Использование радиочастотного спектра что это
Что регулируем: радиочастотный спектр или радиосвязь?
Валерий Гусев
Эксперт
О совершенствовании системы регулирования использования радиочастотного спектра
Использование радиочастотного спектра в Российской Федерации определяется положениями Федерального закона “О связи” и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, которые сформировали соответствующую систему регулирования.
В соответствии с этими нормативными правовыми документами всей полнотой полномочий в области регулирования использования радиочастотного спектра обладает межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам – Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), созданная Правительством Российской Федерации. Следовательно, в указанной системе объектом регулирования является порядок использования радиочастотного спектра, а регулятором этого объекта – ГКРЧ. Необходимость регулирования порядка использования радиочастотного спектра обусловлена прежде всего физической основой радиоволн, распространяющихся без искусственного волновода, и развитием научно-технического прогресса в области связи, а также использованием радиосвязи в других областях науки и техники.
Федеральный закон “О связи” установил, что регулирование использования радиочастотного спектра обеспечивается посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Из этого следует, что выделенные направления являются целями указанного процесса регулирования.
В результате регулирования использования радиочастотного спектра изменяются, корректируются и уточняются требования нормативных документов: таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, положения о порядке выделения полос радиочастот, положения о порядке присвоения радиочастот, положения о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи (МСЭ) частотных присвоений, а также утверждаются и вводятся в действие обобщенные и частные решения ГКРЧ по вопросам, относящимся к возложенным на нее функциям.
В системе регулирования использования радиочастотного спектра (рис. 1) следует отметить некоторые особенности действующего процесса, на основе которых можно сформулировать отдельные направления совершенствования этой государственной системы.
1. Федеральным законом “О связи” функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи возложены на федеральный орган исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции на иные федеральные органы исполнительной власти. Эти органы принимают соответствующие решения о внедрении в Российской Федерации перспективных технологий и стандартов с использованием радиочастотного спектра, реализация которого может быть осуществлена только при условии соответствующего решения ГКРЧ.
Поэтому внедрение перспективных технологий и стандартов зависит как от решения ГКРЧ, так и от решения соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации. Учитывая, что ГКРЧ является межведомственным органом Российской Федерации, а радиочастотный ресурс распределен и ограничен, выделить его для внедрения перспективных технологий и стандартов возможно лишь при соответствующем перераспределении радиочастотного спектра между действующими радиослужбами. Решение этого вопроса связано с прекращением действия или сокращением объема услуг связи одних операторов и предоставлением другими пользователями новых услуг связи, то есть с изменениями в области использования радиосвязи. В этой ситуации ГКРЧ ищет условия компромисса между заинтересованными организациями. Поэтому ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов является целью всей системы государственного управления радиосвязью, а не только системы регулирования использования радиочастотного спектра.
2. МСЭ, членом которого является Российская Федерация, предложил в качестве меры эффективности использования радиочастотного спектра применять общую концептуальную формулу, которая определяется как отношение передаваемой информации к величине используемого радиочастотного спектра. МСЭ в своем “Справочнике по управлению спектром на национальном уровне” утверждает, что “сравнение эффективности использования спектра можно проводить только между системами одного и того же типа и в пределах конкретного диапазона частот или канала”, и при этом отмечает, “что, хотя эффективность использования спектра является важным фактором, это далеко не единственный фактор, который необходимо учитывать. К другим факторам относятся выбор технологии или системы, включая экономическую составляющую, наличие аппаратуры, совместимость с имеющимся оборудованием и применяемыми методами, надежность системы и вопросы эксплуатации”. Это говорит о том, что оценка эффективности использования радиочастотного спектра РЭС различного назначения не относится к важным факторам при решении вопросов использования радиочастотного спектра.
В связи с этим и учитывая, что в таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации значительный объем радиочастотного спектра выделен для полос категории СИ (совместное использование РЭС различного назначения), сравнивать эффективность использования радиочастотного спектра РЭС различного назначения в настоящее время не представляется возможным. Следовательно, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике нецелесообразно относить к цели системы регулирования радиочастотного спектра.
3. Федеральный закон “О связи” определяет термин “конверсия радиочастотного спектра” как совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра РЭС гражданского назначения. Однако термин “конверсия” определяется как “превращение или изменение”, и, учитывая, что радиочастотный спектр используется РЭС любого назначения, может возникнуть вопрос о перераспределении радиочастотного спектра как в части расширения использования РЭС государственного назначения, так и при изменении распределения радиочастотного спектра между РЭС одного назначения. Поэтому система регулирования радиочастотного спектра должна проводить экономические, организационные и технические мероприятия, связанные не только с установленным понятием “конверсия радиочастотного спектра”, а в более широком смысле – с перераспределением радиочастотного спектра, и формировать и устанавливать общие принципы и механизмы этого процесса, которые в настоящее время не установлены в нормативно-правовой документации.
