСП.
К такому заключению я пришел, исходя из ч. 3 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве.
Обращаю внимание, что если судебный пристав-исполнитель исполняет обязанности в другом районе (ни в том, в котором расположен ОСП, от имени которого было вынесено Постановление), то Заявление об оспаривании Постановления следует подавать в суд соответствующего района.
К такому заключению я пришел исходя, из следующих положений законодательства:
3. Если Исполнительный документ выдал несудебный орган или должностное лицо, то Заявление об оспаривании Постановления следует подавать в Арбитражный суд при условии, что Постановление вынесено на основании следующих актов:
— акт контролирующего органа, принятый в отношении ЮЛ или ИП (к исключению можно отнести акт в отношении ИП, который работает без открытия расчетного счета и других счетов);
— акт по делу об административном правонарушении, принятый в отношении ЮЛ или ИП;
— постановление судебного пристава-исполнителя в отношении ЮЛ или ИП, которое вынесено в рамках отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, при условии, что оно возбуждено в связи с предпринимательской деятельностью ЮЛ или ИП.
К такому заключению я пришел, исходя из положений п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 128
ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обращаю внимание, что в случаях, не перечисленных в п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», Заявление об оспаривании Постановления следует подавать в суд общей юрисдикции, исходя из положений ч. 3 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Срок для обращения в суд с Заявлением об оспаривании Постановления.
С Заявлением об оспаривании Постановления следует обратиться в течение 10 дней с даты получения Постановления.
К такому заключению я пришел исходя из следующих положений:
— ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
— п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. № 50;
— п. 3.1. «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора» (утв. ФССП России 07.06.2014 г.).
Порядок составления Заявления об оспаривании Постановления при его подаче в Арбитражный суд.
Заявление должно быть составлено в письменной форме и обязательно подписано заявителем, исходя из положений ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 329 АПК РФ.
Исходя из положений ч. 1, ч. 2 ст. 199 АПК РФ, Заявление об оспаривании Постановления должно соответствовать определенным требования, содержать необходимые сведения и иметь в качестве приложения определенные документы.
В случае нарушения положений ч. 1, ч. 2 ст. 199 АПК РФ, арбитражный суд будет вправе оставить Заявление без движения, исходя из положений ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 128 АПК РФ.
Перечень сведений, которые следует внести в Заявление:
— сведения, перечисленные в ст. 125 АПК РФ;
— Ф.И.О. и должность судебного пристава-исполнителя, которым вынесено Постановление, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— наименование территориального ОСП, в подразделении которого несет (нес) службу судебный пристав-исполнитель, который вынес Постановление, исходя из положений п. 12 Постановления от 17.11.2015 г. Пленума ВС РФ № 50;
— реквизиты Постановления, исходя из положений к п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— наименование ЮЛ, ИП либо Ф.И.О. физического лица, являющегося Взыскателем по основному Исполнительному производству, которого необходимо привлечь к участию в рассмотрении оспаривания Постановления в качестве заинтересованного лица, исходя из положений п. 12 Постановления от 17.11.2015 г. Пленума ВС РФ № 50;
— перечень прав и законных интересов, нарушаемых Постановлением, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— каким нормам законодательства противоречит Постановление, исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— прямое указание (просительная часть) требование о признании Постановления незаконным, исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— реквизиты Исполнительного документа, при неисполнении которого было вынесено Постановление, исходя из положений ч. 1 ст. 199 АПК РФ;
— список прилагаемых к Заявлению документов, исходя из положений ч. 1 ст. 199,
п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ.
Перечень документов, прилагаемых к Заявлению:
— документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ;
Порядок составления Заявления (Административный иск) в административном порядке об оспаривании Постановления при его подаче в Суд общей юрисдикции.
Заявление должно быть составлено в письменной форме, содержать подпись административного Истца и дату подписания, исходя из положений ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 125 КАС РФ; в ином случае суд вернет Административных иск применительно к п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.
Также в Административном иске в обязательном порядке должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 220 КАС РФ, а к заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ, ч. 3 ст. 220 КАС РФ; в ином случае – оставление заявления без движения, а после истечения срока на устранения причин оставления без движения заявления будет возвращено, исходя из положений п. 7 ч. 1 ст. 129, ст. 130 КАС РФ.
Перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в Административном иске:
— сведения, перечисленные в ст. 125 КАС РФ;
— Ф.И.О. и должность судебного пристава-исполнителя, принявшего Постановление, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— наименование ОСП, в котором проходит (проходил) службу судебный пристав-исполнитель, принявший Постановлений, исходя из положений п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. № 50;
— реквизиты Постановления, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— сведения об Исполнительном документе, по причине неисполнения которого было вынесено Постановление, исходя из положений п. 5 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— перечень прав и законных интересов, которые нарушаются Постановлением, исходя из положений п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— положения законодательства, на соответствие которым Административный истец просит суд проверить оспариваемое постановление, исходя из положений п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— прямое указание (просительная часть) на признание незаконным Постановления, исходя из положений п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ;
— список прилагаемых к иску документов, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 220,
п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ.
Перечень прилагаемых документов:
— доказательства направления (вручения) Административного иска судебному приставу-исполнителю, Взыскателю, заинтересованным лицам либо копии Административного иска с приложениями по количеству указанных лиц, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ;
— документы в подтверждение позиции о незаконности Постановления, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ;
— копия доверенности или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя Административного истца, исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ.
Размер государственной пошлины.
Подавая Заявление об оспаривании Постановления государственная пошлина не уплачивается, исходя из положений подп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 104 КАС РФ.
Способы подачи документов в суд.
Исходя из положений ч. 7 ст. 4 АПК РФ, ч. 2 ст. 45 КАС РФ, существуют следующие способы подачи документов:
— на бумажном носителе либо нарочно, либо по «ПОЧТА РОССИИ» заказным письмом с описью и с уведомлением о вручении по адресу, который указан на сайте суда;
Определение и порядок взыскания исполнительского сбора судебных приставов
Исполнительский сбор является мерой финансово-правовой ответственности должника, которая означает возложение на него обязанности по оплате дополнительной платы в связи с принудительным взысканием. Что такое исполнительский сбор, каковы его размеры и порядок взимания – все это можно узнать из данной статьи.
Когда должник привлекается к ответственности?
Порядок взимания дополнительного платежа приставам определен ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» (далее — Закон No 229-ФЗ) и внутренними документами ФССП – Методическими рекомендациями.
Согласно содержанию ст. 30 Закона No 229-ФЗ, пристав обязан установить срок, в который гражданин может добровольно исполнить решение суда, поскольку это его законное право. Указание на временные рамки содержит само постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с п. 12 ст. 30 вышеуказанного нормативного акта – это 5 дней со дня получения письма от пристава. Если же гражданин, в отношении которого начато производство, самостоятельно не погасит долг, начинается процедура принудительного взимания. А поскольку на это тратится время и другие ресурсы, возмещение происходит за счет должника.
Исключение составляет ряд случаев, согласно ч. 5 ст. 112 Закона No 229-ФЗ:
Также сбор не подлежит удержанию по постановлениям о взыскании самого сбора, расходов, связанных с принудительным исполнением, а также штрафов, накладываемых приставом.
Размер исполнительского сбора
Закон No 229-ФЗ определяет размер дополнительного платежа в адрес ФССП – 7% от суммы долга или стоимости имущества, подлежащего взысканию. При этом установлены минимальные размеры финансовой санкции:
Если речь идет о солидарной ответственности по обязательству, например, в случае наличия условия о поручителях в договоре займа, то исполнительский сбор взимают с каждого лица в отдельности, в соответствии с положением п. 3.1. ст.12 Закона No 229-ФЗ, при этом минимальные суммы остаются прежними. При взыскании в форме периодических платежах (например, алиментных), то проценты начисляются на каждый из них поэтапно.
Если часть обязательства была выполнена в установленный в постановлении срок, то исполнительский сбор исчисляется лишь на оставшийся долг.
Исчисление сбора в проценте от стоимости имущества происходит на основании указаний суда, согласно ст. 171 АПК РФ и ст. 205 ГК РФ. Если лист содержит указание по передаче имущества, то исчисление также производится из его стоимости (Определение ВАС No А60-11109/2008-С5 от 17 марта 2009 г.).
Порядок взыскания
Производство по взысканию долга перед ФССП является отдельным и исполняется в общем порядке, закрепленным Законом No 229-ФЗ. Однако оно может осуществляться как в рамках основного производства, так и вне его. В последнем случае финансовая санкция не применяется при:
Информация о взыскании исполнительского сбора высылается вместе с данными о завершении производства по основному долгу.
Пристав не взыскивает сбор, если исполнение завершается в связи с:
Не исключается возобновление производства по ранее отозванному исполнительному документу.
Перед взысканием пристав обязан узнать, что должник был предупрежден о начатом в отношении него исполнительном процессе. Гражданин же обязан предоставить доказательства о том, что получение им письма было невозможным (например, больничный или командировочный лист). Также пристав выясняет, истек ли срок, данный для самостоятельного исполнения, сделал ли гражданин платеж, осуществил ли действия.
Отсрочка, уменьшение и возврат
По указанию суда оплата исполнительного взноса может осуществляться отдельными траншами, отсрочиться, а также сам размер финансовой санкции может измениться в меньшую сторону, но более чем на 25%.
При принятии судом решения, пристав выносит соответствующее постановление, а сам судебный акт подлежит немедленному исполнению.
Если сумма сбора уменьшается, то отдельного постановления не требуется, пристав вносит лишь изменения в предыдущее. Если же происходит отсрочка, поэтапное погашение или возврат оплаченной суммы, приобщают копию решения.
Возвратить взысканное пристав может в нескольких случаях:
Исполнительский сбор судебных приставов что это
от 8 июля 2014 года N 0001/16
Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора
(с изменениями на 11 мая 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
I. Общие положения
II. Основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора
2.1. Основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
— требования исполнительного документа должником не исполнены;
— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
2.2. Перечень случаев, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:
— по исполнительному документу (поручению другого судебного пристава-исполнителя о совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия), поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона;
— при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
— по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
— по судебным актам по обеспечительным мерам;
— по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
— по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
— по запросу центрального органа о розыске ребенка.
Данный перечень является исчерпывающим.
2.3. Срок, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа
2.3.1. Срок для добровольного исполнения:
1. По общим правилам в соответствии с частью 12 статьи 30 Закона составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.
При этом установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства календарной даты не допускается.
2.3.2. В соответствии с частью 14 статьи 30 Закона не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
после окончания основного исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
— при последующих предъявлениях исполнительного документа;
— по исполнительному документу о конфискации имущества;
— по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;
— по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
— по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— по запросу центрального органа о розыске ребенка.
2.3.3. В соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
По исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, таким основанием является неисполнение должником требований исполнительного документа в течение суток с момента получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, необходимо учитывать, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные дни. В этой связи, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока добровольного исполнения является первый следующий за ним рабочий день.
2.4. Извещение должника о возбуждении исполнительного производства
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.
Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно предупреждать должников о необходимости уведомления судебного пристава-исполнителя об обращениях в суд с заявлениями о приостановлении исполнительного производства, отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда, обжалованию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство и иных обстоятельствах, имеющих значение для целей исполнительного производства.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе.
По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть доставлено должнику взыскателем или иным лицом, которому судебным приставом-исполнителем с его согласия поручена доставка постановления.
В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В частности, согласно части 2 статьи 30 Закона взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике. Адрес электронной почты и иные контактные данные могут быть указаны на официальном сайте должника-организации и т.д.
В целях закрепления факта надлежащего уведомления должника факсимильной связью судебный пристав-исполнитель должен удостовериться, является ли абонент данного номера факсимильной связи должником по исполнительному производству; выяснить должность, фамилию, имя, отчество, а также полномочия лица, принимающего документ, получен ли документ, читаем ли текст документа, а также предложить прочесть вслух его часть, например, наименование постановления и первый абзац постановочной части.
По результатам целесообразно оформить акт о передаче факсограммы, который приобщается к материалам исполнительного производства.
При вручении постановления о возбуждении исполнительного производства представителю должника нарочным необходимо убедиться, что данный представитель наделен соответствующими полномочиями (право на получение корреспонденции, право на представление интересов должника в исполнительном производстве). Копии документов, определяющих полномочия соответствующих лиц, а также расписка в получении постановления приобщаются к материалам исполнительного производства.
По адресу электронной почты должника направляется постановление о возбуждении исполнительного производства, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица ФССП России, или неподписанная копия постановления при условии обязательного направления в бумажном виде установленным порядком.
При необходимости, в случае истребования судом подтверждения факта извещения должника о возбуждении исполнительного производства и установлении срока для добровольного исполнения посредством автоматического обзвона и СМС-оповещения, судебный пристав-исполнитель запрашивает подтверждающую справку у организации, с которой ФССП России, ее территориальным органом заключено соглашение на оказание соответствующей услуги.
2.5. Определение причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
В соответствии со статьей 112 Закона и с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся:
непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство);
предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
В этой связи в постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается, что непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств в установленный для добровольного исполнения срок расценивается как отсутствие таких обстоятельств и является одним из оснований для взыскания исполнительского сбора.