4. Порядок использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, установленный действующими нормативными правовыми документами и положениями ГКРЧ, позволяет характеризовать процесс регулирования использования радиочастотного спектра как установление таких согласованных членами ГКРЧ условий использования РЭС различного назначения, при которых обеспечивается их электромагнитная совместимость и устанавливаются требования по доступному для оказания услуг связи радиочастотному спектру.
Радиочастотный спектр, регулирование которого осуществляется под эгидой ГКРЧ, создается излучениями РЭС и поэтому его использование неразрывно связано с процессами на всех стадиях жизненного цикла радиосистем, включающих их замысел, разработку, производство, установку, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации, а также их приобретение и поставку (рис. 2). Эти стадии определяют сферу радиосвязи.
Однако нормативные документы ГКРЧ, действие которых распространяется на этапы планирования и распределения радиочастотного спектра, выделения полос радиочастот и присвоения номиналов радиочастот, используются лишь на стадиях жизненного цикла до стадии установки РЭС. Организация процессов установки, ввода в эксплуатацию и эксплуатации РЭС, а также организация деятельности подразделений радиоконтроля относятся к полномочиям соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Такое разделение полномочий в сфере радиосвязи создает организационные трудности при проведении различного рода испытаний на электромагнитную совместимость РЭС при вводе их в эксплуатацию и при обнаружении и устранении радиопомех при эксплуатации РЭС различного назначения вследствие отсутствия в сфере радиосвязи установленного порядка взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Являясь межведомственным координационным органом, осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, установление указанного порядка взаимодействия могло бы быть отнесено к компетенции ГКРЧ.
5. В соответствии с действующим положением решения ГКРЧ принимаются на основе результатов исследования вопросов практической эксплуатации РЭС конкретных радиотехнологий в разрешенных полосах радиочастот и обеспечения ими условий электромагнитной совместимости с РЭС другого назначения или по результатам научно-исследовательских работ, то есть для принятия решений по регулированию использования радиочастотного спектра требуется проведение анализа информации и сведений как о фактическом его использовании, так и о применении РЭС на этапе эксплуатации. Эти сведения, помимо тактико-технических данных РЭС и мест их расположения, содержат результаты измерений радиоизлучений, степени загрузки радиоканалов и полос радиочастот, оценки обеспечения ЭМС, параметры электромагнитной обстановки, показатели и объем предоставляемых с помощью РЭС услуг связи, данные о конфигурации сети связи.
Результаты анализа и обобщение такого рода информации и сведений обеспечивают систему регулирования “петлей обратной связи” и показывают, насколько эффективно осуществляется регулирование. В полном объеме эта работа может собираться и анализироваться в органах службы надзора за связью и радиочастотной службы, однако в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации положениями об этих организациях на них возложены лишь функции контроля соответствия использования радиочастотного спектра и РЭС установленным требованиям и выданным разрешительным документам.
Вследствие этого ГКРЧ при рассмотрении вопросов планирования, распределения радиочастотного спектра и выделения полос радиочастот приходится инициировать проведение исследований по анализу использования радиочастотного спектра и радиосвязи, что приводит к затягиванию по времени принятия соответствующих решений.
6. Федеральный закон “О связи” установил, что радиочастотный спектр используется двумя категориями РЭС: гражданского назначения и государственного управления, при этом разрешил использование в единой сети электросвязи Российской Федерации выделенных и технологических сетей связи.
Принципы проектирования, создания и эксплуатации этих сетей, если они не присоединены к сети связи общего пользования, не устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по связи, а возложены на собственников или иных владельцев этих сетей, при этом в случае применения в таких сетях РЭС на них распространяются установленные требования по использованию радиочастотного спектра.
Необходимый объем радиочастотного спектра для создания и развития сетей связи определяется, помимо тактико-технических характеристик РЭС, заданным качеством и объемом услуг связи и территорией их предоставления. Отметим, что настоящее время характеризуется постоянно возрастающими потребностями в радиочастотном спектре и причиной этого является конвергенция телекоммуникационных сетей на основе достигнутого научно-технического прогресса в современных радиотехнологиях. Развитие этого процесса формирует создание объединенных информационных потоков, которые приводят к уменьшению различий между категориями сетей электросвязи. Поэтому деление РЭС по назначению становится условным. Хотя надо признать, что значительное отличие в целях использования РЭС гражданского и государственного назначения заставляет и далее использовать эти категории при осуществлении распределения радиочастотного спектра.
О взаимосвязи использования радиочастотного спектра и радиосвязи в вопросах развития радиосвязи
Указанные выше особенности процесса регулирования использования радиочастотного спектра показывают, что этот процесс неразрывно связан с вопросами развития радиосвязи и его осуществление зависит от планов развития и совершенствования единой сети связи Российской Федерации и потребностей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере радиосвязи.
Термин “радиосвязь” в Федеральном законе “О связи” не используется. В то же время МСЭ отводит сфере радиосвязи значительное место в своей деятельности, выделив в своей структуре соответствующий орган – сектор радиосвязи. Первоочередными его целями являются “обеспечение работы систем радиосвязи при отсутствии помех” и “создание условий для согласованного развития и эффективного функционирования существующих и новых систем радиосвязи с должным учетом всех заинтересованных сторон”.
В связи с этим уместно поставить вопрос: является ли система регулирования использования радиочастотного спектра одновременно системой развития и совершенствования радиосвязи в Российской Федерации?
Внедрение современных радиотехнологий осуществляется по принципу наличия “свободного радиочастотного ресурса”, а вопросы освобождения или перераспределения занятого радиочастотного спектра для этих целей решаются годами вследствие финансовых трудностей и длительных сроков действия ранее выданных разрешительных документов, а также отсутствия нормативно-правового документа о принципах и порядке освобождения и перераспределения используемого радиочастотного спектра.
Это приводит к тому, что фактические возможности современных радиотехнологий используются не в полной мере на территории Российской Федерации, а учитывая, что новые радиотехнологии каждые несколько лет обновляются, такое положение снижает также экономическую выгоду от их внедрения.
О приоритетах в реализации основных направлений развития федеральной связи
В соответствии с Федеральным законом “О связи” ГКРЧ разрабатывает план перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, который утверждается Правительством Российской Федерации. Этот план определяет основные направления использования полос радиочастот действующими РЭС различного назначения, РЭС, планируемыми для применения в перспективе, а также РЭС, эксплуатация которых может быть прекращена в ближайшее время. Учитывая, что каждый федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации проводит свою научно-техническую политику в области развития и применения радиосвязи, ГКРЧ, которая организует и проводит разработку указанного плана, фактически является межведомственной организацией по координации действий федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в области развития и совершенствования радиосвязи, осуществляя лишь обеспечение этой области необходимым объемом радиочастотного спектра.
Правительством Российской Федерации создана правительственная Комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации, которая является “координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития и совершенствования федеральной связи и информационных технологий”. Одной из основных задач этой комиссии является определение приоритетов в реализации основных направлений развития федеральной связи с учетом задач государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также экономических, финансовых и иных возможностей государства, то есть вопросы развития радиосвязи в Российской Федерации относятся к компетенции этой комиссии.
В связи с тем что радиосвязь является составной частью единой сети электросвязи Российской Федерации, ответ на поставленный выше вопрос может быть только один: процессы регулирования использования радиочастотного спектра и развития и совершенствования радиосвязи должны осуществляться совместно под единым управлением.
С целью повышения эффективности системы государственного управления в сфере связи, обозначенной в “Концепции…”, было бы целесообразным расширить сферу деятельности ГКРЧ, возложив на нее задачу по межведомственной координации развития и использования радиосвязи в Российской Федерации. В связи с этим предлагается:
1. Считать основной задачей ГКРЧ обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного ресурса, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, в интересах развития и совершенствования радиосвязи в соответствии с установленными приоритетами.
2. Дополнить положение о ГКРЧ следующими функциями:
Использование радиочастотного спектра что это
Статья 22. Регулирование использования радиочастотного спектра
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 22
1. Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 и 2 п. 2 ст. 22 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П.
Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
платность использования радиочастотного спектра;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и регистрации не подлежат.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.
(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2018 N 465-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 188-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Действие разрешения на судовую радиостанцию прекращается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, во внесудебном порядке по следующим основаниям:
утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
истечение срока действия разрешения на судовую радиостанцию, если этот срок не был продлен в установленном порядке.
При наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выдаче разрешения на судовую радиостанцию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении действия разрешения на судовую радиостанцию.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 70-ФЗ)
Совместное использование радиочастот
Автор: О. В. Малинина
С июля этого года законодатель вводит в правовое поле данный способ использования радиочастотного спектра. Как радиочастоты могут совместно использоваться операторами связи? Как им организовать бухучет разовых платежей за эксплуатацию радиочастотного спектра? Периодических ежегодных платежей? Что нужно знать о налогообложении названных платежей и можно ли их бухгалтерский учет совместить с налоговым?
Сегодня в подвижной связи без использования радиочастотного спектра не обойтись, и Федеральный закон от 23.06.2016 № 204-ФЗ устанавливает в правовом поле новый способ его использования, указанный в названии статьи. В чем же состоят новшества и повлияют ли они на бухгалтерский и налоговый учет платежей операторов за использование радиочастотного спектра? Для ответа на вопрос придется разобраться с сущностью совместного использования радиочастот и вспомнить, как учитывают операторы связи соответствующие платежи.
Вводим в курс дела
Начнем с базовых норм ст. 2 Закона о связи, согласно которым радиочастотный спектр – упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств (РЭС) или высокочастотных устройств (ВЧУ). Под выделением полосы радиочастот понимается выдача разрешения в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот.
Под использованием радиочастотного спектра понимается обладание разрешением на пользование и фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных целей. Под пользователем радиочастотного спектра подразумевается лицо, которому выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается (п. 1 ст. 24 Закона о связи).
Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. Предоставленное право на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без решения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа (абз. 6 п. 1 ст. 24 Закона о связи). В свете озвученной нормы встает вопрос: как же тогда совместно пользоваться радиочастотами, если нельзя передать названное право?
Новшества Федерального закона № 204-ФЗпозволяют обойти данное ограничение. А именно: вводится правовой режим совместной эксплуатации спектра в виде его многосубъектного использования, подразумевающий одновременное присвоение (назначение) радиочастотного канала нескольким операторам (пользователям спектра, которым решением ГКРЧ выделена полоса радиочастот указанного спектра). Плату за радиочастотный спектр вносят все его непосредственные пользователи. Совместное использование спектра реализуется через эксплуатацию одного или нескольких РЭС (ВСУ) в составе нескольких сетей связи. Причем общее разрешение позволяет операторам собрать в своих сетях несколько радиочастот (радиоканалов), за которые платят все.
А чтобы совместное использование спектра применялось только для «объединения» полос, а не для его дальнейшей купли-продажи, в Закон о связи вносятся ограничения в части того, что совместное использование спектра может быть осуществлено только между операторами, имеющими аналогичные права на эксплуатацию спектра в других полосах частот и аналогичные лицензии.
К сказанному добавим, что радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот (п. 3 ст. 23 Закона о связи):
Получается, что поправки Федерального закона № 204-ФЗ только конкретизируют ранее узаконенное право совместной эксплуатации радиочастот.
Как регулируется совместное использование?
Базовыми нормами в решении любого организационного вопроса в сфере связи являются положения Закона о связи. Его дополняют подзаконные акты и условия заключенных участниками рынка договоров, которые не должны противоречить вышестоящим правовым актам. Неудивительно, что в Закон о связи вводится понятие соглашения, регулирующего совместное использование радиочастотного спектра.
Это договор о многосубъектном использовании радиочастотного спектра, под которым понимается соглашение между двумя и более пользователями радиочастотным спектром, в соответствии с которым осуществляется совместная эксплуатация радиочастотного спектра в установленном законодательством порядке.
Данный договор должен содержать следующие обязательные условия:
В случае использования радиочастотного спектра для оказания услуг связи стороны договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра должны иметь лицензии на оказание услуг связи одного наименования.
Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС в рамках совместного использования радиочастотного спектра осуществляется при наличии договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра и в порядке, установленном государственной комиссией по радиочастотам, в пределах полос радиочастот, выделенных сторонам договора на одной и той же территории и указанных в договоре о многосубъектном использовании радиочастотного спектра.
При отсутствии договора операторам может быть отказано в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения в рамках совместного использования радиочастотного спектра. Если действие договора прекращено, то утрачивает силу и разрешение на использование радиочастоты или радиочастотного канала, выданное пользователям радиочастотным спектром для целей совместной эксплуатации указанного спектра.
Как радиочастоты могут совместно использоваться?
Отметим: первоначально в Законе о связи планировалось выделить пользователей и субпользователей радиочастотного спектра. Первым присваивалась (назначалась) радиочастота или радиочастотный канал, а вторые заключали договоры с первыми и пользовались указанной частотой или каналом на основании заявления. Но впоследствии законодатели от этого сложноподчиненного разделения операторов отказались, оставив им равноправные роли пользователей радиочастотного спектра. Для наглядности сравним первоначальный и конечный варианты совместного использования радиочастот.
Пример 1
Оператор А имеет РЭС – базовую станцию (БС), которая эксплуатируется им в сети связи. Другие операторы – Б и В – не являются владельцами базовой станции, но используют ее в своих сетях связи. Оператор А имеет право на полосу радиочастот 1, оператор Б – на полосу радиочастот 2, оператор В – на полосу радиочастот 3.
Оператор А – владелец и пользователь РЭС (БС) получает разрешение на использование частот (РИЧ) на канал:
Оператор Б использует РЭС (БС) оператора А и получает РИЧ на канал:
Оператор В использует РЭС (БС) оператора А и получает РИЧ на канал:
В итоге на РЭС используются радиоканалы в трех полосах (РИЧ). А каждый из операторов получает РИЧ в отношении радиоканала в своей полосе в качестве пользователя, а в отношении радиоканалов чужих полос работает как субпользователь.
Как видим, достаточно непростая схема взаимодействия операторов, каждый из которых является и пользователем, и субпользователем радиочастот (каналов). Причем с разрешением на использование частот (РИЧ) тоже запутанный порядок. Проще выдать разрешение сразу всем операторам на все используемые частоты. В таком случае применительно к условиям ранее озвученной практической ситуации:
Если изменить условия примера и предположить, что каждый из операторов имеет РЭС, то тогда они становятся полностью равноправными, а именно: операторы А, Б и В – владельцы и пользователи РЭС (БС) получают разрешение на использование частот (РИЧ) на канал в полосах 1, 2, 3 в качестве пользователей.
Напоминаем: первый вариант организации совместного использования радиочастот так и остался в законопроекте[1], в то время как второй и третий варианты следуют из норм принятого Федерального закона № 204-ФЗ. Причем мы рассмотрели лишь несколько возможных вариантов взаимодействия операторов в рамках совместного использования ими радиочастотного спектра. На практике вариантов больше.
Неспроста в самих поправках способы совместного использования радиочастотного спектра не обозначены, а порядок сотрудничества операторов прописывается в договоре и закрепляется в выданном им государственной комиссией по радиочастотам разрешении на использование радиочастотного спектра.
Как организовать бухгалтерский учет?
Очевидно, что речь пойдет не об учете самого спектра, а о плате за его использование, которая имеет стоимостную оценку и является объектом бухучета. Радиочастотный спектр как актив может быть поставлен только на баланс органа власти, который имеет право им распоряжаться. У операторов связи речь может идти только о расходах, возникающих при пользовании полосами радиочастотного спектра и каналами. Такими расходами являются разовая и ежегодная плата операторов.
Вспомним, как учитываются данные расходы при индивидуальном пользовании операторами связи радиочастотным спектром. Разовая плата может капитализироваться в стоимость нематериального актива. Его срок использования определяется периодом присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала. Обычно это десять лет или меньший заявленный оператором связи срок, но в пределах срока действия соответствующих решений о выделении полос радиочастот. Названный объект НМА (капитализированная разовая плата за использование радиочастотного спектра) как актив способен приносить организации экономические выгоды в будущем, что подтверждается выданным разрешением на использование радиочастотного спектра.
Далее разберемся с тем, как учитывать разовую плату, внесенную за «общее» разрешение на использование радиочастотного спектра, выданного нескольким операторам. Можно обратиться к ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в котором есть норма о том, что объект ОС, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе ОС соразмерно ее доле в общей собственности. В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» такого положения нет, что не мешает бухгалтеру применить озвученное выше правило по аналогии – это разрешается п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В частности, разовые платежи за использование «общего» радиочастотного спектра формируют у каждого оператора стоимость НМА в соответствующей их доле (в абсолютном выражении).
Таким образом, несмотря на то что разрешение на совместное использование спектра выдано всем операторам, в бухгалтерском учете каждый из них имеет право отразить часть своих затрат на оплату данного разрешения как НМА. Если кто-то из них не согласится с описанной методологией и как-то иначе покажет рассматриваемый разовый платеж, это не должно повлиять на учет других операторов. Им ведь не составлять сводную или консолидированную финансовую отчетность группы. А потому каждый самостоятельно решает, как ему более объективно и достоверно отразить свою часть разового платежа за использование радиочастотного спектра.
Пример 2
Три оператора объединились и получили разрешение на совместное использование каналов в нескольких выделенных полосах. Каждый из них уплачивает 1/3 от общего разового сбора за разрешение на совместное использование радиоканалов. Вся разовая плата перечисляется через одного из операторов связи.
Корреспонденция счетов по учету разовой платы у этого оператора будет такой: